Структура основной образовательной программы ООО: - целевой раздел - содержательный раздел - организационный раздел.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Универсальные учебные действия (УУД). Цель образования: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию.
Advertisements

Междисциплинарная программа «Основы учебно- исследовательской и проектной деятельности»
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ ДПОС «Методический центр»,
Стандарт включает в себя требования: к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования; к структуре основной образовательной.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Защита предметных программ «Основной образовательной программы»
Система оценки планируемых результатов основного общего образования.
Фактически, личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты устанавливают и описывают следующие обобщённые классы учебно- познавательных.
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
«Планируемые результаты освоения ООП основного общего образования»
Фундаментальное ядро содержания общего образования как содержательно- методологическая основа стандартов общего образования.
второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ 16»
Психологические особенности подросткового возраста.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Основные образовательные программы начального и основного Основные образовательные программы начального и основного общего образования.
Транксрипт:

Структура основной образовательной программы ООО: - целевой раздел - содержательный раздел - организационный раздел

пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования; систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования Слайд 29

программу развития универсальных учебных действий (УУД) ( формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно- исследовательской и проектной деятельности ) программы отдельных учебных предметов, курсов программы отдельных учебных предметов, курсов программу воспитания и социализации: духовно- нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры ; программу коррекционной работы, если… Слайд 39

учебный план основного общего образования; систему условий реализации основной образовательной программы

Целями реализации ООП ООО: обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья; становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости задачи

Решение следующих задач: обеспечение преемственности все ступеней образования; обеспечение доступности получения качественного ООО, достижение планируемых результатов ООП ООО всеми обучающимися, …; установление требований к воспитанию и социализации обучающихся; обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации ОП; взаимодействие образовательного учреждения с социальными партнёрами; выявление и развитие способностей всех обучающихся, в том числе одарённых детей, их профессиональных склонностей через …; организация интеллектуальных и творческих соревнований,..; участие обучающихся, их родителей, общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада; включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды ( опыта реального управления и действия); социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке …; сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности

воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества …; формирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; развитие обучающихся на основе освоения УУД, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей… учёт индивидуальных…особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения; разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого… обучающегося

переход от учебных действий к ее овладению (начальная школа) переход от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования…; формирование у обучающегося научного типа мышления; овладение организации кооперации и сотрудничества; переход от классно-урочной формы… Первый этап подросткового развития кризис младшего подросткового возраста (1113 лет, 57 классы) (самосознание, чувства взрослости) Второй этап подросткового развития (1415 лет, 89 классы): бурный, скачкообразный характер развития, …; общению и совместной деятельности со сверстниками; «кодексу товарищества», …; «переходного», «трудного» или «критического»; восприимчивость к усвоению норм, ценностей и способов поведения,…; изменением социальной ситуации развития…;

Планируемые результаты освоения ООП ООО - система ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы. Выделяют систему планируемых результатов личностные, метапредметные и предметные, формируемые через учебно-познавательные и учебно- практические задач, которые осваивают учащиеся через систему учебных действий: личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные) с учебным материалом, (универсальные и специфические для данного учебного предмета) (требования ФГОС) (слайд 17)(слайд 17)

1) УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ, (формирование умений и навыков как освоение систематических знаний) первичное ознаковомление, отработка и осознание теоретических понятий, моделей, стандартных алгоритмов и процедур; выявление и осознание сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений действительности, созданию и использованию моделей изучаемых объектов и процессов, схем; выявление и анализ существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами; - формирование навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний (знаково-символические средства и/или логические операции сравнения, анализа, синтеза, обобщения, интерпретации, оценки, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, соотнесение с известным; глубокое понимание изученного, выдвижение новых идей, точек зрения, создание, исследование, преобразование информации (новой), её представление в новой форме, перенос в иной контекст и т. п.;

2) УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ формирование и оценка навыка: - разрешения проблем/проблемных ситуаций как принятия решения в ситуации неопределённости; - сотрудничества, требующие совместной работы в парах или группах с распределением ролей/функций и разделением ответственности за конечный результат; - коммуникации как создания письменного или устного текста/высказывания с заданными параметрами (сообщение, комментарий, пояснение призыв, инструкция, текст-описание или текст-рассуждение, формулировка и обоснование гипотезы, устное или письменное заключение, отчёт, оценочное суждение, аргументированное мнение и т. п.);

УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ и УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ: формирование и оценка навыка - самоорганизации и саморегуляции - организация выполнения (планирование работы, отслеживание ее продвижения, поиск ресурсов, распределение обязанностей, контроль …); - рефлексии: оценка или анализ собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и способам действий; выявление позитивных и негативных факторов, влияющих на результаты и качество выполнения задания, что надо изменить, выполнить по-другому, дополнительно узнать и т. д.; - ценностно-смысловых установок как выражения ценностных суждений, позиции по обсуждаемой проблеме на основе имеющихся представлений о социальных и/или личностных ценностях, нравственно-этических нормах, эстетических ценностях, а также их аргументация; - ИКТ-компетентности обучающихся как педагогически целесообразного использования ИКТ в целях повышения эффективности процесса формирования всех перечисленных выше ключевых навыков, а также навыков использования ИКТ.

Приводятся в блоках к каждому разделу учебной программы 1. «ВЫПУСКНИК НАУЧИТСЯ» (примерные учебно-познавательные и учебно- практические задачи) достижение каких уровней освоения учебных действий с изучаемым опорным учебным материалом ожидается от выпускников. Критериями отбора данных результатов : значимость для решения основных задач образования на данной ступени и необходимость для последующего обучения, а также потенциальная возможность их достижения большинством обучающихся. Выносятся на итоговую оценку (в ходе обучения - накопленная оценка или портфель достижений, в конце обучения, в том числе в форме государственной итоговой аттестации). Оценка достижения планируемых результатов этого блока осуществляется через: - - задания базового уровня (исполнительская компетентность учащихся), - - задания повышенного уровня (зона ближайшего развития). - Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения.

2. «ВЫПУСКНИК ПОЛУЧИТ ВОЗМОЖНОСТЬ НАУЧИТЬСЯ» выделяются курсивом. - знания, умения, навыки, расширяющие и углубляющие понимание материала или выступающих как пропедевтика …. - могут продемонстрировать только отдельные мотивированные и способные обучающиеся. - не отрабатывается со всеми без исключения обучающимися как в силу повышенной сложности - оценка достижения ПР допускает предоставление не персонифицированной информации. - частично задания из блока «Выпускник получит возможность научиться», могут включаться в материалы итогового контроля. Невыполнение обучающимися заданий, с помощью которых ведётся оценка достижения планируемых результатов данного блока, НЕ является препятствием для перехода на следующую ступень обучения. Целесообразно задания из этого блока вести в ходе текущего и промежуточного оценивания, а полученные результаты фиксировать в виде накопленной оценки (например, в форме портфеля достижений) и учитывать при определении итоговой оценки. использование педагогических технологий, основанных на дифференциации требований к подготовке обучающихся

учебные программ по всем предметам :«Русский язык. Родной язык», «Литература. Родная литература», «Иностранный язык. Второй иностранный язык», «История России. Всеобщая история», «Обществознание», «География», «Математика», «Алгебра», «Геометрия», «Информатика», «Физика», «Биология», «Химия», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Технология», Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности»; четырёх междисциплинарных учебных программ - «Формирование универсальных учебных действий: ( регулятивных, коммуникативных, познавательных )», ( стр 29 ФГОС; стр 103 примерная ООП ООО А.М.Кандаков) - «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», - «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» - «Основы смыслового чтения и работа с текстом»; (в виде приложений к программе) Слайд 2626 Слайд Слайд 45 Система оценки

К компетенции образовательного учреждения относится: На основе итоговых планируемых результатов, разработанных на федеральном уровне, образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает: 1) систему тематических планируемых результатов освоения учебных программ 2) программу формирования планируемых результатов освоения междисциплинарных программ. Оба эти документа включаются в образовательную программу образовательного учреждения в виде приложений. ( Процедуры разработки, согласования и утверждения названных документов регламентируются локальными нормативными актами, разработанными и утверждёнными на уровне региона)

В результате изучения всех без исключения предметов основной школы получат развитие: (слад 9)(слад 9) - личностные УУД, - регулятивные УУД, - коммуникативные УУД, - познавательные УУД, - учебная (общая и предметная) и общепользовательская ИКТ- компетентность обучающихся, В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Развитие ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (УУД) предполагает формирование ( Выпускник научится ): В рамках когнитивного компонента предполагает формирование знаний представление о территории и границах России; сновных исторических событий развития государственности и общества; истории и географии края, достижений культурных традиций; образ социально-политического устройства, государственной символики (герб, флаг, гимн), государственных праздников; положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений; о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России; освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия; ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали; ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; основных принципов и правил отношения к природе; основ здорового образа жизни, правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

Развитие ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В рамках ценностного и эмоционального компонентов предполагается формирование (Выпускник научится): гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну; уважение к истории, культурным и историческим памятникам; эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству; уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им; уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира; потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; позитивная моральная самооценка и моральные чувства чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

Развитие ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В рамках деятельностного (поведенческого) компонента предполагает формирование (Выпускник научится): готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях); готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты; готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности; потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности; умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий; устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива; готовность к выбору профильного образования. Выпускник получит возможность для формирования:……………………..

Развития РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (УУД) предполагает формирование действий (Выпускник научится): целеполагания, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; самостоятельного анализирования условий достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; планирования пути достижения целей; установления целевых приоритетов; самостоятельного контролирования своего времени и управления им; принятия решения в проблемной ситуации на основе переговоров; осуществления констатирующего и предвосхищающего контроля по результату и по способу действия; актуального контроля на уровне произвольного внимания; адекватного самостоятельно го оценивания правильности выполнения действия и внесения необходимых корректив в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса. Выпускник получит возможность научиться:…………………….

Развитие КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (УУД) предполагает формирование умений, способностей (Выпускник научится) : учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание; организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать; работать в группе устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; основам коммуникативной рефлексии;

Развитие ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (УУД) предполагает формирование способности: (Выпускник научится) реализации проектно-исследовательской деятельности; проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; давать определение понятиям; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия; обобщать понятия осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаковов к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом; осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания); строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; основам ознаковомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий; работать с метафорами понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов. Слайд 39

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся предполагает формирование способности: (Выпускник научится) Обращаться с устройствами ИКТ:……….. Фиксировать изображения и звук:……….. Создавать письменные сообщения:……….. Создавать графические объекты:……….. Создавать музыкальные и звуковые сообщения:……….. Создавать, воспринимать и использовать гипермедиасообщения:……….. Осуществлять коммуникацию и социальное взаимодействие:……….. Осуществлять поиск и организацию хранения информации:……….. Производить анализ информации, математическую обработку данных в исследовании:……….. Производить моделирование, проектирование и управление:………..

Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности Выпускник научится: планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме; выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме; распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы; использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма; использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории; использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов; ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме; отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания; видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.

Стратегии смыслового чтения и работа с текстом (слайд 15)слайд 15 Поиск информации и понимание прочитанного Выпускник научится: ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте; сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.; находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте); решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: определять назначение разных видов текстов; ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; различать темы и подтемы специального текста; выделять не только главную, но и избыточную информацию; прогнозировать последовательность изложения идей текста; сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей; формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции; понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

Стратегии смыслового чтения и работа с текстом Преобразование и интерпретация информации Выпускник научится: структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому; интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок; выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

Стратегии смыслового чтения и работа с текстом Оценка информации Выпускник научится: откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения; откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом мастерство его исполнения; на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию; использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

Итоговая оценка результатов освоения ООП ООО определяется по результатам промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. Результаты промежуточной аттестации - результаты внутришкольного мониторинга индивидуальных образовательных достижений обучающихся, отражают динамику формирования их способности к решению учебно- практических и учебно-познавательных задач и навыков проектной деятельности; внутренняя оценка. Результаты итоговой аттестации выпускников (в том числе государственной) характеризуют уровень достижения предметных и метапредметных результатов освоения ООП ООО, необходимых для продолжения образования; внешней оценкой (с учётом их стартового уровня ученика и динамики его образовательных достижений). Итоговой оценке НЕ подлежат ценностные ориентации обучающегося и индивидуальные личностные характеристики. Их обобщённая оценка - мониторинговых исследований на основе неперсонифицированных процедур (В соответствии с ФГОС ООО)

При оценке результатов деятельности образовательных учреждений и работников образования основным объектом оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения ООП, составляющие содержание блоков: «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться» всех изучаемых программ. Основными процедурами этой оценки служат аккредитация образовательных учреждений, аттестация педагогических кадров, а также мониторинговые исследования разного уровня.

Комплексный подход к оценке планируемых результатов освоения ООП ООО: личностных, метапредметных предметных. Особенности оценки личностных планируемых результатов : оцениваются УУД: 1) сформированность основ гражданской идентичности личности; 2) готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования; 3) сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание. (достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся ) Оценка личностных планируемых результатов - оценка эффективности воспитательно-образовательной деятельности ОУ и образовательных систем разного уровня; -внешние неперсонифицированных мониторинговые исследования на основе централизованно разработанного инструментария специалистами, не работающие в данном ОУ

Особенности оценки метапредметных результатов слайд 15 слайд 15 Оценка метапредметных результатов представлена в разделах - программы формирования универсальных учебных действий («Регулятивные УУД», «Коммуникативные УУД», «Познавательные УУД» ), - междисциплинарных учебных программ («Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности», «Основы смыслового чтения и работа с текстом»); - учебных предметов. Основным объектом оценки метапредметных результатов является: способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способность к сотрудничеству и коммуникации; способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику; способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии

Внутришкольный мониторинг формирования и уровня сформированности метапредметных результатов включает материалы: стартовой диагностики; текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов; промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе, направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно- практических задач, основанных на работе с текстом; текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебно- познавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии; защиты итогового индивидуального проекта Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету.

Критерии оценки проектной работы 1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий. 2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий. 3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях. 4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы.

Особенности оценки предметных результатов Основным объектом оценки предметных результатов является способность к решению учебно- познавательных и учебно-практических задач (требования ФГОС) Достижения обучающихся представлены пятью уровнями: Базовый уровень достижений освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем – достаточное условие для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня (блок «Выпускник научится»)соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»). повышенный уровень достижения планируемых результатов, превышающих базовый, оценка «хорошо» (отметка «4»); высокий уровень достижения планируемых результатов, превышающих базовый, оценка «отлично» (отметка «5»). (отличаются от базового полнотой освоения планируемых результатов, кругозором, широтой (или избирательности) интересов, уровнем овладения учебными действиями) пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»), (отсутствии систематической базовой подготовки, не освоено и половины планируемых результатов, имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено) низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»). (наличие фрагментарных знаний по предмету, дальнейшее обучение практически невозможно)

Для оценки динамики формирования предметных результатов - сформированность умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний, в том числе: первичному ознаковомлению, отработке и осознанию теоретических моделей и понятий (общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур; выявлению и осознанию сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, созданию и использованию моделей изучаемых объектов и процессов, схем; выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами. Обязательные составляющие системы накопленной оценки: стартовая диагностика; тематические и итоговые проверочные работы по всем учебным предметам; творческие работы, включая учебные исследования и учебные проекты Критерий достижения/освоения учебного материала задаётся как выполнение не менее 50% заданий базового уровня

Внутришкольный мониторинг образовательных достижений (личностных, метапредметных и предметных): - материалы стартовой диагностики - материалы текущих и промежуточных учебных и личностных достижений, (фиксируется: оценочные листы, классные журналы, дневники учащихся на бумажных или электронных носителях). Портфель достижений ученика включает некоторые показатели внутришкольного мониторинга с целью: стимулирования учебную мотивацию обучающихся, поощрения их активности и самостоятельности, расширения возможности обучения и самообучения, развивать навыки рефлексивной и оценочной/самооценочной деятельности, повышать статус ученика; использования учащимися портфеля достижений при выборе направления профильного образования. Портфель достижений - специально организованная подборка работ, демонстрирующая усилия, прогресс и достижения обучающегося в интересующих его областях. Состав портфеля: достижения, результаты в ходе учебной деятельности, и вне ее: творческая, социальная, коммуникативная, физкультурно-оздоровительная, трудовая деятельность, результаты участия в олимпиадах, конкурсах, смотрах, выставках, концертах, спортивных мероприятиях, различные творческие работы, поделки и др. Решение об использовании портфеля достижений в рамках системы внутренней оценки принимает образовательное учреждение.

Итоговая оценка на ступени ООО: предметные и метапредметные результаты, - в разделе планируемых результатов «Выпускник научится» Итоговая оценка выпускника формируется на основе: результатов внутришкольного мониторинга образовательных достижений по всем предметам, зафиксированных в оценочных листах, в том числе за промежуточные и итоговые комплексные работы на межпредметной основе; оценок за выполнение итоговых работ по всем учебным предметам; оценки за выполнение и защиту индивидуального проекта; оценок за работы, выносимые на государственную итоговую аттестацию На основании этих оценок делаются выводы: - о достижении планируемых результатов (на базовом или повышенном уровне) по каждому учебному предмету, -об овладении обучающимся познавательными, регулятивными и коммуникативными действиями, способности к проектированию Педагогический совет ОУ: - устанавливает успешность освоения данным обучающимся ООП ООО и выдачи документа государственного образца об уровне образования аттестата об ООО (если итоговая оценка- не однозначный вывод о достижении планируемых результатов, решение о выдаче аттестата об ООО с учётом динамики образовательных достижений выпускника и контекстной информации об условиях и особенностях его обучения); - утверждают характеристики обучающихся, с учётом которой осуществляется приём в профильные классы старшей школы.

Программа развития универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий) (основа для разработки примерных программ учебных предметов, курсов, внеурочной деятельности) Целью программы развития универсальных учебных действий: - обеспечение умения школьников учиться, - развитие способности к самосовершенствованию и саморазвитию, - реализация системно-деятельностного подхода, Задача начальной школы «учить ученика учиться» должна быть трансформирована в задачу для основной школы «учить ученика учиться в общении» (ведущая деят-ть) Развитие УУД в ходе : - изучения базовых и дополнительных учебных предметов, - внеурочной деятельности Характеристики УУД (слайд 18)(слайд 18)

Технологии развития универсальных учебных действий (системно-деятельностный подход) Учебные ситуации: ситуация-проблема прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (с помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения); ситуация-иллюстрация прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал; ситуация-оценка прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить своё адекватное решение; ситуация-тренинг прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по её решению). Решение задач на Личностные универсальные учебные действия: на личностное самоопределение; на развитие Я-концепции; на смыслообразование; на мотивацию; на нравственно-этическое оценивание. Коммуникативные универсальные учебные действия: на учёт позиции партнёра; на организацию и осуществление сотрудничества; на передачу информации и отображению предметного содержания; тренинги коммуникативных навыков; ролевые игры; групповые игры. Познавательные универсальные учебные действия: задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач; задачи и проекты на сериацию, сравнение, оценивание; задачи и проекты на проведение эмпирического исследования; задачи и проекты на проведение теоретического исследования; задачи на смысловое чтение. Регулятивные универсальные учебные действия: на планирование; на рефлексию; на ориентировку в ситуации; на прогнозирование; на целеполагание; на оценивание; на принятие решения; на самоконтроль; на коррекцию (подготовка спортивного праздника для младших школьников; подготовка материалов для внутришкольного сайта ; ведение читательских дневников, дневников самонаблюдений, наблюдений за природными явлениями; ведение протоколов выполнения учебного задания; выполнение различных творческих работ, предусматривающих сбор и обработку информации, подготовку предварительного наброска, черновой и окончательной версий, обсуждение и презентаци).

Условия и средства формирования УУД Учебное сотрудничество (например, практико-ориентированная проектная работа) распределение начальных действий и операций обмен способами действия, взаимопонимание, коммуникацию (общение), планирование общих способов работы, рефлексию, Совместная деятельность (обмен действиями и операциями) Цели организации работы в группе: создание учебной мотивации; пробуждение в учениках познавательного интереса; развитие стремления к успеху и одобрению; снятие неуверенности в себе, боязни сделать ошибку; развитие способности к самостоятельной оценке своей работы; формирование умения общаться и взаимодействовать с другими учениками Частным случаем групповой совместной деятельности -работа парами (КСО)

Условия и средства формирования УУД Разновозрастное сотрудничество (например, КСО) Чтобы научиться учить себя, школьнику нужно поработать в позиции учителя. - создаёт условия для опробования, анализа и обобщения освоенных средств и способов учебных действий, -помогает самостоятельно выстраивать алгоритм учебных действий, - отбирать средства для их осуществления. Проектная деятельность обучающихся как форма сотрудничества Дискуссия (устная и письменная форма) Функции письменной дискуссии: чтение и понимание письменно изложенной точки зрения других людей усиление письменного оформления мысли, умения формулировать своё мнение так, чтобы быть понятым другими; письменная речь как средство развития теоретического мышления школьника содействует фиксированию наиболее важных моментов в изучаемом тексте; предоставление при организации на уроке письменной дискуссии возможности высказаться всем желающим (неуверенность, застенчивость и др.) Тренинги

Тренинги - цель: развивать навыки взаимодействия в группе, невербальные навыки общения, положительную самооценку, навыки самопознания, восприятия и понимания других людей; вырабатывать положительное отношение друг к другу и умение общаться учиться познавать себя через восприятие другого; получить представление о «неверных средствах общения»; создать положительное настроение на взаимодействие в группе; сформировать чувство уверенности в себе и осознание себя в новом качестве; познаковомить с понятием «конфликт»; определить особенности поведения в конфликтной ситуации; обучить способам выхода из конфликтной ситуации; отработать ситуации предотвращения конфликтов; закрепить навыки поведения в конфликтной ситуации; снизить уровень конфликтности подростков. Общий приём доказательства (это процедура, с помощью которой устанавливается истинность какого-либо суждения) -доказательству тех или иных теорем, - обобщённые умения доказывать. Любое доказательство включает: тезис суждение (утверждение), истинность которого доказывается; аргументы (основания, доводы) известные факты, понятий, аксиомы, утверждения, из которых необходимо следует истинность доказываемого тезиса; демонстрация последовательность умозаключений рассуждений, в ходе которых из одного или нескольких аргументов (оснований) выводится новое суждение, логически вытекающее из аргументов и называемое заключением; это и есть доказываемый тезис.

Рефлексия как способность, позволяющая субъекту делать собственные мысли, эмоциональные состояния, действия и межличностные отношения предметом специального рассмотрения (анализа и оценки) и практического преобразования. Задача рефлексии осознание внешнего и внутреннего опыта субъекта и его отражение поредел.форме. Сферы существования рефлексии. - сфера коммуникации и кооперации, где рефлексия является механизмом выхода в позицию «над» и позицию «вне» позиции, обеспечивающие координацию действий и организацию взаимопонимания партнёров; - сфера мыслительных процессов, направленных осознание субъектом совершаемых действий и выделения их оснований; - сфера самосознания, при самоопределении внутренних ориентиров и способов разграничения Я и не-Я. В конкретно-практическом плане -способность обучающихся к рефлексии своих действий: осознание учебной задачи (что такое задача? какие шаги необходимо осуществить для решения любой задачи? что нужно, чтобы решить данную конкретную задачу?); понимание цели учебной деятельности (чему я научился на уроке? каких целей добился? чему можно было научиться ещё?); оценка обучающимся способов действий, выделение и осознание общих способов действия, выделение общего инвариантного в различных учебных предметах, в выполнении разных заданий; осознанность конкретных операций, необходимых для решения познавательных задач. В процессе совместной коллективно-распределённой деятельности с учителем, одноклассниками у детей преодолевается эгоцентрическая позиция и развивается децентрация как способность строить своё действие с учётом действий партнёра, понимать относительность и субъективность отдельного частного мнения. Коммуникативная деятельность в рамках специально организованного учебного сотрудничества- эмоциональными переживаниями -формированию эмпатического отношения друг к другу.

Примерные программы по учебным предметам включают: ФГОС ООО, п ) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета; 2) общую характеристику учебного предмета, курса; 3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане; 4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; 5) содержание учебного предмета, курса; 6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; 7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса; 8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса (слайд 15).слайд 15 Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени ООО(в файле на стр. 196) Программа коррекционной работы (227 стр) назад

учебный план основного общего образования (для второй ступени общего образования представлены четыре варианта примерного учебного плана: варианты 1, 2 для общеобразовательных учреждений, в которых обучение ведётся на русском языке; вариант 3 для общеобразовательных учреждений, в которых обучение ведётся на русском языке, но наряду с ним изучается один из языков народов России; вариант 4 для общеобразовательных учреждений, в которых обучение ведётся на родном (нерусском) языке, в том числе в общеобразовательных учреждениях субъекта Российской Федерации, где законодательно установлено государственное двуязычие; система условий реализации ООП ООО: кадровые, психолого-педагогические, финансовые, материально-технические, информационно-методические.

ООП ООО содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Обязательная часть ООП ООО составляет 70%, Часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 30% от общего объёма ООП ООО

Примерная программа составлена на основе: - Фундаментального ядра содержания общего образования (концепция) - Требований к результатам общего образования, представленных в ФГОС ООО. В ней учитываются основные идеи формирования УУД, даются общие рекомендации методического характера. Программа учебного предмета –нормативно- управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности.

Фундаментальное ядро содержания общего образования – базовый документ, необходимый для создания базисных учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий. Назначение Фундаментального ядра - определение: 1) системы базовых национальных ценностей, определяющих самосознание российского народа, приоритеты общественного и личностного развития, характер отношения человека к семье, обществу, государству, труду, смысл человеческой жизни; 2) системы основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в средней школе; 3) системы ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности, адекватных требованиям стандарта к результатам образования. При всех предшествующих стандартах образования в качестве методологической основы -обязательный минимум содержания образования. («стандарт образования» и «обязательный минимум» воспринимались как синонимы). Ключевое отличие нового ФГОС от предшествующих -переход от минимизационного подхода к конструированию образовательного пространства на основе принципа фундаментальности образования, что и фиксируется термином «Фундаментальное ядро содержания общего образования».

Теоретической основой Фундаментального ядра содержания общего образования являются ранее сформулированные в отечественной педагогике идеи: - «ядра» и «оболочек» школьных курсов (А. И. Маркушевич); - выделения «объема знаний» по предмету (А. Н. Колмогоров); - культурологического подхода к формированию содержания образования (М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, В. В. Краевский); - системно-деятельностного подхода (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин, Л. В. Занков, В. В. Давыдов, А. Г. Асмолов, В. В. Рубцов). В соответствии с этой концепцией формирование содержания общего образования осуществляется в несколько этапов: I этап (допредметный) формирование общетеоретических представлений о составе и структуре содержания образования. (концепция фундаментального ядра) II этап (предметный) определение состава учебных предметов, их конкретное наполнение и распределение по ступеням обучения. III этап создание учебных материалов. IV этап организация процесса обучения. V этап присвоение учениками нового содержания. (М.Н. Скаткин, И.Я.Лернер, В.В. Краевский);

БАЗОВЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ Цель современного образования - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Ключевые воспитательные задачи (основные результаты воспитания ) развития личности: - личностная культура; - социальная культура; - семейная культура. Личностная культура – это: - готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни; открыто выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки; к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за них; -трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, преодоление трудностей; осознание ценности других людей (ближних), ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать.

БАЗОВЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ Семейная культура – это: - осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству; - понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших, ответственность за другого; - бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода.

БАЗОВЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ Социальная культура – это: - осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных духовных и нравственных ценностей; - вера в Россию, чувство личной ответственности за Отечество перед будущими поколениями; адекватное восприятие ценностей общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, честности судов и ответственности власти, гражданского общества; готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи; развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности; способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, народом, Отечеством, родителями, будущими поколениями; забота о преуспевании единого многонационального российского народа, поддержание межэтнического мира и согласия.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от «17» декабря 2010 г. 1897«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» Зарегистрированв Минюсте РФ N СОПРОВОЖДЕНИЕ ФГОС ООО Письмо Департамента общего образования МинобрнаукиРФ от 19 апреля 2011 г. N «О введении ФГОС ООО»..\НОРМ_ПРАВОВАЯ БАЗА\pismo-minobr-fgos pdf Примерная основная образовательная программа основного общего образования..\НОРМ_ПРАВОВАЯ БАЗА\Programma_5_9. doc Приказ Министерства образования Московской области от 14 июля 2011 г «Об организации и координации введения ФГОС ООО в общеобразовательных учреждениях в Московской области» Стандарт - «нормативно-технический документ по стандартизации, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентным органом» Стандартизация это деятельность по установлению правил и характеристик

ФГОС :Деятельностный подход к построению образовательных стандартов Цель образования - развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности, овладение которыми дает возможность решать в неопределенных жизненных ситуациях разные классы задач Универсальные учебные действия -совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включающая организацию этого процесса Целями реализации ООП ООО: обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья; становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости

ФГОС Освоение ООП ООО должно отражать следующие результаты: формирование и развитие компетентности - в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование; - коммуникативной компетентности в общении и т.д. (личностные результаты), - в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ– компетенции); - в исследовательской и проектной деятельности; - для продолжения образования и выбора профессии, ориентации в мире профессий (метапрдметные результаты); - иноязычной компетентности и т.д. (предметные результаты)

В наши дни к причинам интенсивного развития компетентностного подхода в большинстве публикаций обычно относят следующие факторы и тенденции: появление нового типа экономики, вызвавшее потребность в изменении требований к качеству подготовки выпускников, содержания труда и видов профессиональной деятельности; интенсивное развитие информационных технологий; возрастающий приоритет творческих аспектов профессиональной деятельности и интеллектуального потенциала специалистов; рост динамики модификации профессий, их глобализация

Вайт (White, 1959) ввел термин «компетенция» для описания тех способностей выпускника учебного заведения, которые наиболее тесно связаны с его хорошей работой на основе полученной подготовки и сформированной в процессе обучения высокой мотивацией к ее выполнению Компетенция -сформированная способность Компетентность как «… эффективное взаимодействие человека с окружающей средой…» В процессе оценивания - детализация, кластеры каждого из 3-х уровней разбиваются на отдельные группы компетенций, дробящиеся, в свою очередь, на субкомпетенции В основе формирования этой классификации лежат поведенческие (не знаниевые) характеристики результатов обучения, связанные со спецификой будущей профессиональной деятельности выпускника учебного заведения Рис.1 Модель компетенций лидера Holton и Lynham (американская традиция)

В компетентностном подходе характерно стремление к большей целостности и функциональности путем интеграции знаний, понимания, ценностей и навыков, присущих тем, кто сформировался как профессионал после окончания обучения Рис. 2. Интегративная модель профессиональной компетентности (британская традиция) Чисмэн и Чиверс ( 1996– 1998 гг.)

когнитивные компетенции, охватывающие знания, полученные при обучении, либо основанные на индивидуальном опыте и саморазвитии. При этом, несмотря на использование привычного термина «знания» для обозначения компетентностных результатов обучения, предполагалось, что традиционная трактовка знания (знают – что), подкрепленная пониманием (знают – почему), отличается от компетенций; функциональные компетенции (навыки или ноу-хау), включающие характеристики того, что выпускник учебного заведения может сделать и способен продемонстрировать в определенной профессиональной области; личностные компетенции, иногда называемые поведенческими, определяющие относительно устойчивые характеристики личности выпускника учебного заведения и причинно связанные причинно с эффективным и качественным выполнением профессиональной деятельности; этические компетенции, предназначенные для обозначения тех сформированных личностных и профессиональных ценностей, которые связанны со способностью выпускника учебного заведения принимать обоснованные решения в жизненных или профессиональных ситуациях; метакомпетенции, характеризующие способность выпускника учебного заведения преодолевать неуверенность, воспринимать замечания руководителей и делать правильные выводы из критических замечаний руководства или коллег

В США: В основе формирования этой классификации лежат поведенческие (не знаниевые) характеристики результатов обучения, связанные со спецификой будущей профессиональной деятельности выпускника учебного заведения В Великобритании при классификации компетенций охватываются также функциональные характеристики качества базисных знаний и результатов обучения. В США В Великобритании

Многомерный компетентностный подход во Франции I-е направление: личностное, сосредоточенное на характеристике поведения каждого обучаемого, II- е направление: коллективное, нацеленное на построение модели компетенций, необходимых для эффективной организации работы коллективов и участия в этой работе в качестве одного из членов коллектива. Основные кластеры занимают некоторое промежуточное положение между этими полюсами со смещением в ту или иную сторону. Например, кластер компетенций, характеризующих грамотность, рассматривается: 1) как универсальный признак подготовки выпускников учебных заведений, либо 2) кластер компетенций, сформулированных в терминах индивидуальных способностей, проявляющихся только в контексте задач будущей профессиональной деятельности выпускника. Французский компетентностый подход более всесторонний по сравнению с американским, поскольку в нем рассматривают знаниевые, функциональные и поведенческие характеристики результатов обучения.

Немецкая система образования - ориентирована на так называемые компетенции действия Особенность подхода: в начале каждого учебного плана системы профессионального обучения помещается совокупность компетенций, специфических для каждого предмета и определяющих в основном приоритетные области изучения, а также (в меньшей степени) планируемые к усвоению знания, умения и навыки. Предметные компетенции познавательного и функционального характера - способности обучаемого решать задачи и практические проблемы на основе предметных знаний и навыков. Общие когнитивные компетенции рассматриваются как предпосылки для развития предметных компетенций. Личностные компетенции как способность обучаемых к поиску, анализу и оценке возможных путей саморазвития, самостоятельному формированию требований и ограничений в личной, трудовой и общественной жизни, развитию навыков выбора и реализации жизненных планов. Самокомпетенция - как способность личности к отстаиванию положительного «Я-образа» и развитию нравственности, взаимодействию с другими членами общества рациональным и честным способом, развитие Рис. 3. Немецкий подход: «компетенции действия» на сферу будущей чувства социальной ответственности и профессиональной деятельности солидарности.

Появление функциональных и когнитивных компетенций расширило начальный поведенческий подход, сложившийся в США в период формирования представлений о компетенциях в образовании. С годами компетентностный подход обрел более целостную структуру, наиболее характерную для Франции и Германии, где знания, умения и навыки вместе с поведенческими и мотивационными аспектами вошли как составные элементы общей кластерной структуры компетенций.

Рис. 5. Модель многомерной структуры компетенций Три кластера, включающие когнитивные, функциональные и социальные компетенции, являются универсальными для всех подходов. Метакомпетенции служат базисом для приобретения других компетенций Целостную структурную модель компетенций можно представить также в виде тетраэдра, отражающего единство компетенций

Рис. 7. Пример структурирования компетенции для менеджера высшего звена, характеризующей его способность к решению управленческих проблем

Рис. 8. Пример структурирования компетенции менеджера, характеризующей его способность к лидерству

Необходимы будут новые оценочные средства, построенные на основе современных достижений теории педагогических измерений и позволяющие измерять уровень сформированности многоплановых и многоструктурных характеристик качества подготовки выпускников вузов, которые не должны сводиться к простой сумме предметных знаний и умений.

Отказались от традиционной информационно-знаниевой модели подготовки выпускников и идущих по пути внедрения компетентностного подхода в образование уже на протяжении 8–10 лет. Компетентностно-ориентированные экзамены в Нидерландах Программа экзамена включает: описание группы экзаменуемых, название дисциплины и уровень контроля, перечень проверяемых компетенций, каждая из которых развернута в совокупности операционализированных, т.е. конкретизированных для измерения признаковов, совокупности проверяемых знаний, умений и навыков. Оцениваемые результаты обучения - компетенции, относящиеся к образовательной области, личностной, трудовой и научной сфере с обязательными ограничениями по процентному представлению каждой из этих сфер в итоговом тесте и по минимальному/максимальному числу заданий для каждой компетенции. Каждая их сфер -(2–3, но не более 4) компетенций. до 80–100 заданий теста, для которых строится несколько шкал в каждой из перечисленных сфер.

Когнитивные лаборатории - необходимы в учебных заведениях при переходе на компетентностную модель в образовании. Состав когнитивных лабораторий : педагоги, психологи, методисты, Деятельность лабораторий : - проводят аудиозапись и анализ реального хода выполнения студентами компетентностных заданий, - разрабатывают оптимальные оценочные шкалы по отдельным заданиям, интерпретируют результаты текущего тестирования, - проводят мониторинг прироста индивидуальных достижений по отдельным компетенциям на протяжении всего периода обучения каждого студента. Итогом ежегодной деятельности лаборатории: - уточнение состава измерителей для каждой компетенции; - наполнение банка компетентностных заданий вуза. Зарубежный опыт свидетельствует о том, что работа такой лаборатории в условиях систематически функционирующей системы контроля, ориентированной на компетентностную модель подготовки специалистов, приводит к позитивным тенденциям в динамике изменения качества образования.

НЕПРАВИЛЬНО полагать, что компетентности пришли на смену знаниям. В целом понятие компетентности шире суммарного представления об усвоенных знаниях, умениях, навыках, поскольку не только включает их в себя, но и предполагает их эффективное использование для решения определенного круга проблем. Способность Способность Компетенция – это способность применять знания, умения, навыки и личностные качества для успешной деятельности в различных проблемных профессиональных ситуациях. Компетентность – это уровень владения совокупностью компетенций, степень готовности к применению компетенций в профессиональной деятельности. 1. Компетенция – это знание и понимание того, как действовать в различных профессиональных и жизненных ситуациях (проект TUNING – Настройка образовательных структур в Европе). 2. Компетенция основывается на знаниях, конструируется через опыт, реализуется на основе воли (Джон Эрпенбек). 3. Компетенции – это интегрированные характеристики качеств личности, позволяющие осуществлять деятельность в соответствии с профессиональными и социальными требованиями, а также личностными ожиданиями (И.А. Зимняя). 3.

4. Компетенция – способность применять знания, умения, навыки и личностные качества для успешной деятельности в различных проблемных профессиональных либо жизненных ситуациях; компетентность – уровень владения совокупностью компетенций, отражающий степень готовности выпускника к применению знаний, умений, навыков и сформированных на их основе компетенций для успешной деятельности в определенной области (ФГОС третьего поколения). 5. Компетенции – это совокупность знаний, умений, навыков и способов деятельности, необходимых для качественной продуктивной деятельности после обучения (А.В. Хуторской). 6. Компетенции – это интегральные надпредметные характеристики подготовки обучаемых, которые проявляются в готовности к осуществлению какой-либо деятельности в конкретных проблемных ситуациях в процессе или после окончания обучения (В.И. Звонников). 7. Компетентность качественная характеристика реализации человеком сформированных в образовательном процессе знаний, обобщённых способов деятельности, познавательных и практических умений, компетенций, отражающих способность (готовность) человека активно и творчески использовать полученное образование для решения личностно и социально значимых образовательных и практических задач, эффективного достижения жизненных целей (ООП ООО) 8. Компетенция актуализированная в освоенных областях образования система ценностей, знаний и умений (навыков), способная адекватно воплощаться в деятельности человека при решении возникающих проблем (ООП ООО)

Стандарт включает в себя требования: к структуре основной образовательной программы основного общего образования, к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования: - предметные результаты; - метапредметные результаты; - личностные результаты к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

ФГОС : Основные виды универсальных учебных действий: 1) личностные; 2) регулятивные, включающие действия саморегуляции; 3) познавательные, включающие логические, знаковово-символические действия; 4)коммуникативные

ФГОС направлен на обеспечение: формирования российской гражданской идентичности обучающихся; единства образовательного пространства Российской Федерации; сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа РФ, реализации права на изучение родного языка, возможности получения основного общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России; доступности получения качественного основного общего образования; преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, профессионального образования; духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и сохранения их здоровья; развития государственно-общественного управления в образовании; формирования содержательно-критериальной основы оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, деятельности педагогических работников, образовательных учреждений, функционирования системы образования в целом; условий создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности.

Качество - совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности; процесс и результат, направленный на достижение запланированных результатов с учетом внутреннего потенциала и внешних условий объекта (Международные организации, занимающимися стандартизацией на основе IСО 9001) Качество образования - интегральная характеристика системы образования, отражающую степень соответствия реально достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям (ФГОС ), социальным и личностным ожиданиям обучаемых. Преподаватель определяет качество с позиций результатов каждого студента и отдельных учебных групп, оценивая умения обучаемых применять знания при решении практических задач, нестандартно мыслить и ответственно относиться к учебному процессу. Студент воспринимает качество образования как подготовленность к преуспеванию, получению престижной работы на рынке труда после окончания вуза. Администрацию вуза (школы) интересуют показатели качества, связанные с числом неуспевающих в учебном заведении, процентом отчислений, затратами на обучение, эффективностью реализации учебных программ

Приоритеты при трактовке качества результатов образования сместились на характеристику способностей выпускника к адаптации в профессиональном сообществе, развитие его когнитивных и креативных способностей, формирование гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры. В наши дни при оценке качества учебных достижений выпускников системы профессионального образования на первый план выходит НЕ объем усвоенных знаний или алгоритмы их воспроизведения по образцам, а ключевые компетенции, творческий подход к решению учебных и жизненных проблем, умения самостоятельно приобретать знания и применять их в ситуациях, близких к будущей профессиональной деятельности. Качество образования, - комплекс характеристик результатов образовательного процесса, определяющих последовательное, эффективное формирование компетентности, профессионального сознания, организационной культуры, способности к самообразованию. Совокупность таких характеристик - на уровне целеполагания Доминирующая целевая парадигма делает стандарты неизмеряемыми, исключая тем самым возможность их эффективного использования для сбора эмпирической информации и реализации на основе обратной связи механизма управления качеством образования. С конца 90-х гг. ХХ в. во многих зарубежных странах сформировался динамический подход к трактовке качества результатов образования : проведения оценочных процедур на основе операционализации требований стандартов

Качество образования трактуется как позитивные изменения в процессах и результатах образования, обусловленные развитием науки и производства и отражающие тенденции в изменении целей образования, запросов обучающихся, общества и рынка труда (динамический подход) Для применения динамического подхода при оценке качества результатов образования необходимо накапливать данные о познавательной творческой активности, уровне сформированности компетенций, освоенных знаниях и умениях или о других учебных достижениях студентов на протяжении всего периода обучения и фиксировать эти данные для анализа прироста качества в виде дескриптивной (описательной) статистики и различных документов на количественном и качественном уровнях измерения. Из-за несоответствия результатов образования современным запросам общества и потребностям рынка труда возник компетентностный подход к трактовке качества, отражающий стремления участников образовательного процесса к повышению его эффективности на фоне приоритета прагматизма без ущерба для фундаментальности результатов образования. ЕСТЬ МНЕНИЕ: наиболее плодотворным можно считать то понимание качества образования, в котором идут по пути соединения компетентностного и динамического подходов.

В основе Стандарта лежит системно- деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию (субъект); проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся (Эльконин).

ФГОС ориентирован на становление личностных характеристик выпускника «Портрет выпускника основной школы»: любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством; уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды; ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

ФГОС должен быть положен в основу деятельности: работников образования, разрабатывающих ООП ООО с учетом особенностей развития региона РФ, образовательного учреждения, запросов участников образовательного процесса; руководителей образовательных учреждений, их заместителей, сотрудников организаций, осуществляющих оценку качества образования, разработчиков примерных основных образовательных программ ООО; сотрудников учреждений основного и дополнительного пофессионального педагогического образования, методических структур в системе общего образования; авторов (разработчиков) учебной литературы, руководителей и специалистов государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, обеспечивающих и контролирующих финансирование образовательных учреждений общего образования; руководителей и специалистов государственных органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих управление в сфере образования, контроль и надзор за соблюдением законодательства в области общего образования; руководителей и специалистов государственных органов исполнительной власти, обеспечивающих разработку порядка и контрольно-измерительных материалов итоговой аттестации выпускников основной школы; руководителей и специалистов государственных органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих разработку положений об аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме; метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории; предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

В ФГОС представлены Личностные результаты освоения ООП ООО Метапредметные результаты освоения ООП ООО Предметные результаты освоения ООП ООО с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей,

Модель системы оценки результатов освоения основных образовательных программ - инструментальное ядро государственных образовательных стандартов

Закон «Об образовании»; (далее) Федеральный государственный образовательный стандарт; Примерные программы, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта; Авторские программы по предмету, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта; Базисный учебный план общеобразовательных учреждений; Учебный план ОУ; Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования назад

Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов; Воспитание - организуемая в системе образования деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, государства; Обучение - целенаправленный процесс организации учебной деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками, компетенциями, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретение ими опыта применения научных знаний в повседневной жизни, формирование у обучающихся мотивации к получению образования на протяжении всей жизни

Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации 2. Право на образование в РФ гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, 3. В Российской Федерации государством гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования в пределах федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных стандартов Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. 1. ФГОС и федеральные государственные требования являются основой объективной оценки качества образования лиц, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения. 3. ФГОС являются обязательными при реализации основных образовательных программ в дошкольных образовательных организациях и в аккредитованных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

4. ФГОС включают в себя требования к: 1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений, и их объему; 2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3) результатам освоения основных образовательных программ. Статья 12. Образовательные программы 1. Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого, формирование и развитие личности человека в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями назад

СПОСОБНОСТЬ: В процессе перерастания умения в навык происходит развитие способностей, реализующих функциональную систему умений. (процессуальная характеристика способностей, т.е. рассмотрение способностей со стороны деятельности). Личные качества входят в состав способностей, которые обусловливают друг друга. Личностные качества : ЗУН + черты характера (В.Д. Шадриков). Умение – усвоенный способ выполнения. Навык- действие доведенное до автоматизма. СПОСОБНОСТЬ - индивидуально-психологические свойства личности, являющиеся субъективными условиями (обусловливающие) успешного осуществления определённого рода деятельности (рассмотрение способностей со стороны функций)личностидеятельности СПОСОБНОСТИ их структура: способности – это механизм управления 1-й уровень: ЗУНы; 2-й уровень: управление этими навыками (организация, контроль…) (внешняя деятельность) 3-й уровень- психическая деятельность- самоконтроль (внутренняя деятельность) 4-й уровень- культурные нормы в рамках деятельности (роли, позиции, традиции, нормы); 5- уровень- социальное окружение (конструкция), т.к. согласно закономерности процесса обучения: развитие индивида обусловлено развитием других индивидов, с которыми он находится в прямом и непрямом общении (А.В.Боровских) назад

Примерный учебный план является основой для разработки учебного плана Общеобразовательного учреждения, В котором отражаются и конкретизируются Основные показатели примерного учебного плана: состав учебных предметов; недельное распределение учебного времени, отводимого на освоение содержания образования по классам, учебным предметам; максимально допустимая недельная нагрузка обучающихся

Критерии сравненияБУП 2004УП ФГОС ООО Структура Общие учебные предметы и сроки введения Особые учебные предметы Максимально допустимая недельная нагрузка Место внеурочной деятельности 1. Познаковомьтесь с вариантами учебного плана ФГОС ООО. 2. Заполните таблицу: 3. Сделайте вывод об особенностях учебного плана ФГОС основного общего образования.