Подготовка к единому государственному экзамену Подготовка к выполнению части С: написание сочинения – рассуждения Подготовка к выполнению части С: написание.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методика подготовки к ЕГЭ. Написание сочинения.. Этапы работы: 1) ознакомление учащихся с требованиями к сочинению и критериями его проверки; 2) поэтапный.
Advertisements

Проблема – это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования. Категории проблем. 1. Философские проблемы (затрагивают.
Написание сочинения - рассуждения по прочитанному тексту (Часть С ЕГЭ) Из опыта работы Лисовой Э.Т., учителя русского языка и литературы МОУ «Горютинская.
Урок 3 Аргументация собственной позиции. Виды аргументов. Написание сочинения на ЕГЭ.
Цель: формирование коммуникативной компетентности учащихся посредством написания аргументов к сформулированной проблеме. Задачи: Формирование языковой,
Муниципальное образовательное учреждение Плесская средняя общеобразовательная школа Методическое объединение учителей русского языка и литературы Тема:
Осмысление текста по В. Солоухину. Проблема текста. Комментирование проблемы и выявление авторской позиции. Аргументация суждения Игнатова Галина Ивановна.
Написание сочинения на ЕГЭ УРОК 2 Комментирование проблемы и выявление авторской позиции.
Первый этап – внимательно прочитайте текст. Второй этап – формулировка проблемы (вопрос, который решает автор)
Формулировка задания: Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте.
Подготовка к написанию сочинения- рассуждения. Последовательность действий 1. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о чём или о ком говорится.
Как сохранить в себе человека. Подготовка к сочинению – рассуждению на морально – этическую тему в 8 классе.
Основные этапы работы над сочинением на ЕГЭ по русскому языку Формулируем, комментируем, аргументируем.
Ильясова Альфия Абдулловна – учитель русского языка и литературы высшей категории …Люди, которые плохо владеют речью, имеют некоторое право упрекнуть своё.
Подготовка к написанию задания части С ЕГЭ по русскому языку.
внимательно прочитать текст не менее трех раз определить тип и стиль речи определить тему текста ( о чем) выделить проблему (вопрос, волнующий автора)
Цапенко Оксана Владимировна, учитель русского языка и литературы Муниципальное общеобразовательное учреждение ЗОНАЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА.
ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ ЗАДАНИЕ С Консультацию для учащихся 11 класса и их родителей подготовила БЕЛАЯ ЛИДИЯ НИКОЛАЕВНА. БИОКОМБИНАТ, 2010 г.
План сочинения 1.Вступление. 2.Основная часть: - К1 формулировка проблемы; -К2 комментарий к проблеме текста; -К3 способы отражения авторской позиции;
Ваша работа должна показать : 1.насколько глубоко и полно вы поняли смысл текста; 2.способны ли вы зрело судить о проблемах, затронутых в тексте; 3. можете.
Транксрипт:

Подготовка к единому государственному экзамену Подготовка к выполнению части С: написание сочинения – рассуждения Подготовка к выполнению части С: написание сочинения – рассуждения

Этапы работы Ознакомление с требованиями к сочинению и критериями его проверки Ознакомление с требованиями к сочинению и критериями его проверки Поэтапный разбор каждого критерия Поэтапный разбор каждого критерия Работа над композицией сочинения Работа над композицией сочинения Написание и проверка сочинений по разработанным критериям оценивания Написание и проверка сочинений по разработанным критериям оценивания

Этапы разбора содержательных критериев Проблема текста, виды проблем, приемы выделения проблем текста, способы формулирования проблемы Проблема текста, виды проблем, приемы выделения проблем текста, способы формулирования проблемы Комментарий, виды комментария, способ оформления Комментарий, виды комментария, способ оформления Выявление позиции автора и способы её оформления Выявление позиции автора и способы её оформления Аргументация собственной позиции, виды аргументов Аргументация собственной позиции, виды аргументов Работа над композицией сочинения Работа над композицией сочинения

Система уроков Урок 1. Проблема текста Урок 1. Проблема текста Урок 2. Комментирование проблемы и выявление авторской позиции Урок 2. Комментирование проблемы и выявление авторской позиции Урок 3. Аргументация собственной позиции. Виды аргументов Урок 3. Аргументация собственной позиции. Виды аргументов

Урок 1. Проблема текста Ключевые вопросы урока Ключевые вопросы урока - Что такое проблема? - Как выявить проблему? - Как сформулировать проблему текста?

Что такое проблема текста? Проблема текста – это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования Проблема текста – это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования Проблемы могут быть: философские, социальные, политические, экологические, нравственные (этические) и другие Проблемы могут быть: философские, социальные, политические, экологические, нравственные (этические) и другие

ПОМНИТЕ Каким образом проблема касается вас, других людей, всего человечества Каким образом проблема касается вас, других людей, всего человечества Ситуация, описанная в тексте, - это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо абстрактной идеи, рассматриваемой автором Ситуация, описанная в тексте, - это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо абстрактной идеи, рассматриваемой автором Формулируйте проблему так, чтобы она охватывала многие подобные ситуации Формулируйте проблему так, чтобы она охватывала многие подобные ситуации

Два наиболее простых способа формулировки проблемы 1. Проблема какая? 1. Проблема какая? Например: автор размышляет над проблемой воспитания; в тексте поднимается проблема одиночества; Например: автор размышляет над проблемой воспитания; в тексте поднимается проблема одиночества; 2. Формулировка в виде вопроса дает больше возможностей тогда, когда кратко сформулировать проблему текста невозможно. Например: каким должно быть воспитание ребенка? 2. Формулировка в виде вопроса дает больше возможностей тогда, когда кратко сформулировать проблему текста невозможно. Например: каким должно быть воспитание ребенка?

Урок 2. Комментирование проблемы и выявление авторской позиции Что такое комментарий? Что такое комментарий? Каковы типы комментирования текста? Каковы типы комментирования текста? Как выявить и сформулировать авторскую позицию? Как выявить и сформулировать авторскую позицию?

Что такое комментарий текста? Комментарии – рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего – либо. Именно комментарий показывает, насколько глубоко и полно понята проблема, как пишущий сумел увидеть её аспекты, намеченные автором, проследил за ходом авторской мысли Комментарии – рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего – либо. Именно комментарий показывает, насколько глубоко и полно понята проблема, как пишущий сумел увидеть её аспекты, намеченные автором, проследил за ходом авторской мысли

Два типа комментария Текстуальный – объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы Текстуальный – объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы Концепционный – интерпретация проблемы текста, её актуальность, столкновение различных мнений по данному вопросу и т.п. Концепционный – интерпретация проблемы текста, её актуальность, столкновение различных мнений по данному вопросу и т.п. Любой вид комментария должен осуществляться с опорой на текст Любой вид комментария должен осуществляться с опорой на текст

Вопросы для конкретизации содержания комментария Как, на каком материале автор раскрывает проблему? Как, на каком материале автор раскрывает проблему? На чем заостряет внимание? На чем заостряет внимание? Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте? Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте? Какие эмоции автора выражены в тексте? Какие эмоции автора выражены в тексте? Как выражено отношение автора? Как выражено отношение автора?

ПОМНИТЕ Пересказывая, мы говорим о том, что делают герои текста Пересказывая, мы говорим о том, что делают герои текста Комментируя, говорим о том, что делает автор текста Комментируя, говорим о том, что делает автор текста Проблема текста – это вопрос Проблема текста – это вопрос Позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте Позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте

Способы формулирования авторской позиции Позиция автора такова… Позиция автора такова… Автор считает, что… Автор считает, что… Автор стремится донести до читателя мысль… Автор стремится донести до читателя мысль… Автор убеждает нас в том, что… Автор убеждает нас в том, что… В тексте доказывается мысль о том, что… В тексте доказывается мысль о том, что… Основная мысль текста заключается в том, что… Основная мысль текста заключается в том, что…

Урок 3. Аргументация собственной позиции. Виды аргументов Что такое аргументация? Что такое аргументация? Каковы основные виды аргументов? Каковы основные виды аргументов?

Что такое аргументация? Что такое аргументы? Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой – либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседником Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой – либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседником Аргументы – доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения – словом, всё, что может подтвердить тезис Аргументы – доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения – словом, всё, что может подтвердить тезис От тезиса к аргументам можно поставить вопрос ПОЧЕМУ? От тезиса к аргументам можно поставить вопрос ПОЧЕМУ? Аргументы отвечают: ПОТОМУ ЧТО… Аргументы отвечают: ПОТОМУ ЧТО…

Поддерживающая и опровергающая аргументация Аргументы «ЗА» должны быть Аргументы «ЗА» должны быть - правдивыми, опираться на авторитетные источники; - правдивыми, опираться на авторитетные источники; - доступными, простыми, понятными; - доступными, простыми, понятными; - отражающими объективную реальность, соответствующими здравому смыслу - отражающими объективную реальность, соответствующими здравому смыслу

Поддерживающая и опровергающая аргументация Аргументы «ПРОТИВ» должны быть: Аргументы «ПРОТИВ» должны быть: - убедительными; - убедительными; - тактичными и корректными; - тактичными и корректными; - доказывающими, что аргументы, приводимые в поддержку критикуемого тезиса, не выдерживают критики, слабые - доказывающими, что аргументы, приводимые в поддержку критикуемого тезиса, не выдерживают критики, слабые

Типы аргументов Естественные доказательства: Естественные доказательства: - ссылка на общезначимый опыт, который имеет (или мог бы иметь) каждый человек - ссылка на общезначимый опыт, который имеет (или мог бы иметь) каждый человек - свидетельства самого автора сочинения - свидетельства самого автора сочинения - ссылка на авторитет - ссылка на авторитет - пословицы, поговорки - пословицы, поговорки - примеры из художественной литературы - примеры из художественной литературы

Типы аргументов Логические доказательства Логические доказательства - рассуждения с дефиницией - рассуждения с дефиницией - силлогизм - силлогизм - аналогия - аналогия - чувственные аргументы - чувственные аргументы

Что такое дефиниция? Дефиниция – это краткое определение какого – либо понятия, отражающее существенные признаки предмета или явления; толкование слова Дефиниция – это краткое определение какого – либо понятия, отражающее существенные признаки предмета или явления; толкование слова Например: Кто такой писатель? Это человек, который умеет писать? Нет. Писать умеет каждый человек. Может быть, это человек, который пишет правильно? Нет. Правильно писать умеют все образованные люди. Например: Кто такой писатель? Это человек, который умеет писать? Нет. Писать умеет каждый человек. Может быть, это человек, который пишет правильно? Нет. Правильно писать умеют все образованные люди.

Что такое силлогизм? Силлогизм – это умозаключение, в котором из двух суждений (посылок) следует третье суждение (умозаключение) Силлогизм – это умозаключение, в котором из двух суждений (посылок) следует третье суждение (умозаключение) Например: Все люди смертны. Сократ – человек. Следовательно, Сократ смертен. Например: Все люди смертны. Сократ – человек. Следовательно, Сократ смертен.

Что такое аналогия? Аналогия – это умозаключение, при котором свойства, присущие одному объекту, переносятся на другой объект того же класса Аналогия – это умозаключение, при котором свойства, присущие одному объекту, переносятся на другой объект того же класса - физическая аналогия – сопоставление близких или практически тождественных явлений и предметов - физическая аналогия – сопоставление близких или практически тождественных явлений и предметов - образная аналогия – сравнение отдаленных предметов действительности, сходство которых проявляется лишь в процессе сопоставления и имеет ярко выраженный образный характер - образная аналогия – сравнение отдаленных предметов действительности, сходство которых проявляется лишь в процессе сопоставления и имеет ярко выраженный образный характер

ОТ АНАЛИЗА ТЕКСТА - К СОЧИНЕНИЮ

ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ ЗНАТЬ: ЗНАТЬ: - основные этапы работы с текстом - основные этапы работы с текстом УМЕТЬ: УМЕТЬ: - выполнять различные элементы комплексного анализа текста - выполнять различные элементы комплексного анализа текста - создавать отдельные композиционные части сочинения по заданному тексту - создавать отдельные композиционные части сочинения по заданному тексту

Задания части С Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста Сформулируйте позицию автора Сформулируйте позицию автора Напишите, согласны или не согласны с точкой зрения автора прочитанного текста Напишите, согласны или не согласны с точкой зрения автора прочитанного текста Объясните почему Объясните почему Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт