ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ Использование научного знания в менеджменте Плотников Михаил Вячеславович Москва, 2005.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема 1. Теоретические особенности подходов и методов принятия управленческих решений –Характеристика современных подходов в менеджменте –Методы осуществления.
Advertisements

И.В.ПоповкинКурс менеджмента1 ТЕМА 3 Современная парадигма менеджмента.
Тема 6 План Видение организации Определение миссии организации Определение целей в стратегическом управлении Эффективность целей Дерево целей.
Методика анализа конкурентов 1.Основные компоненты анализа конкурентов 2. Карта стратегических групп 3. Ключевые факторы успеха.
Тема 1. «Сущность и особенности развития международного менеджмента» 1. Понятие и проблемы международного менеджмента. 2.Национальные различия международного.
Менеджмент как наука управления стремится найти и разработать средства и методы, которые способствовали бы наиболее эффективному достижению целей организации,
РАЗВИВАЮЩАЯСЯ ОРГАНИЗАЦИЯ. 2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЛОВ 1. Человек 1. Человек 2. Организация 2. Организация 3. Эгрегор 3. Эгрегор 4. Развитие 4. Развитие.
Менеджмент и менеджер
Введение в менеджмент Менеджмент и Менеджер. Менеджмент – совокупность методов, средств и форм управления современным производством с целью повышения.
Функция организации находит свое выражение в форме организационной структуры компании. Организационная структура компании – система управления, описанная.
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА В ФАРМАЦИИ Выполнила: Олатаева З Группа: ФА Проверила: Адибаева Ж.К. С.Ж. АСФЕНДИЯРОВ АТЫНДАҒЫ ҚАЗАҚ ҰЛТТЫҚ МЕДИЦИНА УНИВЕРСИТЕТІ.
Разработка стратегии одиночного бизнеса Тема 9. План Создание конкурентных преимуществ на уровне хозяйственных подразделений Создание конкурентных преимуществ.
Сущность и задачи финансового менеджмента. Под финансовым менеджментом понимают: систему управления формированием, распределением и использованием финансовых.
«О КАЧЕСТВЕ МЕНЕДЖМЕНТА, КАК ОСНОВЫ УСПЕШНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ» Шолкин Валерий Георгиевич Генеральный директор АНО « НИЦ КД », Заслуженный деятель.
Маркетинг – философия современного бизнеса. Основные вопросы Маркетинг: сущность и задачи. Принципы и базовые концепции маркетинга. Средства маркетинга.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГИСТИКЕ: как обеспечить эффективность их применения Минск, 2013.
Принципы менеджмента качества. Восемь принципов менеджмента качества п.0.2: Ориентация на потребителя. Лидерство руководителя. Вовлечение работников.
Услуги в области организационного развития. 2 Предприятие устойчивая динамическая система, имеющая целью своего функционирования, получение результата.
Маркетинговый подход в менеджменте Маркетинг Маркетинг - метод регулирования взаимоотношений внешней среды организации с возможностями самой организации,
Предмет и задачи информационного менеджмента Тема 2.
Транксрипт:

ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ Использование научного знания в менеджменте Плотников Михаил Вячеславович Москва, 2005

2005 Плотников Михаил Тема 9. Ситуационный подход Бесчисленные "завтра", "завтра", "завтра" Крадутся мелким шагом, день за днем, К последней букве вписанного срока; И все "вчера" безумцам освещали Путь к пыльной смерти. Истлевай, огарок! Жизнь - ускользающая тень, фигляр, Который час кривляется на сцене И навсегда смолкает; это - повесть, Рассказанная дураком, где много И шума и страстей, но смысла нет. У. Шекспир

2005 Плотников Михаил Ситуационные переменные Структура собственности Цели Ограничения Ресурсы Модель бизнеса Полномочия и ответственность Планы и бюджеты Организационная рефлексия

2005 Плотников Михаил Структура собственности Шесть категорий собственников: Категория Ориентация на «Бог, царь и господин»Власть и признание «Хозяйственник»Стабильность «Предприниматель»Процесс и инновации «Инвестор»Прибыль «Мажоритарный акционер» Управление и политика «Миноритарный акционер» Получить хоть что-нибудь

2005 Плотников Михаил ЛПР Лицо, принимающее решение – человек, обладающий реальной (а не номинальной) властью в организации. Вопросы: – На основании чего принимается решение? – Как получается информация (люди, каналы, технологии)? – Чье мнение (внутри и вне организации) значимо для ЛПР? – Каковы взаимоотношения ЛПР и собственников. – Насколько ЛПР вменяем и готов к диалогу?

2005 Плотников Михаил Бизнес и ЛПР Что для меня бизнес? Средство достижения собственных целей Образ жизни Работа Увлечение, любимое дело Продолжение меня самого Способ сделать мир лучше Привычка Несчастье, беда, каторга… …?

2005 Плотников Михаил Цели «Необходима цель Стране и человеку, Минуте, дню и веку Необходима цель».

2005 Плотников Михаил

Цели Четыре группы целей в организации: Цели собственников Цели менеджеров (ЛПР) Цели бизнеса Цели персонала

2005 Плотников Михаил Источник целей собственников Границы бизнеса определяются прежде всего широтой мышления собственника и его готовностью идти на риск. Всё это для удовлетворения его желаний и амбиций – для воплощения его мечты в реальном мире. Если нет мечты – не будет и бизнеса. Когда мечта заменяется инструкциями и нормативами, бизнес-организация теряет движущую её энергию и впредь способна существовать лишь за счет «капельницы» властных и финансовых структур. За счет только рыночных механизмов такая организация не сможет выжить.

2005 Плотников Михаил Источник целей менеджеров Важнейшая особенность положения управленцев высшего звена заключается в том, что они обладают значительной властью и полномочиями, при этом практически ничем не рискуя. Собственник может потерять свои деньги, бизнес, общественное признание – менеджер же ставит на кон лишь свое кресло да репутацию – сомнительная ценность для собственника.

2005 Плотников Михаил Источник целей персонала Абсолютное большинство работающих наёмных сотрудников воспринимают работу как неизбежное зло подчинения, трату времени, сил и здоровья ради свободы и независимости в течение нескольких часов в неделю… При этом, как правило, [эти] люди не обладают достаточными навыками независимой активности. Постоянная зависимость от воли других [начальства, членов семьи], подкрепляемая потребностью в определенности и стабильности, в значительной мере влияет на их модели поведения (как физического, так и когнитивного). Во многом освобожденный от необходимости критически оценивать ситуацию, принимать решения, анализировать опыт и пересматривать собственные представления о мире, такой человек все больше нуждается не столько в материальной или творческой мотивации, сколько в четкой программе действий на [все] случаи жизни. Такого работника прежде всего привлекает четкое видение завтрашнего дня и вера в правильность выбранного пути.

2005 Плотников Михаил Источник целей бизнеса (1) Будучи социокультурным институтом бизнес выполняет две важнейшие роли: С одной стороны бизнес обслуживает потребности общества, выступает в качестве средства его функционирования. С другой – бизнес сам участвует в определении и формировании активности общества и её результатов. Когда организация утрачивает социальную значимость – она неминуемо гибнет, либо превращается в деструктивный культ.

2005 Плотников Михаил Источник целей бизнеса (2) Бизнес по существу есть создание добавленной потребительской ценности. Вряд ли можно найти более человечную форму деятельности: это совместная работа одних людей во благо других, признанная и оцененная последними. Отсюда следует, что главная цель бизнеса – создавать и поддерживать клиента, поскольку именно в диалоге с клиентом и заложена сама суть бизнеса.

2005 Плотников Михаил Рассогласование целей Собственник Бизнес Менеджеры Персонал

2005 Плотников Михаил Собственник-собственник Разные стратегии Разногласия по поводу ориентаций на статус или на прибыль Различие в приоритетах: текущая или стратегическая доходность Разногласия при распределении прибыли на разные цели Разные группы собственников

2005 Плотников Михаил Собственник-бизнес Разногласия по поводу распределения прибыли на новое оборудование или на дивиденды акционерам Различие в приоритетах: капитализация или развитие бизнеса Надрывают бизнес, экономя на нем Собственники не знают бизнеса, предъявляют нереалистичные требования к бизнесу Собственник заинтересован в каком-то клиенте, который для бизнеса убыточен Собственник закрывает бизнес

2005 Плотников Михаил Собственник-менеджеры Затраты на управленческие технологии не понятны собственникам Разные пути развития бизнеса Центр прибыли – мой, центр затрат - твой Собственники засылают своих людей в руководство

2005 Плотников Михаил Собственник-персонал Тратить прибыль на дивиденды или на зарплату Собственники хотят отличных работников с малой зарплатой Условия труда и экономия Персонал – стабильность, собственник – изменения, реорганизация

2005 Плотников Михаил Бизнес-бизнес Продажи с отсрочкой платежа некоторым клиентам и прибыльность Конфликт между направлениями бизнесов (из-за ресурсов, клиентов) Оптовая торговля конкурирует с собственной розницей Либо рост, либо развитие клиентской базы

2005 Плотников Михаил Бизнес-менеджеры Бизнесу нужна динамика, а руководитель ориентирован на стабильность Бизнес нуждается в реорганизации, но для руководителей – это дополнительное напряжение Закрытие некоторых производств ради рентабельности бизнеса в целом Руководители отвлекают ресурсы от бизнеса на собственные нужды (увеличение управленческого персонала, представительские расходы, новую оргтехнику) Ориентация на карьеру и возможности бизнеса

2005 Плотников Михаил Бизнес-персонал Бизнес требует квалификации, технологической дисциплины, некоторые работники сопротивляются Бессубъектность персонала как тормоз развития бизнеса Несовместимость личности и функции Бизнес требует средств на развитие, а персонал – на социальные программы Рентабельность бизнеса предусматривает увольнения

2005 Плотников Михаил Менеджеры-менеджеры Борьба руководителей разных служб за ресурсы статусы, полномочия Внутрифирменная конкуренция за клиентов

2005 Плотников Михаил Менеджеры-персонал Руководители стремятся обеспечить собственникам доходность, подчиненные требуют роста зарплаты Спонтанное управление и требование порядка Руководители требуют полной отдачи, персонал работает по минимуму

2005 Плотников Михаил Персонал-персонал Частные группы интересов за счет других Противоречие интересов между: – зарабатывающими и обеспечивающими подразделениями – закупающими и торгующими – новаторами и консерваторами

2005 Плотников Михаил 2 типа целей Частные бизнес-цели (прибыль, доля рынка, капитализация, рентабельность, устойчивость…) Глобальные общечеловеческие цели счастье, удовольствие, полезность, долг, честь, традиция, убеждения…) Частные цели нужны лишь как средство достижения глобальных. Когда исчезают последние, бизнес становится самоцелью, а, значит, теряет всякий смысл.

2005 Плотников Михаил Ограничения Треугольник ограничений: (возможности рынка, способности персонала, амбиции и мышление собственника); Всё, что не запрещено – разрешено!

2005 Плотников Михаил Ограничения Из привычных критериев вырвавшись, Обыденные мерки отбросивши, Ставлю на завтрашний выигрыш С учетом завтрашнего проигрыша. Б.Слуцкий

2005 Плотников Михаил Миф о совершенстве 5 основных атрибутов коммерческих операций (Ф.Кроуфорд и Р.Метьюз): Цена (справедливая) Изделие (good enough) Доступ (отработанный процесс, а не место) Впечатление (кастомизация) Услуги (товар XXI века) Формула успеха: 1 лидирующий + 1 выше среднего + 3 средний уровень (или чуть ниже)

2005 Плотников Михаил Ресурсы Люди и их способности Связи и их потенциал Всё остальное – оправдания, чтобы не думать и не заниматься бизнесом более эффективно

2005 Плотников Михаил Модель бизнеса Критические факторы успеха Устойчивые конкурентные преимущества Место в цепочке ценностей Центр прибыли и центр затрат

2005 Плотников Михаил КФУ технологические (инновации, наука) производственные (фондоотдача, низкие издержки, гибкость) распределительные (свои и дилерские сети, быстрая доставка) маркетинговые (продажи, сервис, дизайн, упаковка) квалификационные (эксперты, НИОКР, «ноу- хау») управленческие, информационные иные (имидж, расположение, патенты, доступ к финансовому капиталу и т.п.)

2005 Плотников Михаил УКП Значимость для клиента Отстройка от конкурента Внутренняя рентабельность

2005 Плотников Михаил Пути создания УКП Дифференциация Низкие издержки Синергизм, альянсы Упреждение Фокусирование (на сегменте, продуктовой линии, географической области) … Важно уметь находить ответы на вопросы: кто мой клиент, где и с кем я конкурирую, что составляет основу конкуренции?

2005 Плотников Михаил Модель ВДФ Для клиента значимость имеют три категории параметров взаимодействия с компанией: – Время (сроки) – Деньги (затраты) – Функционал (полезные свойства продукта) Внимательно изучив клиента, следует сосредоточиться на 2-3 наиболее значимых для него.

2005 Плотников Михаил Место в цепочке ценностей Центр прибыли – себе Центр затрат – на аутсорсинг (можно конкурентам) Однако не следует забывать про стратегически важные звенья цепочки.

2005 Плотников Михаил Полномочия и ответственность Ответственность менеджера – это количественный показатель в категориях времени, денег, уровня качества и т.п. Ответственность исполнителя – это должностная инструкция и норма выработки. Исполнитель не отвечает за фактический результат, он отвечает за соответствие инструкции.

2005 Плотников Михаил Ответственность и полномочия должны быть прямо пропорциональны. Если ответственными за один результат назначены 2 и более человек, значит не отвечает никто. За всё отвечает собственник: своими деньгами, репутацией, и отношениями с властью Полномочия и ответственность

2005 Плотников Михаил Планы и бюджеты «План – ничто, планирование – всё». Д. Эйзенхауэр План – это перечень результатов и сроков для менеджеров (стратегический план) и набор инструкций для исполнителей (тактический план). Бюджет – это перечень ресурсов для достижения плановых результатов

2005 Плотников Михаил Планирование от… Ресурсов Конкурентов Достигнутого Возможного Невозможного

2005 Плотников Михаил Организационная рефлексия Необходим кто-то, кто бы смог в текучке организационных дел сохранять ясность мысли и независимость взгляда. Абсолютно отвлеченные от темы вопросы дают массу полезной информации. Полезно бывает периодически менять «как сделать» на общее и разносторонне понимание процесса.

2005 Плотников Михаил Критика ситуационного подхода Нет единой теории Состоит в основном из эмпирических (индуктивных) условно верных моделей Требует навыков критического и системного мышления, т.е. эффективность его применения напрямую зависит от способностей менеджера Не касается вопросов межорганизационного взаимодействия

2005 Плотников Михаил Ваши вопросы Тема 9. Ситуационный подход

ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ Использование научного знания в менеджменте Плотников Михаил Вячеславович Москва, 2005

2005 Плотников Михаил Тема 10. Подход с позиции открытых систем И как подумаешь, то, несмотря на логику, на всю ее амбицию, нас информация пугала зря и верно ободряла интуиция. Б.Слуцкий

2005 Плотников Михаил Что такое система? СИСТЕМА (от греч. systema - целое) – объединение некоторого разнообразия в единое и четко расчлененное целое, элементы которого по отношению к целому и другим частям занимают соответствующие им места. Философский словарь Определение

2005 Плотников Михаил Что такое система? СИСТЕМА – целое, элементы которого каким-то образом связаны, т.е. взаимодействие с одними частями приводит к движению (изменению) других. Еще одно определение

2005 Плотников Михаил Какие бывают системы? ЗАКРЫТАЯ СИСТЕМА – части целого взамосвязаны, но практически изолированы от внешней среды. Примеры: аквариум, подводная лодка ОТКРЫТАЯ СИСТЕМА – целое и его части активно взаимодействуют со внешней средой; изменение внешних условий приводит к изменению системы. Примеры: телевизор, человек. Открытые и закрытые системы

2005 Плотников Михаил Что такое Организации называют открытыми социотехническими системами – это значит, что как целое организация включает в себя технические элементы (машины, оборудование) и социальные элементы (люди и группы), взаимодействие которых в значительной мере определяется условиями внешней среды. открытые социотехнические системы?

2005 Плотников Михаил Движущие силы открытых систем Энтропия Обновление Воспроизводство

2005 Плотников Михаил Что такое открытые социотехнические системы? Вход (потребление) Сырьё и материалы Средства производства Деньги Информация Люди Переработка (производство) Выход (распределение) Продукт Отходы Инвестиции Подсистема потребления Подсистема производства Подсистема распределения Подсистема поддержки Подсистема управления Подсистема адаптации

2005 Плотников Михаил Подсистемы организации Подсистема контроля поступлений в организацию Управляет входящими потоками ресурсов: материалов, людей, денег. Подсистема производства Перерабатывает ресурсы и производит конечный продукт. Подсистема контроля оттоков из организации Распределяет во внешней среде оттоки организации: продукты, людей, деньги. Подсистема управления Формулирует цели, планы, средства контроля. Подсистема адаптации Отслеживает изменения во внешней среде. Подсистема поддержки Поддерживает равновесие всей системы

2005 Плотников Михаил Что такое Караван идет со скоростью самого медленного верблюда… открытые социотехнические системы?

2005 Плотников Михаил Зачем нужен Исследуя организацию, попытайтесь понять, какая подсистема является самым слабым звеном. Какая именно часть – социальная или техническая – недостаточно развита? Это поможет сосредоточиться на наиболее проблемных областях и точнее сформулировать проблемы. системный анализ?

2005 Плотников Михаил Подсистемы (ещё один взгляд) Система коммуникаций Система лидерства Обеспечивает организацию Создает и поддерживает открытым свободным обменом условия процветания информацией организации Система производительности труда Отбирает, поддерживает и развивает сотрудников, соответствующих целям организации Система норм Позволяет организации оценивать собственные достижения Система ответственности Формирует такую среду, в которой люди чувствуют себя ответственными за эффективность деятельности организации Система производства Регулирует средства и методы производства товаров и услуг, востре- бованных потребителями УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ БИЗНЕС-СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ

2005 Плотников Михаил Принципы системного подхода видеть взаимосвязи, а не линейные цепочки причинно- следственных связей; видеть процессы изменений, а не статичные состояния.

2005 Плотников Михаил Цикличность развития открытых систем Эволюция и революция организаций Ларри Грейнера Теория жизненных циклов Исаака Адизеса Этапы в жизни организации Евгения Емельянова и Светланы Поварницыной

2005 Плотников Михаил ЖЦО Эффективность Время I II III IV V VI VII VIII IX X

2005 Плотников Михаил ЖЦО I ВЫХАЖИВАНИЕ (РОЖДЕНИЕ)ИДЕИ И РИСК II МЛАДЕНЧЕСТВОПРОБЫ И ОШИБКИ III «ДАВАЙ-ДАВАЙ» (ДЕТСТВО)БЫСТРЫЙ РОСТ И РАЗВИТИЕ IV ЮНОСТЬПОДРОСТКОВЫЙ МАКСИМАЛИЗМ V РАСЦВЕТ (ЗРЕЛОСТЬ)РЕЗУЛЬТАТЫ И «ДЕТИ» VI СТАБИЛЬНОСТЬПРЕДСКАЗУЕМОСТЬ VII АРИСТОКРАТИЗМТРАДИЦИИ И КОМФОРТ VIII РАННЯЯ БЮРОКРАТИЗАЦИЯФОРМЫ И ПРОБЛЕМЫ IX ПАРАЛИЧ (ПОЗДНЯЯ БЮРОКРАТИЗАЦИЯ) САМОРАЗРУШЕНИЕ X СМЕРТЬБАНКРОТСТВО И ЛИКВИДАЦИЯ

2005 Плотников Михаил Болезни роста (1) Кризис старта (между «выхаживанием» и «младенчеством») – фактическая неспособность лидеров-основателей воплотить идею в реальные действия; Рыночная уязвимость (между «младенчеством» и «давай-давай») – отвержение внешней средой (рынком) бизнес-идеи. Ловушка семейственности (как правило, на этапе «давай-давай») – систематическое стремление основателя делегировать полномочия не специалистам, а людям, которым он более всего доверяет – членам семьи и друзьям, в результате чего организацией управляют непрофессионалы, а межличностные отношения доминируют над целями бизнеса.

2005 Плотников Михаил Болезни роста (2) Кризис автономности (между «давай-давай» и «юностью») – явная недостаточность полномочий подразделений и их руководителей, чрезмерная централизация. Несостоявшийся предприниматель (в начале этапа «Юность») – проблема потери смысла деятельности для основателя: первичные цели уже достигнуты: что дальше? Кризис корпоративных отношений – преждевременное старение (обычно на этапе «юность») – неспособность организации принять новые парадигмы управления и взаимодействия со внешней средой, отсутствие актуальных инициатив, проектов и бизнес-идей, несоответствие деятельности организации запросам рынка.

2005 Плотников Михаил Болезни роста (3) Кризис управляемости (между «юностью» и «расцветом») – неуправляемость организации как результат децентрализации. Существенная потребность в унификации потоков данных. Кризис доверия (между «расцветом» и «стабильностью») – явное несоответствие заявленной политики компании и организационной пропаганды реальному положению дел. Катастрофически низкая мотивация сотрудников. Резко возросшее сопротивление переменам. Кризис коммуникаций (на этапе «ранней бюрократизации») – собственно, это скорее «старческая болезнь» – чрезмерная обособленность подразделений и доходящая до абсурда глубина специализации. Организация утрачивает способность адекватно реагировать на многие сигналы внешней среды.

2005 Плотников Михаил Болезни роста (4) Болезнь ОсложненияЧто делать? 1 Кризис старта«Неродившийся ребенок» Подумать, нужно ли вообще заниматься бизнесом? 2 Рыночная уязвимость «Неразделенная любовь» - отторжение рынком Определиться с потребностями и амбициями, наладить диалог с рынком. 3 Кризис перехода к профессиональному менеджменту «Ловушка семейственности» - неэффективное управление Сделать выбор: бизнес для семьи или в семье. Осознать ценность профессионализма. Делегировать полномочия. 4 Кризис автономности Неэффективное среднее управленческое звено Предоставить управленцам бóльшую автономность, структурировать власть. 5 Кризис корпоративных отношений («Кризис среднего возраста») Корпоративные конфликты, недостаточность инвестиций, несостоявшийся предприниматель Принять новое качество организации, сформировать новые центры принятия решений, привлекать больше внешних ресурсов для развития, переосмыслить цели и сущность бизнеса. 6 Кризис управляемости Неуправляемость как результат децентрализации Стандартизировать информационные потоки, построить систему координации 7 Кризис доверия Снижение мотивации и утрата гибкости Создание венчуров 8 Кризис коммуникаций Неспособность реагировать на сигналы внутренней и внешней среды Дробление организации

2005 Плотников Михаил Критика подхода с позиции открытых систем Недостаточная предписательная сила Неконкретные категории (энтропия, обновление, воспроизводство) Для эффективного применения требует глубокой философско- социологической подготовки менеджера

2005 Плотников Михаил Ваши вопросы Тема 10. Подход с позиции открытых систем