Урок литературы в 9 классе. Зачем я жил? Для какой цели родился?... Анализ главы « Княжна Мэри»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1410 Всего заданийВремя тестированиямин. Введите фамилию и имя Тест По роману М.Ю.Лермонтова « Герой нашего времени» Начать тестирование.
Advertisements

Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую все, что встречается на пути; я смотрю на СТРАДАНИЯ и на РАДОСТИ ДРУГИХ только в отношении к себе,
Выполнили: Куприсова Юлия,10 класс Тарасова Вероника, 10 класс Руководитель: Коврижных Г.Д. МБОУ СОШ 11 1.
Михаил Юрьевич Лермонтов «Герой нашего времени». И скучно и грустно И скучно и грустно, и некому руку подать В минуты душевной невзгоды… Желанья!... что.
«…Зачем я жил? Для какой цели я родился?...» ГруппыВопросы 1 группа «Печорин и Грушницкий» « Зачем вы сами назначили эти роковые шесть шагов? … мы бросим.
Михаил Юрьевич Лермонтов «Герой нашего времени». И скучно и грустно И скучно и грустно, и некому руку подать В минуты душевной невзгоды… Желанья!... что.
« Человек создан для счастья как птица для полета ». В. Г. Короленко. « Есть одна для всех врожденная ошибка – это убеждение, будто мы рождены для счастья.
Век Лермонтова в романе «Герой нашего времени» Урок литературы в 9 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 46 г. Белгорода Захаровой.
Подготовка к написанию сочинения М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» 9 класс.
1 тур Разное Разные дорогие вещицы Повести Герои.
«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера «Княжна Мери»
Печорин – «злой гений» или жертва общества? (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»). Урок-дискуссия.
Роман «Герой нашего времени» Как автор раскрывает душу своего героя посредством его самоанализа. Для этого в центре урока будет интерпретация ключевых.
На этом уроке вы познакомитесь с творческой историей романа, его жанровыми и композиционными особенностями, увидите как связано это произведение с эпохой,
Учитель – Татьяна Михайловна Дронь. По страницам романа «Герой нашего времени»
МБОУ СОШ 61 п.Персиановского Октябрьского района Ростовской области Урок-суд над Печориным (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени») 9 класс Автор:
«Княжна Мери» 23 мая – 14 июня. Печорин и Вера «Ты знаешь, что я твоя раба…» « Это одна женщина, которая меня поняла совершенно, со всеми моими мелкими.
Учитель русского языка и литературы Маджидова Эргашхон Джабаровна.
«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера «Княжна Мери» Автор презентации – учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 9 г.Дмитрова Московской.
Творческая работа Дворникова Сергея, ученика 9 класса школы «201 «Согласие».
Транксрипт:

Урок литературы в 9 классе

Зачем я жил? Для какой цели родился?... Анализ главы « Княжна Мэри»

Цели урока: 1. Анализ главы « Княжна Мэри» 2. Сопоставление поступков, характеров героев этой повести с характером Печорина 3. Обучение монологической речи и элементами анализа стиля автора

Восстановите сюжетный порядок романа « Тамань» « Бэла» « Княжна Мэри» «Максим Максимыч» « Фаталист» Предисловие к « Журналу Печорина» «Бэла» «Максим Максимыч» Предисловие к « Журналу Печорина» « Тамань» « Княжна Мэри» « Фаталист»

Восстановите фабульный порядок: 1. Предисловие к « Журналу Печорина» 2. « Тамань» 3. « Княжна Мэри» 4. « Фаталист» 5. « Бэла» 6.« Максим Максимыч»

Какая повесть воспринимается как главная в романе? Почему? 1. Для повести характерна сюжетная самодостаточность 2. Это кульминация дневника Печорина 3. В ней больше всего рассуждают о душе и судьбе 4. В главе наиболее подробную разработку получает философское содержание романа.

Чуть больше месяца С 11 мая по 16 июня Как долго длились события, описываемые в главе « Княжна Мэри»?

Что даёт изначальный толчок ко всем событиям в главе? Печорин «Я его также не люблю: я чувствую, что мы когда- нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать.» Характеризуя дружбу Печорина и Грушницкого, закончите фразу: это дружба-… Дружба- вражда

Сравните поведение Печорина и Грушницкого Накануне и во время дуэли. Два часа ночи... не спится... А надо бы заснуть, чтоб завтра рука не дрожала. Впрочем, на шести шагах промахнуться трудно. А! господин Грушницкий! ваша мистификация вам не удастся... мы поменяемся ролями: теперь мне придется отыскивать на вашем бледном лице признаки тайного страха. Зачем вы сами назначили эти роковые шесть шагов? Вы думаете, что я вам без спора подставлю свой лоб... но мы бросим жребий!.. и тогда... тогда... что, если его счастье перетянет? если моя звезда наконец мне изменит?.. И не мудрено: она так долго служила верно моим прихотям; на небесах не более постоянства, чем на земле. Что ж? умереть так умереть! потеря для мира небольшая; да и мне самому порядочно уж скучно. Я - как человек, зевающий на бале, который не едет спать только потому, что еще нет его кареты. Но карета готова... прощайте!.. Грушницкий! - сказал я, - еще есть время; откажись от своей клеветы, и я тебе прощу все. Тебе не удалось меня подурачить, и мое самолюбие удовлетворено; - вспомни - мы были когда-то друзьями... Лицо у него вспыхнуло, глаза засверкали. - Стреляйте! - отвечал он, - я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места...

Я часто себя спрашиваю, зачем я так упорно добиваюсь любви молоденькой девочки, которую обольстить я не хочу и на которой никогда не женюсь? К чему это женское кокетство? А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет! Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую все, что встречается на пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы Проанализируйте историю отношений Печорина и княжны Мэри. Попытайтесь ответить на вопрос, который задаёт себе Печорин.

Как и почему складываются отношения Печорина и Веры? Я думал о той молодой женщине с родинкой на щеке, про которую говорил мне доктор… Зачем она здесь? И она ли? И почему я думаю, что это она? и почему я даже так в этом уверен? Мало ли женщин с родинками на щеках? Размышляя таким образом, я подошел к самому гроту. Смотрю: в прохладной тени его свода, на каменной скамье сидит женщина, в соломенной шляпке, окутанная черной шалью, опустив голову на грудь; шляпка закрывала ее лицо. Я хотел уже вернуться, чтоб не нарушить ее мечтаний, когда она на меня взглянула. Вера! вскрикнул я невольно. Она вздрогнула и побледнела.

Как характеризует Печорина сцена погони за Верой? …я остался в степи один, потеряв последнюю надежду; попробовал идти пешком - ноги мои подкосились; изнуренный тревогами дня и бессонницей, я упал на мокрую траву и как ребенок заплакал… И долго я лежал неподвижно и плакал горько, не стараясь удерживать слез и рыданий; я думал, грудь моя разорвется; вся моя твердость, все мое хладнокровие - исчезли как дым. Душа обессилела, рассудок замолк, и если б в эту минуту кто-нибудь меня увидел, он бы с презрением отвернулся... Мне, однако, приятно, что я могу плакать! Впрочем, может быть, этому причиной расстроенные нервы, ночь, проведенная без сна, две минуты против дула пистолета и пустой желудок. Все к лучшему! это новое страдание, говоря военным слогом, сделало во мне счастливую диверсию. Плакать здорово; и потом, вероятно, если б я не проехался верхом и не был принужден на обратном пути пройти пятнадцать верст, то и эту ночь сон не сомкнул бы глаз моих.

Сравните финалы «Княжны Мэри» и «Тамани» « Тамань» …Янко сел в лодку, ветер дул от берега, они подняли маленький парус и быстро понеслись. Долго при свете месяца мелькал парус между темных волн; слепой мальчик точно плакал, долго, долго... Мне стало грустно. И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну! « Княжна Мэри» И теперь, здесь, в этой скучной крепости, я часто, пробегая мыслию прошедшее, спрашиваю себя: отчего я не хотел ступить на этот путь, открытый мне судьбою, где меня ожидали тихие радости и спокойствие душевное?.. Нет, я бы не ужился с этой долею! Я, как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига: его душа сжилась с бурями и битвами, и, выброшенный на берег, он скучает и томится, как ни мани его тенистая роща, как ни свети ему мирное солнце; он ходит себе целый день по прибрежному песку, прислушивается к однообразному ропоту набегающих волн и всматривается в туманную даль: не мелькнет ли там на бледной черте, отделяющей синюю пучину от серых тучек, желанный парус, сначала подобный крылу морской чайки, но мало- помалу отделяющийся от пены валунов и ровным бегом приближающийся к пустынной пристани...

Почему Печорин является как бы инородным телом везде, где он появляется ? Как он сам объясняет своё поведение? Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные... Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений лучший свет жизни. И с той поры сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни, я упадал на голову обреченных жертв, часто без злобы, всегда без сожаления... Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия: я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их радости и страданья и никогда не мог насытиться. М.Врубель « Печорин на диване»

Тест По главе « Княжна Мэри»

Как долго длятся события в главе « Княжна Мэри» Всё лето С 11 мая по 16 июня С 12 июня по 23 августа

Кому из героев принадлежит данная портретная характеристика? Печорину Вернеру Грушницкому …ему на вид можно дать двадцать пять лет, хотя ему едва ли двадцать один год. Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой, ибо правою опирается на костыль. Говорит он скоро и вычурно: он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания

Вернер о Грушницком Вера о Печорине Грушницкий о Печорине Печорин о Грушницком Кто и о ком сказал: «Я его также не люблю: я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать.»

Кто и ком так сказал: Печорин о Грушницком Вернер о Печорине Грушницкий о Печорине Стреляйте! - отвечал он, - я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места...

О какой героине Печорин рассуждает так: Княгиня Лиговская Княжна Мэри Вера У нее такие бархатные глаза именно бархатные: я тебе советую присвоить это выражение, говоря об ее глазах; нижние и верхние ресницы так длинны, что лучи солнца не отражаются в ее зрачках. Я люблю эти глаза без блеска: они так мягки, они будто бы тебя гладят… Впрочем, кажется, в ее лице только и есть хорошего… А что, у нее зубы белы? Это очень важно! жаль, что она не улыбнулась на твою пышную фразу.

Какой эпизод является кульминацией романа? Дуэль Печорина с Грушницким Гибель Бэллы Расставание с Верой

В приведённом ниже отрывке описано: Утро свидания с Мэри Утро встречи с Верой Утро накануне дуэли Я не помню утра более голубого и свежего! Солнце едва выказалось из-за зеленых вершин, и слияние теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление; в ущелье не проникал еще радостный луч молодого дня; он золотил только верхи утесов, висящих с обеих сторон над нами; густолиственные кусты, растущие в их глубоких трещинах, при малейшем дыхании ветра осыпали нас серебряным дождем. Я помню - в этот раз, больше чем когда-нибудь прежде, я любил природу.

С каким произведением связан финал повести « Княжна Мэри»? « Нищий» «Парус» « Выхожу один я на дорогу»

Проверьте себя