Просвещение и наука в первой четверти XVIII века Хайруллина Асия Равилевна 10 класс Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 1» г. Лениногорск РТ Научный руководитель: Хайруллина Елена Анатольевна – учитель истории и обществознания Контакты: ,
Проследить процесс появления и развития светского образования, книгоиздательского дела и науки, выяснить, чем была вызвана потребность в их развитии в начале XVIII века, и определить их историческое значение. Цели и задачи Тема, выбранная мной имеет значение не только в свете рассматриваемого вопроса с т.з. преобразований Петра 1, но считаю, что на этом примере можно четко проследить взаимосвязь между разными сферами жизни общества, никакие преобразования невозможно было бы провести без наличия образованных людей. Реформы, в какой бы сфере общества они не происходили, так или иначе влияют на жизнь в остальных сферах деятельности людей, что применимо и для реформ в области образования. Причем такое взаимовлияние характерно для всех эпох в истории человечества, в частности и для современного В качестве первоисточников при написании работы были использованы кроме учебников, справочников, энциклопедий, статьи в исторических газетах и журналах («История», «Народное образование»), труды историков п.в. основной материал, касающийся развития образования почерпнут мною из работы Ключевского В.О. «Русская история». И я пришла к выводу, что практически почти все авторы опираются при освещении этого вопроса на его работу. Платонов «Полный курс лекций по русской истории». Вопросы по книгоиздательству и науке подробно освещены в работах Павленко и Милова
Образование Первая светская школа: 1701 г.- открытие Школы Математичеих и Навигацких наук Начальные учебные заведения - «цифирные школы», первоначально предназначенные для дворянских, приказных, дьяческих, подьяческих детей лет; епархиальные школы для детей представителей духовенства, гарнизонные школы для солдатских детей. Специальные учебные заведения - школа переводчиков, школа для будущих канцелярских служащих, горная школа (1716), Артиллерийская школа (1701), Инженерная школа (1712), Медицинское училище (1717). Первая общеобразовательная школа -гимназия Глюка (1705). Академия наук- указ 1724 г.
Книгоиздание Книги по естествознанию и технике (по астрономии, градостроительству, медицине, фортификации, артиллерии, мореплавание., кораблестроению, архитектуре ). Реформа гражданского шрифта (первые книги так называемой гражданской печати - "Геометриа славянски землемерие«), Книги по истории («Синопсис» И. Гизеля, «Введение в гисторию европейскую» С Пуффендорфа, «Феатрон» Стратемила ), переводы античных авторов (Иосифа Флавия, Юлия Цезаря, Эзопа, Овидия ). Первая печатная газета «Ведомости» (1710) Гражданская типография (1705 г.- Москва, 1712 – Санкт- Петербург).
Наука. В петровское время прежде всего развивалась нуждами практики Экспедиции: первая морская экспедиция на Камчатку, разведаны Курилы, Забайкалье и др. Геологические разыскания: за гг. в Европейской России было открыто 121 рудное месторождение. Среди них много месторождений железа, меди, серебра, угля, серы, нефти и т.д. Практическая механика: оригинальный оружейный завод по проекту М. Сидорова, машина Я. Батищева по обработке ружейных стволов и машины для ковки ствольных досок; изобретение А. Нартовым токарных, токарно- копировальных, зуборезных и винторезных станков, создание самоходного суппорта. Аптекарский огород - основа будущего Ботанического сада Астрономическая обсерватория. Собирании по монастырям древних рукописей, хронографов, летописцев и степенных книг. Исторические труды (Ф. Поликарпова, «Рассуждения о причинах Свейской войны П. Шафирова, «Марсова книга» и др.) Кунсткамера
Итоги преобразовательной деятельности Образование КнигоизданиеНаука Светская направленность Начало перестройки культуры на началах рационализма Становление научного знания Ориентация на западноевропейские образцы Появление системы массовой информации Создание системы образования
Начало XVIII века действительно явилось важнейшим этапом исторического развития культуры вообще, просвещения и науки в частности. многое было сделано впервые, коренные преобразования были произведены во многих областях науки и культуры, что и послужило толчком для дальнейшего их развития. - «…так Петр не был творцом культурного вопроса, но был первым человеком, решившим осуществить культурную реформу. Результаты его деятельности были велики: он дал своему народу полную возможность материального и духовного общения со всем цивилизованным миром». (Платонов «Полный курс лекций по русской истории») : «… мне кажется, что и история государства, и история культуры, и сам Петр, и Щербатов, и Дашкова, и Пушкин, и Лев Толстой, и Ключевский, и Соловьев, и Алексей Толстой, и Милюков, и все историки завещали нам – размышлять. Размышлять о Петре, потому что так мы размышляем и о наших днях. Одна из самых современных тем – история Петра». (Эйдельман «Споры вокруг Петра»)
Источники : Данилов А.А., Косулина Л.Г. История государства и народов России. Учебник. М., Дрофа, Ключевский В.О. Русская история М., ЭКСМО, 2005 Корх А.С., Петр I. Северная война , Государственный Исторический Музей, Внешторгиздат,1990 Королев В. Первая светская школа России.Народное образование в России. Исторический альманах. М., «Народное образование» Кревер Г.А. Из учебника «История народов отечества». История. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». – – С. 6. Милов Л.В, Цимбаев Н.И. История России XVIII – XIX веков, М., ЭКСМО, 2006 Павленко Н.И. Петр Первый и его время. М., Дрофа, Павленко Н.И., Ляшенко Л.М., Твардовская В.А. История России XVIII – XIX века. Учебник. М., Дрофа, Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. СПб., Справочник школьника: 5 – 11 классы, М., АСТ-ПРЕСС, Энциклопедия для детей: Т. 5, ч. 1 (История России и ее ближайших соседей),М., Аванта+, Эйдельман Н.Я. Споры вокруг Петра. История. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». – С. 7