Социальная роль попечительского совета Ничто не возникает из ничего! n ИСТОРИЯ ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В РОССИИ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Семинар для представителей школьных родительских комитетов "РОДИТЕЛЬСКИЕ КОМИТЕТЫ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ"
Advertisements

МАОУ СОШ 18. Главная задача – разработать механизм самоуправления как в теории, так и в практике, чтобы самоуправление не превратилось в некую игру, в.
Совет формируется в соответствии с Положением об Управляющем совете в составе не менее 11 и не более 25 членов с использованием процедур выборов, делегирования.
Выписка из Устава МОУ ОГ 3 Государственно- общественное управление в гимназии.
Особенности работы школьных управляющих Открытость. Толерантность. «Дружелюбный критик».
У ПРАВЛЯЮЩИЙ СОВЕТ МБОУ «Ш ЕБАЛИНСКАЯ СОШ ИМ. Л. В. К ОКЫШЕВА » Заседание с. Шебалино.
Выполнила: О.В. Бастракова, и.о. заведующего МБДОУ «Новоторъяльский детский сад 2 «Теремок»
ОБЩЕСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ В УПРАВЛЕНИИ ШКОЛОЙ: ПУТЬ К ИЗМЕНЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ШКОЛЫ МОУ «Средняя школа 2»
Заседание Совета родителей г.. Новая редакцияСтарая редакция 1.Общие положения 2. Предмет, цели и виды деятельности 3. Организация деятельности.
Дмитрий Медведев Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" От того, как будет устроена школьная действительность, какой будет система.
Государственно-общественное управление в ДОУ Государственное управление Общественное управление - государство определяет условия функционирования ОУ;
АО ИППК РО Наблюдательный совет автономного образовательного учреждения является коллегиальным органом государственно-общественного управления АУ,
Родительский комитет класса. Комитет является общественным органом самоуправления Деятельность определяется положением Численность родительского комитета.
Голыгина С.С., директор школы. I направление организация государственно- общественного управления с помощью профессионального сообщества и ученического.
Государственное управление образовательным учреждением Управление с федерального уровня (законодательное, исполнительное, отраслевое) Управление с регионального.
6. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УПРАВЛЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЕМ 6.1. Структура органов управления Учреждением. Управление Учреждением осуществляется в соответствии.
Роль и задачи Общественного Совета при Управлении образования в системе независимой оценки качества образования. Чернышева Ирина Ивановна, председатель.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа 3 г. Козьмодемьянска» Управляющий совет как форма социального партнёрства в условиях модернизации образования Авторы:
МОУ « СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 18» Г. КЕМЕРОВО.
Под принципами деятельности мы понимаем те ее основания, которые определяют главные направления, всю систему функционирования органов общественного управления.
Транксрипт:

Социальная роль попечительского совета

Ничто не возникает из ничего! n ИСТОРИЯ ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В РОССИИ

ИСТОРИЯ ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В РОССИИ n 1860 год - первые Попечительские советы в России. n Состояли из богатых купцов и дворян n Избирались или утверждались городской думой сроком на три года. n Были обязательными для начальных народных училищ, гимназий, школ, коммерческих училищ.

ИСТОРИЯ ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В РОССИИ Цели создания ПС: m привлечение свободных средств населения; m материальная поддержка одаренных детей; m установление общественно-государственного контроля за деятельностью учебного заведения на своей территории; m координация деятельности региональных и местных органов самоуправления в заведовании учебными заведениями; m влияние на образовательную политику учебного заведения.

Нормативное регулирование попечительства. n Высочайшим Указом от г. утверждено Положение о попечительствах при начальных училищах, согласно которому:

Нормативное регулирование попечительства. Высочайшим Указом от г. утверждено Положение о попечительствах при начальных училищах, согласно которому: 1. Попечительства учреждаются при начальных училищах. По желанию населения для нескольких училищ может быть учреждено одно общее попечительство.

Нормативное регулирование попечительства. Высочайшим Указом от г. утверждено Положение о попечительствах при начальных училищах, согласно которому: 1. Попечительства учреждаются при начальных училищах. По желанию населения для нескольких училищ может быть учреждено одно общее попечительство. 2. Открытие попечительства разрешается местным уездным или городским училищным советом по ходатайству содержателей училищ.

Нормативное регулирование попечительства. Высочайшим Указом от г. утверждено Положение о попечительствах при начальных училищах, согласно которому: 1. Попечительства учреждаются при начальных училищах. По желанию населения для нескольких училищ может быть учреждено одно общее попечительство. 2. Открытие попечительства разрешается местным уездным или городским училищным советом по ходатайству содержателей училищ. 3. Состав попечительств: попечитель или попечительница училища, законоучитель, учитель или учительница, заведующие училищем, представитель от земства или города, выборные лица от местного населения, пользующегося училищем (избираются на три года).

Нормативное регулирование попечительства. Высочайшим Указом от г. утверждено Положение о попечительствах при начальных училищах, согласно которому: Функции попечительств: - обеспечение для всех детей школьного возраста данной местности возможности учиться в школе, - устройство помещений для ночлега учеников и доставка проживающих на больших расстояниях, - снабжение неимущих учеников одеждой, обувью, пропитанием, - рассмотрение хозяйственных нужд школы, изыскание средств для их удовлетворения, - забота о наиболее хозяйственном производстве расходов на содержание школы.

Нормативное регулирование попечительства. Высочайшим Указом от г. утверждено Положение о попечительствах при начальных училищах, согласно которому: Организация работы попечительств: -попечительства собираются в установленные ими сроки, а также по мере надобности, - для действительности постановлений необходимо присутствие на заседании не менее половины числа членов, - дела решаются простым большинством голосов, причем голос председателя при равенстве голосов дает перевес.

Нормативное регулирование попечительства. Высочайшим Указом от г. утверждено Положение о высших начальных училищах, глава 5 которого О попечительном совете устанавливала, что попечительные советы при высших начальных училищах избираются содержателями училищ в числе не более 6 человек на три года. В них входят: - заведующий училищем, - два представителя педагогического совета, - один человек, назначаемый попечителем учебного округа, - один почетный попечитель училища.

Положение о высших начальных училищах от г. КОМПЕТЕНЦИЯ ПОПЕЧИТЕЛЬСКОГО СОВЕТА: - выбор заведующего, законоучителя, преподавателей, врача и представление об их утверждении в установленном порядке; - рассмотрение годовых отчетов о состоянии училища и представление по ним заключения директору народных училищ и содержателю училища; - ежемесячная проверка сумм и отчетов по приходам н расходам, - представление контрольной палате в установленные сроки отчетов о расходе средств, отпускаемых из казны, - наблюдение за исправностью и сохранностью материальной части училища; - представление попечителю учебною округа об установлении платы за обучение и ее размера в училищах, содержащихся за счет средств казны; - освобождение от платы за учение по согласованию с педсоветом малообеспеченных учащихся; - представление директору народных училищ об открытии или закрытии параллельных отделений и общих ученических квартир; - составление сметы расходов но содержанию училища, если оно не содержится исключительно на средства казны: - изыскание средств к материальному улучшению училища.

СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД ВРЕМЕНИ Суть попечительства заключалась в деятельности базовых предприятий, организации шефства различных организаций, предприятий, общественных объединений и творческих союзов.

СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД ВРЕМЕНИ n Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от г. 315 О дальнейшем развитии системы профтехобразования и повышении ее роли в подготовки квалифицированных рабочих кадров

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от г. 315 О дальнейшем развитии системы профтехобразования и повышении ее роли в подготовки квалифицированных рабочих кадров n Согласно этому постановлению, было предписано: n министерствам и ведомствам - предусматривать в планах материально-технического снабжения предприятий и организаций поставку для средних профессионально-технических училищ современного оборудования, машин, механизмов, ГСМ и др. по заявкам; n базовым предприятиям и организациям - обеспечивать ремонт зданий и оборудования средних профессионально-технических училищ, создавать учебные цеха и участки, необходимые для обучения учащихся, а также осуществлять материально техническое обеспечение мастерских этих училищ.

ЦЕЛИ ШЕФСКОЙ ПОМОЩИ ОБРАЗОВАНИЮ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД: Создание условий для эффективного осуществления задач по трудовому воспитанию, обучению, профессиональной ориентации и профессиональной подготовке учащихся и организации их общественно полезного, производительного труда

Таким образом, Попечительство в России понималось как общественно- государственное и общественно- профессиональное управление образованием.

Таким образом, В функции попечителей входило: - материальное обеспечение ОУ; - социальная защита учащихся; - решение вопросов организационного характера; - взаимодействие с органами управления образованием.

Таким образом, Попечительство необходимо в следующих случаях: - если управляющая структура (государство) не может в должной мере обеспечить деятельность созданных учреждений образования; - если интересы государства (как над общественной структуры) и общества пересекаются, и необходимо согласовывать их интересы.

НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: 1. Принят Закон РФ от Об образовании(попечительские советы отнесены к органам самоуправления образовательного учреждения); 2. Постановлением Правительства РФ 1379 от г. утверждено Положение о попечительском совете общеобразовательного учреждения. 3. Каждое образовательное учреждение имеет свой устав и должно иметь Положение о попечительском совете, утвержденное локальным актом данного учреждения.

Регламентация деятельности ПС

Законодательством регламентирован состав попечительских советов. В ПС могут входить участники образовательного процесса: n администрация ОУ, n педагоги ОУ, n родители, n учащиеся, а также иные лица, заинтересованные в совершенствовании деятельности и развитии общеобразовательного учреждения.

Персональный состав ПС определяет эффективность его влияния на деятельность ОУ n Попечители зависимы от ОУ - родители, - учащиеся, - педагоги. n Попечители независимы от ОУ - представители коммерческих структур (не родители), - представители органов власти и МСУ.

Законодательством регламентированы функции попечительских советов. n 1) содействие привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития ОУ; n 2) содействие организации и улучшению условий труда педагогических и других работников ОУ; n 3) содействие организации конкурсов, соревнований и других массовых внешкольных мероприятий ОУ; n 4) содействие совершенствованию материально - технической базы ОУ, благоустройству его помещений и территории; n 5) рассмотрение других вопросов, отнесенные к компетенции попечительского совета уставом ОУ.

Организация работы попечительского совета ýкýкто организует работу ПС ýэýэтапы организации работы ПС ýдýдокументирование работы ПС ýэýэффективность работы ПС

Кто организует работу ПС: þ Директор ОУ þ другой сотрудник ОУ þ председатель ПС þ председатель родительского комитета При выборе менеджера (организатора работы ПС) необходимо учитывать: - его личный авторитет; - его опыт, знание законодательства и технологий работы с общественными структурами; - наличие у него свободного времени для общественной работы; - его желание.

Этапы создания и работы ПС 1. Принятие решения о создании ПС 2. Постановка целей и задач 3. Поиск кандидатур и переговоры 4. Создание ПС 5. Организация работы ПС Деятельность по 2 и 3 этапам может осуществляться и при уже созданном ПС с целью обновления или пополнения его состава. Работа ПС нуждается в постоянном мониторинге, направленном на выявление проблемных зон и устранение проблем.

Документация ПС: ПС, как орган самоуправления ОУ, должен иметь свою номенклатуру дел. 1. Регламентирующие документы: Устав МОУ (должен содержать указания на создание ПС), Положение о ПС (регламентирует порядок создания, вопросы приема в члены, выхода и исключения из членов ПС, цели и задачи ПС, права и обязанности ПС, порядок организации его работы, порядок принятия решений, ответственность и др.), Регламент ПС. 2. Планы работы ПС (разрабатываются исходя из функций ПС, и согласовываются с планами работы ОУ) 3. Протоколы заседаний и решения ПС (оформляются с учетом требований к оформлению этих видов документов) 4. Переписка ПС. Документация ПС должна храниться в ОУ!

Документирование работы ПС: типичные ошибки 1. В положении о ПС: W не предусматриваются вопросы ротации (замена, выход, исключение, прекращение деятельности), W не разработана мотивация попечителей (поощрение попечителей за общественную деятельность, в том числе моральное), W не прописан механизм легитимизации решений ПС (кворум, порядок принятия решений, порядок контроля за их исполнением), W ошибочно указывается, что ПС не имеет членства, как общественная организация, W вместо прав и обязанностей часто представлены функции, W Возможность влияния на стратегию развития ОУ, контроля за бюджетными и внебюджетными финансами, а также решение других кардинальных вопросов декларируется, но механизм его отсутствует.

Документирование работы ПС: типичные ошибки 2. В планах работы ПС T планирование не ведется, а вопросы на обсуждение ПС выносятся в рабочем порядке, исходя из хозяйственных или и организационных нужд ОУ; W при разработке планов не учитываются функции ПС, W планы работ ПС, если они есть, не хранятся в документации ОУ, W не разработаны вопросы контроля за выполнением запланированных мероприятий.

Документирование работы ПС: типичные ошибки 3. В протоколах заседаний и решениях ПС T Не отражаются вопросы кворума. T Нет порученческих пунктов. T Нечеткие формулировки; фиксация хода обсуждения вопросов, мнения и позиции попечителей, как правило, отсутствуют; T не фиксируются результаты голосования по решениям (в случае принятия решения консенсусом, без голосования, это также должно быть отражено). T Протоколы и решения не всегда оформляются в единое дело со сквозной нумерацией. T Не указывается дата заседания.

Документирование работы ПС: типичные ошибки 4. В переписке ПС T переписка, как правило, не ведется.

Документирование работы ПС: как должно быть 1. В положении о ПС: T четко разграничить права, обязанности и функции. Например, привлечение средств является функцией совета, т.е. задачей, для решения которой он, собственно, и создан, но не правом. Аналогично: осуществление контроля за расходованием внебюджетных средств является функцией, а правом здесь могло бы быть получение полной информации, необходимой для осуществления такого контроля. Чаще всего к обязанностям членов попечительского совета отнесено оказание материальной и финансовой помощи школе, содействие в улучшении условий труда персонала учреждения (правда, не указывается, каким именно образом попечители должны этому способствовать). Таким образом, в качестве обязанностей также представлены функции попечителей.

Документирование работы ПС: как должно быть 1. В положении о ПС права могут быть определены так: T участие в разработке программ финансово-экономического развития и других локальных документов, T участие в работе других органов самоуправления; T формирование общественного образовательного заказа школе; T внесение предложений по улучшению деятельности школы, T осуществление представительских функций, T свободное распространение информации о своей деятельности, T проведение митингов, собраний, демонстраций, пикетирования и других мероприятий; T защита своих прав, а также прав участников образовательного процесса в органах местного самоуправления и общественных объединениях, T внесение предложений учредителю о проведении проверки финансово- хозяйственной деятельности школы, T право на получение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности ОУ.

Документирование работы ПС: как должно быть 1. В положении о ПС обязанности могут быть определены так: V соблюдение устава учреждения; V невмешательство в служебную деятельность учреждения; V согласование интересов родителей, обучающихся, администрации учреждения, V посещение заседаний совета, V обеспечение доступности ознакомления с отчетом об использовании внебюджетных средств (указано единожды), V оказание содействия представителям учреждения в ознакомлении с деятельностью организации по достижению уставных целей и соблюдению законодательства, V контроль за расходованием внебюджетных средств, V содействие трудоустройству выпускников.

Документирование работы ПС: как должно быть 1. В положении о ПС функции могут быть определены так: V участвовать в разработке устава ОУ, локальных актов, правил внутреннего распорядка и др., а также внесении в них изменений; V рассматривать вопросы финансового и организационного содействия ОУ; V заслушивать и согласовывать отчеты администрации ОУ о финансовом и социально-экономическом развитии ОУ; V устанавливать льготы и премии учащимся; V разрабатывать и осуществлять совместно с ОУ PR-стратегию и политику учреждения; V решать вопросы организации своей деятельности; V и другие отнесенные к компетенции ПС вопросы как по собственной инициативе, так и по предложению администрации ОУ.

Документирование работы ПС: как должно быть ПРОТОКОЛ заседания попечительского совета МОУ 125 от г. Присутствовали члены попечительского совета: (фио) Приглашенные: (фио, должность, название организации, конт.тел) Повестка дня: 1. Об оказании благотворительной помощи МОУ О разработке стратегии развития МОУ 125 на гг. ПО ПЕРВОМУ ВОПРОСУ слушали Иванова И.И. В своем выступлении кратко охарактеризовал проблемы в материально-техническом обеспечении МОУ 125. Предложил членам попечительского совета организовать сбор благотворительных средств для оказания помощи МОУ 125 в (перечислить направления расходования). Выступили: (фио, содержание выступлений) Решили: 1. Поручить Иванову И.И. провести встречи с председателями классных родительских комитетов для обсуждения возможности оказания благотворительной помощи МОУ. Срок – не позднее г. 2. Проинформировать попечительский совет о результатах переговоров. По решению голосовали: за – к-во, против – к-во, воздержался – к-во. Председатель попечительского совета (фио, подпись) Секретарь заседания попечительского совета (фио, подпись) Оригиналы протоколов хранятся в МОУ, а в любые сторонние организации передаются только ксерокопии либо выписки из протоколов!

Документирование работы ПС: как должно быть Планы работы совета V формируются как текущие (на год), так и перспективные (на 2-3 года и более; V согласовываются директором ОУ и утверждаются решением ПС; V основываются на функционале ПС; V выполнение их контролируется, отчет о выполнении планов работы должен быть утвержден на заседании ПС. Планы хранятся в МОУ!

Документирование работы ПС: как должно быть В переписке совета: V использовать форму письменного приглашения членов ПС на его заседания; V указывать в письме членам ПС повестку предстоящего заседания, место, дату и время заседаний; V использовать переписку ПС как инструмент ПР-политики МОУ. Оригиналы писем ПС и ответов на письма ПС хранятся в МОУ в делах совета, а в любые сторонние организации передаются только ксерокопии!

Функции менеджера ПС 4 Подбор состава ПС на основе выработанных критериев (этические качества, владение ресурсами, степень отношений с ОУ, и др.) 4 привлечение попечителей в совет (через заключение попечительского соглашения, основанного на возможностях и желаниях попечителя, уведомление его о включении в состав ПС или другим удобным способом); 4 организация работы ПС, в том числе: индивидуальные контакты с членами ПС; формирование проектов планов работы, повесток дня, проектов решений ПС, оформление письменной корреспонденции ПС; организация исполнения решений ПС, а также контроля за исполнением решений ПС; ведение документации ПС; подготовка отчетов о работе ПС.

При правильной организации работы попечительского совета он может оказать реальную помощь школе. 4 Размеры привлеченных средств за 2003 год: МОУ … - 305,5 тыс.руб. МОУ … - 212,0 тыс.руб. МОУ … - 159,0 тыс.руб. МОУ … - 230,0 тыс.руб. Это реальные перечисления юридических лиц (а не родительские средства).