« Передо мной открылась удивительно богатая, неисчерпаемая по красоте грань педагогического мастерства – умение учить детей думать. Это открытие вдохновляло.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Типология уроков деятельностной направленности Презентацию подготовила Хардина Г.А., МБОУ ДПО «ЦНМО»
Advertisements

С ИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД И ПУТИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ФГОС Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны.
В чем заключается задача школы? Формирование у каждого ребенка умения учитьСЯ – учить СЕБЯ. Благодаря системе формирования универсальных учебных действий.
Урок и новые стандарты Работу выполнила учитель химии, географии Теняева В. Н.
Методический совет. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность.
Деятельностный метод обучения «Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано.
Типология современного урока (ФГОС). Новая типология уроков Главная методическая цель урока при системно-деятельностном обучении – создание условий для.
Системно – деятельностный подход – основа ФГОС нового поколения Селезнева В.И., руководитель ШМО учителей русского языка и литературы МБОУ СОШ 3 г. Рассказово.
Стажировочная площадка «Механизмы реализации ФГОС ООО на основе деятельностного подхода» зам. директора по УВР МБОУ СОШ 24 Н.А.Анфёрова Стажировочная площадка.
Системно - деятельностный подход в обучении математике. Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда.
Типология современного урока (ФГОС). Новая типология уроков Главная методическая цель урока при системно-деятельностном обучении – создание условий для.
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного.
Пример технологической карты урока открытия нового знания Этап урока Время Деятельность учеников Деятельность учителя Планируемые результаты ПредметныеУУД.
Зиганшина С. В., учитель начальных классов, МБОУ « НОШ 5» Урок ОНЗ.
Использование технологии деятельностного метода в начальной школе.
Подготовила Индолова Л. В. Учитель английского языка МБОУ СОШ ст. Терской.
Школьный урок по новым стандартам. Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов Подход к построению стандартов второго поколения.
1. ТИПОЛОГИЯ УРОКОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ.
1. Урок открытия нового знания 2. Урок рефлексии 3. Урок построения системы знаний 4. Урок развивающего контроля.
Деятельностный подход в организации образовательного процесса Автор презентации Игнатьева А.С.
Транксрипт:

« Передо мной открылась удивительно богатая, неисчерпаемая по красоте грань педагогического мастерства – умение учить детей думать. Это открытие вдохновляло меня, я переживал необыкновенное счастье творчества » В.А.Сухомлинский Проектирование урока в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)

Одна из основных целей среднего (полного) общего образования в соответствии с ФГОС состоит в формировании устойчивой потребности учиться, готовности к непрерывному образованию, саморазвитию и самовоспитанию Умение учиться: - способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта - совокупность универсальных учебных действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений; - способность определять недостаточность своих знаний (Что не знаю?) и способы ее преодоления (Как узнать?)

В основе Стандарта лежит системно- деятельностный подход, обеспечивающий: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся

Проблемы Как обучать через деятельность? Как формировать, развивать и диагностировать УУД? Какие применять приемы и технологии освоения новых видов учебной деятельности (например, преобразование лабораторной работы в исследование, освоение метода познания до уровня постановки цели исследования)? Как реализовать метапредметный подход?

Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить?ценности образования Чему учить?обновление содержания Системно-деятельностный подход Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий формирование универсальных способов действий

«Умение учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: 1) познавательные и учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Главной целью обучения младших школьников является формирование элементарных навыков учебной деятельности (чтение, письмо, счет). В средней и старшей школе эта деятельность развивается как поисково-исследовательская, учебно-продуктивная, в которой результатом является авторская работа.

Само- оценка Проект выхода из затруднения и его реализация Само- контроль Пробное действие Мотивация «Среди многих боковых тропинок, сокращающих дорогу к знанию, нам нужнее всего одна – одна, которая бы научила нас искусству приобретать знания с затруднениями» Ж.-Ж. Руссо, ХVIII век Структура учебной деятельности За труд нение

НАПРАВЛЕННОСТЬ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ В УЧЕБНИКАХ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА Проанализировано 3829 вопросов и заданий 2535 (66,1%) – усвоение содержания параграфа 820 (21,4%) – предметные умения 270 (7,1%) – развитие речи 117 (3,1%) – личностное отношение к тексту 44 (1,1%) – установление МПС 33 (0,9%) – умения работать с книгой 13 (0,3%) – работа с дополнительными источниками информации

УМК нового поколения (реализация идей ФГОС) цель методика содержание Передача готовых знаний Объяснить все так, чтобы ученик запомнил и пересказал Репродуктивные вопросы – повторение и запоминание чужих мыслей Традиционный учебник Развивающий учебник Развитие умений по применению знаний Дать возможность для самостоятельного открытия нового знания учениками Продуктивные задания – получение нового продукта - своего вывода, оценки.

Этапы формирования умственных действий (П.Я. Гальперин) Освоение деятельности и усвоение обеспечивающих ее знаний будет успешным, если обучаемый последовательно пройдет 5 этапов:

Технологии обучения деятельностного метода (Петерсон Л.Г.) проблемно-диалогического обучения проектной, исследовательской деятельности Рефлексивно-Оценочная Саморазвивающая Технология (РОСТ) обучения на основе метода научного познания ТРИЗ развития критического мышления коллективного способа обучения модульного обучения Проектирование современного урока (приемы обучения, метапредметы «Знак», «Проблема», «Смысл», «Ситуация», конструктор урока)

Традиционный (комбинированный) урок (по Конаржевскому Ю.А.) Организационный этап Этап проверки д/з Этап всесторонней проверки знаний Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала Этап усвоения новых знаний Этап закрепления новых знаний Этап информации учащихся о д/з Урок усвоения нового материала, закрепления ЗУНов, обобщения и систематизации, контроля и коррекции знаний.

Педагогическое проектирование урока заключается в разработке системы взаимодействия учителя и обучающихся, направленной на освоение учебного материала в деятельностной форме в соответствии с требованиями государственных стандартов. Этапы: моделирование (мысленное определение основных параметров); собственно проектирование (определение целей, задач, объема содержания, форм, методов, приемов деятельности, оборудования); конструирование (итоговое текстовое оформление, дидактическое обеспечение)

Уроки деятельностной направленности 1. Урок открытия нового знания. Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации. Образовательная цель: расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов. 2. Урок рефлексии. Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок на основе рефлексии коррекционно-контрольного типа. Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных способов действий – понятий, алгоритмов и т.д. 3. Урок обобщения и систематизации знаний. Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к обобщению, структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. Образовательная цель: систематизация учебного материала и выявление логики развития содержательно-методических линий курсов. 4. Урок развивающего контроля. Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции. Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Структура урока открытия новых знаний Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1-2 мин.) Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (5-7 мин.) Выявление места и причины затруднения (3-4 мин.) Построение проекта выхода из затруднения (4-6 мин.) Реализация построенного проекта (5-8 мин.) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (4-5 мин.) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (3-5 мин.) Включение в систему знаний и повторение (5-8 мин.) Рефлексия учебной деятельности (2-3 мин.)

Базовая модель системно-деятельностного урока (открытия нового знания) Мотивация (осознанное вхождение учащегося в деятельность по «открытию» нового универсального знания:«надо»;«хочу»; «могу»; самоопределение (Л); смыслообразование (Л);– целеполагание (П);). Актуализация и целеполагание (пробное учебное действие – фиксация затруднения – причина затруднения – цель деятельности; – анализ, синтез, сравнение, обобщение,аналогия, классификация (П); извлечение необходимой информации (П);) Планирование деятельности (фиксация нового знания, эталон:описание, таблица, схема; волевая саморегуляция (Р); познавательная инициатива (Р);) Первичное закрепление (самостоятельная работа, включение в систему знаний; установление причинно-следственных связей (П); формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К);) Оценка (рефлексия- самооценка на основе критерия успешности (Л);) Коррекция (контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Алгоритм проектирования урока ОНЗ 1. Выделить и сформулировать новое знание, которое будут проектировать учащиеся. 2. Определить шаги учебной деятельности, которые будут зафиксированы учащимися на этом уроке. 3. Определить знания и умения, необходимые при построении нового знания. 4. Смоделировать задание для пробного действия. 5. Продумать типы затруднений для данного задания и способ их фиксации учащимися. 6. Сформулировать причину затруднения в пробном учебном действии. 7. Сформулировать цель построения проекта и его результат. 8. Продумать шаги, которые приведут учащихся к построению нового знания (план построения проекта ).

9. Вычленить мыслительные операции, используемые при открытии нового знания. 10. Подобрать задания для актуализации знаний и способы их повторения. 11. Продумать формы организации работы в классе на каждом этапе урока. 12. Сформулировать задания для групповой работы и способы организации обратной связи по результатам работы. 13. Составить текст самостоятельной работы и эталон для самопроверки. 14. Определить приемы организации первичного закрепления и подобрать задания для данного этапа 15. Подобрать задания для этапа включения нового знания и повторения, продумать аргументацию выбора этих заданий для учащихся. 16. Составить план-конспект урока, проанализировать его, внести коррективы.

Литература Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. 1897) Реализация деятельностного метода обучения на уроках по разным учебным предметам / Под редакцией Л.Г. Петерсон. – М.:УМЦ «Школа 2000…», Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе. (Психолого- дидактический подход). - Ростов н/Д., Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности). - М.: "Эгвес", Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). Минск, Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека М.: Смысл, 2007 Выготский Л.С. Мышление и речь Собр. соч. В 6 т. Т. 2. М.: Педагогика, Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТЕРО, Зинченко В.П. Психологические основы педагогики (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина ВВ. Давыдова). М.: Гардарики, Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра / Под ред. А.А. Леонтьева. М.: Смысл, Скрипкина Ю.В. Метапредметный подход в новых образовательных стандартах: вопросы реализации. // Интернет-журнал "Эйдос" Эльконин Д.Б. Избр. психол. труды. М.: Педагогика, Материалы сайта