1 МУ ИМЦ г. Томска Фонд поддержки образования «Гимназический союз» Видеоконференция «Психологическое сопровождение развития младших школьников в условиях.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Advertisements

Сопровождение ФГОС начальная школа Смирнова Лариса Владимировна, заместитель директора по УВР I ступени обучения.
27 октября 2011 год Реализация проекта инклюзивного образования в условиях внедрения ФГОС начального образования : критерии эффективности и требования.
Мониторинг развития учащихся как средство управления качеством образования в условиях ФГОС НОО Большакова Е.Г., заместитель директора по воспитательной.
Мониторинг личностных УУД в процессе реализации ООП ОО Мизюркина Тамара Анатольевна Учитель начальных классов Синеутёсовский филиал МАОУ «Спасская СОШ»
Психологическое сопровождение реализации ФГОС. Стандарт Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований,
Бородулина Ольга Николаевна Педагог-психолог, руководитель Службы практической психологии Центра сопровождения участников образовательного процесса.
Гладышева И.В.. Изменение общей парадигмы образовательного процесса.
Психолого-педагогическое сопровождение как образовательная технология.
Психологическое сопровождение внедрения и реализации ФГОС в начальной школе Педагог-психолог МАОУ СОШ 5 г.Ишима Очекова Н.В.
Диагностика УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Учитель начальных классов МОУ «Первомайская СОШ» Агафонова Татьяна Николаевна.
Выступление на педагогическом совете г. Составила : Занкина М. В. Структура Основной образовательной программы. Универсальные учебные действия.
Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения (ФГОС)
Способы и приёмы формирования универсальных учебных действий в рамках учебного занятия начальной школы 1.
О.А. Зайцева, заместитель директора I ступени по учебно – воспитательной работе МОУ СОШ 15.
Портрет ученика на разных ступенях обучения Портрет ученика на разных ступенях обучения Шумилова Н.К., тьютор по ФГОС в начальной школе, учитель нач. классов.
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Дубинина И.Г., учитель начальных классов.
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД от информационной образовательной модели к деятельностной: признание роли активной познавательной деятельности на основе.
Единство оценки качества предшкольной подготовки как основа педагогической модели преемственности дошкольного и начального образования Ветошкина И.Б. –
Роль психологической службы в реализации стандартов нового поколения Связь универсальных учебных действий с учебными предметами 9 февраля 2011 г.
Транксрипт:

1 МУ ИМЦ г. Томска Фонд поддержки образования «Гимназический союз» Видеоконференция «Психологическое сопровождение развития младших школьников в условиях введения ФГОС НОО»

2 Новые задачи психологического сопровождения младших школьников в условиях внедрения ФГОС преемственность в психологическом сопровождении формирования УУД у детей дошкольного и младшего школьного возраста; мониторинг психического развития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста; психологическое сопровождение внеурочной деятельности обучающихся; Выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ и осуществление индивидуально-ориентированной психолого- медико-педагогической помощи таким детям.

Проект «Психологическое сопровождение развития младших школьников в условиях введения ФГОС НОО» Методист по детской и подростковой психологии МУ ИМЦ г. Томска Тимофеева Алла Ивановна

4 БЛОК 2. Психологический аспект методического сопровождения разработки ООП. КС ПТГ 6. Психологическое сопровождение духовно- нравственного развития и воспитания младших школьников. ПТГ 7. Психологическое сопровождение формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. ПТГ 4. Коммуникативные универсальные учебные действия БЛОК 1. Психологическое сопровождение формирования универсальных учебных действий. ПТГ5. «Психологическое сопровождение развития детей дошкольного возраста как условие эффективного решения проблем преемственности дошкольного и начального образования в рамках ФГОС». ПТГ 8. Модели психолого- педагогического сопровождения внеурочной деятельности обучающихся начальной школы в условиях перехода на новый ФГОС. ПТГ 9. Психологическое сопровождение развития детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы. ПТГ 2. Познавательные универсальные учебные действия ПТГ 1. Личностные универсальные учебные действия ПТГ 3. Регулятивные универсальные учебные действия

Межрегиональные проблемно-творческие группы: 1.«Психологическое сопровождение формирования УУД у младших школьников» Рук. Солоницына Ольга Михайловна, педагог- психолог МОУ гимназии 26 г. Томска 2.«Психологическое сопровождение духовно- нравственного воспитания и развития младших школьников» Рук. Кулешова Наталья Викторовна, педагог- психолог МОУ СОШ 58 г. ТОмска

6 Технологическая карта формирования личностных УУД УУД Нормативн. показатель УУД Класс Уровни сформированности Диагностика высокий средний низкий учитель психолог Самопознание самоопределение Самооценка 1 Характеристика: Рекомендации: Характеристика Рекомендации: Характеристика: Рекомендации: 2 Характеристика: Рекомендации: Характеристика: Рекомендации: Характеристика: Рекомендации Смыслообразо- вание Мотивация 1 Характеристика: Рекомендации: Характеристика: Рекомендации: Характеристика: Рекомендации: 2 Характеристика: Рекомендации: Характеристика: Рекомендации: Характеристика: Рекомендации: Нравственно- этическая ориентация 1 Характеристика: Рекомендации: Характеристика: Рекомендации: Характеристика: Рекомендации: 2 Характеристика: Рекомендации: Характеристика: Рекомендации: Характеристика: Рекомендации:

7 ПТГ «Психологическое сопровождение формирования универсальных учебных действий у младших школьников» Рук. Солоницына Ольга Михайловна, педагог-психолог МОУ гимназии 26 г. Томска

8 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД Вид УУДНормативны е показатели К лас с Уровни сформированности и рекомендации Диагностика низкийсреднийвысокийучительпсихолог Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; Соотносить выполненное задание с образцом, предложенный м учителем. 1-Низкие показатели объема и концентрации внимания. - Не контролирует учебные действия, не замечает допущенных ошибок. - Контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, ученик не может обосновать своих действий. Рекомендации: консультация специалистов, коррекционные занятия, включить в урок упражнения, развивающие внимание. -Ориентировка на систему требований развита недостаточно, что обусловлено средним уровнем развития произвольности. - Средние показатели объема и концентрации внимания. - Решая новую задачу, ученик применяет старый неадекватный способ, с помощью учителя обнаруживает неадекватность способа и пытается ввести коррективы. Рекомендации: включить в урок упражнения на развитие объема и концентрации внимания. -Высокий уровень ориентировки на заданную систему требований, может сознательно контролировать свои действия. -Высокие показатели объема и концентрации внимания. -Осознает правило контроля, но одновременное выполнение учебных действий и контроля затруднено. - Ошибки исправляет самостоятельно. Рекомендации: поддержка и развитие сформированного уровня контроля Методика «Рисовани е по точкам»

9 Рекомендованная циклограмма диагностических мероприятий УУД Характерис тика УУД Инструментарий Методы Периодичност ь проведения Сроки проведения 1Самопознание и самоопределение Самооценк а Тест на определение самооценки «Лесенка» тестирование 1 раз в год Март- апрель 3Смыслообразование Мотивация Анкета для первоклассников по оценке уровня школьной мотивации Приложение Опросник мотивации тестирование 1 раз в год Март- апрель 4Нравственно- этическая ориентация 5Регулятивные УУД 6Познавательные УУД 7Коммуниникати вные УУД

10 Перспективы работы ПТГ на уч.г.: усовершенствование банка психодиагностических методик; разработка диагностических материалов для оценки тех УУД, уровень сформированности которых нельзя измерить с помощью диагностических методик (опросники, анкеты, схемы наблюдения); разработка итогового документа, включающего в себя результаты как психологической диагностики, так и педагогического наблюдения; разработка методических рекомендаций для учителей начальных классов по формированию УУД на уроке.

11 Техническое задание для участников межрегиональной ПТГ «Психологическое сопровождение формирования УУД у младших школьников»: Разработать схему наблюдения для учителей начальных классов по оценке уровня сформированности коммуникативного УУД – «коммуникация как интериоризация» у ученика 1 класса До г. по адресу:

12 ПТГ «Психологическое сопровождение духовно- нравственного развития и воспитания младших школьников» Рук. Кулешова Наталья Викторовна, педагог-психолог МОУ СОШ 58 г. Томска

13 Технологическая карта формирования духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников Норма тивны й показатель КЛАСС КЛАСС Уровни сформированности Диаг -ка (Псл ог) Диаг- ка (учитель) Высокий СреднийНизкий Урове нь сформированности личностной культуры способны справится со своим эмоциональным состоянием, - наличие у ребенка познавательного интереса, любознательности - признают ценности окружающих и ориентируются на их потребности; - появляется устойчивый интерес к когнитивно - смысловой деятельности; - имеют богатую (с учетом возраста) лексику; - сформированы основы трудовой деятельности и способности к труду; - ребенок ориентируется на чувство стыда, как регулятора своих поступков и решений. Рекомендации психолога: - информировать о системе формирования ценностей человека. - эффективно проблемное обучение; - предоставить задания позволяющие реализовать их творческие способности; - разнообразить содержание их деятельности познавательный интерес и любознательность нестабильны и зависят от ситуации - слабая рефлексивная способность; - ситуативное поведение; - преобладание стереотипной лексики в общении. - сформированы основы трудовой деятельности и способности к труду; - ребенок частично ориентируется на чувство стыда, как регулятора своих поступков и решений. Рекомендации психолога: - построение учебного процесса с акцентом на формировании ценностных установок детей. - эффективны задания, направленные на оценку своих поступков. познавательный интерес и любознательность ограничивается деятельностью по удовольствию. - слабая рефлексивная способность; - несамостоятельность; - обедненная лексика и коммуникация; - часто бывают робкими и беспомощными. Рекомендации психолога: - деятельность по развитию рефлексивных способностей (дать алгоритм рефлексии); - пополнить словарный запас; - организовать процесс общения, как процесс познания и обучения. «Я разный» Набл юдени е

14 Бланк по результатам диагностики обучающихся начальной школы. Культ ура Тест, методика, анкета (кол-во учеников ) 1 А1 Б1 В1Г1Г Пар алле ль 2 А2 Б2 В2 ГПа рал лелььь ь 3 А3 БПа рал лелььь ь 4А4БПа рал лелььь ь Ит ог Лично стная Я разный В С Н Сред не тттариф м. 0,150,120,080,110,120,27 0,1-0,040,150,06-0,50,280,230,30,270,21 Социа льная теста «Размы шляем о жизнен ном опыте» В С Н Сред не тттариф м. 0,310,120,5800,250,270,140,10,310,20,060,540,27-0,23-0,15-0,190,14 Семей ная Анкета «моя семья» (кол-во ученик ов В С Н Сред не тттариф м. 0,150,270,130,220,20,320,560,30,70,490,470,80,640,70,380,540,22

15 График распределения параметров духовно- нравственного развития и воспитания учеников 1 А класса учебный год

16 Перспективы работы ПТГ на уч.г.: Работа с банком методик; Разработка и апробация опросников, анкет, схем наблюдения; Разработка методических рекомендаций для учителей.

17 Техническое задание для участников межрегиональной ПТГ «Психологическое сопровождение духовно- нравственного развития и воспитания младших школьников»: подобрать диагностические методики, позволяющие определить уровень личностной и социальной культуры у обучающихся 1 класса. До г. по адресу :

Мастер-класс «Психологическое сопровождение формирования универсальных учебных действий у младших школьников» – г. на портале fsu-expert netedu.ru

19 План работы проектной группы: г. - на портале fsu-expert будет проходить Мастер-класс «Психологическое сопровождение формирования УУД у младших школьников». До г. - желающие принять участие в работе межрегиональных ПТГ должны прислать заявку об участии координатору ПТГ Тимофеевой Алле Ивановне по адресу: г. - участники ПТГ получают информационные письма с техническим заданием. До г. - выполнение технических заданий, консультирование участников. Декабрь 2011 г. - представление промежуточных результатов работы проектных групп. Апрель-май 2012 г. - подготовка к изданию методических рекомендаций, сборников при Академии ПК г. Москвы. Май 2012 г.- Всероссийская конференция «Методическое сопровождение ММС введения и реализации ФГОС НОО: проблемы и решения»

20 Контактная информация: Тимофеева Алла Ивановна, методист МУ ИМЦ г. Томска, координатор работы ПТГ Рабочий телефон: (382-2) Электронный адрес:

21 «Психологическое сопровождение развития детей дошкольного возраста как условие эффективного решения проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования в рамках ФГОС» Координатор: Осипова Оксана Александровна, методист по дошкольной психологии МУ ИМЦ г. Томска

22 ПРОГРАММА МОНИТОРИНГА ПСИХИЧЕСКОГО И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Педагог-психолог МДОУ 11 г. Томска – Изосимова Елена Викторовна

23 Коммуникативно-речевые УУД и их предпосылки Фонематический слух Звуковой анализ слова Связная речь Словарный запас Звукопроизношение Базисный уровень общения + Коммуникация как взаимодействие Коммуникация как сотрудничество Коммуникативно-речевые действия Личностные УУД и их предпосылки Внутренняя позиция школьника Я-концепция, самооценка Эмоциональная зрелость

24 Единая система кодировки индивидуально-личностных особенностей детей на этапе готовности детей к школе Социально-коммуникативная сфера: К1-избирателен в общении К2-склонность к конфликтам в общении К3- не ориентируется на точку зрения партнёра по общению, не умеет сотрудничать К4-неграмотно оформляет свою мысль (не понятно для окружающих) К5-трудности в общении (речевые, не владеет средствами) К6-изолированность, замкнутость К7-вербальная агрессия (ненормативная лексика) К8-неумение слушать и слышать обращённую речь, перебивает партнёра по общению К9-отсутствие потребности в общении со сверстниками К10-отсутствие потребности в общении со взрослыми К11-трудности установления контакта с незнакомыми людьми К12-отсутствие культуры общения К13- несоблюдение социальных норм К14-испытывает трудности в выражении своих чувств и понимании чувств другого К15- не владеет способами эмоциональной поддержки окружающих К16- общение носит непосредственный характер К17- отсутствие взаимопомощи

25 Дополнительная информация ИЛОРСКСК. ЭЛСЭ. ППП.

26 Карта психолого-педагогической диагностики развития (ППД) детей 3 лет

27 «Психолого-педагогическое обеспечение формирования универсальных учебных действий и их предпосылок у детей дошкольного возраста» Координатор: Осипова Оксана Александровна, методист по дошкольной психологии МУ ИМЦ г. Томска Межрегиональная проблемно-творческая группа

28 Структурн ые компоненты Возраст Нормативн ые критерии, признаки определения наличия УУД Эффективные методы и приёмы работы, вид деятельности Тревожные симптомы, повод обращения к специалист ам

29

30

31

32 ИСТОЧНИК ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ Раздел «Возрастные особенности универсальных учебных действий на ступени предшкольного образования». Пособие «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя» / под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

33 Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста как компонент коммуникативных УУД. Общение в дошкольном возрасте (в том числе нравственная ориентация). Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте. Конфликты в дошкольном возрасте. Психологический аспект моделирования в дошкольном возрасте. Логические действия в дошкольном возрасте (анализ, синтез, обобщения, причинно-следственные связи, аналогии, классификации, сравнения и т.п.). Волевая сфера (произвольность поведения, саморегуляция). Становление полоролевой идентификации у детей.

34 ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ Рабочий телефон: (382-2) Электронные адреса: ru Skype: ooa5551

35 Педагогическая мастерская «Психолого-педагогическое обеспечение формирования УУД и их предпосылок у детей дошкольного возраста»: 3-7 октября 2011 г. fsu-expert netedu.ru