Кафедра гуманитарного образования ИРО Проектирование введения ФГОС-2 в предметах социально-гуманитарного и художественно- эстетического цикла дисциплин.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Система работы по введению ФГОС основного общего образования: проблемы и перспективы.
Advertisements

Долинюк Валентина Александровна, ведущий специалист Департамента образования. Деятельность МОУ по введению ФГОС начального общего образования.
2 Критерии готовности ОУ к введению стандарта - определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию.
ПЕРЕХОД СПЕЦИАЛЬНОГО ( КОРРЕКЦИОННОГО ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НА ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ. Хорошева Ю. В. заместитель.
Организация введения ФГОС на муниципальном уровне (методический аспект) Методист начальных классов МБУ ГНМЦ г.Читы Мыльникова О.И.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Система работы по введению ФГОС основного общего образования: проблемы и перспективы © В.В. Кучурин, к.и.н., ведущий научный сотрудник НИЦ ЛОИРО.
О задачах деятельности муниципальных и школьных рабочих групп на учебный год. Дозморова Е.В.
Модель и алгоритм деятельности общеобразовательного учреждения в условиях введения образовательных стандартов второго поколения Семинар 8.
Разработка дорожной карты по введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Евстафьева С.А., ст.научный.
Дорожная карта введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2014 г.
Задачи деятельности муниципальных структур образования по организационно-методическому обеспечению реализации ФГОС в условиях формирования новой образовательной.
Муниципальная модель методического сопровождения ФГОС общего образования.
Шуляк Н. В.. Этапы разработки и осуществления программы модернизации 1. Формирование рабочей группы по разработке проекта модернизированной образовательной.
Автор: Коновалова Е.Н., заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 5 п.Печенга Стандарты второго поколения второго поколения.
Разработка дорожной карты по введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 18 декабря 2013 г. МОУ ДОВ.
« Научно-методическое обеспечение введения ФГОС » Логвинова И.М.
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
Основные характеристики нового стандарта Команда МОУ Нижнекужебарскоая СОШ.
Методическая работа в образовательном учреждении в условиях внедрения ФГОС.
Транксрипт:

Кафедра гуманитарного образования ИРО Проектирование введения ФГОС-2 в предметах социально-гуманитарного и художественно- эстетического цикла дисциплин

Актуальность проблемы В российском образовании осуществляется переход на этап инновационного развития Главные ориентиры в обновлении ММС: - национальная инициатива «Наша новая школа»; - государственная программа "Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2010–2015 годы«; -«Модель развития образования 2020» -Новый закон «Об образовании» -ФГОС второго поколения НОО и ООО - Целевые комплексные программы и проекты развития образования Кировской области -Перечень единичных проектов, входящих в состав комплексных школьных, муниципальных, региональных проектов введения ФГОС-2

КАКОВА ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ? ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, ПРИЗВАННОЙ СТАТЬ ОСНОВНЫМ ИНСТРУМЕНТОМ СОЦИО- КУЛЬТУРНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

ИнКО «Образовательные стандарты нового поколения»: основные задачи и результаты Основные задачи: 1. Разработать и реализовать модели и планы- графики введения ФГОС-2 2. Разработать методические рекомендации по созданию основной образовательной программы, программы воспитания и социализации, примерных программ внеурочной деятельности с учетом региональных особенностей

ИнКО «Образовательные стандарты нового поколения»: основные задачи и результаты ИННОВАЦИОННЫЕ КОМПЛЕКСЫ В ОБРАЗОВАНИИ (ИнКО) Результаты: повышение уровня готовности педагогических и руководящих работников к введению ФГОС-2, формирование позитивного общественного мнения о стандартах второго поколения

Кафедра гуманитарного образования ИРО Каковы основания для проектирования введения ФГОС на основе интеграции содержания?

КАКОВЫ ТРЕБОВАНИЯ К НОВОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ? НЕОБХОДИМОСТЬ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕЙ ЖИЗНИ ЖИЗНЕННО НАСУЩНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ НОВОГО ВИДА ГРАМОТНОСТИ – ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАЦИОННОЙ ВОЗМОЖНОСТЬ ОДНОВРЕМЕННОГО ДВИЖЕНИЯ ПО НЕСКОЛЬКИМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ТРАЕКТОРИЯМ УСИЛЕНИЕ КРЕАТИВНЫХ НАЧАЛ УЧАЩИХСЯ РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРОЕКТНОСТЬ ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ РАСШИРЕНИЕ СПЕКТРА ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ И ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЗАПОМИНАНИЯ

НОВАЯ ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ вооружить учащихся не столько знаниями, сколько способами овладения ими. В условиях резкого увеличения объема знаний требуется смена педагогических приоритетов - научить учащихся учиться. нацеленность на формирование метапредметных способов деятельности, включающих освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности, организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.

Обновление содержания образования означает увеличение объема гуманитарных знаний о человеке и обществе, о населении и народах мира. Это сведения, прежде всего, о материальной и духовной культуре народов. Духовная культура – это наука, искусство, просвещение, религия. Она проявляется во взглядах человека, его убеждениях, отношении к природе, друг к другу, обществу. Различия в культуре народов мира обусловлены как природными условиями, так и хозяйственной деятельностью населения.

Кто является ключевой фигурой в процессе введения ФГОС? Кафедра гуманитарного образования ИРО

новый тип педагогического труда развитие способностей решать познавательные, мировоззренческие, нравственные проблемы, коммуникативные, в т.ч. на основе собственного социального опыта; развитие самостоятельности и ответственности ученика; создание условий для приобретения опыта постановки и достижения целей обучающимися; формирование индивидуальных образовательных траекторий (маршрутов) обучения; построение собственной учебной деятельности; обучение способам поиска, эффективного преобразования разных источников знаний и представления информации; приемам и методам умственного труда; основам коммуникативных умений.

КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ требования

ММС определяется как социальный институт, создаваемый органами местного самоуправления для реализации стратегических задач образовательной политики, связанной с -кадровым и научно-методическим обеспечением системы непрерывного повышения квалификации с введением ФГОС-2 -Созданием муниципальной (региональной) системы информационного сопровождения процесса введения ФГОС-2

Актуальность проблемы

Цель: развитие профессиональной компетентности педагогов в области решения новых образовательных задач, связанных с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, информационно- коммуникационных технологий, инклюзивного образования в массовой школе и др. Задачи: Создание единого интегрированного методического образовательного открытого пространства, способствующего консолидации усилий и интеграции потенциальных возможностей субъектов методической работы Внедрение сетевой организации и других технологий, направленных на развитие профессиональной компетентности педагогов и методистов на основе мониторинга Обновление содержания методической работы на муниципальном уровне через ориентацию на формирование проектировочных умений педагогов, использование информационно-коммуникационных технологий и их подготовку к реализации федерального государственного образовательного стандарта второго поколения Освоение самопроектирования управленческой деятельности методистов, проектного управления как механизма развития их профессиональной компетентности.

Содержание инновационной модели ММС и технология ее реализации Ведущая технология методической работы - сетевая организация единого методического образовательного открытого пространства Основная форма сетевого взаимодействия – проекты

Инновационные комплексы образования РМК, РМО как учебные центры Центр проектов Редакционно -издательская группа Исследовательская, ОЭ группа при каф. гуманитарного образования ИРо тьюторы, социальные партнеры Педагогические площадки Тьюторские площадки Совет ИнКО Экспертная группа Модель регионального Ин Ко «Образовательные стандарты нового поколения в предметах социально-гуманитарного и ХЭ цикла дисциплин»

Кафедра гуманитарного образования ИРО Введение ФГОС – новый шанс профессионального развития педагога, системы образования, личности, общества и государства

Этапы введения ФГОС 1. Анализ существующей образовательной системы школы с точки зрения ее соответствия требованиям стандарта и выявление необходимых изменений в ней. 2. Проектирование модернизации образовательной системы школы. 3. Формирование и подготовка рабочей группы инновационного проекта. 4. Планирование модернизации образовательной системы школы и ее приведения в соответствие требованиям стандарта. 5. Реализация изменений.

Что важно учитывать в выстраивании методической работы Организационное обеспечение Формирование координационной группы с целью определения необходимых изменений в ГО школ Создания плана мероприятий МД РМК, предметных РМО по внедрению ФГОС НОО ФГОС ООО Системная работа по научно-методическому сопровождению введения ФГОС-2 Знакомство с опытом регионов России, участвующих в апробации ФГОС-2 Анализ существующих программ и учебников на соответствие положениям ФГОС, достижению планируемых результатов. Муниципальный конкурс рабочих программ и программ второй половины дня

Кафедра гуманитарного образования ИРО Множественность моделей введения ФГОС

Этап 1- Формирование и подготовка рабочей группы по разработке проекта модернизированной образовательной системы школы Результаты работы на этапе: определен список участников рабочей группы; обеспечена максимально возможная при жестких временных рамках подготовка рабочей группы к работе в проекте; определены задачи членов рабочей группы по разработке проекта модернизации ООО в предметах социально-гуманитарного и художественно-эстетического образования

Этап 2 – Определение необходимых изменений в образовательной системе школы Задачи этапа: определить, какие изменения требуется произвести: в образовательных целях; в учебном плане; в содержании учебных программ и программ внеучебной деятельности; в образовательных технологиях; в условиях реализации образовательных программ; в способах и организационных механизмах контроля образовательного процесса и оценки его результатов.

Этап 2 – Результаты анализа предметной области гуманитарного образования Несоответствия образовательной системы школы требованиям ФГОС: не обеспечивается деятельностный компонент предметных целей; отсутствие необходимого содержания; отсутствие необходимых технологий; недостаточная квалификация учителей; несовершенство системы контроля и оценивания образовательных результатов.

Этап 2 – Затруднения, возникающие у учителей при выполнении этапа Непонятно, как формировать универсальные учебные действия по большинству предметов. Некоторые цели определены недостаточно четко, например, стремления использовать знания в повседневной жизни, формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира. Отсутствует ряд примерных программ, в частности «Художественный труд», «Иностранный язык» Учитель не готов к укреплению здоровья учащихся. Он не знает специальных методик, технологий, не имеет диагностических средств В тематическом плане представлены характеристики учебных действий учащихся, но учителя не готовы к их формированию. При минимальной наполняемости класса в 25 человек такие технологии, как: как уровневая дифференциация, проектная деятельность применить трудно. Учитель не подготовлен к использованию таких технологий, как обучение на основе «учебных ситуаций», информационные и коммуникационные технологии

Этап 2 – Результаты анализа внеучебной деятельности Несоответствия образовательной системы школы требованиям ФГОС: отсутствие комплексной программы внеучебной деятельности; отсутствие специально подготовленных педагогических кадров для ведения внеучебной деятельности учащихся; отсутствие корпоративного взаимодействия всех заинтересованных учреждений МОС

Этап 3 - Разработка проекта модернизированной образовательной системы предметов социально- гуманитарного и ХЭ цикла дисциплин. Задача этапа: Определить, какой должна стать образовательная система предметов социально-гуманитарного и ХЭ цикла дисциплин, чтобы соответствовать нормативной модели, определяемой новыми стандартами основного общего образования.

Кафедра гуманитарного образования ИРО Инструменты управления введением ФГОС

Этап 3 – Результаты проектирования изменений в предметной области социально-гуманитарное образование Для модернизации образовательной системы требуется: ввести Программу формирования УУД в содержание учебных программ; ввести новые технологии: уровневая дифференциация, проблемное обучение, обучение на основе учебных ситуаций, информационно-коммуникативные, развития критического мышления; парацентрическая технология, ТРИС, модульного обучения и т.д. организовать семинары по следующим направлениям: «Формирование УУД», «Активные формы обучения», «Информационно-коммуникативные технологии обучения школьников», «Фор мирование фундаментального ядра содержания», «Духовно-нравственное развитие и воспитание в пространстве урока и дополнительного социально-гуманитарного образования»; ввести новые способы и механизмы контроля и оценки: «Вопросы для самоанализа», «Оценивание процесса выполнения УЗ», «Критериальная оценка уровня сформированности УУД», портфолио школьных достижений, рейтинг и т.д.

Этап 3 – Результаты проектирования изменений в предметной области музыка Для модернизации образовательной системы требуется: ввести музыкальный и песенный репертуар в содержание учебной программы по музыке; организовать семинар «Информационно- коммуникативные методы при обучении музыке»; приобрести: клавишные синтезаторы, баян, мультимедийный проектор, магнитная доска, сканер и принтер, атрибуты народных костюмов, звучащие игрушки, мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике

Этап 3 – Результаты проектирования изменений во внеучебной деятельности Для модернизации образовательной системы требуется: разработать комплексную программу внеучебной деятельности; организовать семинары по следующим направлениям внеучебной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно- эстетическое, научно-познавательное, военно- патриотическое, общественно-полезная деятельность, проектная деятельность.

Этап 4 - Разработка плана-графика модернизации образовательной системы ФГОС ООО в предметах социально-гуманитарного и ХЭ образования Задачи этапа - разработать план-график модернизации образовательной системы ФГОС ООО в предметах социально-гуманитарного и ХЭ образования школы и определить: полный состав действий, необходимых для реализации изменений в образовательной системе школы по предметам СГ и ХЭ цикла дисциплин; планы-графики реализации нововведений (инновационных проектов); согласовать по срокам реализацию инновационных проектов, обеспечив их скоординированность; распределить все инновационные проекты во времени.

На конкурентноспособность образовательных услуг ММС влияют новые формы методической работы движение «Школа мастеров»; единое информационное интернет-пространство на муниципальном уровне; ассоциации педагогов-победителей профессиональных конкурсов; стажировки педагогов на базе образовательных учреждений, реализующих инновационные образовательные программы; модель сетевого взаимодействия в педагогическом сообществе; семинары-практикумы, в рамках которых педагоги осваивают сетевые и кейс-технологии дистанционного обучения и др. сетевая информационно-методическая среда работников образования муниципалитета, разработка и реализация единичных и школьных проектов; формирование и презентация профессионального портфолио; вебинары, открытые дискуссии, тематические и проблемные семинары, круглые столы, деятельность со СМИ и т.п.

Этап 4 – Результаты планирования модернизации образовательной системы Фрагмент плана п/п Этапы единичного проекта и решаемые задачи сроки Ответстве нные исполните ли Ожидаемые результаты началоокончани я Изменения в предметной области «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», « География», «История», «МХК», «Музыка» 1.1Введение нового раздела « Формирование духовно- нравственной культуры обучающихся» средствами содержания учебной программы по предмету Ноябрь 2011 Зам. директора по УВР, председате ли МО Обновленна я учебная программа по предметам СГ и ХЭ цикла дисциплин 1.2Введение Программы формирования УУД в содержание учебной программы по математике Декабрь 2011 Февраль 2011 Зам. директора по УВР, председате ли МО, учителя начальной школы Обновленна я учебная программа по математике

С ЧЕГО НАЧАТЬ? Создание рабочей группы по подготовке к введению стандартов второго поколения. Изучение материалов ФГОС НОО и ФГОС ООО. Проведение семинаров, круглых столов и др. форм, направленных на методическое сопровождение процесса Подготовка проектов документации ( анализ состояния преподавания предмета, рабочих программ учителей, пакета контрольно-измерительных материалов).

Последовательность действий по переходу ОУ на ФГОС НОО 1. Определить уровень готовности педагогов к реализации ФГОС 2. Проанализировать существующую образовательную систему школ по предметам социально-гуманитарного образования, чтобы привести её в соответствие с нормативной моделью, определяемой ФГОС: - в образовательных целях; - в учебном плане; - в содержании учебных программ и программ внеучебной деятельности; - в образовательных технологиях; - в условиях реализации образовательных программ; - способах и организационных механизмах контроля образовательного процесса и оценки его результата; 3. Определить необходимое ресурсное обеспечение образовательного процесса школ района;

4. Внести необходимые изменения и корректировки в план мероприятий по введению ФГОС на школьном, муниципальном, региональном уровне 5. Разработать план – график последовательных действий по переходу на ФГОС нового поколения; 6. Реализовать запланированные изменения в образовательные, рабочие программы. 7. Создать сеть взаимодействия смотивированных педагогов на достижение профессионального успеха с введением ФГОС при поддержке общественности 8. Информирование, выстраивание диалога с родителями, учащимися, представителями государственных и муниципальных органов власти по освоению требований ФГОС

Этап 5 - Реализация запланированных изменений в образовательной системе школы по предметам СГ и ХЭ цикла дисциплин Задача этапа - спроектировать и ввести в действие организационный механизм управления процессом модернизации образовательной системы школы по предметам СГ и ХЭ цикла дисциплин в соответсвии с требованиями ФГОС-2

Кафедра гуманитарного образования ИРО Что считать результатом введения ФГОС?

Этап 5 – Результат проектирования механизма управления ходом модернизации образовательной системы школы. Фрагмент проекта механизма контроля Объекты контроля Месяцы и субъекты контроля Методы сбора информации Изменения в предметной области «Русский язык», «Литература»,»География», «История», «МХК», «Музыка» 1.1. Освоение нового содержания образования Беседа с педагогами; посещение уроков; изучение документации 1.2. Освоение новых образовательных технологий Беседа с педагогами;посещениеуроков 1.3. Повышение квалификации педагогических кадров Беседа с педагогами; посещение уроков; изучение документации

АКТУАЛЬНЫЕ направления МД: создание оптимальных условий и ресурсов для развития профессиональной, предметной, методической компетентностей педагогов ( главная задача) построение динамичной системы вариативных организационных форм деятельности педагогов по достижению поставленных целей и задач ( системный подход) Разработка критериев и показателей оценки выполнения поставленных целей и задач обновления содержания, организационных форм, анализ объектов мониторинга выполнения поставленных задач (диагностический подход) Оценка эффективности результатов профессиональной деятельности с ориентацией выполнения ФГОС-2 Регулируемый подход, что подразумевает возможности изменений целевых установок, планов реализации, диагностических процедур и других характеристик процесса на всех этапах в зависимости от результатов мониторинга.

Методическая работа -Аналитический семинар «ФГОС начального, основного общего образования: концептуальные основы, структура и содержание, механизм реализации» (Сравнительный анализ действующих и новых ФГОС. -Тема «Требования ФГОС-2 и ресурсы их обеспечения») -Новые научно-методические подходы в реализации ФГОС-2 в предметах социально-гуманитарного образования (формирование фундаментального ядра содержания, УУД) -Круглый стол «Обсуждаем три блока ФГОС второго поколения: структуру, результаты, условия». -Семинар – практикум «Программа развития УУД основного общего образования». -Мастер-класс (для учителей ) -Изучение ИКТ 1)практикумы в области ИКТ-компетентности учителя – 2)использование ИКТ- средств в образовательном процессе 3) семинар на базе школы «ИКТ в образовательном процессе (для учителей)

Общие выводы 1. Апробация модели введения ФГОС в школах ГОУ показала, что она может служить надежным инструментом выявления необходимых для введения нового стандарта изменений в образовательной системе школы, проектирования этих изменений, планирования их реализации и построения механизма управления изменениями. 2. Вместе с тем, персонал образовательного учреждения испытывает значительные трудности при реализации алгоритма действий, определенных моделью ФГОС-2, обусловленные: недостаточной четкостью проработки и определенностью ряда положений ФГОС; слабой инфомированностью персонала школы и родительской общественности о существующих образовательных программах и образовательных технологиях, которые могут быть использованы для модернизации образовательной системы школы в соответствии с требованиями ФГОС-2; слабой подготовленностью учителей к инновационной деятельности в режиме проектирования результатов профессиональной деятельности.

Спасибо за внимание! Кафедра гуманитарного образования ИРО Л.А. Чурина, зав. каф. гуманитарного образования, к.п.н. А.Г. Шурыгина, ст. преподаватель каф. ГО (РГО),ЗУ РФ