Лекция 7. Государственные решения: особенности преобразования информация 1. Принципы информационного обмена и классификация информации 2. Модели преобразования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные этапы урока. Наименование Цель урока Ход урока Отдельные этапы урока Подведение итогов Домашнее задание.
Advertisements

Тема 1. ЭФФЕКТИВНОСТЬ И КАЧЕСТВО МЕНЕДЖМЕНТА. Эффективности управления, т.е. эффективности действий людей в процессе деятельности организации, в процессе.
Лекции по информатике Тема Основные понятия дисциплины.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОНОМИКЕ Тема 1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Подготовил Иванов А.Н.
Тема 3. Администрирование социальной работой. 1. Механизмы, задачи и функции администрирования. 2. Администрирование в современный период. 3. Специфика.
Память.Механизмы и виды памяти.. Память одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить.
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 1. Основные этапы разработки управленческих решений 2. Разработка управленческого решения 3. Принятие решения,
Основы управления образовательными системами. Образовательные системы - социальные институты, цель которых - образование Образовательные системы имеют.
Заключение Некоторые итоги рассмотрения проблемы интеграции индивида и организации.
МЕНЕДЖМЕНТ «Требования к личности менеджера». Менеджер лицо, занимающее постоянную должность и отвечающее за конкретный хозяйственный объект или конкретный.
Положение об отделе В.Андреев, Д.Сатин. Штат отдела начальник отдела; бизнес-аналитик; проектировщик пользовательских интерфейсов; специалист по анализу.
Информация Её виды и свойства. вещества Все многообразие материальных объектов состоит из вещества энергией Все материальные объекты взаимодействуют друг.
А.М. Новиков, Д.А. Новиков ПРОЕКТ как цикл инновационной деятельности.
Место активных методов в системе методов обучения Методы обучения Методы, направленные на первичное овладение знаниями Информационно- развивающие Проблемно-
Основы курса управления Zoja Vaks. Управление и менеджмент… Менеджмент - управление производством: совокупность принципов, методов, средств и форм управления.
Процесс принятия и реализации управленческих решений.
Технологические функции менеджмента 1.Решения 2.Коммуникация.
Лекция 2. Введение в биофизику сложных систем: БИОКИБЕРНЕТИКА; ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ИНФОРМАЦИИ; ТЕОРИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ БИОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ г.
Методика и определение SWOT-анализа
Информация и её свойства. Вопросы: 1.Информация: определение, свойства, особенности, разновидности. 2.Меры информации. 3.Показатели качества информации.
Транксрипт:

Лекция 7. Государственные решения: особенности преобразования информация 1. Принципы информационного обмена и классификация информации 2. Модели преобразования информации специалистом и руководителем. 3. Искажения информации в системе государственного управления

процессы и технологии государственного управления 2 1. Принципы информационного обмена и классификация информации

процессы и технологии государственного управления 3 Информация Должна быть актуальной, реалистичной, представляться в в форме пригодной для пользования. Согласовываться с информационными потребностями различных уровней иерархии. На нижнем уровне учет - количественные оценки. На среднем уровне происходит преобразование данных в стоимостные показатели. На верхнем уровне - укрупнение показателей в обобщенные.

процессы и технологии государственного управления 4

процессы и технологии государственного управления 5 Принципы успешного информационного взаимодействия 1. Принцип наличия в сообщении информации достаточной для его дешифровки адресатом. Все должны при этом должны говорить на одном языке; 2. Принцип привлекательности информации для адресата. У адресата должен быть стимул для освоения содержания сообщения. 3. Принцип порождения адресатом новой информации в результате информационного обмена на основании прошлого опыта и модели ситуации.

процессы и технологии государственного управления 6 Классификация информации, циркулирующей в системе государственного управления по содержанию (экономическая, правовая, техническая и т. д.); по назначению (целевая или многоцелевая); по возможности хранения (фиксируется на физических носителях, находится в памяти людей); по ступени обработки (первичная, представляющая несистематизированные данные; вторичная, включающая структурированные данные; третичная, содержащая данные для принятия решений) по степени важности и конфиденциальности; по степени достоверности и полноты (точную, неточную, искаженную, полную, неполную); со степени неопределенности (неструктурированная, слабо структурированная, структурированная).

процессы и технологии государственного управления 7 Каналы поступления информации к человеку Вид раздражителя и анализатора Время реакции T, с Тактильный анализатор (прикосновение)0,09 - 0,22 Слуховой анализатор (звук)0,12 - 0,18 Зрительный анализатор (свет)0,15 - 0,22 Обонятельный анализатор (запах)0,31 -0,39 Температурный анализатор (тепло и холод)0,28 -1,6 Вкусовой анализатор (соленое, сладкое, кислое, горькое) 0,31 - 1,08 Болевой анализатор 0,13 - 0,89 Вестибулярный аппарат (изменение углового и линейного положения) 0,4 2. Информационные модели лица принимающего решение

процессы и технологии государственного управления Модель компьютерной метафоры Органы чувств Кратковременная память Долговременная память Решение Входная информация Нормативные документы Память человека - способность к воспроизведению прошлого опыта, Это свойство нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Большая Советcкая Энциклопедия. Т. 19. с 131.

процессы и технологии государственного управления 9 2. Информационные модели лица принимающего решение Когнитивная модель 1. Преобразованию подлежат образы ситуаций. 2. Каждый образ описывается при помощи информационно- смысловых единиц (в английском языке - chunk). 3. В роли этих единиц могут выступать слова, фразы, понятия, суждения. 4. Модель содержит три элемента: сенсорную систему, кратковременную и долговременную память. 5. Считается, что два последних элемента находятся в коре головного мозга, отличаются друг от друга объемом, временем сохранения, способом кодирования и порядком организации обмена информацией.

процессы и технологии государственного управления 10 Входная информация 2.2. Модель административного человека, как канала передачи информации. (Gagne R.M. Psychological participles in system development. N.Y , 560 p) Долговременная память Модели типовых ситуаций Правила интерпретации Ценности Фильтрация Органы чувств Идентификация Интерпретация Инструкции Кратковремен ная память Решение Да и нет

процессы и технологии государственного управления Особенности преобразования информации руководителем: Один руководитель – много ролей. Межличностные роли Главный руководитель. Лидер. Связующее звено. Информационные роли Приемник информации. Распределитель информации. Представитель. Принятие решений Предприниматель. Устраняющий нарушения. Ведущий переговоры. Руководитель исполняет роли в режиме разделения времени

процессы и технологии государственного управления Последовательное понижение степени избыточности информации за счет сжатия данных. 2. Наличие в коре головного мозга ситуационных моделей типовых ситуаций. 3. Изменение внутренних связей и состава элементов модели на основе анализа ситуации. 4. Выделение наиболее значимых факторов ситуаций и установление системы приоритетов задач. Особенности модели принятия решения при одновременном в многоцелевой ситуации

процессы и технологии государственного управления 13 Модель принятия решения в многоцелевой ситуации Субъективная модель ожидаемой полезности 2.2. Модельадминистративного человека, как канала передачи информации Модель взаимовлияния задач Многопараметрическое управление Цели, задачи Решения Приоритеты Объекты управления Контроль результатов управления Обратная связь

процессы и технологии государственного управления Искажение информации в системе государственного управления Вероятности ошибок выполнения отдельных операций Актуализация из памяти или запоминание информационно - смысловой единицы - 0,0005. Мысленное принятие решения по сравнению ситуации с типовой, требующей определенных действий - 0,0010. Восприятие устного сообщения (1-3 слова) - 0,0002. Ю. Фокин, Оператор - технические средства: обеспечение надежности, М., 1985 Людям свойственно ошибаться.

процессы и технологии государственного управления Модель искажения информации Семантический фильтр Синтаксический фильтр Прагматический фильтр Решение Входная информациям Память человека Не говори не помню, но скажи - не сумел наблюсти. Не клевещи на память, но оглянись на неумение наблюдать. Люди легче упадут с лестницы, нежели осмотрят ступени. Агни Йога

процессы и технологии государственного управления 16 Синтаксический фильтр неодинаковое восприятием данных различными людьми, описки, ошибки технических устройств.

процессы и технологии государственного управления 17 Семантический фильтр классификация наблюдаемой ситуации, укрупнение (агрегирование) данных, отсечение второстепенных деталей информационного образа, типология данных и их смысловая интерпретация.

процессы и технологии государственного управления 18 Прагматический фильтр неверная оценка ценности данных для практической деятельности, ошибочное обращение к другому информационному образу.

процессы и технологии государственного управления 19 Порядок отдачи и выполнения приказаний (Устав внутренней службы Вооруженных Сил) 15. Приказания отдаются, как правило, в порядке подчиненности. При крайней необходимости старший начальник может отдать приказание подчиненному, минуя его непосредственного начальника. 16. Военнослужащий, получив приказание, отвечает: «Есть» - и затем выполняет его. При необходимости убедится в правильном понимании подчиненным полученного приказания начальник требует краткого повторения отданного им приказания. О выполнении полученного приказания военнослужащий обязан доложить начальнику, отдавшему приказание, и своему непосредственному начальнику. 17. Если военнослужащий, выполняющий приказание, получит от другого, старшего по положению, начальника новое приказание, которое помешает выполнить первое, он докладывает об этом начальнику, отдавшему второе приказание, и в случае его подтверждения выполняет последнее. Отдавший новое приказание сообщает об этом начальнику, отдавшему первое приказание.

процессы и технологии государственного управления Влияние стрессов на принятие решений

процессы и технологии государственного управления 21 возникающей внезапно и вне плана ситуацией, требуют осмысления и раздвоенности внимания между текущим контролем деятельности и новой, незапланированной комбинацией умственных действий и моторных операций. состоянием психологической напряженности, возникающей у человека под влиянием сильных воздействий внешней среды. Стрессы вызываются:

процессы и технологии государственного управления 22 Динамика воздействия стрессов на человека 1. По мере роста интенсивности воздействия (например, дефицита времени) у человека вначале производительность повышается. 2. В дальнейшем наступает ухудшение. В первую очередь нарушаются процессы творческой деятельности. 3. Затем (за счет исключения ряда операций) упрощаются сложные алгоритмы переработки информации и принятия решения. 4. Затем разрушаются сложные сенсомоторные акты. 5. В последнюю очередь изменяются стереотипные последовательности действий. Время Эффективность деятельности 100% 0

процессы и технологии государственного управления 23 Модель изменений в преобразовании информации в условиях стресса Синтаксический фильтр (нарушение оценочных функций ). Семантический фильтр (изменение сознания; экстрасенсорная сверхчувствительность). Прагматический фильтр (самоотчужденность; изменение структуры действий; истощение резервов мотивации; потеря представления о значимости цели деятельности).

процессы и технологии государственного управления 24 Для поддержания морально-психологической готовности в условиях стрессов необходимо: Контролировать уровней минимального и максимального психологического напряжения исполнителей работ на всех этапах их деятельности; Прогнозировать и планировать психологические нагрузки, организовывать управляющие воздействия, направленные на равномерное распределение по времени и стремиться к уменьшению числа стрессовых ситуаций; Своевременно регулировать нагрузки исполнителей работ.

процессы и технологии государственного управления Преднамеренные искажения информации Манипулирование информацией (с целью ведения интриг); Утаивание части информации («в интересах дела» и надежде на самостоятельное решение проблемы); Ошибки в обобщении данных (преписки) при движении информационных потоков снизу в верх; Предвзятое распределение информации при ее движении сверху вниз; Давление групп на ЛПР; Не предоставление на доклад начальнику информации («второстепенной», с точки зрения нижестоящего руководителя).

процессы и технологии государственного управления 26 Технологии повышения качества решений

процессы и технологии государственного управления Метод проб и ошибок Суть метода - перебор вариантов решений. Задачи и проблемные ситуации при использовании метода можно классифицировать по числу проб, требуемых для ее разрешения. Сильная сторона такого подхода простота. При небольшой сложности задачи и малом числе проб он является наиболее рациональным. Слабая сторона метода невозможность использования в ответственных ситуациях (в условиях с высоким риском). Кроме того метод проб и ошибок плохо работает при большом числе необходимых проб.

процессы и технологии государственного управления 28 Ограничения рациональности Направления упрощений проблемы Ограниченность Аналитик рассматривает лишь конечное число видимых альтернатив, последствия которых изучены не до конца Ориентация на средства Цели приходиться согласовывать с имеющимся ресурсами РеконструкционимВ организации постоянно происходят изменения и поэтому решения должны быть с ними согласованы Серийность Решения направлены на решение вечных проблем. В итоге – принимаемое решение лишь временная примочка. Фрагментарность Решения в организациях принимаются разными людьми в разное время либо одновременно, но в разных местах. Стратегия локальных приращений использует принцип «преимущества разнообразия».

процессы и технологии государственного управления Метод каталога (предложен в 20-х годах профессором Берлинского университета Ф.Кунце): 1. Варианты идей получаются путем выбора сочетаний случайных слов с исходным словом. 2. Случайные слова берутся из каталога, словаря, книги, журнала и т.п. 3. Полученные сочетания развивают, используя ассоциации.

процессы и технологии государственного управления Метод фокальных объектов (предложен в 50-х годах Ч. Вайтингом, CША): На объект-прототип, подлежащий усовершенствованию (фокальный объект), переносятся свойства выбранных наугад случайных объектов. Полученные сочетания развивают, опираясь на ассоциации.

процессы и технологии государственного управления Метод мозгового штурма (А.Осборн, США): Суть метода - процессы генерации идей и их обсуждение (критика) разнесешь во времени. Эффект при ведении мозговой штурма достигаемся за счет того, того с участников снимается страх выглядеть глупее других, подвергнуться насмешкам, вызвать отрицательную реакцию руководства и т.д. Благодаря этому иногда, высказываются смелые, неожиданные вещи. Как правило, за 2530 минут появляется не менее 50 идей, из которых 1015 (если уровень задачи соответствует уровню подготовки участников штурма) не лишены смысла. Мозговой штурм обладает недостатками: случайность получения результата и отсутствие гарантий получения сильного результата.

процессы и технологии государственного управления Синектика (предложена в 50-ых годах У.Гордоном, США) Развивает технологию мозгового штурма. Для нее характерны: постоянство групп членов группы и проведение специальной подготовки: генерирование идей опирается на четыре вида аналогий: прямая аналогия; личная аналогия (проблему отождествляют с объектом и входят в его образ); символическая (нахождение символического образа, например, бегущая волна); фантастическое изложение в терминах сказок и мифов.

процессы и технологии государственного управления Метод контрольных вопросов Суть метода: по существующей проблеме задаются вопросы, позволяющие взглянуть на проблему с разных сторон. Современные информационные технологии и организационной техники позволяют сокращать время подготовки предложений для принятия точных решений за счет: использования взаимного дополнения, коллективного разума работников; качественного структурирования данных, организации движения и преобразования информационных потоков; увеличения объема привлекаемых с помощью вычислительных средств данных и возможности учета большего числа переменных; рационального и заблаговременного формирования баз данных.

процессы и технологии государственного управления Метод контрольных вопросов

процессы и технологии государственного управления 35 Метод анализа иерархий Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. - М.: "Радио и связь", 1993 Метод анализа иерархий для решения задачи анализа альтернатив использует многокритериальную рейтинговую оценку. 1)Метод позволяет провести анализ проблемы. 2)Проблема принятия решения представляется в виде иерархически упорядоченных: а) главной цели (главного критерия), б) нескольких групп (уровней) однотипных факторов, так или иначе влияющих на рейтинг, в) группы возможных решений, г) системы связей, указывающих на взаимное влияние факторов и решений.

процессы и технологии государственного управления 36 Структура модели принятия решения в методе анализа иерархий представляет собой схему (граф)

процессы и технологии государственного управления 37 Пример. Развитие Академии управления при Президенте Республики Беларусь 1. Цель - благосостояние и развитие Академии 2. Активные группы (слушатели, студенты, ректорат, преподаватели, деловые партнеры, Администрация Президента Республики Беларусь, органы государственного управления, общественные объединения), имеющие свои интересы. 3. Сценарии развития: 1. Сохранение существующего положения (статус кво) 2. В Академии остаются только слушатели 3. 1+развитие научных исследований (магистратура. Аспирантура, докторантура, специализированные советы) развитие сети филиалов развитие социальной инфраструктуры