Регулирование трудовых отношений в социальном государстве И.Л. Сизова д.соц.н. (Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Рынок труда: сущность и особенности. Рынок труда - особая подсистема рыночной экономики, в которой взаимодействуют с одной стороны - работодатели, с другой.
Advertisements

1 Татьяна Малева Стратегия социальной модернизации Конференция «Россия и мир: вызовы нового десятилетия» АНХ, январь 2010 года.
Проблемы российского рынка труда Презентация студентки 2 курса группы 16 ГМУ 3-з Чеповская А.А. 1.
Занятость Занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, которая не противоречит законодательству.
Рынок труда Выполнила: Балтаева Аделина 900igr.net.
Занятость и безработица. Рынок труда Один из важнейших рынков факторов производства ЧЕЛОВЕК Оказываемые им услуги Право на использование способностей.
ПРЕЗЕНТАЦИЮ ОФОРМИЛА: Рынок труда. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА Труд Земля Капитал Предпринимательские способности Труд- люди с их физическими и умственными.
Экономика и государство. Автор: Филиппова Людмила.
Тема 8. МОБИЛЬНОСТЬ И РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА Лекции по дисциплине «Рынок труда» Проф. С.И. Черняев.
Занятость и безработица Ярославской области Выполнил ученик 9 « А » класса МОУ СОШ 3 Агаев Руслан г.
М УНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ В ЕСЬЕГОНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА Рынок труда. Занятость И БЕЗРАБОТИЦА Презентацию составила учитель обществознания.
Бюджетный дефицит Бюджетный дефицит превышение расходов над доходами государственного Бюджетный дефицит выступает производным от государственного бюджета.
Маргарита Ускембаева Алматы, 2 декабря Почему женщины становятся самозанятыми? 1. неудовлетворенность условиями труда 2.низкая зарплата 3.отсутствие.
Экономика и государство Prezentacii.com. Экономические функции государства. Какой инструмент регулирования экономики выбрать? Денежно-кредитная (монетарная)
Выполнил: Мордовцев. А Учитель: Емельяненко. И. М.
Лекция 6. Прогнозирование социального развития и уровня жизни.
Экспертная группа г.. 2 Масштабы сектора Условия и вызовы Демографические – демографический спад (крайне важно для профобразования); – старение.
РСПП Российский союз промышленников и предпринимателей Рабочая группа по развитию пенсионных систем Проект Предложения РСПП по развитию пенсионной системы.
Задачи: cоздание единого европейского пространства в области ПОО, oбеспечение прозрачности квалификаций (за счет введения Европейского резюме, Приложения.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
Транксрипт:

Регулирование трудовых отношений в социальном государстве И.Л. Сизова д.соц.н. (Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского)

Цели: 1.Привести аргументы в защиту вывода о том, что социальное государство возникло и развивалось как средство решения фундаментального конфликта между трудом и капиталом. В настоящее время его базовая цель – поддержание «общества труда». 2. Сравнить модернизаторские усилия в области регулирования трудовых отношений в России и в странах Западной Европы

Контент-анализ групповых дискуссий с немецкими учеными – экспертами в области регулирования социально-трудовых отношений Анализ выступлений и публикаций ведущих отечественных ученых (социологов, экономистов) по поводу кризиса и необходимости модернизации социальной политики в России Дополнительно: Анализ биографических интервью с лицами, обратившимися за помощью в службу занятости (район г. Н.Новгород)

Состояние социально-трудовой сферы в 2010 г.: - прогрессирующее удешевление рабочей силы; - высокий оборот рабочей силы вследствие незначительных затрат при увольнении и высокой степени взаимозаменяемости работников; - разрастание нетипичных форм занятости и неявных трудовых контрактов; неформальная (теневая) и не поддающаяся учету занятость (прочая), по некоторым данным (НИСП) - 38 млн. чел.; - большие объемы общественных работ, используемых для сдерживания безработицы; - хронический характер безработицы (более 12 мес.), новые формы безработицы (квалификационно-специфическая, возрастная); - неэффективное обучение и переобучение безработных; - ухудшение кадрового состава занятых в социально значимых областях – образовании, здравоохранении; - оппортунистическое поведение работодателей, которое в крайней форме ведет к прямому обогащению за счет работников. Бедность поменяла свое лицо: в структуре бедности – более 60% трудоспособные (трудящиеся) лица.

Трудовые отношения становятся важнейшей проблемой социальной политики в России Т.Малева: модернизация экономики требует модернизации социальной политики: «Базовым параметром, от которого зависят все прочие социальные параметры, является рынок труда. Особенно это верно для России, где абсолютное большинство населения лица наемного труда, и трудовые доходы определяют уровень благосостояния всего населения». Е.Гонтмахер: активные меры центров занятости, создание системы непрерывного образования, развитие малого бизнеса, квалифицированное государство (мониторинг, открытые дискуссии): «…из общего контекста выхватывается далеко не самый важный фрагмент, работа с которым с упорством, достойным лучшего применения, изображается в виде адекватного ответа на стоящие перед Россией вызовы. Характерный пример - приоритетные национальные проекты, реальная эффективность которых крайне низка, но зато какая РR- кампания!» Р.Капелюшников: «гибкость ради роста» - поддержание гибкости рынка труда при сокращении «дорогих» формальных ограничений: «Успешное развитие российской экономики невозможно без эффективной и живущей по прозрачным правилам системы трудовых отношений». А. Московская: «…Росстат испытывал повышенное давление со стороны органов власти в связи с предоставлением информации, угрожающей социальной стабильности в условиях кризиса. В гг… к таким чувствительным областям стала относится статистика труда».

«Социальный вопрос» в период формирования рынка труда в европейских странах Неравный, несвободный обмен рабочей силы Конкуренция между работниками Подчинение рабочего в трудовом процессе Нехватка рабочих мест Рынок труда – это рынок работодателя Пауперизм

Социальное государство - это Посредник в отношениях работодателя и лиц наемного труда Защитник рабочих от превратностей свободного рынка Распределитель рабочих мест Работодатель ________________________________________ Обоснование: -преодоление революционных тенденций и интеграция рабочих в капиталистическую экономику -следствие легитимации рабочего и профсоюзного движения («левые» партии у власти) -функциональная потребность капиталистической экономики

Регулирование «нормальных трудовых отношений» в индустриальной экономике Регулирование длительности и времени труда (40 часов/45 лет), ориентация на мужской труд Регулирование найма и увольнения (бессрочные трудовые договоры) Тарифное назначение з/п, МРОТ Создание профессиональной и квалификационной структуры (профессия, уровень образования, языковые знания) Социальное страхование по безработице, болезни, старости, инвалидности, несчастном случае на производстве

Институциональный комплекс социального государства Структура рынка труда в социальном государстве Первый, регулярный рынок труда Второй, стимулируемый рынок труда Третий, общественный рынок труда

Обязанности работодателя Участие в переговорах с профсоюзами и государством (механизм социального партнерства) на отраслевом и центральном уровне с целью тарификации з/п Эффект: искусственное повышение з/п Участие в оплате части социальных взносов за своих работников в фонды социального страхования Эффект: увеличение издержек на рабочую силу Производственная социальная политика («социальный пакет») Эффект: увеличение издержек на рабочую силу ______________________________________________ Обоснование: -стабилизация занятости, заинтересованность трудящихся -сглаживание противоречий между трудом и капиталом -социальная справедливость

«Моральный кодекс» работодателя в социальном государстве Работодатель осознает, что для широких слоев населения доходы являются прямым следствием занятости, поэтому люди, приходящие на рынок труда, претендует на постоянную занятость в течение большого отрезка жизненной биографии; Работодатель должен согласовывать свои требования к наемным работникам с образованием и квалификацией, которые работники приносят на рынок труда, и которые зависят от действующей системы образования, ее эффективности и качества; Работодатель понимает, что в индустриальных обществах наемный труд и труд вообще является центральным фактором общественной жизни, поэтому человек приносит на рынок труда свои жизненные риски и шансы, которые едва ли можно разрешить вне этой системы; Работодатель осознает, что социальный и материальный статус работника во многом зависит от его положения на рынке труда; Работодатель знает, что занятость имеет для работников не только экзистенциальное, но еще и социальное значение, поэтому предприятие и работа образуют социальное пространство, в котором формируется самооценка работника.

Функции социального государства 1. Социально-политическая: перераспределение доходов граждан в течение всех фаз их жизненного цикла/трудовой жизни 2. Структурно-политическая и функция роста: регулирование нацеленного поиска места труда в соответствии с квалификацией и профессиональными возможностями 3. Конъюнктурно-политическая: автоматическая стабилизация покупательной способности населения во время кризиса и высокой безработицы 4. Общественно-политическая: обеспечение социального мира 5. Регионально-политическая: централизованное социальное фланкирование Механизмы: система социального страхования, пассивные, активные социальные услуги

Доходы трудящегося Все доходы Зарплата Дополнительные затраты работодателя 1.Вклады в фонды социального страхования 2. Итог тарифных переговоров по зарплате 3. Социальный пакет

Автономия экономически активных лиц в социальном государстве Социальные и трудовые права 1. Независимая позиция на рынке труда 2. Независимость от семейных и соседских сетей поддержки Гарантии стабильной занятости и достойной заработной платы Материальная поддержка в случае невозможности трудовой деятельности

Критерии социальной государственности индустриального типа ( концепция Г.Эспинг-Андерсена ) Декоммодификация (обеспечение вне рынка) Резидуальность (объем услуг социальной помощи в общем социальном продукте) Приватизация (объем самостоятельных расходов на обеспечение жизненных рисков в общих социальных расходах) Корпоративизм/Этатизм (доля дифференцируемой по профессиональным группам системы социального обеспечения; доля расходов на обеспечение госчиновников) Стратификация (стремление к равенству) Перераспределение (степень выраженности прогрессии подоходных налогов) Гарантии полной занятости (расходы на активную политику на рынке труда; уровень безработицы в соотношении с динамикой занятости; государство как работодатель)

Кризис социального государства Экономическая глобализация и не только (борьба за месторасположение капиталов и производств) Изменение структуры хозяйства (выделение и рост сектора услуг, сокращение индустриальной экономики) Рост атипичных форм и видов труда (прежде всего, ограниченных по времени трудовых контрактов и низкооплачиваемого сектора труда) _____________________________________________________ Следствия: Рост безработицы Рост неустойчивой занятости Снижение квалификаций Рост нелегального труда Сегментация рынка труда Рост материальной и социальной уязвимости экономически активного населения Сокращение влияния профсоюзов Потеря части контроля над сферой социально-трудовых отношений Дискуссии о неэффективности институтов социального государства _____________________________________________________ Обоснование: -Трансформация экономики вызвала «устаревание» институционального комплекса социального государства -Государство провоцирует иждивенчество и социальные проблемы

Модернизация социально-политического регулирования социально-трудовых отношений Задачи: 1. Стимулирование занятости и самообеспечения 2. Приспособление системы социальной защиты экономически активных лиц к новым реалиям Смена парадигмы политики благосостояния: Интеграция Инклюзия

Цитаты: Д-р А.Вагнер: «…реформы Хартца внесли дерегулирующий эффект. Потерян стандарт занятости. Раньше Германия была конкурентоспособной на основании сильно регулируемого рынка труда, она производила высококвалифицированную занятость, например, при помощи тарифного регулирования, системы повышения квалификации и других возможностей, которые между тем потеряны. Но потеряна отнюдь не кукла. …Я могу сказать, что появились значительные социальные проблемы, обостряющиеся из года в год. …Расширяется круг лиц, которые иногда работают, иногда нет, они не являются действительно защищенными, действительно интегрированными, стабильно работающими, но этих людей трудно выделить из общей массы».

Проректор ун-та Дуйсбург-Эссен, профессор У.Кламмер: «Политика на рынке труда не особенно влияет на уровень занятости или безработицы, но имеет определенное влияние на структуру занятости и безработицы… С общественной точки зрения важно предложить безработным рабочие места, чтобы сохранить их в трудовых отношениях, тем самым продолжать развивать их квалификацию, сохранять их чувство участия. И, если согласиться, что посредством политики на рынке труда общие рабочие силы не растут, то можно предположить, что с точки зрения участия, причастности людей, которые могут играть активную роль, политика на рынке труда имеет большое значение и может оцениваться как позитивная».

Задачи регулирования социально-трудовых отношений при переходе к постиндустриальной экономике 1. Повышение мобильности рабочей силы 2. Легализация атипичных видов и форм труда 3. Снижение общего налогообложения, выраженности прогрессии налогообложения, издержек предприятий на труд, налоговые льготы 4. Либерализация регламентирования найма и увольнений, критериев «приемлемого труда», децентрализованное назначение з/п 5. «Базовое социальное обеспечение» для малодоходных групп трудящихся и для «исчерпавших» трудовые источники доходов 6. Бюджетное финансирование социальных пособий 7. Стимулирование образовательного и социального потенциала населения 8. Активные программы государства на рынке труда 9. Индивидуальное сопровождение «ищущих работу» (практики социальной работы вместо социальных прав)

Цели модернизации социальной политики в России: - о т политики низкой безработицы – к политике эффективной занятости; - от дешевых и неквалифицированных рабочих мест - к рабочим местам с достойной заработной платой и высокой квалификацией труда; - от жесткого трудового законодательства и слабой дисциплины экономических субъектов – к гибкому трудовому законодательству и высокой дисциплине участников рынка; - от инструмента борьбы с бедностью – к системе страхования и накоплений; - изменение распределения ресурсов как способ преодоления бедности и неравенства при помощи прогрессивной шкалы налогообложения доходов.

Из биографического интервью: «…из службы занятости меня направили в городской центр занятости населения на курсы бухгалтера. Курсы мне не понравились, т.к. знаний не получила. На курсы ходило 60 человек, а компьютеров было было всего 10… Работу я так и не нашла, потому что всем работодателям требуются бухгалтеры с опытом работы…».

А.Московская: «Этап гг. …характеризуется тем, что на фоне финансового оздоровления и экономического роста в сфере государственного регулирования трудовой сферы произошло заметное отступление от исходных принципов «социального государства» и выстраивание системы, в которой все большее число решений по поводу функционирования социально-трудовой сферы принимается на микроуровне, т.е. в ходе договорных отношений между работниками и работодателями. С учетом неравенства в ресурсах и информации между бизнесом и работниками, в отсутствии прозрачной судебной системы и сильных профсоюзов как института реальной защиты прав работников такое смещение означает усиление контроля бизнеса над социально-трудовой сферой. При этом государство не устраняется полностью, но его притязания на регулирование становятся менее прозрачными, а ответственность уменьшается»