Перспективы развития этнокультурного компонента в дошкольном образовании Республики Коми Зоя Васильевна Остапова кандидат педагогических наук, зав. лабораторией.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Е.П. Шеболкина, проректор по научно- методической деятельности «КРИРО»
Advertisements

Управление процессом обучения детей хантыйскому языку методом погружения. МКДОУ детский сад «Зайчик» Село Теги.
Региональная программа в сфере дошкольного и общего среднего образования, направленная на развитие навыков межнациональной и межконфессиональной коммуникации,
Развитие региональной сети инновационных образовательных учреждений РК Гудырева Л. Н., к. п. н., декан факультета управления образованием ГАОУ ДПО (пк)С.
В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка дошкольного возраста этнического самосознания, интереса к национальной.
Инновационная и экспериментальная деятельность муниципальной системы образования. Методист по инновационной работе Стрельникова А.А.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 92 общеразвивающего вида» г.Сыктывкара Республики Коми.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа 1 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Надыма.
Основная образовательная программа начального общего образования Логвинова И.М.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад компенсирующего вида 312 «Жемчужинка» Региональная стажировочная.
Организация работы методического кабинета ДОУ как условие непрерывного повышения квалификации педагога.
Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 1 «Светлячок» разработана в соответствии с Федеральным.
ПРОЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА. ТЕМА: «Овладение эффективными технологиями взаимодействия с родителями как условие профессионального саморазвития.
Казымова Гюльнар Н. студентка II курса гр.ПНК-12.
Кружок « Люби и знай свой край родной » Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» п. Березово Автор презентации:
Выполнила: Рыбакова Татьяна Вячеславовна, воспитатель ГБОУ СОШ 2 ж.-д. ст. Шентала СП ДС «Звёздочка» Шентала, 2014.
Муниципальная инновационная площадка в учебном году МКДОУ «Детский сад «Журавлёнок» Муниципальная инновационная площадка в учебном.
Отчет выполнения Плана действий («дорожной карты») по обеспечению введения ФГОС ДО в году МБДОУ детский сад 7 р.п. Переяславка Маковецкая Ольга Александровна.
СОСТАВИТЕЛИ Соломатина Л.А. заведующая МБДОУ Бунеева Н.Е. заведующая МБДОУ Ткач В.Л. заведующая МБДОУ Министерство образования Республики Коми Государственное.
Учимся говорить по-английски в детском саду и первом классе начальной школы.
Транксрипт:

Перспективы развития этнокультурного компонента в дошкольном образовании Республики Коми Зоя Васильевна Остапова кандидат педагогических наук, зав. лабораторией национальных проблем дошкольного образования Коми республиканский институт развития образования, председатель финно-угорской ассоциации авторов учебной книги на родном языке (г. Сыктывкар) -

Нормативно-правовая база, регламентирующая этнокультурный компонент в содержании образования Конституция Российской Федерации ; Конституция Республики Коми ; Законы Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации», «Об образовании», «О государственном языке Российской Федерации» ; Законы Республики Коми «Об образовании» и «О государственных языках Республики Коми». Конвенция о правах ребенка «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» Государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в годы» Долгосрочная республиканская целевая Программа « Модернизация дошкольного образования в Республике Коми ( годы)» Концепция национального образования в Республике Коми, разработанная с учетом: –Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации, Республики Коми ; –образовательной инициативы «Наша новая школа» ; –Концепции Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Концепция этнокультурного образования в Республике Коми Национальное образование Национальное образование – это этнокультурная среда, в которой происходит духовно-нравственное воспитание личности гражданина в рамках системы дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования. Цель развития этнокультурной направленности образования в Республике Коми – формирование (в контексте общероссийского) современного регионального культурно- образовательного пространства, предполагающего формирование носителя национальной культуры, способного принимать обоснованные решения и решать проблемы.

Государственная программа «Развитие образования в Республике Коми на г.г.» «… Необходима интеграция этнокультурной составляющей на ступени дошкольного образования в образовательные программы дошкольного образования на основе федеральных государственных требований. Этнокультурная направленность образовательных программ, как одна из оставляющих патриотического воспитания граждан в Республике Коми, призвана, в конечном итоге, привить гражданам любовь к своему краю, уважение к своему народу и толерантное отношение к представителям других национальностей республики. Увеличение количества образовательных учреждений, оснащенных современным оборудованием для успешного усвоения коми языка, как одного из государственных языков республики, должно стимулировать успешное освоение образовательных программ с этнокультурной составляющей.»

Содержание этнокультурного компонента в дошкольном образовании: 1. Материальная культура: основной тип поселений, жилища, основные предметы быта; одежда (национальный костюм), украшения; национальные кушанья; транспортные средства; орудия труда; труд с учетом его специфики.

2. Духовная культура: народные обычаи, обряды, праздники; язык, народное творчество (сказки, пословицы и поговорки, детские игры, музыка); искусство (песни, танцы, произведения художественного и декоративно- прикладного творчества, литература).

3. Нормативная культура: общечеловеческие нравственные качества; правила общения между людьми этноса и вне его.

Коми национальный колорит в оформлении детского сада… не должен ограничиваться музейным уголком и сундуком!

Дошкольное образование В Республике Коми всего 520 детских садов 65 дошкольных образовательных учреждений, в которых воспитательно- образовательный процесс проводится на коми языке, родном для детей. Используют в своей работе программу «Дзолюк» («Малышок») Охват – детей Работают 165 педагога 131 дошкольных образовательных учреждения в которых воспитательно- образовательный процесс проводится на русском языке. В содержание работы включается национально-региональный компонент: обучение коми разговорной речи (с 4-х лет), приобщение к коми культуре, истории, ремеслу. Используют в своей работе программу «Парма» Охват – детей Работают 599 педагогов

Система дошкольного образования Система общего образования Программа «Чолöм, ёртöй! Здравствуй, друг!» 1 вариант БУП Программа «Парма» и проект «Языковое погружение» 2 вариант БУП Программа «Дзолюк»3 вариант БУП Уровни изучения коми языка в системе дошкольного и общего образования Республики Коми согласно ФГОС 1 уровень – коми язык как государственный (ознакомительно-пропедевтический курс) 2 уровень – коми язык как государственный (курс для общения и познания) 3 уровень – коми язык как родной (курс для общения, познания и творчества)

Характеристика уровней изучения коми языка вариант 1 – предмет «коми язык» (как государственный) изучается со 2 класса в объеме 2 часа в неделю за счет часов части, формируемой участниками образовательного процесса. Этот вариант уместно выбирать образовательным учреждениям городов и поселков, в которых отсутствует коми языковая среда. вариант 2 – предмет «коми язык и литературное чтение» изучается с 1 класса в объеме 2 часа в неделю. Предмет является интегрированным учебным курсом, коми язык изучается как государственный. Этот вариант предпочтителен для образовательных учреждений сельских и городских районов, где сохраняется коми языковая среда. вариант 3 – предметы «коми язык» и «литературное чтение» являются самостоятельными учебными предметами, коми язык изучается как родной. Этот вариант выбирают те образовательные учреждения, в окружающем социуме которых коми языковая среда является ярко выраженной, коми язык функционирует в качестве основного средства общения.

Мнения родителей об обучении коми языку: -необходимо знать родной язык, язык своих предков, культуру и традиции, чтоб не забывать свои корни; -будущее детей видят в Республике Коми; -нужно немного знать и понимать, общаться с коми бабушками и дедушками, родителями и просто общаться; -необходимо знать коми язык, т.к. проживают в Республике Коми; -нужно обязательно знать коми язык, т.к. родились, выросли на коми земле; -язык, как дополнительное знание для общего развития ребёнка, расширение кругозора, помогает в обучении в школе; -знание двух и более языков; -это ребёнку интересно; -для карьерного роста в будущем; -чтобы ребёнок чем-нибудь занимался; -по желанию самого ребёнка.

Выгоды двуязычия (билингвизма ) Двуязычные всегда оценивают происходящее с помощью двух языков, даже если активен один Быстрее справляются в конфликтных ситуациях Запоминают больше информации и выстраивают ее логически Легче переключают внимание Быстрее ориентируются в пространстве На выполнение сложных задач требуется меньше усилий В пожилом возрасте – предупреждение болезни Альцгеймера тем сильнее, чем лучше человек владеет языками

Образовательная программа для коми детских садов «Дзолюк» (Малышок). Коми язык как родной. Образовательная программа для детских садов с этнокультурным компонентом «Парма». Коми язык как государственный.

Методическое обеспечение процесса обучения коми языку в детском саду Методическое сопровождение программы включает 43 наименования разного вида: планы и конспекты занятий; сценарии игр и развлечений; сборники песен; аудио занятия по разделу «Ознакомление с культурой коми народа»; аудио занятия по разделу «Музыка»; аудиокнига коми сказок «Олісны-вылісны...» (Жили-были...); русско-коми иллюстрированный словарь; рабочие тетради для детей; игровые сборники; аудиозаписи детских песен; фонохрестоматия «Художественная литература в коми детском саду»; радио занятия «Дзолюк» (еженедельно на радио «Коми гор»); теле занятия «Чолöм, дзолюк» (2 раза в месяц на КРТК); компьютерная игра «Игры с Кикуруллю». сборник песен и танцев финно-угорскийх народов с аудио- и видеоматериалами «Учимся петь и танцевать по-финно-угорский».

Государственная программа «Развитие образования в Республике Коми на г.г.» Подпрограмма «Развитие системы дошкольного образования в Республике Коми» Мероприятия: Создание ресурсных центров в муниципальных образованиях – базовых национальных ДОУ, в том числе укрепление материально-технической базы и проведение ежегодного семинара для воспитателей национальных ДОУ Внедрение и апробация модели образования детей старшего дошкольного возраста на коми языке Поддержка дошкольных образовательных учреждений, активно внедряющих в дошкольную среду национальные культурные традиции Создание и обеспечение деятельности республиканских экспериментальных пилотных базовых площадок Разработка и внедрение аудио-, видеоматериалов развивающего характера по коми языку для детей дошкольного возраста Издание учебно-познавательных книг, наглядно-методических пособий, развивающих игр нового поколения

Научно-методическое сопровождение дошкольных учреждений этнокультурной направленности Региональные модели изучения родного языка на разном уровне Погружение в коми язык с раннего возраста Федеральная стажировочная площадка (языковое погружение) Ресурсный центр по обучению дошкольников коми языку Ропорно- методическая площадка по коми языку (родному) Усть-Куломский район Ресурсный центр по обучению дошкольников коми языку Удорский район Свободное общение на двух языках Сыктывкар Лаборатория национальных проблем дошкольного образования Усть-Куломский район

Создание республиканских инновационных площадок с этнокультурным компонентом в дошкольном образовании опорно – методическая площадка - форма организации совместной деятельности КРИРО, педагогических коллективов образовательных организаций, муниципальных методических служб с целью оказания научно- методической помощи образовательным организациям в развитии и совершенствовании методической работы по отработке и внедрению в педагогическую практику передовых педагогических ; республиканская пилотная площадка – форма организации инновационной деятельности образовательных организаций, с целью формирования и распространения опыта введения и реализации эффективных технологий по обучению коми языку в опережающем режиме; республиканский ресурсный центр - форма предъявления лучших модельных практик, формирования, обобщения и распространения передового опыта, оказания методической поддержки системе образования Республики Коми по утверждённым направлениям деятельности; республиканская стажировочная площадка – форма организации обучения на базе образовательных организаций в виде практикоориентированных образовательных модулей (стажировок, семинаров, тренингов)

В настоящее время в Республике Коми работают: Опорно-методическая площадка по образовательной программе «Дзолюк» ( гг.) Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Оз тусь» с. Нижний Воч Усть-Куломского района Заведующий Морохина К.Е. Республиканская стажировочная площадка по обучению детей коми языку с использованием технологий: языкового погружения и социо- игровой МДОУ «Детский сад 93 г. Сыктывкар» Заведующий Астраханцева Е.В. Республиканские ресурсные центры по обучению детей коми языку методом языкового погружения с 2012 г. МДОУ «Усть-Куломский детский сад 7 «Голубок». Заведующий Кравченко О.Р. МДОУ «Детский сад с. Кослан» Удоркого района РК. Заведующий Нифёдова Г.И.

Республиканский конкурс «Творческие инновации в обучении дошкольников коми языку и приобщению к коми культуре» География конкурса: 2012 г. Участвовали 35 человек Корткеросский район – 5 заявок Удорский район – 1 заявка Усинский район - 1 заявка Койгородский район - 1 заявка Сыктывдинский район – 1 заявка Усть-Куломский район – 8 заявок Княжпогостский район – 3 заявки Сысольский район – 4 заявки г. Ухта – 2 заявки г. Сыктывкар – 6 заявок г. Сосногорска – 3 заявки 2013 г. Участвуют 34 человека Усть-Куломский район – 10 заявок Ижемский район – 3 заявки Сысольский район – 2 заявки, г. Ухта – 11 заявок г. Сыктывкар – 5 заявок г. Усинск -3 заявки

Республиканский конкурс грантовой поддержки на внедрение современных моделей образования детей старшего дошкольного возраста на коми языке В 2012 году грант в размере рублей выиграло муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Оз тусь» с. Нижний Воч Усть-Куломского района Заведующий Морохина К.Е. В 2013 году прием материалов на конкурс до 29 ноября!!!

Разработка и внедрение аудио-, видеоматериалов развивающего характера по коми языку для детей дошкольного возраста в 2012 г.

Издание учебно-познавательных книг, наглядно-методических пособий, развивающих игр нового поколения в 2012 г. В 2012 году создана обучающая игра по обучению детей дошкольного возраста коми языку «ЛОТО» Изданы методические рекомендации по реализации образовательной программы «Дзолюк», методические рекомендации по обучению коми языку как государственному, рабочая тетрадь по коми языку. Распределено в детские сады, где идет обучение коми языку как государственному через Управления образованием в районах и городах.

В 2013 году будут изданы: 2 аудиодиска (на коми языке ) 2 видеодиска (на коми языке) Настольно-печатная игра по обучению коми языку Рабочая тетрадь «Коми сер» (коми орнамент) Будут распределены в детские сады через УНО

Творческие проекты Лаборатории: -Познавательно-развлекательная радиопередача «Дзолюк» (совместно с телерадиокомпанией «Коми гор») - Образовательная телепрограмма «Чолöм, дзолюк!» (совместно с КРТК «Юрган»). - Республиканский праздник «Герои детских передач в гостях у детей» - Ежегодная акция Дети города - детям села» (совместно с РОД «Коренные женщины Республики Коми») Приглашаем к участию!!! Принимаются заявки в съемках телепередачи в 2014 году!!

«Библиотечка для дошкольников «Дзолюк» Проект реализовывался совместно с журналом «Би кинь» (Искорка) в гг. Цель: издание книг для детей на страницах детского журнала «Би кинь» по типу книжек- малышек «Дзолюк» (Малыш), подготовленных лабораторией национальных проблем дошкольного образования.

«Мастерская игропедагогики «Дзолюк» - общественно-государственный проект, направленный на активизацию детско-родительского взаимодействия Организаторы проекта. Межрегиональная общественная организация «Коми войтыр» (председатель С.И.Габов). Лаборатория национальных проблем дошкольного образования Коми республиканского института развития образования ( зав.лабораторией З.В.Остапова) Финансирование. Грант из республиканского бюджета Республики Коми для социально ориентированных некоммерческих организаций (Проект –победитель конкурсного отбора)

Направленность проекта «Мастерская игропедагогики «Дзолюк» - комплекс мероприятий, направленных на : - улучшение качества детства в контексте традиционной культуры коми народа - активизацию детско-родительских отношений как основы прочной и дружной семьи, -повышение активности сельского населения в деле воспитания будущего поколения - расширение сферы функционирования коми языка

Актуальность проекта 1. Расширение форм взаимодействия семьи, детского сада, общественной организации в целях повышения качества детства сельского ребенка. 2. Повышение мотивации к использованию коми языка как средства творческой деятельности детей дошкольного возраста. 3. Накопление позитивного опыта при организации совместных детско-родительских досуговых мероприятий на коми языке. 3. Совершенствование практического опыта педагогов, родителей по организации игровой деятельности с детьми на коми языке и формированию креативного мышления. 4. Создание методической системы по проведению творческих занятий на коми языке с детьми на коми языке (сценарии, видео-продукция, аудиоматериалы) 5. Инициирование проведения республиканского фестиваля детско-родительских театров с выступлениями на коми языке. -, утверждению у дошкольника чувства уверенности в себе, давала ему возможность испытывать и использовать свои способности, стимулировала проявление

География проекта Проект будет осуществляться в детских садах Сыктывдинского Корткеросского Сысольского Усть-Куломского районов Республики Коми, где реализуется технология языкового погружения

Совместный Проект с Обществом «Финляндия-Россия» Цель: объединение профессиональных усилий и инициатив педагогов, методистов, ученых, общественных деятелей и управленцев в финно- угорскийх регионах России в целях поиска разных эффективных технологий обучения родному языку дошкольников, распространение положительного опыта по организации дву- и многоязычного образования детей в детском саду и семье. создание необходимого программно-методического обеспечения по обучению национальному языку в помощь педагогам и родителям. Проект создает условия для обмена опытом в области модернизации финно-угорскийх языков и культур, распространяет научную и практическую информацию о современной этноязыковой ситуации финно-угорскийх народов. Международный проект «Финно-угорскийе языки и культуры в дошкольном образовании»

Актуальность Проекта В мире насчитывается порядка 7000 живых языков Из них, по мнению различных исследователей, % исчезнут к 2100 году, если тенденция сегодняшнего дня радикально не изменится Язык может быть (по данным ЮНЭСКО) в безопасности в состоянии ранимости под угрозой исчезновения под серьезной угрозой исчезновения достигшим критической точки угрозы исчезновения угасшим

1. В безопасности: - 2. В состоянии ранимости: - 3. Под угрозой исчезновения: коми, удмуртский, марийский, мордовский, карельские языки, вепсский, тундровый ненецкий, восточный ханты, северный ханты 4. Под серьезной угрозой исчезновения: кильдинский саамский, колтта- саамский, северный манси, северный селькуп, лесной ненецкий, нганасан 5. Под критической угрозой исчезновения: терско-саамский, восточный манси, лесной енецкий, тундровый енецкий, южный селькуп, средный селькуп 6. Угасшим: бабинский саамский, южный ханты, западный манси, южный манси http: //

СОГЛАШЕНИЕ о взаимном сотрудничестве «_30__» октября 2013 г. Общество «Финляндия - Россия» в лице секретаря Мерьи Ханнус, действующего на основании Устава, с одной стороны, именуемое в дальнейшем «Общество», и государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Республики Коми «Коми республиканский институт развития образования», в лице ректора Шеболкиной Евгении Петровны, действующего на основании Устава, именуемое в дальнейшем «Институт», с другой стороны, заключили настоящее Соглашение о нижеследующем: 1. ПPЕДМЕТ СОГЛАШЕНИЯ – Настоящее Соглашение заключено в целях установления различных форм сотрудничества и осуществления совместной деятельности в рамках Проекта «Финно-угорскийе языки и культуры в дошкольном образовании», именуемого в дальнейшем «Проект».

Новое издание КАК И ЗАЧЕМ СОХРАНЯТЬ ЯЗЫКИ НАРОДОВ РОССИИ? научно-популярное издание Авторы: Константин Замятин – Анника Пасанен – Янне Саарикиви. Хельсинки 2012 (о современной ситуации языков народов России, рассматриваемая в контексте существующей для многих языков мира угрозы исчезновения) eurus/files/2012/12/kakizachem1. pdf eurus/files/2012/12/kakizachem1.pdf