Византийское искусство в 5-12 веках Живопись Проект подготовили Чёрная Елизавета и Серебреникова Татьяна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выполнила: Ванюхина Анастасия Владимировна. Тема: Византийская культура.
Advertisements

ИСКУССТВО ВИЗАНТИИ. Эпиграф урока: «В начале было слово. Слово было Бог»
1 Византийские мозаики An Archangel Detail St Sophia, Istanbul Византийские мозаики пронизаны внутренним духовным светом, они светоносны Византийские мозаики.
Художественная культура Византии. Новый тип церковного здания – крестово- купольный храм ( сочетание элементов античного и восточного зодчества )
Шапошникова Катя. Подъём русской национальной культуры нашёл своё выражение в творчестве крупнейшего русского живописца второй половины XV начала XVI.
МИР ВИЗАНТИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ МХК класс
Культура Киевской Руси Выполнила: Ю.Ю.Алехина учитель ИЗО и МХК МОУ СОШ51 Магнитогорск 2007г.
Святой Лаврентий. Мозаика южного люнета мавзолея Галлы Плацидии в Равенне. Около 440.
Портрет петровского времени. й й ф Новое искусство характеризовалось усилением интереса к человеку, к его внутреннему миру, с одной стороны, и к строению.
МОУ « Писарёвская СОШ» Учитель: Медведева Е.Е.. выявить художественные средства и приемы написания икон; проиллюстрировать работу иконами веков;
Мозайка церкви Сан – Витале в Равенне. (VIв.) 1) Юрчак Владимира «8В» класса.
© Анисия Симакова, 2012 © Вера Николаева,
ВИЗАНТИЙСКАЯ КУЛЬТУРА. Византийская империя Особенности византийской культуры Синтез западных и восточных элементов при главенстве греко- римских традиций.
Картины на библейские темы Серегина Татьяна Васильевна с. Большая Картель, Хабаровский край.
Культура и быт домонгольской Руси. « Древнерусское искусство это плод подвига русского народа, который на краю европейского мира отстаивал свою независимость,
Изобразительное искусство 10-20в Проект выполнила ученица 8 класса СОШ 16 г.Балаково Ющенко Юлия Руководитель проекта Солонина Е. В.
Школы русской иконописи Иконописные изображения известны на Руси с X века. За 11 веков существования русская икона прошла большой путь развития. Появились.
ИКОНОПИСЬ И МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ. Период XIV-XV вв – период наивысшего расцвета древнерусской иконописи Представления о реальном человеке и ценности.
МИР ВИЗАНТИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ. 2 Два источника развития Византийской культуры Византийская культура Античная культура Христианская религия.
Особенности византийской иконописи.
Транксрипт:

Византийское искусство в 5-12 веках Живопись Проект подготовили Чёрная Елизавета и Серебреникова Татьяна

Содержание Византийское искусство в 5-7 веках Византийское искусство в 5-7 веках Византийское искусство в 5-7 веках Византийское искусство в 5-7 веках Мозаики Равенны Мозаики Равенны Мозаики Равенны Мозаики Равенны Мозаики базилики Сант- Аполлинаре-Нуово Мозаики базилики Сант- Аполлинаре-Нуово Мозаики базилики Сант- Аполлинаре-Нуово Мозаики базилики Сант- Аполлинаре-Нуово Стены церкви Сан Витале Стены церкви Сан Витале Стены церкви Сан Витале Стены церкви Сан Витале Мозаики церкви Успения в Никее Мозаики церкви Успения в Никее Мозаики церкви Успения в Никее Мозаики церкви Успения в Никее Мозаики церкви св.Димитрия в Фессалониках Мозаики церкви св.Димитрия в Фессалониках Мозаики церкви св.Димитрия в Фессалониках Мозаики церкви св.Димитрия в Фессалониках Фрески церкви в Кастельсеприо Фрески церкви в Кастельсеприо Фрески церкви в Кастельсеприо Фрески церкви в Кастельсеприо Византийское искусство в 8-12 века Иконы Византийское искусство в 8-12 века Иконы Византийское искусство в 8-12 века Иконы Византийское искусство в 8-12 века Иконы Богоматерь Владимирская Богоматерь Владимирская Богоматерь Владимирская Богоматерь Владимирская Оплакивание Христа Оплакивание Христа Оплакивание Христа Оплакивание Христа

Византийское искусство в 5-7 веках Сохранившиеся памятники лишь в слабой степени дают представление о живописи этого периода. Процесс формирования нового средневекового стиля протекал не вполне одинаково в разных художественных центрах. Вместе с торжеством христианства как государственной религии наблюдается известное оживление античной традиции, особенно в придворном искусстве.О характере светской живописи известно главным образом из письменных источников. Во время недавних раскопок «Большого дворца» в Константинополе открыты многообразные по своему содержанию мозаики пола: сцены охоты, изображения реальных и фантастических животных, дети, едущие на верблюдах, музыканты, рыболовы, фигуры пастухов и играющих ребят. Все эти изображения полны непосредственности, острой наблюдательности. Все они свидетельствуют о силе античной традиции в этом памятнике, датируемом скорее всего 5 веком. Сохранившиеся памятники лишь в слабой степени дают представление о живописи этого периода. Процесс формирования нового средневекового стиля протекал не вполне одинаково в разных художественных центрах. Вместе с торжеством христианства как государственной религии наблюдается известное оживление античной традиции, особенно в придворном искусстве.О характере светской живописи известно главным образом из письменных источников. Во время недавних раскопок «Большого дворца» в Константинополе открыты многообразные по своему содержанию мозаики пола: сцены охоты, изображения реальных и фантастических животных, дети, едущие на верблюдах, музыканты, рыболовы, фигуры пастухов и играющих ребят. Все эти изображения полны непосредственности, острой наблюдательности. Все они свидетельствуют о силе античной традиции в этом памятнике, датируемом скорее всего 5 веком.

Мальчики на верблюде Мозаики пола в «Большом дворце» в Константинополе. Вторая половина 6 в.

Фрагмент мозаики Охота на зайцев Мозаики пола в «Большом дворце» в Константинополе. Вторая половина 6 в.

Мозаики Равенны Наиболее полное представление о характере ранневизантийских росписей и их постепенной эволюции можно составить по памятникам Равенны. Наиболее распространенной техникой внутреннего убранства зданий была мозаика, украшавшая своды и верхние части стен, тогда как нижние обычно покрывались разноцветными каменными плитами, иногда с применением инкрустации, или орнаментальной живописью. Наиболее полное представление о характере ранневизантийских росписей и их постепенной эволюции можно составить по памятникам Равенны. Наиболее распространенной техникой внутреннего убранства зданий была мозаика, украшавшая своды и верхние части стен, тогда как нижние обычно покрывались разноцветными каменными плитами, иногда с применением инкрустации, или орнаментальной живописью. Добрый пастырь.Мозаика мавзолея Галлы Плацидии в Равенне.Середина 5 в. В равенских мозаиках 5 века встречаются излюбленные сюжеты катакомбных росписей: таков, например, Христос Добрый пастырь в усыпальнице Галлы Плацидии, представленный здесь, однако, в богатых пурпурных с золотом одеждах на фоне развитого пейзажа.

Мозаики базилики Сант- Аполлинаре-Нуово Декорация базилики, выстроенная в единый ансамбль, располагается в трех ярусах, архитектурно связанных друг с другом. В самом нижнем ярусе в частом и монотонном ритме изображено шествие мучеников и мучениц. Декорация базилики, выстроенная в единый ансамбль, располагается в трех ярусах, архитектурно связанных друг с другом. В самом нижнем ярусе в частом и монотонном ритме изображено шествие мучеников и мучениц. Шествие направляется от западной стены к алтарю, где находятся образы Христа и Богоматери, восседающие на престолах с двух сторон базилики.

Христос Пантократор Богородица Фрагменты мозаики базилики Сант- Аполлинаре- Нуово в Равенне. 6 в.

Мученики. Фрагмент мозаики базилики Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. 6 в.

Мученицы. Фрагмент мозаики базилики Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. 6 в.

Стены церкви Сан Витале Подобные сцены свидетельствуют о стремлении церкви утвердить свое влияние в современной действительности. С другой стороны, сами императоры использовали авторитет церкви для укрепления своей власти. Интересны в этом плане две церемониальные композиции, расположенные в главной абсиде. На одной из них изображен император Юстиниан, а на другой его жена Феодора, окруженные свитой. Подобные сцены свидетельствуют о стремлении церкви утвердить свое влияние в современной действительности. С другой стороны, сами императоры использовали авторитет церкви для укрепления своей власти. Интересны в этом плане две церемониальные композиции, расположенные в главной абсиде. На одной из них изображен император Юстиниан, а на другой его жена Феодора, окруженные свитой. Стены церкви Сан Витале покрыты хорошо сохранившимися декоративными и сюжетными мозаиками, среди которых имеется ряд библейских сцен. Значительный интерес представляет изображение юного Христа, сидящего на сфере, по сторонам которого помещены не только ангелы, но и реальные исторические лица: св. Виталий, принимающий венец от Христа, и архиепископ Экклезий, подносящий модель храма. Юный Христос на сфере. 6 в.

Мозаика церкви Сан Витале в Равенне. 6 в. Император Юстиниан со свитой. Феодора со свитой. Лица императора и императрицы, а также сопровождающих их крупнейших сановников сохраняют еще черты портрет насти, фигуры же все трактованы в фас и неподвижно выстроены в один ряд перед зрителем. За складками одежд не чувствуется тела, а расположение складок и жесты фигур подчинены линейным ритмам отвлеченного рисунка. Те же черты застылости и отвлеченности образов, характерный аскетизм лиц и плоскостная трактовка неподвижно стоящих фигур характеризуют и многие другие равеннские мозаики 6 века.

Мозаика церкви Сант Аполлинаре ин Классе в Равенне. 7 в. В частично переделанных в 7 веке мозаиках церкви Сант Аполлинаре ин Классе (св. Аполлинария в Гавани) продолжается развитие отвлеченного стиля. В абсиде здесь помещена символическая композиция «Преображение», где крест обозначает Христа, а овцы апостолов. Библейские сцены и монументальные фигуры архангелов в придворных одеждах отличаются некоторыми чертами схематизма. Преображение.

Мозаики церкви Успения в Никее В небольшой купольной церкви Успения в Никее, уничтоженной разрывом снаряда во время войны в 1922 году, находились мозаики, изображающие четырех ангелов. Исследователями мозаики относились к 6-7 вв. Мозаики эти исполнены в традициях античной живописи. Фигуры ангелов и их лица передаются с помощью разнообразной по окраске смальты. Яркие живописные «мазки» сливаются в глазах зрителя в выразительные пластические изображения. Полное отсутствие линейных контуров,характерных для многих мозаик позднейшего периода, отчетливо выявленная чувственная трактовка и большая тонкость в передаче образов красивых молодых лиц характеризуют никейские мозаики. В небольшой купольной церкви Успения в Никее, уничтоженной разрывом снаряда во время войны в 1922 году, находились мозаики, изображающие четырех ангелов. Исследователями мозаики относились к 6-7 вв. Мозаики эти исполнены в традициях античной живописи. Фигуры ангелов и их лица передаются с помощью разнообразной по окраске смальты. Яркие живописные «мазки» сливаются в глазах зрителя в выразительные пластические изображения. Полное отсутствие линейных контуров,характерных для многих мозаик позднейшего периода, отчетливо выявленная чувственная трактовка и большая тонкость в передаче образов красивых молодых лиц характеризуют никейские мозаики. Фрагмент мозаики "Силы небесные" в церкви Успения в Никее.

Мозаики церкви св.Димитрия в Фессалониках Другим центром, сохранившим ряд ранних памятников, являются Фессалоники.Убранство церкви относилось к началу 7 в. Этот храм был построен в форме базилики. Его убранство разноцветными мраморами и мозаиками представляло богатое, специфически византийское полихромное целое. Особо интересны были сцены, иллюстрировавшие жизнь Димитрия. В сохранившихся портретных изображениях основателей храма проявились тонкое чувство цвета и умелая передача индивидуальных черт. Все изображения отличаются высоким качеством исполнения. Другим центром, сохранившим ряд ранних памятников, являются Фессалоники.Убранство церкви относилось к началу 7 в. Этот храм был построен в форме базилики. Его убранство разноцветными мраморами и мозаиками представляло богатое, специфически византийское полихромное целое. Особо интересны были сцены, иллюстрировавшие жизнь Димитрия. В сохранившихся портретных изображениях основателей храма проявились тонкое чувство цвета и умелая передача индивидуальных черт. Все изображения отличаются высоким качеством исполнения. Мозаика базилики св. Димитрия в Фессалонике. Середина 7 в.

Фрески церкви в Кастельсеприо Античные традиции можно проследить также и в росписях церкви Сайта Мария Антиква в Риме и, особенно, в недавно расчищенных фресках церкви в Кастельсеприо. Здесь сохранился ряд сцен из детства Христа, включающих «Рождество», «Поклонение волхвов», «Сретение» и другие. Свободное движение фигур, широкая живописная манера письма, прозрачный колорит, множество отдельных мотивов, восходящих к античным прообразам, придают росписям Кастельсеприо особую жизненность, связанную с еще не угасшими традициями античности. Античные традиции можно проследить также и в росписях церкви Сайта Мария Антиква в Риме и, особенно, в недавно расчищенных фресках церкви в Кастельсеприо. Здесь сохранился ряд сцен из детства Христа, включающих «Рождество», «Поклонение волхвов», «Сретение» и другие. Свободное движение фигур, широкая живописная манера письма, прозрачный колорит, множество отдельных мотивов, восходящих к античным прообразам, придают росписям Кастельсеприо особую жизненность, связанную с еще не угасшими традициями античности. Рождество Христово. Фреска церкви в Кастельсеприо. Конец 7 в.

Византийское искусство в 8-12 века Иконы Этот период византийского искусства начинался иконопочитания, а в широком смысле - торжеством антропоморфных, классических основ всей культуры, а закончился национальной трагедией - разгромом крестоносцами Константинополя в 1204 г. Этот период византийского искусства начинался иконопочитания, а в широком смысле - торжеством антропоморфных, классических основ всей культуры, а закончился национальной трагедией - разгромом крестоносцами Константинополя в 1204 г. Это период наивысшего расцвета византийского искусства, наибольшей отточенности его стиля, наивысшей его духовной насыщенности, полного оформления всех признаков "визатинизма". Это также время широкой его экспансии во все страны православного мира и даже в западные европейские государства. Это период наивысшего расцвета византийского искусства, наибольшей отточенности его стиля, наивысшей его духовной насыщенности, полного оформления всех признаков "визатинизма". Это также время широкой его экспансии во все страны православного мира и даже в западные европейские государства.

Редкая тонкость исполнения, богатство колорита (все оттенки коричневого, золотого и красного) говорят о руке выдающегося мастера константинопольской школы. Но больше всего поражает необычайная выразительность скорбного лика и та трогательная материнская нежность, с которой Мария приникла к младенцу. Лицо Богоматери с чистым овалом, тонким носом и большими миндалевидными глазами проникнуто подлинным человеческим страданием. Кажется непостижимым, как удалось художнику достигнуть такого впечатления, внешне ни в чем не выходя за рамки канона "Богоматерь Елеус". Редкая тонкость исполнения, богатство колорита (все оттенки коричневого, золотого и красного) говорят о руке выдающегося мастера константинопольской школы. Но больше всего поражает необычайная выразительность скорбного лика и та трогательная материнская нежность, с которой Мария приникла к младенцу. Лицо Богоматери с чистым овалом, тонким носом и большими миндалевидными глазами проникнуто подлинным человеческим страданием. Кажется непостижимым, как удалось художнику достигнуть такого впечатления, внешне ни в чем не выходя за рамки канона "Богоматерь Елеус". Глубокая скорбь наполняет склоненное лицо Марии, темные глаза печальны, как почти во всех образцах византийского искусства, из которого навсегда ушла человеческая улыбка. Глубокая скорбь наполняет склоненное лицо Марии, темные глаза печальны, как почти во всех образцах византийского искусства, из которого навсегда ушла человеческая улыбка. Богоматерь Владимирская

Иконы этого типа получили на Руси наименование «Умиление» (по- гречески Елеуса). Иконы этого типа получили на Руси наименование «Умиление» (по- гречески Елеуса). Богоматерь Владимирская. Икона. Перв. треть 12 в. Византия.

Оплакивание Христа Чтобы персонажи иконы выглядели бестелесными византийские мастера делали их плоскими. При этом иконописцам пришлось отказаться от многопланового пейзажного или архитектурного фона. В дальнейшем плоскость фона стали покрывать золотом, которое в христианской символике означало Божественный свет. Мерцающая позолота создавала впечатление нематериальности, погруженности фигур в некое мистическое пространство. Разлитое по всей живописной поверхности золотое сияние исключало какой-либо иной источник света; если на иконе и было солнце или свеча, они не влияли на освещение других предметов, поэтому византийские живописцы не использовали свето-тень. Возникла особая техника последовательного наложения друг на друга высветляющихся слоев краски, при этом самой светлой оказывалась самая выпуклая точка поверхности, независимо от ее расположения. Сами краски тоже стали другими: на смену энкаустике пришла темпера. Чтобы персонажи иконы выглядели бестелесными византийские мастера делали их плоскими. При этом иконописцам пришлось отказаться от многопланового пейзажного или архитектурного фона. В дальнейшем плоскость фона стали покрывать золотом, которое в христианской символике означало Божественный свет. Мерцающая позолота создавала впечатление нематериальности, погруженности фигур в некое мистическое пространство. Разлитое по всей живописной поверхности золотое сияние исключало какой-либо иной источник света; если на иконе и было солнце или свеча, они не влияли на освещение других предметов, поэтому византийские живописцы не использовали свето-тень. Возникла особая техника последовательного наложения друг на друга высветляющихся слоев краски, при этом самой светлой оказывалась самая выпуклая точка поверхности, независимо от ее расположения. Сами краски тоже стали другими: на смену энкаустике пришла темпера.

Оплакивание Христа. Фреска церкви Св. Пантелеймона в Нерези. 12 в. Место действия «Оплакивания» Вселенная.