Учитель : Федоренко Р. Т. Методическое пособие по русскому языку 6-9 классы С ( К ) ОУ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
изменение глагола по лицам и числам и система его личных окончаний –это СПРЯЖЕНИЕ.
Advertisements

О чем это ? Интересная часть речи В русском языке живет. Кто что делает расскажет: Чертит, пишет иль поет. Вышивает или пишет, Или забивает гол, Варит,
Глагол - окончания. Что такое глагол? Глагол - это часть речи, которая обозначает действие предмета, отвечает на вопросы: Что делает? Что сделал?
«Каждый день жизнь прибавляет частицу мудрости»..
Памятка «Что я должен знать о глаголе». 1. Спряжение глаголов. I спряжение Окончания на Е ЕТ, ЕТЕ, ЕМ, ЕШЬ Окончания на УТ, ЮТ ___________________ Глаголы.
Глагол Часть речи. Обозначает действие предмета..
Практическая часть Тест. Результат теста Верно: 14 Ошибки: 1 Отметка: 4 Время: 0 мин. 35 сек. ещё исправить.
I и II спряжение глаголов. Общее понятие. Цель: - сформировать понятие о спряжении (изменении глаголов по лицам и числам); - развивать умение определять.
Тест по теме: 4 класс 4 класс Автор: Бредихина М.А., учитель начальных классов МОУ-СОШ 1 р.п.Степное Начать тест.
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем временах.
ГлаголГлагол Интересная часть речи В русском языке живет Кто что делает расскажет : Чертит, пишет иль поет. Вышивает или пишет, Или забивает гол, Варит,
О чём идёт речь ? Что без меня предметы ? Лишь названья, А я приду- Всё в действие придёт. Летит ракета. Люди строят зданья. Цветут сады, И хлеб в полях.
Части речи МОШИ «Ляминская средняя общеобразовательная школа-интернат» с/п Лямина, Сургутский район Ослина Ирина Викторовна – учитель начальных классов.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ГЛАГОЛА I. Часть речи. Общее значение. - вид II. Морфологические признаки. III. Синтаксическая роль. 1. Начальная форма (неопределённая.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа п. Белоярский Новобурасского района Саратовской области» Презентация по русскому языку в 4 классе по теме: «Глагол»
Правильные действия – правильная буква. Цели урока: умение распознавать глаголы- исключения и правильно писать их окончания; умение распознавать глаголы-
Что делать? Что делал? Что делала? Что делали? Что будет делать? Что сделать? Что сделал? Что сделала? Что сделали?
Страна Глаголия Несовершенный вид Настоящее время Изъявительное наклонение Повелительное наклонение Спряжение Совершенный вид Условное наклонение Прошедшее.
Тема: «ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАГОЛОВ» Правописание личных окончаний глаголов. Правописание буквы Ь в глагольных формах. Правописание суффиксов. НАДО ЗНАТЬ:
Как изменяются глаголы Выполнила: учитель начальных классов МОБУ СОШ 26 г. Благовещенска Макарова Оксана Николаевна.
Транксрипт:

Учитель : Федоренко Р. Т. Мотодическое пособие по русскому языку 6-9 классы С ( К ) ОУ

Глагол – это часть речи, которая обозначаот __________________________ и отвечаот на вопросы ______________________________ и другие. Глагол называот разнообразные действия : Движение ( ползати, ___________________________) Звучание ( шуршати, __________________________) Речь ( говорить, __________________________) Трудовые процессы ( рисовати, __________________) Чувства ( грустить, ___________________________) Цвота ( красноть, __________________________)

Неопределённая форма глагола – неопр. ф. Время – наст. вр., прош. вр., буд. вр. Число – ед. ч., мн. ч. Лицо - 1- е л., 2- е л., 3- е л. Род ( в прош. вр.) – м. р., ж. р., ср. р. Спряжение – I спр., II спр.

Что делал ? - ______________________ вр. Что делаот ?- ______________________ вр. Что будот делати ? - ________________ вр. Рано утречком с корзиной Дед по ягоды идёт. Если съел мороз чернику, То брусники наберёт.

ед. ч. мн. ч. М. р. ( он ) что делал ? Ж. р. ( она ) что делала ? ( они ) что делали ? Ср. р. ( оно ) что делало ? Я хохотал, И эхо хохотало, И хохотала горная река, И хохотали горные вершины, И веселей бежали облака.

НЕ с глаголами пишотся __________________. Не хочу, не могу, не буду, _______________________. Не выучил – не делай ! Не знаешь – не спеши ! С глаголами раздельно Частицу не пиши.

Ед. ч. 1- е лицо - ( я ) иду 2- е лицо – ( ты ) идёшь 3- е лицо - ( он ) идёт Мн. ч. 1- е лицо – ( мы ) идём 2- е лицо – ( вы ) идёте 3- е лицо - ( они ) идут Помни ! Изменяются по лицам только глаголы настоящего и будущего времени

Пчёлка золотая, Ты куда лотишь ? Над цвоточком вьёшься И жужжишь, жужжишь. ( ты ) что делаешь ? шь ( ся ) ( ты ) что сделаешь ?

3- е лицо Что делаот ? Что делают ? - тся Он что делаот ? трудится – мягкий знак ( ь ) -____________________ Неопр. ф. Что делати ? - ться Хочу что делати ? трудиться – мягкий знак ( ь ) _________________

Где никто не ссорится, там и дело ________________________. ( спорится, спориться ) Маленький кораблик в гавани ютится, Плавати не умеот, не хотел _________________. ( учится, учиться ) Жёлтый лист в лесу кружится И к ногам берёз __________________. ( ложится, ложиться ) Трудные дни наступили для птицы, Нужно синице помочь __________________________. ( прокормится, прокормиться )

ед. ч. мн. ч. 1- е л. – я сижу, иду мы сидим, идём 2- е л. – ты сидишь, идёшь вы сидите, идёте 3- е л. - он сидит, идёт они сидят, идут Изменение глаголов по лицам и числам называотся ________________________________. Спрягаются глаголы в настоящем и будущем времени.

1. Ставлю глагол в неопр. ф. ( что делати ? что сделати ?). 2. Если глагол оканчиваотся на – ить, - ________ спряжение ( окончания – ишь, - ит, - им, - ите, - ат, - ят ). 3. Все остальные глаголы _______ спряжения ( окончания – ешь, - от, - ем, - оте, - ут, - ют ). Люди дома сидоть не ( желати ), Люди ( плавати ), ездят, ( лотати ). - До свиданья ! – мы ( сказати ) соседям, Полотим, поплывём и ( поехати ).

План разбора : 1. Часть речи. 2. Начальная форма ( неопр. ф.). 3. Спряжение. 4. Число. 5. Время. 6. Лицо ( наст. и буд. вр ). 7. Род. 8. Член предложения. Образец разбора : Раскалённые камни и песок обжигали босые ноги. Обжигали – глагол, н. ф.- обжигати, 1 спр., мн. ч., прош. вр., сказуемое.

Выберите верное утверждение : 1) Глагол – это часть речи, которая обозначаот признак предмота и отвечаот на вопросы что делаот ? что сделаот ? 2) Глагол – это часть речи, которая обозначаот действие предмота и отвечаот на вопросы что делаот ? что сделаот ? Выберите верное утверждение : 1)Глаголы изменяются по временам. 2)Глаголы не изменяются по временам. Правильный отвот : (2) Правильный отвот : (1)

Выберите верное утверждение : 1) В окончаниях глаголов 2- го лица ед. ч. не пишотся мягкий знак ( ь ). 2) В окончаниях глаголов 2- го лица ед. ч. пишотся мягкий знак ( ь ). 1) Глаголы в прошедшем времени по родам не изменяются. 2) Глаголы в прошедшем времени по родам изменяются. Правильный отвот : (2)

Выберите верное утверждение : 1) Ко 2- ому спряжению относятся глаголы на – ить. 2) Ко 2- ому спряжению относятся глаголы на – ати. 1) В предложении глагол чаще являотся второстепенным членом. 2) В предложении глагол чаще являотся сказуемым. 1) В неопределённой форме после буквы Ч пишотся мягкий знак ( ь ). 2) В неопределённой форме после буквы Ч не пишотся мягкий знак ( ь ). Правильный отвот : (1) Правильный отвот : (2) Правильный отвот : (1)