Осознание трагедии Холокоста должно занять важное место в формировании такой стратегии. Свою работу мы назвали: « Передайте об этом детям вашим …». Данное.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
27 января- День памяти жертв Холокоста. Концентрационный лагерь Аушвиц –Биркенау находится примерно в 60 км от Кракова, около города Освенцим. Освенцим.
Advertisements

Геноцид евреев- холокост помнить, чтобы не повторилось.
Стоит ли показывать и рассказывать весь этот ужас концлагерей нынешнему поколению??
Во время Второй мировой войны германские нацисты и их союзники убили около шести миллионов евреев. Эту методичную, бюрократическую, организованную на.
Зорина М. Е., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 167 г. Екатеринбурга «ЭТО НУЖНО НЕ МЕРТВЫМ, ЭТО НУЖНО ЖИВЫМ» НРАВСТВЕННЫЕ УРОКИ ХОЛОКОСТА.
Памяти узников концентрационных лагерей посвящается ОсвенцимМайданек Бухенвальд Заксенхаузен Равенсбрюк Маутхаузен Дахау ФлоссенбюргНейссе Гузен.
Классный час Узники Освенцима. Буянова Г.В. Учитель биологии шк. 67.
Трагедия холокоста ПОМНИ, НЕ ЗАБУДЬ!. ХОЛОКОСТ - (англ. Holocaust, от греч. Holokaustos – всесожжение, жертвоприношение с помощью огня), наиболее распространенный.
Холокост: ужасные кадры из концлагерей Холоко́ст (от англ. Holocaust, из др.-греч. λοκαύστος «всесожжение») преследование и массовое уничтожение евреев.
Саласпилс лагерь смерти на территории оккупированной нацистами во время Второй мировой войны Латвии и предназначенный для массового уничтожения людей.
Внеклассное мероприятие в группе 1131 «Страховое дело»
Лагерь уничтожения Треблинка « Когда я прохожу в ворота гетто, всегда смотрю вниз, как бы не заработать кованым сапогом в бок. Со мной это уже бывало.
«Трагедия Крымского фронта» Презентацию подготовил ученик 7-А класса МАКАРОВ ДАНИИЛ.
Проект на тему: Жизнь моей прабабушки после войны Ученицы 7 л 5 класса Нечепуренко Ани.
Подготовила: ученица 9 класса МКОУ Ситцевская сош Перфильева Юля Учитель истории Светлакова С.А.
Что такое Дружба ? Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности. Cократ.
Тема: концлагеря Великой Отечественной войны.. В годы Второй мировой войны десятки миллионов человек были брошены в нацистские лагеря. Только в Германии.
Р АЗМЫШЛЕНИЕ. А КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ … Где начинается любовь, там логика уходит в подполье. Иногда бывает такой парадокс: нередко любовь и дружба находят.
Во время Второй мировой войны на территории нацистской Германии, в странах-союзниках Третьего рейха и на оккупированных ими территориях действовало (помимо.
Холокост Геноцид еврейского народа 1933 – 1945 гг.
Транксрипт:

Осознание трагедии Холокоста должно занять важное место в формировании такой стратегии. Свою работу мы назвали: « Передайте об этом детям вашим …». Данное методическое пособие поможет учащимся сформировать свои взгляды, ценности, мировоззрения на окружающую их действительность.

Внеклассная работа – проведение классного часа для учащихся 5 – 11 классов. Урочная деятельность – при изучении тем о Великой отечественной войне. Использование электронного мультимедийного пособия. В презентации представлены методы и способы реализации политики геноцида по отношению к евреям: создания гетто, депортация, лагеря уничтожения. События, связанные с этими фактами, изучаются через исторические документы и свидетельства очевидцев.

Интернет – ресурсы. Книжное издание « Передайте об этом детям вашим …», автор С. Брухвельд, М.: « Текст », 2000 г.

Геноцид евреев в Европе, проводимый нацистской Германией во время Второй мировой войны, обычно Называют греческим словом «Холокост», а иногда словом «Шоа» на иврите. Это было преступление против человечества, принявшее исторические масштабы, преступление, которое, по мнению большинства людей, необходимо понять и изучить. Дорога к газовым камерам и крематориям Освенцима начиналась с широкой государственной пропаганды, возбудившей ненависть к евреям. Холокост унес жизни около шести миллионов Европейских евреев. Но что такое цифры? Они столь огромны, что легко могут превратиться в абстракцию, утерять подлинный, человеческий смысл. Но за каждой цифрой – дети, родители, родственники, каждое имя – это друг, сосед, любимый, это навеки потерянное будущее.

17 августа 1944 г. двенадцатилетнего Жоржа Андре Кона вместе с семьей вывезли из Парижа в Освенцим. Их поезд был семьдесят девятым по счету, одним из последних эшелонов с депортированными из Франции. По прибытии в Освенцим Жоржа Андре отобрали для «медицинских экспериментов». В конце ноября его перевели в Нойенгамме. Фотография слева: таким был мальчик в 1944 г. до депортации. Снимок справа сделан эсэсовским врачом Куртом Хайсмейером после того, как он удалил у Жоржа Андре подмышечные лимфоузлы.

История нацистской Германии неотделима от нацистского мировоззрения. Холокост вытекал из нацистской идеологии, ясно выраженной в книге Адольфа Гитлера «Майн кампф». Гитлер и его партия никогда не скрывали ни своего принципиально расистского взгляда на человечество, ни своего отвращения к демократическому обществу и его ценностям. Для нацистов не было ничего выше расы. Человеческая личность не имела никакой ценности, служила всего лишь винтиком в машине расистского государства. Эта идеология стала насаждаться сразу после прихода Гитлера к власти 30 января 1933 г.

июля Принятие законов, запрещающих браки между немцами и представителями «иной расы» мая Евреям запрещено служить в армии сентября Евреям запрещено вступать в брак с лицами «немецкой крови» и иметь с ними сексуальные отношения августа Принято постановление, обязывающее всех немецких евреек прибавлять к своему имени имя Сара, а еврейских мужчин – имя Израиль октября В паспортах немецких евреев ставится штамп с красной буквой J – от Jude (еврей) сентября Вторжение Германии в Польшу. Начало Второй мировой войны. Немецким евреям запрещено выходить на улицу после 9 часов вечера ноября Приказ Генриха Гиммлера заключить в тюрьму всех цыганских гадалок. В последствии это постановление распространилось на Германию и все оккупированные страны

Всего два месяца спустя после прихода к власти нацисты начали терроризировать еврейских предпринимателей. В апреле 1933 г. нацистская партия предприняла первые шаги для экономического подавления евреев. Члены гитлерюгенда расклеивали на витринах еврейских магазинов предупреждения не покупать у «чужих». Подобные меры предпринимались и против еврейских врачей и адвокатов. В апреле 1933 г. доктор Герта Натхорф записала в дневнике: «Этот день, как ожог в моем сердце. Кто бы мог подумать, что такое еще возможно в XX веке?!» Перед всеми еврейскими магазинами, адвокатскими конторами и кабинетами врачей стоят молодые люди с плакатами: «не покупайте у евреев», «не ходите к еврейским врачам», «всякий, покупающий у евреев, предатель», «евреи воплощение лжи и подлости».

Таблички на дверях приемных вымазывают грязью или разбивают, а люди смотрят и молча проходят мимо. Наверное, о моей табличке просто забыли. Боюсь, я бы не сдержалась. Вчера ко мне зашел один из этих парней и спросил: «Это еврейское предприятие?» «Это кабинет врача, ответила я. Вы больны?» Вечером мы с друзьями, три супружеские пары, все врачи, ужинали на Гогенцоллерндамм. Все были очень подавлены. Эмиль, один из нашей компании, оптимист, пытался нас убедить, что через несколько дней эти безобразия закончатся. Никто не понимает моего возмущения, когда я говорю: «Лучше бы они просто нас убили. Это гуманнее, чем медленное психологическое уничтожение". Впрочем, моя интуиция редко меня подводит».

Начиная с 1933 г. еврейских детей планомерно изгоняют из немецких школ. На снимке урок нацистской идеологии, во время которого подвергались унижениям ученики-евреи. Можно разобрать слова на доске: «Еврей наш самый главный враг. Будьте бдительны с евреями!» Вот свидетельства еврейских школьниц о том, как изменилась их жизнь после принятия нацистского «Постановления о мерах по борьбе с переполнением немецких школ». Хильма Геффен-Людомер из берлинского пригорода Рангсдорфа: «От дружелюбной атмосферы не осталось и следа... Никто больше не хотел со мной дружить. А многие соседи даже боялись разговаривать. Некоторые, когда мы сами к ним заходили, говорили напрямик: «Больше к нам не ходите, мы боимся. Нам нельзя общаться с евреями».

Жительнице Нюрнберга Лоре Ганг-Зальхеймер, которой в 1933 г. исполнилось 11 лет, разрешили учиться в немецкой школе, потому что ее отец был ветераном Первой мировой войны. Но и ей не удалось избежать изоляции. «Мы с тобой не можем идти домой, говорили дети-немцы. Нельзя, чтобы нас видели вместе на улице». «С каждым новым днем нацистского правления, писала Марта Аппель, пропасть между нами и нашими соседями становилась все шире. Мальчики и девочки, с которыми мы много лет были в самых теплых отношениях, отвернулись от нас. Вдруг выяснилось, что мы другие».

Пешеходный мост над «арийской» улицей в Лодзинском гетто (Польша). Евреям строго запрещались какие-либо связи с внешним миром. Поэтому для сообщения между еврейскими кварталами, разделенными «арийскими» магистралями, иногда возводились такие переходы. Толкучка на мосту вызвана чудовищной перенаселенностью гетто.

Распоряжение шефа управления безопасности СС Гейдриха о переселении евреев, 27 сентября 1939 г. В целях обеспечения надлежащих условий для контроля и последующей депортации евреи должны быть переселены в гетто. Необходимо в кратчайшие сроки (в течение трех-четырех недель) изолировать евреев-торговцев, в настоящее время проживающих и работающих в сельской местности. Их местонахождение и порядок передвижения должны быть согласованы с вермахтом в целях обеспечения безопасности при снабжении войск. План действий: 1. Немедленно приступить к переселению евреев в города. 2. Депортировать евреев из Рейха в Польшу. 3. Депортировать оставшихся цыган в Польшу. 4. Приступить к систематической депортации евреев с территории Германии товарными поездами...

Прекрасное солнечное утро. Улицы запружены литовцами. Город бурлит... И вот передо мной открывается средневековая картина: переселение в гетто, черно-серая масса людей, впряженных в повозки с наваленными тюками. Я понимаю, что скоро придет и наш черед. Я смотрю на разоренный дом, на тюки, на растерянных, отчаявшихся людей. Я вижу разбросанные вещи, которые когда-то были мне так дороги, к которым я привык... Женщина стоит среди узлов. Ей не под силу их унести. Она горько плачет и заламывает руки. И вдруг все вокруг начинают плакать. Все рыдают. (ИЗ ДНЕВНИКА ТРИНАДЦАТИЛЕТНЕГО ИЦХАКА РУДАШЕВСКОГО, ВИЛЬНЮС, 6 СЕНТЯБРЯ 1941 г.)

Условия жизни в этих местах стали невыносимыми. Гетто оказались смертельными ловушками. Одним из решающих факторов стало умышленно созданное жуткое перенаселение. Численность обитателей Варшавского гетто достигала четырехсот тысяч: один человек на 7,5 квадратных метров. Многие семьи ютились по пятнадцать и более человек в одной комнате. Раздобыть топливо зимой стало так трудно, что обычный уголь звали «черным жемчугом». Еды тоже постоянно не хватало

Подобные условия жизни неизбежно приводили к вспышкам эпидемических заболеваний, в первую очередь тифа. Резко возросла «естественная» смертность. В 1941 г. каждый десятый житель Варшавского гетто умер от голода или болезни. Медицинская помощь стала нереальной, поскольку у еврейских врачей и медсестер не было ни лекарств, ни необходимого оборудования. Вот что писал один из врачей: «Энергичные, полные жизни люди на глазах превращаются в апатичных сомнамбул. Они все время лежат, им едва хватает сил дойти до уборной... Их убивают усилия, предпринимаемые для добычи пищи. Иногда они умирают с куском хлеба в руке».

Смерть на улице Смерть подстерегала людей в гетто повсюду. Адина Цвайгер работала медсестрой в больнице Варшавского гетто. Летом 1941 г. она вела дневник. Вот одна из ее записей: «Через три недели я снова вышла на работу в больницу... Снова в тифозной палате, где никто не умирает. Коек не хватает, поэтому дети лежат по двое, а то и по трое на одной койке. У каждого крошечный жаропонижающий пластырь на лбу. Пластыри тоже в дефиците. У детей высокая температура, и они все время просят пить. Нет, они не умирают. Мы их выписываем мы просто не можем держать их подолгу, потому что каждый день обязаны принять новую партию детей и соответственно столько же выписать или перевести из категории «тяжелых» в «выздоравливающие». Все записи тифозной палаты у немцев на учете. Мы выписываем детей, часто обрекая их на голодную смерть. Порой, распухшие от голода, они снова возвращаются к нам, чтобы спокойно умереть на больничной койке. И так каждый день».

Холокост был бы невозможен без массовой депортации евреев. Пo разным причинам германские власти приняли решение не уничтожать задержанных евреев там, где они постоянно проживали. Было решено отправлять их в Польшу, в специально построенные лагеря смерти. Хорошо развитая сеть железных дорог позволяла без труда наладить регулярные перевозки в Польшу со всех концов Европы.

Умшлагплац особый перевалочный пункт в гетто. Часто это была городская площадь или другое открытое место, где и решалось, кого отправить на смерть, а кто еще годен для работы. В крупных гетто умшлагплац нередко располагался рядом с железной дорогой. В Варшаве для облегчения депортации даже провели специальную железнодорожную ветку, соединяющую «перевалку» с основной железной дорогой.

«Нас привели на Умшлаг, на этот тысячу раз проклятый Умшлаг, залитый кровью и слезами, где воздух дрожит от свистков и скрежета поездов, увозящих coтни тысяч евреев на последнюю в их жизни станцию. Большая площадь перед зданием бывшей школы запружена отчаявшимися, запуганными людьми. В основном здесь те, кто работал на фабриках и в мастерских арийских районов. Еще недавно они имели «право на жизнь». Сегодня, когда охраняющие их штурмовики, как обычно, отконвоировали их после работы домой, их всех арестовали. Их семьи были схвачены еще днем, все их имущество конфисковано.

Теперь от гетто, где еще можно было найти укрытие, нас отделяла стена и живая цепь вооруженных до зубов полицейских. Мы в напряженном молчании ждали, что произойдет дальше, время от времени озираясь по сторонам в поисках какого-нибудь выхода.

Потом мы увидели, что немцы устанавливают посреди площади пулемет. В толпе стали испуганно перешептываться. И хотя все понимали, что происходит, никто не осмеливался закричать или заплакать в голос. Стояла жуткая, давящая тишина. Мы обнялись: мать, отец, Гилек и я. Мы посмотрели друг другу в глаза как смотрят перед вечной разлукой., чтобы сохранить в памяти образ любимых, пока нас всех не поглотит темнота. Все, чем мы жили, все, о чем мы думали и мечтали, потеряло значение. Отец был в полувменяемом состоянии, мать, как всегда, спокойна. Она даже улыбнулась мне. Потом наклонилась и прошептала мне на ухо: «Нe бойся, от смерти все равно не уйти, умирают только раз... И мы умрем вместе, так что не бойся, это не так уж страшно...»

Осуществление Холокоста было поручено СС организации, которую возглавлял «архитектор геноцида» Генрих Гиммлер. В октябре 1943 г., заявляя об «уничтожении еврейского народа», он отметил высокий моральный дух своей организации: «Мы имели моральное право, более того долг перед собственным народом уничтожить этот народ, стремившийся уничтожить нас... Все, что мы делали, было продиктовано любовью к своему народу. И мы вышли из всех испытаний морально непоколебимыми». Итак, убийства были объявлены благородным делом.

Немецкий инженер Герман Ф. Гребе в своих показаниях рассказал о такой же массовой казни 5 октября 1942 г. в Дубно на Украине. «Мы пошли прямо к ямам. Нам никто не мешал. Из-за насыпи доносился треск ружейных выстрелов. Потом подъехали грузовики, в которых находились мужчины, женщины и дети всех возрастов. По команде эсэсовца, державшего в руке то ли хлыст, то ли плетку, им пришлось раздеться.

Люди раздевались без рыданий и криков, а потом собирались семьями, обнимались и прощались в ожидании команды другого эсэсовца тоже с хлыстом, стоявшего на краю ямы. Я пробыл там около пятнадцати минут и за все это время не слышал ни единой жалобы или мольбы о пощаде. Недалеко от меня стояла большая семья. Мужу и жене было около пятидесяти, а детям год, восемь и десять лет; еще у них были две взрослые дочери одной лет двадцать, а другой, наверное, двадцать четыре. Пожилая женщина с седыми волосами держала на руках годовалого ребенка, пела и смешила его. Ребенок повизгивал от удовольствия. Муж с женой смотрели на них со слезами на глазах. Отец держал за руку десятилетнего ребенка. Мальчик старался справиться со слезами. Отец показывал на небо, гладил сына по голове и как будто что-то ему объяснял. В этот момент эсэсовец, стоявший возле ямы, что-то крикнул своему напарнику. Тот отсчитал около двадцати человек и приказал им зайти за насыпь. Семья, о которой я только что рассказал, тоже оказалась в этой группе. Я до сих пор помню, как, поравнявшись со мной, стройная темноволосая девушка указала на себя пальцем и сказала: «двадцать три».

Сколько евреев было уничтожено в лагерях смерти Хелмно Декабрь 1941 июль Бельжец Март 1942 декабрь Собибор Апрель 1942 октябрь Треблинка Июль 1942 август Майданек Октябрь 1941 июль 1944 более Освенцим-Биркенау Январь 1942 январь 1945 около

Всю эту зиму маленьким детям, совершенно голым и разутым, приходилось простаивать на морозе по многу часов подряд в ожидании своей очереди в переполненные газовые камеры. Их обмороженные ступни примерзали к ледяной земле. Многие плакали. Некоторые замерзали насмерть. А немцы и украинцы, прохаживаясь вдоль колонны, пинали и били своих жертв. Особенно зверствовал один немец, по имени Зепп, настоящий садист. Омерзительная тварь, которой особенно нравилось пытать детей. Когда Зепп издевался над женщинами с детьми на руках и его умоляли прекратить, он мог отобрать ребенка и тут же разорвать его пополам или, взяв за ноги, ударить головой о стенку и отшвырнуть прочь. ЯНКЕЛЬ ВЕРНИК, БЫВШИЙ УЗНИК ТРЕБЛИНКИ

Концлагерь Освенцим был построен в 1940 г. для содержания политзаключенных. Вскоре в связи с близостью к железнодорожному узлу лагерь превратился в гигантский комплекс, вмещающий в себя около сорока различных объектов, среди которых самыми известными были Освенцим I (Штаммлагер), Освенцим II (Биркенау) и Освенцим III (Моновиц). Многочисленные врачи, работавшие в лагере, ставили на заключенных «медицинские» эксперименты. Массовые уничтожения газом начались в Освенциме I в конце 1941 г. С весны 1942 г. их стали практиковать в Биркенау, где под газовые камеры были переоборудованы два деревенских дома. Крематории Биркенау были готовы к весне 1943 г. Массовые убийства достигли своего апогея весной и летом 1944 г., когда в Биркенау стали свозить венгерских евреев. В это время в Освенцим ежедневно прибывали тричетыре поезда, привозившие по 33,5 тысячи человек. Примерно десятую часть отбирали на «работы», остальных немедленно загоняли в газовые камеры. Однако даже усовершенствованные крематории не могли справиться с таким числом людей. Поэтому немцы сжигали тела и в открытых ямах неподалеку от крематория. Последний раз узников загоняли в газовые камеры осенью 1944 г. В январе 1945 г. Освенцим освободила Красная Армия, незадолго до этого эсэсовцы демонтировали и взорвали крематории. В Освенциме погибли по меньшей мере миллион евреев, около семидесяти пяти тысяч поляков, двадцать одна тысяча цыган, пятнадцать тысяч советских военнопленных и пятнадцать тысяч представителей других национальностей.

Непригодные для дальнейшего использования женщины и дети у ворот крематория II. Жить им остается, наверное, не больше часа. Сегодня их отравят газом и превратят в пепел конечный результат хорошо отлаженного промышленного процесса. Их проведут мимо небольшого сада и прикажут спуститься по лестнице в просторный зал. Там их заставят раздеться и пройти в соседнюю газовую камеру вместимостью две тысячи человек. Потом закроют массивную дверь, выключат свет и пустят «циклон Б», содержащий синильную кислоту. После того как вентиляторы удалят ядовитый газ, заключенные из зондеркоманды уберут тела, чтобы сжечь их в крематории. Вся процедура займет не больше двух часов.

Еще один способ, который применяли немцы для уничтожения заключенных, они сами называли «смерть от труда». В крайне тяжелых условиях узников заставляли выполнять достаточно бессмысленную физическую работу. При постоянном недоедании, скверных гигиенических условиях, жестокости охранников и бесчеловечных наказаниях за малейшие -провинности» это вело к высочайшему уровню смертности среди евреев и других заключенных. Многие десятки тысяч узников трудовых и концентрационных лагерей не смогли выжить в таких условиях.

«Потом нас повели на «работу». Нас, обутых в деревянные башмаки, загнали палками на край поля. Охранники, избивая нас палками, приказали набить шапки и куртки камнями, грязью и мокрым песком и заставили бежать с этой ношей в руках на другой конец поля. Все это сопровождалось градом новых ударов. Выгрузив содержимое, мы должны были опять наполнить куртки грязью и снова идти обратно - и так целый день. Каждый раз нам приходилось проходить сквозь строй орущих эсэсовцев и «привилегированных заключенных», вооруженных кнутами и палками. Это был настоящий ад». ИОСИФ ЩУПАК, ДЕПОРТИРОВАННЫЙ В ТРУДОВОЙ ЛАГЕРЬ СМЕРТИ МАЙДАНЕК

Трагедия Бабьего Яра стала символом уничтожения советских евреев. Расстрелы продолжались еще несколько дней. По подсчетам украинских историков, за время оккупации в Бабьем Яре было уничтожено около 150 тысяч человек.

Мы понатужимся и встанем, костями застучим туда, Где дышат хлебом и духами еще живые города. Задуйте свет. Спустите флаги. Мы к вам пришли. Не мы овраги. ИЛЬЯ ЭРЕНБУРГ К чему слова и что перо, когда на сердце этот камень, Когда, как каторжник ядро, я волочу чужую память? БАБИЙ ЯР Я жил когда-то в городах, и были мне живые милы, Теперь на тусклых пустырях Я должен разрывать могилы, Теперь мне каждый яр знаком, И каждый яр теперь мне дом. Я этой женщины любимой когда-то руки целовал, Хотя, когда я был с живыми, я этой женщины не знал. Мое дитя! Мои румяна! Моя несметная родня! Я слышу, как из каждой ямы вы окликаете меня.

Один немец подошел к маме и сорвал с ее пальца золотое кольцо. Я увидела, как группа за группой раздеваются женщины, старики и дети. Всех подводят к открытой яме, и автоматчики расстреливают их. Затем подводят другую группу... Я своими глазами видела этот ужас. Хотя я находилась не совсем близко от ямы, я все равно слышала жуткие крики обезумевших людей и приглушенные голоса детей, звавшие: «Мама, мама...» СВИДЕТЕЛЬСКОЕ ПОКАЗАНИЕ ДИНЫ ПРОНИЧЕВОЙ, ВЫЖИВШЕЙ В БАБЬЕМ ЯРЕ Русские мужья провожали своих еврейских жен. Русские жены провожали своих еврейских мужей. Приближаясь к Бабьему Яру, мы услышали стрельбу и нечеловеческие крики. Я начала понимать, что здесь происходит, но маме ничего не говорила... Когда мы вошли в ворота, нам велели сдать документы и ценные вещи и раздеться.

О, вы, искушенные, известно ли вам, что взгляд сияет от голода и тускнеет от жажды? О, вы, искушенные, известно ли вам, что можно увидеть труп матери и не проронить ни слезинки? О, вы, искушенные, известно ли вам, что утром можно хотеть смерти, а вечером бояться ее? О, вы, искушенные, известно ли вам, что день бывает длиннее года, а минута дольше целой жизни? О, вы, искушенные, известно ли вам, что ноги уязвимее глаз, нервы крепче костей,- а сердце тверже стали?... Известно ли вам, что страдание беспредельно, а ужас бездонен? Знаете ли вы все это, вы, искушенные? ШАРЛОТТА ДЕЛЬБО, БЫВШАЯ УЗНИЦА ОСВЕНЦИМА

Электронное методическое пособие для учащихся составили: Миненко Людмила Владимировна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель истории Жильникова Татьяна Михайловна, учитель истории МОУ средняя общеобразовательная школа 16 г. Благовещенск, Амурская область, ул. Институтская, 15 Е-mail: www. www. blagoveschensk16. russchools.ru