Современный урок в условиях введения ФГОС Аксёнова Инна Васильевна, зав. кафедрой теории и методики преподавания общеобразовательных дисциплин ЛИРО, доцент,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
В ФГОС предлагают определить урок как один из типов занятий, не противопоставляя эти два понятия. Официально закрепив понятие «занятие» - как форму обучения.
Advertisements

Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС Технологическая карта урока.
Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
Современный урок в условиях введения ФГОС. Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель.
В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа? Традиционный взгляд на урок 1. Дом.задание: «Перескажи…» 2. Тема: «Сегодня мы.
Способы и приёмы формирования универсальных учебных действий в рамках учебного занятия начальной школы 1.
Образовательное пространство. Проблемы… Не все дети от природы имеют задатки к развитию теоретического мышления У многих имеется высокий потенциал к развитию.
Презентация к уроку по теме: Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС
Технологическая карта урока в контексте реализации требований ФГОС.
Консультация для участников конкурса «Педагог года – 2012»
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Урок в соответствии с ФГОС.. «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора,
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ Универсальные учебные действия (УУД)
Каждый учитель, планируя урок, задумывается… а) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение; б) какой учебный материал отобрать и как подвергнуть.
« Виноградовский урок : цель, содержание, технологии ». Струкова Тамара Николаевна Учитель начальных классов.
Новикова Л.Н Самоопределение деятельности.( Орг. момент) 2.Актуализация опорных знаний. (Проверка д/з) 3.Постановка проблемы(создание проблемной.
Рекомендации по подготовке к уроку в контексте ФГОС Учитель английского языка МОУ «Гимназия 53» Кузнецова С.В.
Урок как форма обучения истории. Типы уроков Тип урока понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
МОУ ГИМНАЗИЯ 11 КРУГЛЫЙ СТОЛ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК: ОПЫТ И ПОИСК.
Транксрипт:

Современный урок в условиях введения ФГОС Аксёнова Инна Васильевна, зав. кафедрой теории и методики преподавания общеобразовательных дисциплин ЛИРО, доцент, к.п.н.

Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции. В.Сухомлинский

Эффективность любого урока определяется не тем, что дает детям учитель, а тем, что они взяли в процессе обучения.

Преподавание, обучение, изучение

Виды познавательной деятельности: репродуктивная, эвристическая, исследовательская

Репродуктивная деятельность решение задач по образцу изготовление моделей по предложенному образцу составление словаря на основе определений, понятий учебника сборка прибора по предложенному рисунку пересказ текста учебника, к/ф, д/ф, рассказа учителя описание свойств веществ, явлений, устройства приборов и т.д. заполнение таблиц, схем, воспроизводящих текст учебника, чтение таблиц проведение эксперимента по подробной инструкции ответы на вопросы с использованием содержания текста и т.п.

Эвристическая деятельность решение задач по аналогии и в сходной ситуации анализ рисунков, моделей и высказывание определенных умозаключений на их основе сравнение определений, понятий на основе выявления их существенных признаков сравнение фактов, веществ, явлений и т.д. с последующим формулированием выводов комментирование текста, пересказ с дополнительным привлечением материала выбор оптимального варианта прибора для проведения конкретного опыта составление таблиц с целью обобщения фактов, выявления связей между ними проведение эксперимента с целью исследования свойств вещества, объекта, явления составление плана к содержанию текста

Исследовательская деятельность решение задач в новой ситуации графическое изображение законов, правил, изготовление моделей по собственному замыслу формулирование определений на основе теоретических и фактологических исследований составление таблиц для выявления закономерностей, обобщений, систематизации полученных результатов исследования планирование предстоящего исследования конструирование нового варианта прибора для осуществление конкретного опыта написание творческого сочинения, реферата проведение ученического исследования, включающего эксперимент систематизация фактов, веществ, явлений и формулирование обобщений

Виды познавательной деятельности: репродуктивная, эвристическая, исследовательская

Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г «Развитие системы общего образования предусматривает индивидуализацию, ориентацию на практические навыки и фундаментальные умения, расширение сферы дополнительного образования» «Развитие системы общего образования предусматривает индивидуализацию, ориентацию на практические навыки и фундаментальные умения, расширение сферы дополнительного образования»

Цели образовательной реформы Изменить всю систему общего образования так, чтобы каждый учащийся в каждом учебном заведении непременно добивался успеха на максимуме своих потенциальных возможностей

12 Ориентация системы образования на достижение качественно новых результатов образования посредством реализации парадигмы деятельностного развития ВАЖНЕЙШИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРИЕНТАЦИЯ НА РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬ- НОСТНОГО ПОДХОДА НОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КАК ЭЛЕМЕНТ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ: ПЕРЕХОД ОТ МОДЕЛИ «КОНТРОЛЯ» К МОДЕЛИ «ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА» Смысл введения ФГОС

13 Овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач личностные: самоопределение смыслообразование морально-этическая ориентация метапредметные: саморегуляция коммуникация познавательная деятельность предметные: освоение систематических знаний, преобразование, применение и самостоятельное пополнение знаний В чем проявляется достижение планируемых результатов? В чем проявляется достижение планируемых результатов?

Линейный процесс обучения - традиционный процесс обучения, в основе которого лежит классно- урочная система, предполагает постепенное накопление школьниками информации и основан на восхождении от простого к сложному.

Нелинейный процесс обучения - это процесс, в котором обучающийся имеет возможность сам выстраивать свой образовательный маршрут, реально участвовать в учении при поддержке учителя содержание и способы деятельности обучающегося ставят его в позицию, побуждающую действовать активно и самостоятельно каждый имеет возможность разработать свою собственную программу изучения того или иного курса, включающий обязательный внутренний модуль (ядро) и вариативный внешний модуль (оболочку) у каждого обучающегося имеется возможность перехода в течение урока от одной формы обучения к другой и обратно имеется возможность комплексного использования средств мультимедиа.

Элементы нелинейного процесса обучения как содержательные, так и временные модули подвижное (динамичное) расписание, позволяющее обеспечить дифференцированный подход к распределению временной учебной нагрузки организация деятельности школьников, дающая возможность интеграции учебной и внеучебной деятельности и сочетания специальных подпространств школы осуществление бес классного обучения, создающего условия для активного и сознательного выбора индивидуального образовательного маршрута проектирование индивидуальных учебных планов, позволяющих проводить занятия в «виртуальных» группах создание виртуально-распределённых школ, позволяющих сочетать традиционное и дистанционное обучение

Творческое содержание работы учителя поддержка детских инициатив, направленных на поиск средств и способов достижения учебных целей создание условий для творческой продуктивной деятельности ребенка обеспечение презентаций и социальной оценки продуктов детского творчества (организация выставок, детской периодической печати, конкурсов, фестивалей и т.д.) создание пространства для социальных практик школьников и приобщения их к общественно значимым делам»

Профессиональное мастерство: Проектирование учебного процесса Проектирование учебного процесса тематическое планирование учебного процесса на основе проецирования итоговых результатов на данный этап учебного процесса, проектирование «учебных ситуаций»; Организация учебной деятельности учащихся Организация учебной деятельности учащихся в группах и парах, в мобильных группах, индивидуальная поддержка детей, организация проектной деятельности; Оценочная деятельность Оценочная деятельность Учитель

ИКТ-компетентность Общепользовательские инструменты текстовый редактор, редактор презентаций, динамические таблицы, базы данных Мультимедийные информационные источники Инструменты коммуникации электронная почта, Интернет ИКТ-средства системы управления учебным процессом, интерактивная доска, цифровое и мультимедийное учебное оборудование Учитель

В ФГОС предлагают определить урок как один из типов занятий, не противопоставляя эти два понятия. Официально закрепив понятие «занятие» - как форму обучения во всех проявлениях образовательной деятельности.

Проектирование урока как технологической цепочки.

Типология учебного занятия: 0 тип Вводное занятие. 1 тип Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. 2 тип Закрепление знаний и способов деятельности. 3 тип Комплексное применение знаний и способов деятельности. 4 тип Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности. 5 тип Проверка и оценка знаний и способов деятельности.

Набор этапов учебного занятия, образующих его макроструктуру Организационный этап Этап проверки домашнего задания Этап актуализации субъектного опыта учащихся Этап изучения новых знаний и способов деятельности Этап первичной проверки понимания изученного Этап закрепления изученного Этап применения изученного 8 Этап обобщения и систематизации 9 Этап контроля и самоконтроля 10 Этап коррекции 11 Этап информации о домашнем задании 12 Этап подведения итогов учебного занятия 13 Этап рефлексии

Линейная структура учебного занятия 0 типа Логика вводного учебного занятия. Мотивация образное представление об изучаемой теме осмысление практической и социальной значимости рефлексия.

Линейная структура учебного занятия 1 типа Логика учебного занятия по изучению и первичному закреплению нового материала Мотивация актуализация субъектного опыта учащихся организация восприятия организация осмысления первичная проверка понимания организация первичного закрепления анализ рефлексия.

Линейная структура учебного занятия 2 типа Логика учебного занятия по закреплению знаний и способов деятельности. Мотивация актуализация ведущих знаний и способов действий конструирование образца применения знаний в стандартной и измененной ситуациях самостоятельное применение знаний контроль и самоконтроль коррекция рефлексия.

Линейная структура учебного занятия 3 типа Мотивация актуализация комплекса знаний и способов деятельности самостоятельное применение знаний в сходной и новой ситуациях самоконтроль и контроль коррекция рефлексия. Логика учебного занятия по комплексному применению знаний и способов деятельности.

Линейная структура учебного занятия 4 типа Логика учебного занятия по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности. Мотивация анализ содержания учебного материала выделение главного в учебном материале установление внутрипредметных и межпредметных связей рефлексия.

Линейная структура учебного занятия 5 типа Логика учебного занятия по проверке, оценке и коррекции знаний и способов деятельности. Мотивация самостоятельное выполнение задания самоконтроль контроль анализ оценка рефлексия.

Классификация нетрадиционных уроков. 1. Уроки, отражающие современные общественные тенденции: урок, построенный на инициативе учащихся; урок – общественный смотр знаний; урок-диспут; урок с применением компьютеров.

2. Уроки с использованием игровых ситуаций: ролевая игра; пресс-конференция; соревнование; КВН; путешествие; аукцион; дидактические игры; театрализованное представление.

3. Уроки творчества: сочинения; выпуск живой газеты; урок изобретательства; осмотр самодеятельной выставки.

4. Традиционные уроки с новыми аспектами: лекция; семинар; решение задач; конференция; экскурсия; консультация; зачёт.

Варианты взаимосвязи содержания видов познавательной деятельности учащихся и активных форм занятий, организуемых учителем:

Вариант 1 на основе репродуктивной деятельности: Виды познавательной деятельности Формы занятий Наблюдение Описание Пересказ Урок-лекция с демонстрацией эксперимента или других средств наглядности Лабораторные и практические занятия по подробной инструкции Урок-экскурсия на определенный объект

Вариант 2 на основе эвристической деятельности: Виды познавательной деятельности Формы занятий Анализ содержания дополнительного источника знаний Составление плана к содержанию текста сообщения или реферата Пересказ дополнительного источника знаний с комментариями Сравнение фактов с последующим формулированием выводов Урок-диспут Урок-семинар Урок-дискуссия Урок-экскурсия Урок-защита рефератов Урок-устный журнал Урок-аукцион Урок-конференция Урок-пресс-конференция

Вариант 3 на основе ученического экспериментального исследования: Виды познавательной деятельности Формы занятий Вычленение задач и принятие гипотезы исследования Планирование предстоящего исследования Проведение исследования Сбор данных, их анализ Формулирование выводов Презентация результатов Урок-практикум Урок-исследование Урок-защита исследовательских проектов

Вариант 4 на основе творческой деятельности: Виды познавательной деятельности Формы занятий Определение предстоящего результата и формы его представления Совместная деятельность участников без определения ее четкой структуры Планирование структуры конечного результата Оформление сценария, видеофильма, драматизации, праздника, сочинения, репортажа Презентация результатов Урок-турнир Урок-сказка Урок-сочинение Урок-экспедиция Урок-защита туристических проектов Урок-соревнование Урок-ролевая игра Урок-творческий отчет Театрализированный праздник

Метапредметные результаты: универсальные учебные действия

Понятие УУД Метапредметные результаты – обобщенные способы деятельности, освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов 40

Виды УУД НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Личностные Регулятивные Коммуникативные Познавательные ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Личностные Регулятивные Коммуникативные Познавательные

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Универсальные учебные действия (ФГОС второго поколения)

Технологическая карта урока ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА – форма технологической документации, в которой записан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, необходимое для изготовления изделия время, квалификация работников и т.п. (Политехнический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1989) «ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления учителем индивидуальных методов педагогической деятельности» (Мороз Н.Я. Конструирование технологической карты урока. Научно-методическое пособие. – Витебск, 2006) ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся. Является проектом учебного процесса, в котором дано описание от цели до результата (Якушина Е.В. Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС

Основания для разработки технологической карты Требования ФГОС: Понимание образовательных результатов не как перечня знаний, умений и навыков, а как формируемых способов деятельности Необходимость достижения учащимися трёх групп планируемых образовательных результатов – личностных, метапредметных и предметных Понимание метапредметных результатов как сформированных на материале основ изучаемых наук универсальных учебных действий Необходимость планирования учебного процесса, направленного на формирование УУД Структура технологической карты должна фиксировать предполагаемые образовательные результаты

При конструировании технологической карты урока химии следует учитывать: Изменение педагогической позиции: в процессе педагогического взаимодействия на основе субъект- субъектных отношений учитель инициирует деятельность учащихся и является помощником в ходе освоения ими учебного способа деятельности Изменение роли учителя и статуса его деятельности: учитель не транслятор знаний, а тьютор, наставник, помогающим учащимся самостоятельно получать новые знания и достигать образовательных результатов В предметах естественно-математического цикла, в том числе химии, ведущую роль играет познавательная деятельность и соответствующие ей познавательные учебные действия. Поэтому основные виды учебной деятельности ученика на уровне учебных действий в процессе обучения химии включают умения характеризовать, объяснять, классифицировать, овладевать методами научного познания и т.д.

Структура технологической карты урока Технологическа я карта урока Тема урока Тип урока Деятельност ь учителя Деятельност ь учащихся Формируемые УУД Познавательны е Регулятивные Коммуникативные Личностные

Технологическая карта урока

Форма конструирования педагогом образовательного процесса, совмещающую в себе тематическое планирование и поурочное планирование. Сущностной характеристикой технологической карты является представление образовательного процесса на уровне технологии – на уровне проектирования и конструирования, включая описание действий учителя и учащихся. Этапы урока Планируемое время Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы, методы, приемы Прогнозируемый результат Тема урока Место урока в изучаемой теме Цели урока

Технологическая карта позволит учителю: Выделить формируемые у обучающихся УУД в соответствии с предлагаемыми учебно-познавательными или учебно-практическими задачами Фиксировать личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты в виде формируемых УУД на каждом этапе урока Сделать процесс формирования УУД четким и управляемым благодаря фиксированию формируемых у учащихся способов деятельности Индивидуализировать процесс проектирования урока за счет вариативности проектируемых элементов

Технологическая карта поможет администрации школы: Контролировать реализацию требований ФГОС с точки зрения организации учебного процесса и достижения планируемых образовательных результатов Выявлять результативность деятельности учителя Осуществлять необходимую методическую помощь

Педагогическая (образовательная) технология - упорядоченная система действий, выполнение которых приводит к гарантированному достижению поставленной цели

Сравнительные особенности традиционной и инновационной педагогики 1. Цель Формирование знаний, умений и навыков Развитие личности 2. Интегральная характеристика «Школа памяти» «Школа развития» 3. Преобладающий тип и характер взаимоотношений Субъект - объектный Субъект - субъектный 4. Девиз педагога «Делай как я» «Не навреди» 5. Характер и стиль взаимодействия Авторитарность Демократичность 6. монологичность, закрытость диалогичность, открытость, рефлексивность Формы организации Фронтальные, индивидуальные Групповые,коллективные Особенности Особенности Традиционная «Знаниевая» педагогика Инновационная «Способностная» педагогика Характеристики образовательных моделей

«Формула обучения» Ведущий тип деятельности осваиваемый учеником: Ведущий принцип Методы обучения Особенности Особенности Традиционная «Знаниевая» педагогика Инновационная «Способностная» педагогика Характеристики образовательных моделей 7. Иллюстративно- объяснительные информационные Проблемные: проблемного изложения частично-поисковый, эвристический исследовательский 8. «продавливания» «выращивания» 9. Репродуктивный, воспроизводящий Продуктивный, Творческий, Проблемный 10. Знания – репродуктивная деятельность Проблемная деятельность - рефлексия - знания

Позиция ученика Функции учителя Способы усвоения Особенности Особенности Традиционная «Знаниевая» педагогика Инновационная «Способностная» педагогика Характеристики образовательных моделей. 11. Заучивание, деятельность по алгоритму Поисковая мыслительная деятельность, рефлексия 12. Носитель информации, хранитель норм и традиций, Организатор сотрудничества, Консультант, пропагандист предметно – дисциплинарных знаний Управляющий поисковой работой учащихся, консультант 13. отсутствие мотива к личностному росту наличие интереса к деятельности Пассивность,Активность, отсутствие интереса, наличие мотива к самосовершенствованию,

Деятельностный подход к учебному процессу опирается на представление о целостности структуры деятельности, главными компонентами которой являются задачи и действия.

Особенности деятельностнного подхода: Развивающий характер – развитие способностей, способов деятельности, включение учащихся в творчество. Системный характер – особое структурирование знаний и способов деятельности на основе их диалектики.

Компоненты деятельности: Потребности и мотивы Цели и условия их достижения (учебные задачи) Действия Результаты Контроль и самоконтроль

Этапы в деятельности субъекта: 1.Мотивационно-потребностный 2.Операционно-исполнительский 3.Рефлексивно-оценочный

Своеобразие деятельностного подхода в обучении - состоит в том, что процесс усвоения знаний и умений совершается не при осуществлении репродуктивной деятельности учащихся, а в ходе эвристической, или исследовательской, направленной на овладение знаниями и умениями, посредством мотивоционного и целенаправленного решения учебных задач (проблем).

Учение в деятельностном подходе - это изучение материала, представленного в ситуации некоторой учебной задачи (проблемы), путем преобразования, переосмысления учащимися имеющихся у них знаний, умений и способов деятельности, что приводит к выработке новых знаний умений, способов деятельности и в целом к развитию учащихся.

Характер обучения - поисковый: освоение нового происходит на основе решения учебной задачи (проблемы) с помощью преобразования способов действий, конструирования новых, помимо предложенных учителем.

Роль учителя - создание образовательной среды, обеспечение мотивоционного и целенаправленного управления продуктивной деятельностью ученика при осуществлении им каждого компонента целостной деятельности.

Роль ученика: ученик выступает как учащийся, проявляющий инициативу в деятельности, осуществляющий проверку выдвинутой гипотезы, сбор данных, эксперимент, моделирование, т.е. создающий личностный образовательный продукт в форме «приращения» знаний, ценностей, способов и др.

Учебный процесс - развитие личности ученика, его рефлексивного и творческого мышления с выходом за рамки очерченного круга знаний, способов действий и др.

Деятельностный подход в обучении Деятельностный подход в обучении Для чего человек учится? Для того, чтобы научиться что- либо делать, а для этого – надо узнать, как это надо делать. П. Я. Гальперин Для чего человек учится? Для того, чтобы научиться что- либо делать, а для этого – надо узнать, как это надо делать. П. Я. Гальперин Включение учащихся в деятельность –основной вид освоения знаний в деятельностном подходе. целью обучения является не вооружение знаниями, не накопление их, а формирование умения действовать со знанием дела. цель обучения – дать человеку умение действовать, а знания должны стать средством обучения действиям. Включение учащихся в деятельность –основной вид освоения знаний в деятельностном подходе. целью обучения является не вооружение знаниями, не накопление их, а формирование умения действовать со знанием дела. цель обучения – дать человеку умение действовать, а знания должны стать средством обучения действиям.

Деятельностный подход позволяет : изучать с учащимися основную часть нового материала на уроке; учитывать профильность классов; использовать различные программы и УМК; использовать дополнительную литературу и материалы сайтов сети интернет; применять разнообразные формы и дидактические приемы; использовать различные системы оценочной деятельности; повышать интерес к предмету и добиваться высоких результатов. изучать с учащимися основную часть нового материала на уроке; учитывать профильность классов; использовать различные программы и УМК; использовать дополнительную литературу и материалы сайтов сети интернет; применять разнообразные формы и дидактические приемы; использовать различные системы оценочной деятельности; повышать интерес к предмету и добиваться высоких результатов.

Методика построения технологизированного обучения на основе личностно- деятельностного подхода

1 этап: определение потребностей и мотивов 1. Организация познавательной деятельности учащихся. Учащимся предлагаются задания для фронтальной работы (вопросы, упражнения, задачи), связанные с изучением новой темы и содержащие противоречия с целью создания проблемной ситуации. Такие противоречия могут быть между имеющимися теоретическими знаниями; между следствием из теории и наблюдаемым опытом; между различными следствиями из одной и той же теории и различными фактами.

1 этап: определение потребностей и мотивов 2. Побуждающий диалог. После выполнения заданий учитель проводит диалог, побуждающий к осознанию противоречий и формулированию учебной задачи (проблемы). 3.Технологизация. Учитель отбирает задания с ожидаемыми на них ответами, со специально сконструированными противоречиями, которые должны подвести учащихся к созданию планируемой проблемной ситуации. 4. Логическое завершение этапа урока. Учащиеся формулируют тему урока и учебную задачу (проблему).

2 этап: принятие учебных целей и условий их достижения. 1. Организация познавательной деятельности учащихся. На этом этапе урока принятие учебных целей идет через осознание учащимися необходимости осуществления учебного исследования. Учитель побуждает учащихся к выдвижению гипотез и выработке плана действий по их проверке, организует работу в группах с последующим фронтальным обсуждением результатов.

2 этап: принятие учебных целей и условий их достижения. 2. Побуждающий диалог: Какие предположения о причине выявленного противоречия? Имеется ли научное обоснование? Как сформулировать гипотезу исследования? Какие действия можно предложить для проверки правильности выдвинутой гипотезы? Какие действия более эффективны и рациональны? Какой план вы предлагаете для проверки гипотезы?

2 этап: принятие учебных целей и условий их достижения. 3.Технологизация. Учащиеся выдвигают гипотезу и план действий для ее проверки на основе обоснования, рефлексирования, в ходе осознания совместной учебной проблемы (задачи). 4. Логическое завершение этапа урока. Учащиеся формулируют и фиксируют гипотезу и план действий по ее проверке.

3 этап: проверка принятой гипотезы, сбор данных, их анализ, формулирование выводов. 1. Организация познавательной деятельности учащихся. Учащиеся работают в паре или группе с использованием дополнительной информации (справочной, научной) и с предлагаемыми учителем картами многокомпонентных заданий, содержащими подсказки, дифференцированными инструкциями.

3 этап: проверка принятой гипотезы, сбор данных, их анализ, формулирование выводов. 2. Технологизация. На этой стадии производится фиксирование нового алгоритма действий как одного из результатов решения учебной задачи (проблемы). Обеспечивается достижение стандартизированных результатов всеми учащимися. 3. Логическое завершение этапа урока. Проводится фронтальное обсуждение результатов, состоящих из инвариантной и вариативной частей, что приводит к получению совокупного образовательного продукта.

4 этап: итоговый самоконтроль и самооценка (рефлексивное осмысление и самопознание). 1. Организация познавательной деятельности учащихся. Учитель побуждает учащихся к рефлексивному осмыслению полученных результатов. С целью самооценки учащиеся выполняют тестовый контроль знаний. 2. Логическое завершение урока. Подведение итога урока включает самооценку знаний учащихся и оценку личностно-образовательного продукта по степени его отличия от стандартизированного.

Базовая модель мышления и учения включает стадии урока (Агапов И. Г.) I Вызов: 1) Собственно вызов 2) Актуализация II Осмысление: 1) постановка учебной задачи 2) открытие нового знания 3) составление алгоритма 4) первичное закрепление III Рефлексия: 1) самостоятельная работа – закрепление 2) собственно рефлексия I Вызов: 1) Собственно вызов 2) Актуализация II Осмысление: 1) постановка учебной задачи 2) открытие нового знания 3) составление алгоритма 4) первичное закрепление III Рефлексия: 1) самостоятельная работа – закрепление 2) собственно рефлексия

Данная модель проведения урока имеет ряд позитивных моментов: Реализация всех дидактических принципов РО, Использование многих современных технологий, в том числе ИКТ Составление алгоритма действий Использование различных оценочных шкал Большая накопляемость оценок Зрелищность формы проведения урока Данная модель проведения урока имеет ряд позитивных моментов: Реализация всех дидактических принципов РО, Использование многих современных технологий, в том числе ИКТ Составление алгоритма действий Использование различных оценочных шкал Большая накопляемость оценок Зрелищность формы проведения урока Позитивные моменты использования модели

Цель: Вызвать интерес к изучаемой теме; Включить обучающихся в активный мыслительный процесс; Включить учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне; Подвести обучающихся к формулировке темы,проблемы,гипотезы,цели урока; Цель: Вызвать интерес к изучаемой теме; Включить обучающихся в активный мыслительный процесс; Включить учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне; Подвести обучающихся к формулировке темы,проблемы,гипотезы,цели урока; I Вызов. 1)собственно вызов

Организацию работы на стадии «Вызов » можно проводить по нескольким технологическим цепочкам: I. Т П Г Ц З II. П Г Ц Т З III. Г П Ц Т З Т- Тема Г- Гипотеза П- Проблема Ц - Цель З - Задачи Приемы: эксперимент; мозаика; мозговой штурм; кластер; информация к размышлению; «Я думаю, что…»; «Вставь пропущенное слово». Приемы: эксперимент; мозаика; мозговой штурм; кластер; информация к размышлению; «Я думаю, что…»; «Вставь пропущенное слово».

Верные утверждения: 1 вариант 2 вариант Для периода группы 1. ЭЛЕМЕНТЫ ИМЕЮТ ОДИНАКОВОЕ ЧИСЛО ЭЛЕКТРОНОВ НА ВЭУ 2. ЭЛЕМЕНТЫ РАСПОЛОЖЕНЫ В ПОРЯДКЕ ВОЗРАСТАНИЯ ЗАРЯДА ЯДРА АТОМА 3. ЭЛЕМЕНТЫ ИМЕЮТ ОДИНАКОВОЕ ЧИСЛО ЭУ 4. ЭЛЕМЕНТЫ РАСПОЛОЖЕНЫ В ПОРЯДКЕ УСИЛЕНИЯ КИСЛОТНЫХ СВОЙСТВ ИХ ОКСИДОВ И ГИДРОКСИДОВ 5. ЭЛЕМЕНТЫ РАСПОЛОЖЕНЫ В ПОРЯДКЕ УСИЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ СВОЙСТВ ИХ ОКСИДОВ И ГИДРОКСИДОВ 6. ЭЛЕМЕНТЫ ПРОЯВЛЯЮТ ОДИНАКОВУЮ ВЫСШУЮ ВАЛЕНТНОСТЬ ПО КИСЛОРОДУ 7. НАЧИНАЕТСЯ S-ЭЛЕМЕНТОМ И ЗАКАНЧИВАЕТСЯ P- ЭЛЕМЕНТОМ 8. ЭЛЕМЕНТЫ ПРИНАДЛЕЖАТ К ОДНОМУ СЕМЕЙСТВУ 9. МОГУТ СОДЕРЖАТЬ ЭЛЕМЕНТЫ, У КОТОРЫХ ПОСЛЕДНИМ ЗАПОЛНЯЕТСЯ D-ПОДУРОВЕНЬ Верные утверждения: 1 вариант 2 вариант Для периода группы 1. ЭЛЕМЕНТЫ ИМЕЮТ ОДИНАКОВОЕ ЧИСЛО ЭЛЕКТРОНОВ НА ВЭУ 2. ЭЛЕМЕНТЫ РАСПОЛОЖЕНЫ В ПОРЯДКЕ ВОЗРАСТАНИЯ ЗАРЯДА ЯДРА АТОМА 3. ЭЛЕМЕНТЫ ИМЕЮТ ОДИНАКОВОЕ ЧИСЛО ЭУ 4. ЭЛЕМЕНТЫ РАСПОЛОЖЕНЫ В ПОРЯДКЕ УСИЛЕНИЯ КИСЛОТНЫХ СВОЙСТВ ИХ ОКСИДОВ И ГИДРОКСИДОВ 5. ЭЛЕМЕНТЫ РАСПОЛОЖЕНЫ В ПОРЯДКЕ УСИЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ СВОЙСТВ ИХ ОКСИДОВ И ГИДРОКСИДОВ 6. ЭЛЕМЕНТЫ ПРОЯВЛЯЮТ ОДИНАКОВУЮ ВЫСШУЮ ВАЛЕНТНОСТЬ ПО КИСЛОРОДУ 7. НАЧИНАЕТСЯ S-ЭЛЕМЕНТОМ И ЗАКАНЧИВАЕТСЯ P- ЭЛЕМЕНТОМ 8. ЭЛЕМЕНТЫ ПРИНАДЛЕЖАТ К ОДНОМУ СЕМЕЙСТВУ 9. МОГУТ СОДЕРЖАТЬ ЭЛЕМЕНТЫ, У КОТОРЫХ ПОСЛЕДНИМ ЗАПОЛНЯЕТСЯ D-ПОДУРОВЕНЬ 1 вариант 2 вариант )Актуализация знаний: Цель:реконструирование ранее полученных знаний,необходимых на данном уроке Тема урока: Изменение свойств элементов в периодах и группах периодической системы.

Предлагаю найти соответствия между веществами и их свойствами. Предлагаю найти соответствия между веществами и их свойствами. 1. Вода 2. Алюминий 3. Сера 4. Углекислый газ 5. Ртуть 1. Вода 2. Алюминий 3. Сера 4. Углекислый газ 5. Ртуть А. Не поддерживает горение Б. Пластичность В. Электропроводность Г. Жидкое агрегатное состояние Д. Горючесть Е. Ядовитость А. Не поддерживает горение Б. Пластичность В. Электропроводность Г. Жидкое агрегатное состояние Д. Горючесть Е. Ядовитость А,Г Б,В Д,Е А Г,Е 2. Актуализация знаний: Цель:реконструирование ранее полученных знаний, необходимых на данном уроке

II Осмысление: 1 ) постановка учебной задачи II Осмысление: 2) «открытие» нового знания. Цель: а) изучить новый материал, б) предложить свой вариант решения проблемы. II Осмысление: 2) «открытие» нового знания. Цель: а) изучить новый материал, б) предложить свой вариант решения проблемы. Приемы проведения- изучение материалов учебника, электронных презентаций, электронных учебников, интерактивных модулей, опорных конспектов, выполнение лабораторных опытов. Приемы проведения- изучение материалов учебника, электронных презентаций, электронных учебников, интерактивных модулей, опорных конспектов, выполнение лабораторных опытов.

II Осмысление: 3 ) составление алгоритма Цели: построить алгоритм,сформулировать выводы,котрые могут быть использованы при изучении других тем, составить последовательность действий Приемы проведения- Опорная схема по типу «гроздь» Блок-схема Опорный конспект Построение логического плана Приемы проведения- Опорная схема по типу «гроздь» Блок-схема Опорный конспект Построение логического плана

III. Рефлексия. Цель: закрепить новые знания обучающихся, сформировать умения соотносить прежние знания с новыми, умения определять то, что предстоит узнать. А) самостоятельная работа Приемы проведения- 1) самостоятельная работа 2) интерактивный тест 3) таблица аргументов 4) синквэйн Приемы проведения- 1) самостоятельная работа 2) интерактивный тест 3) таблица аргументов 4) синквэйн 1) самостоятельная работа Тема урока : « Реакции ионного обмена» Составить ионные уравнения для следующих пар веществ: Iв. BaCl 2 + H 2 SO 4 IIв. FeSO 4 + NaOH 1) самостоятельная работа Тема урока : « Реакции ионного обмена» Составить ионные уравнения для следующих пар веществ: Iв. BaCl 2 + H 2 SO 4 IIв. FeSO 4 + NaOH 2) интерактивный тест Тема урока : «Физические и химические явления» (Модули ) 2) интерактивный тест Тема урока : «Физические и химические явления» (Модули )

Азот –«безжизненный»Азот-элемент жизни В молекуле прочная ковалентная неполярная тройная связь; Энергия связи очень большая; Не поддерживает дыхание и горение; Неактивный, реагирует при обычных условиях только с активными металлами; Используют для создания инертных сред; Используют для получения взрывчатых веществ Азот – один из распространенных элементов на Земле; - в атмосфере по массе и 78% газообразного азота по объёму; - литосфере – 1, по массе; - в живых организмах- 0,3% по массе; В белке животных и человека % азота; входит в состав минеральных удобрений; применяют жидкий азот в медицине. 78% в воздухе- сдерживает процессы горения Урок: «Азот, строение атома, молекулы, свойства, применение».- III. Рефлексия. 1) Самостоятельная работа.

1.Название. Тема. (существительное) 1 cлово 2. Описание. (прилагательное) 2 слова 3. Действие или состав. 3 – 4 слова 4. Отношение к теме. 2 – 3 слова 5. Синоним темы. 1 – 2 слова 1.Название. Тема. (существительное) 1 cлово 2. Описание. (прилагательное) 2 слова 3. Действие или состав. 3 – 4 слова 4. Отношение к теме. 2 – 3 слова 5. Синоним темы. 1 – 2 слова СИНКВЭЙН 1. Химический элемент 1. Ядро атома 2. Наиболее простой 2.Плотное, положительное 3. Имеющий постоянный заряд ядра атома 3. Состоящее из протонов и нейтронов 4. Образует простые и сложные вещества. 4. Вокруг него вращаются электроны 5. Вид атома. 5. Центр атома. 1. Химический элемент 1. Ядро атома 2. Наиболее простой 2.Плотное, положительное 3. Имеющий постоянный заряд ядра атома 3. Состоящее из протонов и нейтронов 4. Образует простые и сложные вещества. 4. Вокруг него вращаются электроны 5. Вид атома. 5. Центр атома. 1.IY-А группа. 2. Золотая середина периодической системы. 3. Состоит из неметаллов и металлов. 4. Содержит главные элементы живой и неживой природы. 5. Подгруппа углерода. 1.IY-А группа. 2. Золотая середина периодической системы. 3. Состоит из неметаллов и металлов. 4. Содержит главные элементы живой и неживой природы. 5. Подгруппа углерода.

Приемы проведения: 1. Задай один вопрос, который остался неясным в ходе изучения материала урока 2. Тест: Я знаю, я умею/я не знаю, я не умею 3. «Вырази свое отношение к полученным знаниям» Приемы проведения: 1. Задай один вопрос, который остался неясным в ходе изучения материала урока 2. Тест: Я знаю, я умею/я не знаю, я не умею 3. «Вырази свое отношение к полученным знаниям» III. Рефлексия. 2) Собственно рефлексия Тема урока: «Изменение свойств элементов в периодах и группах» (11 класс) Тема урока: «Изменение свойств элементов в периодах и группах» (11 класс) 3. «Вырази свое отношение к полученным знаниям»

III. Рефлексия. 2) Собственно рефлексия Тема урока: Характеристика элемента по положению в периодической системе.(8 класс) Тема урока: Характеристика элемента по положению в периодической системе.(8 класс)

Структурная схема урока Субъектный опыт ребенка Организационный этап 3 2 1Мотивация Актуализация субъектного опыта Этап проверки домашнего задания Коррекция знаний и способов действий учащихся Контроль и самоконтроль знаний и способов действий Организация деятельности учащихся по применению знаний и способов деятельности Рефлексия и оценка деятельности Обогащение субъектного опыта ребенка Мотивационно- ориентировочный Организационно - исполнительный Рефлексивно - оценочный

Спасибо за внимание! ОАУ ДПО Липецкий институт развития образования ru Аксёнова И.В