Развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся методист ГМЦ Лапшина Е.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок – творческий отчет. Цель: практическое применение знаний по теме или разделу; формирование исследовательских навыков учащихся. Подготовительный этап:
Advertisements

Игровые технологии в образовательном процессе МОУ «Средняя общеобразовательная школа 7.
Методы обучения Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему, научить детей почувствовать его истинный вкус и назначение. Процесс этот.
«Современный урок в школе- основная организационная форма реализации принципов развивающего обучения» МОУ СОШ 42 зам. директора по УВР Романова О.Г.
Применение электронных образовательных ресурсов (ЭОР) на уроках разного типа (вида)
МОУ ГИМНАЗИЯ 11 КРУГЛЫЙ СТОЛ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК: ОПЫТ И ПОИСК.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Ездочное Чернянского района» О проблемном подходе к использованию тестовых заданий на уроках профессионального.
Проблемное обучение « Распознание проблемы, которая может быть решена, и достойна решения, есть … тоже своего рода открытие » М. Полани Кудряшова О. М.
Автор: учитель начальных классов первой категории Нетесова Наталья Юрьевна.
Различные формы и методы контроля и оценки знаний учащихся.
Проектная деятельность на уроках информатики Учитель информатики Сморчкова Н.Я.
Формы занятий в школе ( традиционный подход ). ФГОС НОО Организация детей в учебной и внеурочной деятельности.
Система подготовки учащихся к ЕГЭ по обществознанию Учителя истории и обществознания гимназии 33 Боевой В.В.
Использование современных педагогических технологий при проведении декады математики Авторский коллектив: Скворцова Л.П., учитель математики Курдюкова.
Проблемное обучение – это дидактическая система, основанная на закономерностях творческого усвоения знаний и способов деятельности, включающая сочетание.
МАОУ «КУРОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ» 24 НОЯБРЯ Задачи Усилить практическую и инструментальную ориентацию направленности общего среднего образования: направленность.
Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
Г(О)ОУ СПО «Усманский педколледж» Использование информационно- коммуникационых технологий на уроках информатики для активизации познавательной деятельности.
Подготовила Павлова С.В.- методист. Учебное занятие состоит из следующих этапов: организационного; проверочного: подготовительного; основного; контрольного;
Транксрипт:

Развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся методист ГМЦ Лапшина Е.В.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года сказано: развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей Базовое звено образования – общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

Современному обществу необходимы личности, умеющие на основе полученных знаний создавать что-то новое, творчески подходить к делу, иметь собственное мнение (т.е. по определению психологов с III уровнем развития личности).

Ученик в процессе обучения – субъект учения, т.е. должен иметь потребность и желание познать учебный материал и применить его на практике. Меняя формы и методы ведения учебного занятия, разнообразя их, учитель делает ученика активным участником учебного процесса. мотивация Основа успешного протекания учебного процесса - мотивация

Некоторые приемы и методы создания мотивации Апелляция к жизненному опыту учащихся: Апелляция к жизненному опыту учащихся: Учитель обсуждает с учащимися хорошо знакомые им ситуации, понимание сути которых можно лишь при условии изучения предлагаемого материала. Использование эвристической беседы: Форма обучения, когда учащиеся сами «выводят» законы формулы (вопрос-ответ-вопрос…)

Некоторые приемы и методы создания мотивации Ссылка на то, что приобретаемые на занятии знания понадобятся при изучении какого-то последующего материала или на других предметах. Создание проблемной ситуации: Создание проблемной ситуации: перед учащимися ставится некоторая проблема, преодолевая ее, ученик осваивает те ЗУН, которые он должен освоить по программе курса.

Некоторые приемы и методы создания мотивации Использование занимательного сюжета (занимательных задач) Ролевой подход: Ролевой подход: ученику предлагается выступить в роли того или иного действующего лица, например, исполнителя алгоритма. Исполнение роли заставляет сосредоточиться именно на тех существенных условиях, усвоение которых является учебной целью.

Особенности и преимущества некоторых типов занимательных задач Тип задач Особенности Расширение возможностей обучающего Результат для обучаемого Задачи - рисунки Несоблюдение истинных размеров предмета с размерами изображения. Например, на рисунке дискета может быть такого же размера, что и сканер Формирование умений видеть предметы в необычных ракурсах, развитие творческих способностей, наглядно- образного мышления, пространственного и плоскостного восприятия предметов, организация совместной деятельности (сплочение коллектива) Умение глубже проникать в суть явлений, правильно ставить вопросы и анализировать ответы, развитие интуиции, исследовательских навыков, зрительного внимания, абстрактного мышления

Особенности и преимущества некоторых типов занимательных задач Тип задач Особенности Расширение возможностей обучающего Результат для обучаемого Логиче- ские мини- задачи Данные, приводимые в условии задачи, явно или неявно уводят в сторону от правильного ответа Непосредственная проверка знаний и глубины понимания материала (полно / поверхностно / слабо), активизация учебной деятельности Умение отделять главное от второстепенного, различать существенные и несущественные свойства объектов

Особенности и преимущества некоторых типов занимательных задач Тип задач Особенности Расширение возможностей обучающего Результат для обучаемого Задачи - шутки В условии (формулировке) задачи содержится избыточная или недостаточная информация либо сам ответ в явном виде Опосредованная проверка знаний и глубины понимания материала, снятие эмоционального напряжения Эмоциональная разрядка, развитие фантазии и чувства юмора, умение различать корректно и некорректно поставленные вопросы, ориентироваться в них, правильно устанавливать полноту исходных данных и выявлять недостающие данные, устанавливать противоречие, факт истинности или ложности высказывания, возможность существования объекта с заданными свойствами

Особенности и преимущества некоторых типов занимательных задач Тип задач Особенности Расширение возможностей обучающего Результат для обучаемого Логиче- ские задачи с неполным условием Ответ знает только ведущий (учитель), иначе задача становится неактуальной Формирование умений отличать главное от второстепенного, организация совместной коллективной деятельности Умение слушать друг друга, соотносить свои интересы с интересами коллектива, ставить разумные вопросы, устанавливать связи между различными сторонами явления или процесса, выстраивать причинно- следственные отношения, привлекать дополнительные источники информации и методы исследования, осуществлять анализ и поиск неизвестного в случае неявной постановки вопроса, развитие фантазии, гибкости ума, речи

Применение занимательных задач на различных типах учебных занятий по информатике Тип задачи Тип учебного занятия, на котором рекомендуется применять задачи Этапы учебного занятия, на которых рекомендуется применять задачи Задачи- рисунки Усвоение новых знаний Мотивация изучения темы Комбинированный Актуализация знаний, коррекция опорных знаний и т.д.

Применение занимательных задач на различных типах учебных занятий по информатике Тип задачи Тип учебного занятия, на котором рекомендуется применять задачи Этапы учебного занятия, на которых рекомендуется применять задачи Логичес- кие мини- задачи, задачи- шутки Усвоение новых знаний Первичное применение приобретенных знаний Обобщение и систематизация знаний Актуализация и закрепление знаний, применение приобретенных знаний на практике Проверка, оценка и коррекция знаний, умений и навыков Выполнение отдельных заданий в составе самостоятельных или контрольных работ Комбинированный Закрепление знаний, коррекция опорных знаний и т. д.

Применение занимательных задач на различных типах учебных занятий по информатике Тип задачи Тип учебного занятия, на котором рекомендуется применять задачи Этапы учебного занятия, на которых рекомендуется применять задачи Задачи с неполным условием Повторение материала Применение знаний в стандартных и нестандартных условиях, закреплений знаний Комбинированный Усвоение соответствующей системы знаний, закрепление знаний и т. д.

Приемы и способы взаимодействия учителя с учениками, способствующие развитию познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся

Выдача заданий разного уровня сложности Выдача заданий разного уровня сложности При подготовке самостоятельных, контрольных работ и домашних заданий ориентировка на три уровня сложности: Первый уровень – базовый: задание обязательно для выполнения всеми учениками; Второй уровень – повышенный: выполняется учениками по желанию; Третий уровень – сложный: выполняется учениками по желанию. Каждое задание второго и третьего уровней может оценивается дополнительной отметкой.

Прием «трудная задача»Прием «трудная задача» Подготавливаются задания повышенной сложности по уже изученным и изучаемым темам. Любой желающий может взять одно из заданий и попробовать его выполнить. Если задание выполняется верно, в письменном виде с объяснением решения, ученик получает отличную отметку.

Выполнение конкурсных заданий и решение задач из газеты «Информатика» издательского дома «Первое сентября»Выполнение конкурсных заданий и решение задач из газеты «Информатика» издательского дома «Первое сентября» На стенде вывешиваются конкурсные задания из вкладки «В мир информатики» газеты «Информатика». Любой ученик может попробовать выполнить это задание. Ответы высылаются в редакцию. Фамилии всех приславших правильные ответы публикуются в очередном номере газеты, а лучшие – награждаются дипломами.

При объяснении материала или при его контроле учитель часто использует систему вопросов. Они могут быть выражены нестандартным способом, например в виде викторин или кроссвордов. В работе учителя с точки зрения обучающих целей это практически ничего не меняет, но за счет нестандартной подачи материала облегчает работу с учащимися, повышает их интерес и мотивацию к учению. Викторины Викторины как средство обучения имеет смысл использовать на начальном этапе учебного занятия (контроль или актуализация знаний) или на завершающем этапе (закрепление и контроль уровня усвоения материала. Отводимое на работу с викторина ми время не должно превышать 5-6 минут. Кроссворды Кроссворды как средство текущей проверки можно применять как в начале, так и на завершающей стадии учебного занятия. Оптимальное время работы с ними – до 10 минут. Кроссворды для тематической и обобщающей проверки желательно давать учащимся после первой трети урока и отводить на них до 30 минут.

Исторический экскурс к истокам изучаемых вопросов, более глубокое освещение отдельных проблем Исторический экскурс к истокам изучаемых вопросов, более глубокое освещение отдельных проблем Учащиеся готовят доклады и рефераты на темы, выходящие за рамки школьной программы, по которым они выступают на уроках

Выполнение заданий практического содержания с использованием компьютерных технологий, в том числе из других предметных областей Выполнение заданий практического содержания с использованием компьютерных технологий, в том числе из других предметных областей Именно при выполнении заданий из других предметных областей (математики, физики, истории, географии, биологии и др.), вырабатываются осознанные навыки работы с компьютером и программными средствами.

Выполнение творческих работ (проектов) при изучении информационно-коммуникационных технологий Выполнение творческих работ (проектов) при изучении информационно-коммуникационных технологий Учащиеся выполняют творческие работы с использованием графического, текстового редакторов, электронных таблиц, баз данных, языка программирования, технологий создания сайтов.

Использование интерактивных форм организации учебных занятий Использование интерактивных форм организации учебных занятий Использование игровых уроков, уроков- конкурсов, уроков-соревнований, уроков-турниров и др. способствуют повышению интеллектуальной и творческой активности учащихся, что является важнейшим фактором развивающего обучения.

Учебное занятие с дидактической игрой существенным признаком – наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата.Дидактическая игра, в отличие от игр вообще, обладает существенным признаком – наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата. Она имеет устойчивую структуру: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры. Дидактические игры применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. Различают обучающие, контролирующие и обобщающие дидактические игры. систематическом использовании.Дидактические игры становятся эффективным средством активизации учебной деятельности школьников при их систематическом использовании.

Учебное занятие – деловая игра В деловых играх на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации и отношения, в рамках которых выбирается оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы и имитируется его реализация на практике. Деловые игры делятся на производственные, организационно-деятельностные, проблемные, учебные и комплексные. В рамках учебных занятий чаще используются учебные деловые игры.

Учебное занятие – ролевая игра Специфика ролевой игры – целенаправленные действия учащихся в моделируемой жизненной ситуации в соответствии с сюжетом игры и распределенными ролями. Ролевые игры можно разделить по мере возрастания их сложности на три группы: 1.Имитационные, направленные на имитацию определенного профессионального действия; 2.Ситуационные, связанные с решением какой-либо узкой конкретной проблемы – игровой ситуации; 3.Условные, посвященные разрешению, например, учебных или производственных конфликтов и т.д. Формы проведения игр: воображаемые путешествия, дискуссии с распределением ролей, пресс-конференции, уроки-суды и др.

Учебное занятие - соревнование Основу урока-соревнования составляют состязания команд при ответах на вопросы и решении чередующихся заданий, предложенных учителем. Форма проведения таких учебных занятий самая различная. Это поединок, бой, эстафета, соревнования, построенные по сюжетам известных игр: КВН, «Брейн- ринг», «Счастливый случай», «Звездный час», «Своя игра», «Поле чудес», «Слабое звено» и др. В организации и проведении уроков-соревнований выделяют три основных этапа: подготовительный, игровой, подведение итогов. Для каждого конкретного урока эта структура детализируется в соответствии с содержанием используемого материала и особенностями сюжета состязаний.

Учебное занятие - дискуссия Основу уроков-дискуссий составляют рассмотрение и исследование спорных вопросов, проблем, различных подходов при аргументации суждений, решении заданий и т.д. дискуссии-диалоги, групповые дискуссии, массовые дискуссии,Различают дискуссии-диалоги, когда учебное занятие компонуется вокруг диалога двух ее главных участников, групповые дискуссии, когда спорные вопросы решают в процессе групповой работы, а также массовые дискуссии, когда в полемике принимают участие все учащиеся класса. На этапе подготовки урока-дискуссии учитель должен четко сформулировать задание, раскрывающие сущность проблемы и возможные пути ее решения.

Театрализованное учебное занятие Театрализованные уроки проводятся с привлечением театральных средств, атрибутов и их элементов при изучении, закреплении и обобщении программного материала. Такие занятия привлекательны тем, что вносят в ученические будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяют ребятам проявить свою инициативу, способствуют выработке у них чувства взаимопомощи, коммуникативных умений. Театрализованные уроки разделяют по форме их организации: спектакль, салон, сказка, студия и др. Подготовка таких учебных занятий становится результатом коллективной деятельности учителя и учащихся. Складывается демократический тип отношений, когда учитель предлагает учащимся не только знания, но и свой жизненный опыт, раскрывается перед ними как личность.

внеклассные мероприятия: Большую роль в повышении интеллектуальной и творческой активности учащихся играют внеклассные мероприятия: факультативы, кружки и курсы, олимпиады и конкурсы, цель которых – расширение и углубление знаний по предмету, развитие способностей, привитие интереса и вкуса к самостоятельной работе, развитие инициативы, творчества учащихся.

Литература для подготовки к учебным занятиям: Занимательные задачи на уроках информатики. Информатика в школе 5 – Викторины по информатике. Информатика в школе 2 – Проект на уроках информатики. Библиотека журнала «Информатика и образование», Златопольский Д.М. Сборник заданий для внеклассной работы по информатике (Библиотечка «Первого сентября», серия «Информатика». Вып. 1(7), 2006). Босова Л.Л. Занимательные задачи по информатике. – М: БИНОМ, 2005