Дымковский народный промысел (Урок русского языка в 6 классе)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Дымковская игрушка. Дымковская игрушка один из самых старинных промыслов Руси, который существует на Вятской земле более четырёхсот лет.
Advertisements

П РЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ : Д ЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА Работа: Ковтун Александры Учитель: Косоголова Татьяна Николаевна Предмет: МХК.
Дымковская игрушка Составила учитель начальных классов МБОУ Низовская СОШ Шестак Елена Александровна.
Возникновение дымковской игрушки Подготовили ученики 5 а класса: Лесникова Света, Лещевич Лера, Щербакова Вера, Чистоклетова Вероника, Чухманов Степан.
Дымковские игрушки. Начиналось всё со свистулек для забавы детей. Женщины Дымково лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями,
Дымковская игрушка Подготовила Редькина Виолетта.
ДЫМКА Презентация воспитателя МДОУ д\с 1 г. Юрюзани Срединой О.С
Ды́мковская игрушка, вя́тская игрушка, ки́ровская игрушка один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково.
Выполнила: Макарова Светлана 9 «в» МОУ СОШ 22 Г.Дзержинск,Нижегородская обл.
Дымковская игрушка один из самых старинных промыслов Руси, который существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Возникновение игрушки связывают с.
Проектная работа ученицы 6 А класса школы 1354 города Москвы Соколовой Екатерины Руководитель: учитель географии Филичева Татьяна Ивановна 2012 год.
МОУ СОШ 12 С УИОП ученицы 5 класса « в » Кондрашовой Варвары Для урока ИЗО На тему : Народные промыслы.
Выполнила: Гончарова Елена Сергеевна воспитатель МБДОУ Д/С 2 город Балаково.
ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА И СТОРИЯ ПРОМЫСЛА Дымковская игрушка один из самых старинных промыслов России, существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Возникновение.
Автор: Ситькова Лариса Алексеевна учитель изо, черчения МОУ «Школа 62» г. Прокопьевск.
Дымковская игрушка искусство рукотворное. Каждая создание одного мастера. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не.
Дымковская игрушка Дымковская игрушка Леоновой Елены Ивановны, учителя начальных классов МБОУ Дубровская СОШ Демидовского района Смоленской области Материалы.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад 43 Выполнила: Воспитатель Булыгина Наталья Викторовна.
Дымковская игрушка Проект Ученика 5 класса «В» ГОУ СОШ 1173 Евсеева Павла.
Г.Анжеро-Судженск 2009 г.. Выполнила: Ларионова И.Ю – учитель изо МОУ СОШ 8.
Транксрипт:

Дымковский народный промысел (Урок русского языка в 6 классе)

Цели: 1. познакомить учащихся с вятским народным промыслом; 2. продолжить работу над композицией, планом сочинения-описания, конструированием текста; 3. развитие речевой активности школьников в процессе знакомства с самобытным народным искусством.

Словарная работа Декоративно-прикладное искусство – искусство изготовления бытовых предметов, обладающих художественными качествами. Декоративный – служащий для украшения. Орнаментальный – включающий в себя орнамент.

Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей. В ней нету цвета дымного, А есть любовь людей. В ней что-то есть от радуги, От капелек росы. В ней что-то есть от радости, Гремящей, как басы. (В.Фофанов)

. Так Дымковская слобода выглядит сегодня

В Дымкове, за Вяткою-рекою, Драгоценный продолжая труд, Не ища на старости покоя, Мастерицы славные живут. Красная за окнами калина, Пароходный движется дымок. На столе ещё сырая глина, Грубый неоформленный комок. За своей работою старушка На скамейке низенькой сидит. Глиняную вятскую игрушку Лепит…нет, не лепит, а творит! Хороша игрушка расписная! Вся поёт, бесхитростно светла. И видна в ней радость молодая Ставшего искусством ремесла. (Леонид Хаустов)

Пенкина Р.Э. Мезрина А.А. Басс Н.И. Трухина Н.П. Пескичева Н.Н.Племянникова В.П.

Возрождение промысла произошло в советское время в 30-е года XX века и связано с именем А. И. Деньшина, который сумел уговорить потомственных мастериц А. Мезрину, Е. Пенкину, Е. Кошкину не бросать ремесло и организовать артель "Вятская игрушка"А. Мезрину

Дымковская игрушка один из самых старинных промыслов России, существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья,Свистунья к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.

Посмотри, как хороша Эта девица-душа Щечки алые горят, Удивительный наряд.

Дымковской игрушке чужды полутона и незаметные переходы. Вся она бьющая через край полнота ощущения радости жизни.

Дымковская игрушка искусство рукотворное. Каждая создание одного мастера. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна. «Птичка»

С лентами да бантами, Да под ручку с франтами Мы гуляем парами, Проплываем павами.

Жанровые сцены, представляющие многофигурные композиции, изображают сегодняшний быт города и деревни: гуляния и чаепития, цирковое представление и прогулку компании в лодке. Все это близко традиционным мотивам, что придает игрушкам убедительность и показывает своеобразную связь истоков дымковского промысла с современными поисками.

«Чаепитие»

«Гуляние»

«Уржумская ярмарка»

«Свадьба»

«Репка»

«Дед Мазай и зайцы»

«Крысолов»

«Женщина у печки»

Древний по происхождению слой дымковской игрушки составляют свистульки, в первую очередь, исполненные в виде животных. Это небольшие по размеру фигурки с характерными признаками животного спереди и коническим завершением в виде свистка сзади.

Свистульки

Скульптура имеет малую форму, это миниатюрная скульптура. Композиции помещаются на утяжелённые основы – пластины-основания. Мастерицы умеют передать в фигурках живое движение, правдивые позы людей, животных, птиц. Широко используются приёмы гротеска (изображение людей, животных в фантастически преувеличенном, уродливо-комическом виде). Распространены лепные орнаментальные украшения : оборки, розетки. Основные орнаментальные мотивы – круги, кольца, овалы, горошины, клетки, решётки, полосы. Это символы солнца, дороги, рыбацкой сети, дождя. Игрушка очень яркая. В выборе цветовой гаммы игрушки проявляется жизнерадостность русского человека, его вечная тяга к тёплому, живому.

Однажды при встрече с сотым космонавтом Земли, вятским человеком Виктором Петровичем Савиных, я спросила его, брал ли он талисман в космос. Он ответил, что брал дымковского петушка. Как в древности щепоть родной Земли уносили с собой русские мужики, уходя в неведомые дали, так и этот дымковский петушок, созданный из комочка родной глины, пролетел с ним вокруг планеты Земля, оберегая от невзгод и суля удачу. Н.И. Перминова

Лепка фигурки из глины

Фигурки после обжига в муфельной печи

В 2010 году в центре Кирова установлена 2010 году скульптурная группа «Семья», выполненная по всем канонам дымковской игрушки и представляющая собой группу из барыни с младенцем, мужичка с гармошкой, ребёнка со свистулькой, кошки и собаки.

Крупнейшая коллекция дымковской игрушки представлена в постоянной экспозиции Кировского художественного музея им. Виктора и Аполлинария Васнецовыхим. Виктора и Аполлинария Васнецовых. Уникальной коллекцией обладает Кировский областной краеведческий музей.Кировский областной краеведческий музей В марте 2011 года в Кирове открыт музей «Дымковская игрушка: история и современность», фонды которого насчитывают более 700 экспонатов.

План I. Неповторимое искусство северного края. II. Почему игрушка радует? 1. Сказочная птица счастья. 2. Горделивая осанка. 3. Нарядные украшения. 4. Праздник красок. III. Спасибо игрушке за хорошее настроение!

Варианты начала сочинения Какая знаменитая на весь мир, своеобразная, неповторимая дымковская игрушка! Как завороженный смотришь на эти ярко раскрашенные фигурки. Одна из них… Дымковская игрушка – это народное искусство. В ней отражается народная мудрость, мечта о красивой, задорной, радостной жизни. Вот эта барыня держит…

Спасибо за работу на уроке

МБСКОУ СКОШ 36 города Озёрска Челябинской области Автор: Горохова Лариса Борисовна, учитель русского языка и литературы