Комплект слайдов по дисциплине «Стратегический менеджмент» ПОДГОТОВИЛ: доцент, Т.Д.Подсыпанина.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема 6 План Видение организации Определение миссии организации Определение целей в стратегическом управлении Эффективность целей Дерево целей.
Advertisements

Стратегическое планирование Тема 8. План Сущность стратегического планирования Сущность стратегического планирования Процесс стратегического планирования.
Формирование и анализ стратегических альтернатив. Выбор стратегии Тема 6.
Разработка стратегии одиночная бизнества. Оперативные приемы. Правила, по которым фирма ведет свою повседневную деятельность Организационная концепция.
Ключевые компетенции университета 21 ноября 2007г. с позиций теории заинтересованных сторон опыт ВГУЭС Солодухин К.С. зав. лабораторией стратегического.
Формирование и анализ стратегических альтернатив. Выбор стратегии ПОДГОТОВИЛ: ШАШОК ДМИТРИЙ ИГОРЕВИЧ СТУДЕНТ 601 ГРУППЫ.
Стратегическое маркетинговое планирование
Особенности стратегического управления СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ.
Стратегия в России Апрель Часть III Стратегия для бизнес-школы.
Стратегический менеджмент. Тема 3. Анализ ресурсов и конкурентных возможностей предприятия.
Стратегическо е управление Выполнил студент 2 курса группы 1664 зс Клятченко Артур По дисциплине: Управление организацией.
Тема 1. Сущность и значение маркетинга. Вопросы: 1.Понятие, сущность и особенности развития маркетинга 2.Цели и функции маркетинга 3.Основные принципы.
УЧЕТ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА Балькин Ю. Г., рук. проекта разработки стратегии Ярославской.
Тема 1 Сущность менеджмента как процесса и науки.
Анализ ресурсов организации. Компоненты внутреннего анализа ресурсов организации (ресурсы и организация корпорации, финансирование, производство, персонал).
Общекорпоративные стратегии Стратегии интегрированного роста.
К.э.н., доцент Якубанис Наталья Вячеславовна Стратегические альянсы в бизнесе.
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ «Управление-это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную группу» П.Друкер.
Лекция 3. «Анализ внешней среды и потенциала организации» План: Анализ окружающей среды Анализ окружающей среды Оценка внутренних возможностей Оценка внутренних.
29 сентября 2010 г. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ как инструмент содействия инновационному развитию российской экономики.
Транксрипт:

Комплект слайдов по дисциплине «Стратегический менеджмент» ПОДГОТОВИЛ: доцент, Т.Д.Подсыпанина

ЭВОЛЮЦИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДОЛГОСРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ ОПЕРАЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ ГОДОВОЙ БЮДЖЕТ ФНКЦИОНАЛЬНЫЙ ФОКУС ПЛАНИРОВАНИЕ РОСТА АНАЛИЗ ОКРУЖЕНИЯ ПРОГНОЗЫ СТАТ. РАЗМЕЩЕНИЕ РЕСУРСОВ ЧУВСТВИТ. К РЫНКУ И КОНКУРЕНЦИИ ОЦЕНКА СТРАТ. АЛЬТЕРНАТИВ ДИНАМИЧ. РАЗМЕЩЕН. РЕСУРСОВ УПРАВЛЕНИЕ ВСЕМИ РЕСУРСАМИ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ КП ГИБКОЕ ПЛАНИРОВ. ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ СИСТЕМЫ

ПРЕДПОСЫЛКИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА ОТСУТСТВИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗАТЯЖНОЙ АДАПТАЦИИ К СТРАТЕГИЧЕСКИ ВАЖНЫМ ИЗМЕНЕНИЯМ; НОВЫЙ БАЛАНС МЕЖДУ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ И ОПЕРАТИВНОЙ РАБОТОЙ; НЕОБХОДИМОЕ РАЗНООБРАЗИЕ МОДЕЛЕЙ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ; «ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ» СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ; НАЛИЧИЕ РАЗРЫВА МЕЖДУ НОРМАТИВНОЙ ЧАСТЬЮ ТЕОРИИ И РЕАЛИЯМИ ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ; ДЕФИЦИТ РУКОВОДИТЕЛЕЙ- ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И РУКОВОДИТЕЛЕЙ-ЛИДЕРОВ; НЕСОВМЕСТИМОСЬ МОДЕЛИ ГИБКОГО ПРОИЗВОДСТВА И МЕНЕДЖМЕНТА ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЭПОХИ;

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ Период Этап IЭтап IIЭтап IIIНарождающий- ся IV этап 1960-е – первая полов х гг. Конец 1970-х – 1980-е гг. Конец 1980-х – 1990-е гг. Начало 2000-х гг. Уровень развития теории Доаналитичес- кий Становление новой научной дисциплины Развитие на собственной основе: междисциплинарный ресурсный подход Формирование новой парадигмы стратегий для постиндустриальной экономики Источники конкурентных преимуществ Внутренние (сильные и слабые стороны фирмы) Внешние (структура отрасли и иного окружения) Внутренние (ресурсы и способности фирмы) Синтез внутренних и внешних Основные концепции Концепция стратегии Корпоративная стратегия Стратегическое планирование Концепция стр. управления Эффективность стратегий Типовые конкур. стратегии Внешний контр. Фунд. проблемы теории стратегий Ресурсная база Ключевые компетенции Динамические способности Страт. инновации в новой экон-ке Управление знаниями Сетевая организация

РАЗВИТИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ ПЛАНОВАЯ (ПРЕДПИСЫВАЮЩАЯ) СТРАТЕГИЯ ЭМЕРДЖЕНТНАЯ (СПОНТАННАЯ) СТРАТЕГИЯ СТРАТЕГИЯ ОСНОВАННАЯ НА ЗНАНИИ КОЛЛАБОРАЦИОНИ СТСКАЯ (КООПЕРАТИВНАЯ) СТРАТЕГИЯ СТРАТЕГИЯ КОНКУРЕНТНОГО ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ СТРАТЕГИЯ, ОСНОВАННАЯ НА СТЕРЖНЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Разнообразие стратегических школ по Г.Минцбергу 1. Школа дизайна: формирование стратегии как процесс осмысления 2. Школа планирования :формирование стратегии как формальный процесс 3. Школа позиционирования: формирование стратегии как аналитический процесс 4. Школа предпринимательства: формирование стратегии как процесс предвидения. 5. Когнитивная школа : формирование стратегии как ментальный процесс 6. Школа обучения: формирование стратегии как развивающийся процесс. 7. Школа власти: формирование стратегии как процесс сведения переговоров 8. Школа культуры: формирование стратегии как коллективный процесс. 9. Школа внешней среды: формирование стратегии как реактивный процесс. 10. Школа конфигурации: формирование стратегии как процесс трансформации.

ПОДХОДЫ К СТРАТЕГИЧЕСКОМУ МЕНЕДЖМЕНТУ ПОДХОДТЕОРИЯПРЕИМУЩЕСТВАНЕДОСТАТКИ ПЛАНОВАЯ (ПРЕДПИСЫВАЮ ЩАЯ) СТРАТЕГИЯ СМ- В ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ СТЕПЕНИ ФОРМАЛИЗОВАН НЫЙ ПРОЦЕСС ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ БИЗНЕС-ЦЕЛИ ДЛЯ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ ФОРМУЛИРУЮТСЯ И ВНЕДРЯЮТСЯ СТРАТЕГИИ ЧЕТКИЕ ЦЕЛИ ОБЕСПЕЧИВАЮТ НАПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ КОМПАНИИ ЦЕЛИ ДОСТИГАЮТСЯ ЧЕРЕЗ ЗАДАЧИ, ВЫПОЛНЕНИЕ КОТОРЫХ МОЖНО КОНТРОЛИРОВАТЬ И ИЗМЕРЯТЬ ПОДХОД ЛОГИЧЕСКИЙ И РАЦИОНАЛЬНЫЙ ОЧЕНЬ ЧАСТОЕ НЕСОВПАДЕНИЕ МЕЖДУ ЗАПЛАНИРОВАН НЫМ И ДОСТИГНУТЫМ ЖЕСТКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ТУРБУЛЕНТНОГО БИЗНЕС-ОКРУЖЕНИЯ МОЖЕТ БЫТЬ НЕПРОДУКТИВНЫМ УПУЩЕНИЕ ВОЗМОЖ. ЭМЕРДЖЕНТНАЯ (СПОНТАННАЯ) СТРАТЕГИЯ СТРАТЕГИЯ ПОЯВЛЯЕТСЯ И РАЗВИВАЕТСЯ СПОНТАННО ЭМЕРДЖЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ УВЕЛИЧИВАЕТ ПОДВИЖНОСТЬ В ТУРБУЛЕНТНОМ ОКРУЖЕНИИ ОПАСНОСТЬ «СТРАТЕГИЧЕСКОГО ДРЕЙФА», Т.К. ЦЕЛИ НЕЧЕТКО СФОРМУЛИРОВАНЫ, СЛОЖНО ОПР-ТЬ РЕЗУЛЬТАТ

ПОДХОДЫ К СТРАТЕГИЧЕСКОМУ МЕНЕДЖМЕНТУ (2) ПОДХОДТЕОРИЯПРЕИМУЩЕСТВАНЕДОСТАТКИ ПОДХОД С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ КОНКУРЕНТНОГО ПОЗИЦИОНИРОВА НИЯ КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО ДОСТИГАЕТСЯ ЗА СЧЕТ ВЫГОДНОЙ ПОЗИЦИИ КОМПАНИИ В ОТРАСЛИ. КОМПАНИЯ АНАЛИЗИРУЕТ СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ КОНКУРЕНТОВ И ВЫБИРАЕТ СООТВ РОДОВУЮ СТРАТЕГИЮ СУТЬ ПОДХОДА «ИЗВНЕ ВОВНУТРЬ» ТЩАТЕЛЬНО РАЗРАБОТАННЫЕ АНАЛИТИЧ.СХЕМЫ, КАК МОДЕЛЬ ПОРТЕРА, ЦЕПОЧКА ЦЕННОСТИ И Т.П. СТРУКТУРИРОВАННЫ Й ПОДХОД ПОМОГАЕТ УПРОСТИТЬ СЛОЖНОСТЬ КОМПАНИИ И ОКРУЖЕНИЯ; ОПРЕД. ВОЗМОЖНОСТИ ИГНОРИРУЕТ ВАЖНОСТЬ РЕСУРСООБЕСПЕЧ. КОМПАНИИ И БОЛЬШЕ ОРИЕНТИР. НА ФАКТОРЫ ОТРАСЛИ. НЕКОТОРЫЕ АНАЛИТИЧЕСКИЕ СХЕМЫ ЗАСЛУЖЕННО КРИТИКУЮТСЯ (РОДОВЫЕ СТРАТЕГИИ) СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОДХОД ОСНОВАННЫЙ НА СТЕРЖНЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЯХ КОМПАНИИ ДОЛЖНЫ ОПРЕДЕЛИТЬ ИЛИ СОЗДАТЬ СТЕРЖНЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ. СУТЬ ПОДХОДА – «ИЗНУТРИ ВОВНЕ» ПОДХОД ПОДЧЕРК. РОЛЬ ОТДЕЛЬНОЙ КОМПАНИИ В ЗАВОЕВАНИИ КОНКУР.ПОЗИЦИИ, ЕЕ СТРАТ. НАМЕРЕНИЯ, ВИДЕНИЕ АНАЛИТИЧ.СХЕМЫ СЛАБО РАЗРАБОТАНЫ. ВАЖНОСТЬ ОКРУЖЕНИЯ В ОПРЕДЕЛЕНИИ КП НЕДООЦЕНИВАЕТСЯ

«Интеллект проверяется способностью одновременно держать в уме две противоположные идеи и при этом действовать эффективно …» Ф. Скотт Фицжеральд

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА ПЕРЕХОД К ОТКРЫТОЙ МОДЕЛИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ; ПОВЫШЕНИЕ ОБЩНОСТИ И ГИБКОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ; ВОЗРАСТАНИЕ РОЛИ КОМПЛЕКСА ФАКТОРОВ, СВЯЗАННЫХ С ЛИЧНОСТЬЮ РУКОВОДИТЕЛЯ И ИСКУССТВОМ УПРАВЛЕНИЯ; ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ «ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ» ФИРМЫ; ОТКАЗ ОТ ЧИСТО УМОЗРИТЕЛЬНЫХ ПОСТРОЕНИЙ И ПОДДЕРЖКА РЕШЕНИЙ ЭКСПЕРИМЕНТОМ; ПЕРЕХОД ОТ ЛОГИКИ «ЦЕЛИ-СТРАТЕГИИ-РЕСУРСЫ» К СХЕМЕ «РАЗВИТИЕ ПОТЕНЦИАЛА ФИРМЫ-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ОТБОР ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ-ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕАЛЬНОГО УРОВНЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ»; ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ РАЗНЫХ ФОРМ КООПЕРАЦИИ И СОТРУДНИЧЕСТВА В РЕШЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ

Плюсы и минусы стратегии СТРАТЕГИЯ ЗАДАЕТ НАПРАВЛЕНИЕ: (+) основной смысл стратегии – указывать организации надежный путь развития; (-) стратегический курс может заслонить потенциальные опасности. СТРАТЕГИЯ КООРДИНИРУЕТ УСИЛИЯ: (+) отсутствие стратегии может привести организацию к хаосу; менеджмент не координирован;(-) чрезмерная координация ведет к утрате периферийного зрения; можно не заметить новые возможности. СТРАТЕГИЯ ХАРАКТЕРИЗУЕТ ОРГАНИЗАЦИЮ: (+) отражает характер организации и показывает ее отличительные способности; (-) определение организации через ее стратегию может оказаться слишком упрощенным. СТРАТЕГИЯ ОБЕСПЕЧИВАЕТ ЛОГИКУ: (+) стратегия устраняет неопределенность и обеспечивает порядок; (-) творчество не совместимо с жесткой последовательностью, творец находит сочетания ранее считавшиеся несовместимыми.

Стратегия компании РАЗВИТИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТРАТЕГИЯ КОМПАНИИ УПРАВЛЕНИЕ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТЬЮ КОМПАНИИ РАЗВИТИЕ СИНЕРГЕТИЧЕСКИХ ЭФФЕКТОВ РАЗМЕЩЕНИЕ РЕСУРСОВ ПО ЕДИНИЦАМ БИЗНЕСА ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ

Стратегическое управление определение Стратегическое управление – это процесс, посредством которого руководство организации осуществляет ее адаптацию к внешней среде. (И. Ансофф) Стратегический менеджмент – это процесс оценки внешней среды, формулирования организационных целей, принятия решений, их реализации и контроля, сфокусированный на достижение целей в настоящей и будущей внешней среде организации (Смит, Арнольд и Биззел) Стратегическое управление – это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения, что в совокупности позволяет организации выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе (О.С.Виханский)

Ключевые понятия СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ВИДЕНИЕ – перспективный взгляд на направления развития деятельности организации. СТРАТЕГИЯ – совокупность всех действий управляющих, способствующих достижению целей организации; действующая стратегия компании частично спланирована, частично адаптирована к изменениям среды. На вершине иерархии корпоративных целей находится миссия или обоснование деятельности организации, описание ее ценностей, устремлений и причин существования. Четко сформулированная миссия является фундаментом для формирования целей и стратегий организации

Миссия организации МИССИЯ – это основная общая цель организации, т.е. четко выраженная причина и смысл ее существования. СТРУКТУРА МИССИИ Формулировка миссии организации должна содержать: Определение задач организации по выпуску продукции или оказанию услуг, в отношении рынков и технологий. Определение отношения организации к внешней среде. Описание корпоративной культуры, которое показывает какие люди и как работают в организации. Определение того, что отличает данную организацию от других, работающих на данном рынке.

Миссия = предвидение + кредо Стратегия Структура Культура Внешний мир Кто мы? Что мы хотим достичь? Какие нормы и ценности мы исповедуем?

Заинтересованные в деятельности компании группы Компания Крупный авиа- перевозчик Представители федеральной и местной власти Внешние и внутренние потребители Поставщики Акционеры Финансовые институты Работники и профсоюзы Общ.организации по экологии Местные жители Внутренние и внешние конкуренты Профессиональные Ассоциации Туристические компании Международные ассоциации и союзы СМИ Посредники Система подготовки кадров

Модель Менделоу Низкий Уровень власти Высокий Наименьшее влияние Наибольшее влияние Влияние заинтересованного лица = Власть х Интерес Высокая Степень интереса Низкая

Основные направления, по которым деловые организации устанавливают цели: Прибыльность Положение на рынке Производительность Финансовые ресурсы Разработка, производство и обновление продукта Человеческие ресурсы Работа с покупателями Оказание помощи обществу и др.

Ранжирование целей менеджмента Цели компании Оценки американских. менеджеров Оценки японских менеджеров Максимизация прибыли на капитал Повышение цены акций Увеличение доли рынка Улучшение портфеля продуктов Рационализация производства и сбыта Увеличение доли собственного капитала Увеличение доли новых продуктов Улучшение имиджа компании Улучшение условий труда 8,1 3,8 2,4 1,7 1,5 1,3 0,7 0,2 0,1 4,1 0,1 4,8 2,3 2,4 2,0 3,5 0,7 0,3

АНАЛИЗ СРЕДЫ ОЦЕНКА И КОНТРОЛЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ВЫПОЛНЕНИЕ СТРТАЕГИИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МИССИИ И ЦЕЛЕЙ ВЫБОР СТРАТЕГИИ Структура стратегического управления (О.С.Виханский)

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

СТИМУЛИРОВАТЬ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ МОГУТ ТАКИЕ СОБЫТИЯ КАК: Смена руководства организации; Угроза смены владельца или поглощения предприятия; Вмешательство внешних организаций (налоговой инспекции или управления по делам о несостоятельности и банкротству); Отсутствие ожидаемых результатов (среда бурная и изменчивая, спрос близок к насыщению …)

Эффективная стратегия компании должна основываться на результатах стратегического анализа: правильно выбранных долгосрочных целях, объективном понимании конкурентного окружения, реальной оценки собственных ресурсов и возможностей.