Современные образовательные технологии Казарина Ольга Николаевна, МОУ «Подюжская СОШ» Коношского района, Уткина Людмила Сергеевна, МОУ «Лесозаводская СОШ»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Педагогическая технология- это совокупность способов организации учебно- познавательного процесса или последовательность определённых действий, операций,
Advertisements

Проектная деятельность на уроках информатики Учитель информатики Сморчкова Н.Я.
Проектная деятельность на уроках информатики Учитель информатики Шелудякова Л.Н.
Учебный проект. Цели: создать условия, при которых учащиеся Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; Учатся пользоваться.
Метод проектов Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы,
Проектная деятельность на уроках информатики Преподаватель информатики Н.В.Ли-Ю-Кун.
Технология проектного обучения МОУ « ООШ с.Холки,Чернянский район, Белгородской области» Горшкова Валентина Ивановна, учитель русского языка и литературы.
Педагогический совет МОУ Б-Баландинская ООШ 1. В основе ФГОС – системно-деятельностный подход 2.
ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ.
«Современные образовательные технологии в деятельности педагога дополнительного образования» «Будущее уже наступило» Роберт Юнг.
«Научно-исследовательская деятельность учителя и учащихся » Выполнил: Выполнил: Пархоць К.А., учитель Пархоць К.А., учитель английского языка английского.
Автор: Лаврентьева Елена Анатольевна. Возможности использования образовательных технологий на уроках обществознания в профильной школе –Цели профильной.
Антонова С.А., заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 3 пос. Эльбан.
Мастер-класс-технология подготовки учителя к творческой профессиональной деятельности Мастер- класс- ярко выраженная форма ученичества у мастера, т.е.передача.
Климова Ирина Викторовна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ 9»
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ О.Н. Хижнякова доцент, зав. кафедрой начального образования СКИПКРО.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Урок и новые стандарты Работу выполнила учитель химии, географии Теняева В. Н.
Методическая система учителя биологии высшей квалификационной категории Полетаевой Елены Александровны 2010г МКОУ ОСОШ 2 МКОУ ОСОШ 2.
«Проект есть всякое действие индивидуальное или групповое, совершаемое от всего сердца» Уильям Херд Килпатрик Учитель информатики и ИКТ МОУ СОШ 11, г.
Транксрипт:

Современные образовательные технологии Казарина Ольга Николаевна, МОУ «Подюжская СОШ» Коношского района, Уткина Людмила Сергеевна, МОУ «Лесозаводская СОШ» Коношского района, Уварова Наталья Николаевна, МОУ «Тавреньгская СОШ» Коношского района 24 сентября 2010 года

Образование стоит перед вызовом 21 века – необходимостью развития нового мировоззрения, нового содержания образования, освоения современных образовательных технологий. М.М.Поташник

Педагогическая технология- это совокупность способов организации учебно- познавательного процесса или последовательность определённых действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка).

Сравнительная таблица методики и технологии обучения. Параметры сравнения Методика обучения Технология обучения Определение Отрасль педагогической науки, представляющая собой частную теорию обучения или частную дидактику 1) Совокупность способов органи­зации учебного процесса, направленных на оптимизацию учебно­познавательного процесса; 2) конструирование и применение методов и приемов для обеспечен эффективности учебного процесса Предмет Сфера пересечения профессиональной (преподавательской) деятельности учителя и научной области знаний в рамках учебного предмета Система форм и видов взаимодействия учителя и ученика в процессе обучения, учитывающая возможности педагога и учащегося, адекватно применимая на различных учебных предметах Задачи Устанавливаются нормативные требования к обучающей деятельности учителя и учащихся;Устанавливаются нормативные требования к обучающей деятельности учителя и учащихся; определяются методы, методические средства и организационные формы взаимодействия учителя и учащихся, наиболее полно отвечающие задачам обучения конкретной дисциплине;определяются методы, методические средства и организационные формы взаимодействия учителя и учащихся, наиболее полно отвечающие задачам обучения конкретной дисциплине; учителю обеспечивается возможность постоянного обновления теоретических и методических знаний;учителю обеспечивается возможность постоянного обновления теоретических и методических знаний; создаются условия для повышения профессионального мастерства и обмена передовым педагогическим (и методическим) опытом Обеспечивает решение одновременно трех задач в процессе обучения:Обеспечивает решение одновременно трех задач в процессе обучения:учебно-познавательной;коммуникативно-развивающей,социапьно-ориентационной; Усиливает учебную мотивацию, оптимизирует систему оценки ЗУН учащихся; Вооружает конкретными приёмами и навыками индивидуальной и групповой работы в процессе познавательной деятельности; Даёт учащимся представление об основах автодидактики, способах получения, обработки, воспроизведения информации

Уровеньовладенияобраз.техо- логией (ОТ) В теории На практике оптимальный Знает научные основы различных ОТ, дает объективную психолого-педагогическую оценку (и самооценку) эффективности применения ОТ в образовательном процессе Целенаправленно и систе­матически применяет техно­логии обучения (ОТ) в своей деятельности, Целенаправленно и систе­матически применяет техно­логии обучения (ОТ) в своей деятельности, творчески моделирует сочетаемость различных ОТ в собственной практике творчески моделирует сочетаемость различных ОТ в собственной практике широко применяет методы Диагностики широко применяет методы Диагностики развивающийся Имеет представление о Имеет представление о различных ОТ; обоснованно описывает суть собственной технологической цепочки; активно участвует в анализе эффективности используемых технологий обучения В основном следует алгоритму технологии обучения;В основном следует алгоритму технологии обучения; владеет приемами конструирования технологических цепочек в соответствии с поставленной целью;владеет приемами конструирования технологических цепочек в соответствии с поставленной целью; использует в цепочках разнообразные педагогические приемы и методыиспользует в цепочках разнообразные педагогические приемы и методы элементарный Сформировано общее, эмпирическое представление о ОТ; Сформировано общее, эмпирическое представление о ОТ; выстраивает отдельные технологические цепочки, но при этом не может объяснить их целевое назначение в рамках урока; уклоняется от обсуждения вопросов, связанных с ОТ Применяет элементы ОТ интуитивно, Применяет элементы ОТ интуитивно, эпизодически, несистемно; придерживается в своей деятельности какой- либо одной технологии обучения; придерживается в своей деятельности какой- либо одной технологии обучения; допускает нарушения в алгоритме (цепочке) технологии обучения допускает нарушения в алгоритме (цепочке) технологии обучения Уровни овладения образовательными технологиями.

Обучение как технологический процесс Стадии Механизм действий Роль 1. Знакомство с общим процессом деятельности Наблюдение за процессом Наблюдатель 2. Включение в деятельность Первичное освоение (вместе со всеми) Соучастник 3.Индивидуальное присвоение общего хода деятельности Интериоризация: самостоятельное освоение (по образцу) Деятель 4. Индивидуальная переработка, погружение Осмысление, освоение (по образцу + возможен поиск нового пути) Мыслитель + деятель 5. Индивидуальная «отдача» Экстериоризация: достижение результата «для себя» Самодеятель 6. Включение индивидуальной «отдачи» в коллективную деятельность Сотрудничество: трансформация результата «для себя» в результат «для всех» Сотрудник,содеятель 7.Создание совокупным субъектом общего значимого результата сотворчество: достижение общего значимого результата формирует основу для новых совместных действий и поисковСотворец

Современные технологии: Проблемно-диалогическое обучение Проблемно-диалогическое обучение Технология деятельностных методов Технология деятельностных методов Интерактивное обучение Интерактивное обучение Модульное обучение Модульное обучение Дистантное обучение Дистантное обучение Компьютерные технологии обучения Компьютерные технологии обучения Технология проектного обучения Технология проектного обучения Технология развития критического мышления учащихся Технология развития критического мышления учащихся Технология интегративного обучения Технология интегративного обучения Образовательные технологии ТРИЗ Образовательные технологии ТРИЗ Технология мастерских Технология мастерских Метод «кейсов» … Метод «кейсов» …

Технология развития критического мышления. Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-ориентированного подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартам, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

Цель технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явления). Исходные научные идеи: Критическое мышление: способствует взаимоуважению партнёров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми; облегает понимание различных «взглядов на мир»; позволяет учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределённости, создавать базу для новых типов человеческой деятельности. Критерии оценки результата в условиях технологии развития критического мышления учащихся. Основным критерием оценки результата является критичность мышления, которая может быть раскрыта через следующие показатели: Оценка (Где ошибка?) Диагноз (В чём причина?) Самоконтроль (Каковы недостатки?) Критика (Согласны ли вы? Опровергните. Приведите контраргументы) Прогноз (Постройте прогноз).

Технология проектного обучения. Исходный лозунг основателей системы проектного обучения: « Всё из жизни, всё для жизни». « Всё из жизни, всё для жизни». Цель проектного обучения: создать условия, при которых учащиеся: создать условия, при которых учащиеся: 1. самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; 2. учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач; 3. приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; 4. развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); 5. развивают системное мышление.

Исходные теоретические позиции проектного обучения: в центре внимания – ученик, содействие развитию его творческих способностей; в центре внимания – ученик, содействие развитию его творческих способностей; образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении; образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении; индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития; индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития; комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика; комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика; глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счёт универсального их использования в разных ситуациях. глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счёт универсального их использования в разных ситуациях.

Таким образом, суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты и т.д. Оно предполагает проживание учеником конкретных ситуаций, приобщение его к проникновению вглубь явлений, процессов и конструированию новых объектов.

Можно выделить по времени три вида учебных проектов: краткосрочные (2-6 часов); среднесрочные (12-15 часов); долгосрочные, требующие значительного времени для поиска материала, его анализа и т.д.

Системы действий учителя и учащихся на разных стадиях работы над проектом Стадии Деятельность учителя Деятельность учащихся 1. Разработка проектного задания 1.1. Выбор темы проекта Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся. Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме. Учитель предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта. Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися. Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения. 1.2.Выделение подтем в теме проекта Учитель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора Каждый ученик выбирает себе подтему или предлагает новую. Учитель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый ученик выбирает одну из них для себя(т.е. выбирает себе роль) Формирование творческих групп Учитель проводит организационную работу по объединению школьников, вы- бравших себе конкретные подтемы и виды деятельности Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды

1.4. Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить задание для команд, отбор литературы Если проект объемный, то учитель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу Отдельные учащиеся старших и средних классов при­нимают участие в разработке заданий. Вопросы для поиска ответа вырабатываться могут в командах с последующим обсуждением классом Определение форм выражения итогов проектной деятельности Учитель принимает участие в обсуждении Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представлёния результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т.д. 2. Разработка проекта Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. Учащиеся осуществляют поисковую деятельность 3.Оформлениерезультатов Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. Учащиеся вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами. 4. Презентация Учитель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др.). Докладывают о результатах своей работы 5. Рефлексия Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других. Желательна групповая рефлексия.

Технология интегрированного обучения Цель - формирование целостного и гармоничного понимания и восприятия мира Реализация: Интегрированный урок – урок, на котором изучается материал двух или нескольких предметов Интегрированный урок – урок, на котором изучается материал двух или нескольких предметов Бинарный урок - урок для изучения одной и той же темы в разных предметах ( проводится двумя учителями) Бинарный урок - урок для изучения одной и той же темы в разных предметах ( проводится двумя учителями)

Технология модульного обучения Цель : содействовать развитию самостоятельности содействовать развитию самостоятельности умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала

Последовательность действий учителя при составлении модульной программы Выделяет стержневые линии всего учебного предмета Отбирает содержание по каждой стержневой линии с учетом УМК Создаёт модульную программу. Модуль –законченный блок информации (урок). Модуль –законченный блок информации (урок). Формулирует комплексную дидактическую цель Разбивает цели на частные дидактические и формирует содержание учебных элементов Строит сам модуль, создает технологическую карту урока.

Модуль содержит: УЭ – 0 Формулировка интегрирующей цели УЭ – 0 Формулировка интегрирующей цели УЭ-1 входной контроль УЭ-1 входной контроль УЭ-2, УЭ-3 ит.д. –учебные элементы включающие в себя целевые установки. Алгоритмы действий ученика и проверочные задания для контроля и коррекции усвоения знаний, обобщения выполненных заданий УЭ-2, УЭ-3 ит.д. –учебные элементы включающие в себя целевые установки. Алгоритмы действий ученика и проверочные задания для контроля и коррекции усвоения знаний, обобщения выполненных заданий УЭ- Задания выходного контроля УЭ- Задания выходного контроля

Технология мастерских Знания не даются, а выстраиваются самим учеником (в паре или группе) с опорой на свой личный опыт. Учитель мастер лишь предоставляет ему необходимый материал в виде заданий для размышления. Знания не даются, а выстраиваются самим учеником (в паре или группе) с опорой на свой личный опыт. Учитель мастер лишь предоставляет ему необходимый материал в виде заданий для размышления.

Этапы Индукция- дача материала, мотивация творческой деятельности Индукция- дача материала, мотивация творческой деятельности Деконструкция - работа с материалом, его рассматривание Деконструкция - работа с материалом, его рассматривание Реконструкция- создание, решение проблемы Реконструкция- создание, решение проблемы Социализация- соотношение своей деятельности с деятельностью других Социализация- соотношение своей деятельности с деятельностью других Афиширование-представление своего произведения, решения проблемы Афиширование-представление своего произведения, решения проблемы Разрыв – озарение, новый взгляд на созданное Разрыв – озарение, новый взгляд на созданное Рефлексия-самоанализ, обобщение чувств Рефлексия-самоанализ, обобщение чувств

«Метод кейсов» Способствует развитию умения анализировать ситуации Способствует развитию умения анализировать ситуации Оценивать альтернативы Оценивать альтернативы Выбирать оптимальный вариант Выбирать оптимальный вариант Составлять план осуществления. Составлять план осуществления.

Список литературы. 1.Безрукова В.С. Всё о современном уроке в школе: проблемы и решения. Москва.: Сентябрь, 2004 год. 2.Гузеев В.В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий. М.: Сентябрь год. 3.Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. М.:Сентябрь, 2003 год. 4.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003 год. 5.Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001 год. 6.Сборник методических материалов АО ИППК «Современные образовательные технологии»