«Математика и музыка» Выполнила ученица 9 А класса ГБОУ СОШ 274 КОРЯГИНА АЛЕКСАНДРА
А у истоков музыкальной грамотности стоял Пифагор.
Какая связь между математикой и музыкой? Дважды два – четыре, А не три, а не пять – это надо знать! Дважды два – четыре, А не шесть, а не семь – это ясно всем! Трижды три навеки – девять, Ничего тут не поделать! И нетрудно сосчитать, Сколько будет пятью пять! Пятью пять – двадцать пять! Совершенно верно! сл. М.Пляцковского, муз. В.Шаинского
Начало счета в музыке. На уроках сольфеджио ученики сразу встречаются с математикой: нот 7 : до, ре, ми, фа, соль, ля, си; 5 линеек нотного стана; интервалы: ч 1, м 2, б 2, м 3, б 3, ч 4, ч 5, м 6, б 6, м 7, б 7, ч 8.
Ноты и паузы. В нотных записях используются: целые ноты и целые паузы, половинные ноты и половинные паузы, четвертные ноты и четвертные паузы, восьмые ноты и восьмые паузы, шестнадцатые ноты и шестнадцатые паузы, тридцать вторые и так далее.
Нотный стан
Запись нот.
Музыкальная форма произведений. Одночастная. Двухчастная. Трехчастная, когда первая и третья части похожи. 1 часть 3 часть 2 часть
Тональности. В музыке существует понятие параллельных тональностей. В них одинаковое количество знаков альтерации: диезов или бемолей.
Кварто-квинтовый круг мажорных тональностей
Последовательность. Вся музыка записывается символами (нотами), как и математика. Даже обозначение звучания похоже на математические знаки «больше» или «меньше». crescendo diminuendo
Партии в хоре и оркестре. Партии в хоре исчисляются тоже математическими числами: первая или первый голос, вторая или второй голос, третья или третий голос и так далее. А в оркестре есть понятие «первая скрипка».
Готфрид Лейбниц «Музыка есть таинственная арифметика души; она вычисляет, сама того не сознавая!»