Оятская керамика Народные промыслы Ленинградской области.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Народное декоративно-прикладное искусство – результат творчества многих поколений мастеров. Оно едино в своей художественной структуре и необычайно разнообразно.
Advertisements

ГОНЧАРНЫЙ ПРОМЫСЕЛ НА РУСИ: ИГРУШКИ И ПОСУДА ИЗ ГЛИНЫ Выполнила: Шабанова Ирина студентка группы 1417.
Подготовила Варламова Кристина Ученица 10 а класса МОУ « Кингисеппская гимназия » Руководитель Максимкина Светлана Евгеньевна.
Народное искусство Виды росписи. Городецкая роспись русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец.
Учитель МОУ СОШ 29 г. Новороссийска Григорян В.С.
Подготовила: Хорошева Т.В. Демонстрационный материал.
Андреева И.А. 2008г. Гжель – название народного «сине-белого» гончарного промысла, керамический центр России Гжель - старинное село на берегу реки Гжелки,
Гжель… Издревле под этим кратким названием подразумевается местность, расположенная на юго- востоке Московской области, включающая несколько десятков.
ЖОСТОВСКАЯ ЖИВОПИСЬ В начале 19 в. металлические лакированные подносы стали изготавливаться в деревнях Московской губернии – Жостове, Троицком, Новосильцеве.
Сказочная Гжель Её трава шелковая, Её цветы весенние И мастерство волшебное Достойно восхищения.
Декоративно-прикладное искусство (ДПИ). Гжель
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла. Урок- презентация в 5 классе по ИЗО программа Б.М.Неменского Автор : Базанова Елена Михайловна.
Гжельская роспись. Как расписывали гжельскую посуду? Как расписывали гжельскую посуду? Из какого материала ее изготавливали? Из какого материала ее изготавливали?
Урок Издавна Русь славилась своим фарфором и искусством художественной росписи. Сложились даже разные школы и направления этого этих народных.
Самое первое упоминание о Гжели встречается в завещании Ивана Калиты 1328 года.
Автор: Фадина Надежда Владимировна МБДОУ «ЦРР – д/с «Родничок» г.Выборг.
ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ Выполнила: ученица 9 В класса Шкадун Анна Проверила: Яранцева Ольга Владимировна.
ГЖЕЛЬ
Выполнила ученица 6 класса Курцева Елена. В наше время под гжелью обычно понимают вид русского народного искусства – расписанные в особом стиле керамические.
Тайны гжельской росписи Авторы исследования: группа учащихся 5 «А» класса МБОУ СОШ 5 г. Кузнецка Пензенской области Тема проекта.
Транксрипт:

Оятская керамика Народные промыслы Ленинградской области

Селение Алёховщина стоит на берегу реки Оять. Эти места считаются историческим месторасположением средних вепсов. Да и название «Оять» переводится с вепсского очень трогательно – «ручеек».

Побережье реки издавна славилось богатыми залежами высококачественной красной глины. Поэтому у оятских вепсов не было недостатка в бытовой утвари. Лепили всё: горшки, миски, чашки и игрушки. Занимались лепкой в свободное время, чаще зимой. Причём в гончарном деле была задействована вся семья: женщины месили глину, мужчины занимались формовкой и обжигом сосудов, а дети лепили мелкие детали к изделиям.

В XVIII веке в тех местах работал крупный лесопромышленник, немец Фок. Всё шло у него замечательно, пока ему не стало угрожать банкротство. Из-за боязни разорения он нашёл другой промышленный путь: занялся освоением гончарного производства. Качество оятской глины не уступало в округе никакой другой. Поэтому перед Фоком не стоял вопрос, где расположить свои мастерские.

После пожара в Эрмитаже Фок получает большой заказ по изготовлению части интерьера. Фок приобрел дополнительные станки, нанял местных мастеров и в срок выполнил заказ императрицы. После этого гончарное дело стало стремительно развиваться. В результате в верховьях Ояти в те годы насчитывалось до 200 гончарных мастерских.

C XVIII века село Алёховщина стало славиться производством оятской керамики. Дело стало выгодным промыслом. В Санкт-Петербург отправлялись речные караваны до 30 лодок. Продавалась посуда на Аничковом мосту. Зимой на санях возили продукцию до Финляндии.

В XIX веке и в первой половине XX века глиняное дело процветало. Продукция профессиональных крестьянских промыслов, сосредоточенных преимущественно в селениях по реке Оять, шла на сельские и городские рынки северо-запада России. Дореволюционные архивные материалы свидетельствуют, что в начале XX века только мастеровыми Сотского погоста Шапшинской волости Лодейнопольского уезда вырабатывалось для продажи более 400 тысяч гончарных сосудов. В 1928 году в Оятском районе насчитывалось 194 крестьянских «горшечных» – бревенчатых построек, в которых проходили формовка и обжиг керамических изделий.

В послевоенный период гончарное производство в вепсских селениях постепенно пошло на убыль. С появлением фарфора и алюминия керамика постепенно утратила свою популярность. Только в семьях оятских мастеров сохранялась традиция гончарного промысла.

На сегодняшний день при Центре работают 7 мастеров. Мастера сохраняют и передают в наследство древние традиции народного гончарного искусства, основанного на формообразовании предметов вращением. Таким способом из экологически чистой местной глины изготавливаются кринки, корчаги, миски, рукомои, чайники, жаровни, салатники, декоративные вазы, чайные и кофейные сервизы.

В чём же особенность оятской керамики, по каким признакам можно определить Алёховскую продукцию? Для оятской керамики характерны приземистые формы сосудов. Посуда береговая, округлой формы. Лепная глиняная оятская игрушка тоже приземистая. В последнее время она немного изменила свой вид: преобразилась из простой одно фигурной крестьянской игрушки-свистульки в виде сказочных птичек, коней, всадников, барашков в многофигурные композиции на темы русского фольклора.

Изображения наносятся на тулово изделий разными способами: при помощи штампа или палочки. Техника росписи производится с помощью выдавливания из рожка, что позволяет получать рельефные узоры. Орнамент рисуется жидко разведённой глиной по глине. Истинные цвета – это чёрный и белый. Изредка применяется зёленая краска (медный купорос). Плюс те, которые можно получить из глины, если смешать её с натуральными природными красителями. Узоры состоят из простейших геометрических и изобразительных элементов. Орнаментальные мотивы необычайно любопытны. К примеру, волна значит жизнь, цветок – вселенная. А лягушка – это символ женщины, потому что она, рожающая младенца на свет, находится в похожей позе лягушки. А если вы увидите птичьи лапки, то знайте, что птица обозначает связь времен. Недаром символом вепсов считается петух

ООО «Оятская керамика» входит в состав Ассоциации народных художественных промыслов России и является одним из немногих предприятий, сохраняющих народный промысел – гончарное дело. Все изделия, выпускаемые предприятием – гашники, кринки, миски, кувшины, кружки, блюда и т.д., выполняются вручную на гончарном круге, из местных экологически чистых глин, и хранят в себе тепло рук оятских мастеров. Вся керамика обжигается в муфельных печах при температуре до 1100 градусов. Глиняная посуда термостойка и предназначена для приготовления пищи в электрических и газовых духовках, на электроплитах, в русских печах и микроволновых печах, но не на открытом огне и углях.

Пища, приготовленная в глиняной посуде, очень вкусна, долго остаётся горячей, не пригорает, сохраняет витамины и имеет приятный вид. Пироги и хлебобулочные изделия, хранящиеся в керамической посуде, долгое время не черствеют. Молочные и другие продукты в ней дольше сохраняются свежими. Очень хорошо в керамике хранить лук и чеснок (не прорастают), высушенную зелень и приправы (не желтеют и сохраняют вкус), выращивать цветы и рассаду овощей.

Подготовила учитель начальных классов МОБУ «Потанинской школы» Грибанова Ольга Александровна