Решение задач с практическим содержанием Реферат по геометрии Подготовил Деркачев Георгий Подготовил Деркачев Георгий Г. Реутов, школа 5.кл 9 «Г» Г. Реутов,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Б. Кавальери Бонавентуре Кавальери (1598 – 1647) принадлежат труды по тригонометрии, логарифмам, геометрической оптике и т.д., но главным делом его жизни.
Advertisements

Слайды к теме. Концы отрезка АВ, равного а, лежат на окружностях основания цилиндра. Радиус цилиндра равен r, высота h, расстояние между прямой АВ и осью.
«Тригонометрия» Элективный курс по математике. 9 класс. МОУ- Михайловская СОШ.
Тела вращения
Презентация к уроку по геометрии (11 класс) по теме: презентация к уроку геометрии в 11а классе - тела вращения
Цилиндр, конус и шар Основные понятия.
КОНИЧЕСКИЕ СЕЧЕНИЯ Для данного конуса рассмотрим коническую поверхность, образованную прямыми, проходящими через вершину конуса и точки окружности основания.
Основные свойства площадей геометрических фигур. Основные свойства площадей геометрических фигур. Площадь квадрата. Площадь прямоугольника. Площадь параллелограмма.
Тела вращения ЦилиндрЦилиндр. Сечение. Вписанная и описанная призма. Конус. Сечение. Вписанная и описанная пирамида. Шар. Симметрия. Пересечение двух сфер.
Если все стороны многоугольника касаются окружности, то окружность называется вписанной в многоугольник, а многоугольник - описанным около этой окружности.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ГЕОМЕТРИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «КОМБИНАЦИИ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ТЕЛ» ПЕТРОВА ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА идентификатор
Усеченный конус. МОУ СОШ 256 г.Фокино. Усеченным конусом называется часть полного конуса, заключенная между основанием и секущей плоскостью, параллельной.
Усеченный конус Сфера и шар. Определение : Тело, ограниченное двумя кругами, расположенными в параллельных плоскостях, и частью конической поверхности,
Комбинации тел Миргалиев Антон 11 ИТ. Теоремы Теорема. Около цилиндра, усеченного конуса (прямых круговых), конуса можно описать шар. Теорема. В цилиндр.
Конус и сфера
Перпендикуляр Перпендикуляром, опущенным из точки A на прямую а, называется отрезок AB, соединяющий точку A с точкой B прямой a, перпендикулярный прямой.
СЕЧЕНИЯ ЦИЛИНДРА ПЛОСКОСТЬЮ Сечения цилиндра плоскостью можно рассматривать как параллельные проекции основания цилиндра на эту плоскость. Поэтому, если.
Усеченным конусом называется часть полного конуса, заключенная между основанием и секущей плоскостью, параллельной основанию. Круги, лежащие в параллельных.
Публичная лекция. Метод координат и метод векторов при решении задач Подготовила учитель математики Краснова Е.В.
Координатный метод Геометрия Подготовила Глазкрицкая Светлана Геннадьевна.
Транксрипт:

Решение задач с практическим содержанием Реферат по геометрии Подготовил Деркачев Георгий Подготовил Деркачев Георгий Г. Реутов, школа 5.кл 9 «Г» Г. Реутов, школа 5.кл 9 «Г» учитель: Кичатова Ольга Николаевна учитель: Кичатова Ольга Николаевна

вступление Зная принципы решения теоретических алгебраических и геометрических задач, можно применить их для достижения практически необходимых в жизни человека вещей. Начиная от постройки игрушечного домика и кончая моделированием и постройкой всевозможных аппаратов. С помощью этих знаний можно рассчитать минимальное или максимальное количество ресурсов, потребующихся для выполнения поставленной задачи. С помощью этого можно определить практические площади, объёмы, поправки, расстояния и т.д. Этот далеко не полный список показывает, как необходимо знание теоретических принципов на практике, и доказывает, как важно знание математики в жизни. Зная принципы решения теоретических алгебраических и геометрических задач, можно применить их для достижения практически необходимых в жизни человека вещей. Начиная от постройки игрушечного домика и кончая моделированием и постройкой всевозможных аппаратов. С помощью этих знаний можно рассчитать минимальное или максимальное количество ресурсов, потребующихся для выполнения поставленной задачи. С помощью этого можно определить практические площади, объёмы, поправки, расстояния и т.д. Этот далеко не полный список показывает, как необходимо знание теоретических принципов на практике, и доказывает, как важно знание математики в жизни.

Задача 1. а) В залитых водой колодцах расстояние от верхней кромки до дна производится с помощью деревянного шеста-щупа с делениями. При этом вместо расстояния АВ до дна колодца находят промером расстояние AO. Возникает задача: найти поправку измерения глубины колодца CD,радиус дна известен и равен m: Решение: CD=CO-OD=AO-AB=a-AB по данным AD=ВО=m, AO=a,. Сначала получим равенство, из которого можно найти поправкуCD: По теореме об отрезках пересекающихся хорд: ADDP=CDDK. ADO=ADP по гипотенузе и общему катету,AD=DP, тогда 1)AD²=CD·(2a-CD). 2)для получения приближенного значения CD, воспользуемся тем, что 2a-CD~2a Тогда равенство (1) обратится в приближенное равенство AD²~2a·CD, Откуда получим: CD~m²/2a Ответ: CD~m²/2a

Задача 1 б) Найдём количество дней, на которые хватит полного колодца для семьи из 4 человек, при условии того, что суточная норма потребления воды каждого члена-10 литров, если известны радиусы дна и верхней кромки и высота колодца. Решение: путем некоторых преобразований найдем объём колодца: Разделим колодец на 2 фигуры: усечённый конус и цилиндр, объемы, которых соответственно равны: V 2 = (π/3) ·h 2 · ( r 2 2 +r 3 2 +r 2 ·r 3 ), и V 1 =π·r 1 2 ·h 1 V об =V 1 +V 2 h 2 =d²-(r 2 - r 3 )²,где d-длина скоса; h 1 =h- h 2 Суточное потребление воды семьёй равняется 40 литров (10·4). Тогда количество дней будет вычисляться по формуле: V/40, то есть ((π/3) ·h 2 · ( r 2 2 +r 3 2 +r 2 ·r 3 ) + π·r 1 2 ·h 1 )/40= n, где n- количество дней. Ответ: ((π/3) ·h 2 · ( r 2 2 +r 3 2 +r 2 ·r 3 ) + π·r 1 2 ·h 1 )/40= n

Задача 2. А) Требуется найти длину водопроводной траншеи, если известно, что основания траншеи соответственно равны a и b, высота h, а объём находящейся в ней воды равен v. Решение; Поперечное сечение траншеи есть равнобедренная трапеция. Дно и боковые стороны- прямоугольники. В данном случае траншея свежая, поэтому дно и стенки ещё не размыты. Будем считать, что траншея есть призма, высота которой L, а основание – поперечное сечение траншеи. Объём траншеи определяется по формуле V=F·L, где F-площадь поперечного сечения; L-длина траншеи. Тогда формула примет вид V= ((a+b) ·h/2) ·L. отсюда L=V/ ((a+b) ·h/2)=2V/ (a+b) ·h. Ответ:: L=2V/ (a+b) ·h Б)Вычислить объём земли, выкопанной из данной траншеи. Решение: все мы знаем, что если выкопать яму и засыпать землю обратно, яма заполнится не целиком. Это расхождение объёмов ямы и песка составляет примерно 1/10 от объёма ямы, чем мы непременно воспользуемся. V тр = ((a+b) ·h/2) ·L, V пес = ((a+b) ·h/2) ·L-0.1· ((a+b) ·h/2) ·L То есть V пес =0.45·(a+b)·h·L. Ответ: V пес =0.45 · (a+b) ·h·L

Задача 3 Определить расстояние от наблюдателя до другого берега реки (ширину реки). РЕШЕНИЕ: чтобы определить ширину реки отмерим от наблюдателя расстояние HC=d вдоль берега; отрезок HP=g, являющийся шириной реки и перпендикулярный к d. РассмотримHPC.Также нам известен угол С(измеряем например с помощью компаса). Тогда ширина g будет равна по определению тангенса острого угла прямоугольного треугольника: g/d=tgС, тогда g=d·tgС. ОТВЕТ: g=d·tgС

Задача 4 Самолет радирует капитану рыболовецкого судна, что он находится над косяком рыбы на высоте Z. С судна определяют угол возвышения самолёта, он равен α. Вычислить расстояние судна от косяка рыбы. РЕШЕНИЕ: α= α 1 (по свойству параллельных прямых: накрест лежащие углы– равны). По определению котангенса острого угла прямоугольного треугольника: d/Z=ctgα, тогда d=Z·ctgα. ОТВЕТ: d=Z·ctgα

Задача 5 С маяка, высота которого Н=150 м, определяют расстояние до проходящего мимо парохода. Угол понижения α=9°. Вычислить искомое расстояние. РЕШЕНИЕ: Для того чтобы найти расстояние L, воспользуемся определением тангенса острого угла прямоугольного треугольгика. Тогда tgα=H/L, наша задача найти L: L=H/tgα. Находим: L=150/tg9°= 150/0.1584=947 м. ОТВЕТ: расстояние до корабля 947 метров.

Задача 6 Найти высоту здания, если в результате измерения угломером известен угол возвышения Угол В, высота угломера h, расстояние от угломера до здания а. РЕШЕНИЕ: высота здания d состоит из (d-h)+h. тогда найдём (d-h): tgB ·a Тогда высота d будет равна: ( tgB ·a)+h ОТВЕТ: высота здания d равна (tgB ·a)+h

Задача 7 Железнодорожная насыпь имеет сверху ширину b=6м, а снизу d=12м. боковые стороны наклонены под углом a=35°. Вычислить высоту насыпи. Решение: Насыпь представляет собой равнобедренную трапецию. Опустим перпендикуляры h, к нижнему основанию. Далее рассмотрим два прямоугольных треугольника: они равны по острому углу и гипотенузе. Тогда d- b=2f,=>f=(d-b)/2. далее найдём h, зная тригонометрические функции. Таким образом, h=tgα·f. подставив заданные значения в формулы, находим h=tg35·((12-6)/2)=0,7·3= 2.1м. ОТВЕТ: высота железнодорожной насыпи равна 2,1м.

Задача 8 Две водопроводные трубы с диаметрами d нужно заменить одной большой трубой, но с той же пропускной способностью. Рассчитать диаметр D новой трубы. РЕШЕНИЕ: так как новая труба имеет такую же пропускную способность, как и две первые, то, следовательно, она имеет такую же площадь сечения, как у двух первых: S=2s. Мы знаем, что s=πr², тогда 2s=2(πr²), или 2s=2(πd²/4) =πd²/2, S=πD²/4, тогда πd²/2=πD²/4, или d²/2=D²/4, отсюда следует, что D²=4d²/2=2d², а D=d 2. ОТВЕТ: D=d 2

Задача 9 Запроектирована водонапорная башня с металлическим баком на 100 м³. диаметр бака 5,5 м. найти высоту бака. Решение: в данном баке нам дан диаметр 2r,а также его объём v=πr²h. Наша задача нахождение высоты бака. Найдём её по формуле: h=v/πr². Подставив в формулу известные величины, найдем: h=100/ ((5, 5/2)²·3.14)= =100/23,74625~4,2 метра ОТВЕТ: высота бака 4,2 метра

В работе использовалась следующая литература: Тригонометрия –дополнительный материал к курсу геометрии 9, 10 классов, издательство «Просвещение», 1972, П.В.Стратилатов. Сборник задач по математике с практическим содержанием, издательство «Высшая школа», 1968, Л. И.Гуткин. Четырёхзначные математические таблицы для средней школы, издательство «Просвещение», 1992, В.М.Брадис. Страницы русской истории на уроках математики (нетрадиционный задачник), издательство «Педагогика-пресс», 1994, С.С.Перли, Б.С.Перли. Учебник по геометрии для 7-9 кл. общеобразовательных учреждений, издательство «Просвещение», 1998, Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев.