69 градусов 20 минут северной широты, безжизненная тундра полуострова Таймыр... Отсюда до Северного полюса заметно ближе, чем до Москвы. Климат здесь беспощаден,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Театральный Каменск Автор презентации: ученик 5 «а» класса школы 19 Плотников Андрей Учитель: Плотникова Н.А.
Advertisements

Владимир Семенович Высоцкий ( ). Владимир Семёнович Высоцкий ( ) – поэт, певец, актер. Родился в Москве 25 января 1938 года. Детство.
Театр «Глобус» появился на свет 4 апреля 1930 года. Театр юного зрителя в Новосибирске (прежнее название «Глобуса») считается продолжателем ленинградского.
Детская музыкальная школа г. Лысьва. 7 февраля 1934 года по инициативе стахановцев ЛМЗ завкома металлургов и редакции газеты «Искра» была открыта музыкальная.
Театральная Самара. Самарский академический драматический театр им. М.Горького.
А. Н. Островский и русский национальный театр Ученицы 10 А класса МБОУ СОШ 178 Панковой Анны.
Михаил Семенович Годенко. Годенко Михаил Семенович ( ) Балетмейстер Герой Социалистического Труда, награжден орденами Ленина, Отечественной войны.
Оренбургский областной театр музыкальной комедии.
РЕКЛАМНО – ИНФОРМАЦИОННАЯ ГАЗЕТА 9 декабрь 2014 г. РЕКЛАМНО – ИНФОРМАЦИОННАЯ ГАЗЕТА Биография и творчество Леонида Утесова Выпуск подготовила: Гусак Ольга.
Развитие Музыки и театра. Театр Для театра 19 века были характерны громкие монологи, эффектные положения, подготавливающие театральные уходы, то есть.
Концертная деятельность. 1. Концерт как форма исполнительной деятельности. 2. Организация творческих отчетных концертов, платных выступлений. 3. Проведение.
Сергей Васильевич Рахманинов Сергей Васильевич Рахманинов КомпозиторПианистДирижёр.
Сегодня, как и всегда, основу репертуара Малого театра составляют пьесы Александра Николаевича Островского: «На всякого мудреца довольно простоты», «Правда.
Сегодня, как и всегда, основу репертуара Малого театра составляют пьесы Александра Николаевича Островского: «На всякого мудреца довольно простоты», «Правда.
История театра в Рязани Презентация составлена ученицей 10 А класса МОУ «Средняя общеобразоватедьная школа 64 » г. Рязани Белковой Ксенией Руководитель:
Выполнила ученица 8 класса Кузьминых Олеся. Новосибирский театр музыкальной комедии заслуженно входит в число самых известных российских театров, работающих.
Западное окружное управление образование Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Школа здоровья» 384 Презентация.
Сибирский народный хор Хор при Новосибирской филармонии начал свою деятельность в сентябре 1944 года. Основой будущего профессионального хора стал небольшой.
Константин Сергеевич Станиславский. Константин Сергеевич Станиславский (настоящая его фамилия Алексеев) - актер, режиссер, педагог, создатель знаменитой.
Год основания города Белгорода Белгород – наш областной центр. День города отмечается 5 августа ( в этот день в 1943 году Белгород был освобожден.
Транксрипт:

69 градусов 20 минут северной широты, безжизненная тундра полуострова Таймыр... Отсюда до Северного полюса заметно ближе, чем до Москвы. Климат здесь беспощаден, особенно к беззащитному. На заре своего существования весь Норильск был буквально опутан колючей проволокой : каждый строящийся дом, каждый отдельный объект, не считая целых « рабочих зон »... Повсюду торчали вышки...

История создания города за полярным кругом начинается с 1935 года. Два первых десятилетия своей биографии Норильск жил и работал в плотной паутине колючей проволоки, под дулами сталинских автоматов. Норильск был одним из наиболее крупных островов архипелага ГУЛАГ. За этот период из таймырской земли были извлечены миллионы тонн богатейшей руды цветных металлов, а в землю брошены тысячи человеческих жизней. Каждый металл приходит к людям, имея имя. Люди уходили из жизни чаще всего под номерами. История первого театра за полярным кругом начинается трагически : в сталинских лагерях на Таймырском полуострове.

« Хорошо, культурно отдохнувшие люди лучше работают ». ( Из газеты « Металл - Родине » НКВД Норильлага, 1945 г.). « Нельзя предоставлять лагерника после работы самому себе - чтобы не было рецидивов его прежних преступных наклонностей ». ( Из сборника « От тюрем к воспитательным учреждениям » под ред. Вышинского ). « КВЧ ( культурно - воспитательная часть ) - в Норильлаге не могла не возникнуть : подневольный труд, пустынная тундра, холод так угнетающе действовали на человека, что начались самоубийства, многие сходили с ума. А за потерю дармовых рабочих рук высшее начальство спрашивало с местного очень строго » ( Евгений Эпштейн, журн. « Музыкальная жизнь », 1993 г.)

В каждом лагерном отделении, кроме штрафного, был расположенный либо в бараке, либо в специально выстроенном здании, " клуб ". Почти во всех имелись стационарные киноустановки. В штате клуба обязательно – заведующий клубом, киномеханик и художник. 1-2 раза в неделю - новый фильм ! Причём не какие - нибудь завалящие, а вполне современные, и не только определённой окраски, вроде " Великого перелома " или " Трактористов ", но и такие : " Вокруг света на " Коршуне "", " Семеро смелых ", " Антон Иванович сердится ", " Сердца четырёх " и даже " Сестра его дворецкого ". Во втором лагерном отделении был завклубом бывший моряк, заключённый Константин Бурмак. Он умел налаживать контакты с городским кинотеатром и по ночам, после отбоя, в тех случаях, когда по лагерю дежурил кто - то из начальников, хорошо относившихся к заключённым, устраивал сверх казённых киносеансов ещё и нелегальные сеансы, платные. С фильмами, не допускавшимися на лагерные экраны вроде " Индийской гробницы " или " Девушки моей мечты " с Марикой Рок.

Второе место после кино занимала художественная самодеятельность : - Культоргов выбирали в бригадах и лаг отделениях из числа лучших производственников, « не запятнавших себя плохим поведением » ( они отвечали за организацию свободного времени, стенную печать, читки газет ). - Лагкоры сотрудничали в многотиражных газетах НКВД « Металл - Родине », « За металл !». - Многие лаг отделения были радиофицированы. - Кружки художественной самодеятельности существовали не во всех лаг отделениях, но в некоторых дело было поставлено « на широкую ногу » ( агитбригады, драматические коллективы, оркестры, хоры ). - Участники литературных кружков публиковались в лагерных многотиражках, выступали на концертах.

Рисунки заключённых

Второе отделение Норильлага населено было в основном интеллигенцией. Почти во всех лаг отделениях были любительские кружки : музыкальные, либо театральные, либо просто сборные, по принципу « кто что умеет ». Обмен труппами или отдельными номерами между отделениями очень поощрялся, и таким образом разнообразилось общение между заключёнными. Рабочий режим : часов в ИТЛ, в Горлаге ( С 1939 года участников художественной самодеятельности освобождали от вечерних работ на 2 часа раньше ). Эти артисты развлекали не только заключённых, но их часто водили в " Дом Инженерных Работников " для показа концертов вольнонаёмным служащим Комбината. Приводили их под конвоем, конвоир оставался при входе, а артисты шли за кулисы е Клуб шахтера 1940-е ул. Октябрьская

В лагере собралась хорошая драматическая группа. Из всех лаг отделений, после прибытия новых этапов, путём опроса искали таланты и переводили их во 2- е лаг отделение " на прослушивание ". Ветеринарный бактериолог Болотная - великолепная драматическая актриса ! Она блестяще сыграла Кручинину в " Без вины виноватых ". Архитектор Юрий Дыховичный, инженер Григорьев. Цирковой актёр Иннокентий Протасов. Режиссёром труппы был профессиональный режиссёр из Умани Михаил H николаевич Гладков. Привезли целую Капеллу украинской народной песни, 8 человек. Пели они очень хорошо. Тенор Дацко, бас Мачульский, баритон ( бывший кантор ) Бхария, почти не знавший русского языка. Был собран хороший джаз - оркестр, где душой был саксофонист Василий Ильич Малинин из джаза Скоморовского.

При этом театре был духовой оркестр полного состава, им руководил капельмейстер Тихомиров. В его составе - скрипач Августович, из числа " братски освобождённых " в Западной Белоруссии.. Там были и скрипка, и гитары, и балалайки, и труба, и барабан. В репертуаре были куплеты Эскамильо из " Кармен ". Труппа завоевала популярность не только у себя, но часто бывала приглашаема в другие лагерные отделения. В погожие летние дни, после работы, в светлые полярные вечера, в то время, когда в отделении начальствовал некий Шапоренко, оркестр выходил на центральную площадку зоны и играл хорошую музыку. Вальсы Штрауса и русских композиторов. В числе заключённых была профессиональная балерина из Саратовского театра Эльза Деринг, профессиональный балетмейстер Александр Стрыгин, Через год после их поступления было готово танцевально - вокально - драматическое представление - " Бахчисарайский фонтан " по Пушкину ! И сама Бобкова - балетмейстер Одесского оперного театра, уже танцевала Зарему. Успех был шумный ! Этот спектакль в порядке " культурного обмена в системе ГУЛАГа " на самолёте возили в Ухтпечлаг, откуда к нам прилетела оперетта, - тоже лагерная. С " Холопкой " и " Свадьбой в Малиновке ", причём там режиссёром был Константин Эггерт, а солистом - баритон Головин из Большого Театра.

« О, странное ощущение ! Смотреть в лагерной столовой постановку профессиональных актеров - зеков ! Смех, улыбки, белые платьица... Но - какие сроки у них ? По каким статьям они сидят ? У обычного актера перевоплощение только одно - в роль. Здесь - двойная игра : сперва изобразить свободного артиста, а потом - роль » А. И. Солженицын. « Архипелаг ГУЛАГ »

Итоги третьей общелагерной Олимпиады художественной самодеятельности (1945 год, май - июнь ). « Лучший драматический коллектив » - в 3 лаг отделении ( представил спектакль « Поединок » братьев Тур и Шейнина ). « Лучший эстрадный коллектив » - в 4 лаг отделении ( показал производственно - тематический монтаж « Поезд « Норильск - Дудинка », музыкальное оформление - джаз ). « Лучший хоровой коллектив » - в 10 лаг отделении ( отмечена дипломом Олимпиады активная работа этого отделения « по культурному обслуживанию лаг населения », поскольку, помимо хора, в нем существовали драматический коллектив и струнный оркестр ). « Лучший струнный оркестр » - в 9 лаг отделении ( драматический же коллектив отделения выступил с литературно - производственным монтажом, посвященным Норильску ). « Лучший духовой оркестр » - во 2 лаг отделении ( впоследствии вошедший в состав творческого коллектива Норильского Заполярного театра драмы и музыкальной комедии ). Награждено дипломом Олимпиады 1 лаг отделение, представившее комедию М. Крапивницкого « Пошились у дурни », оперетту « Наталка - Полтавка », концерты струнного оркестра и хора - в выступлении участвовало более 100 человек.

В 1935 году по приказу политуправления Главсевморпути был создан Заполярный театр, отправившийся в навигацию по маршруту : Красноярск - Игарка - Дудинка - Усть - Енисейск - Диксон. В составе труппы - актеры многих творческих коллективов Москвы. За небольшой период существования ( 3 года ) поставлено 269 спектаклей - концертов, на которых присутствовали зрителей. Зимой этого же года в Игарке был создан первый стационарный Заполярный театр драмы им. В. Н. Пашенной. В Норильске он гастролировал дважды. Впервые - летом 1939 года, второй раз – в 1941 г. Когда под Москвой велись ожесточенные бои, когда, после парада, прямо с Красной Площади войска шли на передовую, когда сам исход войны был непредсказуем, был открыт Норильский Заполярный театр. В истории города Норильска датой основания театра принято считать 6 ноября 1941 г. В этот день, как вспоминают очевидцы, был дан концерт - спектакль Великая Отечественная … Опутанное сетью ГУЛАГа, из последних сил сдерживая натиск фашистов, государство открывает еще один театр, и не где - нибудь, а на Крайнем Севере, в самом центре Норильска.

Летом 1944 г. На базе творческих коллективов Норильлага был создан театр КВО ( культурно - воспитательного отдела ), выступавший с концертами во всех лагерных отделениях и перед вольнонаемными работниками, готовил пять - шесть программ в год. Только за гг. было дано 576 концертов, 124 спектакля. Творческий состав театра : Львовская хоровая капелла - 16 человек ( сосланная в 1944 г.), джазовый оркестр - 20 человек, хореографическая группа - 10 человек, эстрадно - драматическая группа - 10 человек. Организация театра КВО - инициатива старшего инспектора КВО Норильлага Натальи Николаевны Карповой. « Очень образованная и необычайно интеллигентная женщина. Все мы ее боготворили и обожали. Она поставила вопрос перед руководством об организации театра КВО, который был официально создан приказом начальника Норильлага НКВД Еремеевым. Первым художественным руководителем назначили меня ». ( Из воспоминаний В. Н. Бабичева ). Впоследствии Н. Н. Карпова - директор Норильского Заполярного театра драмы ( с 1945 г.).

Открытие театра состоялось 31 декабря 1941 г. К открытию было подготовлено два спектакля : Хозяйка гостиницы Гольдони К. и Сады цветут Масса и Куличенко. Пьеса Островского " Без вины виноватые " была одной из первых пьес, поставленных на сцене Норильского Заполярного. В то время за выбор подобного репертуара вся труппа могла поплатиться жизнью. " Без вины виноватые " написанное на куске полотна и вывешенной на стене барака, как бы вобрало в себя и боль, и протест, и возможность хоть каким - то образом ответить лагерному начальству, системе за унижение, за растоптанное человеческое достоинство. Первые актёры

В Норильске специального помещения под театр не было. Артистов определили показывать театр в самом длинном из бараков 2- го лаг отделения, бывшей столовой. К столовой были пристроены сцена, гримоуборные, служебные помещения. Начало спектаклей Актёры жили в Соцгороде, за 3-4 километра от театра. Добирались пешим порядком, в любую погоду, но спектаклей и репетиций не срывали. С 1947 года для зрителей был открыт специальный « сквозной » автобусный маршрут « Горстрой - Театр », проезд бесплатный, вход только по театральным билетам. Раз в месяц давали новую премьеру. Шли аншлагами. Первые годы - по 15 премьер за сезон. В репертуаре - классика русская и зарубежная ( произведения Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, Кальдерона, Мольера, Шиллера, Гольдони, Бальзака, Скриба, Голдсмита и др.), а также пьесы советских драматургов ( М. Горького, К. Симонова, Шкваркина, Найденова, Шейнина, Катаева и др.).

Иннокентий Смоктуновский Георгий Жженов Евдокия Урусова Здесь " сидел " Лев Гумилев, лагерным театральным художником была Ольга Бенуа, играли Евдокия Урусова ( урожденная княгиня, актриса Театра им. Ермолаевой ), Сергей Валентинович Дягилев, Елена Михайловеа Юровская – актриса из Игарки. В 1947 г. впервые на афишах театра появилось имя Иннокентия Михайловича Смоктуновского. В 1949 на поселение прибыл Георгий Жженов. В е гг. в Заполярном театре в статусе ссыльного работал Виталий Головин. Все это были очень яркие люди, талантливые актеры, определившие облик самого северного театра в первое его двадцатилетие. С.В. Дягилев Лев Гумилёв

Существование театра полностью зависело от начальника комбината. Как правило, высшие круги Норильлага ценили искусство и поддерживали театр постоянным вниманием, заботой и всесторонней помощью. Один из начальников комбината, Зверев В. С., был страстным меценатом местного театра. Считал его своим детищем, посещал все премьеры, знал всех артистов и даже принимал участие в распределении ролей на новые постановки. Зверев помогал театру материально, проявлял подлинный интерес к сценариям художественных руководителей, был строг и законопослушен. На спектаклях обязательно присутствовал рецензент. Он имел право без согласования с автором постановки вычеркнуть все положительные отзывы об актерах второго сорта ( т. е. репрессированных ), т. к., согласно принятым идеологическим нормам, похвалы заслуживали только вольнонаемные артисты. Такова история создания и существования в первые годы Заполярного театра им. Маяковского. В первые годы театр назывался не экзотически Заполярный, а весьма строго : театр Политотдела комбината. Он был тесно связан с историей и культурой Норильлага, особенно в первые годы, когда он располагался в одном из бараков.

В 1943 году в распоряжение театра перешло новое помещение, с большим зрительным залом, свободной механизированной сценой и многочисленными подсобками. В сжатые сроки лучшая бригада плотников Норильлага реконструировала здание, которое ранее было клубом горняков ( лес для этого привезли из Игарки ). Здание театра на ул.Горной 1940-е г.г. « Счастье и сладкая боль сердечная, восторг до слез- вот чем был для нас Норильский театр в то далекое время!.. Спускаешься, бывало, с горы Рудной или по ущелью Угольного ручья, в снегу по пояс, после смены на руднике, света не видно, порывы ветра с ног валят (об автобусах еще не думали тогда)- только бы не опоздать. Прибежишь к зданию клуба, что на углу Заводской и Горной, недалеко от Нулевого пикета, отдышишься, снег из карманов вытряхнешь, телогрейку с плащом гардеробщице сунешь, оглядишься, и вот уже звонок, и ты в зале, и гаснут лампы, раздвигается занавес... И ты уже в новой, неведомой, таинственной жизни, забываешь обо всем, что только волновало, удручало или радовало. Три часа во власти искусства» (С. Щеглов).

«Норильск начала пятидесятых годов - это огромный лагерь, два десятка отделений. Жилой поселок для вольнонаемных окружен колючей проволокой. Типичная картина тех лет- колонны заключенных». (Из воспоминаний В.Е. Полуэктова) «Жуткая была картина: конвоиры с винтовками наперевес, овчарки; под вой пурги и в снежной круговерти едва передвигали ноги несчастные в бушлатах и бурках «ЧТЗ», поверх шапок - шарфы, полотенца, просто тряпьё... Никто тогда не знал, не мог предвидеть, что близится конец страданиям... Часы истории отбивали свои удары, но ни один человек не в состоянии был познать, куда идет время...» (С. Норильский).

«год комсомольского десанта»: «по зову партии и молодости» в Норильск приехало почти комсомольцев. 22 августа пришел приказ об окончательной ликвидации системы исправительно-трудовых лагерей. Жители города вышли на необычный субботник: снимали колючую проволоку, сжигали лагерные бараки над городом взметнулась стометровая ажурная телевышка. 31 декабря впервые в эфир вышло норильское телевидение. В числе его создателей - режиссер театра Владимир Горюнов и актриса Рахиль Ларина (первый диктор) результаты Всесоюзной переписи показали: структура населения Норильска радикально изменилась. Каждый второй житель города моложе 30 лет. Молодежь заметно изменила облик заполярного города Суровый и строгий Норильск стал неузнаваемым: в Комсомольском парке назначались свидания, в ДИТРе до полуночи репетировали коллективы художественной самодеятельности, а на улицах встречалось все больше девушек, одетых по последней московской моде... Город-комбинат стал «городом молодых», расставшись с лагерным прошлым...» ДИТР

Артисты театра на первомайском и физкультурном параде

Так как развлечений было мало, скрасить досуг были призваны многочисленные народные театры. Проводились городские смотры художественной самодеятельности: отличительная черта и предмет особой гордости- массовость подобных мероприятий (свыше непосредственных участников). Победители нередко становились затем лауреатами краевых фестивалей молодежи и студентов. Наиболее часто отмечались в печати: Дом культуры шахтеров ( его агитбригада «Горячий уголек» выступала с театрализованными обозрениями и критикой недостатков, был в клубе и свой духовой оркестр); Дом культуры Кайеркана ( поставивший оперы Лысенко «Наталка-Полтавка», Гулак-Артемовского «Запорожец за Дунаем»- репертуар, очень напоминающий творчество первого лаг отделения в сороковые годы); Клуб поселка «Медвежий», или Дом металлургов ( его драматический коллектив поставил трагедию Шиллера «Коварство и любовь», известен был и его эстрадный оркестр); Клуб ЖКУ, в котором работали драматический и танцевальный коллективы. Норильский театр драмы ( в приказах часто именуемый «музыкально-драматический») в 1954 году переехал из старого деревянного барака в почти новое здание на ул. Севастопольской. Ради такого случая из этого дома выселили клуб и кинотеатр ( хотя все же в театре проходили публичные лекции с показом кинофильмов). Район стал культурным центром города. Состав труппы к 1954 году был укомплектован актерами высокого класса, часть из которых позднее, уехав из Норильска, заняла ведущее положение в столичных и других крупных театрах страны.

Газеты тех лет называли театр «творческим цехом» Приказом от 9 сентября 1950 года это учреждение культуры отдано в ведение горно- металлургического комбината и директором назначена Н.Н. Карпова. Отсюда примечательные требования к работникам искусства: - «Артистам надо чаще бывать на производстве, словом и делом помогать художественной самодеятельности». - «Артисты должны быть пропагандистами искусства, выступать перед массами с лекциями и докладами, больше встречаться с рабочими не в театре, а в заводском цехе, на стройке». - «Театр должен ставить больше спектаклей о рабочих, о заполярниках» (Из зрительских отзывов в «Заполярной правде» 50-ых годов) по 1962 годы главным режиссером становится Заслуженный артист РСФСР Ефим Львович Гельфанд. С его приходом в репертуаре Норильского театра четко обозначилось героико-романтическое направление: «Олеко Дундич» М. Каца и А. Ржевского, «Кремлевские куранты», «Третья патетическая» Н. Погодина, «Овод» Э.Войнич, «Грозовой год» А. Каплера, «Знакомьтесь, Балуев» В. Кожевникова, «Якорная площадь» И. Штока, «Братья Ершовы» В. Кочетова, «Клоп» В. Маяковского и др. Норильск не повторял «репертуарные зады». Одновременно с ярославцами мы ставили «Сомова и других» Горького, следом за Московским театром сатиры (разница в днях) выпускали «Свадьбу с приданым» Дьякова и «Пролитую чашу» Глобы, первыми в стране ставили «Братьев Ершовых» и спектакль «Знакомьтесь, Балуев». Не последнее место в репертуаре занимали водевили: «Солнечный дом», «В сиреневом саду», «Кресло 16» и классика: Шекспир, Островский, Маяковский.

Для артистов театра и кино, музыкантов Норильск стал местом совершенствования своего мастерства. Неслучайно каждый ссыльный стремился оказаться именно здесь. В эти тяжелые годы в Сибири и на Дальнем Востоке не было более благоприятного места для продолжения творческой деятельности. Десятки клубов в лаг отделениях, Заполярный театр, оркестр, эстрадная группа собрали и обеспечили работой блестящих артистов, танцоров, музыкантов, известных всей стране. В Норильске происходил обмен опытом между начинающими и профессионалами, и этот опыт, как единогласно вспоминают очевидцы, способствовал приобретению навыков интенсивной творческой подготовки, что, безусловно, помогло в дальнейшей карьере.

Я в этом городе страдал полжизни и, может, лишь за то его люблю Нет, не за то. Нельзя любить за зло, нельзя благоговеть перед уродством Он был моей тоской, моим уродством, моею раною, моею грязью, мукой моей души и черной кровью тела. За это ненавидят. Ненавижу! Безмерно ненавижу. И люблю! Люблю безмерно, яростно, жестоко, жестокою безмерною любовью вот так его люблю. За то, что он свидетель мук. За то, что каждый камень его домов и мостовых хранит мои шаги, мои проклятья, стоны и тихое отчаянье. За то, что в нем оплеванный, забитый, жалкий, я понял суть: есть в этом мире нечто, что выше жизни, крепче смерти, слаще любви, желанного успеха, нечто такое, без чего не стоит жить. Вам это непонятно? Ну и что же? Мне тоже непонятно. Только это имеется. И, черт меня дери, я знал его вот это нечто пил до дна, как водку, ел его, как хлеб, до крошки. И с презрением взирал на тех, кто, хохоча, плевал мне в рожу, мочился в душу мне Я был счастливей Куда счастливей их! Мучитель счастливым быть не может. Это было в далеком городе. Проклятый город! Любимый город... С. Снегов известный фантаст, бывший норильский каторжник...