Диалектная фразеология в русских говорах села Берсеневка Автор: Никишанина Татьяна ученица 8 класса МОУ «Берсеневская СОШ» Лямбирского муниципального района.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Фразеологизмы в повестях и рассказах А. П. Чехова Научно-исследовательская работа по русскому языку Выполнила: Мария Щербинина ученица 10 класса ученица.
Advertisements

Города России во фразеологических выражениях Работу выполнила: Работу выполнила: ученица 8 класса ученица 8 класса МБОУ СОШ 115 МБОУ СОШ 115 Чернышева.
МАОУ Средняя общеобразовательная школа 1 р.п. Красные Баки Употребление фразеологизмов в речи современного школьника. Выполнила обучающаяся 9 «а» класса.
Использование фразеологических оборотов в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Исследовательская работа.
Компонент «цвет» во фразеологических единицах английского и русского языков Павлова Юлия Россия, г. Лангепас ЛГ МБОУ СОШ 2, 11А класс 2013.
«Новая» фразеология в публицистике» Презентация для урока русского языка или урока МДО /междисциплинарного обучения/ учителя МОУ лицея «Созвездие» №131 Муравской Г.А.
ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОБОРОТЫ Урок русского языка 8 класс.
Фразеологи я. Признаки фразеологизмов Урок русского языка в 6 классе Учитель русского языка Загумённова Ольга Валерьевна МОУ Варгатерская основная общеобразовательная.
Фразеологизмы и их роль в произведении А.С. Пушкина «Повести Белкина» (на примере повести «Метель» и «Барышня-крестьянка») Научно-исследовательская работа.
Фразеологизмы Презентация ученицы 6 «В» класса СГОУН Окорочковой Анастасии.
Лингвистический турнир «Фразеологический калейдоскоп» Выполнил: Титов Сергей Лаврентьевич, учитель МОУ «Небыловская СОШ» Юрьев-Польского района Владимирской.
VIII общеобразовательная конференция учащихся гимназических классов «Учись учится!» В мире северной фразеологии Автор: Мещерякова Яна, ученица 5 «А» класса.
Тема: Выполнила:. Актуальность работы: Анализ общественно-политических фразеологизмов, функционирующих в современном политическом дискурсе и характеризующихся.
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт иностранных языков Кафедра русского языка Гончарук Екатерина Юрьевна Лексикология.
« Влияние личностных характеристик на выбор профессии » Автор работы: Полещук Елизавета, ученица группы Л11-2 Новосибирск 2009 Реферат.
Фразеологические единицы, их типы. План лекции: 1.Что такое фразеологизм? 2. Особенности фразеологизмов. 3. Классификация фразеологизмов с точки зрения.
Состав и структура фразеологических оборотов с названием животных. Выполнила ученица 7 класса Сугоняк Наталья.
Фразеология Фразеология раздел теоретической лингвистики, изучающий устойчивые речевые обороты и выражения теоретической лингвистики.
Фразеология. Особенности фразеологизмов 1. Сложны по составу. 2.Семантически неделимы. 3. Постоянство состава. 4. Непроницаемость структуры. 5. Устойчивость.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 30» Проектно- исследовательская работа Интересная фразеология.
Транксрипт:

Диалектная фразеология в русских говорах села Берсеневка Автор: Никишанина Татьяна ученица 8 класса МОУ «Берсеневская СОШ» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Руководитель: Мишкина О.А. учитель русского языка и литературы

Сбор материала для работы

Цель работы Дать семантическое описание диалектных фразеологизмов, зарегистрированных в говоре села.

Задачи: Тщательное фиксирование устойчивых словосочетаний, бытующих в говоре. Отграничение общеупотребительных от индивидуальных. Их систематизация и истолкование.

Практическая значимость работы Использование результатов исследования на уроках русского языка при изучении раздела «Лексика и фразеология» в 5 классе в качестве регионального компонента. Для проведения курсов по выбору.

Виды фразеологических единиц по степени спаянности Фразеологические сочетания (2%) Например, нагольный дурак, грохнуться всем пластом. Фразеологические единства (73%) Например, на нос повесить, на одной ноге вертеться; плакать не в горсть, а в пригоршню и т.д Фразеологические сращения (18%) Например, с копылов долой, супроть напупроть, не чня Фразеологические выражения (около 7%) Например, не спеши, коза, в лес; пошел кувшин по воду и т.д.

Классификация фразеологизмов по семантическому принципу фразеологизмы, характеризующие человека, фразеологизмы, характеризующие обстановку, ситуацию, положение, фразеологизмы, характеризующие признаки предметов, фразеологизмы, характеризующие качество, способ или обстоятельство действия.

Фразеологизмы, характеризующие человека ФЕ, характеризующие внешность человека; Любо-дорого взглянуть. Как из бревна вырезанный. ФЕ, дающие оценку отдельных черт внешности человека, манеры держаться, особенностей фигуры, прически и др.; Как шест проглонул. Старше поповой собаки. ФЕ, характеризующие человека по его качествам, свойствам, наклонностям; не чня, кому; плоховато стриженый, слабоват в коленках. Колесного скрипу бояться. ФЕ, характеризующие поведение человека; По горничному кашлять. Наводить слепых на бревна. ФЕ, характеризующие действия человека; Развести колготу. Глаза налить. ФЕ, характеризующие различные состояния человека; Дрожжи продавать. Укусить бы локотка. ФЕ, характеризующие материальное положение человека; Голее горошины. Дойти до нету. ФЕ, характеризующие взаимоотношения людей; Сводить смуты. Ноги не накладывать, к кому. ФЕ, имеющие модальные значения. Ножик вострый. Душа хамтит.

Фразеологизмы, характеризующие обстановку, ситуацию, положение ФЕ, характеризующие среду, обстановку. Нигде не горит. Пыль до небу. ФЕ, характеризующие различные ситуации, положения. Как бабка отворожила. Такой козёл не ко двору.

Фразеологизмы, характеризующие признаки предметов Об дорогу не расшибёшь. В рот не вотрешь. Дно видать. Крупинка за крупинкой бегают с дубинкой. Веретеном растряси.

Фразеологизмы, характеризующие качество, способ или обстоятельство действия (адвербальные) Фразеологизмы со значением способа действия. Ширком-пырком. Фразеологизмы со значением качественной характеристики действия. Как мышь в коробу. Фразеологизмы с количественным значением. Мыт-мытом. Фразеологизмы с обстоятельственными значениями (времени, места, причины и условия). Еще конь не валялся. На задах. С трахту барахту. Хоть лоб расшиби, кому.

Выводы: Диалектные фразеологизмы по грамматической структуре соответствуют фразеологизмам литературного языка. Диалектные фразеологизмы по степени спаянности входящих в их состав компонентов можно разделить на 4 группы, различные по своему количественному составу: фразеологические сочетания, фразеологические единства, фразеологические сращения и фразеологические выражения. По семантическому принципу диалектные фразеологизмы можно разделить на 4 группы, различных по объему. Самая большая группа – фразеологизмы, характеризующие человека (197ФЕ). Наименьшей в количественном отношении является группа фразеологизмов, характеризующих признаки предмета (9 ФЕ).

«Русская фразеология составляет народную физиономию языка, его оригинальные средства и самобытное, самородное богатство». В.Г.Белинский