Кафедра гуманитарного образования ИРО Проектирование введения ФГОС-2 в предметах социально-гуманитарного и художественно- эстетического цикла дисциплин
Актуальность проблемы В российском образовании осуществляется переход на этап инновационного развития Главные ориентиры в обновлении ММС: - национальная инициатива «Наша новая школа»; - государственная программа "Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2010–2015 годы«; -«Модель развития образования 2020» -Новый закон «Об образовании» -ФГОС второго поколения НОО и ООО - Целевые комплексные программы и проекты развития образования Кировской области -Перечень единичных проектов, входящих в состав комплексных школьных, муниципальных, региональных проектов введения ФГОС-2
КАКОВА ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ? ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, ПРИЗВАННОЙ СТАТЬ ОСНОВНЫМ ИНСТРУМЕНТОМ СОЦИО- КУЛЬТУРНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
ИнКО «Образовательные стандарты нового поколения»: основные задачи и результаты Основные задачи: 1. Разработать и реализовать модели и планы- графики введения ФГОС-2 2. Разработать методические рекомендации по созданию основной образовательной программы, программы воспитания и социализации, примерных программ внеурочной деятельности с учетом региональных особенностей
ИнКО «Образовательные стандарты нового поколения»: основные задачи и результаты ИННОВАЦИОННЫЕ КОМПЛЕКСЫ В ОБРАЗОВАНИИ (ИнКО) Результаты: повышение уровня готовности педагогических и руководящих работников к введению ФГОС-2, формирование позитивного общественного мнения о стандартах второго поколения
Кафедра гуманитарного образования ИРО Каковы основания для проектирования введения ФГОС на основе интеграции содержания?
КАКОВЫ ТРЕБОВАНИЯ К НОВОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ? НЕОБХОДИМОСТЬ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕЙ ЖИЗНИ ЖИЗНЕННО НАСУЩНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ НОВОГО ВИДА ГРАМОТНОСТИ – ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАЦИОННОЙ ВОЗМОЖНОСТЬ ОДНОВРЕМЕННОГО ДВИЖЕНИЯ ПО НЕСКОЛЬКИМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ТРАЕКТОРИЯМ УСИЛЕНИЕ КРЕАТИВНЫХ НАЧАЛ УЧАЩИХСЯ РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРОЕКТНОСТЬ ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ РАСШИРЕНИЕ СПЕКТРА ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ И ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЗАПОМИНАНИЯ
НОВАЯ ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ вооружить учащихся не столько знаниями, сколько способами овладения ими. В условиях резкого увеличения объема знаний требуется смена педагогических приоритетов - научить учащихся учиться. нацеленность на формирование метапредметных способов деятельности, включающих освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности, организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.
Обновление содержания образования означает увеличение объема гуманитарных знаний о человеке и обществе, о населении и народах мира. Это сведения, прежде всего, о материальной и духовной культуре народов. Духовная культура – это наука, искусство, просвещение, религия. Она проявляется во взглядах человека, его убеждениях, отношении к природе, друг к другу, обществу. Различия в культуре народов мира обусловлены как природными условиями, так и хозяйственной деятельностью населения.
Кто является ключевой фигурой в процессе введения ФГОС? Кафедра гуманитарного образования ИРО
новый тип педагогического труда развитие способностей решать познавательные, мировоззренческие, нравственные проблемы, коммуникативные, в т.ч. на основе собственного социального опыта; развитие самостоятельности и ответственности ученика; создание условий для приобретения опыта постановки и достижения целей обучающимися; формирование индивидуальных образовательных траекторий (маршрутов) обучения; построение собственной учебной деятельности; обучение способам поиска, эффективного преобразования разных источников знаний и представления информации; приемам и методам умственного труда; основам коммуникативных умений.
КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ требования
ММС определяется как социальный институт, создаваемый органами местного самоуправления для реализации стратегических задач образовательной политики, связанной с -кадровым и научно-методическим обеспечением системы непрерывного повышения квалификации с введением ФГОС-2 -Созданием муниципальной (региональной) системы информационного сопровождения процесса введения ФГОС-2
Актуальность проблемы
Цель: развитие профессиональной компетентности педагогов в области решения новых образовательных задач, связанных с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, информационно- коммуникационных технологий, инклюзивного образования в массовой школе и др. Задачи: Создание единого интегрированного методического образовательного открытого пространства, способствующего консолидации усилий и интеграции потенциальных возможностей субъектов методической работы Внедрение сетевой организации и других технологий, направленных на развитие профессиональной компетентности педагогов и методистов на основе мониторинга Обновление содержания методической работы на муниципальном уровне через ориентацию на формирование проектировочных умений педагогов, использование информационно-коммуникационных технологий и их подготовку к реализации федерального государственного образовательного стандарта второго поколения Освоение самопроектирования управленческой деятельности методистов, проектного управления как механизма развития их профессиональной компетентности.
Содержание инновационной модели ММС и технология ее реализации Ведущая технология методической работы - сетевая организация единого методического образовательного открытого пространства Основная форма сетевого взаимодействия – проекты
Инновационные комплексы образования РМК, РМО как учебные центры Центр проектов Редакционно -издательская группа Исследовательская, ОЭ группа при каф. гуманитарного образования ИРо тьюторы, социальные партнеры Педагогические площадки Тьюторские площадки Совет ИнКО Экспертная группа Модель регионального Ин Ко «Образовательные стандарты нового поколения в предметах социально-гуманитарного и ХЭ цикла дисциплин»
Кафедра гуманитарного образования ИРО Введение ФГОС – новый шанс профессионального развития педагога, системы образования, личности, общества и государства
Этапы введения ФГОС 1. Анализ существующей образовательной системы школы с точки зрения ее соответствия требованиям стандарта и выявление необходимых изменений в ней. 2. Проектирование модернизации образовательной системы школы. 3. Формирование и подготовка рабочей группы инновационного проекта. 4. Планирование модернизации образовательной системы школы и ее приведения в соответствие требованиям стандарта. 5. Реализация изменений.
Что важно учитывать в выстраивании методической работы Организационное обеспечение Формирование координационной группы с целью определения необходимых изменений в ГО школ Создания плана мероприятий МД РМК, предметных РМО по внедрению ФГОС НОО ФГОС ООО Системная работа по научно-методическому сопровождению введения ФГОС-2 Знакомство с опытом регионов России, участвующих в апробации ФГОС-2 Анализ существующих программ и учебников на соответствие положениям ФГОС, достижению планируемых результатов. Муниципальный конкурс рабочих программ и программ второй половины дня
Кафедра гуманитарного образования ИРО Множественность моделей введения ФГОС
Этап 1- Формирование и подготовка рабочей группы по разработке проекта модернизированной образовательной системы школы Результаты работы на этапе: определен список участников рабочей группы; обеспечена максимально возможная при жестких временных рамках подготовка рабочей группы к работе в проекте; определены задачи членов рабочей группы по разработке проекта модернизации ООО в предметах социально-гуманитарного и художественно-эстетического образования
Этап 2 – Определение необходимых изменений в образовательной системе школы Задачи этапа: определить, какие изменения требуется произвести: в образовательных целях; в учебном плане; в содержании учебных программ и программ внеучебной деятельности; в образовательных технологиях; в условиях реализации образовательных программ; в способах и организационных механизмах контроля образовательного процесса и оценки его результатов.
Этап 2 – Результаты анализа предметной области гуманитарного образования Несоответствия образовательной системы школы требованиям ФГОС: не обеспечивается деятельностный компонент предметных целей; отсутствие необходимого содержания; отсутствие необходимых технологий; недостаточная квалификация учителей; несовершенство системы контроля и оценивания образовательных результатов.
Этап 2 – Затруднения, возникающие у учителей при выполнении этапа Непонятно, как формировать универсальные учебные действия по большинству предметов. Некоторые цели определены недостаточно четко, например, стремления использовать знания в повседневной жизни, формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира. Отсутствует ряд примерных программ, в частности «Художественный труд», «Иностранный язык» Учитель не готов к укреплению здоровья учащихся. Он не знает специальных методик, технологий, не имеет диагностических средств В тематическом плане представлены характеристики учебных действий учащихся, но учителя не готовы к их формированию. При минимальной наполняемости класса в 25 человек такие технологии, как: как уровневая дифференциация, проектная деятельность применить трудно. Учитель не подготовлен к использованию таких технологий, как обучение на основе «учебных ситуаций», информационные и коммуникационные технологии
Этап 2 – Результаты анализа внеучебной деятельности Несоответствия образовательной системы школы требованиям ФГОС: отсутствие комплексной программы внеучебной деятельности; отсутствие специально подготовленных педагогических кадров для ведения внеучебной деятельности учащихся; отсутствие корпоративного взаимодействия всех заинтересованных учреждений МОС
Этап 3 - Разработка проекта модернизированной образовательной системы предметов социально- гуманитарного и ХЭ цикла дисциплин. Задача этапа: Определить, какой должна стать образовательная система предметов социально-гуманитарного и ХЭ цикла дисциплин, чтобы соответствовать нормативной модели, определяемой новыми стандартами основного общего образования.
Кафедра гуманитарного образования ИРО Инструменты управления введением ФГОС
Этап 3 – Результаты проектирования изменений в предметной области социально-гуманитарное образование Для модернизации образовательной системы требуется: ввести Программу формирования УУД в содержание учебных программ; ввести новые технологии: уровневая дифференциация, проблемное обучение, обучение на основе учебных ситуаций, информационно-коммуникативные, развития критического мышления; парацентрическая технология, ТРИС, модульного обучения и т.д. организовать семинары по следующим направлениям: «Формирование УУД», «Активные формы обучения», «Информационно-коммуникативные технологии обучения школьников», «Фор мирование фундаментального ядра содержания», «Духовно-нравственное развитие и воспитание в пространстве урока и дополнительного социально-гуманитарного образования»; ввести новые способы и механизмы контроля и оценки: «Вопросы для самоанализа», «Оценивание процесса выполнения УЗ», «Критериальная оценка уровня сформированности УУД», портфолио школьных достижений, рейтинг и т.д.
Этап 3 – Результаты проектирования изменений в предметной области музыка Для модернизации образовательной системы требуется: ввести музыкальный и песенный репертуар в содержание учебной программы по музыке; организовать семинар «Информационно- коммуникативные методы при обучении музыке»; приобрести: клавишные синтезаторы, баян, мультимедийный проектор, магнитная доска, сканер и принтер, атрибуты народных костюмов, звучащие игрушки, мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике
Этап 3 – Результаты проектирования изменений во внеучебной деятельности Для модернизации образовательной системы требуется: разработать комплексную программу внеучебной деятельности; организовать семинары по следующим направлениям внеучебной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно- эстетическое, научно-познавательное, военно- патриотическое, общественно-полезная деятельность, проектная деятельность.
Этап 4 - Разработка плана-графика модернизации образовательной системы ФГОС ООО в предметах социально-гуманитарного и ХЭ образования Задачи этапа - разработать план-график модернизации образовательной системы ФГОС ООО в предметах социально-гуманитарного и ХЭ образования школы и определить: полный состав действий, необходимых для реализации изменений в образовательной системе школы по предметам СГ и ХЭ цикла дисциплин; планы-графики реализации нововведений (инновационных проектов); согласовать по срокам реализацию инновационных проектов, обеспечив их скоординированность; распределить все инновационные проекты во времени.
На конкурентноспособность образовательных услуг ММС влияют новые формы методической работы движение «Школа мастеров»; единое информационное интернет-пространство на муниципальном уровне; ассоциации педагогов-победителей профессиональных конкурсов; стажировки педагогов на базе образовательных учреждений, реализующих инновационные образовательные программы; модель сетевого взаимодействия в педагогическом сообществе; семинары-практикумы, в рамках которых педагоги осваивают сетевые и кейс-технологии дистанционного обучения и др. сетевая информационно-методическая среда работников образования муниципалитета, разработка и реализация единичных и школьных проектов; формирование и презентация профессионального портфолио; вебинары, открытые дискуссии, тематические и проблемные семинары, круглые столы, деятельность со СМИ и т.п.
Этап 4 – Результаты планирования модернизации образовательной системы Фрагмент плана п/п Этапы единичного проекта и решаемые задачи сроки Ответстве нные исполните ли Ожидаемые результаты началоокончани я Изменения в предметной области «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», « География», «История», «МХК», «Музыка» 1.1Введение нового раздела « Формирование духовно- нравственной культуры обучающихся» средствами содержания учебной программы по предмету Ноябрь 2011 Зам. директора по УВР, председате ли МО Обновленна я учебная программа по предметам СГ и ХЭ цикла дисциплин 1.2Введение Программы формирования УУД в содержание учебной программы по математике Декабрь 2011 Февраль 2011 Зам. директора по УВР, председате ли МО, учителя начальной школы Обновленна я учебная программа по математике
С ЧЕГО НАЧАТЬ? Создание рабочей группы по подготовке к введению стандартов второго поколения. Изучение материалов ФГОС НОО и ФГОС ООО. Проведение семинаров, круглых столов и др. форм, направленных на методическое сопровождение процесса Подготовка проектов документации ( анализ состояния преподавания предмета, рабочих программ учителей, пакета контрольно-измерительных материалов).
Последовательность действий по переходу ОУ на ФГОС НОО 1. Определить уровень готовности педагогов к реализации ФГОС 2. Проанализировать существующую образовательную систему школ по предметам социально-гуманитарного образования, чтобы привести её в соответствие с нормативной моделью, определяемой ФГОС: - в образовательных целях; - в учебном плане; - в содержании учебных программ и программ внеучебной деятельности; - в образовательных технологиях; - в условиях реализации образовательных программ; - способах и организационных механизмах контроля образовательного процесса и оценки его результата; 3. Определить необходимое ресурсное обеспечение образовательного процесса школ района;
4. Внести необходимые изменения и корректировки в план мероприятий по введению ФГОС на школьном, муниципальном, региональном уровне 5. Разработать план – график последовательных действий по переходу на ФГОС нового поколения; 6. Реализовать запланированные изменения в образовательные, рабочие программы. 7. Создать сеть взаимодействия смотивированных педагогов на достижение профессионального успеха с введением ФГОС при поддержке общественности 8. Информирование, выстраивание диалога с родителями, учащимися, представителями государственных и муниципальных органов власти по освоению требований ФГОС
Этап 5 - Реализация запланированных изменений в образовательной системе школы по предметам СГ и ХЭ цикла дисциплин Задача этапа - спроектировать и ввести в действие организационный механизм управления процессом модернизации образовательной системы школы по предметам СГ и ХЭ цикла дисциплин в соответсвии с требованиями ФГОС-2
Кафедра гуманитарного образования ИРО Что считать результатом введения ФГОС?
Этап 5 – Результат проектирования механизма управления ходом модернизации образовательной системы школы. Фрагмент проекта механизма контроля Объекты контроля Месяцы и субъекты контроля Методы сбора информации Изменения в предметной области «Русский язык», «Литература»,»География», «История», «МХК», «Музыка» 1.1. Освоение нового содержания образования Беседа с педагогами; посещение уроков; изучение документации 1.2. Освоение новых образовательных технологий Беседа с педагогами;посещениеуроков 1.3. Повышение квалификации педагогических кадров Беседа с педагогами; посещение уроков; изучение документации
АКТУАЛЬНЫЕ направления МД: создание оптимальных условий и ресурсов для развития профессиональной, предметной, методической компетентностей педагогов ( главная задача) построение динамичной системы вариативных организационных форм деятельности педагогов по достижению поставленных целей и задач ( системный подход) Разработка критериев и показателей оценки выполнения поставленных целей и задач обновления содержания, организационных форм, анализ объектов мониторинга выполнения поставленных задач (диагностический подход) Оценка эффективности результатов профессиональной деятельности с ориентацией выполнения ФГОС-2 Регулируемый подход, что подразумевает возможности изменений целевых установок, планов реализации, диагностических процедур и других характеристик процесса на всех этапах в зависимости от результатов мониторинга.
Методическая работа -Аналитический семинар «ФГОС начального, основного общего образования: концептуальные основы, структура и содержание, механизм реализации» (Сравнительный анализ действующих и новых ФГОС. -Тема «Требования ФГОС-2 и ресурсы их обеспечения») -Новые научно-методические подходы в реализации ФГОС-2 в предметах социально-гуманитарного образования (формирование фундаментального ядра содержания, УУД) -Круглый стол «Обсуждаем три блока ФГОС второго поколения: структуру, результаты, условия». -Семинар – практикум «Программа развития УУД основного общего образования». -Мастер-класс (для учителей ) -Изучение ИКТ 1)практикумы в области ИКТ-компетентности учителя – 2)использование ИКТ- средств в образовательном процессе 3) семинар на базе школы «ИКТ в образовательном процессе (для учителей)
Общие выводы 1. Апробация модели введения ФГОС в школах ГОУ показала, что она может служить надежным инструментом выявления необходимых для введения нового стандарта изменений в образовательной системе школы, проектирования этих изменений, планирования их реализации и построения механизма управления изменениями. 2. Вместе с тем, персонал образовательного учреждения испытывает значительные трудности при реализации алгоритма действий, определенных моделью ФГОС-2, обусловленные: недостаточной четкостью проработки и определенностью ряда положений ФГОС; слабой инфомированностью персонала школы и родительской общественности о существующих образовательных программах и образовательных технологиях, которые могут быть использованы для модернизации образовательной системы школы в соответствии с требованиями ФГОС-2; слабой подготовленностью учителей к инновационной деятельности в режиме проектирования результатов профессиональной деятельности.
Спасибо за внимание! Кафедра гуманитарного образования ИРО Л.А. Чурина, зав. каф. гуманитарного образования, к.п.н. А.Г. Шурыгина, ст. преподаватель каф. ГО (РГО),ЗУ РФ