«Чистейшей прелести чистейший образец…». Идеал женщины в любовной лирике А.С.Пушкина. Автор проекта: Автор проекта: Н.В.Черноситова, учитель русского языка.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Идеал в любовной лирике А.С. Пушкина Казимирёнок Елена Александровна учитель русского языка и литературы МОУ «Коммунарская СОШ 3» педагогический стаж –
Advertisements

МАДОННА Не множеством картин старинных мастеров Украсить я всегда желал свою обитель, Чтоб суеверно им дивился посетитель, Внимая важному сужденью знатоков.
Тема любви в лирике А.С.Пушкина. К*** Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолётное виденье, Как гений чистой красоты. В томленьях.
Идеал в любовной лирике А.С. Пушкина. Цель: изучение любовной лирики А.С.Пушкина; изучение любовной лирики А.С.Пушкина; раскрытие ее духовного потенциала;
М огу л ь н а красоту в зирать без у миленья ? Пушкинская лирика- молитвенная…
Средство создания образа на примере стихотворения А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» Урок литературы в 9 классе Учитель МОУ - СОШ 16 Воловичева Н.П.
«Душе настало пробужденье …» Осипова Наталья Анатольевна, учитель русского языка и литературы.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» пст. Казлук Реферат Реферат Наталья Николаевна Гончарова в стихах и письмах.
А. С. Пушкин. Лирика любви Любви все возрасты покорны…. Любви все возрасты покорны…. А.С.Пушкин А.С.Пушкин.
« Мадонна » (1830),
Презентация к уроку по литературе (9 класс) по теме: "Любовная лирика А.С.Пушкина"
Любовная лирика А.С. Пушкина Любви все возрасты покорны, Ёе порывы благотворны… А.С. Пушкин.
Презентация по теме: О женщине с ребёнком на руках
И ДЕАЛ В ЛЮБОВНОЙ ЛИРИКЕ А. С. П УШКИНА Орехова Светлана Владимировна, учитель русского языка и литературы, Ульяновская СОШ 1.
Эта музыка напомнит тебе дни любви и младости. М. Глинка.
МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА. А. С. Пушкин И. А. Крылов С. Есенин Ф. И. Тютчев А. Блок И другие поэты, писатели.
Наталья Гончарова в письмах и стихотворениях А.С.Пушкина.
Мадонна Не множеством картин старинных мастеров Украсить я всегда желал свою обитель. Чтоб суеверно им дивился посетитель; Внимая важному сужденью знатоков.
Что в имени тебе моем?... …есть сердце, где живу я»
Мне дорого любви моей мученье – Пускай умру, но я умру любя! «Желание» Любовная лирика Пушкина…
Транксрипт:

«Чистейшей прелести чистейший образец…». Идеал женщины в любовной лирике А.С.Пушкина. Автор проекта: Автор проекта: Н.В.Черноситова, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ п. Красная Кудрявка Балашовского района Саратовской области Н.В.Черноситова, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ п. Красная Кудрявка Балашовского района Саратовской области

А.С.Пушкин

Цели и задачи проекта: 1. Изучение любовной лирики А.С.Пушкина в эволюции; раскрытие её духовного потенциала. 1. Изучение любовной лирики А.С.Пушкина в эволюции; раскрытие её духовного потенциала. 2. Углубление представления учащихся о специфике образа- переживания в лирическом произведении. 2. Углубление представления учащихся о специфике образа- переживания в лирическом произведении. 3. Развитие ассоциативного мышления и творческого воображения учащихся. 3. Развитие ассоциативного мышления и творческого воображения учащихся.

Изображение любовных переживаний в ранней лирике А.С.Пушкина Стихотворение «Дорида» (1819 г.) В Дориде нравятся и локоны златые, И бледное лицо, и очи голубые… Вчера, друзей моих оставяттт пир ночной, В её объятиях я негу пил душой; Восторги быстрые восторгами сменялись, Желанья гасли вдруг и снова разгорались; Я таял; но среди неверной темноты Другие милые мне виделись черты, И весь я полон был таинственной печали, И имя чуждое уста мои шептали.

Задания 1 группе Понравились вам стихи? Понравились вам стихи? Что мы узнаём о героине произведения? Что мы узнаём о героине произведения? Каково отношение к ней лирического героя? Каково отношение к ней лирического героя? Что его в ней привлекает? Что его в ней привлекает? Что можно сказать о чувствах, которые испытывает герой во время свидания с Доридой? Что можно сказать о чувствах, которые испытывает герой во время свидания с Доридой? Охарактеризуйте смену этих чувств. Охарактеризуйте смену этих чувств. Какие слова передают то, что от любви герой ждёт прежде всего наслаждения и удовольствия? Какие слова передают то, что от любви герой ждёт прежде всего наслаждения и удовольствия? Как описываются чувства, переживаемые героем? Что их отличает? Как описываются чувства, переживаемые героем? Что их отличает? Как вы думаете, почему герой выражает своё состояние словами: «Я таял…»? Какой смысл вкладывается в эти слова? В чём заключается композиционная роль этих слов? Как вы думаете, почему герой выражает своё состояние словами: «Я таял…»? Какой смысл вкладывается в эти слова? В чём заключается композиционная роль этих слов? Почему темнота названа неверной? Почему темнота названа неверной?

Ответы учащихся. Автор выделяет в героине златые локоны, бледное лицо, голубые очи. В Дориде лирическому герою «нравится» всё. В её объятиях он «негу пьёт душой».Чувства героя непрочны, мимолётны, быстро сменяют друг друга: «Восторги быстрые восторгами сменялись,// Желанья гасли вдруг и скоро разгорались…». Самохарактеристика: «Я таял»- связана с тем, что герой теряет ощущение собственной личности из-за очень быстрой смены различных состояний. Его чувства, хоть и приятны, но слишком непрочны. Вслед за этими словами создаётся образ «неверной темноты», то есть намечается смена переживаний лирического героя. Эпитет «неверная» гармонирует с описанием таких же неверных, изменчивых чувств героя. Автор выделяет в героине златые локоны, бледное лицо, голубые очи. В Дориде лирическому герою «нравится» всё. В её объятиях он «негу пьёт душой».Чувства героя непрочны, мимолётны, быстро сменяют друг друга: «Восторги быстрые восторгами сменялись,// Желанья гасли вдруг и скоро разгорались…». Самохарактеристика: «Я таял»- связана с тем, что герой теряет ощущение собственной личности из-за очень быстрой смены различных состояний. Его чувства, хоть и приятны, но слишком непрочны. Вслед за этими словами создаётся образ «неверной темноты», то есть намечается смена переживаний лирического героя. Эпитет «неверная» гармонирует с описанием таких же неверных, изменчивых чувств героя.

Задание 2 группе. 1. Сравните стихотворения. Стихотворение «Дорида» (1819 г.) В Дориде нравятся и локоны златые, И бледное лицо, и очи голубые… Вчера, друзей моих оставяттт пир ночной, В её объятиях я негу пил душой; Восторги быстрые восторгами сменялись, Желанья гасли вдруг и снова разгорались; Я таял; но среди неверной темноты Другие милые мне виделись черты, И весь я полон был таинственной печали, И имя чуждое уста мои шептали. Стихотворение«Дориде» (1920 г.) Стихотворение«Дориде» (1920 г.) Я верю: я любим; для сердца нужно верить. Нет, милая моя не может лицемерить; Всё непритворно в ней: желаний томный жар, Стыдливость робкая, харит бесценный дар, Нарядов и речей приятная небрежность И ласковых имён младенческая нежность.

Вопросы для выполнения задания. Какое чувство и как выражено в стихотворении «Дориде»? Какое чувство и как выражено в стихотворении «Дориде»? Сравните описания двух героинь. Что характеризует каждую из них? Сравните описания двух героинь. Что характеризует каждую из них? Какое из двух прочитанных стихотворений представляется более целостным, передающим более взаимосвязанные, гармоничные переживания? Какое из двух прочитанных стихотворений представляется более целостным, передающим более взаимосвязанные, гармоничные переживания?

Задание для 3 группы Проанализируйте стихотворение А.С.Пушкина «К***» Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолётное виденье, Как гений чистой красоты. В томленьях грусти безнадежной, В тревогах шумной суеты, Звучал мне долго голос нежный, И снились милые черты. В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои Без божества, без вдохновенья, Без слёз, без жизни, без любви. Душе настало пробужденье: И вот опять явилась ты, Как мимолётное виденье, Как гений чистой красоты. И сердце бьётся в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слёзы, и любовь.

Вопросы для анализа Как вы можете охарактеризовать отношение автора послания к своему адресату? Как вы можете охарактеризовать отношение автора послания к своему адресату? Образ героини стихотворения создаётся с помощью «загадочных» слов: мимолётное виденье», «гений чистой красоты».Какие чувства и ассоциации вызвали у вас эти выражения? Какие эпитеты помогли бы описать возникший в вашем воображении женский образ? Образ героини стихотворения создаётся с помощью «загадочных» слов: мимолётное виденье», «гений чистой красоты».Какие чувства и ассоциации вызвали у вас эти выражения? Какие эпитеты помогли бы описать возникший в вашем воображении женский образ? Какой образ возникает в первых строках последней строфы пушкинского стихотворения? Какой образ возникает в первых строках последней строфы пушкинского стихотворения? Можно ли считать, что сердце в послании к К***» показано поэтом как центр сосредоточения всех переживаний героя? Какое из них автор особо выделяет? Можно ли считать, что сердце в послании к К***» показано поэтом как центр сосредоточения всех переживаний героя? Какое из них автор особо выделяет?

Черты зрелой любовной лирики А.С.Пушкина В зрелой любовной лирике поэта за образом реальной возлюбленной всегда проглядывает идеальный первообраз, который постоянно именуется: Мадонна, Богородица, Мария- дева, Матерь Господа Христа, Пречистая. В 1830 году А.С.Пушкин создаёт сонет «Мадона», появление которого связывают с именем Натальи Гончаровой. В зрелой любовной лирике поэта за образом реальной возлюбленной всегда проглядывает идеальный первообраз, который постоянно именуется: Мадонна, Богородица, Мария- дева, Матерь Господа Христа, Пречистая. В 1830 году А.С.Пушкин создаёт сонет «Мадона», появление которого связывают с именем Натальи Гончаровой.

Задание для 4 группы. Сопоставьте стихотворения. Стихотворение «Дорида» (1819 г.) Стихотворение «Дорида» (1819 г.) В Дориде нравятся и локоны златые, И бледное лицо, и очи голубые… Вчера, друзей моих оставяттт пир ночной, В её объятиях я негу пил душой; Восторги быстрые восторгами сменялись, Желанья гасли вдруг и снова разгорались; Я таял; но среди неверной темноты Другие милые мне виделись черты, И весь я полон был таинственной печали, И имя чуждое уста мои шептали.

Стихотворение «Мадона» (1830 г.) Не множеством картин старинных мастеров Украсить я всегда желал свою обитель, Чтоб суеверно им дивился посетитель, Внимая важному сужденью знатоков. В простом углу моём, средь медленных трудов, Одной картины я желал быть вечно зритель, Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков, Пречистая и наш божественный Спаситель- Она с величием, он с разумом в очах- Взирали кроткие, во славе и лучах, Одни, без ангелов, под пальмою Сиона. Исполнились мои желания, Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадона, Чистейшей прелести, чистейший образец.

Вопросы для сопоставления стихотворений. В сонете две героини, образ небесной Мадонны сопоставляется с образом земной женщины, которую поэт называет «моя Мадона».Подобное соседство мы уже встречали в стихотворении «Дорида». В сонете две героини, образ небесной Мадонны сопоставляется с образом земной женщины, которую поэт называет «моя Мадона».Подобное соседство мы уже встречали в стихотворении «Дорида». -Меняется ли взаимоотношение и композиционная роль реального и воображаемого образов в сонете «Мадона»? -Меняется ли взаимоотношение и композиционная роль реального и воображаемого образов в сонете «Мадона»? -Как можно охарактеризовать образы лирических героев стихотворений «Дорида» и «Мадона»? Какими и в какой обстановке герои изображены? -Как можно охарактеризовать образы лирических героев стихотворений «Дорида» и «Мадона»? Какими и в какой обстановке герои изображены? - Как вы понимаете выражение «Чистейшей прелести чистейший образец»? - Как вы понимаете выражение «Чистейшей прелести чистейший образец»? - Что позволило поэту сравнивать свою возлюбленную с Пречистой? Что может служить поэту оправданием? - Что позволило поэту сравнивать свою возлюбленную с Пречистой? Что может служить поэту оправданием?

Заключение. Главной задачей проекта было рассмотрение Главной задачей проекта было рассмотрение любовной лирики А.С.Пушкина. Начав с воспевания чувственно-земной любви, поэт всё настойчивее стремился к раскрытию её идеального, духовного смысла. В своих стихотворениях он показал, что любовь позволяет увидеть в земной женщине идеальную красоту Мадонны, Пречистой.