П РОЕКТИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ИОС ШКОЛЫ Структура и содержание Цветкова М.С.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
П РОЕКТИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ИОС ШКОЛЫ Цветкова М.С.
Advertisements

ФГОС основного общего образования Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы Формирование и развитие компетентности в области.
Формирование ИКТ- компетентности обучающихся. Планируемые результаты освоения междисциплинарных программ Формирование универсальных учебных действий Формирование.
Модуль 1. Методика использования педагогом средств и ресурсов информационной образовательной среды начального образования Задание 1.2 Тема: Технические.
Формирование ИКТ- компетентности в условиях ФГОС.
Стандарты нового поколения об ИКТ в начальном образовании Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа города Москвы.
Стандарты нового поколения об ИКТ в начальном образовании Хохлова Елена Николаевна Заведующая лабораторией современных методик и технологий начального.
Стандарты нового поколения об ИКТ в начальном образовании Хохлова Елена Николаевна Заведующая лабораторией современных методик и технологий начального.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.
ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Примерная программа учебного предмета «Информатика»
Ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях и формирование способности их грамотно применять являются одними из важных.
Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики Босова Людмила Леонидовна
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Реализация ФГОС ООО: ИКТ- компетенции на уроке и во внеурочной деятельности.
Модуль 1. Методика использования педагогом средств и ресурсов информационной образовательной среды начального образования Задание 1.2 Тема: Технические.
ИКТ-компетентность педагога. ноября 2006 г. Александр Елизаров ИКТ-компетентность педагога: понятие Профессионализм.
Перспективы развития ИОС школы Цветкова М.С. Книга Компьютер Облако образовательных сервисов Цифровое образование региона.
Модуль предмета «Технология» в начальных классах – «Практика работы на компьютере»
Информационные технологии в образовательном процессе начальной школы в условиях введения ФГОС. Учитель начальных классов первой квалификационной кате г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ Универсальные учебные действия (УУД)
Транксрипт:

П РОЕКТИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ИОС ШКОЛЫ Структура и содержание Цветкова М.С.

С КАЧОК ИТ АКТИВНОСТИ ИТ активность детей намного выше, чем ее проникновение в учебную деятельность ИТ деятельность многофункциональна ИТ – компетентность формируется с нарастанием и обновляется непрерывно на протяжении обучения в школе в рамках уроков информатики Проектировочная деятельность на основе ИТ является неотъемлемой частью ИОС

Х АРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Интеграция УУД на ступени обучения Полипредметность Индивидуальная настройка в группе Многообразие инструментов Нацеленность на результат Этапность Достижимость Управление качеством выполнения Публичность

И НТЕГРАЦИЯ УУД И ПОЛИПРЕДМЕТНОСТЬ Векторы зоны ближайшего развития

К ОЛЛЕКТИВНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ МНОГООБРАЗИЕ

Д УАЛИЗМ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Два перехода: Информационно-теоретический Инструментально – практический Компьютер как помощник в исследовании модели проектируемого результата

Д УАЛИЗМ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ф ОРМУЛА ПРОЕКТА Идея-проблема-цель Модель решения Компьютерная модель – компьютерные инструменты - исследование модели Предварительная оценка результата Выбор прототипа результата- выбор реальных инструментов – выполнение Применение результата – общественно полезный результат

С ОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Сотрудничество в интегрированной учебной среде: ученики, учителя, связи с общественностью, школы, клубы, секции, семья Информ-ресурс образования, ассимилированный с ИКТ

О БУЧЕНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – СТУПЕНИ РОСТА Уровни дерева проектировочной деятельности: Первый (начальная школа) – структурно- познавательный (микропроект), Второй (5-6 классы) – планирующий (минипроект) Третий (7-8 классы) – синтезирующий (базовый проект) Курсовые проекты - применение проектировочной деятельности как неотъемлемой части учебной работы (профильное обучение) и ТВОРЧЕСТВА

П АКЕТ КАРТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ (ПКП) микропроекты минипроекты Базовые проекты Курсовые проекты

П АКЕТ КАРТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ (ПКП) Сценарий любой карты проектирования строится на трех ступенях обучения ( порогах сложности ): понятийная ступень : ознакомительная деятельность (средства интерфейса в аудио и видео, мультимедиа, дистанционных средах, электронных книгах, тренажерах, тестовых средах, форумах, чатах, компьютерных инструментах диалога в редакторских средах - меню);

П АКЕТ КАРТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ (ПКП) репродуктивная ступень : применение образцов информационной деятельности (проектированию в системе предложенных шаблонов и типовых компьютерных инструментов, выполнение продуктивных заданий творческой направленности в интерактивных средах на компьютере по прототипу, или по готовому маршруту деятельности, тренинг-практикум в обучающих средах, конкурс выполненных работ с самоанализом, выбором системы оценивания, диспут в форуме, презентация, взаимозачет);

П АКЕТ КАРТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ (ПКП) творческая (рефлексивная, продуктивная) ступень: самостоятельное моделирование и макетирование, творческие мероприятия (самостоятельный выбор или разработка информационных шаблонов, самостоятельный сбор информации по теме проекта с привлечением электронных коллекций, самостоятельное насыщение шаблонов информацией, самостоятельная подготовка презентации проекта, защита проекта в форме мини-конференций, конкурсов, эстафет, спектаклей, концертов, вернисажей и пр.).

У РОВНИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ уровнимикропроектминипроектбазовый проект Понятийная ступень Распознай знак Распознай множество знаков Распознай систему множеств Репродуктив ная ступень Воспроизведи знак Воспроизведи множество знаков Воспроизвед и систему множеств Творческая ступень Сотвори знакСотвори множество знаков Сотвори систему множества знаков

М ИКРОПРОЕКТ Микропроект (структурно-познавательный уровень) предназначен для ознакомления с проектной деятельностью, то есть, его цель научить ребенка проходить два этапа в деятельности : видеть или создавать модель решения задачи и оформить, показать это решение средствами первичного обучения информационным технологиям, и далее по образцу, полученному на компьютере выполнить его в материале. Особую роль в микро проекте играет рисование, бумажный труд, запись цифр, букв, слов, в материальной части проекта и базовые понятия ( информационные объекты) в модельной части.

М ИКРОПРОЕКТ ( НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ) Задачами микропроекта являются обучение ребенка в любой предметной задаче уметь выделять информационную структуру : входная информация (дано, алфавит модели), выходная информация (компьютерный образ решения), алгоритм (модель) решения. Второе – умение применить простейшие компьютерные редакторские среды для формирования образа решения, среда Publisher MS, алгоритмическая среда «Виртуальные Лаборатории» в Единой коллекции ЦОР, логические игры на компьютере, открытая Интернет-среда поддержки предметного обучения nachalka.info и др..

С ЦЕНАРИИ ПКП «Р ОБОТ » Вход - знакМодельВыход Алфавит моделирова- ния из любой предмет-ной среды: число, буква, изображение, звук Аналитическ ая деятельность Сценарий Алгоритм Команда План Маршрут Структура Функция (правило работы) Функциональное мышление Макет в материале Формальный макет Описательный макет Графический макет Синтетическая деятельность

М ИКРОПРОЕКТ «У СТНЫЙ СЧЕТ »

знатьуметьиметь навыки работы информационная деятельность 1-го уровня (структурно познавательный) алфавит информационных знаков: текст, число, графика и звук основные информационные структуры: список, таблицу, сеть понятие маршрута деятельности, команды, алгоритма анализировать информационный поток по виду знаков в нем синтезировать простейшую информационную структуру: список, таблицу, сеть наполнять информационную структуру информационными примитивами с информационным алфавитом в информационной среде с устройствами ввода и вы-вода информационного потока с информационными структурами на компьютере: ко- мандой меню, окном экрана, командой маршрута проектировочная деятельность (микропроектирование): различать знак, воспроизводить знак, сотворить знак, различать команду, применять указанную команду, самостоятельно выбрать команду

М ИНИПРОЕКТ ( ПЛАНИРУЮЩИЙ УРОВЕНЬ ) Минипроект (планирующий уровень) предназначен для проведения межпредметного практикума с использованием инструментов проектирования в 5-6 классах. Это экспериментально-познавательная проекты, акцент в которых смещен на процесс планирования решения задачи – построения модели образа решения.

М ИНИПРОЕКТ ( ПЛАНИРУЮЩИЙ УРОВЕНЬ ) Особое место в минипроектировании приобретает игровое действие, как моделирование игрового процесса, который в дальнейшем переносится (обыгрывается) на предметную среду. Это моделирование работы черного ящика, игр с вероятностными событиями, алгоритмических процессов поиска решения логических задач, выявление закономерностей на основе природных наблюдений (дневник погоды), постановки для кукольного театра, создании мультфильма, моделирование мягкой игрушки, технических конструкций, мозаичных панно, шаблонов вышивки, плетения, витражей, аппликаций, мелодий, управления исполнителем в играх- лабиринтах, играх на координатной сетке и пр..

М ИНИПРОЕКТ ( ПЛАНИРУЮЩИЙ УРОВЕНЬ ) Сценарий каждого минипроекта дефрагментирован на микропроекты, строится на только одном виде информации и состоит из обучающей части в конкретной видовой информационной среде с использованием компьютера : текст, число, графика, звук и определяется множество информационных примитивов (алфавит игры) и их функциональных значений (стратегия или сценарий игры – алгоритм ). Далее по такой модели проводится макетирование с использованием различного предметного насыщения. Например, на видовом множестве информации возможны: линейная модель и игры- цепочки с буквами (угадайки, первертыши), числами (закономерности, угадайки), рисунками (ребусы); графическая афинная модель и координатная плоскость в географии (план, координаты на карте, глобус), лексике (кроссворд, эрудит), в музыке (светомузыка), в математике (таблицы экспериментов).

М ИНИПРОЕКТ ( ПЛАНИРУЮЩИЙ УРОВЕНЬ ) Карта сценария минипроекта рассчитана на 1-2 урока, в результате чего ребенок создает по нему макет в материале по образу, построенному на компьютере простейшими инструментами меню в компьютерных редакторах или игровых средах: графические редакторы, 3D редакторы, музыкальные редакторы, электронные таблицы, текстовые редакторы, а также комплексные программные средства из состава ЦОР Единой Коллекции алгоритмическо-инструментальные среды (например, ЛОГО, КуМир, а также в открытом доступе Free Basic, Sсretch, и ЦОР «Виртуальные лаборатории по информатике» из Единой коллекции и пр.), открытая Интернет-среда компании «Кирилл и Мефодий» для урочной поддержки предметного обучения nachalka.info по русскому языку, чтению, математике и окружающему миру.

М ИНИПРОЕКТ ( ПЛАНИРУЮЩИЙ УРОВЕНЬ ) Основные задачи мини проекта – формирование ЗУН проектно-предметной деятельности. Форма минипроектирования – игры-конструкторы, которые дети используют в жизни школы как игровой материал для урочной и внеурочной деятельности, в том числе передают младшим по возрасту в использование.

С ЦЕНАРИИ ПКП 5-6 КЛАССОВ Вход – множеств о знаков (информа -ционный видовой поток) ПЕРЕ ПЕРЕ Модель Информационно- теоретический переход в проектировании Выход Видовая модель ПЕРЕ ПЕРЕ Макет Инструмен- тально- практический переход в про- ектировании ТекстХОХО Алфавит: информационные примитивы Лексическа я модель ХОХО Предметный числоДиЧисловая модель ДМатериальн ый изобра- жение Стратегия: Информационная структура Графическа я модель Электронный звук1и функции- инструменты Звуковая модель 2Синтетическ ий: презентация

знатьуметьиметь навыки работы информационная деятельность 2-го уровня (планирующий) алфавит информационных геометрических и графических примитивов основные действия преобразования с ними: построение, деформация, поворот, отображение, динамика понятие симметрии планировать деятельность по анализу и синтезу изображения применять основные действия преобразования к изображению различать и выбирать инструменты компьютерной и материальной деятельности с изображением с материальными инструментами создания, редактирования и презентации изображения (карандаши, линейка, циркуль, бумага, клей, ножницы, краски) с компьютерными инструментами создания, редактирования и презентации изображения (инструменты меню среды графического редактора, фотокамера, принтер, сканер, копир) проектировочная деятельность (минипроектирование): различать графическую, текстовую, звуковую, числовую информацию, воспроизводить эти виды информации, сотворить видовой информационный объект, различать меню визуальной компьютерной среды, применять указанный маршрут деятель-ности по использованию команд меню среды, самостоятельно выбрать и планировать порядок и нужную команду из меню среды.

Б АЗОВЫЙ ПРОЕКТ ( СИНТЕЗИРУЮЩИЙ УРОВЕНЬ ) Базовый проект (синтезирующий уровень) представляет собой полноценную мультипредметную карту проектирования, которую осваивают школьники в 7-8 классах. Фактически освоение базового проекта и является итоговой целью формирования проектировочной деятельности на основе информационной активности школьников. Цель проекта – введение ребенка в интегрированную информационную образовательную среду на основе самостоятельной продуктивной информационно-учебной деятельности.

Б АЗОВЫЙ ПРОЕКТ ( СИНТЕЗИРУЮЩИЙ УРОВЕНЬ ) Часто базовый проект, как комплексная учебная форма, требует активного коммуникативного взаимодействия детей, поэтому выполняется бригадами из 2-5 человек, в том числе, разновозрастными и самое главное, не ограниченными одной школой. Такие бригады в зависимости от тематики продуктивной проектной деятельности могут формироваться из разных школ региона и взаимодействовать дисационно в Интернете с помощью школьного сайта, видеосетей или систем удаленного присутствия. Причем возможна дифференциация работы учащихся по отдельному направлению в проекте для каждого ученика ( полюсам проектирования ).

Б АЗОВЫЙ ПРОЕКТ ( СИНТЕЗИРУЮЩИЙ УРОВЕНЬ ) Карта базового проекта строится по сценарию: обучение и тренинг (можно задания тренинга представить как систему микропроектов) формирование моделей проектирования по различным информационным видам, представленным в задании (решение представляется набором минипроектов) оформление и интеграция результата проектирования и подготовка презентации общего проекта средствами макетирования и материального и компьютерного.

Б АЗОВЫЙ ПРОЕКТ ( СИНТЕЗИРУЮЩИЙ УРОВЕНЬ ) Задачи проекта: обучение комплексному моделированию, как сборке об-щей модели из фрагментов, инструментальный практикум в предметном материале ( запись мелодии, шитье, эскизное черчение, работа с бумагой, природным материалом, фото дело, видео съемка, оформительское мастерство, интервьюирование, запись заметок, сочинений, докладов, иллюстрирование сообщений, конструирование, обработка наблюдений и экспериментальных данных, школьное издательство, школьный музей ) и аналогичную деятельность компьютерными инструментами в базовом компьютерном инструментарии по обработке текста, числа, графики и звука (редакторы) и элементарными инструментами управления информацией в алгоритмической компьютерной среде, работой с сайтами, мультимедиа, средствами сетевого взаимодействия.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 3- ГО УРОВНЯ ( СИНТЕЗИРУЮЩИЙ ) проектировочная деятельность (базовое проектирование): различать структуру информационного разновидового потока, воспроизводить разновидовой информационных поток из шаблонов, сотворить собственный разновидовой информационный объект с использованием шаблона и модели; различать инвариантную и вариативную часть инструментальных меню, применять инвариантную часть инструментального меню в любой компьютерной среде, самостоятельно разбираться и применять вариативную часть инструментального меню в новых компьютерных средах

знатьуметьприменять информационная деятельность 3-го уровня (синтезирующий) основные виды информации основные способы сборки комплексной модели из видовых моделей (информационных шаблонов) основных компьютерных видовых ин- формационных сред и инварианта меню в них основные информационные устройства способов интегрированного взаимодействия видовых сред и информационных шаблонов синтезировать информационное разновидовое множество самостоятельно выбрать среды информационной деятель-ности в соответствии с моделью выбрать необходимый материальный и компьютерный портфель инструментов построить маршрут комплексной верстки макета в редакторских, интегрированных и прикладных предметных средах с разнообразными устройствами ввода, вывода и передачи информации с информационными инструментами комплексного компьютерного и предметного макетирования с новыми инструментами и устройствами презентации знаний с навигационными инструментами библиотечными и компьютерными