Русская философия Автор слайдов: кандидат философских наук Грачёв Михаил Вячеславович.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
История России 6 класс. Изменения в положении русской православной церкви Полная самостоятельность от греческой церкви Полная самостоятельность от греческой.
Advertisements

Культура Древней Руси в X- начале XIII в.. На развитие древнерусской культуры в X – начале XIII в. положительно сказались ежегодные поездки русской знати.
«Философия…есть вещь весьма почитаемая и поистине божественная…» Максим Грек.
Русская философия 1.Специфика русской философии 2.Основные проблемы и направления русской философии.
Живопись, литература, архитектура в X- начале XIII в. Выполнили: Братанова Ирина, Чиханова Елена, Бакланова Оксана.
декабристская философия ; философия западников и славянофилов ; философия Чаадаева ; политическая философия консерваторов ( монархистов ), либералов и.
Мир древнерусской литературы. Изучение «Слова о Законе и Благодати».
Древнерусская литература. Древнерусская литература возникла в XI веке. Этому способствовало принятие христианства в Киевской Руси в 988 году.
Челябинская государственная академия культуры. «Русская культура и государственная культурная политика.» Тема: «Образы русской классики и духовности.»
Философия Древней Руси X-XII вв.. Илларион Одним из наиболее ранних памятников отечественной богословской мысли является Слово о законе и благодати первого.
Древнерусская литература Жанры, их особенности, произведения. Выполнил студент 1 курса Романов Сергей.
φιλίασοφία φιλοσοφία φιλία любовь, стремление, жажда + σοφία мудрость φιλοσοφία ( дословно : любовь к мудрости ) Философия - эта такая любовь к мудрости,
ПРАВОСЛАВИЕ В РОССИИ. ИСТОРИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ.
История русской философской мысли. Русская философия в XI-XVIII вв. 1) XI век – митрополит Иларион В основе его философии – религия Главный труд – «Слово.
Урок истории 6 класс. В 1439 г. для того, чтобы обеспечить защиту Византии от нашествия турок на Вселенском соборе в итальянском городе Флоренция православная.
1. Флорентийская уния 2. Поместный Собор 1448 года 3. Монастыри в конце XV - начале XVI века 4. Ереси в конце XV - начале XVI века 5. Теория «Москва –
Презентация на тему: «Н.В. Гоголь и его время». Среди замечательных деятелей русской и мировой литературы почетное место принадлежит Николаю Васильевичу.
Философские идеи Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого Подготовила студентка 1 курса МОТ Матвеева Виктория.
Транксрипт:

Русская философия Автор слайдов: кандидат философских наук Грачёв Михаил Вячеславович

Особенности развития русской философии Несмотря на то, что русская философия также как и европейская философия, принадлежит к средиземноморскому типу философствования, имеющему свой исток в античности, она существенно отличается от философии Западной Европы. Объясняется это преимущественно тем, что Русь приняла православную ветвь христианства, что на долгие века (наряду с множеством других факторов) предопределило неприязнь ко всему идущему с католического, «латинского» Запада. И хотя, начиная с 18 века происходит активное усвоение европейских философских учений русская философия вплоть до 20 века сохраняет уникальные характеризующие её черты. Отметим некоторые из них:

1. К числу таких особенностей можно отнести большую, чем в Европе роль религиозной философии, в том числе официального православного богословия. Очень часто примат религиозной философии насаждался путём государственного вмешательства. Всякие попытки достаточно вольной, недогматической интерпретации, осмысления религиозных проблем (это касается даже рубежа 19 – 20 вв.), не говоря уже о нерелигиозной философии, встречались подозрительно и лицам, выдвигавшие подобные положения был затруднён доступ к преподаванию.

2. Философия в России всегда находилась под пристальным вниманием властей. Поскольку власть в России почти всегда носила авторитарный и нетерпимый к критике в её адрес характер, в философии она видела рассадник свободомыслия и вольнодумства, угрожавший «потрясением основ». Поэтому почти для всей истории русской философии характерно стремление власти ограничить сферу влияния философии путём её подчинения государственной идеологии, отступление от которой зачастую приравнивалось к преступлению против государства. Так, в последние годы царствования Николая 1 (с 1848 по 1855 гг.) преподавание философии было запрещено с тем обоснованием, что «польза от её изучения сомнительна, а вред, приносимый ею, очевиден». В советские годы единственно приемлемой для властей стала догматизированная марксистская философия. Прочие течения в философии объявлялись «буржуазными», «упадническими». Периодически под руководством таких идеологов партии, как А.А.Жданов и М.А.Суслов, устраивались «дискуссии», на которых происходило шельмование независимо мыслящих философов. А.А.Жданов М.А.Суслов Николай 1

3. Это приводило к тому, что академическая, профессорская философия в России не имела влияния и широкого общественного резонанса в силу неизбежности её подчинения государственной власти. Философия в России (в отличие от западноевропейской) была очень тесно связана с литературой и общественными движениями. Именно писатели, публицисты были властителями дум и преобладают в истории русской философии над собственно профессиональными философами. Никакой аттестованный философ не мог сравниться по своему воздействию на русскую мысль с официально не имевшими философского образования В. Белинским, А. Герценом, Ф. Достоевским и др. То, что невозможно было открыто сказать с кафедры, говорилось художественным языком на страницах литературных произведений и путём понятных всем намёков в критических статьях, проходящих через цензуру. Богато философскими традициями и русское изобразительное искусство (см. картину Николая Ге «Что есть истина?».

4. Большое место в размышлениях русских философов занимают поиски национальной идентичности, что не характерно для философии ни одной из европейских стран. Почти каждый русский мыслитель в той или иной форме ставит вопрос о свойствах русского национального характера, о взаимоотношениях России и Европы, естественно, решая их по-разному. В этом смысле весьма характерен спор западников и славянофилов в сер. 19 в., однако противостояние мыслителей, настаивавших, что Россия относится к западной культуре и других, говорящих о самобытности исторического пути России и её принципиальном отличии от Европы, можно отметить в любой период развития русской философии. Почти каждый русский мыслитель в той или иной форме ставит вопрос о свойствах русского национального характера, о взаимоотношениях России и Европы, естественно, решая их по-разному. В этом смысле весьма характерен спор западников и славянофилов в сер. 19 в., однако противостояние мыслителей, настаивавших, что Россия относится к западной культуре и других, говорящих о самобытности исторического пути России и её принципиальном отличии от Европы, можно отметить в любой период развития русской философии.

5. В собственно философской проблематике можно отметить преимущественный интерес русских мыслителей к вопросам онтологии, существования мира и человека. Онтология и антропология всегда преобладали над гносеологией. Проблемы теории познания всегда носили подчинённый характер. В этом также можно усмотреть отличие русской философии нового времени от западноевропейской. Онтология и антропология всегда преобладали над гносеологией. Проблемы теории познания всегда носили подчинённый характер. В этом также можно усмотреть отличие русской философии нового времени от западноевропейской. Русская философия всегда носила глубинную тягу к метафизическим построениям и выводам, а познание включалось в отношение человека к бытию.

6. С онтологизмом связан и интерес русских мыслителей к антропологической проблематике. Русские философы много рассуждали о человеке и его месте в мире. Даже решение религиозных и натурфилософских проблем приводится в связь с решением вопроса о сущности человека, о смысле жизни. 6. С онтологизмом связан и интерес русских мыслителей к антропологической проблематике. Русские философы много рассуждали о человеке и его месте в мире. Даже решение религиозных и натурфилософских проблем приводится в связь с решением вопроса о сущности человека, о смысле жизни. 7. В рассмотрении человека (а вслед за этим и других проблем) доминирующей оказывается моральная установка, вообще для русских мыслителей весьма различных направлений характерен панморализм, то есть стремление решать все вопросы с позиции приоритета нравственных принципов. Именно исходя из подобной точки зрения (например, с позиций справедливости) мыслители стремятся оценивать окружающую действительность. 7. В рассмотрении человека (а вслед за этим и других проблем) доминирующей оказывается моральная установка, вообще для русских мыслителей весьма различных направлений характерен панморализм, то есть стремление решать все вопросы с позиции приоритета нравственных принципов. Именно исходя из подобной точки зрения (например, с позиций справедливости) мыслители стремятся оценивать окружающую действительность. 8. Русские философы никогда не стремились уйти от решения насущных общественных проблем. Наоборот, интерес к такого рода вопросам развит в большей степени, чем в Европе. Даже отвлечённые онтологические и теологические построения в той или иной степени предполагали конечные выводы для оценки состояния общества. Из области социальной философии русских мыслителей занимали вопросы историософии – проблемы смысла исторического развития, цели истории и т. д., решаемом в теологическом или секулярном смысле. 8. Русские философы никогда не стремились уйти от решения насущных общественных проблем. Наоборот, интерес к такого рода вопросам развит в большей степени, чем в Европе. Даже отвлечённые онтологические и теологические построения в той или иной степени предполагали конечные выводы для оценки состояния общества. Из области социальной философии русских мыслителей занимали вопросы историософии – проблемы смысла исторического развития, цели истории и т. д., решаемом в теологическом или секулярном смысле.

Философия древней Руси (до конца 17 в.) Зачатки философской мысли появились на Руси после принятия христианства в 988 г. Очень велико было греческое влияние, переводились произведения византийских богословов, а также разрозненные фрагменты античных авторов. Изречения многих античных философов можно встретить в так наз. «Изборниках», собраниях мудрых мыслей. Философами в Древней Руси называли грамотных людей, любителей книжной премудрости, умеющих складно говорить. Как и в Западной Европе в период средневековья философская мысль на Руси была подчинена религии – православию. Но в Древней Руси не велись отвлечённые философские споры (как между номиналистами и реалистами), а также не писались собственно философские трактаты. Элементы философского содержания мы можем заметить в летописях, житиях, поучениях, посланиях, богословских трудах, проповедях. «Изборник» 1076 г.

Митрополит Иларион (11 в.) Первым философским произведением на Руси обычно считают «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Илариона (сер. 11 в.). В этом произведении Иларион противопоставляет Закон (Иудаизм) и Благодать (Христианство), говоря о том, что с момента появления христианства иудейский закон устарел и должен уйти в прошлое. В этом произведении Иларион противопоставляет Закон (Иудаизм) и Благодать (Христианство), говоря о том, что с момента появления христианства иудейский закон устарел и должен уйти в прошлое. «Слово …» содержит восхваления в адрес князя Владимира, который приобщил Русь к христианству и тем самым вывел её из тьмы языческих заблуждений. Владимир за принятие христианства называется «вторым Константином».

Нестор В «Повести временных лет», летописи, написанной монахом Нестором содержатся первые попытки постичь закономерности исторического процесса как правило, в духе провиденциализма. Например, распространённой была теория «казней Божиих», под которыми понимались все бедствия (неурожай, нашествия кочевников), которые якобы насылаются Богом на всю страну за грехи народа или его правителей. Нестор (антропологическая реконструкция)

Владимир Мономах (1053 – 1125) В одном из значительнейших произведений литературы Киевской Руси «Поучении Владимира Мономаха», написанном знаменитым князем, содержится идеальный образ правителя, приверженного христианским ценностям, мужественного, справедливого, любящего учёность и книжность.

Знаменитым проповедником того времени был Кирилл Туровский (нач. 13 в.), пытался истолковать явления природы в качестве символов богословия: «Весна красная есть вера Христова, которая крещением опять порождает человеческое естество, бурные же ветры – греховные помыслы». Знаменитым проповедником того времени был Кирилл Туровский (нач. 13 в.), пытался истолковать явления природы в качестве символов богословия: «Весна красная есть вера Христова, которая крещением опять порождает человеческое естество, бурные же ветры – греховные помыслы». Похвала в адрес разума содержится в «Молении Даниила Заточника» (нач. 13 в.) в котором несправедливо обвинённый Даниил из заточения взывает к князю о защите. Именно умом, а не знатностью, считает Даниил, должно определяться положение человека в обществе. О себе Даниил замечал: «Рос я не в Афинах, и у философов не учился, но припадал как пчела к разным цветам и брал оттуда сладость словесную и черпал мудрость, как в мех воду морскую». Похвала в адрес разума содержится в «Молении Даниила Заточника» (нач. 13 в.) в котором несправедливо обвинённый Даниил из заточения взывает к князю о защите. Именно умом, а не знатностью, считает Даниил, должно определяться положение человека в обществе. О себе Даниил замечал: «Рос я не в Афинах, и у философов не учился, но припадал как пчела к разным цветам и брал оттуда сладость словесную и черпал мудрость, как в мех воду морскую». Памятник Кириллу Туровскому «Моление » «Моление Даниила Заточника» (древняя рукопись) (древняя рукопись)

В Московский период истории Руси интерес представляет В Московский период истории Руси интерес представляет 1. Полемика иосифлян с нестяжателями по вопросу правомерности владения церкви имуществом. Лидер нестяжателей Нил Сорский отстаивал идею аскетизма и бедности церкви, порвавшей со всем мирским. Лидер иосифлян Иосиф Волоцкий отстаивал право церкви владеть имуществом и активно сотрудничать с государством. 2. Теория «Москва – III Рим», выдвинутая псковским старцем Филофеем, 2. Теория «Москва – III Рим», выдвинутая псковским старцем Филофеем, утверждавшая правопреемственность Московского государства по отношению к древнему Риму и Византии. Иосиф Волоцкий Памятник Филофею Нил Сорский

3. Знаменитая переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Иван Грозный защищал своё право на самодержавную власть, Курбский же заявлял, что монарх должен править «по правде», справедливо, не производя бессудных казней, постоянно советуясь с лучшими людьми. Переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского содержит немало ссылок на античные источники, в частности на труды Цицерона о государстве. Иван Грозный Андрей Курбский

Ереси в Московской Руси вв. Философские моменты содержались и в ересях, религиозных учениях, не признанных официальной церковью. Самыми значительными на Руси были ереси стригольников и жидовствующих, подвергавшие сомнению некоторые догматы и обряды православия, из-за чего представители ересей были обвинены в намерении перейти в иудаизм. Жидовствующие выступили против учения о троичности Бога. Христос для них – простой человек, распятый на кресте и истлевший в могиле. Они выступали против поклонения иконам, против таинств, отвергали Евангелие, выступали с резко критическими высказываниями в адрес духовенства. По указанию митрополита в 1505 г. ересь жидовствующих была разгромлена, а наиболее известные её представители были сожжены.

Русская философская мысль 17 в. В 17 веке усиливается влияние западной культуры, проникавшее в основном из Польши. Основываются высшие духовные учебные заведения. В Москве таковой стала Славяно-греко-латинская академия, основанная выходцами из Греции братьями Лихудами (фото памятника в Москве). В 17 веке усиливается влияние западной культуры, проникавшее в основном из Польши. Основываются высшие духовные учебные заведения. В Москве таковой стала Славяно-греко-латинская академия, основанная выходцами из Греции братьями Лихудами (фото памятника в Москве). Одним из самых известных мыслителей 17 века можно считать приехавшего из Сербии Юрия Крижанича, автора трактата о политике, в котором содержится много ссылок на античных авторов. Одним из самых известных мыслителей 17 века можно считать приехавшего из Сербии Юрия Крижанича, автора трактата о политике, в котором содержится много ссылок на античных авторов. Большое влияние на религиозную мысль 17 в. оказал церковный раскол, в том числе проповеди лидера старообрядцев протопопа Аввакума. Большое влияние на религиозную мысль 17 в. оказал церковный раскол, в том числе проповеди лидера старообрядцев протопопа Аввакума. протопоп Аввакум

Русская философия в Допетровский период развивалась в отрыве от философии западной Европы и несмотря на свою оригинальность, не дала ничего значительного для истории мировой философии. Ни один из русских мыслителей 16 – 17 вв. не может быть поставлен в один ряд с Р. Декартом, Б. Спинозой, Ф. Бэконом. Всё это указывает на безнадёжное отставание философской мысли Руси от европейской.