СЕМИНАР Преемственность в использовании технологий образовательной системы «Школа 2100» (продуктивное чтение и оценивание учебных успехов) как средство,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Комплекс инновационных образовательных технологий Опыт Образовательной системы «Школа 2100» и направление ГЭП.
Advertisements

Учитель начальных классов Маслова О. В. Современный урок в начальной школе с позиций формирования УУД МОУ СОШ с. Вторые Тербуны.
Примерная основная образовательная программа НОО Требования к кадрам и т.п. КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ СОСТАВЛЯЮТ ФГОС ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОС.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ТРЕБОВАНИЯ.
Кудряшёва Марина Геннадьевна канд. пед. наук учитель начальных классов высшей категории ГОУ ЦО 1485 лауреат Гранта Москвы-2009 победитель ПНПО-2010.
Технология продуктивного чтения технология формирования типа правильной читательской деятельности.
Образовательная система «Школа 2100». Что такое Образовательная система «Школа 2100»? Единство более 100 ученых-авторов и 40 тысяч учителей-практиков,
Продуктивное чтение – залог успешного обучения Цель: учим самостоятельно понимать текст.
Н А УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Я ПРИМЕНЯЮ ТЕХНОЛОГИЮ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ Молчанова Ирина Александровна учитель начальных классов Муниципальное нетиповое.
Технология проблемного диалога как средство достижения нового образовательного результата Заздравных Юлия Ивановна, учитель биологии лицея 22.
«Выстраивание преемственности между начальной и основной школой как одна из важнейших задач нового федерального государственного образовательного стандарта.
«Школа 2100» И ПРОБЛЕМНО- ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ.
Реализация стандартов второго поколения в «Школе 2100» А.А. Вахрушев, С.А.Козлова 1.
Проблемно-диалогическая технология как средство формирования УУД учащихся Рябинцева И.В., заместитель директора по УВР. г. Ершов, 2012 г. Муниципальное.
Создание развивающей образовательной среды.
ПРОБЛЕМА ОСВОЕНИЯ НОВОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ( ФГОС ) ОПЫТ работы МКУОШИ « Мыскаменская ШИС ( П ) ОО »
Требования к результатам освоения Основной Образовательной программы при переходе на ФГОС.
«Развивающая образовательная среда – главное условие реализации ФГОС в загранучреждение» Средняя общеобразовательная школа при Посольстве России в Бразилии.
Педагогические технологии и приёмы формирования универсальных учебных действий Из опыта работы Миняевой Е.Н., учителя начальных классов МБОУ «Ромодановская.
Как работать по новому образовательному стандарту? В рамках Образовательной системы «Начальная школа XXI века»
Реализация ФГОС с помощью комплекса технологий деятельностного типа опыт Образовательной системы «Школа 2100»
Транксрипт:

СЕМИНАР Преемственность в использовании технологий образовательной системы «Школа 2100» (продуктивное чтение и оценивание учебных успехов) как средство, обеспечивающее новый образовательный результат Федерального государственного образовательного стандарта Гимназия В рамках ГЭП «Обеспечение преемственности между ступенями школы, как условие получение нового образовательного результата соответствующего ФГОС» ВОПРОСЫ К ТЕМЕ – Что такое нов.результат? Почему 2100? В чем технологии? Как технологии связаны с преемственностью и результатом?

Предметные опыт получения, преобразования и применения предметных знаний система знаний – основа научной картины мира Метапредметные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные) - основа умения учиться межпредметные понятия Личностные ценностно- смысловые установки личностной позиции, основы российской и гражданской идентичности, соц.компетентности, мотивация ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФГОС – это требования к … СТРУКТУРЕРЕЗУЛЬТАТАМ освоения основной образовательной программы УСЛОВИЯМ реализации ПРОВЕРКА: комплексный контроль с преобладанием надпредметных компетентностных задач на ПРИМЕНЕНИЕ знаний

СТАРЫЙ РЕЗУЛЬТАТ Традиционные процесс обучения Традиционные способы оценки ЗНАНИЯ часто понимаемые как большой набор, а не система УМЕНИЯНАВЫКИ

ВСЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ ВНУТРИ ШКОЛЫ, пробуждающие АКТИВНОСТЬ ученика НОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ЛИЧНОСТНЫЕ Умение оценивать свои и чужие поступки, стремление к созидательной деятельности ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ Умение добывать, преобразовывать и представлять информацию КОММУНИКАТИВНЫЕ Умение донести свою позицию, понять других, договориться, чтобы сделать что-то сообща РЕГУЛЯТИВНЫЕ Умение организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат ДЕЙСТВИЯ

Образовательная система «Школа 2100» Образовательная программа «Школа 2100» - «Педагогика здравого смысла» ( А.А. Леонтьев). Цель: функционально грамотная личность. Комплекс технологий ( проблемный подход): Проблемный диалог Продуктивное чтение Оценивание успехов Проектная Комплект учебников и пособий по всем предметам (дошкольное образование – начальная школа – основная школа) Общественная организация «Школа 2100» - свободный союз свободных людей: более 200 авторов и учителей-практиков Конференции, семинары, курсы, эксперименты, журнал и т.д. ЗАЧЕМ учить? КАК учить? ЧЕМУ учить? КТО это сделает? Премия Правительства РФ за 2008 г. Эксперимент РАО «Преемственность» (11 регионов) годы ГЭП в г.Москве с 2009 (ОУ 1120, 1592, 1611, 1450)

Переход в основную школу осуществляется БЕЗ алгоритма организации преемственности. Н.ш. О.ш. Диагностика универсальных учебных действий Переход из начальной в основную школу осуществляется по алгоритму организации ПРЕЕМСТВЕННОСТИ. > Н.ш. О.ш. Эксперимент РАО и ГЭП (11 регионов + Москва) Обычная ситуация РЕЗУЛЬТАТРЕЗУЛЬТАТ РЕЗУЛЬТАТРЕЗУЛЬТАТ Цели Содержание Технологии Цели Содержание Технологии основная школа «Школа 2100» начальная школа «Школа 2100» основная школа «Школа 2100» начальная школа «Другие системы» ЗАМЫСЕЛ ЭКСПЕРИМЕНТОВ РАО И ГЭП

Отработка алгоритма ПРЕЕМСТВЕННОСТИ Внедрение комплекса ТЕХНОЛОГИЙ Фиксирование НОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕЗУЛЬТАТА (ключевых компетенций = общеучебных умений) Основные задачи ГЭП педагоги начальной школы и основной школы педагоги всех классов и предметов + Умею организовать дела Умею мыслить и работать с информацией Умею оценивать себя и других Умею общаться в разных ситуациях -Регулярные обсуждения -Посещение уроков и анализ -Совместные уроки -Совещания-практикумы -Открытые уроки -Совместный анализ

Помогут ли новые технологии обеспечить преемственность и новый результат? Мнение оптимиста «Очевидно, что новый результат могут обеспечить только новые технологии! У «Школы 2100» - они отработаны, как в начальной, так и основной школе. Осталось только внедрить и решим проблему преемственности!». Исходя из этого мнения, новые технологии решают проблему преемственности и новых результатов? Мнение скептика: «Результат определяет только личность учителя. При переходе со ступени на ступень учителя меняются, поэтому никакие технологии не в состоянии обеспечить преемственность и новые результаты». Соглано этому мнению можно ли внедрением технологии обеспечить преемственность и новые результаты?

Что мы уже сделали? (портрет выпускника начальной школы)

Что мы делаем? (внедрение технологий)

Комплекс образовательных технологий: Продуктивное чтение: вместо скорости прочтения и воспроизведения фактуальной информации… - вычитывание всех видов текстовой информации – глубокое понимание текста Проблемный диалог - вместо объяснения темы … – постановка проблем и самостоятельное открытие новых знаний учениками Оценивание учебных успехов: вместо внешнего контроля за учениками с помощью отметок… - обучение их комфортному и адекватному самооцениванию своих достижений

Каждый образованный человек умеет читать разные тексты. А учит ли этому школа? Общение через текст в жизни 1) До чтения. У книжной полки сами решаем, читать или не читать, сопоставляя свои желания, мотивы с названием, автором, иллюстрацией, просматривая бегло текст и т.п. 2) Во время чтения. Читаем и не отбрасываем, если находим в тексте, интригующие нас скрытые вопросы и ответы на них (подтекст) 3) После чтения. В разговоре с друзьями делимся своими впечатлениями, сравнивая свое понимание текста (его главную, концептуальную мысль) с пониманием других Традиционные способы работы с текстом в школе А. Прочитайте дома и перескажите (Зачем мне это?) Б. Ответьте кто действует в этом тексте, что делает, когда (только фактуальная инф.) В. Быстро прочитайте про себя и кратко назовите главные черты (… Что здесь главное, если половина слов не понятна?...) РЕЗУЛЬТАТЫ: Учитель: «Эти дети вообще читать не умеют – смотрят в книгу видят …» Ученик и родитель: «Что за бред задают?! Пять раз перечитал ничего не понял!»

Три этапа работы с текстом 1) До чтения текста. Предположение о чем будет текст по его названию, иллюстрациям и т.п. (просмотровое чтение) Результат: предвосхищение чтения, создания мотива для чтения 2) Во время чтения текста. Изучающее чтение (на этапе обучения вслух) в режиме диалога с автором: делая паузы в чтении для того чтобы: -задать вопрос автору по прочитанному (В), -предположить ответ (О), -при дальнейшем чтении найти в текст ответ на возникший вопрос и проверить себя (П). -Результат: вычитывание не только фактуальной информации, но и подтекста, своя интерпретация текста. 3) После чтения текста. Формулирование его главной мысли (концепта) в т.ч. с помощью рефлексивного чтения. Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации Технология продуктивного чтения Цель – понимание текстов: в явном виде, не явном и главное Средство – активные приемы на трех этапах работы с текстом Подробнее см. Памятку подготовка текста по технологии ПЧ

Пример работы с текстом Петя был не такой уж маленький мальчик. Ему было 4 года. Мама одевала его, кормила с ложечки и водила гулять за ручку. Однажды мама одела его, поставила на ножки, но Петя упал. В О Мама позвала папу, доктора, но никто не мог понять, почему Петя падает. И тут прибежал Петин друг Коля. - А я знаю, почему Петя падает! У него же две ноги в одной штанине. А я сам одеваюсь и со мной такого не случается. П - Я тоже теперь буду сам одеваться, - сказал Петя. И никаких глупых историй с ним больше не произошло. О чем этот текст? (фактуальная инф.) Что можете сказать о Пете, о маме, взрослых? (подтекстовая инф.) Какими мыслями хотел с нами поделиться автор? Почему он так назвал свой рассказ (концептуальная инф.) М.Зощенко Глупая история В (в сокращении)

РЕФЛЕКСИЯ: Что будем отмечать в схеме анализа урока в 1-й колонке? … Во 2-й колонке - какие группы новых результатов развивает технология продуктивного чтения? 1. Коммуникативные – формулировать свою позицию (интерпретация), адекватно понимать собеседника (автора) 2. Познавательные – извлекать информацию из текста 3. Личностные – в случае если анализ текста порождает оценочные суждения 4. Регулятивные – умение работать по плану (алгоритму)

Традиции оценивания ЧТО: знания – отметкой (знак в некой системе) КТО: учитель ТО учебных успехов ЧТО: умение по применению знаний в ходе выполнения заданий КТО: ученик (самооценка) и Учитель в диалоге +еще 5 правил – см. подробнее в методичках Оценивание в жизни ЧТО: Как решили проблемы = оценка (качественная характеристика) КТО: Мы сами – по итогу деятельности Технология оценивания учебных успехов Цель – развитие контрольно-оценочной самостоятельности Средство - коренное изменение школьных правил оценивания РЕЗУЛЬТАТЫ: В конце урока. Учитель: «Тебя пять, тебе пять, а тебе три…». Ученик: «Почему? Это не честно!» Учитель: «Сегодня не очень хорошо работал». Родитель: «Почему у тебя все время двойки? В чем ошибки?» Ученик: «Откуда я знаю!»

Немного теории - минимум правил технологии оценивания 1-е правило: Оцениваться может любое действие, а фиксируется отметкой только решение задачи по использованию знаний. 2-е правило: Учитель и ученик по возможности определяют оценку и отметку в диалоге…: 1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель? 2 шаг. Удалось получить результат? 3 шаг. Справился полностью правильно (или с ошибкой)? 4 шаг. Справился самостоятельно или с помощью? 5 шаг. По каким признакам мы отличаем «5», «4», «3»? 6 шаг. Какую ставишь себе отметку? 3-е правило: За каждую задачу (отдельное умение) ставится своя отдельная отметка

РЕФЛЕКСИЯ: Что будем отмечать в схеме анализа урока в 1-й колонке? … Во 2-й колонке - какие группы новых результатов развивает технология оценивания учебных успехов? 1. Регулятивные – умение определять, достигнут ли результат деятельности 2. Коммуникативные – аргументированно отстаивать свою точку зрения 3. Познавательные – логически обосновывать свои выводы 4. Личностные – толерантное отношение к иным решениям

Про уроки 1А Обучение грамоте Шайдулина Мария Александровна продуктивное чтение начало освоения технология оценивания - начало освоения 5Б История Максимчук Ольга Васильевна продуктивное чтение внедряется 2 месяца технология оценивания вводится на этой неделе 3Б Математика Боева Наталья Юрьевна продуктивное чтение внедряется 2 месяца технология оценивания внедряется с конца прошлой четверти 2Б Английский язык Скворцова Светлана Васильевна продуктивное чтение начало освоения технология оценивания пока не внедряется 2А Русский язык Абрамова Наталья Николаевна продуктивное чтение используется с прошлого года технология оценивания внедряется 2 месяца 3А Русский язык Тутыхина Ольга Александровна продуктивное чтение используется с прошлого года технология оценивания внедряется с прошлого года 5Б Биология Сальникова Елена Игоревна продуктивное чтение внедряется 2 месяца технология оценивания вводится на этой неделе 5А Английский язык Новикова Светлана Владимировна продуктивное чтение используется с прошлого года технология оценивания пока не внедряется Показать постепенное наращивание технологии прод.чтения и самооценивания от 1-го ко 2-му классу и разный уровень УУД как результат Показать различия в возможностях учеников в условиях начала внедрения технологий и их регулярного использования Показать единство и различия процесса внедрения новых технологий одновременно на двух ступенях Поставить вопросы о предметной специфике внедрения технологии продуктивного чтения на уроках английского языка на двух ступенях образования