Галеева Наталья Львовна, профессор кафедры управления развитием школы МПГУ, доцент, канд. биол. наук, «Учитель Года г. Москвы -2003», Почетный работник.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ТЕОРИЯ МНОЖЕСТВЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТА ( ТМИ ) Говарда Гарднера 1. Интеллект нельзя измерить в лабораторных условиях тестами 2. Категорически нельзя объяснять.
Advertisements

Личность – развивающаяся система отношений человека с миром, с самим собой, с другим. СамопознаниеСаморегуляция СамоопределениеСамореализация Управление.
ТЕОРИЯ МНОЖЕСТВЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТА ( ТМИ ) Говарда Гарднера 1. Интеллект нельзя измерить в лабораторных условиях тестами 2. Категорически нельзя объяснять.
1983 г. «Фреймы личности» Говард Гарднер ТЕОРИЯ МНОЖЕСТВЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТА.
«МОГУ» Мотивационный этап Гештальт (образы) Контекст Связь информации с реальностью, практикой Творческие задания Эксперименты Музыкальный фон Речевой.
МОУ «Верхнеусинская СОШ» администрации Ермаковского района администрации Ермаковского района Исследовательская работа Исследовательская работа Тема: «Функциональная.
Тема: Развитие индивидуального стиля учебной деятельности учащегося. (ИСУД)
Управление деятельностью учеников Составляющие технологии ИСУД.
ПСИХОДИДАКТИКА или педагогическая физиология как ресурс качества образования Наталья Львовна Галеева, профессор кафедры УОС МПГУ, канд. биол. наук, доцент.
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
Направления развития общего интеллекта Чем развивается.
Текст как средство достижения метапредметных результатов. Использование различных способов подачи информации Учитель географии высшей категории МБОУ лингвистическая.
Обобщение педагогического опыта «Адаптационно-развивающее общение при обучении химии» Учитель химии МОУ «Песковатская»СОШ Щупкина Наталья Анатольевна.
Диагностика ИСУД ученика Параметры индивидуального стиля учебной деятельности ученика.
Педагогическая технология «ИСУД» (индивидуальный стиль учебной деятельности) Савинская основная школа учитель-Крылова О.Н. учебный предмет-биология.
Интегрирующий курс «Экология и мир человека» («уроки экологического мышления») Автор программы курса и учебно-методических комплектов Галеева Н.Л., учитель.
Васильченкова Т.В., зав.кафедрой ТОВиДО РИРО, 2015.
Школьный старт педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Т РЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
Выполнила учитель немецкого языка МАОУ СОШ 25 Резник Т.И.
Транксрипт:

Галеева Наталья Львовна, профессор кафедры управления развитием школы МПГУ, доцент, канд. биол. наук, «Учитель Года г. Москвы -2003», Почетный работник среднего общего образования galeeva-n.ucoz.ru Образовательные технологии как ресурс повышения качества образования

Три стадии развития технологического подхода Эмпирическая - Обобщение опыта успешных учителей на больших массивах учеников за длительное время: «я делаю так» Алгоритмическая - Проектирование детальных жестко детерминированных алгоритмов деятельности учителя и учеников: « Делай всегда так…» Стохастическая - проектирование вероятностных алгоритмов управления деятельностью учеников: «Если у тебя такие ученики, такие цели и такие ресурсы, то делай так…»

Технология образования в глобальном информационном сообществе (ТОГИС) - это начало разработок технологий последнего поколения. Основаны на личностно-ориентированном подходе и глобальном взаимодействии развивающихся личностей посредством всемирных информационных сетей и телекоммуникаций.

Чем компетентностный подход отличается от традиционного, ЗУНовского? ЗУНовскийподход: В результате обучения – Знания, умения, навыки по предмету по предмету, соотнесенные с практикой реальной жизни уже в процессе обучения 1. Знания, умения, навыки по предмету, соотнесенные с практикой реальной жизни уже в процессе обучения Над- и метапредметные знания, умения, навыки, обеспечивающие качество процессов саморазвития, самопознания и самообучения на всю жизнь. 3. Отношение к приобретенным знаниям и к самому процессу их приобретения Компетентностный подход: В результате обучения –

НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ФГОС

ЗУНУУД ПОЗИЦИЯ, ОТНОШЕНИЕ

это система совместной деятельности учителя и ученика, гарантирующая достижение определенных результатов при соблюдении описанных условий и способная не терять эффективность при переносе в другую педагогическую реальность.

Технологический подход позволяет: Предсказывать результаты и управлять педагогическими процессами; Анализировать и систематизировать на научной основе практический опыт и его использование; Комплексно решать образовательные и социально- воспитательные проблемы; Обеспечивать благоприятные условия для развития личности Уменьшать эффект влияния неблагоприятных школьных факторов; Оптимально использовать ресурсы

Образовательная технология - это процессная система совместной деятельности учащихся и преподавателя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам. Шамова Т.И.

Группы технологий Шамова Т.И., Давыденко Т.М.: Технологии «традиционной школы» Технологии «школы развития» Технологии «школы социализации»

Основные технологии «традиционной школы»: Объяснительно- иллюстративного обучения; Крупно-блочного изучения; Перспективно-опережающего обучения; Игрового обучения; Дифференцированного обучения; Модульного обучения и т. д. Предметные /метапредметные / личностные

Основные технологии «школы развития» Учебных дискуссий; Проблемного обучения; Учебной деловой игры; Развития критического мышления; Дальтон-технология; Проектного обучения; Уроки блоки-модули и т.д. Предметные /метапредметные / личностные

Основные технологии «школы социализации» Коммуникативного обучения; «Диалога культур» Игровые технологии социализации личности; Технология творческих мастерских; Технология свободного труда и т.д. Предметные /метапредметные / личностные

Восприятие информации Навык смыслового чтения Наблюдение Информация через ощущения Сворачивание информации Построение графиков Построение схем Построение систем понятий Создание опорного конспекта Разворачивание информации Рассказ по схеме Нахождение закономерностей по таблице Рассказ по опорному конспекту Поиск информации Умение пользоваться справочной литературой; Реферирование по заданной теме; Навык поиска информации с помощью технических средств ( ТV, ПК) Библиографическая грамотность

1. Умение выделять главное Подчеркивать при чтении карандашом главные мысли. Задания типа «Перевод с русского на русский» 2. Умение логически мыслить Создавать и решать развивающие задания по теме: развивающие каноны, словесные пропорции и т.д. 3. Умение сопоставлять Сравнивать объекты по выделенным характеристикам 4. Умение сравнивать Выделять характеристики для сравнения самостоятельно и сравнивать объекты, процессы, теории и т.д. 5. Умение обобщать Давать названия отдельным частям текста, создавать задания типа «назови одним словом», Систематизировать разные термины и понятия, давать названия группам терминов

3.6. Умение устанавливать аналогии Приводить примеры аналогий из других областей знания 3.7. Умение классифицировать и систематизировать Создавать картотеки систем терминов и понятий; сворачивать в системы понятий или в интеллект - карты термины одной темы 3.8. Умение действовать по алгоритму Выполнять задания по образцу: решать задачи, описывать объекты и процессы 3.9. Умение рационально запоминать Знать способы запоминания, наиболее успешные для собственного ИСУД

Состав умений и навыков Формы учебной работы, развивающие данные навыки 1. Умение ставить учебную задачу Самостоятельно планировать этапы деятельности в начале изучения темы 2. Умение планировать свою деятельность Составлять и использовать алгоритмы по различным видам деятельности на каждом этапе; планы на день, неделю, месяц с мониторингом результатов 3. Навык организации рабочего места Составлять списки необходимого материала для работы; оптимально организовывать учебное место

1. Навык выбора оптимального способа работы Уметь выбрать комфортный для себя способ работы; знать свой ИСУД (с 7-8 класса) 2. Умение прогнозировать результаты работы В начале работы предполагать результат и выводы 3. Навык самоконтроля и самооценки В конце работы сопоставлять реальный результат с прогнозом, «работать над ошибками» 4. Умение руководить работой группы или быть её участником Распределять работу между участниками, обеспечить всех необходимыми ресурсами, помогать по ходу работы, проанализировать результат и роль каждого участника Выполнять свою часть работы в соответствии с общей задачей, участвовать в проектной работе

1. Владение монологической речью Готовить доклады, устные развернутые ответы 2. Навык активного слушания Готовить дома вопросы по параграфу – из текста и к тексту – для использования на уроке 3. Навык ведения диалога Участвовать активно в учебных беседах, обсуждениях 4. Навык работы в полилоге (дискуссии, обмен мнениями в группе) Готовиться к дискуссии, участвовать в обсуждениях, коллективных и групповых работах

Технология формирования регулятивных УУД: «Интеллект-карты»

Из чего состоит Как живет Какие бывают Как изучать Зачем изучать прак TV Предметные /метапредметные / личностные

В ОСНОВЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ И НОВОЙ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА УЧИТЕЛЯ ФГОС

Алгоритм проектирования и представления диагностических работ по предмету в соответствии с положениями критериального и компетентностного подходов.

Регулятивные УУД и применение Компетентностные задачи) Коммуникативные УУД Познавательные УУД Знания, понимание Контрольные работы в формате ФГОС

тем Название темы Знание /пони- мание Мышле- ние Коммуни -кация Приме- нение 1. Тема Тема Тема Тема дневник

Маркова А.К. Лернер И.Я., Краевский В.В. А.В.Хуторской и др Составляющие структуры профессиональной компетентности учителя знания а) профессиональные (объективно необходимые) психологические и педагогические знания умения б) профессиональные (объективно необходимые) педагогические умения позиции и установки в) профессиональные психологические позиции и установки учителя, требуемые от него профессией личностные особенности г) личностные особенности, обеспечивающие овладение учителем профессиональными знаниями и умениями

Завучи о компетентности учителей своих школ ( 2007 год, 154 респондента ( 2007 год, 154 респондента)

«…Мы должны, наконец, понять, что обучение есть деятельность управленческая. Управлять учением – значит создавать такие условия, при соблюдении которых деятельность учения достигала бы поставленных целей. Жаль, что в зале нет специалистов в области управления…». Из речи В.В.Давыдова на конференции международной ассоциации Развивающего обучения.

Ср.знач. по показателям Среднее значение по критериям Пр.-метод , ,4 Пр.-метод. От контингента ,7 Пр.-метод Пс.-пед.задания ,90,9 инд программы Пс.-пед. инд программы ,8 Пс.-пед ,1 Валеол ,61,2 сан-гиг Валеол. сан-гиг ,5 Валеол ,5 стиль Ком.комп. стиль ,91,3 Ком.комп ,3 Ком.комп ,2 Управл. Мот-цел ,60,9 планов Управл. планов ,9 обучает Управл. обучает ,5 коррек Управл. коррек ,9 Управл ,5 Управл ,2 30%38%47,5%57%50%62%67,5%75% 1,1 1,1

Базовый, репродуктивный уровень реализации компетенций (низкий уровень реализации управленческих функций – «скажите мне как, что и зачем и я сделаю») Продуктивный уровень (достаточный уровень реализации управленческих функций «я знаю много способов, скажите мне критерии выбора») Высокий уровень реализации управленческих функций «я знаю, зачем, могу корректировать цели … от условий, выбрать наиболее эффективные способы обучения, при дефиците ресурсов – создаю собственные, могу управлять в ситуации неопределенности») Ситуативное управление Ситуативное и тактическое управление Стратегическое,опережающее управление

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ИСУД

1. Для того, чтобы выяснить, почему ребенок неуспешен в предмете. 2. Для работы в режиме индивидуальной траектории обучения (для выбора форм и приемов развивающих ИСУД) 3. Для обеспечения развивающей образовательной среды, акцентирования развивающих и социализирующих целей в условия классно-урочной системы Зачем используется технология ИСУД

4. В условия классно-урочной системы для обеспечения дифференциации учебного процесса и/или для обеспечения индивидуальной психолого- педагогической поддержки на уроках 5. Когда учитель проектирует или выбирает формы работы и педагогического взаимодействия для предметной внеурочной деятельности 6. Для развития способности детей к саморазвитию в процессе овладения детьми знаний о своем индивидуальном стиле учебной деятельности Зачем используется технология ИСУД

7. Для обеспечения роста профессиональной компетентности учителя: в психолого-педагогической компетентности (знать своих детей – насколько каждый из них способен использовать свои внутренние ресурсы успеха), в предметно-методологической компетентности (осознавать дидактический потенциал каждой формы учебной деятельности ученика), в управленческой компетентности (сопоставлять ИСУД ученика с формами учебной работы для проектирования программ развития ребенка средствами учебного предмета, для целенаправленного управления ростом уровня внутренних учебно-познавательных ресурсов ученика).

Разные формы учебной работы, требующие от ученика использования разных учебно- познавательных «инструментов» Разные ученики, каждый – со своим стилем учебно- познава- тельной деятель- ности деятель- ности

Динамическая структура личности ( по К. Платонову) Направленностьличности Опыт Обучение Интересы, идеалы, мотивы, желания иерархия ценностей Воспитание Практически нет биологического Знания, умения, навыки, привычки Гораздо больше социального, чем биологического Упражнения Особенности психических процессов Биопсихические свойства Воля, чувства, ощущения, эмоции, память, внимание, ведущий канал восприятия информации, доминирование полушарий Возрастные особенности, половые различия, темперамент Практически нет социального Гораздо больше биологического, чем социального Тренировка Подсистема личности Структура подсистемы Соотношение биологического и социального Виды развития и формирования хочу знаю, умею могу

Структура учебно-познавательных ресурсов ребенка знаю умею могу хочу Отметка-обученность Уровень и вектор интересов, иерархия ценностей Уровень развития памяти, внимания, мышления и др. Уровень развития навыков и умений психол совм сам биол

Структура учебного успеха ученика знаю умеюмогу хочу

В системе «воспитатель, учитель - ученик»: Обученность, измеряемая отметкой по предмету, характер педагогической помощи определяет характер педагогической помощи для данного ребенка по данному предмету; Обучаемость ученика определяет для воспитателя или учителя уровень педагогической помощи уровень педагогической помощи ; Уровень развития общеучебных навыков определяет для воспитателя или учителя выбор форм и приемов учебной деятельности ученика комфортных для него, или развивающих недостаточно сформированные навыки. Особенности психических процессов и психофизиологии, уровень развития мотивационно-волевой сферы определяет для воспитателя и учителя формы заданий, комфортные – создающие ситуацию успеха, или тренирующих эти внутренние ресурсы ученика

1. Модель исходного состояния учащегося, заданная множеством свойств, существенных для процесса обучения Матрица ресурсов учебного успеха ученика ( матрица ИСУД) 2. Модель конечного состояния учащегося: диагностично и операционально представленный результат обучения Результат – повышение обученности и положительная динамика изменения других параметров учебного успеха 3. Средства диагностики текущего состояния и прогнозирования ближайшего развития (мониторинг) системы Система мониторинга параметров учебного успеха ученика

4. Набор моделей обучения Картотеки форм, средств, приемов обучения, систематизированных по параметрам ИСУД 5. Критерии выбора или проектирования оптимальной модели обучения для конкретного ученика в данных условиях обучения Индивидуальные программы развития ученика средствами учебного предмета 6. Механизм обратной связи, обеспечивающий взаимодействие между данными диагностики и выбором модели обучения, соответствующей полученным данным.

умеет диагностировать уровень параметров учебного успеха ученика и «сворачивать» эту информацию в матрицу; имеет картотеку учебных приемов и заданий, систематизированных по такой же матрице; умеет путем сопоставления матрицы «ИСУД» с картотекой выбрать необходимые для данного ученика формы работы на разных этапах учебно-познавательной деятельности. Компетенции учителя, обеспечивающие эффективность использования технологии «ИСУД»

ФИ дух Р 4 III х РА ххххсоц II хххххх ПВ ххххххххххпоз I ЛК хбаз ФИ дух Д 4 II I хх РА хххххх со ц II ххххх ПВ хххххххххпоз IЛК баз

ТЕОРИЯ МНОЖЕСТВЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТА ( ТМИ ) Говарда Гарднера 1. Интеллект нельзя измерить в лабораторных условиях тестами 2. Категорически нельзя объяснять на основе тестов расовые, национальные и религиозные различия. З. Интеллект МНОЖЕСТВЕНЕН. 4. Интеллект ДИНАМИЧЕН.

Интеллект (по Гарднеру ) это неординарная способность к: - нестандартному решению проблем; - генерированию новых проблем и идей; - созданию продукта или оказанию услуг, которые обладают ценностью В ДАННОЙ КУЛЬТУРЕ

1. Вербально-лингвистический 2. Логико-математический 3.Визуально-пространственный 4. Моторно- двигательный 5. Музыкально – ритмический 6. Межличностной 7. Внутриличностной Тип (направление развития) интеллекта

За что отвечает : Способность к самоанализу на уровне чувств, эмоций; развитая интуиция; анализ реальности, активная рефлексия; СИСТЕМНОЕ восприятие объектов и явлений; Способность к МЕТАПОЗНАНИЮ Научное мышление, индуктивные и дедуктивные умозаключения, логическое мышление, оперирование абстрактными символами, числами, раскрытие закономерностей, причинно - следственных связей, соотношения частей и целого Творческое выражение эмоций, силы, красоты, с использованием пластики мышц и тела в целом; любые материализованные действия, в которых участвуют руки Способность к распознаванию и использованию голоса и ритма, чувство звука и тональности, развитие музыкального слуха Логико-математический Моторно- двигательный Музыкально – ритмический Внутриличностной

Развитие коммуникативных способностей, умение работать в команде, общаться с аудиторией, способность к ЭМПАТИИ (сопереживанию) За развитие устной и письменной речи, грамотность, поэтический дар, сочинительство и… ЮМОР Образное мышление, творческое воображение Вербально-лингвистический Визуально-пространственный Межличностной

Чем развивается 1. Заданиями на смекалку, занимательными задачами, логическими играми и головоломками; софизмами и парадоксами 2.Рисованием, лепкой, моделированием в пространстве; заданиями на активное воображение; мысленными экспериментами; использованием наглядных средств 3.Пением, музицированием, разучиванием ритмических памяток; природными звуками 4. Работой в команде, взаимообучением, созданием ситуаций взаимопомощи 5. Ролевыми играми, драматизацией, танцами, физкультурой, спортом; развитием любых языков тела; развитием моторики рук трудовыми навыками 6. Все приемы развития навыков саморегуляции, самоконтроля, самооценки; целенаправленное развитие навыков системного мышления; развитием интуиции 7. Любой работой с устным и письменным текстом, сочинениями

Динамическая модель множественности интеллекта

В-Пр Меж Л-М Вер-Л М-Дв Муз-Рит Внутр Л-М Вер-Л В-Пр М-Дв Муз-Рит Меж Внутр

Эрик Эриксон и этапы развития человека. 0 т рождения до года, младенчество Ось параметра «доверие или недоверие к окружающему миру» От года до трех лет Ось параметра «самостоятельность или нерешительность» Возраст четырех-пяти лет Ось параметра «предприимчивость или чувство вины» Возраст 6-12 лет Ось параметра «умелость и неполноценность» Возраст до лет Ось параметра « самоидентификация личности и путаница ролей»

Возраст лет Ось параметра « интимность или изолированность» Возраст года Ось параметра «продуктивность или инертность» Возраст 65 и до конца Ось параметра «экоинтеграция или отчаяние»

«МОГУ»

двух полушарий, 1. У человека мозг в норме состоит из двух полушарий, соединенных специальной структурой, называемой «мозолистым телом». работают по очереди 2. Эти полушария работают по очереди, не одновременно, работа одного полушария подавляет действие другого. «специализируется» 3. Каждое полушарие «специализируется» на определенных видах деятельности. 4. У каждого человека есть наследственные отличия, включаться из-за которых одно из полушарий может включаться на доли секунды раньше другого на доли секунды раньше другого, определяя первую реакцию на анализируемый сигнал.

раньше включается левое полушарие 5. Если раньше включается левое полушарие, и, следовательно, подавляется работа правого полушария, человек реагирует на пришедшую информацию аналитик, разбирая эту информацию как аналитик, разбирая эту информацию на составные части. сначала включается правое полушарие 6. Если сначала включается правое полушарие, подавляется работа левого полушария, и человек интуитивно, испытывает ощущения, оцениваемые интуитивно, без осознанного анализа без осознанного анализа. 7. Левое полушарие помнит слова, формулы, символы, правое - образы и чувства. Проводником 8. Проводником сигналов – запросов от одного полушария к другому мозолистое тело является мозолистое тело.

Способность Способность человека «включать» и «действовать» каждым из полушарий, определяется генетически несомненно, определяется генетически, но, как практически каждый наследственный признак, эта способность наследуется как диапазон возможностей как диапазон возможностей. Ширина этого диапазона зависит от наследственности, но какова будет реализация на практике этого признака, зависит зависит в данном случае от тренировки деятельности каждого из мозговых полушарий

Правое полушарие«содержит» целостный образ мира Правое полушарие как бы «содержит» целостный образ мира, не названный словами, левое полушариеназвать мир а левое полушарие позволяет нам назвать мир, по отдельным частям но только по отдельным частям. «правополушарного» мышления Специфика «правополушарного» мышления может быть описана целостному как готовность к целостному схватыванию, к одномоментному восприятию многих предметов и явлений мира в целом. «левополушарным» мышлением С «левополушарным» мышлением связана, по мнению подавляющего большинство исследователей, последовательному, дихотомическому, способность к последовательному, дихотомическому, ступенчатому познанию ступенчатому познанию.

мыслеобраз (ПР) при переводе в слова (ЛЕВ) обязательно теряет что-то, как в любом случае перевода с одного языка на другой.

Мотивационный этап Гештальт (образы) Контекст Связь информации с реальностью, практикой Творческие задания Эксперименты Музыкальный фон Речевой и музыкальный ритм Детали Технологии Абстрактный линейный стиль изложения информации Неоднократное повторение учебного материала Тишина на уроке Завоевание авторитета Престижность положения в коллективе Установление новых контактов Социальная значимость деятельности Стремление к самостоятельности Глубина знаний Высокая потребность в умственной деятельности Потребность в образовании Прав Лев

Целостное Внимательны к интонациям Предпочитают ощущения, кинестетический канал восприятия Есть визуалы Дискретное Смысловая сторона речи аудиалы, визуалы Операциональный этап Прав Лев Быстрая Иногда – мгновенная Последовательная Медленная Наглядно-образная Смысловая Словесно-логическая Часто – «механическая»

Мышление Деятельность Оперирование образами Систематизация по реальным критериям Легко оперирует трехмерными моделями Ставит «мысленные эксперименты» Оперирование цифрами, знаками Систематизация по формальным критериям Двумерное ( на плоскости) Приверженность к практике: интересует сам процесс Задания с точным сроком выполнения Приверженность теории: интересует результат Задания с неограниченным сроком выполнения прав лев

Этап диагностики и коррекции знаний Характерные ошибки Не всегда контролируют правильность речи Допускают смысловые пропуски Ударные гласные Ошибки в словарных словах Пропуски букв, описки Имена собственные пишут часто со строчной буквы Высокий самоконтроль правильности речи Замена одних согласных другими Падежные окончания Написание лишних букв Пропуск мягкого знака Безударная гласная в корне Методы проверки Устный опрос Вопросы «развернутого» типа Решение задач Выбор готового варианта ответа из нескольких лев прав

Память как ресурс учебного успеха ученика. Запоминание Непроизвольное – «хочу запомнить» Произвольное- «надо запомнить» Механическое запоминание: Осмысленное запоминание: Практически не доступно ученикам с ярко выраженным доминированием правого полушария

Условия успешного запоминания. 1. Установка на запоминание. 2. Активность и максимальная самостоятельность моей собственной деятельности при изучении нового материала. 3. Смысловая группировка материала (опорные конспекты, схемы, интеллект-карты, системы понятий). 4. Учет моих особенностей восприятия и переработки материала при запоминании. 5. Обучаться мнемоническим техникам.

Внимание как ресурс учебного успеха ученика. Непроизвольное внимание Произвольное внимание, вызванное усилием воли Послепроизвольное внимание

Объем внимания Объем внимания – то количество объектов, которые человек может охватить вниманием с одинаковой ясностью ( у детей обычно 1- 2; у подростков 2-3, у юношей 4-5). Распределение внимания Распределение внимания – одновременное внимание к двум или нескольким объектам при наблюдении за ними или выполнении действий с ними (слушать – смотреть, писать – анализировать услышанное и др.) Концентрация внимания – Концентрация внимания – сила сосредоточения на деятельности. Измеряется силой постороннего раздражителя, способного отвлечь. Если любой шепот отвлекает – концентрация низкая. Устойчивость внимания Устойчивость внимания – время, в течение которого сохраняется концентрированное внимание. Наиболее устойчиво послепроизвольное внимание.

Переключение внимания Переключение внимания – способность легко и быстро перейти от одного вида деятельности к другому, изменить цели деятельности. Флегматики Флегматики переключаются медленнее; Меланхолики Меланхолики теряются; Холерики Холерики готовы переключиться, при этом готовы бросить незаконченную работу; сангвиники. Успешнее всех переключаются сангвиники. Ярко проявляются индивидуальные особенности темперамента:

Прочитать текст и найти слова с буквой «о» на конце Собрать из частей слов на карточках целые слова (виз) (виз, ауд, кин) Прочитать текст и найти слова с безударными гласными в корне слова (виз, ауд) Слушая список животных, обозначать хлопком в ладоши только беспозвоночных (ауд) Определить, какой арбуз спелый (виз, кин,ауд). Подобрать ткань для пошива костюма к выпускному вечеру (виз,кин). Выбрать сыр для покупки(виз,кин). Подсчитать в уме сдачу при оплате нескольких покупок одной купюрой (виз,ауд). Определить в разговоре, не обманывает ли тебя собеседник (виз, ауд, кин)

В какой модальности чаще всего приходится работать учащимся на уроках разных предметов

В лесу я вижу ёлочку, Гляжу – она стоит. Смотрю и вижу – стройная, зеленая блестит. Метель глядит на ёлочку, очерченную ясно. Мороз увидел ёлочку – на вид она прекрасна. В широкой перспективе обрисовалась ель, Мелькнула тень лесничего – остался серый пень… И вот она нарядная блистает на балу, а дети в ярких шапочках играют на снегу.

В лесу мы слышим песенку – То ёлочка поёт. Зимой и летом, звонкая, со скрипом ель растет. Метель её пела песенку: «Спи, елочка, бай-бай». Мороз играл на дудочке: «Ты, слышь, не замерзай». Вокруг неё веселую мы песенку поем, звенит она игрушками – так шумно мы живем.

В лесу я чую елочку, растет - на ощупь – ель. Зимой и летом чувствую, что есть у ёлки цель. Метель, погладив ёлочку, укутала снежком. Мороз об ёлку стукнулся – умчался кувырком. Тяжелою походкою прошел в лесу лесник. Взмахнул лесник топориком – и лес в мгновенье сник. И вот она пушистая на праздник к нам пришла и массу теплой радости детишкам принесла.

Цифровой диктант развивающего характера по сказке «Репка» 1. Третий тянущий репку мог иметь на голове бант. 2. В доме дедки, кроме него, проживали особи только женского рода 3. Между мышкой и дедкой тянули репку четверо. 4. Все слова, обозначающие тянущих репку, имеют по 5 букв. 5. Родственница животных, с которыми выступает клоун Куклачев, тянула репку третьей с конца 6. Омоним запеканки из риса с изюмом тянет репку рядом с потомком волка. 7. Фамилия одного из героев гражданской войны произошла от названия мужа героини сказки, тянущей репку предпоследней. 8. Название одного из героев сказки произошло от названия отряда насекомых. 9. С большой буквы пишется только одного слово в перечне героев, тянущих репку. 10. Если количество ног у героев сказки разделить на количество хвостов, то получится 2. 1,1,1,0,0.0.1,1,1,1

Цифровой диктант развивающего характера по сказке «Красная шапочка»1,1,0,0,0,1,0 1. С цвета шапочки главной героини сказки начинается радуга. 2. В названии лодки североамериканских индейцев корень слова похож на корень слова, обозначающего хлебобулочное изделие, которое девочка несла бабушке. 3. Героинь сказки спасли люди, чья профессия имеет цель увеличивать разнообразие видов и количество особей в лесной экосистеме. 4. Композитор Чайковский написал музыкальное произведение, в названии которого упоминается мальчик Петя и один из героев сказки. 5. У героя сказки, проглотившего бабушку, зрение развито лучше, чем у кошки. 6. Красная Шапочка редко ходила к бабушке. 7. Родной язык Красной Шапочки – английский.

80 О 90 П 100 ? Ц В Е Т О ? Мама с 1 1 Родная п 2 3 Люблю ? ? ? Зима Д Весна М Осень ? нуклеотид буква ген слово ? смысл белок 20 ДНК ? Крахмал 1 Наполеон Пушкин ?

Вид / популяция = Краски / картина Мебель / стул Мышление / мысль Онтогенез / филогенез = Минута / час Традиции / история Гусеница / бабочка