Консультация по русскому языку 8 класс Федюшина Валентина Владимировна, учитель русского языка и литературы МОУ «РСШ 1»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовка к сочинению С2.1 (ГИА 2012, 9 класс),.
Advertisements

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему Часть С 2.1.
ГИА 2012 Задание С2.1. Исходный текст – (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика.
КАК ЕГО НАПИСАТЬ?. План написания сочинения-рассуждения: 1.Вступление - тезис 2.Основная часть – 2 аргумента + примеры к ним 3.Заключение - вывод.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Часть С)
Поскольку ваша задача - написать сочинение- рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи. Напомню,
ОГЭ 2014 год - 9 класс.Часть 3 Сочинение на лингвистическую тему Подготовил преподаватель русского языка и литературы Мальчихина М.В.
ТЕМА УРОКА ПОДГОТОВКА К ГИА. (ЗАДАНИЕ С2.1) ОБУЧЕНИЕ СОЧИНЕНИЮ-РАССУЖДЕНИЮ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ.
1. Вступление - тезис 2. Основная часть – аргументы + примеры 3. Заключение - вывод.
Как написать сочинение на лингвистическую тему? Важной задачей такого сочинения является – объяснение (пояснение) в 1-2 предложениях смысла высказывания.
Готовимся к ГИА. Сочинение по заданному тексту - это сочинение-рассуждение о смысле отрывка из исходного текста. Основным содержанием такого сочинения.
Работу выполнили :Курганов Сергей и Александр Даниелов.
Сочинение на лингвистическую тему Готовимся К ГИА.
Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (9 класс) по теме: Презентация "Подготовка к сочинению ГИА на лингвистическую тему"
Учимся писать сочинение- рассуждение на лингвистическую тему ГИА 2015.
Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему.
Подготовка к ГИА: написание части 3 (С 2) Подготовила: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 12 Фиалковская Вероника Петровна.
Сочинение- рассуждение по исходному тексту учебный год.
МАСТЕР КЛАСС. Что такое « сочинение на лингвистическую тему?» Сочинение-рассуждение- это анализ высказывания на теоретическом уровне и подтверждение примерами-аргументами.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего.
Транксрипт:

Консультация по русскому языку 8 класс Федюшина Валентина Владимировна, учитель русского языка и литературы МОУ «РСШ 1»

Тема консультации Написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в 9 классе по модели демоверсии 2012 года»

Цели: повторить и обобщить материал по лексике и грамматике; закрепить и отработать умения и навыки, связанные с умением аргументировать грамматические и лексические явления в тексте; подготовить уч-ся к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в соответствии с форматом ГИА-2012

Орфоэпическая разминка Газопровод Добыла Документ Донельзя Допоздна Досуг Дочиста Добела Дралась Гналась Гражданство Давнишний Дефис Должностей Деяние

Газопров Од Доб Ыла Докум Ент Дон Ельзя ДопозднА Дос Уг ДОчиста ДобелА Драл Ась Гнал Ась Гражд Анство Давн Ишний Деф Ис Должност Ей Де Яние

А5 Укажите слово с чередующейся гласной в корне. 1) написал 2) седых 3) растение 4) замолчал

А6 В каком слове правописание приставки определяется её значением - «приближение»? 1) прибежали 2) прибрежный 3) присела 4) пришить

А7 В каком слове правописание суффикса является исключением из правила? 1) написана 2) сделанный 3) безветренный 4) ветреный

Орфографическая разминка Не…логзимы Фраз…алогзимы С…анонимы Омон…мы Арх…зимы

Орфографическая разминка не Ологзимы фраз Еалогзимы с Ианонимы омон Имы

Лексические понятия Лексическое значение слова Однозначные и многозначные слова Прямое и переносное значение слова Омонимы, сианонимы, антонимы Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении Исторзимы, архазимы, неалогзимы Заимствованные слова Фразеалогзимы

Что изучает лексика? Словарь любого языка – это его лексика. Человек использует в своей речи слова и фразеологические обороты различной стилистической окраски. Лексика всегда выражает мысли, чувства и настроения говорящего (автора).

Что изучает грамматика? Слово грамматика образовано от греческого слова «грамма», что значит «буква», «знак». Сначала под словом грамматика понимали умение (искусство) читать и писать буквы. В настоящее время словом грамматика называют раздел науки о языке, в который входят морфология и синтаксис.

Что изучает морфология? Морфология (греч. «морфе» - форма, «логос» - наука, слово) – раздел грамматики, в котором изучаются слова как части речи. Морфология изучает общие значения и изменения слов.

Что изучает синтаксис? Синтаксис – раздел грамматики, в котором изучается строение и значение синтаксических единиц. Синтаксис – греческое слово, оно означает «составление», «построение». Синтаксис показывает, как соединяются слова в синтаксические единицы. Основные единицы синтаксиса – словосочетание и предложение.

Грамматические понятия Части речи, морфологические (род, число, падеж, разряды, время, лицо, вид, наклонение, склонение, спряжение, неизменяемость) и синтаксические признаки Строение и значение синтаксических единиц: словосочетания и предложения (члены предложения, виды предложений, осложняющие элементы, виды придаточных, способы передачи чужой речи и т. д.)

Сочинение-рассуждение Задание. Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Аргументируя свой ответ, приведите по одному примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего два примера).прочитанного текста, Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Осмысление высказывания Г. Степанова 1.«Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». 2. Словарь языка – лексический состав, лексический запас, лексика, слова и их лексическое значение, словарный состав о чём – тема, содержание думают- мыслят, размышляют, задумываются, предполагают 3. Грамматика – формальный строй языка (словообразование, морфология и синтаксис), образующий вместе с фонетикой и лексикой его целостную систему. как – грамматическая форма ( грамматическое значение и грамматический способ). Грамматическое значение – это то, что нужно выразить. Грамматический способ – это то, чем это выражается.

Структура сочинения- рассуждения

Тезис Тезисом в сочинении С2.1 являются слова Г.Степанова«Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Начать сочинение можно словами Г.Степанова.

Тезис Известный лингвист Г. Степанов утверждает: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Как можно понять это высказывание? (21 слово)

Аргументы «Словарь языка» - это лексика. Все слова имеют собственное лексическое значение. С его помощью человек передаёт свои мысли собеседнику. Но словам ещё необходима и определённая форма, которая служит для выражения грамматических значений. (26 слов)

Как оформлять примеры в сочинении? Во-первых, помните о требованиях к примерам: примеров должно быть не менее 2; примеры должны быть из указанного текста; примеры должны подтверждать разные аргументы; каждый пример должен соответствовать указанному аргументу; пример без указания на аргумент не учитывается.

Контекст 1 – (34)Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка. – (35)Только пикни у нас. – (36)Всё равно нельзя, – горячо и непонятно зашептал мальчик.

Примеры В качестве примера возьмём слово «пикни» (предложение 35). Используя его в переносном значении, большая девочка требует от мальчика не возражать, не возмущаться. То есть значение слова передаёт её мысли, желания. Побуждение (требование) выражается через форму повелительного наклонения глагола «пикнуть». (38 слов)

О чем писать в заключении? Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения. Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ подвести итог, обобщить сказанное, завершить работу, еще раз обратив внимание на самое главное. Вывод должен быть: коротким, но ёмким по содержанию логически связан с предыдущим изложением не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам

заключение В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу, подводя итог вышесказанному, делая выводы из вышеизложенных доказательств и т.д. Помните, что вводные слова всегда выделяются запятой!

Вывод Мы убедились, что лексика и грамматика действительно свидетельствуют, о чём и как думают люди. (14 слов)

Образец сочинения 1 Известный лингвист Г. Степанов утверждает: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Как можно понять это высказывание? «Словарь языка» - это лексика. Все слова имеют собственное лексическое значение. С его помощью человек передаёт свои мысли собеседнику. Но словам ещё необходима и определённая форма, которая служит для выражения грамматических значений. В качестве примера возьмём слово «пикни» (предложение 35). Используя его в переносном значении, большая девочка требует от мальчика не возражать, не возмущаться. То есть значение слова передаёт её мысли, желания. Побуждение (требование) выражается через форму повелительного наклонения глагола «пикнуть». Мы убедились, что лексика и грамматика действительно свидетельствуют, о чём и как думают люди. (104 слова)

Контекст 2 (8)Анна Федотовна уточнила: – (9)Сын успел написать всего одно письмо. (10)А второе написал после его смерти его товарищ. (11)Она протянула руку, взяла с привычного места папку и открыла её.

Аргументы Способы оформления Указать номера предложений ИЛИ использовать цитирование.

Контекст 2 (8)Анна Федотовна уточнила: – (9)Сын успел написать всего одно письмо. (10)А второе написал после его смерти его товарищ. (11)Она протянула руку, взяла с привычного места папку и открыла её.

Примеры В качестве примера возьмём составное глагольное сказуемое «успел написать» (предложение 9). Основное лексическое значение заключается в инфинитиве «написать», т.е. письменно обратиться к кому-то. Вспомогательная часть «успел» выражает дополнительное лексическое значение (конец действия) и грамматические значения: изъявительное наклонение, прошедшее время, единственное число, мужской род глагола.

Образец сочинения 2 Известный лингвист Г. Степанов утверждает: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Как можно понять это высказывание? «Словарь языка» - это лексика. Все слова имеют собственное лексическое значение. С его помощью человек передаёт свои мысли собеседнику. Но словам ещё необходима и определённая форма, которая служит для выражения грамматических значений. В качестве примера возьмём составное глагольное сказуемое «успел написать» (предложение 9). Основное лексическое значение заключается в инфинитиве «написать», т.е. письменно обратиться к кому-то. Вспомогательная часть «успел» выражает дополнительное лексическое значение (конец действия) и грамматические значения: изъявительное наклонение, прошедшее время, единственное число, мужской род глагола. Мы убедились, что лексика и грамматика действительно свидетельствуют, о чём и как думают люди. (104 слова)

Контекст 3 (39)Но и этот громкий голос пролетел, видимо, мимо сознания Анны Федотовны. (40)Она ждала скрипа задвигаемого ящика, вся была сосредоточена на этом скрипе и, когда наконец он раздался, вздохнула с облегчением: – (41)Ступайте, дети.

Примеры В качестве примера возьмём составное именное сказуемое «была сосредоточена» (предложение 40). Именная часть «сосредоточена» передаёт основное лексическое значение: Анна Федотовна была напряжена, «ждала скрипа задвигаемого ящика». Глагол-связка «была» выражает грамматические значения: изъявительное наклонение, прошедшее время, единственное число, женский род.

Образец сочинения 3 Известный лингвист Г. Степанов утверждает: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Как можно понять это высказывание? «Словарь языка» - это лексика. Все слова имеют собственное лексическое значение. С его помощью человек передаёт свои мысли собеседнику. Но словам ещё необходи-ма и определённая форма, которая служит для выражения грамматических значений. В качестве примера возьмём составное именное сказуемое «была сосредоточена» (предложение 40). Именная часть «сосредоточена» передаёт основное лексическое значение: Анна Федотовна была напряжена, «ждала скрипа задвигаемого ящика». Глагол-связка «была» выражает грамматические значения: изъявительное наклонение, прошедшее время, единственное число, женский род. Мы убедились, что лексика и грамматика действитель-но свидетельствуют, о чём и как думают люди. (99 слов)

Задание для самостоятельной работы Напишите доказательную часть сочинения-рассуждения, используя следующие примеры: Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога

Образец Я согласна(сен) с высказыванием известного лингвиста Г. Степанова о том, что «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Лексика (словарный запас языка, который используют люди в речи) отображает представление человека о явлениях действительности, то есть образ его мыслей. Но как выразить свои мысли в речи? Без знания грамматики (раздел лингвистики, который изучает правила построения словосочетаний и предложений) невозможно создать связное высказывание, то есть построить предложение, текст. Связь грамматики и лексики очевидна. Например, используя в предложении….сюда вставить номер предложения, где есть разговорное слово – оно дано в задании В) разговорное слово «…..»сюда вставить слово из задания В1, автор эмоционально воздействует на читателя. А в предложении….. (сюда вставить номер предложения, где есть вводное слово – оно дано в задании В5) автор использует вводное слово «……»сюда вставить вводное слово– оно дано в задании В5, чтобы выразить отношение говорящего к высказываемой мысли. Итак, справедливым является утверждение Г. Степанова: "Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика как они думают". (117 слов)