автор учитель физики Солодкова О. Н. МБОУ СОШ 55 «Лингвист» г Липецк 2013 г. кинематика равномерное прямолинейное движение
ВВЕДЕНИЕ Предлагаемое учебное пособие предназначено для закрепления знаний по кинематике. По структуре и задачам, которые позволяет решать это пособие, его можно отнести к электронным средствам линейного программированного обучения. Линейная программа характеризуется следующими особенностями: дидактический материал делится на незначительные дозы, называемые шагами, которые обучаемые преодолевают относительно легко, шаг за шагом; вопросы, содержащиеся в отдельных рамках программы, не должны быть очень трудными, чтобы обучаемые не потеряли интереса к работе; обучаемые сами дают ответы на вопросы, привлекая для этого необходимую информацию; в ходе обучения учащихся сразу же информируют о том, правильны или ошибочны их ответы; во избежание механического запоминания информации одна и та же мысль повторяется в различных вариантах. Это пособие может быть использовано: 1. блоками в 9 и 10 классах на этапе первичного закрепления знаний сразу после объяснения нового материала, 2. на обобщающем уроке по теме «Равномерное прямолинейное движение», 3. при подготовке к ГИА и ЕГЭ при индивидуальном обучении.
Содержание Кинематика Система отсчета Прямолинейное равномерное движение Векторы Действия над векторами График координаты Как построить график линейной функции Решение задач Относительность движения
механика Механическим движением тела называется изменение его положения в пространстве относительно других тел с течением времени. Основная задача механики – определить положение тела в любой момент времени. КИНЕМАТИКА (без причин…) Траектория движения (линия, Путь (длина Перемещение (вектор, Поступательное движение Материальная точка – тело, размерами которого в данных условиях можно пренебречь. Когда? Где? все точки в данный момент времени движутся одинаково Земля при движении вокруг Солнца движения тела). траектории). соединяющий начальную и конечную точки траектории)
СИСТЕМА ОТСЧЕТА Тело отсчета Часы (начало отсчета времени) Система координат 1. Одномерная 2. Двухмерная 3. Трехмерная Найти координату точки 1 точки 2 Тело переместилось из т. 1 в т. 2 Найти изменение координаты х Найти изменение координаты y Тело переместилось из т. 2 в т. 3 Найти изменение координаты х Найти изменение координаты y х, м х 1 =30 м х 2 = -20 м трамвай х = 20 – 50 = - 30(м),y =30 – 20 = 10(м) х = 20 – 20 = 0(м), y = -10 – 30 = -40(м) х, м y, м (50,20) x y 3 2 лодка х y z клад Если тело переместилось из точки 1 в точку 2, то изменение координаты х = х 2 - х 1
Прямолинейное равномерное движение за любые равные промежутки времени тело совершает одинаковые перемещения спускается парашютист 0 х 0 х х,м S v Время t, c Перемещение S Проекция перемещения S x Модуль перемещения S, м Скорость v Проекция скорости v x Модуль скорости v, м/с площадь v х, м t, c0 t1t1 S t2t2 График проекции скорости
векторx 0, мx, мSx, my 0, my, мSy, мS, м S1 S2 S3 S4 S , ВЕКТОРЫ Найти : 1. проекции векторов перемещения на оси координат, 2. модули векторов. х,х, y, м 1 1 x1x1 x2x2 y1y1 y2y2 axax ayay вектор x проекция вектора на ось х, x =x 2 - x 1 y проекция вектора на ось y, y =y 2 - y 1 модуль вектора S1S1 S2S2 S3S3 S4S4 S5S5
ДЕЙСТВИЯ НАД ВЕКТОРАМИ Найти модули векторов a, b, c, d и k. a=0 b=5 м c=3 м d=9 м k=0 Сложение + = abcabc Вычитание - = abc Скалярное произведение α k = * cosα ab Умножение на скаляр 3 * = ca
График координаты По заданным графикам найти начальные координаты тел и проекции скорости их движения. Написать уравнения движения тел х = х(t). Из графиков и уравнений найти время и место встречи тел, движения которых описываются графиками 2 и 3. х 0 = 5 м, v x =0 х = 5 х 0 = 5 м, v x = -1 м/с х = 5 - t х 0 = -10 м, v x = 0,5 м/с х= -10+0,5t Место встречи тел 2 и 3 х = - 5 м. Время встречи – через 10 с после начала движения. х, м t, c0 x0x0 x t
КАК ПОСТРОИТЬ ГРАФИК ЛИНЕЙНОЙ ФУНКЦИИ 1. Начертите прямоугольную систему координат с осями. 2. Обозначьте начало координат. 3. Выберите масштаб, соответствующий условию задачи, и нанесите на ось. 4. Запишите функцию, график которой вы собираетесь строить. 5. Составьте таблицу для определения координат двух точек графика функции. 6. Придайте аргументу значение 0, вычислите значение функции и занесите в таблицу. 7. Придайте аргументу любое значение, вычислите функцию и занесите в таблицу. 8. Нанесите обе точки на график. 9. Соедините точки прямой. Получите искомый график 10. Над графиком напишите соответствующее уравнение. х, м t, c 0 x = 2+2t 62x, м 20t, c 1 2 x = 2+2t
Решение задач Движения двух велосипедистов заданы уравнениями: х 1 = 5t, х 2 = 150 – 10t. Построить графики зависимости х(t). Найти время и место встречи. Алгебраический метод 5t = 150 – 10t, t =10 c, x =5*10 = 50 м Графический метод Момент встречи велосипедистов -точка пересечения графиков. Графический метод Место встречи х=50 м Время встречи t=10 с х, м v1v1 v2v2
Относительность движения Земля - неподвижная система отсчета (НСО) Автобус – подвижная система отсчета (ПСО) Человек – тело v - скорость тела относительно НСО v 1 – скорость ПСО относительно НСО v 2 – скорость тела относительно ПСО Эскалатор метро движется со скоростью 0,75 м/с. Найти время, за которое пассажир переместится на 20 м относительно земли, если он сам идет в направлении движения эскалатора со скоростью 0,25 м/с в системе отсчета, связанной с эскалатором. S = 20 м Земля – НСО Эскалатор - ПСО v 1 =0.75 м/c Пассажир – тело v 2 =0.25 м/c v х = v 1 х +v 2 х =0,75+0,25=1 м/с t = s/v =20 c Ответ : за 20 с
Литература Кабардин О.Ф. Физика. – М.: Просвещение, Перышкин А. В., Гутник Е. М. Физика 9 класс. – М.: Дрофа, Шаталов В. Ф., Шейман В. М., Хайт А. М. Опорные конспекты по кинематике и динамике. – М.: Просвещение, Рымкевич А. П. Сборник задач по физике. – М.: Просвещение, Могилев А. В., Пак Н.И., Хеннер Е. К. Информатика. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.