Информатика:. Аннотация. Аннотация. Цель данного проекта - помочь начинающим изучить язык программирования Quick Basic. 1. Предисловие. 2. Операция присваивания.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Программирование
Advertisements

Основы программирования на Бейсике Массивы. Задание: Найти все 3-хзначные числа, заканчивающихся на 2, 4, 8 и делящихся на 6. Ответ: CLS FOR I=100 TO.
Массивы Теоретические сведения. Примеры решения задач. Задания для самостоятельного выполнения.
Программирование Задания В2, В5. Оператор присваивания в языке программирования Задание В2 – базовый уровень, время – 2 мин.
Алгоритмы с ветвящейся структурой. Программирование ветвлений на QBasic. Программное управление работой компьютера © Епифанова Т.Н. / 2010 CLS INPUT A,B,C.
Глава 6. УПРАВЛЯЮЩИЕ СТРУКТУРЫ Оператор присваивания Простой и составной операторы Условный оператор Оператор множественного выбора Оператор цикла с предусловием.
Объектно-ориентированный язык программирования. Переменная - эта поименованная ячейка памяти, хранящая какое-либо одно значение (одно число, один фрагмент.
УСЛОВНЫЙ ОПЕРАТОР IF... THEN... ELSE (Если … То … Иначе)
Тема урока Переменная. Тип данных. Ввод и вывод данных.
Виды алгоритмических структур: –блок-схема. –линейный алгоритм. –алгоритмическая структура «ветвление». –алгоритмическая структура «выбор». –алгоритмическая.
Язык программирования QuickBASIC © Бакунович А.В., уч.г. СШ 3.
Алгоритмическая конструкция «ветвление». Данная конструкция применяется в алгоритмах для задач, при решении которых необходимо делать выбор между различными.
Переменные и операторы УРОК 2. Переменные ПЕРЕМЕННАЯ – ?... контейнер для хранения данных. Переменная имеет имя – это….? последовательность букв, цифр.
Основы программирования В качестве базового языка взят обычный BASIC позволяющий в простой и наглядной форме выполнять основные конструкции программирования.
Переменная - это величина, которая имеет имя, тип и значение. Значение переменной может меняться во время выполнения программы. В компьютерах каждая переменная.
Виды алгоритмов: Линейный алгоритм (описание действий, которые выполняются однократно в заданном порядке); Циклический алгоритм (описание действий, которые.
Массивы Теоретические сведения. Примеры решения задач. Задания для самостоятельного выполнения.
Тест классы По программированию Pascal.
1 Организация программ разветвляющейся структуры. Организация программ разветвляющейся структуры. Условный оператор.
Алгоритмическая конструкция «ветвление» Презентацию разработал Мащенко П.С., учитель МБОУ СОШ 2 муниципального образования Щербиновский район станицы Старощербиновской.
Транксрипт:

Информатика:

Аннотация. Аннотация. Цель данного проекта - помочь начинающим изучить язык программирования Quick Basic. 1. Предисловие. 2. Операция присваивания. 3. Ввод данных с клавиатуры : Input. 4. Ввод данных : Data/Read, Restore 5. Вывод данных на экран ( печать данных ) в текстовом режиме Print 6. Основные арифметические операции 7. Функции, определяемые пользователем 8. Действия над символьными данными 9. Вызов подпрограмм 10. Ветвление ( условный переход, выбор ) 11. Множественный выбор 12. Организация циклов 13. Обработка массивов данных 14. Процесс обработки массива

Предисловие. Язык Basic, разработанный в годах в Дартмутском колледже ( США ), в его сов - ременных версиях является языком, позволяющим профессионально использовать все сов - ременные методы и технологию программирования. То, что Basic- системы в настоящее время входят в комплект поставки MS-DOS фирмы Microsoft говорит о том, что они очень популярны и по своим возможностям сравнимы с системами программирования на других распространённых языках ( Си, Паскаль ).

Операция присваивания. := – операции присваивания, в программе записывается как =. =. 10 a=2 20 b=a*3 30 a=a+3 Программа Ячейки памяти 2 a b 6 5 a

Ввод данных с клавиатуры : Input. Встретив команду Input, машина останавливает выполнение программы и ждёт ввода данных с клавиатуры. Набор данных заканчивается нажатием клавиши ввод. Оператор Встретив команду Input, машина останавливает выполнение программы и ждёт ввода данных с клавиатуры. Набор данных заканчивается нажатием клавиши ввод. Оператор Input не умеет считать, поэтому нельзя набирать в ответ на ? арифметическое выражение, т. е. нельзя ввести число, набрав 3/7. Input не умеет считать, поэтому нельзя набирать в ответ на ? арифметическое выражение, т. е. нельзя ввести число, набрав 3/7.

Команда Read считывает в ячейки памяти данные, перечисленные в программе в строке Data. Команда Restore восстанавливает список Data после считывания. Команда Read не умеет считать и список Data не может содержать знаков арифметических выражений ( нельзя записывать 3/7) Команда Read считывает в ячейки памяти данные, перечисленные в программе в строке Data. Команда Restore восстанавливает список Data после считывания. Команда Read не умеет считать и список Data не может содержать знаков арифметических выражений ( нельзя записывать 3/7) Данные всех строк Data образуют единый набор данных, независимо от того, в каком месте программы они расположены. Ввод данных : Data/Read, Restore

Вывод данных на экран ( печать данных ) в текстовом режиме : команда Print. Результаты работы можно вывести для просмотра на экран, распечатать на принтере, сохранить для дальнейшего использования в файле на магнитном диске. Вывод информации на экран может осуществляться в текстовом или графическом режимах. Результаты работы можно вывести для просмотра на экран, распечатать на принтере, сохранить для дальнейшего использования в файле на магнитном диске. Вывод информации на экран может осуществляться в текстовом или графическом режимах. При работе в текстовом режиме на экран можно вывести любые символы ( буквы, цифры, знаки препинания, специальные символы ). Если начать заполнять экран символами, то можно увидеть, что они выстроятся ровными рядами и столбцами. При работе в текстовом режиме на экран можно вывести любые символы ( буквы, цифры, знаки препинания, специальные символы ). Если начать заполнять экран символами, то можно увидеть, что они выстроятся ровными рядами и столбцами. Locate номер строки, номер столбца – позволяет начать вывод с любой позиции экрана. Команда Print выводит информацию на экран, LPrint- на принтер.

Основные арифметические операции Кроме чисел и имён ячеек памяти, содержащих числа, в записи арифметических действий могут участвовать функции. Различают функции встроенные и функции, определяемые пользователем. Кроме чисел и имён ячеек памяти, содержащих числа, в записи арифметических действий могут участвовать функции. Различают функции встроенные и функции, определяемые пользователем. Встроенные – функции, действия которых уже описаны в языке. Встроенные – функции, действия которых уже описаны в языке. Определяемые пользователем – функции, действие которых программист описывает в программе сам. Определяемые пользователем – функции, действие которых программист описывает в программе сам. ( В порядке приоритета ) ^ - возведение в степень * - умножение / - деление \ - целочисленное деление + - сложение – - вычитание

Описав такую функцию, к ней можно обратиться для выполнения с конкретными значениями. Строка с командой описания функции ничего не вычисляет и не выполняет, она определяет имя новой функции ( имя должно начинаться с букв FN ) и задаёт правила её выполнения ( описывая аргументы и действия над ними ). Описав такую функцию, к ней можно обратиться для выполнения с конкретными значениями. Строка с командой описания функции ничего не вычисляет и не выполняет, она определяет имя новой функции ( имя должно начинаться с букв FN ) и задаёт правила её выполнения ( описывая аргументы и действия над ними ). Функции, определяемые пользователем

Действия над символьными данными ( над цепочками литер ) Над символьными данными можно проводить операцию конкатенации и операцию сравнения. Символы можно сравнивать. В программе записывается сравнение символьных данных, компьютер сравнивает соответствующие коды. Над символьными данными можно проводить операцию конкатенации и операцию сравнения. Символы можно сравнивать. В программе записывается сравнение символьных данных, компьютер сравнивает соответствующие коды.

Вызов подпрограмм GOSUB номер строки (метка) GOSUB номер строки (метка) Номер первой строки подпрограммы. Последняя команда подпрограммы – RETURN. Оператор RETURN возвращает управление программой в строку, следующую за строкой: Номер первой строки подпрограммы. Последняя команда подпрограммы – RETURN. Оператор RETURN возвращает управление программой в строку, следующую за строкой: GOSUB номер (метка) GOSUB номер (метка) вызвавшей подпрограмму. вызвавшей подпрограмму.

IF условие THEN действие 1 ELSE действие 2 IF условие THEN действие 1 ELSE действие 2 IF условие THEN ELSE IF условие THEN ELSE условие выполняется ДА условие не выполняется НЕТ Номер строки, с которой начинается описание блока команд ветви ДА Номер строки, с которой начинается описание блока команд ветви НЕТ Полная альтернатива ( предусмотрены команды в ветви ДА и ветви НЕТ) Между блоками ДА и НЕТ должна быть строка с командой GOTO номер строки, с которой программа продолжается после окончания ветвления. Ветвление ( условный переход, выбор )

Не полная альтернатива ( предусмотрены команды только в одной ветви ). IF условие THEN действие Если ветвь содержит несколько команд, то удобнее условие записывать так, чтобы команды оказались в ветви НЕТ, тогда запись выбора в программе будет иметь вид : IF условие THEN Номер строки, с которой продолжается программа после окончания ветвления Описание команд ветви НЕТ Примечание. В современных версиях (например QBasic) определены две формы записи конструкции ветвления:

Номер строки для перехода к командам ветви ДА Номер строки или описания команд ветви НЕТ 1. Линейная форма записи (команды IF, THEN, ELSE записаны в одной строке) IF условие GOTO ELSE Номер строки или описания команд ветви ДА Номер строки или описания команд ветви НЕТ IF условие THEN ELSE Описание команд ветви – набор команд, разделённых при записи знаком :.

2. Блок выбора Пример. IF условие THEN блок команд ветви ДА ELSE блок команд ветви НЕТ END IF CLS : INPUT a IF a = 1 THEN PRINT работает ветвь ДА PRINT a ELSE PRINT работает ветвь НЕТ PRINT a END IF END Условие – это логическое выражение, которое может содержать.

Множественный выбор Переход к одной из указанных программных строк ( меток ) в зависимости от числового значения в ячейке n ( число в ячейке в случае необходимости округляется до целого ) Переход к одной из указанных программных строк ( меток ) в зависимости от числового значения в ячейке n ( число в ячейке в случае необходимости округляется до целого ) ON n GOTO номер стр.1 (метка), номер стр.2 (метка), … n = 1 n = 2 ON n GOTO номер стр.1 (метка), номер стр.2 (метка), … n = 1 n = 2 Выбор одной из подпрограмм. Номер стр.- номер первой строки подпрограммы. Расширенные сведения о выборе:

В современных версиях языках (QBasic) определена структура множественного выбора: SELECT CASE (переключатель) CASE условие 1 1-ый блок команд CASE условие 2 2-ой блок команд * CASE ELSE n - ый блок команд END SELECT Переключателем может служить выражение значение которого определяет выбор или имя ячейки памяти, тогда выбор определяет содержимое этой ячейки.

Условие CASE может быть записано в одной из трёх форм: 1)CASE константа, константа … 2)CASE IS знак отношения – константа 3)CASE константа 1 TO константа 2 Сначала определяется значение переключателя, стоящего после слов SALECT CASE. Затем выполняется проверка: удовлетворяет ли это значение одному из CASE условий.

1-я форма CASE условия: блок команд выполняется, если значение будет равно одной из констант. 2-я форма CASE условия: блок команд выполнится, если выполняется условие отношения между значением переключателя и константой. 3-я форма CASE условия: блок команд выполнится, если выполняется соотношение: константа значение константа 2. Если ни одно из CASE условий не выполняется, то работает блок команд, определяемый строкой CASE ELSE.

Организация циклов Любой вариант многократного выполнения набора команд, составляющих тело цикла, можно организовать с помощью конструкции ветвления. Любой вариант многократного выполнения набора команд, составляющих тело цикла, можно организовать с помощью конструкции ветвления. i = 0 S=0: P=1 FLAG = 0 Начало NUM FLAG<>0 I 12 КОНЕЦ вводилось FLAG чисел равных 0 s, p i = i + 1 БЛОК ОБРАБОТКИ ВВЕДЁННОГО ЧИСЛА

Ячейка счётчик i. При каждом выполнении тела цикла значение ячейки увеличивается на 1, ячейка считает. Ячейка счётчик i. При каждом выполнении тела цикла значение ячейки увеличивается на 1, ячейка считает. Ячейки копилки S и P. Если число, поступающие в ячейку NUM, положительно, то оно добавляется к значению S – в ячейке S копится сумма. Если число в NUM отрицательно, оно меняет значение P – в ячейке P копится произведение. (Готовя ячейку под произведение, туда надо положить 1) Ячейки копилки S и P. Если число, поступающие в ячейку NUM, положительно, то оно добавляется к значению S – в ячейке S копится сумма. Если число в NUM отрицательно, оно меняет значение P – в ячейке P копится произведение. (Готовя ячейку под произведение, туда надо положить 1) Ячейка флаг FLAG. Меняет своё первоначально установленное значение, сигнализируя о каком-либо событии в программе (в данном случае о вводе нуля в ячейку NUM). Ячейка флаг FLAG. Меняет своё первоначально установленное значение, сигнализируя о каком-либо событии в программе (в данном случае о вводе нуля в ячейку NUM). Для более компактной записи цикла в программе существуют специальные управляющие конструкции организации циклов : FOR…NEXT и WHILE…WEND

DO WHILE условие Команды тела цикла LOOP Тело цикла выполняется до тех пор, пока УСЛОВИЕ ИСТИННО (может не выполниться ни разу). DO UNTIL условие Команды тела цикла LOOP Тело цикла выполняется до тех пор, пока УСЛОВИЕ ЛОЖНО (может не выполниться ни разу) DO Команды тела цикла LOOP WHILE условие Тело цикла выполняется до тех пор, пока УСЛОВИЕ ИСТИННО (выполнится хотя бы один раз). DO Команды тела цикла LOOP UNTIL условие Тело цикла выполняется до тех пор, пока УСЛОВИЕ ЛОЖНО (выполнится хотя бы один раз). В версиях QBasic дополнительно определён универсальный оператор цикла DO…LOOP. Он имеет несколько форм записи:

Обработка массивов данных Если набор данных объединён одной общей задачей их обработки (перебор данных, их анализ, однотипное изменение и др.), то о таком наборе принято говорить как о массиве данных. Если набор данных объединён одной общей задачей их обработки (перебор данных, их анализ, однотипное изменение и др.), то о таком наборе принято говорить как о массиве данных. При обработке такого массива вручную на бумаге данные обычно размещают в таблицах. При обработке такого массива вручную на бумаге данные обычно размещают в таблицах. Для обработки в компьютере массив данных можно разместить в форме таблицы во внутренней памяти на время работы программы или предварительно записать в отдельный от программы файл на магнитном диске и во время работы программы считывать данные из файла. Для обработки в компьютере массив данных можно разместить в форме таблицы во внутренней памяти на время работы программы или предварительно записать в отдельный от программы файл на магнитном диске и во время работы программы считывать данные из файла.

Процесс обработки массива Для объявления таблиц (массивов) используется оператор DIM (Dimension-размер). После слова DIM перечисляются через запятую имена массивов и рядом в скобках указывают максимальные значения (границы изменения) индексов. Компьютер нумерует ячейки таблиц начиная с 0, поэтому для размещения 50 чисел должен быть объявлен массив L(49). Для объявления таблиц (массивов) используется оператор DIM (Dimension-размер). После слова DIM перечисляются через запятую имена массивов и рядом в скобках указывают максимальные значения (границы изменения) индексов. Компьютер нумерует ячейки таблиц начиная с 0, поэтому для размещения 50 чисел должен быть объявлен массив L(49). Для ввода, вывода и обработки массива используют циклы. Для ввода, вывода и обработки массива используют циклы.