Наука, нравственность, религия, философия, искусство, научные учреждения, учреждения культуры, религиозные организации и соответствующая деятельность людей.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Религия как одна из форм культуры. Элементы религии Религиозные представления Религиозные настроения Религиозные действия Религиозные организации и институты.
Advertisements

Формы культуры Народная Элитарная Массовая. Народная культура (фольклор) Создается анонимными творцами, которые не имеют специальной подготовки. В ней.
ДУХОВНАЯ СФЕРА наука, нравственность, религия, философия, искусство, научные учреждения, учреждения культуры, религиозные организации и соответствующая.
ДУХОВНАЯ СФЕРА наука, нравственность, религия, философия, искусство, научные учреждения, учреждения культуры, религиозные организации и соответствующая.
ДУХОВНАЯ СФЕРА © С.К. Свечников, наука, нравственность, религия, философия, искусство, научные учреждения,
Культура и духовная жизнь общества Шемаханова И.А., учитель истории и обществознания МОУ СОШ 15 г. Ярославля 2013 г.
ПРАКТИКУМ « ИСКУССТВО И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ» УРОК ПО ТЕМЕ «ИСКУССТВО И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ» МОУ ИЛЬИНСКАЯ СОШ УЧИТЕЛЬ СМИРНОВ ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ.
Духовная жизнь общества Материалы для подготовки к ЕГЭ учителя истории и обществознания МОУ СОШ 15 Рязановой В.В.
К функциям науки не относится: 1) мировоззренческая 2) производственная 3) регулирующая 4) прогностическая.
Мораль это совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, которые.
Культура Аюпова Ф.Ф.. культура Комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные.
Специальность «Налоги и налогообложение» Учебная дисциплина «Основы социологии и политологии» 2 курс.
А 1. Первоначально культурой называли: 1) ораторское искусство 2) умение рисовать 3) способы возделывания почвы 4) воспитанность правильный ответ.
Какие сферы жизни общества вам известны? экономическая политическая социальная духовная.
Чупров Л.А. МКОУ СОШ 3 с. Камень-Рыболов Ханкайского района Приморского края.
КУЛЬТУРА И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА. Определите основные сферы жизни общества сферы жизни общества сферы жизни общества производство распределение обмен.
Пономарёв Михаил 10«А» ВИДЫ КУЛЬТУРЫ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Культура Культура (лат. cultura земледелие, воспитание, почитание) понятие, имеющее множество значений.
Общественное сознание 11 класс. Сознание – высшая психическая форма активного воспроизведения действительности, его чувственного переживания и преобразования.
Общественное сознание выступает как важнейший элемент духовного бытия.
Общественное сознание выступает как важнейший элемент духовного бытия.
Транксрипт:

наука, нравственность, религия, философия, искусство, научные учреждения, учреждения культуры, религиозные организации и соответствующая деятельность людей

Узкое понимание Широкое понимание Духовная жизнь общества Все виды преобразовательной деятельности людей и ее результаты («вторая природа») Характеристики определенных исторических эпох Характеристики определенных видов деятельности лат. cultura – возделывание, обрабатывание

Материальная культура – совокупность физических объектов, созданных человеческими руками Духовная культура – процесс духовного творчества и его результаты : научные открытия, произведения искусства, нравственные ценности и т. д. результат – вещи (артефакты) результат – символы

Познавательная Образовательно - воспитательная Интегрирующая Регулирующая Социализирующая

Первоначальное понятие культуры означало: 1)все виды преобразовательной деятельности людей и ее результаты 2)совокупность знаний, верований, искусства, морали и права 3)возделывание земли 4)все, что создано человеком К функциям духовной культуры не относится: 1) образовательно-воспитательная 2) интегрирующая 3) регулирующая 4) материально-производственная

К элементам духовной культуры не относится: 1) религия 2) наука 3) средства производства 4) мораль

Народная Элитарная Массовая

Создается анонимными творцами, которые не имеют специальной подготовки. В ней отражается менталитет народа. Основные жанры – мифы, легенды, сказки, песни, танцы, анекдоты. По исполнению могут быть индивидуальными, групповыми, массовыми.

Создается профессиональными творцами для узкого круга людей, хорошо разбирающихся в тонкостях искусства. Трудная для понимания неподготовленного человека (« искусство ради искусства »). Не ставит целью коммерческую выгоду, стремится к наиболее полному самовыражению создателя фр. elite – лучшее, избранное

Не выражает изысканных вкусов, понятна и доступна широким слоям населения. Обладает низкой культурной ценностью, но способна удовлетворять сиюминутные запросы людей. Главной целью является получение коммерческой выгоды. Возникла в середине ХХ века = поп-культура, китч, развлекательное искусство

Молодежная субкультура – эзотерическая, эскапистская, урбанистическая культура, созданная молодыми людьми для себя. Контркультура – совокупность культурных образцов, которые противостоят общей культуре и находятся в конфликте с господствующими ценностями. часть общей культуры, система ценностей, традиций и обычаев, присущих большой социальной группе

Положительные последствия Отрицательные последствия Раскрепощение сознания народа Расширение художественного творчества Прекращение преследований представителей передовой интеллигенции Ослабление государственной поддержки («остаточный принцип») Массовый уход квалифицированных специалистов из сферы культуры Ориентация на запросы массового зрителя культ насилия, примитивизм… Засилье западной кинопродукции внутренние изменения исторические факторы западная массовая культура

Какое суждение верно?: А. Массовая и элитарная культура противоположны друг другу Б. Между массовой и элитарной культурой нет сегодня четко выраженных границ 1) верно только А 2) верно только Б 3) верно и А, и Б 4) оба положения неверны

Искусство отражает мир с помощью художественных образов высший уровень мастерства форма практико-духовного освоения действительности ИСТИНА ДОБРО КРАСОТА ИСТИНА ДОБРО КРАСОТА

Эстетическая ( способность к восприятию и преобразованию мира по законам красоты ) Гедоническая ( доставление удовольствия, наслаждения ) Воспитательная ( духовно - нравственное становление личности ) Познавательная ( отражение объективного мира и его усвоение )

Отражение мира с помощью художественных образов Наглядный характер Субъективное восприятие действительности

Архитектура Живопись Скульптура Литература Декоративно - прикладное искусство Театр Цирк Балет Кино Эстрада

Нет высших и низших видов, форм и жанров искусства. Стирание различий между создателем и аудиторией, реальностью и фантазией. Одна из главных форм – коллаж

Наука – система знаний о мире и его законах Основные элементы : 1) особая система знаний о природе, обществе, человеке 2) особый вид деятельности, направленный на получение новых знаний 3) система специальных организаций и учреждений

Познавательная Мировоззренческая ( формирование системы взглядов на мир и на место в нем человека ) Прогностическая Непосредственная производительная сила

общечеловеческие ( не кради, не лги, не навреди …) касающиеся непосредственно научной деятельности ( например, отстаивание истины, даже путем собственной жизни ) касающиеся социальной ответственности за свои открытия

постоянно увеличивается объем научной информации ( удваивается через каждые 5 – 10 лет ) охватывается все больше областей знаний (15 тысяч дисциплин ) растет количество ученых ( в начале ХХ века – 100 тысяч, сейчас – более 5 миллионов ) наука превратилась в особую профессию

Распределите перечисленное следующим образом: три позиции должны характеризовать деятельность художника, три – процесс работы ученого 1) выбор сюжета 2) выдвижение гипотезы 3) выстраивание композиции 4) теоретическое осмысление фактов 5)создание художественных образов 6)экспериментальная проверка

Образование – это целенаправленная деятельность людей по получению знаний, умений и навыков

приобщение человека к достижениям человечества передача и сохранение культурного наследия и накопленного опыта подготовка человека к самостоятельной деятельности развитие творческих способностей личности воспитание и социализация личности

Демократизация Гуманитаризация ( увеличение доли гуманитарных дисциплин ) Гуманизация ( усиление внимания к личности ) Фундаментальность ( выявление и изучение главного ) Компьютеризация Интеграция ( интернационализация )

Социальная функция образования заключается в том, что оно: А. обогащает людей знаниями и представлениями о современном мире Б. непосредственно добывает новое знание об окружающей действительности 1) верно только А 2) верно только Б 3) верно и А, и Б 4) оба положения неверны

Религия – совокупность представлений, верований и обрядов, объединяющих людей в единую общность Главный признак религии – вера в сверхъестественное

Религиозные представления Религиозные настроения Религиозные действия Религиозные организации и институты мифы, легенды, сказания, Библия, Коран… любовь к Богу, страх перед злыми духами… молитва, проповедь, таинство… церковь, секта, монастырь…

Мировоззренческая Утешительно - компенсаторная Регулирующая ( заповеди, традиции, нормы, ценности …) Интегрирующая Дезинтегрирующая Коммуникативная ( связь поколений, верующих друг с другом, с Богом )

I. Родоплеменные древние верования 1) Тотемизм ( вера в сверхъестественные связи людей с животными, растениями ) 2) Фетишизм ( вера в сверхъестественные свойства предметов ) 3) Анимизм ( вера в существование духов и душ ) 4) Магия ( вера в возможность влиять на окружающий мир с помощью действий, заговоров, заклинаний и т. д.)

II. Национально - государственные религии ( иудаизм, индуизм, синтоизм, конфуцианство и др.) 1) возникли в период разложения родового строя и возникновения классового 2) поклонение богам – покровителям своего народа 3) сложная обрядность с элементами национальной культуры 4) оформился особый слой служителей культа ( жрецы )

III. Мировые религии ( буддизм, христианство, ислам ) 1) огромное число последователей 2) космополитизм ( выход за пределы народов, государств ) 3) эгалитаризм ( проповедь равенства всех людей ) 4) прозелитизм ( стремление обратить в свою веру других ) домашнее задание

IV. Новые религии ( дзен - буддизм, кришнаизм, неоиндуизм …) 1) основаны на мистике ( общение с Богом через озарение, экстаз, откровение ) 2) возглавляются харизматическими лидерами 3) обещают достижения счастья в земной жизни 4) тяготеют к синкретизму ( смешению )

Атеизм – отрицание религиозных представлений и утверждение самодостаточности природы и человека Свободомыслие – позиция, утверждающая независимость человека от религии и церкви в решении общественных и личных проблем свобода совести?

Совокупность символических действий, направленных на сверхъестественное, это: 1) культ 2) клир 3) религиозные представления 4) религиозные организации

К функциям религии не относится: 1) мировоззренческая 2) утешительно-компенсаторная 3) регулирующая 4) гедоническая

Национальной религией является: 1) христианство 2) конфуцианство 3) ислам 4) буддизм

Мораль – система исторически сложившихся требований, норм и правил поведения Этика – учение о морали Три уровня : 1) нравственная практика ( нравы, поступки, типичные ситуации ) 2) моральное сознание (« что такое хорошо, что такое плохо ») 3) нравственное самосознание ( самооценка, готовность совершать выбор между добром и злом )

Регулирующая ( поведение в соответствии с моральными нормами ) Аксиологическая ( оценка : нравственно / ненравственно ) Ориентирующая ( выработка системы ценностей, линии поведения ) Воспитательная ( формирование общепризнанных образцов поведения ) Коммуникативная ( взаимопонимание, общение )

Регулирующая функция Нормативный характер Единый фундамент общечеловеческих ценностей ( добро / зло, хорошо / плохо ) Формирование отношений людей на основе справедливости, уважения прав и свобод человека

Мораль Право Ориентирует людей на идеальные нормы Поддерживает порядок, исходя из реальности Смысл конкретной жизненной ситуации уникален Основывается на типичном, стандартном Исключает прямое принуждение Поддерживается принудительной силой государства Пронизывает все стороны жизни, в т. ч. дружбу, любовь Регулируют только существенные отношения Главные категории – добро и зло, совесть, счастье, смысл жизни… Главные категории – законное, незаконное, правомерное, неправомерное

Функция морали, которая заключается в оценке поступков, взглядов, отношений между людьми, называется: 1) регулирующей 2) аксиологической 3) воспитательной 4) коммуникативной

Общественная психология – стихийно сложившаяся совокупность чувств, настроений, традиций, привычек, иллюзий и заблуждений, возникающих у различных социальных групп. Общественная идеология – теоретическое сознание, выработанное, как правило, специалистами

Общественное мнение – способ существования массового сознания, в котором проявляется отношение разных социальных групп к событиям и процессам формирование целенаправленностихийно по структуре монистическое плюралистическое

СМК Средства массовой информации: печать радио ТВ Интернет Средства массового воздействия: литература кино театр цирк мюзиклы Технические средства коммуникации: телефон телетайп эл. почта передача и обмен информацией в обществе с целью воздействия на ее членов

Информационная ( предоставление информации ) Регулирующая ( формирование поведения людей, манипуляция общественным мнением ) Культурологическая ( распространение достижений культуры )

Найдите в приведенном списке примеры средств массовой информации: 1) газета «Аргументы и факты» 2) журнал «Вопросы философии» 3) радиостанция «Европа+» 4) детектив Д. Донцовой 5) театр «Сатирикон» 6) киностудия «Мосфильм»