Конкурсное задание «Методический семинар» Учитель географии МБОУ «Саккырырская средняя общеобразовательная школа имени Р.И. Шадрина Прокопьев А.Д. Республиканский.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Отчёт о работе методического объединения учителей иностранного языка уч. г. Руководитель МО: Демидова Е. А.
Advertisements

Акценты целей технологии Формирование нового стиля мышления – открытость, гибкость, рефлексивность; Развитие базовых качеств личности – мобильность, коммуникативность,
Технология развития критического мышления на уроках чтения и письма. Тихонкова Галина Владимировна – учитель начальных классов МОУ СОШ 37 г. Комсомольк-на-Амуре.
Методические приёмы технологии развития критического мышления.
Информационно- коммуникационные технологии Технологии развития критического мышления Личностно – ориентированные технологии Обучение в сотрудничестве.
Образовательная технология развития критического мышления Комиссарова И.А. Учитель начальных классов МОУ «СОШ с.Новорепное»
Технология развития критического мышления на уроках английского языка Кожевникова Е. Н. учитель английского языка МОУ СОШ 289.
Развитие критического мышления через чтение и письмо Городской семинар на базе МОУ гимназия56, г. Томска выступление: Успеховой М.В.
Белокопытова Е.В. учитель начальных классов МБОУ - СОШ 2.
Технология развития критического мышления. Критическое мышление- -это направленное мышление, которое отличается логичностью и умением учесть свою точку.
Развитие критического мышления через чтение и письмо Котова Юлия Ивановна, учитель высшей категории МОУ «Карцовская основная общеобразовательная школа»
Реализация элементов технологии развития критического мышления на уроках математики Куракина Н.Ю. учитель математики МКОУ ООШ д.Большой Порек Кильмезского.
Технология «Развитие критического мышления». Технологию развития критического мышления предложили в середине 90-х годов XX в. американские педагоги Дж.Стил,
Технологии развития критического мышления. Бортовые журналы Бортовые журналы - обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым.
Рассматриваемые вопросы Базовая модель критического мышления Базовая модель критического мышления Калейдоскоп уроков Калейдоскоп уроков Технология критического.
«Развитие критического мышления учащихся на уроках…….
Модель технологии Технологические этапы 1 фаза Вызов 2 фаза Реализация смысла (осмысление) 3 фаза Рефлексия.
L/O/G/O Технология формирования критического мышления через чтение и письмо МБОУ СОШ 174 МБОУ СОШ 174.
«Применение технологии развития критического мышления на уроках математики»
Технология развития критического мышления (ТРКМ) разработана в конце XX века в США (Ч.Темпл, Д.Стил, К.Мередит) ТРКМ известна в России с 1997 года.
Транксрипт:

Конкурсное задание «Методический семинар» Учитель географии МБОУ «Саккырырская средняя общеобразовательная школа имени Р.И. Шадрина Прокопьев А.Д. Республиканский профессиональный конкурс «Учитель года РС (Я) -2015

Проблема: Современного ученика стало чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Причину этого я видел в том, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала, что указывает на недостаточно высокий уровень развития мышления и, прежде всего, критического. Предложение: Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника. Тема: «Технология развития критического мышления учащихся на уроках географии»

Условия возникновения и становления педагогического опыта. Факторы, оказавшие влияние на возникновения и становления педагогического опыта. Изучение международных образовательных стандартов Диагностика собственного опыта Внедрение новых ФГОС Актуальность темы: обусловлена потребностями современного образования

Немного из истории ТРКМ Технология «Развитие критического мышления» была разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы - Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит. Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов: умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

Цель: Развитие мыслительных навыков учащихся через использование «Технологии развития критического мышления» на уроках географии. Задачи: 1. Разнообразить формы деятельности в рамках предмета «География», способствовать развитию интереса к предмету. 2. Повысить результативность учебного процесса посредством использования ТРКМ, которая способствует повышению мыслительных навыков, обеспечивает прирост их знаний, умений, способов деятельности и коммуникации. 3. Предоставить обучающимся больше возможностей для осуществления рефлексии и обратной связи, т.к. это одни из наиболее эффективных способов воздействия на повышение мотивации и успеваемости школьников Цели и задачи

Позитивная взаимозависимость Одновременн ое взаимодействие Равное участие Индивидуальна я ответственность Фазы этой технологии инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким и аутентичным в каждой учебной ситуации в каждый момент времени: речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с текстом, организации дискуссий и процесса реализации проектов. Учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации. Специфика ТРКМ ТРКМ предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения. Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.

На стадии «Вызова» могут быть применены следующие приемы: Парная или групповая мозговая атака (мозговой штурм), «Круги по воде» «Бортовой журнал» «Фантастическая добавка» На стадии «осмысления» могут быть применены : система маркировки текста «Инсерт» таблицы «Знаем-Хотим узнать-Узнали» «Трехчастный дневник» На заключительной стадии «Рефлексия» можно применить приемы: Стратегия «Шесть шляп» Синквейн «Кластеры» Стадии ТРКМ

Прием «Фантастическая добавка» Универсальный приём, направленный на привлечение интереса к теме урока. Прием предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду. Можно перенестись на фантастическую планету; изменить значение какого-то параметра, который обычно остается неизменным; придумать фантастическое животное или растение; перенести литературного героя в современное время; рассмотреть привычную ситуацию с необычной точки зрения. Приведу один из примеров использования данного приема на уроках географии. В 7 классе при изучении темы «Роль атмосферы в жизни Земли. Распределение температуры воздуха на Земле» можно использовать прием «фантастическая добавка». Например: «В один из прекрасных дней, на Земле исчезла гравитация, вследствие чего вся атмосфера ушла в космос». (дальше по принципу приема «Дерево предсказаний» дети начинают рассуждать и выдвигать свои мысли).

Прием «Бортовой журнал» - это способ визуализации материала. Он может стать ведущим приемом на смысловой стадии. Бортовые журналы - обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Когда бортовой журнал применяется в самом простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на следующие вопросы: Прием «Бортовой журнал»

Данный прием можно использовать при изучении любой темы. В качестве примера можно привести бортовой журнал урока в 7 классе по теме «Тихий океан» Что мне известно по данной теме?Что нового я узнал из текста? Тихий океан – самый большой океан. Есть самый глубокий желоб. На самом деле он не тихий. Есть срединно-океанический хребет Соленый. Есть теплое течение Куросио Средняя глубина – 3980 м. Площадь – 178,6 млн.кв.км. 49% Мирового океана. Есть несколько срединно-океанических хребтов и много глубоких желобов(Марианская, Тонга, Филиппинский). Климат, разнообразный. Из-за большого размера. Теплый океан. 2 по солености. Очень много островов. Есть много ресурсов.

Синквейн 1 СТРОКА – ОДНО СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ 2 СТРОКА – ДВА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ 3 СТРОКА – ТРИ ГЛАГОЛА 4 СТРОКА – ПРЕДЛОЖЕНИЕ ИЗ ЧЕТЫРЕХ СЛОВ (КАК БЫ ВЫРАЖАЮЩАЯ СМЫСЛ СКАЗАННОГО В ПРЕДЫДУЩИХ СТРОКАХ) 5 СТРОКА – ОДНО СЛОВО – «ЭМОЦИЯ!» Синквейн – быстрый и мощный инструмент для рефлексии, поскольку он даёт возможность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, что отнюдь не просто. Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческого самовыражения. Вот одна из работ моих учащихся: Австралия Отдаленный, уникальный Сушит, поражает, манит Очень много эндемиков Карлик.

Этот прием является универсальным средством активизировать знания учащихся и их речевую активность на стадии вызова. Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. Например: П - плодородие О - орошение Ч - чернозем В - вымывание О - осушение В - вмывание Е – ежегодный опад Д - Докучаев «Круги по воде»

Авторы Воган и Эстес, относится к группе приемов, развивающих критическое мышление учащихся. Прием очень эффективен при работе над формированием навыков изучающего чтения, на стадии вызова. Я предлагаю проработать текст документа или параграфа учебника, используя установленную знаковую систему. Учащиеся внимательно знакомятся с текстом, делая карандашом соответствующие пометки на полях текста: V – то, что было известно учащимся ранее; + – новая, неожиданная информация; – – информация, противоречащая взглядам учащихся; ? – информация до конца не выяснена (не вполне понятна). Количество используемых условных обозначений может изменяться в зависимости от ложности предложенного для анализа текста или уровня развития навыков у учащихся. Инсерт

Стратегия «Шесть шляп»

Кластер – прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста. Правила построения кластера очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это наша тема. Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Система кластеров охватывает большое количество информации. Кластер

В левой части дневника учащиеся записывают те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из их собственной жизни, озадачили их, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление, такие цитаты, на которых они "споткнулись". Справа они должны дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату. На стадии рефлексии учащиеся возвращаются к работе с тройными дневниками, с их помощью текст последовательно разбирается, учащиеся делятся замечаниями, которые они сделали к каждой странице. Учитель знакомит учащихся с собственными комментариями, если хочет привлечь внимание учащихся к тем эпизодам в тексте, которые не прозвучали в ходе обсуждения. Этот прием позволяет работать не только с текстом, но и проводить диалог с учителем по поводу прочитанного. «Трехчастные дневники» Цитата Комментарии. Почему эта цитата привлекла ваше внимание? Вопросы к учителю

учитель - источник знаний; акцент: учитель – учебный материал; только один эксперт, знающий правильный ответ на любой вопрос – это учитель; учитель задает вопрос и ждет индивидуальный ответ; основан на конкуренции и соперничестве учеников; каждый ребенок отвечает самостоятельно; есть возможность у ученика «спрятаться», остаться невидимкой; общение и коммуникация реализуются не в полной мере. учитель не является единственным источником знаний: акцент ученик- ученик; ученик – учебный материал; эксперт – каждый ребенок, т.к. является для других учеников источником знаний; предполагает сотрудничество; каждый ученик ответственен за свою работу, именно она является частью успеха; работает каждый ученик; способствует общению и коммуникации, созданию комфортной обстановки.. Урок без использования ТРКМ: Урок на основе ТРКМ:

Количественные показатели достижения предметных результатов обучающихся В учебном году выбрали предмет географии при сдаче ОГЭ в 9 классах - 3 учащихся.

Используемая литература: 1. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. СПб: Альянс-Дельта, с. 2.Загашев, И.О. Учим детей мыслить критически / И.О. Загашев, С.И. Заир - Бек, И.В. Муштавинская. – СПб : Альянс - Дельта, Кулюткин, Ю.Н. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия / Ю.Н. Кулюткин, И.В. Муштавинская. - СПб.: СПбГУПМ, Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании //Школьные технологии г. 5. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками. Пособие для учителей. М., 2002 г. 6. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. - М.: Каро, Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998 г. 8. Халперн Д. Психология критического мышления. -СПб – 512 с. 9. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996 г.