Урок-конференция по книге А.И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» в 11 классе Тема урока «Испытание судьбой «Архипелага» Автор Иваненко Тамара Даниловна, учитель.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Жизнь и творчество Александра Исаевича Солженицына Такой сосредоточенности на одном авторе, может быть, никакая литература не знала и не узнает никогда.
Advertisements

Рецензия. Понятие о жанре.. Основные жанры публицистического стиля Портретный очерк (герой – конкретный человек с какими-либо выдающимися достоинствами)
Памяти жертв политических репрессий. РЕПРЕССИЯ – наказательная, карательная мера, применяемая государственными органами. Прибегнуть к репрессиям. Подвергнуть.
Биография Александра Твардовского Александр Трифонович Твардовский (1910 – 1971) – известный советский писатель, поэт, лауреат Ленинской и Сталинских.
Автор работы: Климова Дарья, ученица 10 «А» класса. Научный руководитель: учитель истории Иванова Н.Н.
Часть С ЕГЭ Художественный стиль речи. Особенности публицистического и художественного стилей речи Публицистический стиль Художественный стиль Публицистика.
Период политических репрессий х гг. Время помнить наступило, Кажется, сегодня мне, Что у нас с тобою было Две страны в одной стране. Первая страна.
Представление учебного проекта Тема Гражданской войны в литературе 20-х годов XX века.
НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА Выполнил: Иванов Дьулусхан РБ-29.
Творчество А.Т. Твардовского на уроках литературы (8 класс) ОГОУ КШИ «Томский кадетский корпус» г. Томск Учитель русского языка и литературы Крюков С.Д.
Жанр рецензии Учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ 1254 Колтун Наталья Николаевна.
Особенности проведения олимпиады школьников по литературе в учебном году.
Русский писатель, публицист, поэт, общественный и политический деятель,живший и работавший в СССР, Швейцарии, США, России.
Интегрированный урок по истории и литературе в 11 классе.
МОУ лицей 130 имени академика М.А.Лаврентьева, г. Новосибирск, 2005 г. Учебный проект О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЕТ ЦВЕТ? Автор: Жидяева Ирина Владимировна.
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
Использование проектной технологии в подготовке обучающихся к ЕГЭ по обществознанию Суркова Галина Владимировна учитель истории и обществознания БОУ г.
«Влияние представлений человека о добре и зле на образ кота в русском фольклоре» Научно-исследовательская работ а ученицы 7 «Б» класса Киселевой Татьяны.
На примере произведений авантюрной литературы. Знаете ли вы, что такое авантюрная литература? Авантюрная литература – литература путешествий и приключений.
Леонова Г.А., учитель русского языка и литературы МОУ гимназия 121 Калининского района ГО город Уфа « Роль уроков литературы в подготовке учащихся старших.
Транксрипт:

Урок-конференция по книге А.И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» в 11 классе Тема урока «Испытание судьбой «Архипелага» Автор Иваненко Тамара Даниловна, учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия 10» города Ржева

Посвящаю всем, кому не хватило жизни об этом рассказать. Да и простят они мне, что я не все увидел, не все вспомнил, не обо всем догадался. Александр Солженицын

Урок-конференция по книге А.И.Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ». Испытание судьбой «Архипелага» Цели: углубить общее представление учащихся о драматических испытаниях для А.И. Солженицына, писателя и общественного деятеля; углубить общее представление учащихся о драматических испытаниях для А.И. Солженицына, писателя и общественного деятеля; рассмотреть, как в творчестве писателя раскрывается тема репрессий; углубить общее представление о репрессиях в ХХ веке; рассмотреть, как в творчестве писателя раскрывается тема репрессий; углубить общее представление о репрессиях в ХХ веке; развивать умения строить устные высказывания в связи с изученным произведением; развивать умения строить устные высказывания в связи с изученным произведением; участвовать в диалоге по прочитанному произведению, развивать навыки интерпретации прозаического текста, работы с первоисточником; участвовать в диалоге по прочитанному произведению, развивать навыки интерпретации прозаического текста, работы с первоисточником; воспитывать в учащихся чувство ответственности перед другими людьми, перед своей страной; способность противостоять силе зла; уважительное отношение к жертвам репрессий; чувство ответственности за судьбу страны. воспитывать в учащихся чувство ответственности перед другими людьми, перед своей страной; способность противостоять силе зла; уважительное отношение к жертвам репрессий; чувство ответственности за судьбу страны.

Вопросы для обсуждения на уроке-конференции «Архипелаг ГУЛАГ» как художественно-историческое исследование А.И. Солженицына о советской репрессивной системе периода гг. «Архипелаг ГУЛАГ» как художественно-историческое исследование А.И. Солженицына о советской репрессивной системе периода гг. Роль документов, рассказов очевидцев, личного опыта автора в создании произведения.(Представить,на ваш взгляд, наиболее волнующие события из произведения). Роль документов, рассказов очевидцев, личного опыта автора в создании произведения.(Представить,на ваш взгляд, наиболее волнующие события из произведения). Проследить, как раскрывается смысл названия книги. В чем состоял замысел автора ? Композиция произведения. Проследить, как раскрывается смысл названия книги. В чем состоял замысел автора ? Композиция произведения. Художественное исследование как способ познания современной действительности в «Архипелаге». Художественные параллели и ассоциации (презентация). Художественное исследование как способ познания современной действительности в «Архипелаге». Художественные параллели и ассоциации (презентация). Сопоставление исторических фактов из жизни крепостной России и узников ГУЛАГа. Сопоставление исторических фактов из жизни крепостной России и узников ГУЛАГа. «Корабли Архипелага», перевозящие в трюмах с острова на остров узников в небытие. «Корабли Архипелага», перевозящие в трюмах с острова на остров узников в небытие. Экономическая «целесообразность» создания ГУЛАГа. Истребительно- трудовые лагеря. Туземный быт. Экономическая «целесообразность» создания ГУЛАГа. Истребительно- трудовые лагеря. Туземный быт. Массовое производство насилия в XX веке. Зэки как нация. Влияние этой нации на русский язык и культуру народа. Массовое производство насилия в XX веке. Зэки как нация. Влияние этой нации на русский язык и культуру народа. Человек и закон в произведении. Человек и закон в произведении.

«Архипелаг ГУЛАГ»,по признанию автора,- это опыт художественно-исторического исследования. ГУЛАГ-аббревиатура от Главное Управление ЛАГерей. ГУЛАГ-аббревиатура от Главное Управление ЛАГерей. Произведение о советской репрессивной системе в период с 1918 по 1956 годы. Основано на рассказах очевидцев, документах и личном опыте автора. Произведение о советской репрессивной системе в период с 1918 по 1956 годы. Основано на рассказах очевидцев, документах и личном опыте автора. «Архипелаг ГУЛАГ» был написан Солженицыным в СССР тайно в период с 1958 до 1968 г.Первый том опубликован в Париже в декабре 1973, второй и третий- в «Архипелаг ГУЛАГ» был написан Солженицыным в СССР тайно в период с 1958 до 1968 г.Первый том опубликован в Париже в декабре 1973, второй и третий- в Информацию для этого труда писателю предоставляли около 300 человек. Некоторые фрагменты текста были написаны знакомыми Солженицына(в частности, литературоведом Ивановым-Разумником). Информацию для этого труда писателю предоставляли около 300 человек. Некоторые фрагменты текста были написаны знакомыми Солженицына(в частности, литературоведом Ивановым-Разумником). В Советском Союзе это произведение было впервые напечатано лишь в 1989 г.Постановлением Совета Министров РСФСР в декабре 1990 г. Солженицыну была присуждена Государственная премия РСФСР за книгу «Архипелаг ГУЛАГ». В Советском Союзе это произведение было впервые напечатано лишь в 1989 г.Постановлением Совета Министров РСФСР в декабре 1990 г. Солженицыну была присуждена Государственная премия РСФСР за книгу «Архипелаг ГУЛАГ». 11 декабря этого года он отказался от премии, подчеркнув, что «Архипелаг ГУЛАГ»- книга о страданиях миллионов и автор не имеет морального права собирать на ней почет лишь для себя. 11 декабря этого года он отказался от премии, подчеркнув, что «Архипелаг ГУЛАГ»- книга о страданиях миллионов и автор не имеет морального права собирать на ней почет лишь для себя.

Особенности жанра Сама ситуация, в которой создавалась эта книга,- недоступность основных документов, необходимых для научного анализа данной темы, и в то же время обилие личных свидетельств бывших лагерников- побудила Солженицына выйти за рамки традиционных жанров и создать новый тип произведения, пограничный между художественно-документальной и научно- популярной литературой, а также публицистикой. Сама ситуация, в которой создавалась эта книга,- недоступность основных документов, необходимых для научного анализа данной темы, и в то же время обилие личных свидетельств бывших лагерников- побудила Солженицына выйти за рамки традиционных жанров и создать новый тип произведения, пограничный между художественно-документальной и научно- популярной литературой, а также публицистикой. Герои его произведения-люди разных профессий и национальностей, среди них были и политические эмигранты. Герои его произведения-люди разных профессий и национальностей, среди них были и политические эмигранты. Нелепость попадания на Лубянку автор показывает на примере Ирмы Мендель, венгерки, доставшей в Коминтерне 2 билета в Большой театр, в первые ряды. Следователь Клигель ухаживал за ней, и она его пригласила. Очень нежно они провели весь спектакль, а после этого он повез ее… прямо на Лубянку. Нелепость попадания на Лубянку автор показывает на примере Ирмы Мендель, венгерки, доставшей в Коминтерне 2 билета в Большой театр, в первые ряды. Следователь Клигель ухаживал за ней, и она его пригласила. Очень нежно они провели весь спектакль, а после этого он повез ее… прямо на Лубянку.

Исторический комментарий За последние десятилетия ХХ века вышло много книг, рассказывающих о сталинских репрессиях. Главная фигура этих произведений- Сталин. Неисчислимы его жертвы. Сам он лично знал лишь малую их часть. Годы, когда у власти стоял Сталин, принесли много черных дней нашей стране. Самое страшное в этом времени-репрессии. За последние десятилетия ХХ века вышло много книг, рассказывающих о сталинских репрессиях. Главная фигура этих произведений- Сталин. Неисчислимы его жертвы. Сам он лично знал лишь малую их часть. Годы, когда у власти стоял Сталин, принесли много черных дней нашей стране. Самое страшное в этом времени-репрессии. РЕПРЕССИИ- карательные меры, наказания, применяемые государственными органами в целях подавления или устрашения своих противников как реальных, так и мнимых. РЕПРЕССИИ- карательные меры, наказания, применяемые государственными органами в целях подавления или устрашения своих противников как реальных, так и мнимых. В Западной литературе события тех лет в нашей стране часто называют «большим террором», иногда- «великим безумием»,т.е. акцией, не имеющей объяснения. В Западной литературе события тех лет в нашей стране часто называют «большим террором», иногда- «великим безумием»,т.е. акцией, не имеющей объяснения. С 1921 по 1954 год в стране за так называемые «контрреволюционные действия» было осуждено человек. С 1921 по 1954 год в стране за так называемые «контрреволюционные действия» было осуждено человек. В том числе приговорено к высшей мере наказания человек, к содержанию в лагерях и тюрьмах на срок от 25 лет и ниже человек, отправлено в ссылку человек. В том числе приговорено к высшей мере наказания человек, к содержанию в лагерях и тюрьмах на срок от 25 лет и ниже человек, отправлено в ссылку человек.

А. И. Солженицын вводит понятие «архипелаг» «Лагеря рассыпаны по всему Советскому Союзу маленькими островками и побольше. Все это вместе нельзя представить себе иначе, сравнить с чем-то другим, не с архипелагом. Они разорваны друг от друга как бы другой средой- волей, т.е. не лагерным миром. И вместе с тем эти островки во множестве составляют как бы архипелаг». «Лагеря рассыпаны по всему Советскому Союзу маленькими островками и побольше. Все это вместе нельзя представить себе иначе, сравнить с чем-то другим, не с архипелагом. Они разорваны друг от друга как бы другой средой- волей, т.е. не лагерным миром. И вместе с тем эти островки во множестве составляют как бы архипелаг». Система ГУЛАГа к 1940 году включала 53 лагеря, 425 исправительно-трудовых колоний и 50 колоний для несовершеннолетних. Система ГУЛАГа к 1940 году включала 53 лагеря, 425 исправительно-трудовых колоний и 50 колоний для несовершеннолетних.