Семейно- бытовая обрядность нивхов. Ритуалы, связанные с детьми. Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Красное.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Дальний Восток – перекресток культур Семейно- бытовая обрядность. Ритуалы, связанные с детьми. Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная.
Advertisements

Нивхи. Сычёва Анна 9Б. Нивхи малочисленная народность на территории Российской Федерации. народностьРоссийской Федерации.
«Краткая характеристика национальных нарядов: немецкой и чувашской» Работу выполнили учащиеся 11б класса Работу выполнили учащиеся 11б класса Петрова Оксана.
Мы показываем кукол, а куклы показывают нам мир. Выполнила учиница 5»В» класса класса МБООУ СОШ 11 Сероглазова Елена Классный руководитель : Зименкова.
Тема урока: «Изготовление куклы берегини » 5 класс.
Мировоззрение первобытного человека. Особенностью культуры эпохи первобытности было то, что человек жил в гармонии с природой. Человек был частью всего.
Проект Родом из детства Трудовое обучение «Изготовление объемных игрушек из различных материалов»
Подготовила: Л. М. Гаврилова учитель физической культуры МОУ «СОШ 16 г. Вольска Саратовской области»
«Мифы и символы древних славян» Пойми великое предназначение Пойми великое предназначение Славянством затаённого огня: Славянством затаённого огня: В нем.
В некотором царстве жил-был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке.
ОБРЯДЫ РОЖДЕНИЯ. ИМЯ Работу выполнила Ученица 9 а класса Никифорова Виталия.
С давних пор люди верят в приметы: смотрятся в зеркало перед выходом, закалывают булавку с внутренней стороны одежды. Но не знают, как возникли эти суеверия.
История костюма древних славян Выполнила: Плешко Алиса, ученица 10 класса МОУ Куяновской СОШ.
важный атрибут национальной ненецкой мужской одежды, главной функцией которого является подпоясывание одежды, а при необходимости он удлиняет или укорачивает.
РЕЛИГИЯ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ 8 класс. Особенности первобытных религиозных представлений: Отсутствие представлений о Боге как силе, находящейся над миром.
КУЛЬТУРА И ОБЫЧАИ УКРАИНЦЕВ
Игрушки своими руками (организация мини-музея в группе)
Мини-музей КУКЛЫ Группа 12. МУЗЕЙ КУКОЛ КАК ЗНАКОМСТВО С ИСТОРИЕЙ И ТРАДИЦИЯМИ ДРЕВНЕЙ РУСИ Цель: Познакомить детей с историей страны на примере кукол,
Цели : - познакомиться с понятием « неолитическая революция » ; - изучить зарождение земледелия, скотоводства, ремесла ; -познакомиться с понятиями : ремесленники,
Презентацию сделал Владислав Зорин. * Ханты и манси, два близкородственных по языку и культуре финно-угорских народа, проживают на севере Западной Сибири.
Транксрипт:

Семейно- бытовая обрядность нивхов. Ритуалы, связанные с детьми. Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Красное Николаевского муниципального района Хабаровского края Автор: Эчь Полина, 7 класс, МОУ СОШ с.Красное Руководитель: Панова О.В., учитель географии МОУ СОШ с.Красное

Нивхи: историко-этнографическое обозрение. Нивхи – небольшая малочисленная народность, с древних времен населяющая низовья реки Амур, остров Сахалин и прилегающее к ним побережье Охотского моря. В научной литературе имеется два наименования этого народа – гиляки и нивхи. Наименование «гиляки» стало известно еще в 17 веке от первых русских землепроходцев. Вопрос о происхождении слова «гиляки» всегда занимал исследователей, но ни одно наименование: ни «коляски», ни «киляне», ни «килани», ни «инбида-дзы» - не получили признание ни у дальневосточников, ни у самих нивхов. Чуждым осталось для всей нивхской народности и наименование «гиляки». Еще издавна само нивхское население называло себя нивхами. Амурские нивхи называют себя «нивх» («нивхку»), а сахалинские – «нивхц» («нивхцгун»). что в переводе на русский язык означает «человек», «люди».

Изолированность нивхского языка, отличный от соседей характер материальной культуры, общественного строя и другие особенности вызывали у исследователей особый интерес. Л.И.Шренк писал: «По своему языку гиляки не состоят ни в каком родстве ни со своими соседями айнами и тунгусскими племенами, ни с каким-либо из народов Сибири. Напротив того, подобно камчадалам, алеутам, чукчам и корякам, они стоят совершенно особняком». На данном этапе исследования этногенеза нивхов думается, что правильно придерживаться мнения авторов, которые считают, что нынешние нивхи являются прямыми потомками древнейших жителей Нижнего Амура и Сахалина и что прошлая их территория простиралась на Север и примыкала к территории, занимаемой коряками, распространялась и в южные районы. Возможно, что именно на территории нивхов происходил стык культур народов Севера и Юга, связь древних культур Монголии с Аляской. Не исключено, что проникновение человека на Американский континент с материка Азии в какой- то степени коснулось и нивхской земли.

Многие элементы из традиционной культуры сохранились и бытуют сегодня, но кое-что в силу обстоятельств, порожденных временем, утрачено, поэтому возникает необходимость в их восстановлении. Мужской кисет Нивхская женщина в национальном головном уборе

Ритуалы рождения и воспитания детей. Проблематика нивхских мифов и обрядов рождения и воспитания детей изучалась многими исследователями истории и культуры нивхов. Среди них Е.А.Гаер, П.Я. Гонтмахер, Е.А. Крейнович, Г.А. Отаина. Б.О.Пилсудский и другие. Они в своих работах убедительно показали, что рождение детей и процесс их воспитания у нивхов имеет свою мифоисторию, свои специфические миф о символы и связанные с ними ритуалы и табу. Нивхи очень любят своих детей, но вследствие незнания истинных причин рождения ребенка, его роста, болезней и смерти младенца они прибегают к огромному количеству всевозможных средств, чтобы помочь ему родиться и спасти от гибели. По представлению нивхов души детей женщина получает во сне. Вероятно, поэтому беременность женщины у нивхов связывается со сновидениями. Так нивхская женщина верит, если в сновидении взяла ложку, кольцо или серьгу, то у нее родится девочка. А если ей снится, что она взяла лук, колчан для стрел или палочки для еды, то родится мальчик.

Ритуалы, непосредственно связанные с родами ребенка. Смысл ритуалов, относящихся к непосредственному акту рождения ребенка, - сберечь жизнь и здоровье потомства и матери. Этому способствовало строгое выполнение ритуалов и магических запретов. Роды происходили, как правило, в родовом шалаше или около ветрового заслона. В середине шалаша в охранительных целях от злых духов клали железный топор. Во время родов запрещалось проходить мимо шалаша или заслона, так как считалось, что ребенок в чреве матери поднимется вверх и никогда не родится. Перед родами жена и муж расплетали косы, снимали все кольца, серьги, браслеты, распоясывались, не оставляли ничего, что могло бы сжимать их. Грехом считалось кричать при родах. Во время трудных родов отпирали все ящики, сундуки, распарывали заплатки, отвязывали лодку, если она была привязана к дереву, развинчивали ружья. Считалось вредным для исхода родов оставлять острые предметы (топоры, ножи, шило, лопаты), вогнанными в дерево или доску. Обязательным ритуалом со стороны мужа являлся его приход к родильному шалашу и сообщение жене о своих делах по облегчению ей родов и сохранению жизни ребенку.

Ритуальные атрибуты-обереги Магической силой обладали многочисленные предметы - обереги, входящие в родильную магию и обрядность. В этом отношении одним из главных атрибутов родильной мифологии и обрядности является колыбель. Дневная люлька нивхов - чак имела особое устройство, ей не было аналогов ни у соседних народов, ни в других регионах мира. Ночная колыбель имела форму долбленой лодки, что находило свое отражение и в ее названии «му», что значит "лодка. Иногда вместо палки, на которую подвешивали люльку, употребляли японскую саблю, обернутую в бересту; на люльке мальчика обычно вешали миниатюрные игрушечные луки, стрелы, копья, ножи, топоры, сети, трутницы, пороховницы, клык барса, медные бляшки, челюсти рыси, изображения Солнца, Луны, "во мгу" - скульптурное изображение жены и т.д.; на колыбели девочки - наряду с острыми предметами, бусы, пуговицы, пряжки, колокольчики и т.п. Кроме этого, в качестве оберегов использовали старую одежду прадедов, даже умерших, изображения девочки или мальчика и др. В качестве оберегов использовались детские одеяла, пеленки, подушки, обувь, головные уборы или их детали. Орнамент на одежде не только вышивался для красоты, но и играл роль оберега. Роль талисмана выполняли пришитые к головным уборам, одежде различные подвески из медных бляшек, клыков, шкурок, лапок, хвостов животных. У нивхов считалось, что свойства некоторых животных могли передаваться младенцам, Для этого совершался ритуал кормления ребенка какой-нибудь сакральной частью тела животного или птицы. Обязательным условием этого ритуала являлось то, что он должен быть исполнен, пока ребенок находится в колыбели, причем это происходит без свидетелей и огласки.

Период раннего детства. Период раннего детства наступал тогда, когда ребенок начинал ходить, и длился до четырех – пяти лет. Первые самостоятельные шаги малыша нивхские женщины, шутя, называли "килы-килыд"- "протягивать ноги". В этом возрасте некоторые дети продолжали сосать грудь, так как у нивхов принято не отрывать детей от груди, пока сам ребенок не сделает этого. В период раннего детства важную роль играли магические ритуалы сохранения здоровья и жизни ребенка, а также игровая деятельность как особый вид этнической обрядовой практики.

Период среднего детства Нивхи выделяли пяти - восьмилетних детей. В этом возрасте почти все дети бросали сосать грудь матери. Мальчики и девочки уже начинали самостоятельную игровую деятельность, приобщались к хозяйственным делам взрослых, к сакральной родовой мифологии и обрядности. Понятие красоты у нивхов связывалось со здоровьем, а в целом, с благовоспитанностью. Так, нивхское слово «пандурдь», что значит «быть красивым», этимологически восходит к двум корням «панд» - родиться и «урд» - быть здоровым. Позднее слово «урд» приобрело еще одно значение – «быть хорошим, положительным». В период раннего и среднего детства преобладают сюжетные игры. Дети «ловят рыбу», «ходят на охоту», «готовят еду», «строять и обустраивают жилище» и многое другое.

Последний период детства К нему относили детей восьми - четырнадцати лет. Большое распространение получают подвижные игры. Среди них выделяется бег, фехтование на палках, гонки на лодках, на нартах. В этом возрасте все дети хорошо знали производственные дела, наряду с взрослыми принимали участие в промысловой деятельности, собирательстве, обрядовой практике, домашних делах. Подростки двенадцати - четырнадцати лет готовили себя к супружеской жизни.

Жизнь человеческая бессмысленна без памяти, без бережного отношения к прошлому, к истории и народным традициям. Тревожно на душе у тех, кто замечает, как незаметно и безвозвратно уходят старики и с ними духовное наследие народа.