Ерошкина Ирина Владиславна, учитель биологии высшей категории
Актуальность исследования основной задачей гимназии как специфического образовательного учреждения, предназначенного для подготовки к продолжению образования; недостаточной разработанностью средств и технологий, способствующих развитию исследовательской деятельности, необходимых для продолжения образования, недостаточной разработанностью критериев эффективности исследовательской деятельности и соответствующих им методик диагностирования; необходимостью использования информационных технологий в образовательном процессе.
Идея изменений Если следовать структуре научного исследования, то в первую очередь необходимо научить учащихся самостоятельно получать информацию. Получение информации в биологии может осуществляться с помощью теоретических и экспериментальных методов исследования. Полученная с помощью экспериментальных и теоретических методов информация должна быть переработана. Для того чтобы переработать информацию, необходимо сначала научить школьника основным способам переработки информации. По логике исследования преобразованная информация необходима для планирования и организации экспериментальной части исследования. Этому будут способствовать задания по использованию информации. На стадии предъявления результатов эксперимента учащиеся должны освоить умение по представлению разнообразных форм результата: в виде устного изложения, в письменном виде (отчёт, реферат, статья, исследовательская работа, эссе и т.д.), с использованием компьютерных технологий (презентации, Интернет, электронная почта).
Технология опыта Разработан комплекс заданий, способствующий развитию исследовательской деятельности на основе реализации информационных процессов. Получение информации Передача информации Использование информации Хранение информации Переработка информации
Получение информации Задания по наблюдению: - определение цели и задач (для чего, с какой целью ведется наблюдение); - выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать); - выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать); - выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи); - обработка и интерпретация полученной информации (каков результат). - наблюдения без использования приборов; наблюдения с использованием лупы; наблюдения с использованием микроскопа; самонаблюдение; -фиксирование результата; гербаризация; составление коллекции; фиксирование объектов;
Результаты 2006 год – 1 место городская научно-практическая конференция, секция «Экология» (Добрынина Н.,11 класс) год –1 место в областной научно-практической конференции Ассоциации «Оренбургский университетский ( учебный) округ» (Криштопик О., 10 класс), 4 место городская научно-практическая конференция, секция «Экология» (Никулина Е.,11 класс) год – 1 и 3 место областной научно-практической конференции Ассоциации «Оренбургский университетский ( учебный) округ», секция «Биология».
Пришкольный участок