Сетевое взаимодействие в сфере дополнительного образования детей В.П.Головыанов, главный научный сотрудник ФГНУ ИППД РАО, доктор педагогических наук, профессор.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Advertisements

Министерство образования и науки Пермского края Интеграция основного и дополнительного образования в условиях ФГОС.
«Распространение моделей образовательных систем, обеспечивающих доступное и качественное общее образование» ГБОУ ДПО (ПК) С «Мордовский республиканский.
Организация введения ФГОС на муниципальном уровне (методический аспект) Методист начальных классов МБУ ГНМЦ г.Читы Мыльникова О.И.
Вариативная организационно- правовая модель сетевого взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования в рамках реализации программ.
Вариативная организационно- правовая модель сетевого взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования в рамках реализации программ.
О задачах деятельности муниципальных и школьных рабочих групп на учебный год. Дозморова Е.В.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ «Формирование лидерских качеств личности в условиях инновационного развития школы»
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ «Формирование лидерских качеств личности в условиях инновационного развития школы»
Эффективное внедрение ФГОС (инновационные особенности управления) В.Н.Виноградов СПб АППО.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРИОРИТЕТНЫЙ ПРОЕКТ «ОБРАЗОВАНИЕ» КОНКУРС ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, АКТИВНО ВНЕДРЯЮЩИХ ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ Муниципального.
Семенова Г.Ю., к.п.н., научный руководитель Перспективы развития инновационной деятельности.
Совершенствование практики сетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования детей.
« Распространение на всей территории Российской Федерации моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования » Республика.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
1 «Партнерское взаимодействие общего и дополнительного образования детей в реализации требований стандартов нового поколения» Круглый стол.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия «Юридическая гимназия имени М.М. Сперанского» г. Ростова-на-Дону Инновационный образовательный.
«МБУ КИМЦ – системный оператор по реализации стратегии развития муниципальной системы образования на основе эффективного обеспечения деятельности образовательных.
ГОАУ ЯО Институт развития образования Деятельность ИРО по реализации региональных проектов и программ в 2015 году.
Транксрипт:

Сетевое взаимодействие в сфере дополнительного образования детей В.П.Головыанов, главный научный сотрудник ФГНУ ИППД РАО, доктор педагогических наук, профессор доктор педагогических наук,

Важной задачей современного этапа развития российского общества является создание единого образовательного пространства, объединяющего территориальные образовательные системы разного вида, типа и форм организации, и призванного обеспечить возможность равного доступа граждан к инновационным ресурсам и передовым педагогическим технологиям.

Сетевое взаимодействие в сфере дополнительного образования детей понимается как горизонтальное взаимодействие между образовательными организациями по распространению функционала, ресурсов и потенциала дополнительного образования детей.

При этом образовательную сеть можно определить как совокупность субъектов образовательной деятельности, предоставляющих друг другу собственные образовательные ресурсы с целью повышения результативности и качества образования дополнительного образования детей.

Педагогический потенциал дополнительного образования детей мощное средство формирования мотивации развития личности многочисленные возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка расширение культурного пространства самореализации личности, стимулирование ее к творчеству (путем обмена видами деятельности) сокращение пространства девиантного поведения, решая проблему занятости детей

Сетевое взаимодействие сегодня становится современной высокоэффективной инновационной технологией, которая позволяет организациям дополнительного образования детей не только выживать, но и динамично развиваться.

Дополнительное образование детей может много дать общеобразовательной организации для реализации ФГОС возможность построения индивидуального образовательного маршрута ребенка, ориентированного на личностные и метапредметные результаты; специалистов в узких направлениях дополнительного образования детей, сферах творческой деятельности (художественной, технической, спортивной, социальной и др.); материально-техническую базу для качественной реализации программ дополнительного образования и внеурочной деятельности; открытие ресурсных центров по разным направлениям реализации ФГОС; изучение и формирование социального заказа на образование; методическую поддержку процессов интеграции общего и дополнительного образования, уникальные педагогические технологии развития творческих способностей, профильного образования и др.; образец построения нового стиля (субъект-субъектного) отношений, тьюторского сопровождения образования, фасилитации и др.; возможности поддержки разных одаренных детей и других особых категорий детей (трудных, с ограниченными возможностями здоровья); возможности работы в социуме, социального творчества детей; организацию каникулярного времени детей; возможности духовного, нравственного воспитания, формирования здорового образа жизни, детского самоуправления, коррекционной работы, профилактики негативных явлений среды и др.

Важно заметить, что при сетевом взаимодействии происходит не только распространение инновационных разработок, а также идет процесс диалога между организациями дополнительного образования и процесс отражения в них опыта друг друга, отображение тех процессов, которые происходят в системе образования в целом

Сетевая организация совместной деятельности сегодня рассматривается как наиболее актуальная и эффективная форма достижения целей в любой сфере, в том числе образовательной. Сеть можно рассматривать с двух сторон. Во-первых, сеть может создаваться по определенному поводу, для создания общего результата посредством объединения ресурсов. Во-вторых, сеть может создаваться для обмена ресурсами, но при этом результат у каждого участника сетевого взаимодействия будет свой. Сетевое взаимодействие образовательных организаций – совокупность организаций, имеющих общие цели, ресурсы для их достижения и единый центр управления ими; совместная деятельность образовательных учреждений, в результате которой формируются совместные группы обучающихся для освоения образовательных программ определенного уровня и направленности с использованием ресурсов нескольких образовательных учреждений.

Основными характеристикам сетевой организации являются: 1. Независимость членов сети. Принципиальными являются два основных типа ответственности – а) перед самим собой за собственный успех и результат достижения самостоятельно поставленной цели и б) перед вышестоящей инстанцией за достижение результата, заданного целью, поставленной извне. 2. Множественность лидеров. Лидер в сетевом сообществе – это любой человек или организация, являющаяся носителем финансового, производственного, коммуникативного, экспертного или любого иного ресурса. 3. Объединяющая цель. Основана на конкурентном сотрудничестве, заинтересованности участников в использовании совместных ресурсов сети. 4. Добровольность связей. Подразумевается, что участники сети, имеют право выбора партнеров по совместной деятельности, ответственность за свою ресурсную позицию, самостоятельность в определении структуры своего взаимодействия в рамках сети. 5. Множественность уровней взаимодействия. Совместная работа в рамках сети осуществляется не по административным каналам, а напрямую между теми компаниями и людьми, которые и должны вместе решать необходимые вопросы

1. Система отношений (включая управление, распределение/присвоение ответственности, отношений собственности, предметов ведения, регламентов принятия решений, схемы финансирования); 2. Распределённость работ по участникам сети – перечень задач, за которые ответственны звенья сети; 3. Узлы сети – структуры, от которых осуществляется дальнейшее разветвление сети, либо участники – непосредственные исполнители деятельности; 4. Нормативно-правовое и организационно-техническое обеспечение. Основу сети, как конструкции, составляют:

Применительно к образовательной деятельности мы можем рассматривать сетевое взаимодействие в трех аспектах: 1. Сеть как система взаимодействия ее участников - образовательных организаций и других субъектов, объединенных единым координационным центром 2. В содержательном плане сетевое взаимодействие может выстраиваться вокруг совместной образовательной программы, в том числе программы внеурочной деятельности, где каждый из участников вносит определенный вклад в ее реализацию, в том числе в виде ресурсов. 3. Для обучающегося сетевое взаимодействие выражается в том, что при разработке его индивидуального образовательного маршрута он оказывается в ситуации доступа ко всем элементам образовательной сети для решения своих образовательных целей

Модели организации сетевого взаимодействия, существующие в опыте регионов России 1.«Образовательный округ» 2.«Школьный округ» 3.«Ресурсный центр» 4.«Свободная академическая сеть». 5.«Художественно-эстетический центр» 6.«Паритетная (автономная) кооперация общеобразовательных учреждений» 7.«Модель проектов» 8.«Модель площадок» 9. и др.

Анализ современных подходов к построению сетевого взаимодействия в сфере дополнительного образования детей позволил выделить пять моделей: 1. Концентрированная ресурсная 2. Концентрирования координационная 3. Распределенная инструментальная 4. Распределенная идентичная 5. Модель цепи

В концентрированной модели в качестве центра (К) может выступать либо уже существующее образовательная организация, на базе которой аккумулируются все возможные ресурсы, либо вновь организуемый центр. Центральным звеном ресурсной концентрированной модели будет выступать ресурсный центр, к которому могут обратиться все участники сетевого взаимодействия. Предназначение такого центра в том, чтобы аккумулировать и распределять все необходимые ресурсы, (кадровые, информационные, финансовые и т.д.). Концентрированная ресурсная модель сетевого взаимодействия

Концентрированная координационная модель сетевого взаимодействия Координационная концентрированная модель ориентирована на создание регулирующего центра, который будет направлять и координировать деятельность по достижению той цели, ради которой и стало формироваться сетевое взаимодействие. Это – более жесткая структура, поскольку центральный элемент этой сети выступает не просто как «хранитель» ресурсов, доступных всем, но и как управляющий и координирующий субъект той деятельности, ради которой сеть была сформирована. Также возможно создание ассоциации или союза.

В распределенной сети ресурсный центр как таковой отсутствует, а каждый участник имеет возможность создать свою собственную траекторию жизнедеятельности и развития. В такой модели участники договариваются о сотрудничестве в достижении своих образовательных целей, создавая возможность пользоваться при необходимости ресурсами друг друга Инструментальная сеть создается исключительно для обмена ресурсами (любыми) в случае, если каждая в отдельности организация не может решить свои задачи в этом отношении самостоятельно. При этом у каждого участника свои цели и задачи, они несут уникальный ресурс, не дублируя, а дополняя друг друга Юридически это может быть либо просто система договоров, либо форма простого товарищества. Инструментальная распределенная модель сетевого взаимодействия

Идентичная сеть – создается на основе формулирования общей цели и задач ее участниками на основе совместного использования ресурсов. Основной причиной выбора данной модели сетевого взаимодействия является потребность у основных субъектов образовательной деятельности в формировании единого понимания цели внеурочной деятельности на данной территории и средств ее достижения. Может быть в форме простого товарищества, ассоциации или союза. Идентичная распределенная модель сетевого взаимодействия

Модель цепи Модель цепи предполагает, что участники сети последовательно друг за другом участвуют в решение определенной проблемы или достижении какой-то цели. Отличие от всех предшествующих в том, что если там все участники в принципе могут взаимодействовать друг с другом, то здесь цепь взаимодействий четко определена. При этом есть самое первое звено, которое определяет и цель, и желаемых участников и организует деятельность. Модель цепи четко проявляется, если сетевое взаимодействие осуществляться для реализации индивидуального плана учащегося. Может быть в форме простого товарищества или регулироваться системой договоров.

Правовые основы организации сетевого взаимодействия С правовой точки зрения возможны три варианта организации сетевого взаимодействия: без какого-либо правового оформления; договорной форме; в форме учреждения (участниками сети) нового юридического лица. Правовому регулированию в данном случае подлежит: взаимодействие образовательных и иных организаций, составляющих сеть, с точки зрения распределения между членами сети прав, обязанностей и ответственности, возникающих в связи с реализацией образовательных программ, в том числе программ совместной деятельности посредством сетевого взаимодействия; взаимодействие обучающихся по индивидуальному учебному плану, часть которого реализуется в более чем одном образовательном учреждении, с этими образовательными учреждениями (членами сети).

Вся совокупность форм и видов совместной деятельности участников сети выстраивается в качестве системы согласованных между собой разнопредметных сделок, а также локальных нормативных актов, предусмотренных уставами образовательных организаций.

В дополнительном образовании детей должны произойти изменения широкое обсуждение ФГОС общего образования в коллективах организаций дополнительного образования;; повышение качества дополнительного образования детей, внедрение системы менеджмента качества, больше внимания качеству процессов, мониторингу результатов; организация системы повышения квалификации руководителей и педагогических работников ОДОД в вопросах реализации ФГОС общего образования; развитие новых механизмов, процедур, технологий сетевого взаимодействия с организациями образования, культуры, спорта, туризма, молодежной политики и др.; совершенствование нормативно-правовой базы реализации ФГОС общего образования в части взаимодействия общего и дополнительного образования; разработка новых требований к программам дополнительного образования с ориентацией на получение предметных, метапредметных и личностных и результатов; создание новых условий для построения индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся; изменение позиции педагога дополнительного образования и школьного учителя в вопросах построения образовательного процесса; обеспечение большей гласности и открытости в системе дополнительного образования детей; развитие маркетинговой деятельности – изучение социального заказа на дополнительное образование, рекламы деятельности, разработка предложений и т.д.; развитие методического взаимодействия в вопросах совместной реализации ФГОС – методических объединений, лабораторий и т.д.

Планируемы е результат ы личностные результаты готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированности мотивации к учению и познанию, социальные компетентности, личностные качества; метапредметные результаты освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные); предметные результаты освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению

Схема проектирования модели сетевого пространства

Модель организации сетевого взаимодействия «Модель проекта» Проект Технология физика история ИЗО Дополнительное образование Учебная группа (детское объединение ОБЖ

Педагог дополнительного образования Проект Организации дополнительного образования Методическая служба Органы управления образованием Олимпиады, конкурсы: муниципальные, региональные,федераль ные, международные интернет-олимпиады. Интернет-сообщества Регистрация на сайтах, Создание сайта Организация сетевого взаимодействия

Важной задачей организации сетевого взаимодействия в сфере дополнительного образования является обеспечение технического, организационно- управленческого и нормативно-правового взаимодействия его участников, поиск новых педагогических позиций (тьютер, сетевой педагог, педагог-навигатор), механизмов продвижения инновационных образовательных программ и т. д.

Сетевая организация наиболее полно отвечает требованиям компетентностного подхода к обучению, реализации личностно- ориентированного характера обучения. Это умение действовать в коллективе (формирование корпоративной культуры) в условиях широкого выбора образовательных услуг, оценивать свои творческие способности и возможности освоения инновационных программных требований.

Региональные и муниципальные порталы

Сайты федеральных, краевых, республиканских, областных и городских учреждений дополнительного образования детей

Сайты детских объединений

Сайты детских СМИ / /

Сайты для дистанционного обучения

Музеи

Персональные сайты педагогов, методистов и руководителей lyub.narod2.ru/tvorcheskoe_ obedinenie_fantaziya/

Сайты печатных и электронных изданий option=com_content&view=ar ticle&id=174&Itemid= /01/

Сайты печатных и электронных изданий ications/vestnik.php html

Интернет-конференции ents/internet_conf

Виртуальный справочник УДОД