ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ Использование научного знания в менеджменте Плотников Михаил Вячеславович Москва, 2005.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Что такое научное исследование?. Что такое исследование? Исследование – это научное познание предметов и явлений окружающего мира. Наука – это особая.
Advertisements

Презентация по философии на тему «Аналитические методы»
Структура и содержание биологического исследования ТРИЗ.
Основные рабочие понятия исследовательской деятельности учащихся: Исследовательская деятельность учащихся – деятельность, связанная с решением творческой,
Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Внимательно прочтите вопрос и варианты ответов на него. Выберите из предложенных вариантов один или несколько верных и впишите номер/а выбранных вами ответов.
МЕТОДОЛОГИЯ В ПЕДАГОГИКЕ Выполнила : магистранты II курса группы СВ ( б ) Каныбекова Алтынай К. Шейшеев Стамбек К. Проверил : Куватбеков Каныбек.
Организация исследовательской деятельности на средней и старшей ступени общего образования.
Науки. Перечислите естественные и гуманитарные науки. естественныегуманитарные.
Методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности ( энциклопедический словарь). Методология – система принципов.
Мастер - класс «Учитель – исследователь». УЧИТЕЛЬ НОВОЙ ФОРМАЦИИ - духовно развитая, социально зрелая, творческая личность, компетентный специалист, профессионально.
СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА. 1.Объект и предмет социологии. 2.Специфика предмета социологии. 3.Место социологии в системе научного знания. 4.Структура социологии.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
Научное познание, его формы и методы. Научное познание, его формы и методы.
Конкретное социологическое исследование – основа прикладной социологии 1 Понятие о конкретном социологическом исследовании 2 Разновидности конкретного.
Орындаған:Ильясов Е.С. Тексерген:Еренова.Б.Е.. Наука - система знаний объективных законов природы, общества, мышления, которая выражается в точных категориях.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Семинарское занятие по теме Экономическая теория: предмет, цели и задачи.
СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ ЕСТЬ ПОЗНАНИЕ ОБЩЕСТВА, ПРОТЕКАЮЩИХ В НЕМ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ.
Научное познание, его формы и методы. Научное познание, его формы и методы.
Транксрипт:

ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ Использование научного знания в менеджменте Плотников Михаил Вячеславович Москва, 2005

2005 Плотников Михаил Китайская пословица Услышал – забыл, Увидел – запомнил, Сделал – понял… Тема 1. Основные понятия

2005 Плотников Михаил Проблема За счёт чего российские предприятия могут выжить и преуспевать на мировых рынках? Низкие издержки Культура труда Система организации и управления Низкие цены Клиент-ориентация Высокое качество

2005 Плотников Михаил Современный бизнес Сложность бизнес среды Высокая турбулентность бизнес-среды Скорость и масштаб Ценности и цели

2005 Плотников Михаил Ещё про современный бизнес Чтобы преуспевать сегодня в бизнесе нужно создавать устойчивые преимущества завтрашнего дня. Современный бизнес – крайне интеллектуальное занятие. Тот, кто отказывается думать и понимать, не выдерживает естественного отбора и погибает.

2005 Плотников Михаил Думать и понимать… Таким образом, если мы хотим процветать на открытых рынках, нам необходимо, в первую очередь, понимать самих себя и свою организацию. Часто ли мы думаем о том как мы думаем?

2005 Плотников Михаил Теория организации Теория организации – это попытка поразмышлять о себе и о собственной компании. Теория организации – это научный взгляд на бизнес и протекающие в нем процессы; это вопросы и ответы о причинах и следствиях; это почему, как и зачем современного бизнеса.

2005 Плотников Михаил Почему теория? «Нет ничего более практичного, чем хорошая теория…» Ф.Бэкон.

2005 Плотников Михаил Что такое теория? Гипотеза – догадка, предположение относительно каких-либо закономерностях взаимодействия объектов. Теория – подтвержденная, но еще не опровергнутая гипотеза или комплекс гипотез – некоторая модель

2005 Плотников Михаил Что такое наука? Наука – это … Определение Наука – система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления. Наука – это бесконечный поиск истины.

2005 Плотников Михаил Проблемы науки Рост научного знания – каким образом получать новое знание. Это в первую очередь проблема выбора научного метода : как исследовать и как проверять результаты исследования? Систематизация научного знания – каким образом соотносить между собой данные различных наук и исследований. Это проблема синтеза знаний, её важнейшие категории: причина, следствие и условия.

2005 Плотников Михаил Проблемы науки Ограничения познания – всякое свойство объекта или явления является качеством его взаимодействия. Невозможно «до конца» познать реальность, поскольку количество возможных взаимодействий бесконечно. Человек не способен мыслить в категориях бесконечности, поэтому мы всегда упрощаем объективную реальность, субъективно отбирая значимые для нас свойства и отбрасывая второстепенные. Следовательно, чего бы мы не знали – это лишь небольшая часть истины.

2005 Плотников Михаил Проблемы науки Влияние исследователя – всякое исследование является взаимодействием с объектом познания, а, значит, - обнаруживает его новые свойства, не проявляющиеся вне исследовательской ситуации. Объективность научного знания – исследователь всегда остается человеком и личностью – продуктом своего общества. Его понимание и толкование знания всегда обусловлены существующими нормами и ценностями.

2005 Плотников Михаил Модели и теории Ситуация научного исследования Исследователь Модель Объект Вывод

2005 Плотников Михаил Зачем нужна наука? Наука объясняет как устроен мир и почему все происходит именно так, а не иначе. Наука предсказывает что произойдет в будущем на основе знания о прошлом и настоящем. Она отвечает на вопрос: «а что, если…?» Наука вносит определенность в хаос повседневности. И всё-таки, ЗАЧЕМ НУЖНА НАУКА?

2005 Плотников Михаил Научное исследование Научное исследование – это: осознанная целенаправленная организованная рациональная гуманная попытка познания объективной действительности. и чем оно отличается от ненаучного? Что такое

2005 Плотников Михаил Научное исследование Различают две категории целей научного исследования: Частные научные – направленные на рост научного знания в определенной сфере – лучше объяснить, предсказать и определить. Глобальные общечеловеческие – направленные на повышение материального и духовного благосостояния людей – сделать мир лучше. и чем оно отличается от ненаучного? Что такое

2005 Плотников Михаил Социальные VS естественные науки Естественные науки изучают окружающий нас мир и человека как физический объект – его организм и все его свойства. Социальные науки изучают человека как «общественное животное» - его индивидуальность, способы взаимодействия с другими людьми и результаты такого взаимодействия. В чем разница?

2005 Плотников Михаил А что такое менеджмент? Менеджмент включает в себя различные науки: На уровне точных наук – математические модели и статистику На уровне естественных наук – технология, физиология труда На уровне социальных наук – потребители, рынки, конкуренты, организации, госрегулирование и т.п…

2005 Плотников Михаил Структура знания Теория познания Принципы построения научных теорий Уровни знания Научные теории Дескриптивные (описательные) модели реальности Методология Прескриптивные (предписательные) модели реальности Практические знания Методы, техники, приемы, инструменты

2005 Плотников Михаил Менеджмент – наука? Теория познания ? ? ? Уровни знания Научные теории Разделяемые ценности, философия бизнеса Методология Стратегии Практические знания Системы и процедуры, структуры, способности, инструментарий, стиль руководства

2005 Плотников Михаил Необходимость Менеджменту требуется единая хорошая (= практичная) научная теория организации, которая бы объясняла и предсказывала поведение людей в организации, их взаимоотношения и поведение организаций в целом. Кроме того, такая теория должна говорить, что делать в том или ином случае.

2005 Плотников Михаил Проблема До сих пор такой теории нет.

2005 Плотников Михаил Курс «Теория организации» Цель – развить привычку (и умение!) думать и задумываться о важном, не теряя скорости действия. Задачи – Изучить плюсы и минусы основных существующих научных теорий организации. Научиться конструктивно критиковать теории и строить собственные. Научиться отказываться от неэффективных стереотипов и включать мышление. Научиться мыслить на абстрактно- теоретическом уровне, чтобы видеть взаимосвязи и тенденции, а не только явления.

2005 Плотников Михаил Структура курса (1) ТЕМА 1. Основные понятия ТЕМА 2. Теория познания и логика социальных наук ТЕМА 3. Философия и теория организации ТЕМА 4. Организация в фокусе научного исследования ТЕМА 5. Тейлоризм: наука без теории ТЕМА 6. Классический подход ТЕМА 7. Поведенческий подход

2005 Плотников Михаил Структура курса (2) ТЕМА 8. Когнитивный социально- психологический подход ТЕМА 9. Структуралистский подход ТЕМА 10. Институционально-экономический подход ТЕМА 11. Подход с позиции отрытых систем ТЕМА 12. Ситуационный подход ТЕМА 13. Эволюционный подход ТЕМА 14. Институциональный подход ТЕМА 15. Конструктивистский подход ТЕМА 16. Универсальная теория организации

2005 Плотников Михаил Где брать информацию? Лекции Практические занятия Хрестоматия «Теория организации» Интернет Книги и статьи Собственный опыт Опыт других людей

2005 Плотников Михаил Требования и контроль Из чего складывается итоговая оценка? 20% - конспекты статей 10% - промежуточный тест (25.02 и 26.02) 30% - домашнее задание (до 25.04) 30% - экзамен (27.04 – 30.04) 10% - работа в аудитории

2005 Плотников Михаил Что еще за конспекты? 8 статей из хрестоматии, помеченные значком в списке материалов для чтения, предназначены для конспектирования. Конспект статьи должен располагаться на 1 странице А4 и содержать следующие разделы: ключевые слова, основные идеи и их оценка, резюме, комментарии. Форму и образец конспекта можно получить в формате.doc

2005 Плотников Михаил Домашнее задание На основе изучаемого материала Вам предлагается разработать собственную теорию организации. Советы по написанию этой работы и предъявляемые требования можно прочитать в последней статье хрестоматии. В работе, прежде всего, оценивается четкость, логичность и последовательность мышления и изложения и умение конструктивно критиковать собственные идеи.

2005 Плотников Михаил Что будет на экзамене? Большой тест (примерно 60 вопросов по всему курсу) с вариантами ответов.

2005 Плотников Михаил Ваши вопросы

ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ Использование научного знания в менеджменте Плотников Михаил Вячеславович Москва, 2005

2005 Плотников Михаил Мудрость трёх тысячелетий Тема 2. Теория познания и логика социальных наук Боги отнюдь не открыли смертным всего изначально, Но постепенно, ища, лучшее изобретают. Ксенофан

2005 Плотников Михаил Знание и незнание Проблема Сократа

2005 Плотников Михаил Проблема выбора метода познания Исследователь Модель Объект Вывод

2005 Плотников Михаил Основные понятия Проблема – несоответствие желаемого и действительного состояния объекта. Научная проблема – всегда начинается с осознания недостаточности знаний в какой-либо области – я знаю, что этого я еще не знаю (но хочу узнать). Цель – направлена на решение проблемы, т.е. устранение разрыва между желаемым и действительным. научного исследования

2005 Плотников Михаил Основные понятия Допущение – принцип, по которому отбираются значимые (релевантные) для исследования свойства объекта. Посылка – начальное условие взаимодействия, описываемое гипотезой или теорией. ЕСЛИ … Следствие – характер взаимодействия или конечное состояние объекта. ТО… Критика – проверка гипотезы или теории в целом, а так же отдельных существенных посылок и следствий. научного исследования

2005 Плотников Михаил Два пути познания Теория познания Принципы построения научных теорий Уровни знания Научные теории Дескриптивные (описательные) модели реальности Методология Прескриптивные (предписательные) модели реальности Практические знания Методы, техники, приемы, инструменты

2005 Плотников Михаил Индуктивный метод Логика метода – любая теория является обобщением практики. Мы пытаемся регистрировать и систематизировать фактические взаимодействия и на основе опыта выявить наиболее общие закономерности для того или иного класса объектов. Девиз метода наблюдай и обобщай!

2005 Плотников Михаил Индуктивный метод Пассивные – непосредственное взаимодействие с объектом минимально или отсутствует: невключенное наблюдение, анализ вторичной информации. Активные – при непосредственном взаимодействии объекта без изменения контекста (ситуации) в целом: включенное наблюдение, массовый опрос. Интерактивные – интенсивное взаимодействие с объектом и системой его окружения: ЭКСПЕРИМЕНТ, интервью, фокус-группа. Какие преимущества и какие недостатки есть и каждой группы методов? Три группы методов сбора данных

2005 Плотников Михаил Индуктивный метод Математический подход – эмпирические данные сопоставляются на предмет соответствия (корреляции) тех или иных явлений. Если исследователь посчитает коэффициент корреляции достаточно высоким, то он формулирует это как тезис «если …, то (чаще всего, в х% случаев) …» Как формулируется теория?

2005 Плотников Михаил Феноменологический подход – когда не удается установить достаточно четкой корреляции между явлениями, либо явление невозможно описать количественно, исследователь формули- рует теорию в категориях: «А, Б и В (каким-то образом) влияют на Г, Д и Е», или «При работе с Г, Д и Е важно учитывать А, Б и В». Индуктивный метод Как формулируется теория?

2005 Плотников Михаил Системный подход – когда число релевантных взаимодействий в системе достаточно велико, а коэффициент корреляции считается существенным, бывает очень трудно сформулировать теорию словами в логической системе «Если …, то …». В таких случаях можно прибегнуть к построению системной диаграммы. Индуктивный метод Как формулируется теория?

2005 Плотников Михаил Системные диаграммы Пример: обучение персонала Знания и умения персонала Личные результаты Мотивация на достижение Инвестиции в программы обучения Мы сделаем это!

2005 Плотников Михаил Как теория проверяется Естественно-научный метод предполагает совершенствование моделей за счет сбора все большего количества эмпирических данных и выявления строгих корреляций между ними. Идеал объективности теории таким образом лежит в приближении выборки к генеральной совокупности.

2005 Плотников Михаил Как теория проверяется Теория проверяется, в первую очередь, исходя из критерия точности математической модели. Метод естественных наук направлен на описание феноменологии объекта и предсказание вероятности, с которой произойдет то или иное взаимодействие.

2005 Плотников Михаил Дедуктивный метод Скажите, Ватсон, Вы не находите, что в этом преступлении есть кое- что, что весьма однозначно указывает на убийцу? Но, Холмс, ведь никто ничего не видел не слышал – была глухая ночь, свет не горел, шума не было, собака не лаяла… Вот именно, Ватсон. Собака не лаяла! А ведь известно, что эта собака не лает только на хорошо знакомых людей – а таких только трое – и у двух – железное алиби… Вы хотите сказать, что третий… Вот именно! Принцип «нелающей собаки»

2005 Плотников Михаил Как строить теории? Определите границы знания Определите области незнания Проясните значимость познания Сформулируйте проблему (нет проблем без знания – нет проблем без незнания) Попытайтесь выразить проблему в ряде теоретических и практических вопросов (Как это сделать? Почему я делаю это именно так? На основании чего я даю ответы на первые два вопроса; как иначе?) Логика социальных наук

2005 Плотников Михаил Как проверять теории? Ни одно решение не может быть признано окончательным и исчерпывающим – пробные решения предлагаются и критикуются. Если предложенное решение недоступно для критики по существу вопроса, то оно исключается из рассмотрения как ненаучное, хотя, быть может, только временно. Логика социальных наук

2005 Плотников Михаил Как проверять теории? Если предложенное решение доступно для критики по существу вопроса, мы пытаемся опровергнуть его – ВСЯКАЯ КРТИКА СОСТОИТ В ПОПЫТКАХ ОПРОВЕРЖЕНИЯ. Если предложенное решение опровергнуто нашей критикой, мы пробуем другое решение. Если оно выдерживает критику, мы временно принимаем его: мы принимаем его как достойное дальнейшего обсуждения и критики Логика социальных наук

2005 Плотников Михаил Как проверять теории? Таким образом, метод науки есть метод пробных попыток решить наши проблемы с помощью предположений, контролируемых суровой критикой. Это – осознанно- критическое развитие метода «проб и ошибок». Логика социальных наук

2005 Плотников Михаил Как достичь объективности? Объективность науки заключается в объективности критического метода. Это означает прежде всего, что никакая теория не является недоступной для критики, а также что основное средство логической критики – логическое противоречие - объективно Логика социальных наук

2005 Плотников Михаил Как достичь объективности? Напряженность между знанием и незнанием ведет к проблемам и к пробным решениям. Однако эта напряженность никогда не преодолевается, ибо оказывается, что наше знание это всегда только предложение некоторых пробных решений. Логика социальных наук

2005 Плотников Михаил Как достичь объективности? Таким образом, само понятие знания включает в принципе возможность того, что оно может оказаться ошибочным и потому нашим незнанием. И единственный способ оправдать (justifying) наше знание сам является всего лишь временным, ибо он состоит в критике, точнее в апелляции к тому факту, что до сих пор наше пробное решение, как кажется, выдерживало самую далеко идущую критику. Логика социальных наук

2005 Плотников Михаил Как достичь объективности? Не существует позитивных оправданий (justification). В частности, невозможно показать, что наши пробные решения являются вероятными (в любом смысле, который удовлетворял бы законы исчисления вероятностей). Логика социальных наук

2005 Плотников Михаил Как достичь объективности? Достичь объективности в социальных науках гораздо труднее (если в них ее вообще можно достичь), чем в естественных. Это происходит потому, что быть объективным значит не давать влиять на себя своим собственным ценностным суждениям (value judgement), то есть (как это называл Макс Вебер) быть «свободным от ценностей». Однако лишь в редчайших случаях представитель социальных наук может освободиться от системы ценностей своего социального класса, чтобы достичь хотя бы ограниченной «свободы от ценностей» и «объективности». Логика социальных наук

2005 Плотников Михаил Как достичь объективности? Совершенно неверно считать, что объективность науки зависит от объективности ученого. И совершенно неверно считать, что позиция представителя естественных наук более объективна, чем позиция представителя общественных наук. Логика социальных наук

2005 Плотников Михаил Как достичь объективности? То, что можно назвать научной объективностью, основывается исключительно на той критической традиции, которая, невзирая на всякого рода сопротивление, так часто позволяет критиковать господствующую догму. Иными словами, научная объективность это не дело отдельных ученых, а социальный результат взаимной критики, дружески- вражеского разделения труда между учеными, их сотрудничества и их соперничества. По этой причине она зависит отчасти от ряда социальных и политических обстоятельств, делающих такую критику возможной. Логика социальных наук

2005 Плотников Михаил Мудрость трёх тысячелетий Боги отнюдь не открыли смертным всего изначально, Но постепенно, ища, лучшее изобретают. Ксенофан

2005 Плотников Михаил Ваши вопросы