Тема: Финансовые результаты коммерческой организации и методы их анализа.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Финансово-экономические результаты деятельности предприятия.
Advertisements

Статистика прибыли и рентабельности. Анализ эффективности производства предполагает сопоставление затрат и результатов производственной деятель- ности.
Анализ финансовой отчетности предприятия. Платежеспособность предприятия определяется его возможностью и способностью своевременно погашать свои внешние.
Анализ движения денежных потоков Денежный поток – это совокупность распределенных во времени объемов поступления и выбытия ДС в процессе хозяйственной.
Цели финансового анализа. Выявление изменений показателей финансового состояния; Выявление факторов, влияющих на финансовое состояние предприятия; Оценка.
ТЕМА 12: АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 1. Формирование финансовых результатов и задачи анализа прибыли 2. Анализ валовой (маржинальной)
проф., д.э.н. Селезнева Н.Н проф., д.э.н. Селезнева Н.Н.
9. СТАТИСТИКА ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ 9.1. Показатели прибыльности и рентабель- ности Статистическое изучение прибыли Статистическое изучение.
Формирование и Использование прибыли предприятия Выполнила: Ученица 3 курса группы ИЭ-34 Сетракова Яна.
Стратегия и тактика финансового менеджмента. Стратегия - это искусство руководства, планирования, управления, основанное на перспективных прогнозах. С.
ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ. Долгосрочные финансовые цели коммерческих организаций.
Тема 4. Выручка от реализации продукции предприятия.
Прибыль является конечным финансовым результатом предпринимательской деятельности предприятий и в общем виде представляет собой разницу между ценой продукции.
Финансы в проектах 2012 Евгений Плаксенков. Факторы стоимости капитала Инфляция Риск Альтернатива.
ООО « АЙК » 2007 г.. Механизм формирования прибыли ООО «Айк» за гг. Показатели АбсолютноеОтносительное Сумма, тыс. руб. Уд. вес,
БУХГАЛТЕРСКИЙ И УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ Тема 4: « Система финансовых коэффициентов и показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия» © И.В. Депутатова.
Финансовое планирование Долгосрочное (стратегическое) Краткосрочное (оперативное) Д.П. Цель, масштаб, сфера деятельности, задачи предприятия или проекта,
Выпускная квалификационная работа на тему : Анализ финансовых результатов деятельности строительной организации.
Способность организации финансировать свою деятельность. Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования,
Транксрипт:

Тема: Финансовые результаты коммерческой организации и методы их анализа

План лекции 1. Показатели финансовых результатов и задачи анализа 2. Экономические факторы, влияющие на величину прибыли 3. Анализ уровня и динамики финансовых результатов по данным отчетности 4. Анализ чистой прибыли коммерческой организации 5. Факторный анализ прибыли от продаж продукции (работ, услуг) 6. Оценка качества прибыли 7. Показатели рентабельности и методы их расчета 8. Факторный анализ рентабельности продукции и продаж 9. Анализ рентабельности авансированных средств (производственных фондов) 10. Факторный анализ рентабельности капитала (активов) 11. Резервы роста прибыли.

1. Показатели финансовых результатов и задачи анализа Прибыль – это выраженный в денежной форме доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности. Главная цель управления прибылью - максимизация благосостояния доходов собственников

Функции управления прибылью Разработка целенаправленной комплексной политики управления прибылью предприятия Создание организационных структур, обеспечивающих принятие решений по прибыли в различных уровнях Формирование информационных систем, обеспечивающих обоснование управленческих решений Осуществление анализа различных аспектов формирования и использования прибыли Разработка системы стимулирования формирования прибыли и его эффективного использования Осуществление эффективного контроля за принятыми решениями

Виды анализа прибыли: итоговый и прогнозный Цель итогового анализа : дать количественную оценку причин, вызвавших изменение прибыли, налоговых платежей из прибыли в бюджет, выявить влияние издержек на изменение прибыли или влияние на прибыль изменения цен, вызванных рыночной конъюнктурой. Цель прогнозного анализа: состоит в расчетах и обосновании максимальной прибыли на основе сопоставления различных вариантов получения прибыли в будущем.

Основные задачи анализа прибыли: 1. Систематический контроль за формированием финансовых результатов; 2. Определение влияния объективных и субъективных факторов на финансовые результаты; 3. Выявление резервов увеличения суммы прибыли и уровня рентабельности, прогнозирование их величины; 4. Разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

Структурно-логическая модель формирования показателей прибыли

Валовая прибыль Управленческие и коммерческие расходы Прибыль от продаж Сальдо прочих доходов и расходов Прибыль до налогообложения Налог на прибыль и пр. платежи Выручка от продаж Себестоимость Чистая прибыль

Показатели прибыли Чистая прибыль Бухгалтерская (общая, балансовая) прибыль, прибыль до налогообложения Налогооблагаемая прибыль Прибыль от продажи (реализации) продукции, работ, услуг Маржинальная прибыль Валовая прибыль

Прибыль на акцию (Earning per ordinary share) EPOS= (Чистая прибыль - дивиденды по привилегированным акциям) / число обыкновенных акций

Прибыль на акцию (Earning per ordinary share) является одним из важнейших показателей, влияющих на рыночную стоимость организации. Показывает долю чистой прибыли (в денежных единицах), приходящуюся на одну обыкновенную акцию.

Дивиденды на акцию (Dividends per ordinary share) DPOS= Дивиденды по обыкновенным акциям / Число обыкновенных акций Показатель отражает сумму дивидендов, распределяемых на каждую обыкновенную акцию.

Соотношение цены акции и прибыли (Price to earnings), раз P/E = Рыночная цена акции / EPOS Показывает сколько денежных единиц согласны платить акционеры за одну денежную единицу чистой прибыли организации. Он также отражает, насколько быстро могут окупиться инвестиции в акции организации.

Классификация показателей прибыли

По порядку формирования Валовая прибыль Маржинальная прибыль Прибыль до налогообложения Чистая прибыль По источникам формирования Прибыль от продажи продукции (работ, услуг) Прибыль от реализации имущества Прочие доходы и расходы

По видам деятельности Прибыль от текущей деятельности (операционная прибыль) Прибыль от инвестиционной деятельности Прибыль от финансовой деятельности По периодичности поступления Прибыль регулярная Прибыль чрезвычайная Прочие доходы и расходы

По направлениям использования Капитализированная прибыль Потребляемая прибыль

Показатели финансовых результатов, используемые в зарубежной практике earnings before interest and taxes (EBIT) - прибыль до выплаты процентов и налога на прибыль; earnings before interest, taxes, deprecation and amortization (EBITDA)-прибыль до вычета амортизации, выплаты процентов и налога на прибыль; сумма-чистой прибыли и амортизации - показатель денежного потока, «очищенного» от обязательств - процентов за кредит и налоговых платежей.

EBIT( earnings before interest and taxes) используется для определения: величины дохода, покрывающего задолженность перед бюджетом (по налогу на прибыль) и кредиторами (в части расходов по обслуживанию долга, отражаемых в составе прочих расходов) и достаточного для формирования чистой прибыли как источника финансирования расширенного воспроизводства и выплаты дивидендов; доходности активов при осуществлении инвестиционных мероприятий в сравнении со средневзвешенной стоимостью капитала; влияния роли финансовых факторов (доли заемных средств в структуре капитала и процентной ставки за пользование заемными средствами) на чистую прибыль и рентабельность собственного капитала; значений коэффициента покрытия расходов по обслуживанию долга (доход до выплаты процентов и налога на прибыль (проценты к уплате)).

EBITDA (earnings before interest, taxes, deprecation and amortization) На его основе рассчитывается коэффициент покрытия как доля EBITDA в выручке от продажи

Сумма-чистой прибыли и амортизации - показатель денежного потока характеризует величину дохода, остающегося в распоряжении организации на цели простого и расширенного воспроизводства, на выплату доходов собственникам; используется в анализе движения денежных средств, выполняемом косвенным методом, и увязывает чистую прибыль с изменением денежных средств; в сопоставлении с учетной стоимостью активов рассчитывается как коэффициент, характеризующий возможности самофинансирования хозяйственной деятельности.

NOPAT чистая операционная прибыль после налогообложения. Это прибыль после налогообложения, которая была бы у компании, если бы у нее не было задолженности и инвестиций в неоперационные активы. Поскольку эта величина исключает влияние финансовых решений, она является лучшей мерой эффективности операций компании, чем чистая прибыль.

Таким образом NOPAT показывает сколько бы зарабатывало предприятие, если бы не имело долгов и финансовых инвестиций, то есть занималось бы только основной деятельностью за счет собственного капитала.

Экономический и бухгалтерский подходы к определению прибыли Бухгалтерская прибыль - положительная разница между доходами организации, принимаемыми как приращение совокупной стоимостной оценки ее активов, сопровождающееся увеличением капитала собственников, и ее расходами, понимаемыми как снижение совокупной стоимостной оценки активов, сопровождающееся уменьшением капитала собственников, за исключением результатов операций, связанных с преднамеренным изменением этого капитала.

Экономическая прибыль –это прирост (уменьшение) капитала собственников, имевший место в отчетном периоде. Данный показатель можно определить как прибыль после уплаты налогов за вычетом расходов на финансирование инвестированного (вложенного) капитала. Этот измеритель деятельности тесно связан с ценностью для акционеров.

Экономическая прибыль = Прибыль после уплаты налогов – Плата за инвестированный капитал EP = NOPAT – IК WACC WACC (Weighted Average Cost of Capital) - средневзвешенная стоимость привлечения капитала. WACC = w i d i, где di – доля i-го источника средств, wi - цена i-го источника средств

Альтернативный способ расчета экономической прибыли (спрэд): EP = (ROCE - WACC ) IK где, ROCE (Return On Common Equity)- рентабельность обыкновенного акционерного капитала вычисляется как отношение чистой прибыли за вычетом дивидендов по привилегированным акциям к обыкновенному акционерному капиталу, ROCE или ROI (Return on Investment ).

Положительная величина экономической прибыли означает, что ценность была создана, отрицательная – ценность была разрушена.

Недостатки показателя экономической прибыли обусловлены использованием бухгалтерской отчетности для расчета показателей прибыли и рентабельности, инвестированного капитала

использование исторических цен для оценки активов и обязательств, влияние инфляции, отсутствие учета временного фактора, отсутствие в балансе таких важнейших для долгосрочного развития компании инвестиций, как создание новых брендов, имиджа компании, формирование высококвалифицированной команды специалистов и др.

Экономическая добавленная стоимость ( EVA) Является развитием показателя ЕР Экономическая добавленная стоимость – это метод измерения финансового состояния компании, который высчитывает реальный экономический доход.

EVA можно рассчитать как разницу между чистой операционной прибылью после налогообложения и альтернативной стоимостью инвестированного капитала, т.е. по той же формуле, что и ЕР, но с учетом корректировок. EVA = NOPAT скорректированная – IKскорректированный WACC EVA = (ROCE скорректированная - WACC ) IK

Корректировки величины операционной прибыли Из бухгалтерских расходов исключают расходы, которые способны обеспечить получение долгосрочных выгод: затраты на НИОКР, маркетинг, подготовку персонала и др.

Корректировки величины инвестированного капитала Оценка капитала по рыночной стоимости, Капитализация ряда расходов, таких как НИОКР, что позволяет учитывать не только инвестиции в существующие активы. Но и их потенциальный рост.

Корректировки величины инвестированного капитала Оценка капитала по рыночной стоимости, Капитализация ряда расходов, таких как НИОКР, что позволяет учитывать не только инвестиции в существующие активы. Но и их потенциальный рост.

Расчет величины WACC должен основываться на рыночных, а не на балансовых оценках собственного и заемного капитала.

Основным отличием показателя ЕР от EVA является база для их расчета. Показатель ЕР (как более ранний) базируется на данных бухгалтерской отчетности Показатель EVA основывается на использовании скорректированных данных для расчета всех составляющих формулы

Основная идея и смысл показателя EVA заключается в том, что капитал компании должен работать с такой эффективностью, чтобы обеспечить норму доходности, требуемую инвестором, акционером или другим собственником на вложенный капитал.

EVA > 0 EVA = 0 EVA < 0 Означает создание дополнительной стоимости. ROCE > WACC отдача от вложений соответствует требуемой ставке доходности. ROCE = WACC Происходит разрушение стоимости. ROCE < WACC

Рыночная добавленная стоимость MVA (Market Value Added) MVA –критерий создания стоимости, рассматривающий в качестве последней рыночную капитализацию и рыночную стоимость долгов компании. MVA является по существу дисконтированной стоимостью всех EVA, которые компания получит в будущем.

MVA рассчитывается как разница между рыночной ценой капитала и инвестированным в компанию капиталом: MVA= Рыночная стоимость долга + рыночная капитализация - совокупный капитал MVA= Рыночная стоимость собственного капитала (капитализация) – балансовая величина собственного капитала, или чистые активы. *

* Такой расчет является обоснованным при использовании отчетности по МСФО.

2. Экономические факторы, влияющие на величину прибыли

Внешние факторы: рыночно-конъюнктурные факторы (диверсификация деятельности организации, повышение конкурентоспособности в оказании услуг, организация эффективной рекламы новых видов продукции, уровень развития внешнеэкономических связей, изменение тарифов и цен на поставляемые продукцию и услуги в результате инфляции); хозяйственно-правовые и административные факторы (налогообложение; правовые акты, постановления и положения, регламентирующие деятельность организации, государственное регулирование тарифов и цен).

Внутренние факторы: материально-технические (использование прогрессивных и экономичных предметов труда, применение производительного технологического оборудования, проведение модернизации и реконструкции материально-технической базы производства); организационно-управленческие (освоение новых, более совершенных видов продукции и услуг, разработка стратегии и тактики деятельности и развития организации, информационное обеспечение процессов принятия решения); экономические факторы (финансовое планирование деятельности организации, анализ и поиск внутренних резервов роста прибыли, экономическое стимулирование производства, налоговое планирование); социальные факторы (повышение квалификации работников, улучшение условий труда, организация оздоровления и отдыха работников).

На изменение прибыли оказывают влияние различные факторы Общая прибыль (до налогообложения) Прибыль (убыток) от продаж Изменение объема продаж Изменение структуры реализации Изменение себестоимости (расходов) Изменение цен на продукцию Прочие доходы и расходы Проценты к получению и уплате Финансовый результат от реализации имущества Налоги, учитываемые при расчете прибыли Внереализационные результаты

3. Анализ уровня и динамики финансовых результатов по данным отчетности

Анализ начинают с изучения состава, структуры и динамики показателей прибыли по данным отчетности. Необходимо изучить каждое отклонение от плана и выявить конкретные причины, в первую очередь, возникновения убытков. Следует рассмотреть структуру прибыли предприятия, изменение доли отдельных составляющих в общей величине прибыли.

Для правильности выводов об устойчивости темпов роста прибыли необходимо обеспечить сопоставимость показателей. Это можно сделать путем пересчета базисной прибыли на индекс цен. Индекс роста цен определяется по формуле I z = q 1z 1 / q 1z 0, где q 1 - выпуск продукции в отчетном периоде в натуральных единицах измерения, z 1 - цена единицы продукции в отчетном периоде, z 0 - цена единицы продукции в базисном периоде.

4. Анализ чистой прибыли коммерческой организации Чистая прибыль - прибыль после уплаты налога на прибыль и приравненных платежей

Методом цепных подстановок можно определить влияние основных факторов на динамику чистой прибыли: NP = Робщ – Рналог Кнал – РР, где, NP – чистая прибыль, Р общ – прибыль до налогообложения, Р налог – налогооблагаемая прибыль, К нал – ставка налога на прибыль, РР – приравненные платежи.

Коэффициент капитализации = Ркап. / NР Коэффициент потребления = Рпотр. / NР Темп устойчивого роста (Тур) определяется по формуле: Тур = (NР - Рпотр) / Е, Где Е – собственный капитал.

5. Факторный анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг) Прибыль является комплексным качественным показателем, на который влияет большое количество внутренних и внешних факторов.

Структурно-логическая модель факторного анализа прибыли от операционной деятельности Прибыль от продаж Объем продаж Изменение переходящих запасов готовой продукции Изменение остатков отгруженной продукции Объем выпуска продукции Структура продаж Цены реализации Качество продукции Конъюнктура рынка Рынки сбыта Инфляция Сроки реализации продукции Себестоимость продукции Ресурсоемкость продукции Цены на ресурсы Сумма постоянных затрат Объем выпуска продукции

Все многочисленные хозяйственные факторы при анализе прибыли от продаж группируются следующим образом: изменение объема реализованной продукции; структурные сдвиги в составе продукции (при различном уровне рентабельности отдельных изделий); изменение себестоимости (в том числе производственной себестоимости, коммерческих и управленческих расходов); изменение цен на продукцию.

Исходные данные для факторного анализа прибыли от продаж товарной продукции Показатели По плану По плану на фактически реализован ную продукцию Фактически 1. Выручка от продаж S 0 = q i0 z i0 S стр = q i1 z i0 S 1 = q i1 z i1 2. Полная себестоимость продукции С полн. 0 = q i0 с i 0 С полн. стр = q i1 с i 0 С полн.1 = q i1 с i1 3. Прибыль от продаж (стр.1- стр.2) Р0Р0 Р стр Р1Р1

1. Изменение объема реализованной продукции Р объем = Р 0 (Т S -1)

2) Структурные сдвиги в составе продукции Изменение структуры продукции сказывается на величине прибыли из-за разной рентабельности отдельных изделий. P стр = Р стр – Р 0 Т S

3) Изменение себестоимости РП Влияние данного фактора определяется сопоставлением показателей фактической себестоимости с плановой того же (фактического) объема продукции P себ. = - (С полн 1 – С полн стр )

4) Изменение цен на продукцию Влияние данного фактора рассчитывается путем определения разницы между показателями отчетной и плановой выручки от реализации фактически произведенной продукции. P цен = S 1 – S стр.

Влияние на величину отклонений фактической прибыли от плановой рассмотренных выше факторов обобщим: P = Р объем + P стр + P себ + P цен

6. Оценка качества прибыли

Реальная величина прибыли может значительно отличаться от номинальной, отраженной в бухгалтерской отчетности. Это объясняется особенностями порядка ведения бухгалтерского учета, составления бухгалтерской отчетности и требованиями налогового законодательства. Цель оценки качества прибыли состоит в прогнозировании "зарабатывающей" способности предприятия, определении возможности сохранения и повышения темпов роста прибыли.

Основные направления изучения качества прибыли : 1. достоверность (реальность), 2. влияние учетной политики на формирование финансовых результатов, 3. стабильность основных элементов общей прибыли, 4. деловой имидж администрации.

Прибыль возникает только в том случае, если в течение отчетного периода имел место реальный рост собственного капитала. Для оценки качества прибыли может быть использовано так называемое "золотое правило экономики предприятия": прибыль должна возрастать более высокими темпами, чем объемы реализации и имущества предприятия. Тp Ts Tк

Показатели для оценки качества прибыли Сигнальные показатели качества прибыли Формула расчета Оценка качества прибыли Процентная ставка по кредитам Совокупные издержки по кредитам/Сумма кредитов Высокое значение свидетельствует о низком качестве прибыли 2. Доступность заемных средств в будущем Кредиты и займы, не погашенные в срок/ Кредиты и займы, полученные в отчетном периоде то же 3. Состояние расчетов с кредиторами Просроченная кредиторская задолженность/ Всего кредиторская задолженность (остатки или возникло обязательство) то же

Сигнальные показатели качества прибыли Формула расчета Оценка качества прибыли Динамика чистой рентабельности продаж Чистая прибыль/Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг Низкое значение свидетельствует о низком качестве прибыли 5. Динамика произвольных (дискреционных) затрат (прочие затраты) Прочие затраты/Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, услуг Высокое значение свидетельствует о низком качестве прибыли 6. Коэффициент платежеспособности Остаток денежных средств на начало периода + поступило денежных средств за отчетный период/Расход (направлено) денежных средств Низкое значение свидетельствует о низком качестве прибыли

Сигнальные показатели качества прибыли Формула расчета Оценка качества прибыли Коэффициент укрепления платежеспособности а) Поступило денежных средств/Чистая прибыль б) Неплатежи на начало периода/Неплатежи на конец периода То же 8. Производственный леверидж (рычаг) Темпы прироста прибыли от реализации продукции/Темп прироста объема продаж в натуральном выражении Высокое значение свидетельствует о высоком риске неполучения дохода, то есть о низком качестве прибыли 9. Финансовый левиридж Темп прироста чистой прибыли/Темп прироста прибыли от реализации продукции То же

Сигнальные показатели качества прибыли Формула расчета Оценка качества прибыли 10. Запас финансовой прочности Рентабельность затрат фактическая/Рентабельность затрат расчетная, с учетом уровня инфляции и длительности производственно- коммерческого цикла Низкое значение свидетельствует о высоком качестве прибыли 11. Коэффициент достаточности прибыли (предприятие имеет рентабельность выше отраслевой) Расчетная прибыль/Чистая прибыль (расчетная прибыль=норма отраслевой рентабельности * валюта баланса Высокое значение свидетельствует о высоком качестве прибыли 12. Структура прибыли (рентабельности продукции) по видам продукции (работ, услуг) Удельный вес высокорентабельной продукции в общем объеме продаж Повышение доли рентабельных изделий свидетельствует о высоком качестве прибыли

7. Показатели рентабельности и методы их расчета Рентабельность - один из основных стоимостных качественных показателей эффективности производства на предприятии, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования средств в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг). Показатель рентабельности характеризует относительную доходность или прибыльность, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала.

Классификация показателей рентабельности Показатели рентабельности показатели доходности продукции показатели доходности имущества или используемого капитала показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств

Система показателей рентабельности Показатели доходности продукции Рентабельность продукции = Прибыль от продаж / Себестоимость продаж Рентабельность продаж = Прибыль от продаж / Выручку от продаж

Показатели рентабельности продаж в зарубежной практике GPM (норма валовой прибыли или валовая рентабельность реализованной продукции) GPM=вал.прибыль/выручка= (S-COGS)/S. S –выручка, COGS – себестоимость реализованной продукции OIM (операционная рентабельность) OIM = операц.прибыль/выручка= (S-COGS- ОЕ)/S, ОЕ-операционные расходы. NPM (чистая рентабельность реализованной продукции) NPM= чистая прибыль/выручка от реал.= PN/ S

Показатели доходности имущества или капитала Фондорентабельность (рентабельность внеоборотных активов) = Прибыль / Стоимость внеоборотных активов

Рентабельность производства или авансированных средств = Прибыль / (Среднегодовая стоимость основных средств + Средние остатки нормируемых оборотных средств) Общая рентабельность капитала (экономическая рентабельность) = Прибыль / Стоимость активов ROA=(PN +In)/A, где In –проценты к уплате

Рентабельность активов (рентабельность предприятия, общая рентабельность производства, Return on Assets, ROA) показатель рентабельности, характеризующий эффективность использования всего имущества предприятия.

ROA= Income/ Assets где ROA – рентабельность активов Income – чаще всего чистая прибыль Assets – средняя за год величина всех активов предприятия.

Рентабельность суммарных активов (ROTA, Return on Total Assets) это показатель рентабельности, отображающий эффективность использования долгосрочно всех активов предприятия без учета налогов и процентов по займам. Рентабельность суммарных активов вычисляется как отношение прибыли предприятия (EBIT) к среднегодовой величине баланса предприятия.

ROTA= EBIT/ Assets ROTA – рентабельность суммарных активов, EBIT – прибыль до вычета налогов и процентов (операционная прибыль), Assets – активы предприятия Показатель ROTA похож на ROA лишь с тем отличием, что при вычислении ROTA используется операционная, а не чистая прибыль.

ROI (Return on Investment) – коэффициент окупаемости инвестиций. Этот показатель является одним из основных способов измерения эффективности вложений. Рентабельность инвестиционного капитала

Рентабельность инвестиционного капитала(перманентного) = Прибыль / (Собственный капитал + Долгосрочные обязательства) ROI=(PN +In)/(Ct – CL), где In –проценты к уплате Ct – совокупный капитал по пассиву, CL – краткосрочные пассивы.

Рентабельность инвестированного капитала (Return on Invested Capital ROIC) - отношение операционной прибыли за вычетом скорректированных налогов (NOPAT) к среднегодовой величине собственного капитала и долгосрочных займов.

ROIC= NOPAT/ Invested Capital, Где ROIC – рентабельность инвестированного капитала, NOPAT – операционная прибыль за вычетом скорректированных налогов, Invested Capital – инвестированный капитал.

Скорректированные налоги – это те налоги, которые имеют отношение к операционной деятельности предприятия. Таким образом NOPAT показывает сколько бы зарабатывало предприятие, если бы не имело долгов и финансовых инвестиций, то есть занималось бы только основной деятельностью за счет собственного капитала.

Инвестированный капитал вычисляется двумя способами. В отечественной литературе инвестированный капитал равен сумме собственного капитала и долгосрочных займов. Западные источники рекомендуют вычислять инвестированный капитал как разность между балансом, беспроцентными обязательствами и наличными: Invested Capital = BV – (cash + non-interest-bearing liabilities) Таким образом рентабельность инвестированного капитала (ROIC) дает понятие от том насколько эффективно менеджмент предприятия инвестирует средства в основную деятельность предприятия.

Финансовая рентабельность (рентабельность собственного капитала) = Чистая прибыль / Стоимость собственного капитала ROE = PN/E, где Е-СК. Рентабельность чистых активов по чистой прибыли = Чистая прибыль / Стоимость чистых активов

Рентабельность собственного капитала (Return of Equity, ROE) показатель рентабельности, характеризующий доходность акционерного капитала. ROE = Net Income / Equity

ROE – рентабельность активов Net Income – чистая прибыль Equity – средняя за год величина всего акционерного капитала предприятия

Рентабельность обыкновенного акционерного капитала (Return On Common Equity, ROCE) который вычисляется как отношение чистой прибыли за вычетом дивидендов по привилегированным акциям к обыкновенному акционерному капиталу. ROCE=(Net Income- Preferred Dividends) / Common Equity

ROCE – рентабельность обыкновенного акционерного капитала, Net Income – чистая прибыль, Preferred Dividends – дивиденды по привилегированным акциям, Common Equity – средняя за год величина обыкновенного акционерного капитала.

Показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств Рентабельность продаж, рассчитанная на основе притока наличных денежных средств Рентабельность капитала, рассчитанная на основе притока наличных денежных средств Рентабельность собственного капитала, рассчитанная на основе притока наличных денежных средств

8. Факторный анализ рентабельности продукции

На уровень рентабельности продукции влияют: изменение структуры, себестоимости продукции, в том числе изменение цен на сырье и материалы, отпускных цен на продукцию и прочие факторы. Методика расчета факторов изменения рентабельности реализованной продукции способом цепных подстановок представлена в таблице.

Таблица Факторный анализ рентабельности продукции Показатели По плану По отчету по плану на фактический объем и ассортимент в плановых ценах фактически при плановых ценах на материалы и продукцию фактически при плановых ценах на реализацию продукции фактически в действующих ценах 1. Выручка от реализации продукции SoSo S S S S1S1 2. Себестоимость реализованной продукции CoCo C str CsCs CsCs C1C1 3. Прибыль от реализации P no P nstr P ns P nz P n1 4. Рентабельность продукции R no R nstr R ns R nz R1R1

Продолжение таблицы Показатели По плану По отчету по плану на фактический объем и ассортимент в плановых ценах фактически при плановых ценах на материалы и продукцию фактически при плановых ценах на реализацию продукции фактически в действующих ценах Факторы 1. Изменение структуры ассортимента реализованной продукции ( R str) х R nstr – R no ххх 2. Изменение себестоимости реализованной продукции ( R s) хх R ns - R nstr хх 3. Изменение цен на сырье и материалы ( R zm) ххх R nz - R ns х 4. Изменение цен на продукцию ( R zp) хххх R 1 - R nz

9. Анализ рентабельности авансированных средств (производственных фондов)

Показатель рентабельности производства, увязывая полученную общую прибыль с величиной производственных фондов, характеризует экономическую отдачу вложенных (авансированных) средств. В процессе анализа формула показателя рентабельности производственных фондов должна быть преобразована.

Факторная модель рентабельности авансированных средств (производсственных фондов)

Где - зарплатоемкость продукции; - материалоемкость продукции; - амортизациоемкость продукции; - фондоемкость продукции по основным производственным фондам; - фондоемкость продукции по оборотным средствам (коэффициент закрепления оборотных средств); Р – общая прибыль; F – средняя за период стоимость основных фондов; Е - средние остатки материальных оборотных средств; - рентабельность продаж; - затраты на 1 рубль продукции по полной себестоимости.

10. Факторный анализ рентабельности капитала (активов)

Одним из основных обобщающих показателей оценки эффективности использования средств предприятия является коэффициент прибыльности (доходности), представляющий собой отношение прибыли к капиталу, инвестированному для получения этой прибыли. Общая формула расчета коэффициента прибыльности может быть представлена следующим образом: Рентабельность капитала = Прибыль(доход) / Инвестиции.

Структурно-логическая модель факторного анализа рентабельности капитала (активов) КОЭФФИЦИЕНТ прибыльности общего капитала 1. Коэффициент прибыльности реализованной продукции 2. Коэффициент оборачиваемости общего капитала 1.1 Прибыль от реализации продукции 1.2. Объем реализованной продукции (выручка от продаж) 2.1 Объем реализации 2.2 Общий капитал Выручка от продаж Полная себестоимость реализованной продукции Производственна я себестоимость Коммерческие расходы Основные средства Основной капитал Прочие долгосрочные активы Нематериальн ые активы Оборотный капитал Материальные оборотные средства Денежные средства Дебиторская задолженность и прочие активы

Модель Дюпона Модифицированным факторным анализом рентабельности является модель Дюпона. Схема финансового анализа по методике корпорации Дюпон демонстрирует зависимость показателя "рентабельность активов« (капитала) от ряда факторов, взаимосвязанных в единой системе. Выражение, описывающее эту взаимосвязь и называемое формулой Дюпона, имеет вид: Ra = Rn * Kob, где Ra - рентабельность активов (капитала), Kob - ресурсоотдача, отдача или оборачиваемость активов.

Используя формулы расчета показателей, включенных в модель, последнюю можно представить следующим образом:

где А- общая величина активов (валюта баланса). Формула позволяет определить значение входящих в нее показателей обеспечения рентабельности активов и выявить причины достигнутого уровня прибыльности активов.

10. Резервы роста прибыли.

Резервы роста прибыли - это количественно измеримые возможности ее дополнительного получения. Они выявляются как на стадии планирования, так и в процессе выполнения планов.

Этапы поиска резервов Этапы поиска резервов : Аналитический (выявляют и количественно оценивают резервы), Организационный (разрабатывают комплекс инженерно-технических, организационных, экономических и социальных мероприятий, обеспечивающих использование выявленных резервов), Функциональный (практически реализуют мероприятия и ведут контроль за их выполнением).

Таблица Основные резервы роста прибыли от реализации продукции Наименование резерва Формула расчета Условные обозначения Увеличение объема реализации Pпл= Ri* Ki Pпл= RN * N где Pпл -резерв увеличения прибыли за счет роста объема продаж, Ri -плановая сумма прибыли на единицу i- го вида продукции, Ki - возможный резерв увеличения объема продаж i-го вида продукции. где RN - рентабельность продукции, рассчитанная как P1/ N1, P1 - фактическая прибыль, N1- фактическая выручка от реализации продукции, N -возможное увеличение объема реализованной продукции. 2. Снижение затрат на производство и реализацию продукции. Pс= Z *(N1+ N) Pc = ( Ci*(Ki+ Ki)) Pcj= C1j-Cpj где Z -возможное снижение затрат на рубль продукции; Ci - резерв снижения себестоимости i-го изделия, Ki - фактический объем реализации i-го изделия в отчетном периоде; где Pcj - резерв снижения себестоимости продукции за счет j -го вида ресурсов, C1j и Cpj - соответственно фактический и потенциальный уровни использования j-го вида производственных ресурсов. Наименование резерва Формула расчета Условные обозначения Увеличение объема реализации Pпл= Ri* Ki Pпл= RS * S где Pпл -резерв увеличения прибыли за счет роста объема продаж, Ri -плановая сумма прибыли на единицу i- го вида продукции, Ki - возможный резерв увеличения объема продаж i-го вида продукции. где RS - рентабельность продукции, рассчитанная как P1/ S1, P1 - фактическая прибыль, S1- фактическая выручка от реализации продукции, S -возможное увеличение объема реализованной продукции. 2. Снижение затрат на производство и реализацию продукции. Pс= Z *(S1+ S) Pc = ( Ci*(Ki+ Ki)) Pcj= C1j-Cpj Pc= Pcj. где Z -возможное снижение затрат на рубль продукции; Ci - резерв снижения себестоимости i-го изделия, Ki - фактический объем реализации i-го изделия в отчетном периоде; где Pcj - резерв снижения себестоимости продукции за счет j -го вида ресурсов, C1j и Cpj - соответственно фактический и потенциальный уровни использования j-го вида производственных ресурсов.

Продолжение таблицы Улучшение качества продукции Pk= ( ( Yk*Bk))*(S1+ S) где Pk - прирост прибыли за счет улучшения качества товарной продукции, Yk - изменение удельного веса каждого сорта (кондиции), Bk - отпускная цена каждого сорта (кондиции). В заключение анализа необходимо обобщить все выявленные резервы роста прибыли и разработать план мероприятий по их реализации.