Трансфертное ценообразование и налогообложение с 2012 года. Кузьмина Надежда Александровна советник отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
© МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ВЗАИМОЗАВИСИМОСТИ КОНТРАГЕНТОВ И КОНТРОЛИРУЕМОСТИ СДЕЛОК ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.
Advertisements

Министерство образования Нижегородской области Государственное бюджетное образовательное учреждение Нижегородский государственный инженерно-экономический.
1 Заместитель начальника Управления трансфертного ценообразования и международного сотрудничества ФНС России А.И.Сухова Обзор важных законодательных изменений.
Контроль за трансфертным ценоообразованием в целях налогообложения: новое в российском законодательстве и зарубежная практика Гончаренко Любовь Ивановна.
Техника безопасного трансфертного ценообразования: ответы на главные вопросы Кизимов Андрей Сергеевич, к. э. н., начальник отдела департамента налоговой.
Контроль трансфертного ценообразования при экспортных операциях 31 октября 2008 года.
Тема 6. Налоговые последствия применения различных договорных условий. Защита позиции налогоплательщика Лекция 15. Налоговые последствия применения различных.
Стоимость сделки. Содержание Общие правила, Взаимозависимые стороны, Цена уплаченная или подлежащая уплате, Введение в трансфертное ценообразование.
Тема 7: Определение стоимости товара при экспертной оценке в таможенных лабораториях.
КРУЖОК ФИНАНСОВОГО ПРАВА 6 марта 2012 Налоговые последствия сделок между взаимозависимыми лицами: новый механизм контроля трансфертных цен Докладчик: канд.
Упрощённая система налогообложения УСНО была введена Законом РФ от 29 декабря 1995 г. 222-ФЗ «Об упрощённой системе налогообложения, учёта и отчётности.
Формирование и Использование прибыли предприятия Выполнила: Ученица 3 курса группы ИЭ-34 Сетракова Яна.
Антимонопольный контроль. Понятие, основания, объекты антимонопольного контроля. Критерии антимонопольного контроля.
Трансфертное ценообразование при осуществлении внешнеэкономической деятельности предприятий 2014 г.
Тема 3. Отчет о финансовых результатах. Финансовые результаты деятельности организации в виде при­былей и убытков определяются путем сопоставления ее.
© 2012 Central Asian Tax Research Center Владимир Тютюрюков Налоговый исследовательский центр Центральной Азии 3 февраля 2012 г. Регулирование трансфертного.
1.Основные положения об акционерном обществе 2.Образование акционерного общества 3.Уставный капитал акционерного общества 4.Увеличение и уменьшение уставного.
ЭТАПЫ ПРИНЯТИЯ ФЗ 227-ФЗ ДАТАЭТАПЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 25 декабря 2009 года Законопроект внесен Правительством РФ в Государственную думу.
Налог на имущество организаций. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ Налог на имущество организаций относится к региональным налогам и.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ ПО РАЗВИТИЮ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ПРОГРАММА СТИМУЛИРОВАНИЯ КРЕДИТОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.
Транксрипт:

Трансфертное ценообразование и налогообложение с 2012 года. Кузьмина Надежда Александровна советник отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России, к.э.н.

1. Руководство ОЭСР по трансфертному ценообразованию

Руководство ОЭСР по ТЦ для транснациональных компаний и налоговых администраций от 27 июля 1995 г. Международный стандарт регулирования ТЦ и ориентир для совершенствования российских правил. Основано на докладе ОЭСР от 1979 года. Содержит общие принципы налогового регулирования ТЦ. В 1996 г. добавлены принципы регулирования ТЦ в отношении нематериальных активов и услуг (главы VI и VII). В 1997 г. введена глава, устанавливающая принципы распределения затрат (глава VIII). В 2009 г. опубликована в новой редакции глава IV, касающийся административных процедур по избежанию и урегулированию споров по ТЦ. В 2010 г. введена глава, затрагивающая вопросы ТЦ при реструктуризации бизнеса (глава IX), опубликованы новые редакции глав I-III.

Содержание Руководства ОЭСР по ТЦ для транснациональных компаний и налоговых администраций (в редакции от 22 июля 2010 г.) Введение Глоссарий (58 основных терминов) Глава 1. Принцип «вытянутой руки» Глава 2. Методы трансфертного ценообразования Глава 3. Анализ сопоставимости Глава 4. Административные процедуры по избежанию и урегулированию споров по ТЦ Глава 5. Документирование Глава 6. Особые положения в отношении нематериальных активов Глава 7. Особые положения при оказании услуг внутри группы компаний Глава 8. Соглашение о распределении затрат (CCA) Глава 9. Вопросы ТЦ при реструктуризации бизнеса Приложения

Содержание Руководства ОЭСР по ТЦ для транснациональных компаний и налоговых администраций (в редакции от 22 июля 2010 г.) Глава 1. Принцип «вытянутой руки» A. Вступление B. Формулировка принципа «вытянутой руки» (B1. Статья 9 Модельной конвенции ОЭСР; B2. Обеспечение принципа «вытянутой руки» как общего международного подхода) C. Подход, не основывающийся на принципе вытянутой руки: распределение прибыли на основе формул (С1. Предпосылки и описание подхода; С2. Сравнение с принципом вытянутой руки; C.3 Непринятие методов, основанных не на принципе «вытянутой руки» D. Руководство по применению принципа «вытянутой руки» (D.1 Анализ сопоставимостей: важность анализа, факторы, определяющие сопоставимость; D.2 Распознавание фактически осуществленных сделок; D.3 Убытки; D.4 Влияние государственной политики; D.5 Использование таможенной оценки)

Содержание Руководства ОЭСР по ТЦ для транснациональных компаний и налоговых администраций (в редакции от 22 июля 2010 г.) Глава 2. Методы трансфертного ценообразования Часть I: Выбор метода ТЦ A. Выбор наиболее подходящего метода ТЦ в зависимости от обстоятельств дела B. Использование более одного метода Часть II: Традиционные методы A. Введение B. Метод сопоставимой неконтролируемой цены (B.1 Общая информация; B.2 Примеры применения метода сопоставимой неконтролируемой цены) C. Метод цены последующей реализации (C.1 Общая информация; C.2 Примеры применения метода цены последующей реализации) D. Затратный метод (D.1 Общая информация; D.2 Примеры применения затратного метода)

Содержание Руководства ОЭСР по ТЦ для транснациональных компаний и налоговых администраций (в редакции от 22 июля 2010 г.) Часть III: Методы, основанные на оценке прибыльности A. Введение B. Метод сопоставимой рентабельности (B.1 Общая информация; B.2 Сильные и слабые стороны; B.3 Руководство по применению: стандарт сопоставимости, применяемый для метода сопоставимой рентабельности, выбор показателя рентабельности, определение чистой прибыли, база расчета рентабельности (выручка, затраты, активы, другие), «коэффициент Берри», другие руководства; B.4 Примеры применения метода сопоставимой рентабельности) C. Метод распределения прибыли (C.1 Общая информация; C.2 Сильные и слабые стороны; C.3 Руководство по применению: общая информация, подходы к распределению прибыли (анализ участия сторон в прибыли, анализ остаточной прибыли), определение общей прибыли для распределения (фактическая или ожидаемая прибыль, различные способы распределения прибыли), каким образом подлежит распределению совокупная прибыль (общая информация, опора на данные о сопоставимых неконтролируемых сделках, принципы распределения, опора на данные собственных операций налогоплательщика – «внутренние данные») D. Выводы о методах, основанных на оценке прибыльности сделок

Содержание Руководства ОЭСР по ТЦ для транснациональных компаний и налоговых администраций (в редакции от 22 июля 2010 г.) Глава 3. Анализ сопоставимости A. Проведение анализа сопоставимости (А.1 Типичный процесс; А.2 Комплексный анализ специфики налогоплательщика; А.3 Оценка контролируемой сделки и выбор проверяемой стороны: оценка отдельных и объединенных сделок налогоплательщика, внутренние зачеты, выбор проверяемой стороны, информация по контролируемой сделке; А.4 Сопоставимые неконтролируемые сделки: общие подходы, внутренние сопоставимости, внешние сопоставимости и источники информации (зарубежные источники и не национальные сопоставимости, информация, нераскрываемая налогоплательщикам, использование данных третьей стороны, не связанной со сделкой); А.5 Выбор и отбраковка доступных сопоставимостей; А.6 Корректировка сопоставимостей (виды, цель, надежность, документирование и проверка корректировок); А. 7 Диапазон рыночной цены: общие вопросы, выбор наиболее подходящей точки в диапазоне, предельные значения) B. Вопросы хронометража в сопоставимости (B.1 Начало отсчёта; B.2 Время сбора; B.3 Оценка изначально неопределенных и непредсказуемых событий; B.4 Годовые данные, следующие за годом осуществления сделки B.5 Данные за несколько лет) C. Вопросы соблюдения законодательства

Содержание Руководства ОЭСР по ТЦ для транснациональных компаний и налоговых администраций (в редакции от 22 июля 2010 г.) Глава 4. Административные процедуры по избежанию и урегулированию споров по ТЦ A. Введение B. Практика администрирования соблюдения правил о ТЦ (B.1 Методы проверки; B.2 Бремя доказывания; B.3 Санкции) C. Корреспондирующие корректировки и взаимосогласительная процедура (MAP): Статьи 9 и 25 Модельной конвенции ОЭСР (С.3 Проблемы проведения процедур; С.4 Рекомендации по решению проблем: временные ограничения, продолжительность, участие налогоплательщика, опубликование применимых процедур, сбор налоговой недоимки и пени; С.5 Вторичные корректировки) D. Одновременные налоговые проверки (D.1 Определение и общее описание; D.2 Правовая основа одновременных налоговых проверок; D.3 Одновременные налоговые проверки и ТЦ; D.4 Рекомендация по использованию одновременных налоговых проверок)

Содержание Руководства ОЭСР по ТЦ для транснациональных компаний и налоговых администраций (в редакции от 22 июля 2010 г.) Глава 4. Административные процедуры по избежанию и урегулированию споров по ТЦ (продолжение) E. «Безопасная гавань» (E.1 Введение; E.2 Определение и концепция «безопасных гаваней»; E.3 Факторы, обеспечивающие привлекательность «безопасной гавани»: освобождение от общих процедур исполнения законодательства, определенность, упрощение администрирования; E.4 Проблемы, возникающие при использовании безопасной гавани: риск двойного налогообложения и сложности проведения МАР; риск создания возможностей для налогового планирования; справедливость и единообразие; E.5 Рекомендации по использованию «безопасных гаваней») F. Предварительное соглашение о ценообразовании -APA (F.1 Определение и концепция АРА; F.2 Возможные подходы для законодательных и нормативных правил регулирования APA; F.3 Преимущества APA; F.4 Недостатки APA; F.5 Рекомендации: общее, охват APA; односторонние в сравнении с двух-, многосторонними APA, равный доступ всех налогоплательщиков к APA, разработка рабочих соглашений между компетентными государственными органами и усовершенствованные процедуры G. Арбитраж

Содержание Руководства ОЭСР по ТЦ для транснациональных компаний и налоговых администраций (в редакции от 22 июля 2010 г.) Глава 5. Документирование A. Введение B. Руководство по правилам и процедурам документирования C. Полезная информация для определения трансфертного ценообразования D. Резюме рекомендаций по документированию Дополнительная информация: Кодекс составления документации по трансфертному ценообразованию для транснациональных компаний в ЕС (Сode of conduct on transfer pricing documentation for associated enterprises in the European Union (EU TPD)2006/C 176/01). –

Содержание Руководства ОЭСР по ТЦ для транснациональных компаний и налоговых администраций (в редакции от 22 июля 2010 г.) Глава 6. Особые положения в отношении нематериальных активов A. Введение B. Коммерческие нематериальные активы (B.1 Общие вопросы; B.2 Примеры: патенты и торговые марки) C. Применение принципа «вытянутой руки» (C.1 Общие вопросы; C.2 Идентификация условий при передаче нематериальных активов; C.3 Расчет рыночной цены; C.4 Рыночное ценообразование в случаях, когда оценка крайне ненадежна в момент осуществления сделки) D. Маркетинговая деятельность предприятий, которым не принадлежат торговые марки или торговые знаки

Содержание Руководства ОЭСР по ТЦ для транснациональных компаний и налоговых администраций (в редакции от 22 июля 2010 г.) Глава 7. Особые положения при оказании услуг внутри группы компаний A. Введение B. Основные вопросы (B.1 Определение того, была ли внутригрупповая услуга оказана; B.2 Определение рыночного вознаграждения: общие вопросы, определение фактических условий определения вознаграждения, расчет рыночного вознаграждения) C. Примеры оказания услуг внутри группы компаний

Содержание Руководства ОЭСР по ТЦ для транснациональных компаний и налоговых администраций (в редакции от 22 июля 2010 г.) Глава 8. Соглашение о распределении затрат (CCA) A. Введение B. Концепция соглашений о распределении затрат (B.1 Общие вопросы; B.2 Взаимосвязь с другими главами; B.3 Типы CCA) C. Применение принципа «вытянутой руки» (C.1 Общие положения; C.2 Определение участников; C.3 Вклад каждого участника в бизнес процесс; C.4 Определение адекватности распределения; C.5 Правила учета для целей налогообложения распределения затрат и балансировочные платежи) D. Налоговые последствия, в случае если CCA не соответствует принципу «вытянутой руки» (D.1 Корректировка расходов; D.2 Игнорирование части или всех положений CCA) E. Принятие, аннулирование или приостановление CCA F. Рекомендации по структурированию и документированию CCA

Содержание Руководства ОЭСР по ТЦ для транснациональных компаний и налоговых администраций (в редакции от 22 июля 2010 г.) Глава 9. Вопросы ТЦ при реструктуризации бизнеса Введение A. Сфера рассмотрения (А.1 Виды реструктуризации, рассматриваемые в главе; А. 2 Проблемы, рассматриваемые в рамках главы) B. Применение Статьи 9 Модельной Конвенции ОЭСР и этих руководящих принципов в отношении реструктуризации бизнеса: теоретические основы Часть I: Особое внимание рискам Часть II: Компенсационные выплаты на основе принципа «вытянутой руки» при реструктуризации Часть III: Вознаграждения по контролируемым сделкам после реструктуризации Часть IV: Распознавание фактически осуществленных сделок

Принцип «вытянутой руки» Базовый принцип, заложенный в Руководстве ОЭСР – принцип «вытянутой руки». Официальное определение принципа изложено в параграфе 1 статьи 9 Модельной налоговой конвенции ОЭСР: «В случае когда между двухмя зависимыми предприятиями в их коммерческих или финансовых отношениях устанавливаются условия таким образом, что они отличаются от тех, которые были бы установлены между независимыми предприятиями, то любая прибыль, которая была бы начислена одному из предприятий, но из-за наличия таких условий не была ему начислена, может быть включена в прибыль данного предприятия и, соответственно, обложена налогом» Принцип заложен в пункте 1 статьи НК РФ: «В случае, если в сделках между взаимозависимыми лицами создаются или устанавливаются коммерческие или финансовые условия, отличные от тех, которые имели бы место в сделках, признаваемых в соответствии с настоящим разделом сопоставимыми, между лицами, не являющимися взаимозависимыми, то любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного отличия не были им получены, учитываются для целей налогообложения у этого лица.»

Содержание принципа «вытянутой руки» Необходимо ответить на вопросы: 1. Соответствуют ли трансфертные цены рыночному уровню – ценообразованию, которое имело бы место между независимыми компаниями в сопоставимых условиях? 2. Действует ли каждая из сторон исходя из собственной выгоды или стороны исходят с позиции совместной выгоды? (Принцип должной самостоятельности) 3. Из каких условий исходили бы разумные стороны сделки в сравнимой обстановке? (Аналог подхода, применяемого судами при рассмотрении случаев конфликта интересов в сделках)

2. Взаимозависимые лица, контролируемые сделки и особенности определения критериев.

Взаимозависимые лица Пункт 1 статьи Кодекса: «Если особенности отношений между лицами могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц, указанные в настоящем пункте лица признаются взаимозависимыми для целей налогообложения. Для признания взаимной зависимости лиц учитывается влияние, которое может оказываться в силу участия одного лица в капитале других лиц, в соответствии с заключенным между ними соглашением либо при наличии иной возможности одного лица определять решения, принимаемые другими лицами. При этом такое влияние учитывается независимо от того, может ли оно оказываться одним лицом непосредственно и самостоятельно или совместно с его взаимозависимыми лицами, признаваемыми таковыми в соответствии с настоящей статьей.» Определение существенно шире, чем в статье 20 Кодекса, учтена возможность совместного влияния взаимозависимых лиц!!!

Критерии признания лиц взаимозависимыми 1. Формализованные критерии (закрытый перечень)– для налоговых органов (п.2 ст Кодекса) 2. Материальные критерии (открытый перечень), соответствующие пункту 1 статьи – по решению суда (п.7 ст Кодекса) – 3. Право самостоятельно признать себя взаимозависимыми лицами (п.6 ст ) Возникающие вопросы: Целесообразность? Возможность отказа?

Формализованные критерии 1. Взаимозависимость организаций (продолжение) одно и то же лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа (директор, генеральный директор, президент и другие) в обеих организациях. В статье 20 НК РФ критерий отсутствует. единоличные исполнительные органы (директор, генеральный директор, президент и другие) либо не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа (правление, дирекция) или совета директоров (наблюдательного совета) обеих организаций назначены (избраны) по решению одного и того же лица. В статье 20 НК РФ критерий отсутствует.

Формализованные критерии 1. Взаимозависимость организаций (продолжение) более 50% состава коллегиального исполнительного органа (правление, дирекция) или совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица совместно с их родственниками. В статье 20 НК РФ критерий отсутствует.

Формализованные критерии 2. Взаимозависимость физического лица и организации когда такое физическое лицо прямо или косвенно участвует в этой организации и доля такого участия составляет более 25%. В статье 20 НК РФ критерий отсутствует.

Формализованные критерии 3. Взаимозависимость организации и лица (физического или юридического) лицо осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа (директор, генеральный директор, президент и другие) организации. В статье 20 НК РФ критерий отсутствует. доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50%. В статье 20 НК РФ критерий отсутствует.

Формализованные критерии 3. Взаимозависимость организации и лица (физического или юридического) (продолжение) лицо (в том числе физическое лицо совместно с его взаимозависимыми лицами) имеет полномочия по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа (директор, генеральный директор, президент и другие) этой организации или по назначению (избранию) не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа (правление, дирекция) или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации А А Полномочия по назначению директора или не менее 50 % совета директоров

Формализованные критерии 4. взаимозависимость физических лиц одно лицо подчиняется другому по должностному положению. Аналогичный критерий предусмотрен подпунктом 2 пункта 1 статьи 20 НК РФ; физические лица состоят в отношениях родства – являются супругами, родителями (в том числе усыновителями) и детьми (в т.ч. усыновленными), полнородными и неполнородными братьями и сестрами, опекуном (попечителем) и подопечным. Аналогичный критерий предусмотрен подпунктом 3 пункта 1 статьи 20 НК РФ.

Материальные критерии – возможное ограничение? Определение Конституционного Суда от О, пункт 3.3.: «…право признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным пунктом 1 статьи 20 данного Кодекса, может быть использовано судом лишь при условии, что эти основания указаны в других правовых актах, а отношения между этими лицами объективно могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг), в том числе в случаях совершения хозяйственным обществом сделок с заинтересованными лицами, признаваемыми таковыми законом.» Например: -антимонопольное законодательство -таможенное законодательство -корпоративное законодательство -банковское законодательство

Выбор способа определения доли прямого участия в организации Организационно- правовая форма Вид Способ расчета доли прямого участия Хозяйственные общества Открытое акционерное общество Способ 1 (доля голосующих акций общества – обыкновенных и в отдельных случаях привилегированных акций) или способ 2 (доля в уставном капитале общества, сформированном из обыкновенных и привилегированных акций Закрытое акционерное общество Общество с ограниченной ответственностью Способ 2 (доля в уставном капитале общества) Общество с дополнительной ответственностью Хозяйственные товарищества Полное товарищество Способ 2 (доля в складочном капитале товарищества) Товарищество на вере Способ 2 (доля в складочном капитале товарищества, с учетом долей полных товарищей и вкладов коммандитистов) Иные Если невозможно использовать способ 2, способ 3 (доля, пропорциональная количеству участников в организации)

Определение долей прямого участия организации двухмя способами Пример. Уставный капитал ОАО «Альфа» составляет 25 млн. руб., из них 20 млн. руб. приходится на обыкновенные акции (общее количество шт.), 5 млн. руб. – на привилегированные (1 000 шт.). У организации «Бета» обыкновенных акций и 600 привилегированных акций. Акционер И.И.Иванов (физическое лицо) владеет только обыкновенными акциями в количестве шт. Привилегированные акции не являются голосующими.

Определение долей прямого участия организации двухмя способами Акционеры Обыкновенные акции (голосующие) Привилегиро- ванные акции Доля участия в уставном капитале Доля прямого участия для целей налогообложе- ния, % Коли- чество, шт. Доля, % Коли- чество, шт. Доля, % тыс.руб.% Организация «Бета» (по способу 2) И.И.Иванов , ,5 (по способу 1) Прочие , Итого

Определение доли косвенного участия Пример. Организация 1 участвует в организациях 2, 5 и 7 (доли прямого участия составляют 75, 70 и 5 % соответственно). В свою очередь, организация 2 участвует в организации 3 (доля прямого участия 80 %), организация 3 – в организации 4 (60 %), организация 4 – в организации 7 (65%). Организация 5 напрямую участвует в организации 6 (5 %), организация 6 – в организациях 8 и 7 (доли прямого участия 100 % и 50 % соответственно). Организации 8 напрямую принадлежит 30 % капитала организации 7 (рисунок на следующем слайде). Определим долю косвенного участия организации 1 в организации 7

Порядок определения косвенного участия Организация 1 Организация 2 Организация 3 Организация 4 75% 80% 60% Организация 5 Организация 6 50% Организация 7 5% 70% 65% 5% Доля косвенного участия Организации 1 в Организации 7 = 31,2% = (75%*80%*60%*65%) + 5% + (70%*5%*50%) + (70%*5%*100%*30%) = 23,4% + 5% + 1,75 % + 1,05% Дополнительные обстоятельства при определении доли – в судебном порядке! Организация 8 30% 100%

«Перекрестное» участие организаций в капитале друг друга Организация 2Организация 1 20% 60% Организация 3 Организация 5 40% Организация 4 50% 30% Акционерами организации 2 являются организации 1 (доля прямого участия – 20 %), 3 (30%) и 4 (50%). Одновременно организация 2 участвует в организации 4 (60%). Оставшимися 40% акций организации 4 владеет организация 5. Определим фактические доли участия.

«Перекрестное» участие организаций в капитале друг друга Доля косвенного участия организации 2 в самой себе составляет 30 % (60%*50%). Эта доля распределяется между внешними участниками пропорционально их доле. Номинальные доли участников до корректировки следует увеличить на коэффициент 1, 429 (1 / (1 – 0,3)) Органи зация Собственник (с учетом косвенного участия) 1352, 4 допоследопоследопоследопосле 22028,63042,82028, ,21825,74057,1300

«Кольцевое» владение Организация 2Организация 1 70% 80% Организация 3 Организация 6 50% Организация 4 50% 30% Между организациями 1, 2 и 3 существует кольцевое владение акциями. Сторонними собственниками этих организаций являются организации 4, 5 и 6. Определим фактические доли организаций 1, 2, 3, 4, 5 и 6. Организация 5 20%

«Кольцевое» владение Доля собственных акций, которая принадлежит каждой из организаций 1, 2 и 3, составляет 12 % (80% * 50 % * 30%). Эта доля распределяется между внешними участниками пропорционально их доле. Номинальные доли участников до корректировки необходимо увеличить на коэффициент 1, 136 (1 / (1 – 0, 12)). Доли участия после корректировки на «кольцевое» владение» представлены в таблице. Органи зация Собственник (с учетом косвенного участия) 4561, 2, 3 допоследопоследопоследопосле 17079,533,41517, ,62022,81213, ,81011,45056,8120

Контролируемые сделки – статья Кодекса 1. Сделки со взаимозависимыми лицами: с иностранными взаимозависимыми лицами – без ограничения по сумме сделки между взаимозависимыми российскими лицами: А) если сумма доходов по ним за календарный год превышает 1 млрд. руб. (в соответствии с переходными положениями – 3 млрд. руб. в 2012 г., и 2 млрд. руб. – в 2013 г.) При этом сделки не контролируются, если отсутствует возможность манипулирования налоговыми обязательствами в рамках одного субъекта Российской Федерации: т.е. если контрагенты зарегистрированы в одном регионе, не имеют обособленных подразделений в других субъектах и, соответственно, не уплачивают в них налог на прибыль, а также организации не имеют убытков.

Контролируемые сделки – статья Кодекса сделки между взаимозависимыми российскими лицами (продолжение): Б) если сумма доходов по всем сделкам за календарный год превышает 60 млн. руб. (для «спецрежимников» млн. руб.) и у одной из сторон сделки существует возможность минимизировать свои налоговые обязательства за счет применения льготного налогового режима. К таким налогоплательщикам относятся: - налогоплательщики налога на добычу полезных ископаемых, если объектом сделки являются полезные ископаемые, по которым предусмотрена налоговая ставка в процентах (а это все полезные ископаемые, за исключением газа, нефти и угля); - контрагенты, применяющие разные налоговые режимы, и один из которых - «спецрежимник», резидент особой экономической зоны (если предусмотрены льготы по налогу на прибыль) или организация, освобожденная от уплаты налога на прибыль, например, участник проекта «Сколково».

Контролируемые сделки – статья Кодекса 2. Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (нефть и нефтепродукты, черные и цветные металлы, минеральные удобрения, драгоценные металлы и драгоценные камни) – если совокупный объем сделок с иностранным контрагентом за календарный год превышает 60 млн. руб. 3. Сделки с лицами, зарегистрированными в офшорных юрисдикциях (в том числе постоянными представительствами российских компаний) – если совокупный годовой объем сделок с иностранным контрагентом за календарный год превышает 60 млн. руб. Офшоры (в том числе): Кипр, Британские Виргинские острова, Лихтенштейн, Нидерландские Антилы, острова Мэн, о. Гернси, Джерси)

Контролируемые сделки – статья Кодекса 4. Совокупность сделок через посредников (пп.1 п. 1 ст Кодекса) – при этом наличие посредников не принимается во внимание (без ограничения по сумме) Критерии посредника: не выполняет дополнительных функций, за исключением перепродажи; не принимает на себя никаких рисков и не использует никаких активов для организации реализации (перепродажи) товаров (работ, услуг) между взаимозависимыми лицами. Предусмотрено переходное положение для сделок с участием посредников в части сделок с налогоплательщиками ЕСХН и ЕНВД – действует с 1 января 2014 г. (п.2 ст ФЗ) 5. Суд может признать сделку контролируемой при наличии достаточных оснований полагать, что указанная сделка является частью группы однородных сделок, совершенных в целях создания условий, при которых такая сделка не отвечала бы признакам контролируемой (п. 10 ст Кодекса)

Особенности нахождения суммовых критериев 1. Распространяется ли контроль на займы и нематериальные активы? 2. Какие сделки суммируются? 3. Возможно ли дробление крупной сделки на несколько мелких? 4. Учитывается ли НДС при расчетах? (в постановлении Президиума ВАС РФ от /09 указано: «предъявляемая обществу к оплате сумма налога на добавленную стоимость является для общества частью цены, подлежащей уплате… по договору») 5. Суммируются ли встречные сделки? 6. Возможен ли контроль сделок, если формально сумма ниже установленного порога?

Порядок определения суммы доходов Сумма доходов по сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленных главой 25 НК РФ: -суммируются все сделки, совершенные между взаимозависимыми лицами (и приравненными к ним), в том числе предметом которых являются займы, кредиты, поручительства, банковская гарантия и нематериальные активы; Организация 2 Организация 1 Реализация товара Предоставление займа Предоставления права использования торговой марки

Порядок определения суммы доходов (продолжение) -для определения суммы доходов по сделкам за календарный год с целью признания сделок контролируемыми на основании соответствующего суммового критерия следует суммировать доходы за календарный год по сделкам с каждым лицом, являющимся контрагентом по таким сделкам Организация 1 Органи- зация 2 Органи- зация 3 Организация 4 Сумма 2,5 млрд. руб. Сумма 0,5 млрд. руб. Сумма 1 млрд. руб.

Порядок определения суммы доходов (продолжение) - при расчете суммы доходов по сделкам, совершенным за календарный год, следует суммировать доходы, полученные сторонами по этим сделкам. При этом, если у налогоплательщика отсутствует информация о сумме дохода другого участника сделки, для целей определения суммы доходов за календарный год, по нашему мнению, может быть использована расчетная величина суммы дохода этого участника сделки, определяемая с учетом порядка, установленного главой 25 Кодекса, с применением метода начисления. Общая сумма доходов сторон сделки – 1,1 млрд. руб. Организация 2 Организация 1 Реализация товара на 0, 5 млрд. руб. Оказание услуги на 0, 6 млрд. руб.

Порядок определения суммы доходов (продолжение) -при определении суммы доходов НЕ учитывается налог на добавленную стоимость; - при определении суммы дохода по договорам займа учитывается сумма процентов («тело» займа не учитывается); -при уступке прав требования учитывается вся сумма уступки права требования;

Порядок определения суммы доходов (продолжение) -при приобретении товаров, стоимость которых учитывается в расходах не единовременно, а с учетом специального порядка (например, при приобретении основных средств - путем начисления амортизации, при приобретении материалов, подлежащих переработке – путем списания в производство частями), указанная стоимость учитывается для определения суммы доходов сторон сделки в полном объеме исходя из условий договора;

Порядок определения суммы доходов (продолжение) - по договорам комиссии (агентирования) доходы учитываются в соответствии с порядком их признания на основании главы 25 НК РФ (с учетом перехода права собственности; Между продавцом и покупателем будет отражена сделка на 3,2 млрд.руб. Между продавцом и комиссионером будет отражена сделка на 96 млн.руб. Покупатель Продавец (комитент) Поручение реализовать товар на общую сумму 3,2 млрд. руб. Комиссия – 3 % от суммы реализации Комиссионер Поиск покупателя и реализация товара на сумму 3,2 млрд.руб.

Сделки между взаимозависимыми лицами, признаваемые контролируемыми вне зависимости от суммы (с 0 рублей) 1 – сделка между российской организацией и иностранной организацией в лице российского представительства 2 – сделка между российской организацией и российской организацией в лице иностранного представительства 3 – сделка между иностранной организацией и российской организацией в лице иностранного представительства 4 – сделка между иностранной организацией и иностранной организацией в лице российского представительства 5 – сделка между российской организацией в лице иностранного представительства и иностранной организацией в лице российского представительства Россия Иностранное государство ГРАНИ ЦА ООО Ромашка ООО Василек Energy LTD Иностранное представительство ООО Василек Российское представительство Petroleum LTD Иностранное представительство ООО Ромашка Российское представительство Energy LTD Petroleum LTD

Контролируемые налоги Контролируются: Налог на прибыль организаций; НДФЛ (только по предпринимательской деятельности); НДПИ (если обложение НДПИ осуществляется по адвалорной ставке); НДС (если одна из сторон сделок не является плательщиком НДС или освобожден от обязанностей уплаты налога). Не контролируются: Налог на имущество организаций; НДФЛ (не связанный с предпринимательской деятельностью); ЕСХН.

3. Методы ценообразования, источники информации

Методы ценообразования 1. Метод сопоставимых рыночных цен (в Руководстве ОЭСР – Метод сопоставимых неконтролируемых цен) 2. Метод цены последующей реализации 3. Затратный метод 4. Метод сопоставимой рентабельности 5. Метод распределения прибыли

Методы ценообразования 1. По сравнению со статьей 40 Кодекса расширен перечень методов и исключена жесткая иерархия 2. Должен применяться наиболее обоснованный метод в конкретной ситуации 3. При определении рыночных цен (рентабельности) используется интервал значений 4. Метод сопоставимых рыночных цен – приоритетный по сравнению с другими методами, за исключением случаев перепродажи товаров (в этом случае приоритетный – метод последующей реализации) 5.Методы, основанные на расчете цены в сделке (первые три метода) являются приоритетными по сравнению с методами, основанными на расчете рентабельности организаций 6. Налогоплательщики не ограничены предусмотренными методами и вправе выбрать другой экономически обоснованный и объективный метод

Методы ценообразования 1. При отсутствии общедоступной информации о ценах в сопоставимых сделках с идентичными (однородными) товарами (работами, услугами) для целей определения полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами используется один из оставшихся четырех методов. 2. Используется тот метод, который с учетом фактических обстоятельств и условий контролируемой сделки позволяет наиболее обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии цены, примененной в сделке, рыночным ценам. 3. В целях применения методов, кроме информации о конкретных сделках может использоваться общедоступная информация о сложившемся уровне рыночных цен и (или) биржевых котировках, а также данные информационно-ценовых агентств о ценах (интервалах цен) на идентичные (однородные) товары (работы, услуги) на соответствующих рынках указанных товаров (работ, услуг) (при условии обеспечения сопоставимости сделок).

Методы ценообразования Для целей применения метода цены последующей реализации и затратного метода данные бухгалтерской отчетности, на основании которых осуществляется расчет интервала рентабельности, должны быть приведены в сопоставимый вид, обеспечивающий несущественность влияния отклонений в порядке учета расходов на показатели рентабельности и интервал рентабельности. При невозможности обеспечения сопоставимости данных бухгалтерской отчетности для целей расчета интервала рентабельности и определения для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица, используются четвертый и пятый методы. Четвертый и пятый методы могут применяться без непосредственного расчета значений рыночных цен.

Показатели рентабельности При определении для целей налогообложения доходов могут быть использованы следующие показатели рентабельности: 1) валовая рентабельность, определяемая как отношение валовой прибыли к выручке от продаж, исчисленной без учета акцизов и налога на добавленную стоимость; 2) валовая рентабельность затрат, определяемая как отношение валовой прибыли к себестоимости проданных товаров (работ, услуг); 3) рентабельность продаж, определяемая как отношение прибыли от продаж к выручке от продаж, исчисленной без учета акцизов и налога на добавленную стоимость; 4) рентабельность затрат, определяемая как отношение прибыли от продаж к сумме себестоимости проданных товаров (работ, услуг), коммерческих и управленческих расходов, связанных с продажей товаров (работ, услуг); 5) рентабельность коммерческих и управленческих расходов, определяемая как отношение валовой прибыли к коммерческим и управленческим расходам, связанным с продажей товаров (работ, услуг); 6) рентабельность активов, определяемая как отношение прибыли от продаж к текущей рыночной стоимости активов (внеоборотных и оборотных), прямо или косвенно используемых в анализируемой сделке. В отсутствие необходимой информации о текущей рыночной стоимости активов рентабельность активов может определяться на основании данных бухгалтерской отчетности.

Особенности использования сопоставимых показателей Для использования показателей рентабельности, в соответствии с Законом, необходимо не менее четырёх сопоставимых сделок или четырёх сопоставимых организаций. При этом при выборе сопоставимости организаций приоритет отдается отрасли, к которой относится данная организация. Одновременно должны быть выполнены следующие условия: сопоставимость функций, выполняемых организациями неотрицательное значение чистых активов организации не показывают убытков не менее чем в двухх из трех анализируемых лет организации не должны быть материнской или дочерней другой организации с долей прямого и (или) косвенного участия более 25% (в исключительных случаях 50%)

Особенности использования сопоставимых показателей (продолжение) При расчете интервала рентабельности используется информация на момент совершения контролируемой сделки, но не позднее 31 декабря календарного года, либо данные бухгалтерской отчетности за три календарных года, непосредственно предшествующие календарному году, в котором была совершена анализируемая сделка. В отсутствие информации о четырех и более сопоставимых сделках либо в отсутствие информации о бухгалтерской отчетности четырех и более сопоставимых организаций в целях определения интервала рентабельности может использоваться информация о меньшем количестве сопоставимых сделок (бухгалтерской отчетности меньшего количества организаций). При отсутствии в отрасли несвязанных с контролируемым лицом организаций, а это преимущественно касается монопольных рынков с крупными холдинговыми структурами, рентабельность определяется по организациям в смежных отраслях, сопоставимым по выполняемому функционалу.

Диапазон цен (рентабельности) 1. Цены ранжируются от меньшей к большей 2. Каждому значению из полученного ряда (даже если они совпадают) присваивается порядковый номер (наименьшее значение – 1, следующее за ним – 2 и т.д.) 3. Общее количество сделок делится на четыре (итог деления обозначим N) 4. Рассчитывается минимальное значение интервала рыночных цен. Если N, целое число, то минимальная цена определяется как средняя арифметическая двухх цен – с номером равным этому целому числу и следующая цена по порядку (то есть N+1). Когда N – дробь, минимальной рыночной ценой признается та, у которой порядковый номер равен значению N округленному до целого в большую сторону 5. Находится максимальное значение интервала. Для этого общее количество сопоставимых сделок умножается на 0,75. Далее, в зависимости от того, будет ли полученное число целым или дробью, порядковый номер максимальной рыночной цены принимается равным среднему арифметическому или, соответственно, округляется до целого в большую сторону

Пример расчета минимального и максимального значений при целом частном Порядок расчета цены в соответствии с Кодексом благоприятнее для налогоплательщика по сравнению с зарубежной практикой !!!

Пример расчета минимального и максимального значений при дробном частном

Особые случаи признания цен рыночными 1. Цены в соответствии с предписаниями антимонопольного органа (п. 8 ст Кодекса) 2. Цены в сделках, заключаемых по результатам биржевых торгов (п. 9 ст Кодекса) 3. Цены в сделках, при которых проведение оценки является обязательным – в этом случае рыночной признается цена, определенная профессиональным оценщиком (п. 10 ст Кодекса) 4. Цены определены в соответствии с соглашением о ценообразовании 5. Регулируемые цены (при этом без оговорок применяются только твердые регулируемые цены и формула цены, в случаях установления предельных цен, надбавок, скидок и уровней рентабельности необходимо руководствоваться рыночными показателями и применять интервалы)

Метод сопоставимых рыночных цен 1. Метод определения соответствия цены товаров (работ, услуг) в контролируемой сделке на основе сопоставления фактической цены в сделке с интервалом цен в неконтролируемых сделках 2. При наличии информации о нескольких сопоставимых рыночных неконтролируемых сделках определяется интервал цен и выявляется максимальное и минимальное значение в интервале 3. Если есть информация только об одной сопоставимой неконтролируемой сделке, цена в этой сделке может быть признана одновременно минимальным и максимальным значением интервала рыночных цен в том случае, если сделки полностью сопоставимы или полная сопоставимость достигается путем корректировок 4. Интервал цен определяется на основе имеющейся информации о ценах, примененных в течение анализируемого периода или информации на ближайшую дату до совершения контролируемой сделки 5. Цены корректируются, если такая корректировка не ведет к уменьшению налоговых обязательств

Метод сопоставимых рыночных цен - пример Компания «Альфа» продает взаимозависимой «Бете» сосновый лес по цене 1200 рублей за куб. м. На рынке есть информация о ценах по восьми подобным сделкам, заключенных на сопоставимых условиях. Если эти цены упорядочить по возрастанию, то получится следующий ряд: 1) 1300 рублей; 2) 1450 рублей; 3) 1520 рублей; 4) 1600 рублей; 5) 1600 рублей; 6) 1660 рублей; 7) 1680 рублей; 8) 1690 рублей. Разделим количество сделок на четыре - получим цифру 2. Число целое, поэтому минимальное значение из интервала рыночных цен определяется как средняя между ценами с порядковым номером 2 (1450 руб.) и 3 (1520 руб.) – 1485 руб. за куб. м ((1450 руб руб.) : 2). Далее, умножим количество сделок на 0,75, получим – 6. Снова целое число, отсюда максимальное значение равно 1670 руб. за куб. м ((1660 руб. [номер 6] руб. [номер 7]) : 2)

Метод цены последующей реализации 1. Метод применяется в случаях, когда товар перепродается без переработки (существенной переработки) и перепродавец не наделен активами, существенно влияющими на уровень валовой рентабельности 2. Применяется фактическая цена реализации перепродавца (средневзвешенная!) 3. Используется показатель валовой рентабельности продаж перепродавца на основе его финансовой отчетности 4. В зависимости от полученного результата корректировка цены в контролируемой сделке осуществляется либо у перепродавца (при завышенной цене приобретения), либо у продавца (при заниженной цене реализации) 5. Цены корректируются, если такая корректировка не ведет к уменьшению налоговых обязательств

Метод цены последующей реализации - пример Компания «Гамма» производит мебель и реализует ее своему же торговому дому "Омега". При этом все расходы на производство несет сама «Гамма», а «Омега» лишь перепродает продукцию конечному потребителю. «Омега» купила у производителя стол за рублей, а продала его за рублей. Найти сопоставимую рыночную цену стола, учитывая широкий ассортимент подобной продукции на рынке, невозможно. Поэтому используется метод цены последующей реализации. Необходимо собрать информацию о валовой рентабельности сопоставимых компаний (на момент совершения контролируемой сделки) и определить рыночный интервал по этому показателю. Предположим, что его верхняя планка – 10 %. А валовая рентабельность «Омеги» в случае с перепродажей стола – 33,3 % (( руб. – руб.) : руб.). Минимальная цена реализации «Гаммой» стола - не менее руб. ( руб. - (10 % х руб.)). Эта цена соответствует рыночной рентабельности.

Метод цены последующей реализации ТД «ОМЕГА» Независимые покупатели Валовая рентабельность = 33,3% Производитель «ГАММА» руб руб. Рыночный уровень валовой рентабельности = 10 % Рыночная цена = руб.

Затратный метод 1. Метод применяется в случаях, когда: продавец наделен активами, существенно влияющими на уровень рентабельности затрат продавца предметом сделки являются сырье и полуфабрикаты товары (работы, услуги) реализуются по долгосрочным контрактам 2. Применяется показатель валовой рентабельности затрат продавца на основе его финансовой отчетности 3. Затраты продавца признаются достоверной величиной и показатели рыночного уровня рентабельности затрат применяются к этим затратам 4. В зависимости от полученного результата корректировка цены в контролируемой сделке осуществляется либо у покупателя (при завышении цены приобретения), либо у продавца (при занижении цены реализации) 5. Цены корректируются, если такая корректировка не ведет к уменьшению налоговых обязательств

Затратный метод - пример Компания «Гамма» закупает обработанную древесину у зависимой снабженческой организации «Дельта» по цене 5000 рублей за куб. м. Последняя приобретает эту древесину у независимого поставщика по 1500 руб. за куб. м. и еще тратит на ее обработку по 500 рублей в расчете на 1 куб. м (затраты всего руб. на куб. м древесины) Допустим, максимальное значение из рыночного интервала валовой рентабельности затрат обрабатывающих древесину организаций 30 % В этом случае, цена обработанной древесины при ее реализации "Дельтой" "Гамме" не должна превышать 2600 руб. (2 000 руб процентов х руб.).

Затратный метод Снабженец «ДЕЛЬТА» Поставщики Расходы на обработку = 500 руб. Производитель «ГАММА» руб руб. Рыночный уровень валовой рентабельности затрат = 30 % Рыночная цена = руб. Итого затраты = руб.

Метод сопоставимой рентабельности 1. Метод используется при отсутствии достаточной информации для обоснованного вывода о необходимой степени сопоставимости условий сопоставляемых сделок 2. Метод можно использовать, если в рамках контролируемых сделок реализуется большое количество номенклатурных позиций. Не потребуется определять рыночные цены для каждого наименования товара, достаточно данных об общей выручке или прибыли компании. Кроме того, метод сопоставимой рентабельности пригодится в ситуации, когда взаимозависимые стороны исполняют какие-либо дополнительные функции или несут риски, влияющие на их финансовый результат. Например, дистрибьютор не только перепродает продукцию, но и занимается ее продвижением 3. Предусмотрены критерии для выбора различных показателей рентабельности в зависимости от особенностей деятельности контролируемой организации: рентабельность продаж, рентабельность затрат, рентабельность коммерческих и управленческих расходов

Метод сопоставимой рентабельности (продолжение) 4. При использовании метода корректируется не цена реализации (покупки), а рентабельность и, соответственно налоговая база. По своей сути метод сопоставимой рентабельности аналогичен двухм предыдущим (цены последующей реализации и затратному), однако анализируется не валовая, а операционная рентабельность (продаж, затрат, коммерческих и управленческих расходов и пр.). Техника расчета этого показателя зависит от экономической сути сделки. Например, при выполнении работ, оказании услуг и производстве товаров в качестве операционной рассматривается рентабельность затрат (прибыль от продаж : себестоимость проданных товаров, коммерческих и управленческих расходов, связанных с продажей). 5. Анализируется та сторона сделки, которая осуществляет меньше функций, несет меньше рисков и не владеет нематериальными активами 6. Рентабельность корректируются, если такая корректировка не ведет к уменьшению налоговых обязательств

Метод сопоставимой рентабельности - пример Компания «Гамма» производит мебель и реализует ее своему торговому дому «Омега» «Омега» не только перепродает ее, но и продвигает на рынке (дополнительная функция). Затраты на рекламу столов составляют рублей за шт. Допустим, максимальное значение из рыночного интервала операционной рентабельности продаж розничных сетей, торгующих мебелью, – 7 % Прибыль «Омеги» для целей налогообложения руб. ( руб. [цена реализации стола конечным потребителям] х 7%) Минимально допустимая рыночная цена сделки для исчисления налогов – руб. за стол ( руб руб руб.).

Метод распределения прибыли 1. Метод основан на сопоставлении фактического распределения между сторонами сделки совокупной прибыли, полученной всеми сторонами этой сделки, с распределением прибыли между сторонами сопоставимых сделок 2. Распределение общей прибыли между сторонами сделки в целях налогообложения используется тогда, когда невозможно по тем или иным причинам применить другие методы ценообразования. Например, если нет или недостаточно информации о сопоставимых сделках, ценах, рентабельности, когда деятельность контролируемых компаний взаимосвязана, когда у одной из сторон в собственности есть нематериальные активы, влияющие на фактический уровень совокупной рентабельности взаимозависимых лиц 3. Выбор принципов распределения прибыли зависит от обстоятельств анализируемой сделки (группы однородных анализируемых сделок) и должен приводить к распределению прибыли по анализируемой сделке, соответствующему распределению прибыли между лицами, осуществляющими аналогичную деятельность в сопоставимых коммерческих и (или) финансовых условиях 4. Метод применяется, если такая корректировка не ведет к уменьшению налоговых обязательств

Метод распределения прибыли Международная фирма производит стиральный порошок на заводе, созданном в России. Расходы на НИОКР несет иностранная компания, технологию производства передает по лицензионному договору Годовые расходы иностранной компании на НИОКР составляют 500 млн долларов, а совокупные годовые продажи производимого ею стирального порошка по всему миру – 5 млрд. долларов. То есть отношение расходов на НИОКР к продажам равно 10 % Для продвижения и реализации порошка на местных рынках России и стран СНГ созданы самостоятельные компании Объем реализации в странах СНГ – 5 млрд. рублей, в т.ч. в России – 3 млрд. рублей, производственные затраты завода – 2 млрд. руб. Маркетинговые расходы на продвижение брендов – 20 % от выручки Необходимо определить рыночный уровень прибыли, приходящейся на российские организации (завод) и дистрибьюторов

Метод распределения прибыли (продолжение) Валовая прибыль от реализации продукции в СНГ – 3 млрд руб. (5 млрд. руб. – 2 млрд. руб.), в России – 1,8 млрд. руб. (3 млрд. руб. х 3 млрд. руб. : 5 млрд. руб.) Исходя из сопоставимой валовой рентабельности организаций, занимающихся оптовой реализацией бытовой химии (5 %) валовая прибыль дистрибьюторов составляет 0,25 млрд руб. (5 млрд. руб. х 5 %), в т.ч. российских – 0,15 млрд руб.. Предположим, стоимость активов завода – 4 млрд. рублей, а их сопоставимая рентабельность– 10 %. Отсюда на завод приходится 0,4 млрд руб. (4 млрд руб. х 10 %) Остаточная прибыль для распределения между иностранной материнской компанией, заводом и продавцами равна 2,35 млрд руб. (3 млрд. руб. – 0,4 млрд руб. – 0,250 млрд руб.)

Метод распределения прибыли (продолжение) С учетом затрат на маркетинг (20 % от выручки) и НИОКР (10 %) величина остаточной прибыли, приходящейся на продавцов – 1,567 млрд руб. ( 2,35 млрд руб. х 20% : (20 % + 10 %)). Оставшаяся часть остаточной прибыли – выплаты по лицензионному договору в соответствии с рыночным уровнем (783 млн. руб.) Завод в целях налогообложения должен задекларировать 0,4 млрд руб., российские дистрибьюторы - 1,09 млрд руб. (0,15 млрд руб. + 1,567 млрд. руб. х 1,87 млрд руб. : 3 млрд руб.).

Источники информации (статья Кодекса) В отличие от действующих положений статьи 40 НК РФ, в новых правилах допускается использование помимо официальных источников информации достаточно широкий перечень дополнительных. Главное при этом – такая информация должна быть общедоступной: налоговые органы не вправе использовать информацию, составляющую налоговую тайну и прочую информацию с ограниченным доступом. При этом для анализа российских организаций могут использоваться данные бухгалтерской отчетности в соответствии с российскими стандартами бухгалтерской отчетности, для иностранных – отчетность, составленная в соответствии с национальными стандартами соответствующих государств. Для обеспечения сопоставимости предусмотрена корректировка таких данных.

Источники информации (статья Кодекса) По приоритетности использования выделяются две категории информационных источников: Приоритетные источники: - цены и котировки российских и иностранных бирж - данные таможенной статистики (опубликованные или предоставляемые по запросу налогового органа) - цены и биржевые котировки, содержащиеся в официальных источниках информации государственных органов власти всех уровней, иностранных государств и международных организаций, в иных опубликованных и (или) общедоступных изданиях и информационных системах - данные информационно-ценовых агентств - информацию о сделках, совершенных налогоплательщиком (если у налогоплательщика есть сопоставимые сделки с независимыми лицами, то при контроле цены в контролируемой сделке налоговый орган вправе использовать только эту информацию)

Источники информации (статья Кодекса) 2. Дополнительные источники: - цены и котировки, содержащиеся в опубликованных и (или) общедоступных изданиях и информационных системах (отличается от приоритетного источника тем, что могут использоваться котировки, а не только биржевые котировки) - бухгалтерская и статистическая отчетность из российских и иностранных источников из общедоступных информационных систем и официальных сайтов организаций - сведения о о рыночной стоимости объектов оценки, определенной в соответствии с законодательством об оценочной деятельности - иная информация, необходимая для применения предусмотренных методов ценообразования – отрытый перечень

4. Сопоставимость и функциональный анализ

Сопоставимость коммерческих и (или) финансовых условий сделок и функциональный анализ (статья 105.5) Ценой сделки, соответствующей принципу «вытянутой руки», является рыночная цена (или диапазон цен) на товар (работу, услугу), сложившаяся между независимыми предприятиями при взаимодействии спроса и предложения на рынке сопоставимых (однородных, идентичных) товаров (работ, услуг) между сопоставимыми предприятиями и в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях. В соответствии с пунктами 1-2 статьи Кодекса оценка контролируемых сделок будет проводится налоговым органом с сопоставимыми независимыми сделками.

Анализ сопоставимостей сделок и компаний Главы 2 и 3 Руководства ОЭСР детально описывают методику анализа и отбора независимых сопоставимых сделок и организаций – подходы в более сжатом виде отражены в статье Кодекса Аналитические критерии: 1. Характеристика товаров (работ, услуг), являющихся предметом сделки 2. Функциональный анализ и анализ рисков 3. Анализ контрактных условий 4. Анализ экономических обстоятельств деятельности 5. Оценка бизнес-стратегии Значимость каждого критерия зависит от содержания контролируемой сделки и метода определения рыночной цены (рентабельности)!!!

Анализ сопоставимостей сделок и компаний 1. Характеристика товаров (работ, услуг), являющихся предметом сделки В соответствие с Руководством ОЭСР Определение характерных свойств предмета контролируемой сделки направлено на выявление тех признаков, которые позволяют сопоставить его с аналогичными предметами неконтролируемых сделок. В этом случае важными признаками предмета сделки являются: 1. при передаче материальных активов – их физические характеристики, качество, надёжность, доступность и объём поставок; 2. при передаче нематериальных активов – форма сделки (лизинг или продажа), тип актива (патент, торговая марка, ноу-хау), срок действия, степень защиты, ожидаемая выгода от использования этих активов; 3. при предоставлении услуг – природа, степень и длительность оказания услуги.

Анализ сопоставимостей сделок и компаний 1. Характеристика товаров (работ, услуг), являющихся предметом сделки В соответствие с пунктом 5 статьи Кодекса учитываются следующие условия: 1. количество товаров, объем выполняемых работ (оказываемых услуг); 2. сроки исполнения обязательств по сделке; 3. условия платежей, применяемых в соответствующих сделках; 4. курс иностранной валюты, примененной в сделке, по отношению к рублю или другой валюте и его изменения; 5. иные условия распределения прав и обязанностей между сторонами сделки (на основании результатов функционального анализа).

Анализ сопоставимостей сделок и компаний 2. Функциональный анализ Самый важный и наиболее трудоёмким при проведении анализа сопоставимостей. Цель - идентификация экономически существенных действий и принятых обязательств зависимых и независимых организаций, выявление характера взаимоотношений между зависимыми компаниями. На основе данной информации дается оценка справедливости компенсации по предмету сделки, принимается решение о выборе метода определения трансфертных цен. Задача - определить функции, выполняемые сторонами рассматриваемой сделки, принимаемые коммерческие риски, которые возникают при выполнении тех или иных функций, а также имеющиеся у сторон активы.

Анализ сопоставимостей сделок и компаний 2.1 Функциональный анализ (продолжение) Связь активов и функций Отнесение к деятельности сторон функций, связанных с экономическим владением активами - необходимый элемент функционального анализа. Особенно важно - в отношении нематериальные активы. Если дочерняя компания не обладает экономической собственностью на нематериальные активы, например, не вовлечена в работу по НИОКР или развитию и продвижению торговой марки (собственной или корпорации), то размер вознаграждения по сделке и в целом уровень прибыльности будет ниже, чем если бы компания осуществляла эти функции.

Анализ сопоставимостей сделок и компаний 2.1 Функциональный анализ (продолжение) Руководством ОЭСР предусмотрено следующее разделение функций, выполняемых сторонами сделки: проектирование производство монтаж проведение НИОКР сервисное обслуживание снабжение и доставка товаров маркетинг и реклама транспортировка финансирование управление прочие (по сути – открытый перечень)

Анализ сопоставимостей сделок и компаний 2.1 Функциональный анализ (продолжение) В соответствии с пунктом 6 статьи Кодекса предусмотрен закрытый перечень функций: дизайн и технологическая разработка производство сборка монтаж проведение НИОКР снабжение торговля (оптовая и розничная) сервисное обслуживание маркетинг и реклама страхование консалтинг и информационное обслуживание ведение бухучета юридическое обслуживание предоставление персонала агентство и посредничество финансирование контроль качества стратегическое управление обучение организация сбыта и производства с привлечением других лиц

Анализ сопоставимостей сделок и компаний 2.1 Функциональный анализ (продолжение) Важным этапом в рамках функционального анализа в соответствии с Руководством ОЭСР и норм, заложенных в Кодексе, является разграничение «рутинных» или «нерутинных» функций: -рутинные функции осуществляются стороной сделки, которая не владеет значительными нематериальными активами и не принимает существенных рисков; -нерутинные функции осуществляются стороной сделки, принимающей основные предпринимательские риски и обладающей основными нематериальными активами, влияющими на цену рассматриваемой сделки и при определении трансфертной цены потребует дополнительных корректировок.

Анализ сопоставимостей сделок и компаний 2.2 Анализ рисков Связка «выполняемые функции – принимаемые риски» В Руководстве ОЭСР отмечается, что с теоретической точки зрения степень и объём выполняемых компанией функций предполагает принятие определённых рисков, связанных с их выполнением, и, следовательно, повышение уровня компенсации за принятие этих рисков. Однако на практике, результат может значительно колебаться как в большую, так и в меньшую сторону в зависимости от того, насколько реальны такие риски и как они реализуются.

Анализ сопоставимостей сделок и компаний 2.2 Анализ рисков (продолжение) В целях функционального анализа Руководство ОЭСР выделяет следующие виды рисков: рыночные – риск снижения спроса на продукцию, риск изменения производственной себестоимости (рост издержек), риск снижения цен на аналогичную продукцию на рынке, риск затоваривания инвестиционные – риски получения убытков при инвестировании в основные фонды или в НИОКР 3) финансовые – риски получения убытков вследствие изменения курсов валют, процентных ставок, платёжеспособности контрагентов Кроме того, на практике часто выделяют риски, связанные с реализацией некачественной продукции, гарантийным обслуживанием.

Анализ сопоставимостей сделок и компаний 2.2 Анализ рисков (продолжение) В пункте 7 статьи кодекса предусмотрены следующие риски: производственный, включая неполную загрузку изменения ценовой конъюнктуры на материалы и продукцию обесценения запасов, потеря товарами качества утраты имущества и имущественных прав валютный, процентный, кредитный безрезультатности НИОКР инвестиционные (включая выбор объекта инвестиций) экологический стратегического управления (включая ценовую политику и стратегию реализации товаров (работ, услуг))??? риск невостребованности товара Не должны учитываются сознательные и заведомые просчеты!!!

Анализ сопоставимостей сделок и компаний 3. Анализ контрактных условий В законе детально не прописан Контрактные условия прямо или косвенно характеризуют степень распределения между сторонами сделки ответственности, рисков и экономической выгоды. В то же время на практике нередки ситуации, когда стороны по сделке выполняют функции, не прописанные в заключённом между ними контракте. В таком случае деловые взаимоотношения между сторонами должны отвечать экономическим принципам, на которых строятся отношения между независимыми организациями в соответствии с правилами делового оборота.

Анализ сопоставимостей сделок и компаний 3. Анализ контрактных условий (продолжение) Сотрудничество независимых организаций основывается на принципе «расхождения интересов», что в рамках рыночной экономики гарантирует стремление сторон держать друг друга в рамках заключённого контракта (то есть правового поля) для максимального снижения рисков. В случае же обоюдной заинтересованности сторон или невозможности исполнения договора одной из сторон предусматривается возможность его пересмотра. В случае взаимозависимых (ассоциированных) организаций принцип «расхождения интересов» может не соблюдаться, поэтому важно установить, какая из сторон выполняет (или не выполняет) условия договора и какие его условия являются мнимыми.

Анализ сопоставимостей сделок и компаний 3. Анализ контрактных условий (продолжение) Совет: для снижения рисков на практике целесообразно в договорах подробнее отражать реальные отношения сторон сделки – в объеме большем, чем это требуется в гражданско-правовых отношениях сторон! Это упростит подтверждение функций и рисков сторон сделки при проведении проверки налоговым органом

Анализ сопоставимостей сделок и компаний 4. Анализ экономических обстоятельств деятельности Уровни рыночных цен, на основании которых осуществляются сделки между независимыми организациями, могут значительно расходиться на разных рынках, даже если речь идёт об идентичных товарах (работах, услугах). Поэтому для достижения наибольшей сопоставимости должны быть сравнимы рынки, на которых ведут свою деятельность как независимые, так и взаимозависимые организации. Если же сравнить рынки не представляется возможным, возникает необходимость в соответствующих корректировках к цене сделки.

Анализ сопоставимостей сделок и компаний 4. Анализ экономических обстоятельств деятельности (продолжение) В Руководстве ОЭСР предусмотрены следующие обстоятельства: географическое расположение объём рынка спрос и предложение на рынке в целом и в определённых регионах покупательная способность уровень конкуренции и соответствующие конкурентные позиции доступность на рынке взаимозаменяемых товаров (работ, услуг) характер и степень государственного регулирования рынка стоимость факторов производства (земля, труд, капитал, транспорт) уровень рынка (розничный или оптовый) дата и время сделки

Анализ сопоставимостей сделок и компаний 4. Анализ экономических обстоятельств деятельности (продолжение) В Законе предусмотрен более узкий перечень факторов, но открытый! географическое расположение рынков и их величина конкуренция на рынке и конкурентоспособность наличие на рынке однородных товаров (работ, услуг) уровень государственного вмешательства в рыночные процессы развитие производственной и транспортной инфраструктуры иные характеристики рынка, влияющие на цену сделки

Анализ сопоставимостей сделок и компаний 5. Оценка бизнес-стратегии Среди факторов, определяющих сопоставимость сделок и организаций для целей трансфертного ценообразования должна учитываться и бизнес-стратегию компании, что подразумевает учёт множества аспектов её деятельности, в том числе делового цикла компании. Так, начало нового бизнеса, внедрение инноваций и разработка новой продукции, продвижение товаров на новый рынок или увеличение доли на старом рынке способствуют повышенным издержкам и принятию дополнительных рисков на первоначальном этапе, что может привести к получению убытков. В Законе предусмотрены стратегии, направленные на обновление и совершенствование выпускаемой продукции, выход на новые рынки сбыта продукции.

5. Декларирование и документирование контролируемых сделок

Декларирование контролируемых сделок Налогоплательщик будет обязан уведомлять налоговые органы о совершенных контролируемых сделках. Для этого соответствующие уведомления должны будут представляться не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены такие сделки. Такие уведомления необходимо будет подавать в налоговые органы по месту нахождения организации (жительства физического лица), для крупнейших налогоплательщиков – в соответствующие Межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам. Форма уведомления утверждена Приказом ФНС России от N «Об утверждении формы уведомления о контролируемых сделках, порядка ее заполнения, а также формата представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме и порядка представления налогоплательщиком уведомления о контролируемых сделках в электронной форме» (вместе с «Порядком заполнения формы уведомления о контролируемых сделках», «Порядком представления налогоплательщиком уведомления о контролируемых сделках в электронной форме») Инспекции в течение 10 дней обязаны передать эту информацию в Центральный аппарат ФНС России, который и будет непосредственно заниматься налоговым контролем в сфере трансфертного ценообразования. Кроме того, информацию о контролируемых сделках Центральный аппарат будет получать в виде извещений от территориальных налоговых органов, которые выявят их в рамках выездных и камеральных налоговых проверок. О направлении извещения инспекция должна будет уведомить налогоплательщика не позднее 10 дней с даты направления извещения.

Документирование сделок На основе полученной информации налоговые органы вправе затребовать у налогоплательщика соответствующую документацию о контролируемой сделке, содержащую подробное описание и финансово-экономический анализ сделки: информация об участниках контролируемой сделки, их функциях, используемых активах, принимаемых рисках описание контролируемой сделки, её условий методы и условия ценообразования описание сопоставимых сделок и факторов, которые оказали влияние на условиях сделок сведения об экономической выгоде по сделке произведенных корректировках налоговой базы

Документирование сделок Детальность и основательность представляемой документации должны быть соразмерны сложности сделки и формированию её цены (рентабельности сторон сделки) !!! (п.6 ст Кодекса) Такую информацию налоговые органы получат право запрашивать не ранее 1 июня года, следующего за календарным годом, в котором совершена сделка. С учетом того, что закон будет действовать в отношении сделок начиная с 1 января 2012 г. налогоплательщики должны будут подать уведомления о контролируемых сделках за 2012 год до 20 мая 2013 г., а затребовать информации о таких сделках налоговые органы смогут с 1 июня 2013 г. Следует отметить, что при предоставлении документации, в случае, если по результатам налоговой проверки будут доначислены налоги, налогоплательщик освобождается от штрафных санкций.

Документирование сделок (переходные положения) Положения статей НК РФ до 1 января 2014 года применяются в случаях, когда сумма доходов по всем контролируемым сделкам, совершенным налогоплательщиком в календарном году с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами, являющимися сторонами контролируемых сделок), превышает соответственно: в 2012 году млн. рублей; в 2013 году - 80 млн. рублей.

6. «Трансфертная» проверка: правила и процедуры

Специальная проверка В соответствии со статьей 82 НК РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ. Главой 14.5 НК РФ вводится новая специальная форма налогового контроля – «проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами» При этом контроль соответствия цен в контролируемых сделках не может быть предметом выездных и камеральных налоговых проверок По форме проведения «трансфертная» проверка соответствует камеральной, по содержанию – выездной проверке.

Основания проверки Основаниями для проведения проверки соответствия цен являются: уведомление о контролируемых сделках, поданное самим налогоплательщиком, в случае добровольного декларирования налогоплательщиком таких сделок извещение территориального налогового органа, который в ходе камеральной или выездной проверки выявил факты совершения незаявленных контролируемых сделок выявление контролируемой сделки при проведении ФНС России повторной выездной проверки. Решение о проведении проверки правильности применения цен может быть вынесено не позднее 2 лет со дня получения контролирующим ведомством указанных уведомления или извещения. Федеральный налоговый орган вправе провести проверку за срок до 3 календарных лет, предшествующих году вынесения решения Данные проверки будут осуществлять сотрудники Центрального аппарата ФНС России

«Трансфертная» проверка – переходные положения Решение о проведении проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами принимается с учетом следующих особенностей: в отношении контролируемых сделок, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации в 2012 году, указанное решение может быть принято не позднее 31 декабря 2013 года; в отношении контролируемых сделок, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации в 2013 году, указанное решение может быть принято не позднее 31 декабря 2015 года.

Сроки проведения проверки Стандартный срок проверки – 6 месяцев По решению руководителя или заместителя руководителя ФНС России срок может быть продлен до 12 месяцев (основания и порядок продления срока устанавливается налоговым органом) Предусмотрена возможность продлена срока проверки дополнительно на 6 месяцев для проведения мероприятий налогового контроля (получение информации у иностранных налоговых органов, проведение экспертиз, перевода документов) Срок проверки может быть увеличен дополнительно на 3 месяца, если в течение 6 месяцев ФНС России не получит необходимую информацию от иностранных коллег Общая длительность проведения проверки может составить до 21 месяца со дня вынесения решения о проведении «трансфертной» проверки

Мероприятия налогового контроля В рамках «трансфертной» проверки налоговый орган вправе проводить следующие мероприятия налогового контроля: истребование документов у налогоплательщика и контрагентов по контролируемой сделке экспертиза привлечение специалиста привлечение переводчика получение информации от иностранных налоговых органов

Особенности процедуры истребования документов Срок предоставления документов: для налогоплательщика – 30 дней для контрагента – 5 дней Документы не могут быть истребованы в случаях: если цены применяются в сделках в соответствии с предписаниями антимонопольных органов если цена является регулируемой при осуществлении сделок с лицами, не являющимися взаимозависимыми при сделках с ценными бумагами и ФИСС, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг при осуществлении сделок, в отношении которых заключено соглашение о ценообразовании

Оформление результатов проверки 1. Справка о проведенной проверке составляется в последний день «трансфертной» проверки, в ней фиксируется предмет и сроки проведения проверки, порядок вручения аналогичен стандартному 2. Акт проверки составляется в случае выявления факта отклонения цены от рыночной в течение 2 месяцев со дня составления справки о проведении проверки и вручается налогоплательщику в течение 5 дней с даты составления 3. Возражения налогоплательщик вправе представить в течение 20 дней со дня получения акта проверки 4. Решение по результатам рассмотрения акта проверки, других материалов, возражений налогоплательщика осуществляется в стандартном порядке, предусмотренном статей 101 Кодекса

«Трансфертная» проверка – ответственность Статья НК РФ: неуплата или неполная уплата налогоплательщиком сумм налога в результате применения в целях налогообложения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с коммерческими и (или) финансовыми условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми, влечет взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога, но не менее рублей

«Трансфертная» проверка – ответственность (переходные положения) - при вынесении решений о доначислении налогов за налоговые периоды годов налоговая санкция, предусмотренная пунктом 1 статьи Налогового кодекса Российской Федерации не применяется; - при вынесении решений о доначислении налогов за налоговые периоды годов налоговая санкция, предусмотренная пунктом 1 статьи Налогового кодекса Российской Федерации применяется в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога; - при вынесении решений о доначислении налогов за налоговые периоды начиная с 2017 года применяются положения пункта 1 статьи НК РФ

7. Симметричные корректировки

Симметричная корректировка Симметричная корректировка – право российской организации - контрагента проверяемого налогоплательщика по контролируемой сделке провести корректировку налоговой базы исходя из цен, на основании которых было проведено доначисления налога у проверяемого налогоплательщика. При этом корректировка регистров налогового учёта и первичных документов не проводится!

Условия проведения симметричной корректировки 1. Проводится только в отношении российских организаций, являющейся одним из контрагентов в контролируемой сделке 2. Решение налогового органа о доначислении налога исполнено лицом, являющимся стороной контролируемой сделки в размере недоимки, указанной в этом решении 3. Корректировка осуществляется на основании уведомления налогового органа о возможности симметричной корректировки Перечень налогов, в отношении которых возможна симметричная корректировка идентичен перечню налогов, контролируемых в рамках «трансфертной» проверки

Уведомление о возможности симметричной корректировки Уведомление выдается налогоплательщику или направляется по почте заказным письмом или передается по ТКС в течение одного месяца с момента возникновения у налогоплательщика права на проведение корректировки При обжаловании решения налогового органа лицом, которому были произведены доначисления налогов, срок выдачи уведомления увеличивается до 6 месяцев Течение срока для выдачи или направления налогоплательщику уведомления приостанавливается при получении налоговым органом информации об обжаловании решения о доначислении налога в судебном порядке до момента вступления в силу судебного акта

Заявление о выдаче уведомления Налогоплательщик вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о выдаче уведомления, если он располагает информацией об исполнении другой стороной по сделке решения о доначислении налога и при неполучении уведомления от налогового органа. Налоговый орган должен рассмотреть заявление и принять по нему решение в течение 15 дней решение: о выдаче уведомления об отказе в выдаче уведомления проинформировать о приостановке сроков выдачи уведомления Налогоплательщик имеет право оспорить решение налогового органа об отказе в выдаче уведомления, при этом не может оспаривать величину корректировки (за исключением случаев её несоответствия указанной в решении о доначислении налога величине)!!!

Обратные корректировки Если после проведения симметричной корректировки решение о доначислении налога будет изменено или признано недействительным, стороны, участвующие в сделке, должны провести соответствующие обратные корректировки. Такие обратные корректировки производятся на основании уведомления о необходимости обратных корректировок, полученных от налогового органа по месту учета. Обратная корректировка должна быть проведена в течение одного месяца, при этом пени в отношении подлежащих сумм налога не начисляются.

8. Соглашение о ценообразовании

Соглашение о ценообразовании Соглашение о ценообразовании - соглашение между налогоплательщиком и налоговым органом о порядке определения цен и (или) применения методов ценообразования в контролируемых сделках в целях обеспечения соблюдения п. 1 ст Кодекса для целей налогообложения - принципа «вытянутой руки» Инициировать заключение соглашения вправе российская организация, отнесенная к категории крупнейших налогоплательщиков Соглашение может быть заключено по одной либо нескольким сделкам (группе однородных сделок), имеющим один и тот же предмет

Предмет соглашения о ценообразовании Предметом соглашения о ценообразовании являются: виды и (или) перечни контролируемых сделок и товаров (работ, услуг), в отношении которых заключается соглашение порядок определения цен и (или) описание и порядок применения методик (формул) ценообразования для целей налогообложения перечень источников информации, используемых при определении соответствия цен, примененных в сделках, условиям соглашения срок действия соглашения перечень, порядок и сроки представления документов, подтверждающих исполнение условий соглашения о ценообразовании Кроме того, по соглашению сторон могут быть установлены иные условия соглашения

Стороны соглашения Статьей определены стороны соглашения: налогоплательщик или группа налогоплательщиков (в случае совершения однородных контролируемых сделок между несколькими российскими взаимозависимыми организациями) Федеральная налоговая служба в лица руководителя (заместителя руководителя) уполномоченный орган исполнительной власти иностранного государства, с которым заключен договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения

Сроки действия соглашения Статьей определены следующие сроки: не более 3 лет предусмотрена возможность продления соглашения не более чем на 2 года соглашение вступает в силу с 1 января календарного года, следующего за годом, в котором оно было подписано, если иное не предусмотрено непосредственно указанным соглашением действие соглашения может быть распространено на период, истекший с даты обращения налогоплательщика в ФНС России с заявлением о его заключении до даты вступления в силу соглашения

Порядок заключения соглашения Перечень документов, необходимых для заключения соглашения: заявление о заключении соглашения; проект соглашения о ценообразовании документы о деятельности налогоплательщика, связанной с контролируемыми сделками, а также о контролируемых сделках, в отношении которых налогоплательщиком предлагается заключить соглашение о ценообразовании копии учредительных документов налогоплательщика копия свидетельства о государственной регистрации налогоплательщика копия свидетельства о постановке на учет налогоплательщика в налоговом органе по месту его нахождения на территории Российской Федерации бухгалтерская отчетность налогоплательщика за последний отчетный период документ, подтверждающий уплату госпошлины (размер госпошлины -1,5 млн. руб.) иные документы, содержащие информацию, имеющую значение при заключении соглашения о ценообразовании ФНС России вправе запрашивать у налогоплательщика другие документы, необходимые для заключения соглашения

Порядок заключения соглашения ФНС России рассматривает заявление и документы налогоплательщика в срок не более 6 месяцев со дня их получения, срок может быть продлен до 6 месяцев Возможные решения ФНС России по результатам рассмотрения заявления: решение о заключении соглашения мотивированное решение об отказе от заключения такого соглашения решение о необходимости доработки проекта заключения с предложением о повторном представлении проекта Решение направляется налогоплательщику в течение 5 дней с даты принятия решения При повторном представлении проекта соглашения и соответствующих документов: государственная пошлина не взимается решение принимается в течение 3 месяцев

Порядок заключения соглашения Основания для принятия решения об отказе от заключения соглашения: непредставление или представление не в полном объеме предусмотренных документов неуплата или неполная уплата госпошлины мотивированный вывод о том, что в результате применения предложенного налогоплательщиком в проекте соглашения о ценообразовании порядка определения цен и (или) методов ценообразования не будет обеспечиваться исполнение положений пункта 1 статьи настоящего Кодекса (т.е. принципа «вытянутой руки») Решение об отказе в заключении соглашения может быть обжаловано в суд

Администрирование исполнения условий соглашения Проверка исполнения условий осуществляется на основе: уведомления налогоплательщика извещения территориального налогового органа проведения повторной выездной налоговой проверки Если налогоплательщик соблюдает условия соглашения, ФНС России не вправе принимать решения о доначислении налогов, пеней и штрафов в отношении урегулированных соглашением сделок

Стабильность условий соглашения Условия соглашения о ценообразовании остаются неизменными в случае изменения законодательства о налогах и сборах в части регулирования отношений, возникающих при заключении соглашения, внесении в него изменений и прекращении его действия. В случае иных изменений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, влияющих на деятельность налогоплательщика, стороны соглашения имеют право внести в текст соглашения о ценообразовании соответствующие изменения.