Фирма в рыночной экономике Материалы к спецкурсу профессора Груздевой Ольги Александровны Кафедра экономический теории Б-513 Кабинет кафедры Б-515, Б-517.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Экономика фирмы Предприятие и фирма. Фирма (firm) организованное коммерческое предприятие, являющееся юридически м лицом. Предприятие экономический агент,
Advertisements

Глава 3 Экономика фирмы 15. Предприятие и фирма. Глава 3. Экономика фирмы 215. Предприятие и фирмаФирма (firm) организованное коммерческое предприятие,
Тема 16. Финансы предприятий различных форм хозяйствования.
Формы организаций (предприятий) в условиях рыночной экономики.
Основной хозяйствующей структурной единицей в условиях рыночной экономики является предприятие. Предприятие - это самостоятельный, организационно обособленный.
Хозяйственные организации. Хозяйственные организации создаются для удовлетворения потребностей и интересов человека и обще­ства во внешней для организации.
Объединение коммерческих организаций Понятие и виды.
МИКРОЭКОНОМИКА Рынок и рыночный механизм Спрос и предложение Основы теории фирмы. Постоянные и переменные затраты Рынок труда Рациональное экономическое.
Глава 4 Фирма и ее цели 4.1 Фирма и ее цели. Глава 3. Экономика фирмы 215. Предприятие и фирмаФирма (firm) организованное коммерческое предприятие, являющееся.
Введение в дисциплину Экономика предприятия. Экономика предприятия это совокупность факторов производства (собственных и заемных), непроизводственных.
Тема 6. Предпринимательство как способ функционирования рыночной экономики.
Фирма. 1. Виды и функции компаний. 2. Издержки и прибыль фирмы. 3. Виды рыночных систем.
Формы и виды предпринимательской деятельности Тема 2.
Лекция 1 это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое определение прибыли от использования имущества,
Форма собственности предприятий общественного питания. Определение предприятия общественного питания. Понятие о хозяйственных субъектах в общественном.
Предпринимательское право. Предпринимательская деятельность - инициативная и самостоятельная деятельность граждан, осуществляемая от их имени или от имени.
Организационно- правовые формы предприятия. В соответствии с гражданским кодексом РФ в России могут создаваться следующие организационные формы коммерческих.
Предпринимательск ая деятельность Организационно-правовые формы и правовой режим.
Организационно - правовые формы предприятий. Организационно-правовая форма способ закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом и вытекающие.
Организационно-правовая форма предприятия – это форма юридической регистрации предприятия, которая создает этому предприятию определенный правовой статус.
Транксрипт:

Фирма в рыночной экономике Материалы к спецкурсу профессора Груздевой Ольги Александровны Кафедра экономический теории Б-513 Кабинет кафедры Б-515, Б-517

Литература по курсу Гражданский кодекс РФ // html Федеральная служба государственной статистики // Сервер органов государственной власти России // Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. 2-е изд., изм. М.: Норма, Юданов А.Ю. Опыт конкуренции в России: причины успехов и неудач. М.: Кнорус, Любой учебник по микроэкономике Груздева О.А., Метёлкина Н.К., Непринцева Е.В. Микроэкономика. - М.: МГТУ «Станкин», ГРУЗДЕВА О.А. Фирма в рыночной экономике: Практикум – М.: Изд дом МИСиС, – 118 с. 1062

Тема 1. Сущность фирмы 1. Основные концепции фирмы 2. Виды фирм (классификация) 3. Основные цели фирмы 4. Окружающая среда фирмы

Понятие фирмы Фирма - это рыночный субъект. Фирма - это хозяйственная единица, обладающая оформленными правами собственности и осуществляющая деятельность под свою имущественную ответственность.

Характеристики фирмы Фирма это организация, объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил; Фирма это юридическое лицо, организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, имеет самостоятельный баланс, может приобретать и продавать имущество, нести ответственность, быть истцом и ответчиком в суде; Фирма это организация, занимающая коммерческой деятельностью. Такие организации преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Важнейшие нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность фирмы в России Гражданский кодекс РФ. – М.: Юрист, 2007 Налоговый кодекс РФ– М.: Юрист, 2007 Федеральный закон РФ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в ред. от ФЗ, от ФЗ, от ФЗ, от ФЗ, от ФЗ Федеральный закон РФ «Об акционерных обществах» в ред. от ФЗ, от ФЗ, от ФЗ, от ФЗ, от ФЗ, от ФЗ, от ФЗ, от ФЗ, от ФЗ, от ФЗ, от ФЗ, от ФЗ, от ФЗ, от ФЗ, от ФЗ, от ФЗ Федеральный закон РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью» в ред. от ФЗ, от ФЗ, от ФЗ, от ФЗ, от ФЗ Федеральный закон РФ от 24 июля 2007 г. 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» Федеральный закон РФ от 14 ноября 2002 г. 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

Концепции фирмы Технологическая (микроэкономическая) Контрактная (институциональная) Стратегическая (маркетинговая) Все концепции представлены множеством вариантов

Технологическая концепция фирмы Фирма - это технологическая единица, совокупность факторов производства. Фирма - это «черный ящик», в котором факторы производства определенным образом взаимодействуют друг с другом. Фирма оптимизирует издержки для данного выпуска и максимизирует прибыль. Деятельность фирмы можно описать производственной функцией. Деятельность фирмы исследуется преимущественно с помощью маржинального (предельного) анализа

Технологическая концепция фирмы

Факторы производства : Труд Капитал Земля Управление (предпринимательская способность)

Контрактная концепция фирмы Фирма это сеть разно срочных двусторонних различно оформленных контрактов между владельцами взаимоспецифических ресурсов и центральным агентом по поводу участия в выпуске продукта фирмы. Фирма это сложная иерархическая структура, сплетение контрактов владельцев ресурсов Фирма это целостный коллектив работников в условиях воздействия внутренней и внешней среды. Действия фирмы на рынке зависят от разнообразных институтов (государства, семьи, общества, законов, правил, традиций и т.п.) Фирма оптимизирует издержки по осуществлению рыночных операций

Контрактная концепция фирмы Осуществляя экономическую деятельность, каждая фирма и/или индивид вступает в многочисленные контакты с другими участниками рынка. При некоей фиксации эти контакты принимают форму контрактов. Контракт – это такой контакт в процессе обмена, условия которого заранее известны и признаны обеими сторонами Виды контрактов : Классический (эксплицитный), где все условия ясны, четко оговорены и юридически зафиксированы Неоклассический, где не все условия четко оговорены и юридически зафиксированы Отношенческий (имплицитный), где взаимные обязательства сторон не оформлены юридически, но выполнение которых стороны считают обязательным условием своих взаимоотношений.

Оппортунистическое поведение персонала фирмы По времени наступления : Предконтрактное Послеконтрактное По содержанию: «Издержки отлынивания» «Издержки вымогательства»

Стратегическая (поведенческая) концепция фирмы Фирма это рыночный субъект, коллективный производитель товара. Фирма это сложная иерархическая структура. Фирма оптимизирует условия для собственного развития, используя различные стратегии рыночного поведения.

Стратегический «зоопарк» фирм Серые мыши (коммутанты) Хитрые лисицы (патиенты) Гордые львы (виоленты) Могучие слоны (виоленты) Неповоротливые бегемоты (виоленты) Быстрые ласточки (эксплеренты)

1994 г.2000 г.2005 г.2008 г ,9 В том числе малых фирм 841,7879,0979,31137,4 Количество фирм в России (в тыс)

Классификация фирм по размеру Виды: Малые Средние Крупные Критерии классификации: Численность занятых (9,2392 млн.чел в 2007 г.) Объем капитала Объем продаж (15468,9 млрд руб в 2007 г.) Величина активов

Малые и средние предприятия в РФ Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников: а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий; б) до 100 человек включительно для малых предприятий; в) среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек; Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства ФЗ РФ от 24 июля 2007 г. 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». (Статья 4. Категории субъектов малого и среднего предпринимательства )

Страны Количество фирм Великобритания 2930 Германия 2290 страны ЕС (в целом)15777 США19300 Япония 6450 Число малых предприятий в ведущих странах мира на начало 2000-х гг., тыс.

Классификация фирм по формам собственности Форма собственности: Частная Государственная Муниципальная Смешанная Другие

Классификация фирм по целям деятельности Коммерческие Некоммерческие

Классификация фирм по характеру используемых ресурсов Добывающие (16,1 тыс в 2008 г.) Перерабатывающие (416,1 тыс в 2008 г.)

Классификация фирм по назначению готовой продукции Производящие средства производства Производящие предметы потребления

Классификация фирм по направлению деятельности Промышленные Сельскохозяйственные Строительные Торговые Транспортные Работающие в сфере услуг (сервисные) и т.д.

Классификация фирм по времени работы Внесезонные Сезонные

Классификация фирм по территориальному охвату рынка Национальные Транснациональные (ТНК) Международные (многонациональные) (МНК)

Классификация фирм по формам организации Индивидуальные Партнерства (товарищества) Корпорации

Индивидуальная (единоличная) фирма

Товарищество (полное )

Коммандитное товарищество (товарищество на вере)

Акционерное общество (корпорация) Общая характеристика Акционерное общество (АО или корпорация) – это предприятие, капитал которого образован в складчину и состоит из денежных средств различных участников, что оформлено в виде ценных бумаг (акций и облигаций). Процесс образования АО регулируется законодательством каждой страны. Капитал акционерного общества (АО) формируется как из капитала учредителей (внутренний источник), так и путем продажи ценных бумаг (акций и облигаций) населению (внешний источник). Акции (простые и привилегированные) образуют собственный капитал АО. Облигации представляют заемный капитал АО

Акционерное общество (корпорация) Общая характеристика (продолжение) Владельцы акций данного АО являются его сособственниками. Владельцы облигаций данного АО являются его кредиторами АО бывают открытые и закрытые АО закрытого типа – ценные бумаги распределяются только среди ограниченного числа лиц (учредителей) АО открытого типа – ценные бумаги продаются широкой публике на рынке ценных бумаг

Основные виды ценных бумаг

Формула для подсчета среднего курса ценной бумаги =

Акционерное общество (корпорация)

Распределение прибыли АО Распределение прибыли после уплаты налогов осуществляется в следующем порядке: расширение производства; формирование резервного фонда; выплата премий руководству АО (тантьема); выплата доходов по ценным бумагам: а) проценты по облигациям б) дивиденды по акциям (сначала по привилегированным и уже в последнюю очередь по обыкновенным).

Количество АО, созданных в России в соответствующем году Всего за гг. создано 33 тыс АО

Самоуправляемая фирма -своеобразный вариант партнерства. В составе «партнеров» выступают ВСЕ члены трудового коллектива фирмы. Все они получают свою долю от прибыли и являются сособственниками. На фирме нет наемного труда в классическом смысле. Свою долю собственности работники фирмы не могут реализовывать на рынке. Другое название данного рода фирмы - «югославская фирма».

Унитарная фирма Унитарное предприятие - это фирма, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество. Право собственности на имущество фирмы принадлежит государству. Имущество фирмы неделимо. Ответственность фирмы по обязательствам собственника имущества ограничена. Учредительным документом унитарного предприятия является устав. Унитарные предприятия могут создавать дочерние унитарные предприятия. В соответствии с пунктом 1 статьи 113 ГК РФ унитарным предприятием в нашей стране признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество, которое является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В соответствии с пунктом 3 этой же статьи имущество унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности.

Некоммерческая фирма - фирма, не ставящая в качестве цели своего существования извлечение прибыли. Три формы некоммерческих фирм: потребительская кооперация взаимно-сберегательные банки (кассы) другие (благотворительные фонды, религиозные общины и т.п.)

Цели фирмы Экономические (максимизация прибыли) Социальные (гарантии достойной оплаты труда, организации рабочих мест, привлечение сотрудников к управлению и распределению доходов) Экологические (уменьшение загрязнения окружающей среды, вторичное использование отходов производства)

Окружающая среда фирмы - совокупность внутренних и внешних факторов, действующих на фирму и определяющих успех или неуспех ее деятельности Внутренняя среда - это совокупность элементов окружающей среды, которые непосредственно воздействуют на фирму и контролируются ею. Это: направление деятельности фирмы цели фирмы профессионально- квалификационный состав работников базирование компании культура компании Внешняя среда - это совокупность неконтролируемых или слабо контролируемых элементов окружающей среды. Это: потребители конкуренты государство экономическая среда природная среда культурная среда