5. Мотивация на результат всегда более эффективна, чем мотивация на деятельность. 1. К экстраверту лучше всего обращаться с риторическими вопросами. 2.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ТЕОРИЯ МНОЖЕСТВЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТА ( ТМИ ) Говарда Гарднера 1. Интеллект нельзя измерить в лабораторных условиях тестами 2. Категорически нельзя объяснять.
Advertisements

Личность – развивающаяся система отношений человека с миром, с самим собой, с другим. СамопознаниеСаморегуляция СамоопределениеСамореализация Управление.
ТЕОРИЯ МНОЖЕСТВЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТА ( ТМИ ) Говарда Гарднера 1. Интеллект нельзя измерить в лабораторных условиях тестами 2. Категорически нельзя объяснять.
1983 г. «Фреймы личности» Говард Гарднер ТЕОРИЯ МНОЖЕСТВЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТА.
«МОГУ» Мотивационный этап Гештальт (образы) Контекст Связь информации с реальностью, практикой Творческие задания Эксперименты Музыкальный фон Речевой.
МОУ «Верхнеусинская СОШ» администрации Ермаковского района администрации Ермаковского района Исследовательская работа Исследовательская работа Тема: «Функциональная.
Методики определения параметров ИСУД. Уровень обучаемости Алгоритм.
Управление деятельностью учеников Составляющие технологии ИСУД.
Тема: Развитие индивидуального стиля учебной деятельности учащегося. (ИСУД)
Формы работы Анализ текущего состояния. Методики определения параметров ИСУД.
ПСИХОДИДАКТИКА или педагогическая физиология как ресурс качества образования Наталья Львовна Галеева, профессор кафедры УОС МПГУ, канд. биол. наук, доцент.
Направления развития общего интеллекта Чем развивается.
Диагностика ИСУД ученика Параметры индивидуального стиля учебной деятельности ученика.
«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях. В таком случае, заметят.
Особенности восприятия и переработки информации дошкольниками.
5. Мотивация на результат всегда более эффективна, чем мотивация на деятельность. 1. К экстраверту лучше всего обращаться с риторическими вопросами. 2.
время Материальные ресурсы (люди, оборудование, условия и т.д.) Концепции, идеи, закономерности и их носители- специалисты Управленческое решение «в пространстве.
Динамическое наблюдение за ребенком выработка адекватных мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку индивидуальных условий для развития.
Педагогическая технология «ИСУД» (индивидуальный стиль учебной деятельности) Савинская основная школа учитель-Крылова О.Н. учебный предмет-биология.
Разминка Его считал премудрым Салтыков-Щедрин Рыба – анаграмма к столице Кубы Сынок коровы, окурок и маленькая рыбка Эти сапоги сделаны «из металла» Из.
Транксрипт:

5. Мотивация на результат всегда более эффективна, чем мотивация на деятельность. 1. К экстраверту лучше всего обращаться с риторическими вопросами. 2. Расстояние между собеседниками для дружеской беседы не должно превышать полметра. 3. Задания с ограниченным сроком выполнения лучше всего выполняют те, кто умеет применять правила. 4. Не следует просить ученика повторить вслух за учителем задание или прочитать текст задания из учебника, это пустая трата времени.

это система совместной деятельности учителя и ученика, гарантирующая достижение определенных результатов при соблюдении описанных условий и способная не терять эффективность при переносе в другую педагогическую реальность.

Три стадии развития технологического подхода Эмпирическая - Обобщение опыта успешных учителей на больших массивах учеников за длительное время: «я делаю так» Алгоритмическая - Проектирование детальных жестко детерминированных алгоритмов деятельности учителя и учеников: « Делай всегда так…» Стохастическая - проектирование вероятностных алгоритмов управления деятельностью учеников: «Если у тебя такие ученики, такие цели и такие ресурсы, то делай так…»

Разные формы учебной работы, требующие от ученика использования разных учебно- познавательных «инструментов» Разные ученики, каждый – со своим стилем учебно- познавательной деятельности деятельности

Динамическая структура личности ( по К. Платонову) Направленностьличности Опыт Обучение Интересы, идеалы, мотивы, желания иерархия ценностей Воспитание Практически нет биологического Знания, умения, навыки, привычки Гораздо больше социального, чем биологического Упражнения Особенности психических процессов Биопсихически е свойства Воля, чувства, ощущения, эмоции, память, внимание, ведущий канал восприятия информации, доминирование полушарий Возрастные особенности, половые различия, темперамент Практически нет социального Гораздо больше биологического, чем социального Тренировка Подсистема личности Структура подсистемы Соотношение биологического и социального Виды развития и формирования хочу знаю, умею могу

знаю хочу умею могу хочу знаю могу умею

Структура учебно-познавательных ресурсов ребенка знаю умею могу хочу Отметка-обученность Уровень и вектор интересов, иерархия ценностей Уровень развития памяти, внимания, мышления и др. Уровень развития навыков и умений психол совм сам биол

Структура учебного успеха ученика знаю умею могу хочу

сентянвфев март май АК Обученность Обучаемость ОУУН ПС-Ф обученность, обучаемость ОУУН ПС-Ф обученность, обучаемость

В системе «воспитатель, учитель - ученик»: Обученность, измеряемая отметкой по предмету, дозу педагогической помощи определяет дозу педагогической помощи для данного ребенка по данному предмету; Обучаемость ученика определяет для воспитателя или учителя уровень педагогической помощи уровень педагогической помощи ; Уровень развития общеучебных навыков определяет для воспитателя или учителя выбор форм и приемов учебной деятельности ученика комфортных для него, или развивающих недостаточно сформированные навыки. Особенности психических процессов и психофизиологии, уровень развития мотивационно-волевой сферы определяет для воспитателя и учителя формы заданий, комфортные – создающие ситуацию успеха, или тренирующих эти внутренние ресурсы ученика

Мониторинг результативности учебного процесса Класс 6А Учитель Галеева Н.Л. Предмет Естествознание Уч. год 2003/ Учащиеся ОбученностьОбучаемостьОУУН (мыслит.)ОУУН АК.1 ч 2 ч 3 ч 4 ч Год.сентмартансинсрлогвыв Смысл. чтение Уст речь Работ а с инф Сам. Вып. зада раб в групп Навык сам контр Баньковская Лена III , ,52 -2 Баранов Валера II , , Николаев Петя III , ,5 Мершин Лева III , Рыжов Егор II , Итого (динамика) СОУ 60 67, I - 2 II - 1 III - 3 I - 1 II - 2 III % 20%

ФИ дух Р 4 III х РА ххсоц II ххх ПВ хххххпоз I ЛК хбаз ФИ дух Д 4 II I х РА ххх со ц II ххх ПВ хххххпоз IЛК баз

1. Провожу педагогический анализ, заполняю матрицу 2. Провожу занятие с классом – сравниваем результаты анализа и самоанализа, выбираем развивающие виды и формы работы для каждого 3. Выписываю для себя самые западающие параметры у каждого ученика – для подготовки к урокам 4. Определяю для себя – как мотивировать каждого 3 ч. 2 ч. 1 ч. 2 ч.

ТЕОРИЯ МНОЖЕСТВЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТА ( ТМИ ) Говарда Гарднера 1. Интеллект нельзя измерить в лабораторных условиях тестами 2. Категорически нельзя объяснять на основе тестов расовые, национальные и религиозные различия. З. Интеллект МНОЖЕСТВЕНЕН. 4. Интеллект ДИНАМИЧЕН.

Интеллект (по Гарднеру ) это неординарная способность к: - нестандартному решению проблем; - генерированию новых проблем и идей; - созданию продукта или оказанию услуг, которые обладают ценностью В ДАННОЙ КУЛЬТУРЕ

1. Вербально-лингвистический 2. Логико-математический 3.Визуально-пространственный 4. Моторно- двигательный 5. Музыкально – ритмический 6. Межличностной 7. Внутриличностной Тип (направление развития) интеллекта

За что отвечает : Способность к самоанализу на уровне чувств, эмоций; развитая интуиция; анализ реальности, активная рефлексия; СИСТЕМНОЕ восприятие объектов и явлений; Способность к МЕТАПОЗНАНИЮ Научное мышление, индуктивные и дедуктивные умозаключения, логическое мышление, оперирование абстрактными символами, числами, раскрытие закономерностей, причинно - следственных связей, соотношения частей и целого Творческое выражение эмоций, силы, красоты, с использованием пластики мышц и тела в целом; любые материализованные действия, в которых участвуют руки Способность к распознаванию и использованию голоса и ритма, чувство звука и тональности, развитие музыкального слуха Логико-математический Моторно- двигательный Музыкально – ритмический Внутриличностной

Развитие коммуникативных способностей, умение работать в команде, общаться с аудиторией, способность к ЭМПАТИИ (сопереживанию) За развитие устной и письменной речи, грамотность, поэтический дар, сочинительство и… ЮМОР Образное мышление, творческое воображение Вербально-лингвистический Визуально-пространственный Межличностной

Чем развивается 1. Заданиями на смекалку, занимательными задачами, логическими играми и головоломками; софизмами и парадоксами 2.Рисованием, лепкой, моделированием в пространстве; заданиями на активное воображение; мысленными экспериментами; использованием наглядных средств 3.Пением, музицированием, разучиванием ритмических памяток; природными звуками 4. Работой в команде, взаимообучением, созданием ситуаций взаимопомощи 5. Ролевыми играми, драматизацией, танцами, физкультурой, спортом; развитием любых языков тела; развитием моторики рук трудовыми навыками 6. Все приемы развития навыков саморегуляции, самоконтроля, самооценки; целенаправленное развитие навыков системного мышления; развитием интуиции 7. Любой работой с устным и письменным текстом, сочинениями

Динамическая модель множественности интеллекта

В-Пр Меж Л-М Вер-Л М-Дв Муз-Рит Внутр Л-М Вер-Л В-Пр М-Дв Муз-Рит Меж Внутр

Эрик Эриксон и этапы развития человека. 0 т рождения до года, младенчество Ось параметра «доверие или недоверие к окружающему миру» От года до трех лет Ось параметра «самостоятельность или нерешительность» Возраст четырех-пяти лет Ось параметра «предприимчивость или чувство вины» Возраст 6-12 лет Ось параметра «умелость и неполноценность» Возраст до лет Ось параметра « самоидентификация личности и путаница ролей»

Возраст лет Ось параметра « интимность или изолированность» Возраст года Ось параметра «продуктивность или инертность» Возраст 65 и до конца Ось параметра «эко интеграция или отчаяние»

«МОГУ»

двух полушарий, 1. У человека мозг в норме состоит из двух полушарий, соединенных специальной структурой, называемой «мозолистым телом». работают по очереди 2. Эти полушария работают по очереди, не одновременно, работа одного полушария подавляет действие другого. «специализируется» 3. Каждое полушарие «специализируется» на определенных видах деятельности. 4. У каждого человека есть наследственные отличия, включаться из-за которых одно из полушарий может включаться на доли секунды раньше другого на доли секунды раньше другого, определяя первую реакцию на анализируемый сигнал.

раньше включается левое полушарие 5. Если раньше включается левое полушарие, и, следовательно, подавляется работа правого полушария, человек реагирует на пришедшую информацию аналитик, разбирая эту информацию как аналитик, разбирая эту информацию на составные части. сначала включается правое полушарие 6. Если сначала включается правое полушарие, подавляется работа левого полушария, и человек интуитивно, испытывает ощущения, оцениваемые интуитивно, без осознанного анализа без осознанного анализа. 7. Левое полушарие помнит слова, формулы, символы, правое - образы и чувства. Проводником 8. Проводником сигналов – запросов от одного полушария к другому мозолистое тело является мозолистое тело.

Способность Способность человека «включать» и «действовать» каждым из полушарий, определяется генетически несомненно, определяется генетически, но, как практически каждый наследственный признак, эта способность наследуется как диапазон возможностей как диапазон возможностей. Ширина этого диапазона зависит от наследственности, но какова будет реализация на практике этого признака, зависит зависит в данном случае от тренировки деятельности каждого из мозговых полушарий

Правое полушарие«содержит» целостный образ мира Правое полушарие как бы «содержит» целостный образ мира, не названный словами, левое полушарие назвать мир а левое полушарие позволяет нам назвать мир, по отдельным частям но только по отдельным частям. «правополушарного» мышления Специфика «правополушарного» мышления может быть описана целостному как готовность к целостному схватыванию, к одномоментному восприятию многих предметов и явлений мира в целом. «левополушарным» мышлением С «левополушарным» мышлением связана, по мнению подавляющего большинство исследователей, последовательному, дихотомическому, способность к последовательному, дихотомическому, ступенчатому познанию ступенчатому познанию.

мыслеобраз (ПР) при переводе в слова (ЛЕВ) обязательно теряет что-то, как в любом случае перевода с одного языка на другой.

Мотивационный этап Гештальт (образы) Контекст Связь информации с реальностью, практикой Творческие задания Эксперименты Музыкальный фон Речевой и музыкальный ритм Детали Технологии Абстрактный линейный стиль изложения информации Неоднократное повторение учебного материала Тишина на уроке Завоевание авторитета Престижность положения в коллективе Установление новых контактов Социальная значимость деятельности Стремление к самостоятельности Глубина знаний Высокая потребность в умственной деятельности Потребность в образовании Прав Лев

Целостное Внимательны к интонациям Предпочитают ощущения, кинестетический канал восприятия Есть визуалы Дискретное Смысловая сторона речи аудиалы, визуалы Операциональный этап Прав Лев Быстрая Иногда – мгновенная Последовательная Медленная Наглядно-образная Смысловая Словесно-логическая Часто – «механическая»

Мышление Деятельность Оперирование образами Систематизация по реальным критериям Легко оперирует трехмерными моделями Ставит «мысленные эксперименты» Оперирование цифрами, знаками Систематизация по формальным критериям Двумерное ( на плоскости) Приверженность к практике: интересует сам процесс Задания с точным сроком выполнения Приверженность теории: интересует результат Задания с неограниченным сроком выполнения прав лев

Этап диагностики и коррекции знаний Характерные ошибки Не всегда контролируют правильность речи Допускают смысловые пропуски Ударные гласные Ошибки в словарных словах Пропуски букв, описки Имена собственные пишут часто со строчной буквы Высокий самоконтроль правильности речи Замена одних согласных другими Падежные окончания Написание лишних букв Пропуск мягкого знака Безударная гласная в корне Методы проверки Устный опрос Вопросы «развернутого» типа Решение задач Выбор готового варианта ответа из нескольких лев прав

Память как ресурс учебного успеха ученика. Запоминание Непроизвольное – «хочу запомнить» Произвольное- «надо запомнить» Механическое запоминание: Осмысленное запоминание: Практически не доступно ученикам с ярко выраженным доминированием правого полушария

Условия успешного запоминания. 1. Установка на запоминание. 2. Активность и максимальная самостоятельность моей собственной деятельности при изучении нового материала. 3. Смысловая групппировка материала (опорные конспекты, схемы, интеллект-карты, системы понятий). 4. Учет моих особенностей восприятия и переработки материала при запоминании. 5. Обучаться мнемоническим техникам.

Внимание как ресурс учебного успеха ученика. Непроизвольное внимание Произвольное внимание, вызванное усилием воли Послепроизвольное внимание

Объем внимания Объем внимания – то количество объектов, которые человек может охватить вниманием с одинаковой ясностью ( у детей обычно 1- 2; у подростков 2-3, у юношей 4-5). Распределение внимания Распределение внимания – одновременное внимание к двум или нескольким объектам при наблюдении за ними или выполнении действий с ними (слушать – смотреть, писать – анализировать услышанное и др.) Концентрация внимания – Концентрация внимания – сила сосредоточения на деятельности. Измеряется силой постороннего раздражителя, способного отвлечь. Если любой шепот отвлекает – концентрация низкая. Устойчивость внимания Устойчивость внимания – время, в течение которого сохраняется концентрированное внимание. Наиболее устойчиво послепроизвольное внимание.

Переключение внимания Переключение внимания – способность легко и быстро перейти от одного вида деятельности к другому, изменить цели деятельности. Флегматики Флегматики переключаются медленнее; Меланхолики Меланхолики теряются; Холерики Холерики готовы переключиться, при этом готовы бросить незаконченную работу; сангвиники. Успешнее всех переключаются сангвиники. Ярко проявляются индивидуальные особенности темперамента:

Прочитать текст и найти слова с буквой «о» на конце Собрать из частей слов на карточках целые слова (виз) (виз, ауд, кин) Прочитать текст и найти слова с безударными гласными в корне слова (виз, ауд) Слушая список животных, обозначать хлопком в ладоши только беспозвоночных (ауд) Определить, какой арбуз спелый (виз, кин,ауд). Подобрать ткань для пошива костюма к выпускному вечеру (виз,кин). Выбрать сыр для покупки(виз,кин). Подсчитать в уме сдачу при оплате нескольких покупок одной купюрой (виз,ауд). Определить в разговоре, не обманывает ли тебя собеседник (виз, ауд, кин)

В какой модальности чаще всего приходится работать учащимся на уроках разных предметов

В лесу я вижу ёлочку, Гляжу – она стоит. Смотрю и вижу – стройная, зеленая блестит. Метель глядит на ёлочку, очерченную ясно. Мороз увидел ёлочку – на вид она прекрасна. В широкой перспективе обрисовалась ель, Мелькнула тень лесничего – остался серый пень… И вот она нарядная блистает на балу, а дети в ярких шапочках играют на снегу.

В лесу мы слышим песенку – То ёлочка поёт. Зимой и летом, звонкая, со скрипом ель растет. Метель её пела песенку: «Спи, елочка, бай-бай». Мороз играл на дудочке: «Ты, слышь, не замерзай». Вокруг неё веселую мы песенку поем, звенит она игрушками – так шумно мы живем.

В лесу я чую елочку, растет - на ощупь – ель. Зимой и летом чувствую, что есть у ёлки цель. Метель, погладив ёлочку, укутала снежком. Мороз об ёлку стукнулся – умчался кувырком. Тяжелою походкою прошел в лесу лесник. Взмахнул лесник топориком – и лес в мгновенье сник. И вот она пушистая на праздник к нам пришла и массу теплой радости детишкам принесла.

«умею»

Восприятие информации Навык смыслового чтения Наблюдение Информация через ощущения Сворачивание информации Построение графиков Построение схем Построение систем понятий Создание опорного конспекта Разворачивание информации Рассказ по схеме Нахождение закономерно стей по таблице Рассказ по опорному конспекту Поиск информации Умение пользоваться справочной литературой; Реферирование по заданной теме; Навык поиска информации с помощью технических средств( ТV, ПК) Библиографическ ая грамотность

Владение монологической речью Навык активного слушания Навык ведения диалога Навык работы в полилоге ( дискуссии, обмен мнениями в групппе)

Умение ставить учебную задачу Умение планировать свою деятельность Навык организации рабочего места Навык выбора оптимального способа работы Умение прогнозировать результаты работы Навык самоконтроля и самооценки Умение руководить работой групппы или быть её участником ____________________________________________________ Умение действовать по алгоритму

Мыслительные навыки: - умение производить простейший анализ и сопоставлять (анализ); - умение обобщать (синтез); - умение сравнивать; умение устанавливать аналогии (сравнение); - умение устанавливать причинно-следственные связи; умения классифицировать и систематизировать(логика); - умение делать выводы (вывод); умение рационально запоминать.

Структура контрольно- методического среза (КМС) Простой анализ Синтез, обобщение Сравнение Логика, причинно-следственные связи Вывод

Цифровой диктант развивающего характера по сказке «Репка» 1. Третий тянущий репку мог иметь на голове бант. 2. В доме дедки, кроме него, проживали особи только женского рода 3. Между мышкой и дедкой тянули репку четверо. 4. Все слова, обозначающие тянущих репку, имеют по 5 букв. 5. Родственница животных, с которыми выступает клоун Куклачев, тянула репку третьей с конца 6. Омоним запеканки из риса с изюмом тянет репку рядом с потомком волка. 7. Фамилия одного из героев гражданской войны произошла от названия мужа героини сказки, тянущей репку предпоследней. 8. Название одного из героев сказки произошло от названия отряда насекомых. 9. С большой буквы пишется только одного слово в перечне героев, тянущих репку. 10. Если количество ног у героев сказки разделить на количество хвостов, то получится 2. 1,1,1,0,0.0.1,1,1,1

Цифровой диктант развивающего характера по сказке «Красная шапочка»1,1,0,0,0,1,0 1. С цвета шапочки главной героини сказки начинается радуга. 2. В названии лодки североамериканских индейцев корень слова похож на корень слова, обозначающего хлебобулочное изделие, которое девочка несла бабушке. 3. Героинь сказки спасли люди, чья профессия имеет цель увеличивать разнообразие видов и количество особей в лесной экосистеме. 4. Композитор Чайковский написал музыкальное произведение, в названии которого упоминается мальчик Петя и один из героев сказки. 5. У героя сказки, проглотившего бабушку, зрение развито лучше, чем у кошки. 6. Красная Шапочка редко ходила к бабушке. 7. Родной язык Красной Шапочки – английский.

Простой анализ «…А кто у нас тут мальчик Степа?...» Вопросы на узнавание: Выбери из списка слов те, которые относятся к … Выбери из формул те, которые…. Подчеркни в предложениях только слова с … Сопоставь даты и события Соедини стрелками рисунок и понятие Выбери из формул те, которые…. Сопоставь физическую величину и меру её измерения Выбери из списка героев тех, которые….

Синтез, обобщение Назови одним словом К какому классу животных относятся … Какому процессу (или объекту) соответствуют эти характеристики К каким частям речи относятся эти групппы слов… Какую величину у плоских фигур можно вычислить такими формулами Какие типы клеток содержат такие органоиды В каком процессе участвуют все эти объекты ?

Сравнени е Сравни два объекта, две личности, два события, два процесса… Что общего между… В чем разница между…

Сравнение Произвести анализ свойств, качеств, состава, структуры сравниваемых объектов; Выбрать из них самые важные в данной ситуации – критерии сравнения; Выбрать меры Сопоставить объекты по выбранным критериям и мерам; Объявить результаты сопоставления лев Лев - прав прав лев Лев - прав

Причинно-следственные связи (логика) Расположите в логической последовательности Продолжите ряд Вставьте недостающее слово Постройте систему понятий Расположите рисунки в правильной последовательности Постройте интеллект-карту темы Напишите рассказ на тему, используя предложенный ряд слов

Структура учебного успеха ученика знаю умею могу хочу

1. Модель исходного состояния учащегося, заданная множеством свойств, существенных для процесса обучения Матрица ресурсов учебного успеха ученика ( матрица ИСУД) 2. Модель конечного состояния учащегося: диагностично и операционально представленный результат обучения Результат – повышение обученности и положительная динамика изменения других параметров учебного успеха 3. Средства диагностики текущего состояния и прогнозирования ближайшего развития (мониторинг) системы Система мониторинга параметров учебного успеха ученика

4. Набор моделей обучения Картотеки форм, средств, приемов обучения, систематизированных по параметрам ИСУД 5. Критерии выбора или проектирования оптимальной модели обучения для конкретного ученика в данных условиях обучения Индивидуальные программы развития ученика средствами учебного предмета 6. Механизм обратной связи, обеспечивающий взаимодействие между данными диагностики и выбором модели обучения, соответствующей полученным данным.

умеет диагностировать уровень параметров учебного успеха ученика и «сворачивать» эту информацию в матрицу; имеет картотеку учебных приемов и заданий, систематизированных по такой же матрице; умеет путем сопоставления матрицы «ИСУД» с картотекой выбрать необходимые для данного ученика формы работы на разных этапах учебно-познавательной деятельности. Компетенции учителя, обеспечивающие эффективность использования технологии «ИСУД»