Серебряный век русской культуры. Серебряный век русской культуры оказался удивительно коротким. Он продолжался менее четверти века: 1900 - 22 гг. Начальная.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Русская литература конца XIX –начала XX века. Обзор. Реализм и модернизм как литературные направления Лекция 1. Введение.
Advertisements

«Серебряный век» русской культуры Мы подарили Западу начало нашего века... Д. Лихачев.
Введение Эпоха Просвещение Национальная специфика культуры Просвещение Заключение Список литературы.
Вклад поэтов «серебряного века» в развитие русского языка Московский Государственный Технический Университет Гражданской Авиации Кафедра связей с общественностью.
Русский модернизм. 11 класс. План изучения темы 1. Основные принципы модернизма. 2. Ведущие направления в русском искусстве серебряного века: символизм;
11 класс Первая половина XIX века - это «золотой век» русской культуры, пушкинский период русской литературы. Основные черты: стремление к свободе и освобождению.
Эпоха Просвещения одна из ключевых эпох в истории, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. Относительно датировки этого направления.
«Серебряный век в русской культуре». Серебряный век период в истории русской культуры, хронологически связываемый с началом XX века, совпавший с эпохой.
Философские идеи Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого Подготовила студентка 1 курса МОТ Матвеева Виктория.
Сравнение определений. 1. Определения 2. Общие элементы определений 3. Сравнение 4. Авторское определение.
Выполнила ученица 9 «а» класса МБОУ «Берёзовская СОШ» Мамонова Ирина Руководитель учитель МХК Ирхина Л.В г.
Понимание любви философами начала XX века П. Флоренский Н.Бердяев В.Соловьев.
Ноосфера – новое состояние биосферы при котором разумная деятельность становится решающим фактором её развития.
Общая характеристика литературы XIX века.. Конец XIX начало XX вв. стали временем яркого расцвета русской культуры, ее "серебряным веком" ("золотым веком"
Серебряный век как своеобразие русского ренессанса.
Литература России в первой половине XIX в.. Начало XIX века – время культурного и духовного подъёма в России. Рост национального самосознания народа в.
Отражение объективной действительности Отражение объективной действительности Организация и регулирование жизни людей Организация и регулирование жизни.
Характеристика литературного процесса 20 века. Много лет размышлял я над жизнью земной. Непонятного нет для меня под луной, Мне известно, что мне ничего.
Презентация: «Влияние Индии на мировую культуру». Выполнила: ученица 6 «В» класса Агаджанян Арина.
«Серебряный век» русской поэзии XIX век XX век 80-е – 90-е гг г. эпоха безвременья идеологизация всей жизни.
Транксрипт:

Серебряный век русской культуры

Серебряный век русской культуры оказался удивительно коротким. Он продолжался менее четверти века: гг. Начальная дата совпадает с годом смерти русского религиозного философа и поэта В.С. Соловьева, а конечная - с годом высылки из уже Советской России большой группы философов и мыслителей.

Краткость периода вовсе не умаляет его значимости. Напротив, с течением времени эта значимость даже возрастает. Она заключается в том, что русская культура - пусть не вся, а только часть ее - первой осознала пагубность развития, ценностными ориентирами которого выступают односторонний рационализм, без религиозность и бездуховность. Западный мир пришел к такому осознанию намного позже. Краткость периода вовсе не умаляет его значимости. Напротив, с течением времени эта значимость даже возрастает. Она заключается в том, что русская культура - пусть не вся, а только часть ее - первой осознала пагубность развития, ценностными ориентирами которого выступают односторонний рационализм, без религиозность и бездуховность. Западный мир пришел к такому осознанию намного позже.

Серебряный век включает в себя, прежде всего два главных духовных явления: русское религиозное возрождение начала XX века, известное также под именем "богоискательства", и русский модернизм, охватывающий символизм и акмеизм. К нему принадлежат такие поэты, как М. Цветаева, С. Есенин и Б. Пастернак, не входившие в названные течения. К серебряному веку следует также отнести художественное объединение "Мир искусства" ( ). Серебряный век включает в себя, прежде всего два главных духовных явления: русское религиозное возрождение начала XX века, известное также под именем "богоискательства", и русский модернизм, охватывающий символизм и акмеизм. К нему принадлежат такие поэты, как М. Цветаева, С. Есенин и Б. Пастернак, не входившие в названные течения. К серебряному веку следует также отнести художественное объединение "Мир искусства" ( ).

Отношение к Западу для русского общества всегда было показателем ориентиров в его поступательном историческом движении. На протяжении столетий Запад представлялся не как определенное политическое, а тем более географическое пространство, а, скорее, как система ценностей -- религиозных, научных, этических, эстетических, которые можно либо принять, либо отвергнуть.

Идеалы "русской европейскости", ориентирующие раз-витие русского общества по пути европейских культур, по-лучают достойное воплощение в просвещении, науке, ис-искусстве. Русская культура, не теряя своего национального лица, все более обретала черты общеевропейского характера. Возрос-ли ее связи с другими странами. Это отразилось на широ-ком применении новейших достижений научно-техническо-го прогресса -- телефона и граммофона, автомобиля и кинематографа. Многие русские ученые вели научную и педагогическую работу за рубежом. Самое же важное заклю-чается в том, что Россия обогатила мировую культуру дости-жениями в самых разнообразных областях.

Важной чертой развития культуры рубежа веков является мощный подъем гуманитарных наук. "Второе дыхание" об-рела история, в которой заблистали имена В.О. Ключевско-го, С.Ф. Платонова, Н.А.Рожкова и др. Подлинных вер- шин достигает философская мысль, что дало основание ве-ликому философу Н.А. Бердяеву назвать эпоху "религиозно-культурным ренессансом".

Русский культурный Ренессанс создавался целым созвез-дием блестящих гуманитариев -- Н.А. Бердяевым, С.Н. Бул-гаковым, Д.С. Мережковским, С.Н. Трубецким, И.А. Иль-иным, П.А. Флоренским и др. Ум, образованность, роман-тическая страстность были спутниками их трудов. В 1909 г. С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк и другие филосо-фы выпустили сборник "Вехи", где призвали интеллиген-цию к покаянию и отречению от разрушительных и крово-жадных революционных планов.

Русский "ренессанс" отразил мироощущение людей, жив-ших и творивших на грани веков. Как считал К.Д. Бальмонт, люди, которые мыслят и чувствуют на рубеже двух периодов, одного законченного, другого еще не народив-шегося, развенчивают все старое, потому что оно потеряло свою душу и сделалось безжизненной схемой. Но, предше-ствуя новому, они сами, выросшие на старом, не в силах видеть это новое воочию, -- вот почему в их настроениях ря-дом с самыми восторженными вспышками так много боль-ной тоски. Религиозно-философская мысль этого периода мучительно искала ответы на "больные вопросы" россий-ской действительности, пытаясь соединить несоединимое -- материальное и духовное, отрицание христианских догм и христианскую этику.

Конец XIX -- начало XX столетия сегодня часто называ-ют "серебряным веком". Это название также принадлежит Н.А. Бердяеву, увидевшему в высших достижениях культуры своих современников отблеск российской славы предшествую-щих "золотых" эпох. Поэты, зодчие, музыканты, худож-ники той поры были творцами искусства, поражающего напряженностью предчувствий надвигающихся социальных катаклизмов. Они жили ощущением неудовлетворенности "обыденной серостью" и жаждали открытий новых миров.