Аттестация по литературе
Главные задачи учителя литературы при подготовке к ЕГЭ и ГИА тесно связаны с конкретными задачами обучения в 5-11 классах: построение учебного процесса таким образом, чтобы учащиеся с интересом прочитали произведения отечественной классики, освоили специфические законы литературного творчества, были бы способны к анализу и творческой интерпретации произведений, умели бы выразить свои суждения в устной и письменной форме.
* реализация установки на доработку и переработку учеником текста сочинения по замечаниям учителя (всей работы или отдельных ее частей); * проведение специальных уроков по обучению написанию сочинения (знакомство с критериями оценки сочинения, формирование умений работать с черновиком, оптимально распределять время, отведенное на работу, писать вступление и заключение, разрабатывать тезисно-доказательную часть, выстраивать логику рассуждения и т.д);
* проведение на завершающем этапе изучения монографической темы уроков обобщающего типа, нацеленных на подготовку к сочинению ( анализ перечня тем сочинений, обсуждение способов раскрытия конкретной темы, разработка вариантов вступления и заключения к сочинениям и др.);
* систематическое включение в процесс обучения вопросов на сопоставление тех или иных литературных явлений, интерпретации текста или его фрагмента; * анализ готовых (опубликованных или ученических) сочинений с точки зрения их сильных и слабых сторон; * сравнение двух сочинений на одну тему;
* формирование умения сжатия или развернутого оформления тезиса; * исправление речевых и стилистических ошиб ок.
Общие речевые недочеты учащихся можно преодолеть разными способами: * при подготовке к экзамену нужно чаще писать изложения, * регулярно читать хорошую литературу, а тем выпускникам, кто собирается получать филологическое образование, нужно читать литературоведческие статьи, чтобы привыкнуть к их стилю, * избегать использования в ответах бытового языка, например, фраз такого типа: «Все люди в пьесе – нищие». Правильно: «Все персонажи пьесы – нищие».
* Стремиться к терминологической точности. Например, называть жанр стихотворения (элегия, послание, идиллия, ода и пр.) или элементы композиции в драме; указывать функцию таких элементов композиции в прозе, как пейзаж и портрет.
* Избегать различных штампов ложно- пафосного стиля («ненавистный поэту», «пронизанный», «красной нитью», «клеймит»), делового языка («затрагивает тему», «писатель ставит вопрос»), избегать слов, типичных для школьных письменных работ («ярко изобразил», «типичный представитель» и пр.).
При подготовке к ответам самого разного уровня можно использовать задания в форме тренировочных тестов на проверку знания текста произведений. Тесты можно составить, используя литературу, содержащую типовые задания по ЕГЭ. Особое внимание рекомендуем обратить на вопросы по теории литературы, а также на вопросы историко-литературного характера.
Можно выделить несколько типов заданий: - на знание элементов композиции, сюжета пьесы или романа (повести, рассказа); - на понимание функции фрагмента текста (эпического или драматического произведения) в целом произведении; - определение тематики фрагмента произведения; - определение жанровых особенностей произведения;
- определение художественного метода; - определение темы лирического стихотворения; - на знание стиховедческой терминологии (рифма, размер, ассонанс, аллитерация, стопа, строка, строфа и пр.);
Главное правило, которое нужно помнить ученикам при подготовке к экзамену, – ничего не делать формально. Художественное произведение – это сложный, своеобразный мир, который хочется познать, почувствовать и полюбить. Мы изучаем литературу в школе не для того, чтобы сдать экзамен, а чтобы приобщиться к великой культуре, само существование которой оправдывает противоречивый путь человечества от варварства к цивилизации.
Литература 1. Генералова Н.С. Литература: пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию. – М.: Экзамен, Генералова Н.С.Никулина М.Ю. Литература: самостоятельная подготовка к единому государственному экзамену. – М.: Экзамен, Ерохина Е.Л. Единый государственный экзамен. Литература. Методика подготовки. – М.: Эксмо, Зинин С.А. ЕГЭ Литература. Федеральный банк экзаменационных материалов. – М.: Эксмо, Г.С. Ковалева. Методическое письмо «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2007 года в преподавании литературы в средней школе». – Сайт ФИПИ (
6.Роговик Т.Н. Никулина М.Ю. ЕГЭ. Литература. Эффективная методика. – М.: Экзамен, Самойлова Е. Единый государственный экзамен. Литература. Поурочное планирование. – М.: Эксмо, Самойлова Е. ЕГЭ Литература. Репетитор. – М., Эксмо, Францова Н.В. Доронина Т.В. Генералова Н.С. Литература. Анализ эпизода. Анализ стихотворения. Пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию. – М.: Эксмо, О новой модели ЕГЭ по литературе. Краткая информация об изменении экзаменационной модели по литературе в формате ЕГЭ на 2008 год. – Литература в школе, 2008, 3, С. 23.
Интернет-ресурсы 11. ge_po_literature/ c8&feature=related (видеоконсультация ) p1ai/ege2012/egeh-literatura- praktikum_erokhina_e.l_ s.pdf p1ai/ege2012/egeh_2011-literatura- universalnye_materialy_zinin-.pdf p1ai/ege2012/egeh-literatura- praktikum_erokhina_e.l_ s.pdfhttp://xn--80a1acbjgh4g.xn-- p1ai/ege2012/egeh_2011-literatura- universalnye_materialy_zinin-.pdf