Т ЬЮТОРУ О ТЬЮТОРСТВЕ Тьюторство в России – пока лишь дополнение других сфер.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Оценка видеозанятия педагогического работника при установлении соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным.
Advertisements

любому обществу нужны одаренные люди; задача общества -рассмотреть и развить способности всех его представителей; задача семьи -вовремя увидеть, разглядеть.
ФГОС НОО Проектные задачи в начальной школе. ФГОС НОО Сегодня всё большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие.
Структура профессиональной компетенции учителя начальных классов с точки зрения ФГОС второго поколения.
Содержание и структура модуля «Технологии проектирования профессионально ориентированного обучения в медицинском вузе» Лопанова Елена Валентиновна, Омская.
К чему приводит формирующая, «знаниевая», не развивающая парадигма.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ПЕДАГОГА Вариативность решения.
Организационные формы и образовательные эффекты тьюторского сопровождения в системе образования Архангельск Т.М.Ковалева.
Технология модульного обучения Кузнецова И.П., учитель информатики 2007 г.
Корпоративное обучение педагогов школы МБУ ОО СОШ 1 г. Советская Гавань.
Диагностика профессионализма учителя. Ярко выражено Имеет место Понимание целей и задач, места учебного предмета в системе обучения, воспитания и развития.
Современные требования к подготовке учителя нового поколения в условиях реализации ФГОС. Куковская Лилия «МОУ СОШ 4».
"Учитель есть помощник природы, а не её владыка, её образователь, а не преобразователь". Я. А. Коменский.
Ключевые профессиональные компетентности учителя.
Методический совет по теме: КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА Учитель иностранного языка МБОУ – СОШ 1 г. Аркадака Терехова М. М.
Проектная деятельностьстудентов Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия.
Проектная деятельность учащихся на уроке В педагогический процесс широко внедряются методы и приемы, формирующие у школьников навыки самостоятельного приобретения.
Государственное общеобразовательное учреждение Центр образования 133 Невского района Санкт-Петербурга ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Современный учитель : пути.
Проектная деятельность как условие профессионального развития будущих педагогов Автор : Макласова Е.В., студентка 3 курса ИППС СФУ.
Транксрипт:

Т ЬЮТОРУ О ТЬЮТОРСТВЕ Тьюторство в России – пока лишь дополнение других сфер

Тьютор (в переводе с английского tutor ) означает "домашний учитель, репетитор, (школьный) наставник, опекун". Тьюторство как форма наставничества возникло в первых Британских университетах – Оксфорде (XII в.) и Кембридже (XIII в.), главной задачей которых была подготовка духовенства, являющегося в Европе практически единственным грамотным сословием, имеющим отношение к процессу воспроизводства культуры.

Тщательную теоретическую проработку тьюторства в России начала осуществлять Т.М. Ковалева в 1990 г. в Школе культурной политики (Москва), результатом чего стало создание первой тьюторской группы в школе «Эврика-развитие» в Томске в 1992 г. Т. Ковалева: Человек может быть учителем, психологом и в своей практике использовать тьюторские технологии.

Любая инновация – риск. Тьюторство в мире не ново. В России же еще десять лет назад спорили, как правильнее перевести английское слово: «тьютор», «тьютер» или «тутор». С этим разобрались. С практикой было сложнее: любая из имевшихся педагогических или около педагогических профессий оказывалась лишь отчасти имеющей отношение к тьюторству. Российской педагогике было привычнее учить ребенка ходить по проторенному пути, тогда как подопечный тьютора учится создавать себе пути сам и впоследствии ощущает себя человеком безграничных возможностей.

Для внедрения тьюторства в России на некоторые вопросы ответили доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник РАО, председатель программного комитета ежегодной Всероссийской тьюторской конференции Татьяна КОВАЛЕВА и одна из первых российских тьюторов, консультант томской школы «Эврика- развитие» Евгения ВОЛОШИНА.

Сколько тьюторов должно быть на школу? – Этот вопрос можно сформулировать и так: скольких детей должен иметь тьютор? Например, в школах, где 7–8 человек в классе, один тьютор на класс. В Кембридже и Оксфорде, где обучение стоит 60 тысяч долларов в год, тьютор дается каждому студенту. Но надо помнить, что сейчас идет экспериментальная работа по поиску разных моделей. И нельзя однозначно сказать, что 15– 20 человек на одного тьютора – это нормально или ненормально. «Нормально» – от слова «норма», а мы пока ищем модели. Возможно, для какой-то из них и 20 человек норма.

Ощущается ли нехватка тьюторов? – Сейчас в массовой школе ставится задача на индивидуальный подход к ребенку, на вывод ребенка в индивидуальную образовательную программу, а люди не знают, как это делать. Скажем, педагоги осваивают важный принцип – вариативность. Ребенок может выбирать, но он выбирает из того, что дает учитель. А как школьник увидит то, что учитель не дал? Где границы выбора? На каких основаниях учитель предлагает для выбора то или иное? Эти вопросы остаются неразработанными. Тьюторы могут решить все эти вопросы: откуда появляется выбор, как он обсуждается, как сопровождать ребенка, как не навязывать свой результат. И здесь их нехватка проявляется.

– Где готовят тьюторов? У нас пока нет специального учебного заведения. Это встроено дополнительным элементом внутри какой-то сферы. В некоторых регионах есть такой опыт: люди проходят курс, который называется «Менеджмент в сфере образования», а в скобочках пишется: «Тьюторское сопровождение». То есть это дается как тип специализации.

Почему только так? – Официально специальности «тьютор» не существует. Готовя людей с такой специальностью, мы их «подставляем»: этого не запишешь в трудовую книжку, не идет стаж, не начисляется пенсия и т. д. Чтобы «тьютор» официально вошел в список профессий, должна быть проведена комплексная, массовая программа по институализации, которая не находит практики в связи с отсутствием средств: наше бедное образование лишь говорит о том, чтобы поменять цели, но на конкретные изменения нужны деньги. А для лоббирования интересов требуется серьезная сила.

Мы решили не тратить время на разработку новой профессии, а работаем на уровне технологий сопровождения. Это может быть и дополнительными квалификациями, и переквалификацией разных специалистов. Тогда не важно, как человек называется: он может быть учителем, психологом, но в своей практике он использует тьюторские технологии. Владеющие тьюторской технологией проводят «образовательные путешествия». Организуют с детьми экскурсии в форме традиционной педагогики: экскурсовод рассказывает – дети слушают.

А учителя-тьюторы всю эту ситуацию переворачивают и с детьми уезжают в придуманные путешествия, для которых каждый ребенок составляет план, понимая, над каким вопросом он работает. Также можно перепрофилировать обучение некоторых учителей. И это не работа классного руководителя, а работа в другом статусе, то есть с другими задачами, целями, с иным содержанием деятельности.

Мы думаем, что могла бы быть специальность «индивидуальный педагог», потому что «тьютор» – слово иностранное и многих раздражает. А как только мы говорим «индивидуальность ребенка», «индивидуальное сопровождение», когда ты должен не подавить его своим опытом, не навязывать свое решение, то все сразу понятно. Почему мы всегда отделяли себя от профориентационного образования, с которым нас сравнивали: «Вы тем же самым занимаетесь»? А мы отвечали: «В кабинете профориентации ребенок отвечает на сорок вопросов и ему говорят: по складу ума и характера ты – врач».

Тьютор ограничений никогда не ставит: через создание разных проб школьник может побыть кем угодно. Попробовал – мы обсудили: получилось – не получилось, интересно – не интересно, можно попробовать еще. Исходя из этого, возникает карта познавательных интересов. Все тьюторы ведут дневники. В частных школах даже делают видео дневники по выступлениям каждого ребенка. К примеру, одиннадцатиклассник видит, как в первом классе он составлял расписание, заявляя, какие уроки ему нужны, а какие не нужны. Наглядно показываются формы становления его интересов. Это, конечно, далеко не профориентация, а другая работа.

К ТО МОЖЕТ НАЗЫВАТЬ СЕБЯ ТЬЮТОРОМ ? Конкретные функции тьютора, сейчас находятся в разработке. Но уже точно понятно, что тьюторское сопровождение востребовано: на этапе перехода «школа – вуз»; в освоении студентом позиций «исследователь», «проектировщик», «предприниматель»;

Традиционная структура тьюторской системы включает в себя три элемента: руководство занятиями (кураторство), обеспечивающее учебу детей и работу в каникулярное время; моральное наставничество, предполагающее сопровождение жизни ученика в школе в самом широком смысле слова; собственно тьюторство, осуществляющее обучение ученика в течение триместра или учебного года. Тьютор был вынужден находиться в ситуации педагогического поиска, и результатом его работы была программа образования ученика, а продуктом – сданный экзамен, то есть некоторый, признанный научным сообществом статус образованности его ученика.

Теперь если обернуть эти характеристики на современную ситуацию, то разница будет заключаться только в том, что панорама материала образования расширилась, вышла за рамки конкретной школы как единственного очага культуры, за пределы требований конкретного минобразования, за пределы конкретного государства и даже конкретного исторического периода. Весь материал истории культуры становится полем для взаимодействия тьютора и его подопечного. Возникает потребность в тьюторе (в переводе с английского – наставник), задачей которого становится непосредственная работа с индивидуальной образовательной программой каждого ученика. Именно индивидуальная образовательная программа требует тьюторского сопровождения. Почему на эту роль не может претендовать даже самый хороший классный руководитель? Потому что он работает с классом, а тьютор – индивидуально.

В общем, тьютор – это отдельная педагогическая позиция, педагог, который работает непосредственно с детьми. Это индивидуальная работа с отдельной личностью в смысле обсуждения культуры будущего этой самой личности. И потому, если с обучением все достаточно ясно, во всяком случае, его не надо мотивировать (у учителя есть ученики, и их нужно учить), то в тьюторстве этой мотивации нет, и сами технологии работы – небанальные и тонкие. Сегодня уже никто не сомневается в том, что дети, и маленькие, и большие, нуждаются в индивидуальном подходе. И у тьютора в этом смысле есть место в образовательном учреждении любого уровня – и в детском саду, и в школе, и в вузе.

У тьютора с любым ребенком всегда отыщется область взаимодействия. В начальной школе у ребенка есть стихийный познавательный интерес, и программа сопровождения этого интереса может строиться на том, где его реализовать – какие посетить места в городе, где можно узнать про этот интерес и так далее… Подросткам ближе проектирование, им хочется что-то придумать, сделать самим – и в этой ситуации тьютор сопровождает проектную деятельность. Область взаимодействия со старшеклассниками – это пред профессиональное самоопределение, цели и предпочтения в жизни.

Конечно, у тьютора работа индивидуальная, но законы общества одинаковы. Обычаи, традиции, социальные правовые нормы – все это общее. А главное, что изначально и тьютор, и учитель – педагоги. И наиболее часто применяемый набор методик, технологий тьютора – из педагогического арсенала. И если это направление хорошо продумать и правильно применить, то работа тьютора может быть и в начальной, и в основной, и в старшей школе. Он может взять первый класс и работать с ним до выпускного. И дети будут знать: это – учитель, а это – тьютор, и к ним по разным вопросам нужно обращаться.

В 10–11-х классах дети должны осмысливать полученные знания. И реально эти знания увидеть в жизни. Потому что если говорить о фундаментальных науках, мы преподаем вчерашний день. А с помощью тьютора на базе знаний должно произойти осмысление того, как все это применяется в жизни, должна определиться траектория, опять же с целью применения в жизни. Тьютор работает так, что у ребенка должна появиться потребность в дополнительном знании. И как следствие возникнет определенный выбор предметов.

К ТО ЖЕ ЛУЧШЕ СПРАВЛЯЕТСЯ С РОЛЬЮ ТЬЮТОРА ? По результатам психологических наблюдений с ролью тьютора: лучше всего справляются молодые женщины несколько хуже – мужчины, а люди старше 50 лет независимо от половой принадлежности с трудом адаптируются к новой роли и ситуации.

П РЕПОДАВАТЕЛЬ - ТЬЮТОР ЭТО автор-разработчик учебно-методических материалов, при этом постоянно оказывает поддержку обучающимся, стимулирует их активность, создает мотивацию и т.д. и он должен: самостоятельно разработать курс и учебно- методические материалы к нему; хорошо владеть предметом курса; уметь анализировать и оценивать качество выполнения заданий слушателями; оказывать всестороннюю поддержку слушателям; стимулировать их учебную активность; выступать в качестве эксперта в данной профессиональной области.

Д ЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ, ТЬЮТОРЫ ВЫПОЛНЯЮТ ОЧЕНЬ ВАЖНЫЕ ФУНКЦИИ : дидактические; социальные; организационные; технические;

О РГАНИЗАЦИОННЫЕ : организация курсового обучения; установление контактов со слушателями; ведение отчетной документации; выполнение роли руководителя курсов и посредника между слушателями и администрацией.

У ЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЕ : сопровождение обучения консультирование слушателей по возникающим затруднениям; оказание помощи слушателям в реализации их целей во время обучения.

У СПЕШНЫЙ ТЬЮТОР : Отлично знает предмет; Хорошие общие навыки преподавания; Хорошие коммуникативные и социальные навыки; Организованный, гибкий, терпеливый; Способен мотивировать/воодушевлять; Привержен программе и студентам; Эрудирован, использует имеющийся учебно- методический и дидактический инструментарий, умеет обращаться с медиа, аудио, видеотехникой, компьютером.

общительный и способный устанавливать межличностные взаимоотношения (способность к сотрудничеству, работе в коллективе, навыки речи и письма, искусство задавать вопросы); умеющий планировать и организовать, имеющий знания, связанные с поддержкой учащихся и защитой интеллектуальной собственности, обладающий правами на использование и защиту авторских прав. развивающий сотрудничество, содействующий созданию атмосферы обучения.

Т ЬЮТОР ДОЛЖЕН стимулировать развитие самостоятельной деятельности обучающихся с учетом психолого-педагогических требований, предъявляемых к образованию и обучению; анализировать собственную деятельность, с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации; знать основы социальной психологии, психологии межличностных отношений, психологии больших и малых групп;

знать объективные связи обучения, воспитания и развития личности в образовательных процессах и социуме; владеть современными образовательными технологиями, способами применения педагогической теории в различных сферах жизни; владеть формами деловой переписки, владеть навыками подготовки текстовых документов, освоить нормы официально- деловой письменной речи, международные и национальные стандарты видов и разновидностей служебных документов; изучить характерные способы и приемы отборы языкового материала в соответствии с различными видами речевого общения;

уметь отредактировать текст, ориентированный на ту или иную форму речевого общения; владеть навыками самостоятельного порождения стилистически мотивированного текста, уметь работать с оригинальной литературой по специальности; иметь навык работы со словарем. уметь проектировать образовательные программы и дисциплины; уметь использовать коммуникативные умения или компетенции общения; уметь использовать некоторые знания в области психологии.

Роль тьютора охарактеризована совокупностью следующих важных компетенций: общекультурные (грамотность, навыки устной и письменной речи, толерантность, способность к эмпатии, проявлению уважения прав и свобод человека, умение анализировать и корректировать собственную педагогическую деятельность, навыки самопрезентации); психолого-педагогические (подбор и разработка учебно-методические материалы, оценка их качества с точки зрения современных норм; использование в учебном процессе современных педагогических технологий, стимулирующих активность уч-ся; помощь и поддержка обучающимся, создание мотивации, разрешение конфликтов, развитие сотрудничества на основе знания психологии межличностных отношений)

коммуникативные (умение строить ситуацию коммуникации, конструировать процесс коммуникации, управлять коммуникацией и получать от любой коммуникации долговременный позитивный эффект); компетенции в области предмета (самостоятельная разработка курса и учебно- методические материалы к нему; знание содержания, структуры курса и учебно-методических материалов; оценка качества учебно-методических материалов, анализ и оценка качества выполнения заданий по курсу); компетенции в области современных информационных технологий (применение современных информационных технологий для доставки материалов и организации взаимодействия участников образовательного процесса).