Томас Гоббс (15881679) английский философ-материалист, известный своими работами по политической философии, в частности, один из авторов теории общественного.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сфера духовной культуры Цель урока – освоить понятия: душа, дух духовность, духовная жизнь, духовная культура, культура. уметь – характеризовать духовную.
Advertisements

Общественный договор и естественное право в трудах Томаса Гоббса и Джона Локка. Сходство и различия Томас Гоббс ( )Джон Локк ( ) Махмутова.
Идея гражданского общества прослеживается в трудах мыслителей Древней Греции и Рима, когда появилось понятие общества как совокупности граждан. Социально-философские.
По моему мнению, сейчас меньше внимания уделяется воспитанию ценности права в сознании граждан, это непосредственно отражается в поступках и поведении.
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
Аристотель ( г.г. до н.э.) Великий греческий философ, естествоиспытатель, основатель естествознания, ученый-энциклопедист. Ученик Платона. С 343.
Человек, индивид, личность.. ЧЕЛОВЕК С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА Одно из специфических свойств человека- анализ самого себя Каков он человек?
Философия Эпикура Выполнил студент группы Мар -15 Мухаметгалеев Виталий.
Тема: Знание и познание Выполнила ученица класса И-10-2 Еремеева Екатерина Учитель Суслин Дмитрий Юрьевич
Философия Ф. Аквинского. Борьба номинализма и реализма в средневековой философии.
Владимир Соловьев родился 16 января 1853 года в семье знаменитого русского историка и профессора Московского университета Сергея Соловьева. По совету.
Выполнили : Мельников Дмитрий, Лукин Максим. Собственность - принадлежность вещей, материальных и духовных ценностей определенным лицам, юридическое право.
Презентация на тему:. План: Движение Пространство Время.
Эпоха Просвещения. Просвещение Просвещение это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие.
Тема 1.3. Виды знаний.. Проверка домашнего задания (темы 1.1 и 1.2)
Русские религиозные философы «серебряного века». Николай Онуфриевич Лосский ( )
Содержание теории трудовой стоимости и предельной полезности.
МОРАЛЬ: СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ВЫПОЛНИЛ ГОЛОВАНОВ П.А., 101гр.
Фрэнсис Бэкон родился 22 января 1561 г. в Лондоне, в семье одного из высших сановников королевского двора - сэра Николаса Бэкона. Он успешно занимался.
Декларация о правах человека. Идея прав человека имеет долгую историю и своими корнями она уходит в мировые религии и древние философские учения. Идея.
Транксрипт:

Томас Гоббс ( ) английский философ-материалист, известный своими работами по политической философии, в частности, один из авторов теории общественного договора. Основные работы: трилогия «Основы философии» («О теле», «О человеке», «О гражданине») и «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского».

Томас Гоббс вырос в эпоху, когда в Англии было весьма неспокойно. Его мать говорила, что родила Томаса до срока потому, что была напугана вестями о приближении испанской Армады и испытала ужас при мысли о вторжении кровожадных идолопоклонников. Его отец, викарий, был, по всей видимости, алкоголиком и имел довольно не уживчивый характер. Просидев допоздна одной субботней ночью, на следующее утро он уснул прямо посреди службы. Проснувшись, он объявил общине, что трефы козыри. После ссоры с другим священником на глазах у всех прихожан он бежал в Лондон и исчез, бросив семью на произвол судьбы. Об образовании Томаса позаботился его богатый дядя, отправивший его в Оксфорд, когда мальчику исполнилось 14 лет. Сделавшись наставником богатого молодого человека, он смог воспользоваться благами блестящей библиотеки и путешествиями за границу, связанными с его должностью. Томас Гоббс полагал, что логика как таковая никогда не является источником знания. Знание о существовании вещей возникает только через посредство чувственного восприятия. Логика служит методом установления отношений между вещами в частности причинно- следственных отношений. Ощущения, по мнению Гоббса, суть не более чем результат движения объектов, отпечатывающегося на наших органах чувств. Не существует ничего, кроме материи и движения материальных вещей, как вне нашего тела, так и внутри него. Так, хотя мы и предрасположены считать, будто образы нашей фантазии и снов суть нечто нематериальное, в действительности мы заблуждаемся. Память только отзвук давнего, угасающего движения. Между мозгом и другими частями тела происходит постоянное взаимодействие, так что некоторые мысли (движения внутри мозга) могут быть вызваны стимулами, направленными на другие части тела, либо привести к возбуждению этих частей.

Знание почерпывается из чувственного опыта и из разума: благодаря чувственному опыту мы приобретаем историческое знание и житейское благоразумие, благодаря разуму научное и философское знание и мудрость. Научный и философский разум является, по существу, тем же самым, что используется в математике, и переходит от определений, аксиом и постулатов к теоремам, выводимым из них по правилам логики. Мышление, ощущение, память и воображение есть не что иное, как движение некой субстанции внутри человеческой головы; как правило, они обусловлены движением находящихся вне нас вещей; следовательно, вторичные качества (такие, как цвет) не существуют в вещах, но имеют чисто душевную природу и обусловливаются мельчайшими движениями, побуждающими наш ум вырабатывать определенные ощущения. Существует только материя; такой вещи, как чисто духовное бытие, не существует: это относится и к Богу. Религия возникает из страха, невежества и стремления правителей сохранить свою власть над подданными. Добро и зло суть всего лишь то, к чему люди стремятся и чего они избегают; справедливость и несправедливость это то, что разрешено или запрещено законом. Человеческая деятельность определяется стремлением к самосохранению, и законы природы допускают любые действия, сознательно направленные к этой цели. Монархия наилучшая форма правления.

Геометрия и механика для Гоббса идеальные образцы научного мышления вообще. Природа представляется Гоббсу совокупностью протяжённых тел, различающихся между собой величиной, фигурой, положением и движением. Гоббс различал два метода познания: логическую дедукцию рационалистической «механики» и индукцию эмпирической «физики». Гоббс один из основателей «договорной» теории происхождения государства. Государство Гоббс рассматривает как результат договора между людьми, положившего конец естественному догосударственному состоянию «войны всех против всех». Он придерживался принципа изначального равенства людей. Отдельные граждане добровольно ограничили свои права и свободу в пользу государства, задача которого обеспечение мира и безопасности. Гоббс придерживается принципа правового позитивизма и превозносит роль государства, которое он признаёт абсолютным сувереном. В вопросе о формах государства симпатии Гоббса на стороне монархии. Отстаивая необходимость подчинения церкви государству, он считал необходимым сохранение религии как орудия государственной власти для обуздания народа. Был представителем социальных физиков (направление в истории). Этика Гоббса исходит из неизменной чувственной «природы человека». Основой нравственности Гоббс считал «естественный закон» стремление к самосохранению и удовлетворению потребностей. Добродетели обусловлены разумным пониманием того, что способствует и что препятствует достижению блага. Моральный долг по своему содержанию совпадает с гражданскими обязанностями, вытекающими из общественного договора. Учение Гоббса оказало большое влияние на последующее развитие философской и социологической мысли.

Существенная часть системы Гоббса отрицание существования бестелесных духов или душ. Существует только материя. Он утверждал, что идея «нематериальной субстанции» внутренне противоречива. Поэтому Бог должен быть «чистейшим, простейшим, невидимым материальным духом». Свойства вещей суть то, что определяет, каковы вещи. Однако большинство свойств неустойчивы, будучи всего лишь следствием воздействия этих вещей на наши органы чувств и мозг. Так, хотя обычно мы говорим, что яблоко имеет красный цвет, «краснота» не существует в самом яблоке, она только впечатление, которое производится яблоком на зрение нормального человека. Единственные качества, присущие самим вещам, это протяженность (вещь занимает определенное место в пространстве) и фигура (определенные очертания). Смысл этого утверждения заключается в том, что, в отличие от других качеств объекта, его протяженность и фигура не зависят от чьего-либо восприятия. Гоббс полагал, что все люди равны, но не по физической силе или умственным способностям, а по своей незащищенности от насилия со стороны других лиц. У слабейшего, говорил он, достанет сил на то, чтобы убить сильнейшего, а самому недалекому хватит житейской мудрости для того, чтобы убить самого смышленого. Поскольку все в той или иной степени желают одного и того же, постольку между людьми ведется постоянная конкуренция. Порой эта конкуренция касается вещей, необходимых для сохранения собственной жизни, порой же она ведется ради источников удовольствия. Если некто имеет больше, чем другие, он должен быть готов к тому, что его ближние объединятся, чтобы отнять у него «не только плоды его труда, но и самую свободу и даже жизнь». Людям свойственно враждовать друг с другом ради приобретения того, чего они еще не имеют, либо ради защиты своей собственности от тех, кто стремится ее присвоить; порой же они враждуют исключительно ради славы, «из-за таких пустяков, как слово, усмешка, несогласие во мнениях и вообще любое ущемление их гордыни».

Итак, до той поры пока не существует единой власти, способной к поддержанию порядка, все люди находятся в состоянии войны друг с другом войны всех против всех. Эта война не затихает даже тогда, когда не применяется оружие; в последнем случае она становится разновидностью холодной войны, во время которой каждый постоянно подвергается опасности со стороны всех остальных и постоянно ее ощущает. Такая ситуация, которую Гоббс называет естественным состоянием, отличается полным отсутствием доверия между людьми и неизбывным страхом насильственной смерти. Вследствие этого в этом состоянии невозможны никакие блага цивилизации ни земледелие, ни образование, ни торговля, ни общество, но хуже всего то, что «человек ведет жизнь одинокую, бедную, грязную, скотскую и скоротечную». Выражаясь иначе, при естественном состоянии отсутствуют правительство, законы, понимание справедливого и несправедливого. Это царство анархии, в котором каждый имеет право на все, в том числе и на жизнь другого человека. Гоббс утверждает, что все люди обладают прирожденной свободой, или правом, совершать все, что, по их суждению, необходимо для самосохранения. Разум подводит к определенным законам природы, запрещающим человеку совершать любые гибельные для него поступки или бездействовать, когда для спасения собственной жизни он должен что-либо предпринять. Из этого, пишет Гоббс, вытекает, что каждый должен стремиться к миру. Так как жизнь в естественном состоянии столь ненадежна, необходимость заставляет всячески искать выхода из этого состояния ради достижения большей безопасности. Чтобы выйти из естественного состояния, или состояния войны, необходимо искать мира.

Пока люди живут без общей власти, держащей всех их в страхе, они находятся в том состоянии, которое называется войной, и именно в состоянии войны всех против всех. Конечно, правильны оба утверждения: и человек человеку Бог, и человек человеку волк. Первое в том случае, если речь идет об отношениях между собою сограждан, второе когда речь идет об отношениях между государствами. В науках мы ищем причин не столько того, что было, сколько того, что могло бы быть. Зло, которого мы не можем ни преодолеть, ни избежать, мы ненавидим. Если бы геометрические аксиомы задевали интересы людей, они бы опровергались.

Гоббс считал, что от деятельности государства зависят сама жизнь человека, его благосостояние, общее благо людей, их согласие, что составляет здоровье государства; его отсутствие приводит к болезни, гражданским войнам и даже смерти государства. Следовательно все люди заинтересованы в совершенном государстве. Наилучшая форма гос. правления – абсолютная монархия. Понятие добра и зла различаются только государством. В основе нравственности лежит естественный закон человеческой природы – стремление к самосохранению. Нравственные ценности носят относительный характер и определяются их отношением к благу – предмету желания человека. Естественный закон нравственности совпадает с гражданскими добродетелями в идеальном государстве, поскольку величайшим благом для человека является гражданский мир. Использованный материал: wikipedia.org, wikiquote.org, myline.ru