1. Введение 2. Здоровьесберегающие технологии в образовании. 3. Здоровьезатратные факторы учебного процесса. 4. Взаимосвязь здоровьесберегающих и педагогических.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Конкурентоспособность стран в современных условиях при росте значимости человеческого капитала зависит уже не только от деятельности традиционных образовательных.
Advertisements

Современный урок в начальной школе © Склярова Оксана Валерьевна, 2011.
Программа развития средней общеобразовательной школы 106 «ЭКОЛОГИЯ ДЕТСТВА »
обновление содержания образования ; внедрение новых педагогических технологий и методик ; инновации в организации образовательного процесса ; организация.
Здоровьесберегающие технологии на уроках.. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения.
Здоровьесбережение в образовательной деятельности Педагогический совет г. Зам. директора по НМР – Рябова О.Н.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Системно-деятельностный подход – основа Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения Учитель начальных классов МКОУ «СОШ 19»
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ Думанова Наталья Борисовна учитель физики МОУ гимназии города Урюпинска Волгоградской области.
Здоровьесберегающая организация учебного процесса Здоровьесберегающая организация учебного процесса.
Системно-деятельностный подход – основа Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения МО учителей начальных классов МОУ СОШ.
Подготовила учитель физики МБОУ СОШ 1 Хусяинова Л. Н.
Системный подход к организации оздоровительной работы Здоровьесберегающая педагогика – это готовность и способность школы обеспечить высокий уровень образовательной.
« Физический эксперимент в познании окружающего мира »
Методическая работа в образовательном учреждении в условиях внедрения ФГОС.
Здравствуйте, вы стали на год взрослее ! Вы шестиклассники ! Здравствуйте, уважаемые родители !
Заместитель директора по УВР Гаврилова И.А
Компетентностный подход на уроках биологии. Учитель биологии Барон О.А.
ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛИ ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА ШУВАЛОВА Н.И. – УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ.
Методическая система учителя биологии высшей квалификационной категории Полетаевой Елены Александровны 2010г МКОУ ОСОШ 2 МКОУ ОСОШ 2.
Транксрипт:

1. Введение 2. Здоровьесберегающие технологии в образовании. 3. Здоровьезатратные факторы учебного процесса. 4. Взаимосвязь здоровьесберегающих и педагогических технологий. 5. Здоровьесберегающие принципы обеспечения педагогической деятельности. 6. Главное в здоровьесберегающей технологии. 7. Основные задачи здоровьесберегающей технологии на уроках физики. 8. Фрагменты из тематического и поурочного планирования 10 – 11 классов. 9. Дополнения к темам учебного курса. 10. Обмен опытом. 11. Экспертное заключение. 12. Выводы. 13. Литература. 2

Среди приоритетов государственной политики одним из важнейших является охрана здоровья населения. Система школьного образования охватывает тот период, когда закладывается база здоровья на всю дальнейшую жизнь. Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы. В рамках реализации программы применения здоровьесберегающих технологий встаёт задача выработки у учащихся потребности в здоровье, индивидуального способа здорового поведения, понимания сущности качества жизни, мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей. 3

Актуальность. Учить, а не калечить. Д.Медведев: «Решающую роль в формировании нового поколения профессиональных кадров должно сыграть возрождение российской образовательной системы. Её прежние успехи были признаны во всём мире. Сегодня… надо прямо сказать: с передовых позиций мы уже откатились. И это становится самой серьёзной угрозой нашей конкурентоспособности…Д.Медведев: «Решающую роль в формировании нового поколения профессиональных кадров должно сыграть возрождение российской образовательной системы. Её прежние успехи были признаны во всём мире. Сегодня… надо прямо сказать: с передовых позиций мы уже откатились. И это становится самой серьёзной угрозой нашей конкурентоспособности… Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире…Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире… Российская школа не имеет права быть ветхой – и в прямом, и в переносном смысле этого слова… Российская школа не имеет права быть ветхой – и в прямом, и в переносном смысле этого слова… Сегодняшняя статистика здоровья школьников просто ужасающая».Сегодняшняя статистика здоровья школьников просто ужасающая». 4

Меры В сжатые сроки разработать новое поколение образовательных стандартов. В сжатые сроки разработать новое поколение образовательных стандартов. Выстроить разветвлённую систему поиска и поддержки талантливых детей. Выстроить разветвлённую систему поиска и поддержки талантливых детей. Пополнение школ новым поколением учителей. Пополнение школ новым поколением учителей. Разработать систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов. Разработать систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов. Разработать новый порядок проектирования, строительства и формирования материально- технической базы школ. Разработать новый порядок проектирования, строительства и формирования материально- технической базы школ. Минимизировать риски для здоровья школьников. Минимизировать риски для здоровья школьников. 5

организация учебно-воспитательного процесса, позволяющая достигать положительного результата без излишнего напряжения и переутомления учителей и учащихся. 6

Объективная сложность и большой объём материала. Боязнь проверки, контроля, страх допустить ошибку, получить плохую оценку. Обсуждение промахов и ошибок ученика при всём классе. Монотонность учебного процесса. Ежедневно повторяющаяся многочасовая статическая поза и большая зрительная нагрузка. Несоответствие методики обучения уровню способностей, подготовленности, личностным особенностям учащихся. Недостаточное знание учителем динамики работоспособности учащихся в ходе учебного процесса. Синдром педагогического насилия. 7

Взаимосвязь здоровьесберегающих и педагогических технологий Здоровьесберегающие технологии – система мер, при соблюдении которых любая педагогическая технология может стать здоровьесберегающей: Разнообразие и адекватность приёмов установления и поддержания контакта и педагогического общения Использование привлекательной мотивации (кроме оценок), способствующей активной самореализации учеников Выявление «зоны ближайшего развития» по теме, что послужит настройкой и позволит уточнить ориентированность учащихся в материале Формулирование цели урока вместе с учащимися, определение ими задач, которые следует решить для достижения цели Использование работы в парах постоянного и переменного состава и в малых группах Подведение итогов урока на последних 4-5-ой минутах, и лучше всего вместе с учениками Сообщение о домашнем задании перед изложением нового материала, либо в ходе обобщения, либо перед практическим материалом Гибкость структуры урока в соответствии не только с целью урока и спецификой учебного материала, но и с особенностями класса 8

Здоровьесберегающие принципы обеспечения педагогической деятельности Знание физиологических психологических особенностей данного возраста Особенности развития и утомления и изменение работоспособности в течение учебного дня и учебной недели Мотивация к обучению Создание психологического комфорта на уроке Принципы эффективного общения (положительные эмоции, взаимопонимание, продуктивный обмен информацией, достижения целей) Организация проблемных, творческих ситуаций, требующих диалогических и политологических техник работы Применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую) 9

Для того, чтобы технология учителя стала здоровьесберегающей, она должна опираться на следующие принципы: - - гуманизм (сочувствие) оптимизм (вера в успех) личностно-ориентированный подход 10

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ Формирование у учащихся потребности в сохранении своего здоровья Более глубокий учёт и использование психофизических особенностей обучаемых Замена малоэффективного вербального способа передачи знаний системно- деятельностным подходом Замена принуждения, являющегося разрушительным фактором как для личности ребёнка, так и для личности педагога, включением внутренних активизаторов деятельности Поддержание и развитие познавательного интереса к предмету с помощью примеров из области биологии (близких к жизнедеятельности человека, его здоровью), которые подчёркивают важность физических принципов в функционировании живых организмов, т.е. включение в содержательный компонент образования информации о факторах риска и факторах устойчивости в формировании здоровья человека Проектирование учебного процесса как форм взаимодействия ученика и учителя, которые бы обеспечивали гарантированные результаты обучения при условии сохранения здоровья 11

Тема курса Тема урока Введение Фундаментальные взаимодействия, симметрия. Единицы физических величин. Физические измерения в биологии и медицине. Шкалирование и размеры предметов.( Вводная лекция по здоровьесбережению). Кинематика Равномерное прямолинейное движение. Скорости бега.( Беседа) Динамика Сила упругости. Силы, ломающие кости при прыжках.(Урок-дискуссия). Гравитационная сила. Закон всемирного тяготения. Предельная скорость. (Беседа). Сила тяжести. Вес тела. Вестибулярный аппарат как инерциальная система ориентации. (Беседа). Законы сохранения Работа силы. Механическая работа человека. Эргометрия.(Мини- конференция: выступления с докладами). Закон сохранения механической энергии. Превращение энергии в живой клетке. (Беседа). Термодинамика Первый закон термодинамики. Потребность в пище. (Беседа). Фрагменты тематического и поурочного планирования курса физики 10 класса. ( Элементы здоровьесбережения выделены курсивом) 12

Дополнения к темам учебного курса физики Тема по физике Дополнения Введение Физические измерения в биологии и медицине. Шкалирование и размеры предметов Кинематика Скорости бега. Динамика Сила. Предельная скорость. Механическая работа человека. Эргометрия. Вестибулярный аппарат как инерциальная система ориентации. Превращение энергии в живой клетке. Силы, ломающие кости при прыжках. Энергетика бега. Статика (профиль)Сочленения и рычаги в опорно-двигательном аппарате человека Термодинамика Физические свойства нагретых и холодных тел, используемых для лечения. Применение низких температур в медицине. Потребность в пище. Механические и звуковые волны Физические основы звуковых методов исследования в клинике. Ухо. Порог слышимости. Оптика Цветовая гамма эмоций. Дети и цвет (влияние цвета на характер). Электродинамика Действия электрического тока на тело человека. Электромагнитное излучение Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения и их применение в медицине. Использование лазеров в медицине. Физика высоких энергий Использование радионуклидов и нейтронов в медицине. Защита от ионизирующего излучения. 13

ОБМЕН ОПЫТОМ Учебный год МероприятиеФорма отчёта Декадники «Здоровый образ жизни» Курсы повышения квалификации при ТОИУУ(слушатели- учителя физики г. Твери и Тверской области). Уроки с элементами здоровьесбережения и классные часы «Здоровый образ жизни». Творческий педагогический проект «Урок физики с элементами здоровьесбережения» Методический совет «Здоровьесберегающие технологии на уроках гимназии». Региональный семинар участников эксперимента ШУЗ. Выступление учителей предметников, членов инициативной группы по построению «Школы укрепления здоровья». Выступление «Уроки физики с элементами здоровьесбережения» Анализ работы учителей в эксперименте «Здоровая школа» Уточнение и корректировка учебных программ с учётом здоровьесберегающих элементов Участие в конкурсе лучших учителей.Экспертное заключение ТОИУУ «О результативности использования здоровьесберегающих технологий на уроках физики». Статья «Физика и здоровьесбережение» : Приложение к 1 сентября «Физика» г.- рубрика «Дополнительные материалы» Кинолекторий «Здоровый образ жизни». Просмотр кинофильмов и видеофильмов по тематике «Формирование здорового жизненного стиля участников УВП» Курсы повышения квалификации при ТОИУУ (слушатели- учителя физики г. Твери и Тверской области). Защита курсовой работы «Здоровьесберегающие технологии на уроках физики». 14

Изучение указанных вопросов – биологических примеров на уроках физики – даже в самых скромных временных рамках имеет следующие положительные моменты: усиливает интерес к физике у учащихся, которые решили связать свою дальнейшую судьбу с изучением биологии и медицины уменьшает «сухость» восприятия физики даже теми учащимися, которые не обладают склонностью к естественным наукам значительно увеличивает кругозор и позволяет более широко увидеть взаимосвязь явлений, протекающих в неживой и живой природе показывает учащимся, что природа заболеваний и механизм выздоровления во многих случаях имеют биофизическое объяснение К ожидаемым результатам относится повышение мотивации к учёбе. 15

1.А.Н.Ремизов. Медицинская и биологическая физика. М: Высшая школа, Дж. Б. Мэрион. Общая физика с биологическими примерами. М: Высшая школа, Биофизика. / Под редакцией Ю.А.Владимирова. –М: Медицина, Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.-М.: Народное образование, Библиотечка «Родника» 6, 95 г.Тверской областной институт усовершенствования учителей. 16

Живите хоть 100 лет! Десять заповедей долголетия. Не объедайтесь! Меню должно соответствовать вашему возрасту. Попытайтесь найти подходящую работу. Тот, кто не работает, выглядит на 5 лет старше. Найдите себе пару. Любовь и нежность являются лучшим средством против старения. Имейте на всё собственную точку зрения: осознанно живущий человек реже впадает в депрессию. Больше двигайтесь. Спите в прохладной комнате. Время от времени балуйте себя понравившимися вещами. Не следует всегда подавлять в себе гнев. Тренируйте головной мозг. Разгадывайте кроссворды, считайте в уме. 17