Муниципальное общеобразовательное учреждение Мучкапская средняя общеобразовательная школа Троицкий филиал Мучкапского района Тамбовской области «Игровые.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Мучкапская средняя общеобразовательная школа Шапкинский филиал Мучкапского района Тамбовской области.
Advertisements

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Междуреченская средняя общеобразовательная школа.
«Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы». Сысова Валентина Александровна учитель русского языка и литературы.
Юбьт Трпап Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 5 с углубленным изучением отдельных предметов г. Владимира Учитель.
В основе Стандарта лежит системно- деятельностный подход, который предполагает (текст ФГОС п.7 «общие положения»): воспитание и развитие качеств личности,
Компетентностный подход на уроках биологии. Учитель биологии Барон О.А.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ЗА. ДИРЕКТОРА ПО УВР ОРЛОВОЙ Т.Ю. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ.
Системно-деятельностный подход в образовательном процессе как методологическая основа реализации ФГОС основного общего образования.
«ВНЕДРЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ» Качество образования – это процесс постоянного совершенствования.
Системно - деятельностный подход в дополнительном образовании.
«Роль внеурочной деятельности в развитии мотивации личности к познанию и творчеству»
Формирование ключевых компетенций учащихся при обучении истории Презентация подготовлена Учителем истории Витченко Н.И МАОУ Лицей 17 г.о. Химки.
Формирование ключевых компетентностей через проектно – исследовательскую деятельность Подготовила : учитель начальных классов МКОУ ТСОШ 6 Северова Н. А.
Д А И Б В Ж Е ЗКА Б В Ж З Е К Развитие исследовательской деятельности и формирование коммуникативных навыков через интеграцию урочной.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Реализация ФГОС в начальной школе в МКОУ СОШ 23 г.о. Нальчик: опыт, проблемы, перспективы»
Повышение мастерства через: ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПЛАН ПЕДАГОГА.
Использование технологии исследовательской деятельности для активизации познавательных и творческих способностей учащихся на уроках русского языка.
Компетентностный подход в образовании – путь повышения его качества Расширенное заседание методического совета 29 ноября 2010 года.
Формирование ключевых компетентностей учащихся начальной школы в процессе работы над проектом Камалова Елена Васильевна МОУ «Крутоярская СОШ»
« » « Сопровождение деятельности педагога в межаттестационный период »
Транксрипт:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Мучкапская средняя общеобразовательная школа Троицкий филиал Мучкапского района Тамбовской области «Игровые технологии, как совершенствование коммуникативных компетенций обучающихся на уроках русского языка» Автор проекта Автор проекта Давыдова Елена Алексеевна, Давыдова Елена Алексеевна, учитель начальных классов 2010 г.

Актуальность выбранной темы Современная школа реализует запросы общества в воспитании мобильного, умелого человека, способного самостоятельно добывать, обрабатывать и применять необходимую информацию в практической деятельности. Начальная школа, реализующая задачи развития базовых способностей ребенка, формирующая главные инструменты познания, должна решать проблему формирования ключевых компетенций обучающихся, в частности, коммуникативной, как условия достижения качественных результатов на следующих этапах обучения. Слово - незаменимый источник общения, двигатель мысли. Словарный запас необходим человеку для успешной адаптации в социуме. Внедрение игровых технологий в развитие и совершенствование коммуникативных компетенций на уроках русского языка способно, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, осуществить задачи по обогащению речи, развитию мышления, повышению речевой культуры и грамотности младших школьников, расширению словарного запаса. Использование игровых технологий является актуальной проблемой, так как позволяет осуществлять индивидуальный подход, диалоговое общение, педагогику сотрудничества.

Противоречиямежду 1. имеющимся у детей уровнем коммуникативной компетентности и современными требованиями к уровню подготовки компетентности младших школьников;между 1. имеющимся у детей уровнем коммуникативной компетентности и современными требованиями к уровню подготовки компетентности младших школьников; 3. традиционными формами обучения и формированием устойчивого интереса школьников к предмету и процессу учения, развитием потребности обучающихся этот интерес удовлетворять в творческом и поисковом режиме; 3. традиционными формами обучения и формированием устойчивого интереса школьников к предмету и процессу учения, развитием потребности обучающихся этот интерес удовлетворять в творческом и поисковом режиме; 4. необходимостью формирования коммуникативных компетенций и отсутствием систематической работы в школе по их развитию; 4. необходимостью формирования коммуникативных компетенций и отсутствием систематической работы в школе по их развитию; 2. единообразием учебного содержания и индивидуальными способа- ми усвоения знаний, индивидуальным темпом учебно-познавательной деятельности каждого ученика, необходимостью обеспечения деятельностного характера учения; 2. единообразием учебного содержания и индивидуальными способа- ми усвоения знаний, индивидуальным темпом учебно-познавательной деятельности каждого ученика, необходимостью обеспечения деятельностного характера учения; 5. огромными речетворческими возможностями, заложенными в слове, и недостаточной готовностью учащихся к использованию новых слов в многообразии их значений. 5. огромными речетворческими возможностями, заложенными в слове, и недостаточной готовностью учащихся к использованию новых слов в многообразии их значений.

Проблема Перемены в современном обществе напрямую отражаются в языковой сфере. В настоящее время речевая культура в стране находится в состоянии упадка: негативное влияние СМИ, улицы, межличностное общение…Как результат отрицательного влияния- страдает грамотность, речевое поведение, а от него- поведение реальное. Перемены в современном обществе напрямую отражаются в языковой сфере. В настоящее время речевая культура в стране находится в состоянии упадка: негативное влияние СМИ, улицы, межличностное общение…Как результат отрицательного влияния- страдает грамотность, речевое поведение, а от него- поведение реальное. Выход из создавшегося положения- работа над формированием словарного запаса обучающихся, приобщение к духовным, нравственным ценностям, заложенным в многообразии великих русских слов. Выход из создавшегося положения- работа над формированием словарного запаса обучающихся, приобщение к духовным, нравственным ценностям, заложенным в многообразии великих русских слов.

Гипотеза Если создать систему по эффективному использованию игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе, то это позволит повысить коммуникативную активность обучающихся. Если создать систему по эффективному использованию игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе, то это позволит повысить коммуникативную активность обучающихся. Формирование коммуникативных компетенций обучающихся начальной школы на основе использования игровых технологий будет соответствовать возрастным особенностям детей, ведущей деятельности на уроке младших школьников и современным требованиям к уровню подготовки выпускников начальной школы. Формирование коммуникативных компетенций обучающихся начальной школы на основе использования игровых технологий будет соответствовать возрастным особенностям детей, ведущей деятельности на уроке младших школьников и современным требованиям к уровню подготовки выпускников начальной школы.

Цель проекта создание наиболее благоприятных условий для совершенствования коммуникативных компетенций у обучающихся, расширения их активного словарного запаса Задачи : -изучить теоретический материал по проблеме; -разработать методику по эффективному использованию игровых приемов в учебную деятельность; -спланировать и организовать работу по формированию коммуникативных компетенций у младших школьников с учетом возрастных и индивидуальных способностей; -создать условия для успешного применения коммуникативных компетенций для самовыражения и самоопределения обучающихся через участие в творческой и исследовательской деятельности, реализуемой в условиях социокультурной среды.

План поэтапной реализации проекта 1.Информационно-аналитический этап Включал изучение методологических основ организации и реализации игровых технологий в учебно- воспитательном процессе и определение возможных направлений использования данных технологий в начальной школе. 1.Информационно-аналитический этап Включал изучение методологических основ организации и реализации игровых технологий в учебно- воспитательном процессе и определение возможных направлений использования данных технологий в начальной школе. сентябрь- ноябрь 2007 сентябрь- ноябрь Практический этап состоял из нескольких блоков: -подготовительный блок включал разработку методики по эффективному включению обучающихся в учебную деятельность с использованием игровых технологий; -формирующий блок предусматривал реализацию внедрения игровых технологий в учебную деятельность; -выявление уровня сформированности коммуникативных компетенций (письменная коммуникация, устная презентация, продуктивная коммуникация- работа в группах). 2. Практический этап состоял из нескольких блоков: -подготовительный блок включал разработку методики по эффективному включению обучающихся в учебную деятельность с использованием игровых технологий; -формирующий блок предусматривал реализацию внедрения игровых технологий в учебную деятельность; -выявление уровня сформированности коммуникативных компетенций (письменная коммуникация, устная презентация, продуктивная коммуникация- работа в группах). декабрь апрель 2009 декабрь апрель Аналитический этап предполагал -определение динамики продвижения учащихся, -анализ результатов практической работы, -обобщение опыта работы на муниципальном уровне. 3. Аналитический этап предполагал -определение динамики продвижения учащихся, -анализ результатов практической работы, -обобщение опыта работы на муниципальном уровне. май май 2010 май май 2010

Планируемые результаты развитие творческой активности обучающихся; развитие творческой активности обучающихся; повышение мотивации и качества знаний по предметам; повышение мотивации и качества знаний по предметам; безболезненная адаптация обучающихся при переходе из начальной в основную школу; безболезненная адаптация обучающихся при переходе из начальной в основную школу; овладение младшими школьниками основными коммуникативными компетенциями, обеспечивающими возможности непрерывного школьного образования; овладение младшими школьниками основными коммуникативными компетенциями, обеспечивающими возможности непрерывного школьного образования; недопущение нарушения физического и психического здоровья обучающихся; недопущение нарушения физического и психического здоровья обучающихся;

Анализ психолого-педагогической литературы показал игровые технологии для обучающихся начальной школы являются основой совершенствования коммуникативных компетенций игровые технологии для обучающихся начальной школы являются основой совершенствования коммуникативных компетенций наряду с традиционным освоением слова как лексико-грамматической единицы важно выявлять его речетворческие возможности, так как слово является материалом для создания текста наряду с традиционным освоением слова как лексико-грамматической единицы важно выявлять его речетворческие возможности, так как слово является материалом для создания текста 1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.//официальные документы в образовании. – 2002 г Лебедев О.Е. "Компетентностный подход в образовании".// "Школьные технологии. " – 2004 г. 5. –3. 3. Синенко В.Я., Смолеусова Т.В., Метелкин Д.А. "Об эффективности образовательной деятельности в современных условиях."//"Сибирский учитель". - 6 ноябрь-декабрь 2007 г. 4. Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007 г. (Школьное образование.) 5. Матяш Н.В., Симаненко В.Д. – Проектная деятельность младших школьников. Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана – Графф, 2002 г. 6. Кравцова С.А. Формирование коммуникативных компетенций младших школьников на уроках литературного чтения: Методическое пособие.- Тамбов, В.А.синицын Чтобы язык не заплетался. М.: Лада, 2008 г. 8. Бердникова Л.И. Об опыте работы учителей по проблеме формирования языковой личности школьника.

Проведение уроков в игровой форме Проведение уроков в игровой форме Учебный процесс Дидактическое обеспечение учебного процесса Дидактическое обеспечение учебного процесса Внеурочная деятельность по предмету Внеурочная деятельность по предмету Задания творческого характера Задания творческого характера Игры- минутки Тексты для разных видов лингвистического анализа Тексты для разных видов лингвистического анализа Тесты, раздаточный материал Тесты, раздаточный материал Чтение и обсуждение детских произведений Чтение и обсуждение детских произведений Система совершенствования коммуникативной компетенций обучающихся Словарная работа Ресурсы сети Интернет Кроссворды, головоломки, ребусы Выпуск газеты «Знатоки русского языка» Выпуск газеты «Знатоки русского языка» Внеклассные мероприятия по предмету Внеклассные мероприятия по предмету Создание презентаций по прочитанным произведениям Орфографические эстафеты

1. «Лексико- орфографическая работа» 9. «Цветы любимому писателю, поэту» 8. «Диктатнт на 1 букву» 7. «Сочинения на свободную тему» 5. «Я начну, а ты продолжи» 2. «Слово- магнит» Задания для развития детского речевого творчества направлены на повышение интереса к изучению языка, способствуют приобретению опыта самостоятельного познания, дают возможность реализации собственных языковых компетенций в учебной деятельности, рефлексии ее хода и результатов. 3. «От предложения- заглавия к тексту» 10. «Зарубежный друг собирает русские пословицы и поговорки» 11. Итоговое творческое задание «Энциклопедия одного слова» 4. «Я чувствую, что я…» 6. «От цитаты- высказывания к тексту –рассуждению»

Представление результатов Творческие работы, словари

Презентации,праздники

Результаты проекта * 1 00% обучающихся владеют навыками работы с различными источниками информации; * обучающиеся выслушивают собеседника и в вежливой форме высказывают свою точку зрения; могут выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); * очевидна положительная динамика уровня сформированности коммуникативных компетенций; * оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций; * умеют планировать этапы предстоящей работы, осуществлять контроль и оценку их правильности, искать пути преодоления ошибок; * при переходе в среднее звено среди моих выпускников нет дезадаптированных, что подтверждается психологическими диагностиками и результатами промежуточной аттестации; * положительная оценка опыта работы на муниципальном уровне.

Анализ результатов проекта Техника чтения. Качество знаний

Полученные данные позволяют сделать вывод, что при правильной организации учебного процесса с использованием игровых технологий, а также создании системы такой работы в рамках учебной и внеклассной деятельности позволило школьникам не только овладеть знаниями, но и научиться эффективно использовать полученные знания, развивать самостоятельность и коммуникативные умения. Этапы Умение пользоваться книгой 36%77% Посещение библиотеки 30%69% Работа со словарем 42%84%

Вопросы 2007 год 2009 год Нравится ли вам использование игровых моментов в уроке русского языка? 78,6%85,7% Умеете ли вы планировать и анализировать свою деятельность? 57,4% 57,4%70 % Можете ли вы получать информацию из дополнительных источников? 42,8%75% Анализ результатов проекта Результаты анкетирования обучающихся Результат успешной работы в данном направлении подтверждается: повышением уровня культуры общения, интереса к изучению родного языка, способностью к преобразованиям, направленностью на творческий подход к решению образовательных проблем, положительной динамикой качества знания.

Русский язык обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли. М.Горький Учебный проект для учащихся - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или индивидуально, максимально используя свои возможности. Ценно то, что знания и умения добываются детьми в результате собственного труда: путём кропотливой работы со словом, осмыслением его значений в тексте(лексических, символических, ассоциативных, этимологических, художественно-образных и других), и использованием их в собственной речи. Педагогический проект для учителя - это новые ориентиры в работе, позволяющие изменить подходы и принципы педагогической деятельности в направлении взаимодействия и сотрудничества не только в школе, но и в рамках сообщества учителей- единомышленников. Слово- глубинно, перспективно, исследования многообразия его значений увлекательны и необходимы для того, чтобы увидеть удивительные просторы языка. От такой работы надо просто получать удовольствие! Успехов в работе!